На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ расчета с дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
       Введение _______________________________________________________2
       1. Теоретические и методологические  основы учета и анализа расчетов  с поставщиками и покупателями ____________________________________________4
       2. Организационно – экономическая  характеристика предприятия ________18
       3. Учет расчетов с поставщиками  и покупателями  _____________________26
          3.1. Учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками  ________________26
          3.2. Учет расчетов  с покупателями и заказчиками  __________________28
          3.3. Учет расчетов с использованием векселей   _____________________31
          3.4. Учет расчетов, основанных на зачете взаимных  требований ______32
          3.5. Порядок списания  истребованной и не истребованной         задолженности __________________________________________________________ 34
       4. Анализ расчета с дебиторами  и кредиторами ________________________36
          4.1. Анализ динамики, структуры дебиторской и кредиторской           задолженности __________________________________________________________36
          4.2. Анализ качества  дебиторской и кредиторской  задолженности ____42
          4.3. Анализ оборачиваемости  дебиторской и кредиторской   задолженности __________________________________________________________ 44
          4.4. Анализ соотношения  дебиторской и кредиторской                задолженности __________________________________________________________ 47
          4.5. Пути улучшения  состояния расчетов __________________________48
       Заключение  _____________________________________________________50
       Список  используемой литературы  __________________________________54
       Приложения  _____________________________________________________57 
 
 
 

Введение 

       Предприятия постоянно ведут расчеты с  поставщиками за приобретенные у  них основные средства, сырье, материалы  и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
       В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
       Сомнительная  дебиторская задолженность и  просроченная кредиторская задолженность  свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
       Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности  расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
       Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ расчетов с  поставщиками и покупателями.
       В соответствии с поставленной целью  необходимо решать следующие задачи:
      изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
      охарактеризовать учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований;
      рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
      провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской и кредиторской задолженности;
      проанализировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
      выявить пути улучшения состояния расчетов.
       Объектом  исследования в выпускной квалификационной работе является открытое акционерное  общество "Кировстрой", г. Киров.
       В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы экономических исследований: экономический, монографический, экономико – математический, рассчетно – конструктивный; используются основные методы экономического анализа, такие как: элиминирование, балансовый метод и так далее.
       Методологической и технической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.
       Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская  отчетность предприятия за 1998 – 2000 гг.:
       форма № 1 "Бухгалтерский баланс";
       форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";
       данные  аналитического и синтетического учета  по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
       счету 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками";
       первичные документы.
    1. Теоретические  и методологические основы учета  и анализа расчетов с поставщиками и покупателями 

       Хозяйственные связи, по утверждению Лубяной В. С.,  - это необходимое условие  деятельности предприятия, так как  они обеспечивают бесперебойность  снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).  Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком [И]. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками). По определению Кондракова М. П., к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно – материальные ценности, а так же оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды и др.) и выполняющие различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
       Порядок расчетов между предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ. Условия внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – станция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
       Действующим планом счетов бухгалтерского учета  предусмотрена возможность взаимосвязанного отражения  многих видов расчетов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на пассивном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", схема этого счета представлена на рисунке 1, и активном счете 61 "Расчеты по авансам выданным" (рис. 2). 

Счет 60
Д                                                                                                                                              К
Оплата  счетов поставщиков и подрядчиков  за поставленные материальные ценности и услуги. Зачет выданных авансов и предварительных  оплат.
Сальдо –  остаток задолженности поставщикам  на начало периода. 
Акцент  счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные материальные ценности, выполненные работы, услуги; выдача векселей; акцент трат; отражение коммерческого кредита. 

Сальдо  – остаток задолженности поставщикам  и подрядчикам на конец периода.
 
 
       Рис 1.  Схема счета 60 "Расчеты с поставщиками и                                                                                                        подрядчиками". 

       На  счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется учет расчетов за полученные ТМЦ, выполненные  работы и услуги, расчетные документы, по которым акцептованы и подлежат оплате; расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; расчетные документы, по которым не поступили (неотфактурованные поставки); излишки ТМЦ, выявленные при их приемке.
       По  кредиту счета 60 в корреспонденции  со счетами производственных запасов, товаров, издержек производства и обращения  отражается задолженность предприятия  поставщику (подрядчику) за фактически поступившие ТМЦ, принятые работы и  услуги, за услуги по доставке ТМЦ, а так же НДС.
       Суммы, отражаемые по кредиту формы 60, отмечает Вещунова Н. Л., зависят также от соответствия сроков поступления материальных ценностей  и платежных документов (таблица 1. 1.). 
 
 
 
 
 

       Таблица 1.1.
       Отражение задолженности поставщикам.
Материальные ценности Платежные документы Записи в  учете
Переход права собственности на материальные ценности произошел 
Поступили  
 
Поступили  
 
 
 

Не поступили
Поступили  
 
Не поступили 
 
 
 

Поступили 
Сумма в пределах акцепта: Д сч. 10, К сч. 60
Д сч. 19, К сч. 60
Сумма фактически поступивших материалов по ценам, установленным в договоре:
Д сч. 10 неотфакт. пост., К сч 60
Д сч. 19, К сч. 60.
Сумма,указанная  в счете поставщика:
Д сч. 10 материалы в пути, К сч. 60
Д сч. 19, к сч. 60
Переход права собственности на материальные ценности не произошел
Поступили Поступили
Не поступили
Поступили Не поступили 
Поступили
Сумма, согласно договора Д сч. 002 Сумма, согласно договора Д сч. 002
Не отражается
 
       Если  при заключении договора предусмотрен аванс (предварительная оплата) поставщику (подрядчику), то он отражается на счете 61 "Расчеты по авансам выданным" (см. рис. 2).
Д                                                              Счет 61                                                                   К
Сальдо  – остаток задолженности поставщиков  и подрядчиков по выданным им авансам  на начало периода. 
Сумма выданных авансов поставщикам и  подрядчикам под поставку материальных ценностей и выполнение работ, предварительных  оплат. 

Сальдо  – остаток задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам на конец периода.
 
 
 
 
 
Сумма выданных авансов  и оплаты частичной готовности продукции  и работ, зачтенных поставщиком  при оплате законченных работ.
 
       Рис. 2. Схема счета 61 "Расчеты по авансам  выданным". 

       При окончательном расчете поставщик  производит зачет суммы полученного  аванса, предварительной оплаты.
       При журнально – ордерной форме учета  учет расчетов с поставщиками ведут  в Ж/О № 6, где синтетический  расчет учетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в Ж/О № 6.
       При автоматизации учета на основании  выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ("Расчет с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты по авансам", "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты по претензиям"). Эти машинограммы служат основанием для разработки оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.
       В настоящее время, как отмечает Кондраков  Н. П., в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на активном счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Счет имеет следующую структуру (рис. 3).
Счет 62
Д                                                                                                                                    К
Сальдо  – сумма задолженности покупателей (заказчиков) на начало периода. 
Суммы предъявленных расчетных документов покупателям (заказчикам). 

Сальдо  – сумма задолженности покупателей (заказчиков) на конец периода.
 
 
 
 
Суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов.
 
       Рис. 3.  структурная схема счета 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". 

       К этому счету могут быть открыты  следующие субсчета: 62 – 1 "Расчеты в порядке инкассо"; 62 – 2 "Расчеты плановыми платежами"; 62 – 3 "Векселя полученные" и другие.
       На  субъекте 62 – 1 "Расчеты в порядке  инкассо" учитывает расчеты по предъявленным покупателям и  заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы, услуги.
       На  субъекте 62 – 2 "Расчеты плановыми  платежами" учитывают расчеты  с покупателями и заказчиками  при длительных хозяйственных связей с ними, когда расчеты носят  постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
       На  субъекте 62 – 3 "Векселя полученные" учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными  векселями.  На суммы оплаты за отгруженную  продукцию, выполненные работы и  оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:
       Дебет сч. 46 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"
       Кредит  сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
       При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают сумму данной задолженности с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счетов денежных средств. Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента дебетуют денежные счета и кредитуют счет 80 "Прибыли и убытки".
       Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому  предъявленному покупателем или  заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей –  по каждому покупателю и заказчику  в ведомости № 16. Кредитовый оборот по счету 62 заносится в Ж/О № 11, а затем в Главную книгу.
       При использовании метода учета реализации продукции (работ, услуг) "по отгрузке" организациям разрешается создавать  резервы по сомнительным долгам, учитываемые  на субсчете 1"Резервы по сомнительным долгам" счета 82 "Оценочные резервы". Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации должника и оценки вероятности погашения им долга. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 80 "Прибыли и убытки" и кредитуют счет 82  "Оценочные резервы". Не востребованная в срок дебиторская задолженность списывается с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счета 82 "Оценочные резервы".
       В организациях, выполняющих работы долгосрочного  характера  (строительные, проектные, научные) для учета расчетов с  заказчиками может использоваться счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным  работам". С 1. 01. 2000 г. в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" это правило распространяется на продукции и услуги.
Д                                                                        Счет 36                                                                      К
Стоимость оплаченных заказчиком этапов работ Стоимость всех этапов работ, оплаченных заказчиком.
        
        Рис. 4. Схема счета 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам". 

       Каждый  законченный и оплаченный этап работ  представляет собой объем реализованных  выполненных работ данного отчетного  периода. Стоимость законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в дебет счета 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 36, списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками ". Аналитический учет по счету 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" ведется по видам работ.
       Безруких  П. С. справедливо утверждает, что  в условиях рыночной экономики для  уменьшения риска не оплаты или несвоевременной  оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815), вексель является формой договора  займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права (3).
       Различают простые и переводные векселя. Простой  вексель по определению Кондракова Н. П., - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (вексельдателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.
       Переводной  вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.
       Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом  учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выданные". По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51,52 и др.) .
       Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субъект 3 "Векселя  полученные", который дебетуется на указанные в векселях суммы  с кредита счетов учета реализации готовой продукции (46) или другого вида имущества (47 и 48). Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.
       Проценты  по векселю обычно включают в его  номинальную цену. Если проценты по векселю оплачивают сверх номинальной  суммы векселя, то величину начисленного процента отражают по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" и дебету счета 62 субсчет 3 "Векселя полученные".
       Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским  Кодексом РФ (2, ст 410), согласно которого обязательства одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования. Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).
       Зачетная  операция отражается в бухгалтерском  учете:
       Дебет счета 60 "Расчеты поставщиками и  подрядчиками",
                  счета 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами".
       Кредит  счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
       Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).
       По  договору мены каждая из сторон обязуется  передать в собственность другой стороне один товар в обмен  на другой.
       По  мере отгрузки продукции (работ, услуг) товары и иное имущество, отгруженные в счет бартерной операции отражаются по кредиту счетов реализации (46, 47, 48) в корреспонденции со счетом 62 по стоимости, предусмотренной условиями бартера.   Одновременно в дебет счетов 46, 47. 48 списывается себестоимость отгруженной продукции, товаров, основных средств и иного имуществ в корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей.
       Товары, поступившие на предприятие по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции с кредитом счетов 60, 76. одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность: Дебет 60, 76       Кредит 62.
       По  определению Кондракова Н. П. Под  дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.
       Кредиторской  называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами.
       Согласно  Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 196), срок исковой давности по расчетам между юридическими лицами установлен в 3 года.
       Дебиторская задолженность по истечении срока  исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва  сомнительных долгов. Списание задолженности  оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями:
       Дебет счета 80 "прибыли и убытки" или
                  счета 82 "Оценочные резервы"
       Кредит  счетов 62, 61, 76 

       Списанная дебиторская задолженность не считается  аннулированной. Она должна отражаться на забаллансовом счете 007 "Списанная  в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течении  5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
         Кредиторская задолженность по  истечении срока исковой давности  списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:
       Дебет счетов 60, 64, 76 Кредит счета 80 "Прибыли  и убытки"
       В соответствии с Положением о составе  затрат (5, п. 14) суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализованных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.
       Установленный в Указе Президента порядок расчета  между дебиторами и кредиторами  уточнен Постановлением Правительства  РФ от 18 августа 1995 г. № 817. в соответствии с пунктом 2 данного Постановления не востребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыли, учитываемую при налогообложении.
       В связи с введением нового плана  счетов претерпел порядок отражения  на счетах бухгалтерского учета некоторых  расчетов организаций с контрагентами. Однако эти изменения по большей  части не носят принципиального  характера; они не меняют традиционные подходы к бухгалтерскому учету расчетов. В отличие от предыдущего счетного плана в плане счетов 2001 г. не предусмотрены специальные синтетические позиции для учета расчетов по авансам выданным (счет 61 "Расчеты по авансам выданным" плана счетов 1992 г.) и авансам полученным (счет 64 "Расчеты по авансам полученным"). Теперь авансы, выданные торговым контрагентам, должны учитываться на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а авансы полученные от них, - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В аналитическом расчете по этим счетам расчеты по авансам подлежат обособлению, для чего могут применяться разные способы, в том числе открытия отдельных субсчетов.
       По  мнению Савицкого Г. В., квалифицированный  экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
       Предварительная оценка финансового положения предприятия, отличает         Ефимова  О.В. осуществляется на основании  данных бухгалтерской отчетности. При  этом  отчетность предприятия рассматривается  в двух основных аспектах: с точки  зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающей текущую платежеспособность, и с точки зрения выявления финансового результата. Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс(ф.№1), вторую – отчет о прибылях и убытках (ф.№2).
       Анализ возможного проводить непосредственно по бухгалтерскому балансу, подготовленному для анализа, однако целесообразно преобразовать бухгалтерский баланс в более удобную агрегированную форму, пригодную для проведения последующих экономических расчетов. Построение агрегированного аналитического баланса предусматривает выделение в нем групп, объединяющих однородные статьи: в активе – по степени ликвидности, в пассиве – по степени срочности обязательств. Целоусова  Л.А.  предлагает расположение выделенных групп в аналитическом балансе по принципу убывания ликвидности активов и снижения срочности погашения обязательств в пассиве.
       В I группу актива аналитического баланса (Приложение) включены статьи II раздела бухгалтерского баланса 2000 года: денежные средства (стр. 260) и краткосрочные финансовые вложения (стр. 250). 2 группа включает "Дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты" (стр. 240) плюс "Товары отгруженные" (стр. 215), а так же суммы, указанные по статье "Прочие оборотные активы" (стр. 270). В 3 – ю группу входят суммы статьи "Запасы" (стр. 210) за минусом статьи "Товары отгруженные" (стр. 216) плюс статья "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (стр. 220).
       Таким образом, 1, 2, 3 группы актива аналитического баланса объединяют текущие (оборотные) активы предприятия.
       4 группа включает все статьи  I раздела бухгалтерского баланса "Внеоборотные активы" (стр. 190) плюс "Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты" (стр. 230).
       Пассив  аналитического баланса: 1 группа пассива (см. Приложения) включает вся кредиторскую задолженность (стр. 620), статью "Прочие краткосрочные пассивы" (стр. 660). Во вторую группу по балансу 2000 г. входит статья "Займы и кредиты" (стр. 610). Таким образом, 1 и 2 группа аналитического баланса объединяют краткосрочные заемные средства (краткосрочные обязательства) предприятия.  3 группа представлена раздела IV "Долгосрочные обязательства" стр. 510 баланса 2000 г. 4 группа включает собственные источники (III раздела баланса 2000 г.) плюс "Резервы предстоящих расходов" (стр. 650).
       В аналитическом балансе  сохраняется  общая балансовая модель: Ва = Вр или              S + Ra + Z + F = Rp + Kt + Kd + Ec.
       Эффективная организация анализа и управление дебиторской и кредиторской задолженностью решает следующие задачи, стоящие перед предприятием:
        обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;
        соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;
        обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов и кредиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;
        выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;
        определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.
       Савицкая  Г. В. считает, что в процессе анализа  составления расчетов нужно изучить  динамику, состав, причины и давность образования задолженности (45); для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса 2000 г. и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.  Бланк И. А. предлагает на первом этапе анализа оценить также уровень дебитоской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечение оборотных активов в дебиторскую задолженность, и уровень кредиторской задолженности, т. е. Определить коэффициент отвлечения текущих (краткосрочных) обязательств в кредиторскую задолженность.
       На  втором этапе анализа, по мнению Бланка И. А., определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и  количество ее оборотов в рассматриваемом  периоде, а так же оборачиваемость  кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании финансового цикла. На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности по отдельным ее "возрастным группам", т. е. по по предусмотренным срокам ее инкассации, а также изучается состав кредиторской задолженности по отдельным ее видам; выявляется динамика удельного веса отдельных ее видов в общей сумме кредиторской задолженности. На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженности и изучается зависимость изменения отдельных видов кредиторской от изменения объема реализации продукции – по каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент ее эластичности от объема реализации продукции.
       На  пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а так же прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.
       Целоусова Л. А. Предлагает оценивать качество задолженности по следующим показателям:
        доля сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
        доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
        доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности;
        доля просроченных кредитов и займов (кредиты и займы не погашенные в срок) в общей сумме кредитов.
       Оценку  состава и структуры задолженности  производить по конкретным поставщикам  и покупателям. При этом Стражев  В. И. рекомендует изучать, какой  процент невозврата кредиторской задолженности  приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Оценку состава и структуры задолженности, по мнению   Целоусова Л. А., желательно производить по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1 –го – до 3 – х месяцев, от 3 – 6  месяцев, от 6 – 12 месяцев, более 12 месяцев.
       Анализ  по срокам образования позволяет контролировать задолженность, своевременно выявлять просроченную и принимать меры к ее взысканию.
       Обобщенным  показателем возврата задолженности, по определению Стрижева В. И., является оборачиваемость, ожидаемая на оснований  условий договоров.
       В ходе анализа оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей, рассчитываются следующие показатели:
        коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, определяемый как отношение суммы оборота по дебиторской задолженности (выручки от реализации) к средней дебиторской задолженности;
        срок оборачиваемости дебиторской задолженности, показывающей период погашения дебиторской задолженности или средний сложившийся за анализируемый период срок расчета покупателей с предприятием;
        коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
        срок оборачиваемости кредиторской задолженности в период погашения, характеризующий средний срок в течении которого предприятие рассчитывает по своим долгам с кредиторами (без учета банковских кредитов).
       Ефимова О. В. предлагает следующие пути улучшения состояния расчетов:
        следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности: значительное преобладание кредиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
        контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной (просроченной)  задолженности;
        по возможности ориентироваться на большее число покупателей, чтобы не уменьшить риск неуплаты одним или нескольким крупным покупателям;
        предоставить скидки при досрочной оплате, т. к. снижение цены приводит к расширению продаж, система скидок интенсифицирует приток денежных средств, система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплету; в условиях инфляции всякая просрочка платежа приводит к тому, что производитель (продавец) реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. При этом потери от обесценивания денежных поступлений могут оказаться значительно выше потерь от предоставления скидок цены.
 
 
 
       2. Организационно – экономическая  характеристика предприятия 

       Исследуемым предприятием в выпускной квалификационной работе является открытое акционерное общество производственно – коммерческое строительное предприятие "Кировстрой".
       Открытое  акционерное общество производственно  – коммерческое строительное предприятие "Кировстрой" является юридическим  лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности – акционерная.
       ОАО ПКСП "Кировстрой" имеет гражданские  права и несет обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных Федеральным законом.
       Цель  – извлечение прибыли.
       Основным  видом деятельности ОАО ПКСП "Кировстрой" является производственная.
       Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответсовии с Федеральным  законом О бухгалтерском учете  от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ. Бухгалтерский учет в ОАО ПКСП "Кировстрой" осуществляется бухгалтерской службой, которая представлена (Приложения). Бухгалтерский учет ведется на основании принятого положения от … № … (Приложение). Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов (Приложение). В ОАО ПКСП "Кировстрой" применяется журнально – ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован.
       После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретет статус юридического документа. Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.
       В ОАО ПКСП "Кировстрой" структура бухгалтерии состоит из отделов:
        расчетной группы, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
        производственно – калькуляционной группы, работники которой ведут учет затрат на все виды производства, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
        общей группы, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность;
        финансовой группы, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
        материальной группы, работники которой ведут учет приобретенных материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования.
       Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.
       Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций  несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.
       Общая производственная структура открытого  акционерного общества производственно – коммерческого строительного предприятия может быть представлена следующим образом. (Приложения) 
 

       Экономическую характеристику предприятия можно  дать на основе расчетов, приведенных  в таблицах 2.1. и 2.2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 2.1. 

       Размеры и основные экономические показатели предприятия. 

Показатели  1998 г. 1999г. 2000г. %
1 Выручка от реализации продукции 23156000 27989006 39419113 170,2
2 Стоимость производственных основных средств, руб. 36454014 40141964 44055051 120,9
3 Стоимость оборотных средств, руб. 9415000 9522766 14968368 160,1
4 Среднесписочная численность работников, чел. 374 365 410 109,6
5 Фондовооруженность, руб 97471 109978 107451 1,10
6 Производительность  труда одного работника, руб. 61914 76682 96144 1,55
7 Фондоотдача, руб. 0,63 0,70 0,89 1,41
8 Оборачиваемость оборотных средств 2,46 2,94 2,63 1,07
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Таблица 2.2. 

       Финансовые  результаты и финансовое состояние  предприятия 

Показатели 1998г. 1999г. 2000г. %
1 Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), руб. 1153000 5637 2595 1150405
2 Балансовая  прибыль, руб. 1933000 491411 2324887 391887
3 Рентабельность  оборота, % 5,3 0,02 0,01 0,001
4 Коэффициент автономии 0,60 0,60 0,60 -
5 Коэффициент обеспеченности собственными средствами. - 1,20 - 1,30 - 0,70 0,5
6 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,01 0,01 0,03 0,02
7 Коэффициент промежуточной  ликвидности 0,02 0,04 0,12 0,1
8 Коэффициент текущей  ликвидности 0,40 0,40 0,60 0,2
9 Тип финансовой устойчивости 4 4 4 -
 
 
 
 
 
 
 
       На  основании данных таблицы 2.1. можно определить эффективность использования ресурсов предприятия.
       Согласно  проведенным расчетам (таблица 2.1.) наблюдается  тенденция увеличения значений почти  по всем показателям. Так за 2000 год  выручка составляет 3941913 руб, что  на 170,2 % больше аналогичного показателя за 1998 год (он составлял 23156000). Это произошло благодаря повышению производительности труда одного работника в 1,55 раза (за 2000 г. производительность труда составила 96114 р/1 работника). Увеличение производительности труда напрямую связано с ростом показателя относительной оснащенности предприятия основными средствами – фондовооруженностю; за 2000 г. фондовооруженность составила 107451 р/одного работника (при среднесписочной численности 410 человек), что на 10,24 % аналогичного показателя за 1998 г. (он составил 97471 р/1 работника при среднесписочной численности 374 чел.).
       Как видно из приведенных расчетов (см. таб. 2.1.) темпы роста производительности труда одного работника опережают  темпы роста его фондовооруженности, следовательно, все это привело к повышению фондоотдачи – основному обобщающему показателю использования фондов. Так за 2000 год предприятие получило 0,89 к. выручки от продажи продукции, оказания услуг и выполнения работ на один рубль основных промышленно – производственных фондов, что на  0,26 к. больше аналогичного показателя за 1998 год (он составляет 0,63 коп.).
       Стоимость производственных основных фондов выросла  за анализируемый период на 120,9 % и  составила за 2000 год 44055051 рублей.
       Стоимость оборотных средств за 2000 год составила 14968368 рублей, что на 60,1 % больше данного показателя в 1998 году (он составлял 941500 р.).
       В настоящее время нарушение хозяйственных  связей, кризис неплатежей, снижение спроса в следствие низкой платежеспособности снижают оборачиваемость средств предприятия. Так в 2000 году 2,63 раза обернулись средства предприятия, вложенные в активы, но можно отметить наметившуюся тенденцию роста данного показателя - по сравнению с 1998 годом оборачиваемость оборотных средств предприятия увеличилась в 1,07 раза.
       На  сегодняшний день финансовое состояние  предприятия не совсем благополучно, в этом можно убедиться проанализировав  данные, приведенные  в таблице 2.2.
       За 1998 г. предприятие получило прибыль  в размере 1153000 р., но уже в         1999 г. – 5637 руб. К 2000 году прибыль, полученная предприятием, снижается по сравнению с 1999 г. и составила 2595 руб.
       На  основании произведенных расчетов, можно сказать о повышении  балансовой прибыли – в 2000 г. она  составила 2324887 рублей, что на 391887 рублей больше данного показателя за 1998 год (он составил 1933000 р.).
       Не  смотря на прибыль, полученную предприятием, рентабельность оборота за 2000 год  снизилась на 5,29 и составила 0,01 % или 0,01 коп прибыли от продажи  предприятие получило на 1 рубль выручки, аналогичный показатель за 1998 год составил 5,3 %. Следовательно, рентабельность предприятия очень низкая и наблюдается тенденция к снижению.
       Проанализировав таблицу 2.2.,определили неудовлетворительную структуру баланса:
        предприятие имеет высокую степень зависимости от заемных источников; это говорит об увеличении риска финансовых затруднений в будущем, а для кредиторов означает низкие гарантии возврата обязательств, так как коэффициент автономии или финансовой независимости предприятие в расположении совокупного составляет за 2000 год 0,6 при оптимальном значении для российских предприятий 0,7-0,8;
        собственные оборотные средства у предприятия отсутствуют               (Ас < 0), а так как предприятие не привлекает для своей деятельности долгосрочный заемный капитал – отсутствуют и чистые мобильные активы (АU < 0), следовательно, предприятие можно отнести к 4 – му типу финансовой устойчивости, т. е. кризисное финансовое состояние – это предприятие очень высокого риска и низкой платежеспособности, возможность достаточно быстрого улучшения финансового состояния очень незначительная;
        на основании произведенных расчетов (см. таб. 2.2.) наблюдаем повышение значений коэффициентов ликвидности баланса: так, коэффициент абсолютной ликвидности составляет за 2000 г. 0,03, т. е. 3 % краткосрочных обязательств может быть немедленно погашено за счет свободных денежных средств   и краткосрочных финансовых вложений (оптимально значение 0,1).
       При расчете коэффициента промежуточной  ликвидности определили, что всего лишь 12 % текущих обязательств в 2000 г. может быть достаточно быстро погашено за счет активов первой и второй степени ликвидности, т. е. денежных средств, ценных бумаг и ожидаемых поступлений от дебиторов. Это цифра недостаточно велика , если учесть тот факт, что оптимальное значение составляет 0,8.
       Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) составил за 2000 год 0,60, что на 0,2 больше данного  коэффициента за 1998 год, таким образом, это говорит о неспособности  предприятия оплачивать свои текущие  обязательства в ходе обычного воспроизводственного процесса.
       В настоящее время ОАО ПКСП "Кировстрой" решает вопрос о нехватке собственных  оборотных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Учет расчетов с поставщиками  и покупателями 

       3.1. Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками 

       Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных  между ОАО ПКСП     "Кировстрой" и поставщиками договоров – поставки (Приложение), где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон. Вес ТМЦ, поступающие на ОАО ПКСП     "Кировстрой" от поставщиков должны сопровождаться накладными (Приложение) или товарно – транспортными накладными и счет – фактурами (Приложение), причем счет – фактуру поставщик мог послать сразу, либо в течении 10 – ти дней.
       В связи с введением с 2001 г. в  действие II части налогового кодекса, счет – фактуры должны выписываться в течении 5 дней.
       Поступающие на ОАО ПКСП     "Кировстрой" ТМЦ кладовщик должен принять по количеству и качеству. После приемки ТМЦ на склад, кладовщик составляет приходный ордер с присвоением номенклатурного номера (Приложение), учет сырья ведут в разрезе наименований. Поступившее на предприятие сырье приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход сырья ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию.
       После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета – фактуры заносятся  в книгу покупок (Приложение) для  того, что бы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц.
       Учет  расчетов с поставщиками бухгалтерия  ОАО ПКСП     "Кировстрой" ведет на пассивном синтетическом  счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". К данному  счету открыты следующие субсчета:
       60/00 – Расчеты с поставщиками
       60/1 – Расчеты с поставщиками столовой
       60/2 – Расчеты с субподрядчиками
       Если  при заключении договора предусмотрен аванс (предварительная оплата) поставщику, то он отражается бухгалтерией ОАО  ПКСП     "Кировстрой" на счете 60/00 "Расчеты с поставщиками" без применений счета 61 "Расчеты по авансам выданным".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.