Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль территориального бюджета для развития региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
"АЛТАЙСКИЙ  ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
На тему   Роль территориального бюджета для развития региона  
Студент     Мещанинцева Т.В.
  подпись дата инициалы, фамилия
Группа 9 Бд 091
Специальность 080108 Банковское дело
  шифр, название
Руководитель     М.С. Кисиль
  подпись дата инициалы, фамилия
 
 
 
 
БАРНАУЛ 2011
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
По дисциплине          финансы, денежное обращение и кредит. 

Студентке                  второго курса группы 9Бд-091
                                   Татьяне Вячеславовне Мещанинцевой
Тема                          Роль территориального бюджета для развития региона 

Курсовая работа на указанную тему выполняется студентом  колледжа в следующем объеме:
   Введение
Обосновать актуальность темы, определить цель, задачи, объекты, методы, предмет исследования, её экономическую и научную значимость, правовую  базу.
 
Раздел 1
рассмотреть сущность и роль региональных финансов; определить роль региональных финансов в социально-экономическом                                                                                   развитии региона;
проанализировать  состав финансовых ресурсов региона. 

Раздел 2
рассмотреть сущность и роль региональных финансов;
определить роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона;
проанализировать состав финансовых ресурсов региона;
проанализировать  формирование доходов  и распределение  расходов бюджета Алтайского края за 2009-2011 годы;
выявить проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. 

Выводы  и предложения
Сформулировать выводы и рекомендации по проведенному исследованию.
 
    Дата  выдачи задания 
    Срок  окончания
    Председатель  ПЦК     ……………..                           Н.И. Чеченева
    Преподаватель            ……………..                          М.С. Кисиль
     
Содержание 

Введение………………………………………………………………………4
1. Сущность и  роль региональных финансов……………………………….8
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.8
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
Региона………………………………………………………………………..11
2. Анализ формирования доходов и распределения расходов регионального бюджета. (На примере бюджета Алтайского края)………………………...13
2.1 Анализ доходов бюджета Алтайского края за 2008-2010 гг…………...13
2.2 Анализ расходов бюджета Алтайского края за 2008-2010 гг………….15
2.3 Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов…...17
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………...24 

Приложения…………………………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
           В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль региональных и местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина региональных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
     Через региональные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств, для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
     С помощью региональных финансов государства  осуществляют выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.)
     Проводимый  в 1990-е годы курс на децентрализацию  хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную
область или округ) с входящими в его  состав муниципальными образованиями.
           Актуальность решения  проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задачи  курсовой работы:
- рассмотреть  сущность и роль региональных  финансов;
- определить роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона;
- проанализировать  состав финансовых ресурсов региона;
- проанализировать  формирование доходов бюджета Алтайского края за 2009-2011 годы;
- проанализировать  распределение расходов бюджета Алтайского края за 2009-2011 годы;
- выявить проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов.
      Объект  исследования – Алтайский край с входящими в его состав муниципальными образованиями.
Предметом работы являются финансовые ресурсы региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность и роль региональных финансов 

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции 

      Все финансовые потоки, циркулирующие в  экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.[4стр.11]
      В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяютсятеми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [7 стр.94]
     Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы бюджетов  всех уровней (используются для  текущего финансирования экономики  региона, социальной сферы, финансирования  наиболее важных проектов развития  соответствующих территорий);
- ресурсы субъектов  хозяйствования (используются для  финансирования оборотных средств  и капиталовложений, содержания  социальных объектов, находящихся  в собственности соответствующих  субъектов хозяйствования);
-   ресурсы  внебюджетных фондов;
-   кредитные  ресурсы коммерческих  банков  и прочих финансовых структур
(используются  для срочного и возвратного  финансирования оборотных средств  и капиталовложений);
-   дотации,  субвенции и другие поступления  из вышестоящих бюджетов для
покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).
     Таким образом, финансовые ресурсы региона  определяются как финансовые ресурсы  всех институциональных единиц, функционирующих в регионе. Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования. Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами.[12 стр. 68]
      Сущность  и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
1     Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования
хозяйствующими  субъектами государственных средств.
2     Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
3     Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
     Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории. 

1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона. 

      В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь, прежде всего, инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.  Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.[8 стр. 15]
Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона. Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.[8 стр. 18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ формирования  доходов и распределения  расходов регионального бюджета. (На примере бюджета Алтайского края).
         

Основные характеристики краевого бюджета на 2009-2011 гг. представлены в таблице 1
Таблица 1
Основные характеристики краевого бюджета на 2009-2011 гг.
Показатели 2009 2010 2011
Сумма, Тыс.руб. Сумма, Тыс.руб. Измене-   ния Темп         роста Сумма,  Тыс.руб. Измене-   ния Темп         роста
Доходы,   всего 55364788,6 58521858,2 3157070 1,057 62457141,5 3935283 1,067
В   т.ч.                   межбюджетные трансферты  
 
26831488,6
 
 
24686998,2
2144490  
 
0,92
 
 
24985360,5
 
 
298362,3
 
 
1,012
Расходы, всего 58879268,0 59095554,3 216286,3 1,00 63079434,3 3983880 1,067
Дефицит 3514479,4 573696,1 2940783 0,16 622292,8 48596,7 1,085
 
По  результатам таблицы 1 строим гистограмму  для наглядного сравнения основных характеристик краевого бюджета на 2009-2011 гг.
 
Гистограмма 1
Сравнение основных характеристик краевого бюджета на 2009-2011 гг.
    
  Вывод: Анализируя гистограмму приходим к выводу, что доходы Алтайского края начиная с 2009 года растут, но одновременно с доходами увеличиваются и расходы, причем на 2011 год планируется довольно резкое их повышение. Дефицит краевого бюджета, как и межбюджетные трансферты в 2010 году резко снижаются по сравнению с 2009 году и остается примерно одинаковым  в плане на 2011 г. Гистограмма характеризует положительный темп развития региона, так как с каждым годом увеличивается суммарный доход краевого бюджета. В пользу этого говорит и снижение дефицита средств. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2
      Анализ распределения расходов регионального бюджета Алтайского края на 2009 – 2011гг. 

Наименование 2009 2010 2011
  Сумма, Тыс. руб
Уд. вес,
%
Сумма, Тыс. руб
Уд. вес,
%
Изме- нения
Сумма, Тыс. руб
Уд. вес,
%
Изме- нения
Общегосударственные вопросы
2608136,0 4,4 2634271,3 4,5 26135,3 2837582,9 4,83
203311,6
 
Национальная  оборона 310,0 0,0005 210,0 0,0004 100 310 0,0005 100
Национальная безопасность
2745288,1 4 2977939,6 5,2 232651,5 3059410,7 5,2 81471,1
Национальная  экономика 9339163,8 15 7803285,2 13,6 1535879 7821628,3 13,3 18343,1
ЖКХ 813996,0 1,3 853769,0 1,5 39773 861287,0 1,47 7518
Охрана  окружающей среды 73941,0 0,13 48821,0 0,85 25120 52337,0 0,09 3516
Образование 2973863,8 5 3145748,8 5,5 171885 3037659,8 5,17 108089
Культура, кинематография
1028428,0 1,7 771200,4 1,3 257228 741586,0 1,26 29614,4
Здравоохранение 4252898,9 7,2 4708863,7 8,2 455964,8 4745035,6 8 36171,9
Социальная  политика 10792854,0 18 12351154,1 21,5 1558300 13595185,3 23,13 1244031
Межбюджетные  трансферты 24250388,4 41 22058436,6 38,5 2191952 22009836,2 37,46 48600,4
Всего расходов 58879268,0 100 57353699,7 100 1525568 58761858,8 100
1408159
 
 
 
По  результатам таблицы 2 построим гистограмму  для наглядного сравнения распределения  расходов за 2009-2011 гг. 

Гистограмма 2
Сравнение расходов Алтайского края за 2009-2011 гг.
 
Вывод: Анализируя гистограмму приходим к выводу, что наибольшие расходы Алтайского края приходятся на межбюджетные трансферты, что характеризует регион как активный вкладчик финансов на поддержание низших бюджетов.  Также велика доля расходов на социальную политику и национальную экономику, поэтому можно сказать, что Алтайский край серьезно относится к развитию этих направлений. Наименьший процент денежных средств регион выделяет на национальную оборону и охрану окружающей среды, хотя, по моему мнению, стоит больше уделять внимание нашей безопасности и экологической обстановке, ведь от этого зависит наше здоровье и жизнь. Также считаю недостаточным финансирование ЖКХ и развития культуры и кинематографии, ведь от этих областей зависит наше комфортное и благополучное существование. Так как увеличение финансирования ограничено размером бюджета, нужно разрабатывать новые способы пополнения региональной казны, запускать производства, содействовать начинающим бизнесменам. Все это поможет краю улучшить качество нашей жизни.
2.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов.  
      В процессе составления и исполнения бюджетов между ними возникает система  взаимоотношений в виде определенных потоков финансовых средств. Это касается и сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления»  межбюджетные отношения местных  бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.
     К средствам межбюджетного регулирования, затрагивающим формирование местных  бюджетов, относятся: нормативы отчислений от регулирующих доходов; дотации и субвенции; средства, выделенные из фонда финансовой поддержки; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
     Принципиально важно следующее закрепленное в  законе положение: если в результате успешной финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти в текущем финансовом году произошло увеличение собственных доходов местных бюджетов, то это не может служить основанием для уменьшения на будущий год нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемой данной территории из регионального Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). Этот Фонд — необходимый инструмент межбюджетного регулирования в пределах каждого субъекта Федерации.
     ФФПМО формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Федерации. Фиксированная формула, с помощью  которой осуществляется межтерриториальное распределение ФФПМО, должна учитывать  следующие факторы: численность населения муниципального образования; долю детей дошкольного и школьного возраста, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площадь территории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие обстоятельства, определяющие социально-экономические особенности данной территории в пределах субъекта Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.