На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План. 

    Введение.
    Физическая культура, её средства и составные части.
    Физическое воспитание.
    Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
    Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях.
    Зачётные требования и обязанности студентов.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
 

Введение. 

    Термин  «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».
    Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
    Физическая  культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.
    На  сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования  термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран  мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.
    По  мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство ее достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне — в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на ее законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт». 

 

    Физическая  культура, её средства и составные части.
    Физическая культура в высшем учебном заведении -  учебный предмет, способствующий разностороннему физическому развитию и совершенствованию учащихся, укреплению их здоровья. Физическая культура ориентирована на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) и нравственных (смелость, настойчивость, дисциплинированность и т. п.) качеств личности, потребности в физическом совершенствовании. Физическая культура осваивается в ходе физического воспитания, с учетом индивидуальных физических особенностей личности.
    Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя основные способы быстрой ходьбы, бега, прыжков в длину и высоту, плавания, выполнения действий с гимнастическими палками, обручами и другими предметами. На уроке физической культуры учащиеся овладевают гимнастическими упражнениями, с помощью которых формируются умения управлять отдельными движениями, преодолевать искусств препятствия, ориентироваться в условиях сложных форм двигательной деятельности (спорт, и подвижные игры, спорт, борьба и т. п.).
    В России в начале 18 века в Навигацкой школе и некоторых других учебных заведениях в программу были введены физические упражнения.
    В 30-х гг. основой содержания учебной программ стал комплекс Готов к труду и обороне СССР (ГТО). Программа физической культуры (1932) носила оздоровит, направленность и включала способы передвижения, преодоления препятствий, различные элементы состязательности и др. В 1937 в программу вошли упражнения на гимнастических снарядах, содержание ее стало дифференцироваться по видам спорта. Программа, разработанная на основе усовершенствованного комплекса ГТО (1940), предусматривала также обучение элементам строевой подготовки и упражнения, имитировавшие ситуации рукопашного боя. В годы Великой Отечественной войны (с 1942) учащиеся занимались строевыми упражнениями, гимнастикой, играми, лыжной и военно-санитарной подготовкой.
    В 1993 в Российской Федерации разработаны Временные образовательные стандарты по физической культуре, которые закрепили обязательный для всех образовательных учреждений страны уровень образования по физической культуре, обозначили базовый (инвариантный) уровень учебного материала и минимальные требования к уровню подготовленности учащихся.
    Используются  различные методы обучения словесные (рассказ, описание, объяснение, разбор, задание), наглядного восприятия (показ, демонстрация плакатов, рисунков, кинофильмов), практические (строго регламентированные упражнения - разучивание по частям и в целом, и частично регламентированные игровые и соревновательные формы).
    Для уроков физической культуры требуются необходимое оборудование и спорт инвентарь В школах используются универсальные многопропускные гимнастические снаряды разнообразных конструкций, различные усовершенствования и модификации традиционного оборудования
    В Японии еще с конца 70-х годов физическое воспитание подчинено формированию поколений людей, которые в будущем смогут самостоятельно заниматься видами физической культуры и спорта, доставляющими им наиб удовольствие. В Великобритании пересматривается отношение к направленности физического воспитания в учебных заведениях от преобладания состязательных групповых игр к индивидуальным занятиям, теоретической подготовке учащихся, нацеленности на формирование осознанного отношения к занятиям физической культурой. 

    Основным  средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
    Каждый  из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и  объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.
    Массовую  физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.
    Другое, также неспортивное по целям, направление  физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
    Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности.
    Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких  результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».
    Адаптивная  физическая культура. Специфичность этой деятельностной сферы, выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов. Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).
 

    Физическое воспитание.
 
    Физическое воспитание - педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.
    Основные средства физического воспитания - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения дают возможность использовать физические упражнения для достижения целей физического воспитания. Естественные силы природы в физическом воспитании выступают в качестве условий успешной организации и
проведения занятий физическими упражнениями и как средство закаливания организма.
    Соблюдение  условий гигиены необходимо для  сохранения здоровья и физического совершенствования. Развитию физических возможностей человека способствует физический труд (особенно на воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Осуществляется физическое воспитание по 3 основым направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.
    Созданию  основ физического воспитания в учебных заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я. А. Коменским. Он предложил физическую подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по другими предметам, подчеркивал роль физических упражнений в духовном и нравственном воспитании. На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и педагогическая практика филантропистов (И. К. Гутс-Мутс и другие). Педагогические теории 19 века («новое воспитание», «свободное воспитание» и другие) рассматривали физическое воспитание как составную часть прогрессивного образования.
    В России научные основы физического восптания были разработаны в последней четверти 19 века. Большое значение для осмысления влияния физических упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H. И. Пирогова. Исследования И. M. Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы физического воспитания. Особенно большую роль сыграл II. Ф. Лесгафт, которого называют основоположником научной системы физического воспитания. Лесгафт ввел понятие «физического образование». В своих трудах он утверждал, что главная цель воспитания - гармоничное развитие ребенка, под которым понимал правильное сочетание умственных и физических сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека.
    С начала 90-х годов развитие физического воспитания испытывает значит материальные трудности. Переход к рыночной экономике поставил многие физкультурные и спортивные детские и юношеские коллективы в сложные условия. Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ.
    Основные  формы физического воспитания студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровительные мероприятия. Обязательный учебный материал программы по физическому воспитанию в вузах предусматривает обучение упражнениям спортивной гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спортивным играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретических сведений по различным вопросам физической культуры.
    Учебные занятия являются основной формой физического  воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных  планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями  кафедр физического воспитания.
    Массовые  оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
 

    Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
 
    В высших учебных заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.
    Физкультурно-спортивные клубы.
    Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении.
    Создание  ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.
    Работа  ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине.
    Высшим  органом физкультурно-спортивного  клуба является общее собрание его  членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет  клуба, осуществляющий непосредственное руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физических упражнений, виду спорта.
    По  решению членов клуба, особенно аспирантов, преподавателей, сотрудников и членов их семей, при клубах могут создаваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.
    Группы  здоровья, общей и специальной  физической подготовки
    В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех вузах, где  нет условий для их организации, при спортивном клубе вуза создаются физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП).
    Организация, направленность и содержание занятий  этих групп значительно различаются.
    К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики.
    Группы  общей физической подготовки (ОФП) и  ГТО организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической подготовленности.
    Занятия в этих группах  2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а также общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.
    Занятия проводятся с широким использованием разнообразных средств физического воспитания и включают виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнастики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие физические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществляться последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и применения соревновательно-игрового метода можно повысить эмоциональность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.
    Наряду  с разнообразными упражнениями в  процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.
    Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется проводятся преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.
    Для определения эффективности занятий  применяются функциональные пробы, дающие представление об уровне работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы, показывающие изменения в физическом развитии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.
    В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.
    Спортивные  секции.
    Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.
    Во  многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие  спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.
    Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.
    Занятия проводят специалисты по физическому  воспитанию, имеющие высшее или среднее  физкультурное образование. Для  проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.
    Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.
 

    Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях.
 
    Основным  принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.
    Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими  основами физического воспитания. Программный  материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий  и учебно-спортивной базы.
    Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
    Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе  создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.
    Основой для решения этих задач служит система организационных форм и  методов обучения. Эта система  объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.
    Первым  критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.