На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Гражданскому праву"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    I
    1. Правосознание: понятие, структура, виды, функции.
   Определение правосознания профессора В.В.Лазарева.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически - значимых ситуациях. (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М, 2000- С. 243).
   Из  дефиниции видно, что правосознание  и право, неразрывно связаны. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
   Правосознание существует до и после права и  параллельно с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством  оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права." (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства М, 2000- С. 245).
   Мы  можем видеть в этом утверждении  то, что специфическая черта правосознания, как составная часть механизма  правового регулирования, состоит  в том, что роль правосознания  не ограничена какой-либо одной стадией  правового воздействия.
   Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества и на стадии реализации права.
   Правосознание обычно не существует в "чистом виде", оно взаимосвязано с другими  видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается  с моральными воззрениями. Люди оценивают  право и правовые явления с  точки зрения моральных категорий  добра и зла, справедливости и  несправедливости, совести, чести и  т.п.
   Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, которое традиционно разделяют  на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное  правосознание (правовая психология). Их также можно определить как  рациональные и эмоциональные структурные  элементы.
   Правовая  идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. ( В.Н. Хропанюк. Теория государства и права. - М, 1998. - С, 204)
   Роль  главного и активного элемента в  правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей - государственно-правовая идеология. По мнению определенных авторов особенно актуальна эта проблема для России, а также и для Кыргызстана на современном этапе развития этих стран. Здесь правовая идеология должна опираться на принципы укрепления и защиты государства, отказа от командно-административных методов управления. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важнейшими и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
   Правовая  психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. ( В.Н.Хропанюк. Теория государства и права. - М, 1998. - С, 204)
   Эмоции  органически включены в структуру  сознания и человек не может руководствоваться  в сфере правового регулирования  только рациональным мышлением.  
Зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых 
идей, и поэтому правовая психология в правосознании имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология - это наиболее несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности. Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения.

   Существует  мнение о том, что можно включить и такой структурный элемент - как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.  

   Рассмотрим  теперь функции правосознания, которые  подразделяются на: 
1) познавательную 
2) оценочную 
3) регулятивную 

   Познавательная  функция - это определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражается в понятии "правовая подготовка.
   Оценочная функция - вызывает определенные эмоциональные отношения личности к праву на основе опыта и практики. Эмоциональные отношения выражаются в том, как личность оценивает полученные знания в конкретной ситуации, или будущем. Ценным считается то, что служит интересам, целям деятельности, чему отдается предпочтение.
   Регулятивная  функция - реализуется через систему мотивов, которые выступают регулятором поведения.  

   Разновидности правосознания, рассмотрим его. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику.
   По  данным критериям правосознание  делится на три уровня:
   - обыденное  (эмпирическое)
   - научное  (теоретическое) 
   - профессиональное  

   Обыденное правосознание складывается стихийно, под явлением конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования основной массы членов общества. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, правовые воззрения здесь тесно переплетаются с нравственными представлениями.
   Теоретическое (научное) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений, и формируется на базе широких и глубинных правовых обобщений, знаний закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Как считают учебные источники именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики.
   Профессиональное  правосознание - это правовое сознание юристов, складывающееся в ходе специальной подготовки (допустим, при обучении в юридическом учебном заведении), а также в процессе ведения юридической практики. Сущность и особенность правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. 

   Правосознание также можно разделить по субъектам (носителям) на
   1) индивидуальное
   2) коллективное:
              - массовое
              - общественное 

   Под групповым правосознанием понимают правовые представления и чувства определенных социальных групп, классов, профессиональных сообществ. Иногда правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой (например, в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями) Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей, таких, как митинги, демонстрации, бушующая толпа и т.д.  
Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции вырабатываемыми отдельными людьми (индивидами). Общественное правосознание характерно у больших групп людей, например, население страны, нации, народности, исторические эпохи. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов, однако, оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом.

   Индивидуальное правосознание, являясь чувством и представлением о праве конкретной личности, не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества, оно отражает лишь отдельные существенные черты.  
Правосознание конкретного человека складывается под влияний тех условий, в которых он живет и работает, а так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Отсюда правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим, от общего уровня, общественного правосознания.

   Правосознание тесно связано с правовой культурой, является основой для последней.  
 

   2. Правовая культура: понятие, структура,  виды.  

   Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. (Семитко А.П. Теория государства и права, Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. - М., 1999. - С.331)
   Как уже  было сказано выше, правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но, как считается, правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и  юридически значимое поведение.
   Правовая  культура является сферой общечеловеческой культуры и, подобно тому как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.
   Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе  нормативна, следовательно культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.
   Обращаясь к праву, можно утверждать, что  все юридические нормы суть нормы  культуры, но не все нормы культуры суть юридической нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными  в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать обязательным, то есть стать правом.
   Рассмотрим  теперь структурные составляющие правовой культуры общества: первым культурным элементом является уровень развития правового сознания и правовой активности общества.
   Правовая  культура общества зависит от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано, в правовом отношении население, каково эмоциональное  отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний  и т.д.
   Вторым элементом правовой культуры можно назвать уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической, деятельность ученых юристов и практической, правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Об уровне правовой культуры могут свидетельствовать такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам, парламентские процедуры по принятию законов и т.д.
   Особое  место среди различных факторов, влияющих на уровень правовой культуры, является законодательство. Его роль - в позитивном воздействии на волю, умы и поступки людей и, прежде всего, юридически подготовленных граждан  и должностных лиц. Закон, путем  установления мер юридической ответственности, способствует повышению уровня правовой культуры, предотвращая отступление  от нее со стороны тех, кто способен на неправомерное поведение.
   Правовая  культура юристов имеет свои особенности  и отличается от правовой культуры других граждан своим содержанием; для нее характерны более высокая  степень знания права и умение применять его на практике.
   Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.). Любой юридический акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлением о справедливости, свободе, равенстве. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: ясным и понятным для населения, содержать определения основных понятий и терминов и т. д. Об уровне развития правовой культуры общества, да и всей культуры в целом, можно судить на основании анализа различных правовых актов, научных и публицистических текстов на правовые темы.
   Все эти  три уровня правовой культуры взаимосвязаны  и взаимообусловлены.  

Структуру правовой культуры личности можно разбить  на такие элементы, как:
1) психологический (правовая психология)
2) идеологический (правовая идеология)
3) поведенческий (юридически значимое поведение). 
 

   Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как  нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание  может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. (Теория государства и права/ под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. -М.,1999. - С. 333)
   Правовая  культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям  юридических норм.
   Говоря  о функциях правовой культуры мы можем выделить такие функции, как познавательно- преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь).
   Позновательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.
   Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.
   Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). 
 

   3 Формы и методы правового воспитания
   Многие  правовые ценности, имея основу и происхождение  в моральных нормах, усваиваются  личностью в процессе разнообразной  социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и  специального инструментария по донесению  до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
   Система правового воспитания охватывает, с  одной стороны, различные категории  воспитываемых граждан, с другой -- деятельность государственных органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной - это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п., для других -- только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301.
   В механизме  правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:
1) общественное  правовое сознание;
2) систему норм  права;
3) формы и  средства правового воспитания;
4) правосознание  воспитуемых, которое необходимо  обогатить идеями, содержащимися  в правосознании общественном.
     Правовая  информация, т.е. определенная совокупность сведений о праве как эффективном  регуляторе общественных отношений, является своего рода стержневой нитью, связывающей  в последовательном порядке все  структурные элементы рассматриваемого механизма, и придает этой связи  импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовоспитательного механизма правовая информация выступает в роли информации дескриптивной (оповещающей), на уровне четвертого элемента (правосознания воспитуемых) -- превращается, при глубоком ее усвоении, в информацию прескриптивную (командную).
     Взятая  в системе, совокупность всех четырех  элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий -- внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
     Общественное  правосознание является начальным  структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.
     В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное «материальное» воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей  составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.
     Правовое  воспитание включает в себя следующие  составные части:
     - субъекты воспитания (органы, организации,  специально уполномоченные государством  лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);
     - объекты воспитания (воспитываемые  отдельные граждане или группы  населения);
     - совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.
     Основные  элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного  процесса: Скакун О.Ф. Теория государства  и права: Учебник / О.Ф.Скакун. - Харьков: Консум, 2000. - 691 - С.18.
     1. Правовая пропаганда - распространение  определенных правовых идей и  ценностей. Необходимость в соблюдении  норм права, где необходимы  различные способы агитации.
     2. Правовое обучение - данная форма  довольно распространена, но по  независящим причинам, не всегда  доходит до каждого и в этом  плане более действенна следующая  форма.
     3. Юридическая практика - как бы  не старалось вести активную  пропаганду, какие бы силы и  средства не выделялись, но если  юридическая практика органов  суда, прокуратуры, правоохранительных  органов будет носить поверхностный  характер, а значит не всегда  точный и справедливый, общество  нельзя будет убедить в том,  что соблюдение права - это  необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.
     4. Самовоспитание - это самая эффективная  форма воспитания, именно она  опирается на осознанное и  добровольное усвоение личностью  основных положений права.
     Любая форма правового воспитания выступает  как внешнее выражение, оформление право-воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а правовоспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое воспитание.
     Если  правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство -- при помощи чего оно осуществляется.
     В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся  группы правовоспитательных форм: Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.492.
     - профессиональное юридическое образование  (специальная подготовка и обучение  в высших и средних учебных  заведениях юридического профиля);
     - правовое воспитание населения  (лектории и кинолектории правовых  знаний, тематические вечера по  юридическим вопросам, общественные  юридические консультации и т.п.);
     - правовое воспитание правонарушителей  правоприменительными и правоохранительными  органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).
     В современных условиях применяются  и другие разнообразные формы  правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.). Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2001. - С.625.
     Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными  органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.
     К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
     В последнее время наблюдается  положительная тенденция влиять на молодежную аудиторию через кинематограф. В частности, в последних сериях «Кадетства» (СТС) не раз поднималась «выборная» тематика. Так, чтобы зрители не забыли дату, по сюжету сериала отец одного из кадетов участвует в выборах. Так, между главными героями разгорается недвусмысленная дискуссия на тему: «Что решает твой голос, и зачем вообще идти на выборы». При этом с помощью «афоризма своего родственника»: «На выборы не ходят только дураки или трупы» один из кадетов дает зрителю мощный посыл, поскольку в подростковой среде слова из уст любимого героя - это самое авторитетное мнение.
     Такой «продвинутый» метод правового  воспитания, по всей видимости, не только имеет право на существование, но и является достаточно эффективным, так как формирование гражданственности  осуществляется ненавязчиво, в понятной и доступной целевой аудитории  форме. Кто знает, может быть, именно эта «новейшая методика» правового воспитания молодежи когда-нибудь обеспечит высокую явку молодежи на выборы.
     Правовое  просвещение, т.е. процесс распространения  правовых знаний, служит росту общей  юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового  просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к  праву и законности как ценностной установки широких слоев населения  России.
     Таким образом, формы, средства и методы правового  воспитания выступают организационным  и методологическим механизмом, с  помощью которого субъекты правового  воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая  им воспринять правовые принципы и  нормы.
     Исходя  из этого, правовое воспитание следует  сосредоточить на формировании в  правосознании граждан России такой  совокупности, которая включала бы:
     а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
     б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
     в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать  повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными  правовыми знаниями;
     г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
   д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. 
 

   4. Понятия и виды  деформации правосознания 

   Само  участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание  индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство  заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания.
   Наиболее  мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - заключается  в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”. 

   Правовой  нигилизм
   Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна-чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
   а) резко  критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
   б) максималистским  подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью  отрицания;
   в) не сопряжен с позитивной программой;
   г) несет  в себе деструктивное, разрушительное начало.
   В зависимости  от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
   Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.
   Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
   а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
   б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических  предписаний;
   в) издание  противоречивых правовых актов;
   г) подмена  законности целесообразностью;
   д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
   е) нарушение  прав человека;
   ж) теоретическая  форма правового нигилизма (в  научной сфере, в работах юристов, философов 
   Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма.
   Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения.
    Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
   Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
   а) на высоком этаже общественного  сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);
   б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);
   в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.
   Правовой  нигилизм - это патология правового  сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это:
   а) реформы  социально-экономического характера;
   б) изменение  содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
   в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб-ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
   г) улучшение  правоприменительной практики;
   д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
   Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
   В литературе справедливо отмечается, что «от  правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с  одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат). 

   Правовой  идеализм
   В одном  ряду с правовым нигилизмом находится  прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним  словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление  сопровождает человеческую цивилизацию  практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что  главным средством осуществления  его замыслов строительства идеального государства будут идеальные  законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось  достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что  еще и сегодня многие люди и  даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды  в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии  правового идеализма.
   Существуют  и другие виды деформаций правосознания:
   · правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
   · перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
   Перерожденческое  правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
 

   
   II
   1. Понятие, принципы, гарантии законности 

   Для начала следует отметить, что законность — это политико-правовое явление, которое характеризует процесс  совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем  строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния  правомерности в системе социальных отношений.
   В юридической  науке принципы и законность соотносятся  как содержание и форма их выражения. Можно рассматривать категорию  законности по-разному.
   Законность  как конституционный принцип  — это совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется  внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. Законность как метод государственного руководства  обществом, режим — подразумевает  под собой строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правовых отношений действующего законодательства, юридических норм.
   Таким образом, правовую категорию «законность» можно рассматривать через два  главных аспекта:
   1. Внутренний  аспект — выражает функциональную  роль законности в системе  правовых явлений, используемых  для характеристики правовой  действительности (законность как  принцип, метод государственного  руководства, режим, состояние).
   2. Внешний  аспект — определяет место  и роль законности в системе  ценностей, которые составляют  окружающую действительность (социально-экономическая,  политико-идеологическая, духовная, логико-семантическая,  юридическая).
   История становления и реализации идеи законности выражается по следующим последовательным этапам: по справедливости, по закону, законность. К предпосылкам зарождения идеи законности можно отнести следующие  явления:
   • наличие  государственных органов, которые  выполняют правотворческие и  правоохранительные функции,
   • наличие  действующей системы правовых предписаний,
   • достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правового сознания.
   Сущность  законности составляет требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми  участниками правовых отношений.
   Признаками  законности являются:
   1) причинно-следственная  обусловленность законности политико-правовыми  процессами, которые происходят  в обществе и государстве;
   2) высокая  степень абстракции, которая объясняется  собирательным содержанием категории  «законность»;
   3) всеобщность  и общеобязательность требований  законности, выражающих цели развития  государства и пути их достижения;
   4) объективный  характер законности — нормативно-правовая  основа;
   5) пресечение  любых правонарушений и обеспечение  неотвратимости наказания на  противоправные деяния;
   6) обеспечение  государственной защиты законности.
   Субъектами  законности можно назвать всех участников общерегулятивных правовых отношений. Нарушением законности является совокупность фактов нарушения юридической нормы.
   Принципы  законности — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законом. Данные принципы законности обусловлены закономерностями общественного развития. К принципам законности можно отнести следующие принципы:
   • единство законности,
   • гарантированность  основных прав и свобод граждан,
   • неотвратимость наказания за совершенное правонарушение,
   • недопустимость противопоставления законности и целесообразности,
   • взаимосвязь  законности и культурности.
   Гарантии  законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формирует такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократическому строю.
   Гарантии  законности выражают все многообразие связей, существующих в обществе. В  юридической литературе их подразделяют на два вида:
   1. Общие  гарантии законности — это  экономические, политико-идеологические  и нравственно-духовные гарантии.
   2. Специальные  гарантии законности — собственно  юридические принципы.
   Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах. В рамках специально-юридических  гарантий законности выделяют два их вида:
   а) правовые гарантии — такие гарантии законности прямо предусмотрены действующим  законодательством и носят всеобщий характер;
   б) договорные гарантии — это такие гарантии законности, которые обусловлены  нормативно-правовыми актами, регулирующими  сферу договорных отношений. Данные гарантии распространяют свое действие только на участников, которые заключили  договор либо присоединились к нему.
   В состав юридических гарантий законности входят следующие принципы:
   • полнота  и эффективность правовых норм,
   • высокий  уровень надзора за реализацией  требований законности,
   • эффективность  мер юридической ответственности  и защиты,
   • профессиональная работа государственных органов  по обеспечению законности и правового  порядка,
   • постоянное совершенствование юридической  деятельности,
   • высокий  уровень правового сознания и  культуры. 
 

   2. Правопорядок: понятие,  структура, виды, функции. 

   Правопорядок - есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне  права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается  их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого  явления. Назначение права - вносить  определенный порядок во взаимоотношения  между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает  как «состояние урегулированности общественных отношений». Борисов В.В. правовой порядок»/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т/ Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 1998
   Отсюда  следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение  правопорядка в значительной мере зависят  от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет  весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды  или идеи.
   Если  же под правом понимать исходящие  от публичной власти конкретные, формально  определенные и обязательные для  всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены  общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
   Порядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей-ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив-но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб-ности.
   Формирование  правового порядка участвует  все элементы меха-низма правового регулирования общественных отношений. Их причин-но - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового по-рядка.
   1. Нормы  права - это нормативная предпосылка  правопорядка, первичное звено механизма  правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.
   2. Правоотношение - элемент механизма правового  регулирования, обеспечивающий переход  от идеального, предполагаемого  законодате-лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол-жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно-го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули-рования подключается законность, призванная гарантировать возмож-ное и должное поведение субъектов правоотношений.
   3. Акты  реализации юридических прав  и обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях  режима закон-ности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра-зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
   Содержание  правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое  поведение, которое урегулировано  норма-ми права и достигло цели правового регулирования.
   Структура правопорядка - это единство и одновременное  разделе-ние урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
   Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей-ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор-мами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ-тами права.
   Правопорядок  не тождественен законности: они соотносятся  между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может  быть обеспечен только правовыми  средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М. 2002
   Особенность правопорядка как специфической  системы обществен-ных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. По-этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею-щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере дей-ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру-гих не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря-док является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. 
 

   3. Понятия и виды гос. принуждения. Меры гос. принуждения. 

   Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой  -  меч, каксимволего защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга, «меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права».
   Основным, главным методом является метод  убеждения,  который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме.
   В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надёжнее правовые  гарантии  прав  и  свобод  граждан,  тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами.
   В четвёртых, оно не  носит  характера  истязания,  не  ставит  целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а  направлено  прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.
   Государственное принуждение разнообразно по видам  и  охватывает: 
   а)предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности  и  общества
явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий  -  осмотр
неисправных механизмов  и  приостановление  их  эксплуатации,  эвакуацию  из
районов стихийного бедствия  и  др.
   б)  пресечение  правонарушения  (как
правило, законные насильственные  действия  по  прекращению  противоправного
поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие  у  него
орудий преступлений и т.д.);
   в) правовосстановление, то есть  восстановление ранее нарушенных  прав  гражданина  (возвращение  имущества,  восстановление доброго имени и  д.р.); 
   г)  юридическую  ответственность,  заключающуюся  в
возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф  и
д.р.).
   Государственное  принуждение  характеризует  собой   государственную
власть и является одним из  методов  её  осуществления,  одним  из  способов
регулирования   социального   поведения   субъектов   общественной    жизни.
Социальное   назначение   принуждения   очень   широкое,    оно    выполняет
положительные функции побуждая  членов  общества  к социальным  необходимым
действиям, мотивируя  необходимое поведение субъектов  общественной  жизни  в
интересах всего общества. 

   По  своему конкретному содержанию государственное  принуждение делится
на физическое и психическое (психологическое). Оба  эти вида  принудительного
воздействия различны по содержанию, но  выражают  общую  сущность.  Тот  или
иной вид государственного принуждения  определяется  сферой  воздействия  на
объект.
        Мерой физического воздействия  обращены  к  физической  (личной  или
материальной) стороне  существования субъекта, в  то  время  как  психическое
государственное принуждение непосредственно обращено  на  психику  человека.
Физическое   принуждение   строго   индивидуализировано,    а    психическое
принуждение может  быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в  этом  случае
оно «рассеивается» по индивидам.
        Объект  психического  государственного  принуждения  имеет   сложную
структуру: в  психике человека взаимодействуют  рациональная, эмоциональная и
волевая сферы. Внешнее поведение людей в индивидуальных  поступках или в
составе  определенной  группы   продиктовано   их   внутренней   психической
деятельностью, при этом волевые акты психики  порождаются как мыслями, так  и
чувствами, взаимовлияющими  друг на друга. Воздействуя  на  разум  и  чувства
извне, можно  предопределить  волю  человека,  сформировать  её  «изнутри»  и
пробудить  к  проявлению  в  виде  волевого  действия.  Задача  психического
принуждения состоит  в возбуждении такого мотива поведения, который,  вступая
в борьбу с иными  мотивами,  должен  преодолеть  их  и  склонить  субъекта  к
требуемому поведению. Как правило, это мотив страха  перед  неблагоприятными
последствиями неповиновения, желания  избежать  их.  С  внешней  стороны  он
выражается в  воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта  ее
  применения,  содержащих  государственно-властный  запрет  или предписание
определенного поведения. Функция психического  государственного  принуждения
- предупреждения  правонарушений.  Психическое   государственное  принуждение
тесно связано  с убеждением.
        Непосредственным   объектом   физического    принуждения    является
физическое бытие  субъектов общественной  жизни.  Физическое  государственное
принуждение выражается в физическом воздействии на  общественное  положение,
имущество, денежные средства лиц или их  объединений.  Воздействуя  на  этот
объект, можно  повлиять  на  сознание  лица  и  таким  образом  мотивировать
необходимое поведение.
        Б. Т. Базылев в диссертации  «Государственное принуждение и   правовые
формы  его  осуществления  в  советском  обществе»  разграничивает   понятие
государственное принуждение  и  наказание.  Наказание  осуществляется  путем
применения государственного принуждения, так как иным образом,  добровольно,
оно, как правило, не реализуется.
        Для правовой науки и практики  очень  важно  выяснить  соотношение   и
взаимосвязь юридической  ответственности и государственного  принуждения,  их
общие и отличительные  черты. Тем белее что в литературе  они нередко либо
отожествлялись,  либо, напротив, противопоставляются.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.