На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Современные тенденции и динамика на мировом рынке нефти. Место и значение нефтяной промышленности в экономике России, оценка запасов и конкурентоспособности на рынке. Разработка предложений по совершенствованию внешнеэкономической деятельности России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 24.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


76
Федеральное агентство образования Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра мировой экономики
Курсовая работа
на тему:
«Состояние и развитие ВЭД нефтяной отрасли РФ. Роль НК ЮКОС»
Иркутск 2008

Введение

В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики.

Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.

Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создаёт потенциальные возможности экспорта, как в западном, так и в восточном направлениях. В мировых объёмах производства и экспорта нефти (включая газовый конденсат) доля России постоянно увеличивается и на настоящий момент составляет порядка 12%, что меньше лишь доли Саудовской Аравии. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти (включая продукты её переработки).

Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают более 90% всего объема добычи.

Таким образом нефтяная промышленность играет огромную роль в экономике России и всегда является актуальной темой. Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.

НК «ЮКОС» является лидером по добыче нефти среди российских компаний, одним из основных экспортёров нефти и, несомненно, играет значительную роль в развитии нефтяного комплекса РФ.

Цель моей курсовой работы - на основе обобщения теории и анализа статистических данных обосновать предложения о совершенствовании внешнеэкономической деятельности нефтяной отрасли России и сделать выводы о перспективах развития нефтяной промышленности РФ.

Для этого мне потребуется выполнить следующие задачи: рассмотреть различные мнения экспертов в этой области, данные государственной статистики, а также официальную информацию и осветить наиболее важные аспекты, тенденции и особенности нефтяной отрасли России, что поможет составить представление о нынешнем состоянии промышленности и обосновать предложения по решению существующих в ней проблем.

Объектами изучения в моей работе будут предприятия-экспортёры нефти, а также органы управления внешнеэкономической деятельностью отрасли.

Предметом исследования будут проблемные вопросы, связанные с добычей, переработкой и организацией экспортных поставок нефти, конкурентоспособностью отечественных товаров и влиянием государства на состояние и развитие нефтяной промышленности. В своём исследовании я буду применять аналитические и статистические методы.

1. Тенденции на мировом рынке нефти и в России

1.1 Структурные сдвиги на мировом рынке нефти


Неудивительно, что сегодня наиболее популярным объяснением взлета нефтяных цен является именно политическая версия - нестабильность на Ближнем Востоке. Но хотя влияние этого фактора полностью исключать нельзя, основная причина все же не в нем.
Все больше специалистов приходит к мнению, что высокие цены вызваны структурными сдвигами в производстве и потреблении нефти. Масштабные сдвиги в структуре нефтяного рынка создают краткосрочные дефициты, и хотя в целом в мировой экономике спрос на нефть примерно соответствует потреблению, дефициты имеют региональный характер: нефть не всегда оказывается там, где она больше всего нужна.
Месторождения, близкие к развитым странам, - Северное море, Мексиканский залив, на которых в 1970-1980-е годы под влиянием высоких цен начали добывать нефть, - сегодня уже близки к исчерпанию. Появилась потребность в масштабных инвестициях в новые месторождения и нефтеносные регионы в Западной Африке, Центральной Азии, России, которые через несколько лет смогли бы заместить выбывающие мощности. Возникли новые крупные центры потребления - Китай, Индия. Нужна новая нефтетранспортная инфраструктура.
Для формирования новой структуры глобального рынка нефти требуются время и деньги. Какой она будет, никто пока не знает. Эта неопределенность и толкает цены на нефть на штурм все новых и новых рекордов. И хотя до реальных рекордов пока далеко, - цена в 40 долл. за баррель сегодня эквивалентна 28 дол. в 1990 году и всего 18 дол. в 1980, - столь высокие цены являются, пожалуй, лучшим доказательством новой структурной перестройки мировой нефтяной промышленности.
Основная примета того, что на рынке происходят структурные сдвиги, - изменился характер зависимости цен от спроса и предложения.
То, что спрос влияет на цены больше, чем предложение, говорит о наступлении периода дефицитного рынка. Хотя в целом спрос на нефть сегодня растет вроде бы не слишком быстро, примерно на 3% в год, рост этот очень неравномерен - в Азии он куда выше из-за очень высоких темпов роста и большой энерго- и материалоемкости азиатских экономик. Так, в Китае при росте ВВП около 8-9% спрос на нефть в 2004 году увеличится на 13%. В 2003 году Китай обошел Японию и стал вторым крупнейшим импортером «черного золота». На 10% в год растет спрос на нефть в Индии. Всего же на долю Азии сейчас приходится 90% прироста общемирового потребления нефти. Если в Азиатском регионе не будет никаких макроэкономических шоков, то двузначные темпы роста потребления нефти сохранятся в Азии до конца десятилетия. Подобная неравномерность роста спроса порождает региональные дефициты и заставляет мировую нефтяную отрасль работать в режиме тушения пожара - многие из нефтяных мини-кризисов последних лет носили именно логистический характер вроде кризиса осени 2000 года, когда на рынке возник физический дефицит транспортных мощностей и продуктов нефтепереработки.
Проблема усугубляется тем, что одновременно со структурой спроса меняется и структура предложения. За последнее десятилетие предложение нефти стало куда более диверсифицированным. Кроме традиционных центров нефтеэкспорта (таких, как Ближний Восток) на рынке появились новые - Россия (в советские годы экспорт нефти был в два раза меньше, чем сейчас), Центральная Азия, Западная Африка. Параллельно в некоторых старых центрах производства нефти добыча падает. Пик добычи в Северном море, в США или в Юго-Восточной Азии (Малайзия и Индонезия) был пройден в начале 90-х. С тех пор добыча в этих регионах постоянно снижается, а имеющихся запасов хватит для эффективной разработки (с приемлемым уровнем издержек) ненадолго - от восьми-десяти лет в Северном море, до двенадцати-пятнадцати лет в континентальных США.
Сокращение собственной добычи означает необходимость замещения внутреннего производства импортом. Та же Индонезия, которая сейчас является председателем в ОПЕК, в последние шесть месяцев импортировала на 20% больше нефти для собственного потребления, чем экспортировала. В США импорт каждый год увеличивается на 300 тыс. баррелей в сутки, и по мере исчерпания имеющихся месторождений он будет расти еще быстрее. В результате за нефть, которая поступает на мировой рынок, вынуждены конкурировать две группы стран. С одной стороны это Китай и другие страны Азии, которым рост потребления нефти необходим для обеспечения экономического роста. С другой - США и другие страны, которым нужно замещать выбытие собственной добычи, чтобы поддерживать потребление на прежнем уровне. Формально ситуация на рынке абсолютно стабильная - спрос растет умеренно, для его текущего покрытия достаточно существующего предложения, для покрытия в будущем достаточно запасов. По сути же рынок переживает глубокий структурный кризис.
1.2 Место нефтяной промышленности в экономике России

1.2.1 Структура и география экспорта РФ, результаты деятельности ТЭК
Стоимостные объемы российского экспорта в решающей степени зависят от динамики мировых цен на топливно-сырьевые товары. Соответственно, в благоприятные годы (1995-1996 гг., 2000 г.) экспорт растет, а при ухудшении мировой конъюнктуры (1998 г., 2001 г.) - падает. В 1999-2000 гг. на фоне повышения мировых цен на отечественные энергоносители и другие виды сырья значительно выросли поставки товаров в натуральном выражении. В 2000 г. было вывезено продукции на рекордную сумму - около 106 млрд. долл., в том числе более 91 млрд. долл. составили отгрузки в страны дальнего зарубежья. По причине ухудшения конъюнктуры объемы поставок в 2001 г. сократились, однако по-прежнему превышали 100-миллиардный рубеж.
В географической структуре экспорта доминирует европейский регион, включая европейские республики бывшего СССР, - в сумме почти 70% всех поставок в 2000 г. Крупнейший экспортный рынок для России - Европейский союз, далее следуют бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), потеснившие в 2000 г. другие группы стран. На ЕС и ЦВЕ сегодня приходится подавляющая часть всего отечественного экспорта энергоносителей, что с учетом роста их стоимости в последнее время существенно усилило позиции указанных государств во внешней торговли России.
Вместе с тем, снизилась значимость стран азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь США и Японии. Одновременно Китай стал важнейшим потребителем российских товаров в регионе. Наиболее заметно ослабли позиции СНГ, куда направлялось 19-20% всего отечественного экспорта в 1994-1998 гг. и немногим более 13% в 2000 г.
Крупнейшие экспортные партнеры России в дальнем зарубежье - Германия, Италия, Китай, США, Нидерланды, Великобритания и Польша, в СНГ - Украина, Белоруссия и Казахстан. Крупнейший экспортный рынок на протяжении всего периода 90-х годов - Германия.
На протяжении 90-х годов прошлого века отмечалось усиление топливно-сырьевой направленности российского экспорта при значительном сокращении доли готовых изделий - с порядка четверти в начале десятилетия до примерно 12% в конце периода. Наибольший удельный вес традиционно приходится на минеральное топливо - в среднем 45-50%, далее следуют металлы и драгкамни - около 25%, машины и оборудование - примерно 10%. В целом промышленная продукция составляет 95% всего национального экспорта.
В настоящее время Россия имеет наиболее высокие коэффициенты международной специализации (отношение доли той или иной товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5-6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9).
За последние три года топливно-энергетический комплекс России значительно упрочил свой потенциал. Объем добычи нефти в 2003 году по сравнению с 2000 годом увеличился на 30,3%, газа - на 6,2%.
В 2003 году в ТЭК произошел ряд важных событий. Среди них наиболее значимыми являются:
- принятие Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 года;
- рассмотрение и одобрение Правительством Российской Федерации основных направлений развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северо-Западного региона России;
- разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд;
В нефтяной отрасли:
- введены в эксплуатацию объекты II очереди Балтийской трубопроводной системы;
- завершено строительство первой очереди нефтепровода Каспийского Трубопроводного Консорциума;
- введено в действие 3606 нефтяных скважин, 3 установки подготовки нефти мощностью 17,3 млн. т в год, 5260 км промысловых трубопроводов и др.
В нефтепереработке введены новые мощности суммарной производительностью около 3,5 млн. т в год.
В 2003 году, в условиях высокой цены на внешнем рынке, был достигнут рекордный прирост добычи нефти, составивший 41,8 млн. тонн. Годовая добыча нефти с нестабильным газовым конденсатом составила 421,4 млн. тонн.
За 2003 год в разработку введено 29 новых месторождений, добыча нефти из которых до конца года составила около 733 тыс. тонн. В целом из новых месторождений, введенных в эксплуатацию в 1998-2003 гг., в 2003 году добыто 27,9 млн. т нефти.
Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», добывают более 90% всего объема.
Отмечается рост других показателей нефтедобычи, в частности, возросла на 255 тыс. т (+3%) проходка в эксплуатационном бурении, она составила 8576 тыс. м.
Ресурсный потенциал субъектов Российской Федерации, на территории которых в настоящее время ведется добыча нефти и газа, уже не достаточен для воспроизводства экономически эффективных в разработке запасов. Нефтяные компании и ОАО «Газпром» проводят геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей в недостаточном объеме, что является следствием ввода в действие нового Налогового кодекса и отмены отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Дальнейшие перспективы нефтедобывающей отрасли связаны с освоением разведанных нефтяных запасов, около 80% которых находятся в удаленных и северных районах страны, что осложняет добычу и увеличивает стоимость транспортировки сырья к перерабатывающим предприятиям и регионам потребления.
В 2003 году ОАО «АК «Транснефть» принято и транспортировано по системе магистральных трубопроводов 415,5 млн. т нефти, что на 11% выше уровня 2002 года. Выполнены все обязательства по транзиту. Выполнена «Комплексная программа технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов на 2001-2003 годы».
Вывоз нефти за пределы территории России в 2003 году по балансовому отчету составил 228 млн. т, что на 38,30 млн. т (на 20,2%) больше по сравнению с 2002 годом.
Объем нефтепереработки в 2003 году вырос почти на 5 млн. т и составил 190 млн. тонн. Соответственно увеличилось производство нефтепродуктов.
С 1 июля 2003 года полностью прекращено производство и использование этилированного автомобильного бензина в соответствии с федеральным законом Российской Федерации №34-ФЗ от 22 марта 2003 года. Увеличилось производство высокооктановых марок автобензинов, дизельного топлива с содержанием серы до 0,035%, отвечающего требованиям EN 590 (ЕВРО-3).
Добыча газа в целом по стране в 2003 году составила 620,2 млрд. куб. м - 104,3% к факту 2002 года.
Увеличению общего объёма добычи газа способствовали ввод в действие мощностей на Ямбургском и Ямсовейском месторождениях в Западной Сибири, пускового комплекса по добыче газа на Заполярном газоконденсатном месторождении, а также рост добычи нефтедобывающими предприятиями (попутный газ) и независимыми производителями газа.
Предприятиями ОАО «Газпром» добыто 532,4 млрд. куб. м, что выше уровня 2002 года на 12,4 млрд. куб. м (+2,0%), предприятиями нефтяной промышленности - 39,5 млрд. куб. м (рост на 14,1%). Добыча газа независимыми производителями увеличилась с 35,2 млрд. куб. м в 2002 г. до 43,5 млрд. куб. м в 2003 г. (на 23,6%).
Оценка итогов работы топливно-энергетического комплекса в январе-мае 2004 года свидетельствует о том, что нефтяная и газовая отрасли ТЭК наращивают уровни добычи и производства.
По предварительным данным, за январь-май 2004 года:
- добыто 185,6 млн. т нефти и газового конденсата или 110,5% к соответствующему периоду прошлого года;
- объем первичной переработки нефти на НПЗ России составил 78,9 млн. т (100,4% к соответствующему периоду 2003 г.);
- добыто 274,1 млрд. куб. м газа (103,4% к соответствующему периоду 2003 г.);
- поставлено потребителям Российской Федерации 10,2 млн. т автобензинов (100,5% к соответствующему периоду 2003 г.) и 9,6 млн. т дизельного топлива (103,2%).
1.2.2 Обзор рынка добычи нефти в России
Структура топливно-энергетических ресурсов, сложившаяся в 2000 году, по сравнению со структурой 1999 года показывает, что доля производства электроэнергии возросла на 2,5%, нефти и угля увеличилась на 0,4% при снижении доли газа на 2,9%. (см. рис. 1 Приложение 1).
Добычу нефти в стране осуществляют около 200 предприятий - недропользователей, которыми в 2000 г. добыто порядка 323,2 млн. т, что на 17,9 млн. т превышает показатели предыдущего года. Основным фактором роста добычи нефти явилось улучшение конъюнктуры мировых цен на нефть, что позволило увеличить капитальные вложения в бурение и ремонт, а также ввести в эксплуатацию новые нефтяные месторождения.
Нефтяными компаниями в 2000 г. было добыто порядка 280,6 млн. т нефти и газового конденсата. Значительно увеличили добычу нефти по сравнению с 1999 г. НК «ЮКОС» - на 5,1 млн. т, НК «Сургутнефтегаз» - на 3,0, Тюменская НК - на 1,7, НК «Сибнефть» - на 0,9, НК «ЛУКойл» - на 0,9 и НК «Роснефть» - на 0,8. Практически сохранили уровень добычи нефтяные компании СИДАНКО, Татнефть и ОНАКО. Снизило добычу нефти АНК «Башнефть» - на 0,3 млн. т.
Российские недропользователи увеличили добычу нефти в 2000 г. на 2,0 млн. т. Предприятиями с иностранными инвестициями добыто 19,1 млн. т нефти и получен прирост по сравнению с 1999 г. на 0,8 млн.
Сравнение итогов 2000 и 1999 годов показывает, что среднесуточная добыча в целом по России возросла на 7%, в том числе в нефтяных компаниях - на 6,5%. Наибольший рост среднесуточной добычи обеспечен в компаниях «ЮКОС» (17,4%), «Сибнефть» (16,8%), Роснефть» (10,8%), «Славнефть» (8,3%), и «Сургутнефтегаз» (8,1%). Вместе с тем снижение среднесуточной добычи допущено в АНК «Башнефть» (4,1%) и ОАО «Татнефть» (2,1%). (см. Таблицу 1 Приложение 1)
Сравнение итогов 2000 и 1999 годов показывает, что среднесуточная добыча в целом по России возросла на 7%, в том числе в нефтяных компаниях - на 6,5%. Наибольший рост среднесуточной добычи обеспечен в компаниях «ЮКОС» (17,4%), «Сибнефть» (16,8%), Роснефть» (10,8%), «Славнефть» (8,3%), и «Сургутнефтегаз» (8,1%). Вместе с тем снижение среднесуточной добычи допущено в АНК «Башнефть» (4,1%) и ОАО «Татнефть» (2,1%).
В 2000 году добыча нефти с газовым конденсатом в целом по вертикально-интегрированным нефтяным компаниям возросла на 4,8% и составила: (млн. т)
Состояние основных производственных фондов (ОПФ) нефтяного комплекса характеризуется большой долей износа, а их технологический уровень остается отсталым. В целом, в нефтедобывающей промышленности степень износа ОПФ составляет около 55%, а по ряду компаний достигает 70% (Башнефть, Татнефть, ОНАКО).
Разработка нефтяных месторождений находится в достаточно сложном положении, этому способствуют значительный фонд простаивающих скважин, нарушение баланса отбора жидкости и закачки воды в пласт, большие потери попутного газа. Следует отметить положительный опыт Башнефти: несмотря на падение темпов добычи нефти, компания достигла самого высокого темпа отбора остаточных запасов среди компаний, работающих в Урало-Поволжье, путем внедрения передовых методов увеличения нефтеотдачи пластов и интенсификации разбуривания новых и старых месторождений.
В целом нефтяные предприятий не располагают современными техническими средствами для разработки трудноизвлекаемых запасов эксплуатации месторождений, находящихся в поздней стадии разработки.
Эксплуатационный фонд скважин за последнее десятилетие изменился незначительно, ввод новых скважин сократился более чем в пять раз, вдвое увеличился удельный вес неработающих скважин. Следовательно, увеличение добычи происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий. Все это может привести уже в ближайшее время к повышению себестоимости добычи нефти.
Основным недостатком внутреннего рынка нефти является отсутствие цивилизованного рыночного механизма формирования цен на нефть. Одной из проблем топливно-энергетического комплекса продолжает оставаться проблема низких внутрикорпоративных цен на нефть. Связано это с тем обстоятельством, что финансирование геологоразведочных работ и, соответственно, приращение запасов нефти в последние годы осуществляются исключительно за счет отчислений на возмещение минерально-сырьевой базы, остающихся в распоряжении нефтегазодобывающих предприятий. Эти отчисления представляют собой процент от стоимости товарной продукции. Поэтому занижая эту стоимость, нефтяные компании, тем самым, уменьшают финансирование геологоразведочных работ. Кроме того, уменьшается сумма налогов, идущая в местные бюджеты и используемая в основном на социальные нужды нефтяников.
В этих условиях для обеспечения стабилизации добычи нефти и создания предпосылок к ее увеличению необходимы крупные капитальные вложения в геологоразведочные и буровые работы, а также в обустройство нефтяных месторождений и создание производственной инфраструктуры в комплексе с программой реконструкции и модернизации действующих мощностей по переработке.
Достаточно благоприятная конъюнктура на мировых рынках и девальвация рубля создали хорошие условия для инвестирования в нефтяной комплекс. В первом полугодии 2000 года капитальные вложения в нефтедобычу выросли на 92% (капитальные вложения в промышленность за тот же период выросли на 19%). В 1999 году собственные средства компаний в общем объеме инвестиций составляли 77%. В нынешней экономической конъюнктуре нефтяные компании способны самостоятельно инвестировать свое развитие, не испытывая глобальной зависимости от иностранного капитала.
По данным Минприроды, за последние 50 лет в России было извлечено свыше 16 млрд. тонн нефти и почти 14 трлн. кубометров природного газа. С учетом сегодняшнего объема добычи, уже через 20-25 лет РФ столкнется с дефицитом разведанных полезных ископаемых, и через 5-7 лет объем добычи будет в шесть раз превышать количество вводимых в эксплуатацию запасов.
По прогнозам специалистов Минприроды, в ближайшие 5-10 лет основой для развития всего сырьевого сектора экономики страны станет ресурсная база арктических морей. Всего на шельфе сосредоточены ресурсы в объеме 135 млрд. тонн условного топлива, стоимостью свыше $300 млрд.
В 2004 году Минприроды готово провести 5 тендеров по 12 наиболее перспективным блокам в наиболее изученных районах. Если будут приняты поправки к закону «О недрах», которые сейчас рассматриваются Госдумой, на аукцион будут выставлены такие месторождения, как «Баренц-2» и «Сахалин-3.
Добыча нефти в РФ в I полугодии 2004 года выросла на 10,3%, до 223 млн. т. Эти данные приводятся в докладе Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии страны в январе - июне 2004 года. В целом за 2004 год ожидается добыча нефти в объеме 453 млн. т, что на 7,5% больше, чем в 2003 году. Минэкономразвития прогнозирует по итогам 2004 года цену на российскую нефть сорта Urals в $30,4 за баррель против $27,2 годом ранее. Средняя цена Urals составила в 1-м полугодии 2004 года $30,8 за баррель против $26,8 за баррель годом ранее. Во 2-м квартале 2004 года Urals стоила $32,5 ($24,05 в 2003 году).
России необходимо ежегодно тратить на геологоразведочные работы не менее $4 млрд., чтобы обеспечить прирост запасов, сопоставимых с текущим уровнем добычи. В настоящее время на все работы по геологическому изучению выделяется чуть более 900 млн. рублей в год. Этих средств явно недостаточно, заявил он, в связи с этим Минприроды намерено в 2005 году внести на рассмотрение правительства технико-экономическое обоснование (ТЭО) по исследованию нескольких крупных проектов, которые необходимо начать уже в 2006 году.
Добыча полезных ископаемых в России намного опережает разведку новых месторождений. Если так и дальше пойдет, то уже в ближайшем будущем Россия столкнется с недостатком сырья и необходимостью год от года снижать добычу, подчеркнул он. Поэтому главная задача - сформулировать четкий перечень требований государства к добывающим компаниям. По его словам, к концу года правительству будет представлен проект закона «О недрах» в новой редакции, где геологоразведке будет уделено серьезное внимание.

1.2.3 Инвестиционная привлекательность российских нефтяных компаний

Нефтяная отрасль является основой российской экономики, а следовательно, основой российского фондового рынка. В портфеле любого иностранного инвестора акции российских нефтяных компаний составляют не менее 50% активов. Рост российского рынка, который не прекращается с октября прошлого года, заставляет задуматься о привлекательности российских нефтяных компаний для дальнейших инвестиций на сложившихся ценовых уровнях.
Приведенная таблица изменений цен акций основных нефтяных компаний за последний год наглядно показывает, что инвестиции на фондовом рынке направляются прежде всего в ценные бумаги этих компаний. За тот же период индекс РТС вырос на 95%. (см. Таблица 3 Приложение 1)
Сравнение текущих котировок акций с котировками от 1997 года, когда индекс РТС находился на своем историческом максимуме, показывает, что цены акций некоторых компаний уже находятся выше значений пятилетней давности.
Состояние российских нефтяных компаний в настоящий момент разительным образом отличается от того, что мы наблюдали в нефтяной отрасли пять лет назад.
1. Процесс разделения единой государственной нефтяной отрасли на отдельные компании достиг своего промежуточного финиша. В настоящий момент на российском нефтяном рынке можно выделить три основные группы предприятий:
· крупные нефтяные холдинги с высокой долей государственного участия («Роснефть», «Славнефть»);
· крупные частные нефтяные холдинги («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «ТНК», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть»);
· остальные нефтяные компании, каждая их которых занимает свою нишу рынка (крупнейшие представители этой группы - «Татнефть» и «Башнефть»).
Процесс передела в отрасли будет продолжен. В частности, предприятия третьей группы будут постепенно либо объединяться, превращаясь в более крупные производственные формирования, либо будут поглощены крупными игроками из второй группы. С другой стороны, можно ожидать постепенной приватизации предприятий первой группы. Отличие текущего этапа от подобных процессов в прошлом будет заключаться, по нашему мнению, в большей прозрачности и открытости процесса.
В любом случае стабильность нефтяной отрасли на текущем этапе увеличивает ее привлекательность для инвестора, который может не опасаться резкого изменения статуса компании, акции которой он приобрел.
2. Крупные добывающие компании превратились в хорошо диверсифицированные нефтяные холдинги («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «ТНК», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть»). Имея в своем составе добывающие, перерабатывающие, нефтехимические и нефтеторговые предприятия, холдинговые структуры менее подвержены рыночным рискам, что позволяет им оптимизировать расходы и получать стабильную прибыль. Рост диверсификации не мог не найти отражение в ценах акций крупных компаний.
3. Помимо производственной диверсификации, крупные компании проводят политику территориальной диверсификации. Все большее количество российских компаний приобретают активы в иностранных государствах («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС»), позиционируя себя не как чисто российские компании, а как транснациональные структуры. Мы предполагаем, что этот процесс будет продолжаться. Это дает возможность долгосрочным инвесторам сейчас приобретать акции компаний, которые через несколько лет будут занимать высокие позиции в рейтинге мировых нефтяных компаний.
1.2.4 Состояние российской нефтяной промышленности, роль НК
Если 2001 год был успешным для российских нефтяников, то 2002-й стал для них триумфальным. Рекордно высокий для последнего десятилетия уровень добычи нефти вывел нашу страну в номинальные лидеры мировой нефтедобычи. Увеличилось производство нефтепродуктов. Мы стали экспортировать больше углеводородного сырья и основных нефтепродуктов. И, что самое удивительное, впервые за многие годы объемы добытой нефти были полностью компенсированы приростом запасов.
Правда, не обошлось и без неудач. Снизился и без того невысокий уровень инвестиций в отраслевые проекты. Сократились объемы бурения. Ухудшилась глубина переработки нефти на российских НПЗ, отставание которых от «мирового уровня» стало еще более критичным. И все же нефтяная отрасль страны - лучший сектор экономики России. И не только благодаря удачной для нас конъюнктуре топливных рынков. Главное - менеджеры российских нефтяных компаний научились успешно управлять парусами рыночной экономики.
В 2002 году добыча нефти в России достигла 379,6 млн. тонн. По этому показателю мы вышли в чемпионы мира. Правда, победа эта не совсем «чистая»: в отличие от нашего главного соперника - Саудовской Аравии - мы считаем нефть вместе с газовым конденсатом.
Российские нефтяники в последние годы демонстрируют не просто устойчивый рост добычи - темпы прироста постоянно растут (в 1999 году прирост годовой добычи составил 0,5%, в 2000-м - 5,9%, в 2001-м - 7,7%, а в 2002-м - 9,1%). Это верный признак того, что потенциал отрасли не исчерпан, российские нефтяники готовы и дальше наращивать производство.
Объемы добычи увеличили в 2002 году все основные нефтедобывающие компании, за исключением ТНК и «Татнефти». Но если татарстанские нефтяники закрепились на уровне предыдущего года, то тюменцы сократили добычу на 7,6%. (см. Таблицу 3 Приложение 1)
За год не произошло изменений в «табели о рангах» четырех ведущих нефтедобывающих компаний «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и ТНК обеспечили 61,2% общероссийской нефтедобычи против 59,1% в 2001 году. Причем, каждая из трех первых компаний увеличила свою долю в нефтедобывающем секторе экономики России. За год окрепло лидерство «ЛУКОЙЛа» и «ЮКОСа» - обе компании ушли в отрыв. Как следствие, между ними усилилась конкурентная борьба, которая, впрочем, не изменила расстановку сил. (см. рис. 2 Приложение 1)
Агрессивнее других наращивала добычу «Сибнефть». Это позволило компании потеснить с престижного пятого места «Татнефть». А «Роснефть» сместилась в самый «хвост» группы вертикально интегрированных компаний, обогнать ее не удается лишь «Башнефти».
Заметно ослабла роль в общероссийской нефтедобыче независимых компаний, доля которых снизилась до 6,7% против 8,6% в 2001 году. И это печально. Традиционно именно небольшие компании показывают лучшую производственную динамику. Сокращение этого производственного сегмента связано, прежде всего, с переходом части независимых производителей под «крышу» ВИНК. К тому же изменения в налоговой системе, действующей с января 2002 года, оказались наиболее болезненными для малого и среднего нефтяного бизнеса, что тоже отразилось на активности независимых производителей.
Показательна судьба «Северной нефти», увеличившей добычу на 35% и извлекшей из недр в 2002 году около 1,5 млн. тонн нефти. Похоже, в нынешнем году ей придется распрощаться с независимостью и раствориться в «Роснефти».
Поставка нефти на российские НПЗ росла пропорционально объемам добычи и даже с небольшим опережением. По итогам 2002 года она превысила уровень предыдущего года на 9,5% и составила 203,1 млн. тонн. (см. Таблицу 4 Приложение 1)
Однако ни сами предприятия, ни рынок не были готовы к столь значительному росту производства и предложения нефтепродуктов. В результате объем переработки нефти на российских НПЗ вырос лишь на 3,34%, да и то с потерей качества: по итогам 9 месяцев глубина переработки упала до 70,3%, по сравнению с 71,1% по состоянию на 1 октября 2001 года. Остальные объемы пошли на пополнение резервуаров НПЗ - про запас.
«ЮКОС» опередил «ЛУКОЙЛ» по объемам поставок нефти на российские НПЗ (но не по количеству переработанного сырья). «Славнефть» направила на заводы более 78% от уровня добычи. Для этого компания, имеющая гипертрофированно развитую инфраструктуру переработки, традиционно докупает на внутреннем рынке недостающие объемы нефти.
Поставки нефти на «Башнефтехим» составили в 2002 году 19,5 млн. тонн, на Московский НПЗ - 9,1 млн. тонн, на «Салаватнефтеоргсинтез» - 5,8 млн. тонн, на «Нижнекамскнефтехим» - 5,2 млн. тонн.
Нефтеперерабатывающие заводы России переработали в прошлом году 185 млн. тонн нефти - на 6 млн. тонн больше, чем годом раньше.
По объемам переработки нефти безусловными лидерами в России являются «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС». Обе компании переработали более 30 млн. тонн нефти. Причем, если по объемам добычи «ЮКОС» почти вплотную приблизился к своему главному сопернику, то по масштабам нефтепереработки лидерство «ЛУКОЙЛА», держащего 18,5% рынка нефтепереработки, представляется более прочным. (см. рис. 3 Приложение1)
В 2002 году «ЛУКОЙЛ» увеличил объем переработки нефти на 15,2%. Но это не самая высокая динамика в отрасли. Так, у «СИДАНКО» нефтепереработка выросла на 21,9%, а у «Газпрома» - почти на четверть.
Почти половина компаний, входящих в число основных переработчиков нефти, снизили объемы производства. В их числе - «Сургутнефтегаз», ТНК, «Татнефть», «Башнефтехим», «Салаватнефтеоргсинтез» и Московский НПЗ. Особенно глубоко «упали» «Татнефть» и «Сургутнефтегаз» - на 9,45% и 8,77% соответственно.
В результате ТНК обогнала по объемам переработки «Сургугнефтегаз» и переместилась с 5-го на 4-е место. В то же время запас прочности, заложенный в прошлые годы, позволил «Башнефтехиму» удержаться на 3-м месте, невзирая на падение производства.
По-прежнему самой ходовой продукцией российских НПЗ оставался мазут, производство которого выросло за год на 7%. Производство дизельного топлива, почти сравнявшееся по объемам с мазутом в 2001 году, в минувшем году потеряло темпы роста и, как следствие, ожидания, что дизтопливо потеснит мазут, не оправдались. (см. Таблицу 5 Приложение 1)
Производство автомобильного бензина выросло почти на 5%. Причем, наиболее динамично развивалось производство высококачественных марок автомобильного топлива. Выпуск высокооктановых бензинов увеличился без малого на 10%. Выпуск этой продукции составил почти половину произведенного в России автобензина.
В 2002 году упало производство авиационного керосина, смазочных масел и технологического экспортного топлива. Все эти виды продукции не играют существенной роли в структуре продукции нефтепереработки.
Объем производства химической и нефтехимической продукции в России вырос в 2002 году на 2,2%. Производство автомобильных шин увеличилось за год на 6%, до 35,8 млн. штук. Выпуск синтетических каучуков остался на прежнем уровне - 919 тыс. тонн.
Хорошим стимулом наращивать добычу для нефтяников стала благоприятная для продавцов ситуация на мировом рынке. За 2002 год цена на нефть Urals выросла почти на 60%. Ее среднегодовой уровень - $23,6 за баррель - оказался много лучше ожидаемого (нефтяные компании планировали свою деятельность исходя из пессимистического прогноза среднегодовой цены на уровне $16 за баррель).
Но экспорт российской нефти в дальнее зарубежье вырос лишь на 3,3%, до 137,86 млн. тонн. Основные потоки экспорта - 96,5% - шли через «Транснефть», которая поставила на внешние рынки 133,0 млн. тонн российской нефти. (см. Таблицу 6 Приложение 1)
Еще 18,7 млн. тонн нефти компания поставила государствам СНГ, в основном, Казахстану. Увеличив объемы прокачки нефти в дальнее зарубежье на 6,5 млн. тонн, треть прироста «Транснефть» отдала под транзит казахстанской и азербайджанской нефти. Мало того, что темпы усиления экспортных потоков из России вдвое отставали от роста добычи (4,5% против 9,1%), так российским нефтяникам пришлось еще щедро делиться с соседями. Этот итог объясняет и интерес наших нефтяных компаний к формированию альтернативных транспортных маршрутов, и их коллективные петиции правительству с предложениями ограничить транзитную составляющую производственной программы «Транснефти». (см. Таблицу 7 Приложение 1)
Тем не менее, и приращение экспорта на 4,2 млн. тонн стало неплохой прибавкой для российских нефтяных компаний, которые в первой половине прошлого года были связаны обещанием перед ОПЕК ограничить объемы экспорта.
Впрочем, с ограничениями дело не совсем заладилось: в 1 квартале экспорт российской нефти вырос на 6%, а по итогам полугодия - на 2,1%.
Многие средства массовой информации обвиняли в связи с этим и правительство, и наших нефтяников в необязательности. Но, как выяснилось, и сами страны - члены ОПЕК далеко не безгрешны в этом плане. Так, Саудовская Аравия превышала суточную экспортную квоту почти на 750 тыс. баррелей, Алжир, Иран и Нигерия - без малого на 300 тыс. Не допустила серьезных нарушений установленных квот одна лишь Индонезия. И можно только приветствовать нежелание России составить ей компанию.
В структуре экспортных потоков нефти особых изменений не произошло. По-прежнему, больше половины нефти отправлялось за рубеж через морские терминалы. Правда, почти в полтора раза вырос экспорт по железной дороге - нефтяники настойчиво искали дополнительные возможности выхода на внешние рынки. Но на фоне общих масштабов экспорта эти изменения не принципиальны. (см. рис. 4 Приложение 1)
Диспропорции между ростом нефтедобычи, потребностями внутреннего рынка и экспортными возможностями принесли пользу нашим западным соседям по СНГ. Поставка нефти из России в ближнее зарубежье увеличилась аж на 30,6%, до 35,377 млн. тонн (9,3% добычи). Около половины этой нефти приняла Украина, увеличившая импорт с территории РФ на 41,7%.
Экспорт российских нефтепродуктов вырос на 18,3%, до 69,06 млн. тонн. То есть темпы роста экспорта нефтепродуктов более чем в 5 раз превысили темпы роста их производства и вдвое - темпы роста нефтедобычи. Это можно было бы назвать жизнеутверждающей тенденцией (наше правительство давно говорит о необходимости переориентации с сырьевого экспорта на предложение конечной продукции). Однако рост количественных показателей экспорта шел на фоне ухудшения качественной структуры: вывоз за пределы России мазута вырос на 43,6%, бензина - сократился на 15%.
По оценкам, на экспорте нефти российские нефтяные компании заработали $28,3 млрд., нефтепродуктов - еще $10,9 млрд. Итого - $39,2 млрд. От продаж на внутреннем рынке нефтяники выручили почти втрое меньше.
По сведениям Министерства природных ресурсов России, в 2002 году прирост запасов нефти полностью компенсировал объемы добытого сырья. В прошлые годы такой результативности геологоразведки удавалось добиваться Ханты-Мансийскому автономному округу и Республике Татарстан. Но в масштабах всей страны это произошло впервые за долгие годы. По предварительным данным, прирост запасов промышленной категории в России в 2002 году составил около 380 млн. тонн.
В нынешнем году МПР РФ обещает увеличить запасы нефти уже на 800 млн. тонн, а газа - на 800 млрд. кубометров. Правда, непонятно, на чем же основаны радужные планы министерских чиновников. Честно говоря, и достижения прошлого года вызывают недоумение: условия для частных инвестиций созданы не были, государственные средства на геологоразведку практически не выделялись. Впрочем, геологоразведка - сфера деятельности очень инертная, и провалы в политике недропользования последних лет проявятся в будущем. (см. рис. 5 Приложение 1)
Тревожным сигналом является спад интереса компаний к ведению буровых работ. По итогам 9-ти месяцев прошлого года объем разведочного бурения в нефтяной отрасли снизился на 37,9%, эксплуатационного - на 17,7%. Количество введенных в эксплуатацию скважин сократилось на 18,1%.
Упала и инвестиционная активность. Если в 2001 году на нефтедобычу приходилось 15,2% общепромышленных инвестиций, то год спустя - 13,6%. Доля инвестиций в нефтепереработку сократилась с 2,2% до 2,0%. И это на фоне общей инвестиционной апатии в промышленности России.
В то же время продолжала расти высокими темпами капитализация ведущих нефтяных компаний России. За 2002 год их общая стоимость выросла с $41,4 млрд. до $61,7 млрд., на 48,9%. Вследствие высоких мировых цен на нефть и изменений в налоговой системе налоговая нагрузка на 1 тонну добытой в России нефти выросла в среднем с $37,6 в 2001 году до $44,8 в 2002-м (на 19%). В бюджет нефтяные компании внесли $17 млрд. налогов (разумеется, в рублевом эквиваленте) - на $3 млрд. больше, чем годом раньше.
Изменения в системе налогообложения нефтяных компаний, опробованные в прошлом году, дали довольно странный, но вполне объяснимый результат. Налоговая нагрузка на одни компании выросла едва ли не вдвое, другие компании платили налоги в привычных размерах.
Ярчайшим представителем первой группы является «ЛУКОЙЛ»: по итогам 9 месяцев сумма налогов выросла у компании на 88,2%. По оценкам «ЛУКОЙЛА», введение налога на добычу обошлось компании в $0,5 млрд. дополнительных налоговых изъятий.
В то же время налоговая реформа практически не повлияла на финансы «ЮКОСа». И это притом, что и в прошлом компания отличалась чрезвычайно высокой способностью к «оптимизации» налоговой нагрузки.
Столь странный, на первый взгляд, раскол в рядах нефтяников-налогоплательщиков имеет довольно простое объяснение: именно «ЮКОС» был основным вдохновителем налоговой реформы.
В наступившем году правительство связывает с нефтегазовым комплексом большие надежды. Добыча нефти должна вырасти до 390 млн. тонн, переработка - до 190 млн. тонн, добыча газа - до 603-694 млрд. кубометров. Но очень многое будет зависеть от ситуации на мировых рынках. А она сегодня - в силу внешнеполитической нестабильности - совершенно непредсказуема.
В 2003 году экспортные мощности увеличились на 600 кб/д и должны увеличиться еще на 750 кб/д в 2004 и 2005 годах. За период с 2006 по 2008 годы ежегодный рост мощностей может незначительно сократиться и составить 400 кб/д. Основные направления, по которым предусматривается расширение экспорта в 2003-2005 годах включают:
· расширение мощностей Балтийской трубопроводной системы до Приморска - с 600 кб/д в конце 2003 года до 840 кб/д в настоящее время и до 1,0 млн. кб/д до конца 2004 года;
· расшивка узких мест при экспорте нефти через Новороссийск за счет строительства дополнительных 60 кб/д мощности во второй половине 2004 года и еще 50-60 кб/д - в 2005 году;
· расшивка узких мест при экспорте нефти через Туапсе на Черном море за счет увеличения мощностей на 100 кб/д путем разделения потоков легких сортов сибирской нефти;
· увеличение пропускной способности железной дороги при вывозе нефти компанией «Лукойл» в Высотск и Калининград, что позволит увеличить поставки таким путем не менее чем на 50 кб/д в 2004 году и еще на 65 кб/д в 2005 году;
· дальнейшее увеличение экспорта по железной дороге на 100 кб/д в 2004 году с учетом роста поставок в Китай;
· строительство новых мощностей в 100 кб/д на северном участке нефтепроводной системы «Дружба»;
· использование потенциала реверсивной транспортировки из Адрии в систему «Дружба», что может дополнительно обеспечить 100 кб/д в 2005 году.
Тем не менее, устойчивый рост объемов добычи в дальнейшем может оказаться более проблематичным. Это будет зависеть от инвестиций в добычу и от того, с какими темпами она будет развиваться в таких регионах, как Восточная Сибирь, российский сектор Каспийского моря, Баренцево море и Тимано-Печора. Инвестиции, в свою очередь, необходимы для строительства и расширения экспортных трубопроводов, в частности, систем нефтепровода «Дружба» и БТС. Частичное расширение системы БТС не обеспечит принципиального увеличения экспорта в более отдаленной перспективе. Для обеспеченя устойчивого роста производства до конца десятилетия и диверсификация экспортных рынков потребуются решения, способные увеличить пропускную способность на 1 мб/д. Эти решения включают строительство трубопроводов к азиатским рынкам, с одной стороны, и к Северной Америке через Мурманск или альтернативный северный порт, с другой. Разработанные ранее планы компаний-производителей по осуществлению таких проектов затормозились.

2. Проблемы нефтяной отрасли в РФ

2.1 Факторы, влияющие на внутренний рынок

Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка РФ, как показала статистика наблюдений за рынком в течение многих лет, стал фактор который для удобства можно назвать так: «уровень мировых цен на сырую нефть». Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо (половина производимого объема которых экспортируется из России). Система работает следующим образом: при резком повышении цен на нефтепродукты и нефть российские компании стремятся «вылить» на экспорт больше нефти и нефтепродуктов (у кого они имеются) при этом потребности внутреннего рынка в расчет не берутся, далее на внутреннем рынке вырастает цена на нефть (ее стало меньше), дорогую нефть «завели» на переработку (выходящие нефтепродукты также подорожали), экспортируемые объемы уже нефтепродуктов оголяют рынок и ситуация приводит к росту цен. Анализируя колебания мировых цен на нефть за год, решений правительства по регулировке таможенных пошлин и динамику индексов цен внутреннего рынка, специалисты центра выявили очевидную корреляцию между ними. Причем временной лаг при резком росте или падении цен на нефть обычно составляет от 10 до 14 дней. Сам внутренний рынок нефтепродуктов растет отнюдь не быстрыми темпами, радует только увеличение парка частных автомобилей, что приводит в больших городах к росту в секторе розничных продаж ГСМ. Впрочем, конкурентоспособность российских нефтепродуктов на европейском рынке вызывает сомнения.

2.2 Причины непривлекательности российских НК для зарубежных инвесторов

В 2002 году Россия вышла на 1-е место в мире по производству нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Сложная политика маневрирования, которую правительство вело в этом году, позволила оказывать существенное влияние на мировой нефтяной рынок. Идейная поддержка ОПЕК и нежелание в нее вступать, обещания стабильных поставок нефти в США и Китай, развитие каспийских и шельфовых проектов - вот основные «карты» в мировой нефтяной игре, которые использовала Россия. Рост производства на ноябрь 2003 г. как в добыче нефти так и в переработке исчислялся 10-11% (так же как и рост экспорта). В 2004 году ожидаемая добыча нефти в России составит 430-450 млн. тонн. Сейчас прирост добычи составляет примерно 10-10.5%. Ни одна компания сейчас не снижает добычу. Так «ЮКОС» и «Сибнефть» наращивают темпы добычи. Увеличение добычи нефти происходит за счет внедрения новых методов разработки месторождений, прогрессивных технологий. Сейчас Россия увеличивает и объем экспорта. Товарные запасы в системе «Транснефть» и других системах магистральных нефтепроводов оптимальны. Каждый квартал трубопроводная система увеличивает перекачку нефти на экспорт.

Судя по базовым показателям, есть поводы для оптимизма: добыча газа в прошлом году увеличилась на 4,5%, а нефти - на 10%; обе отрасли росли быстрее ВВП; прибыли крупнейших компаний за прошлый год выросли почти в 1,5 раза. Резко возрос интерес к российским активам и со стороны иностранцев - транснациональный гигант British Petroleum уже приобрел ТНК, а ConocoPhillips планирует стратегические инвестиции в «ЛУКойл». Казалось бы, российские НК вполне могли бы образовать стратегический союз с ведущими западными компаниями и с их помощью усилить свои позиции в международном бизнесе. Однако извлечь выгоду и встать вровень с «семью сестрами» нашим компаниям вряд ли удастся; скорее им уготована роль даже не дочек, а падчериц ведущих мировых ТНК, которых интересует не менеджмент и не опыт российских компаний, а исключительно то, что находится в принадлежащих им недрах. «Поход» в Россию для западных инвесторов - мера вынужденная. Запасы и добыча в развитых странах падают. Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, они должны реинвестировать в богатые углеводородами страны. Россия на фоне политически нестабильного Ближнего Востока похожа на «тихую гавань», к тому же с недооцененными активами.
Что же не так в наших нефтяных и газовых компаниях, если даже при потрясающей динамике добычи и бешеном интересе западных отраслевых инвесторов в них первую очередь видят лишь закопанное в землю сырье?
Цифры роста добычи и прибылей являются не свидетельством успешного развития нефтегазового сектора, а скорее производной от благоприятной нефтяной конъюнктуры: изменится конъюнктура - автоматически изменится и ситуация в отрасли. Сам же процесс роста пока правильнее называть восстановлением. Добывая нефти на четверть, а газа в 1,5 раза меньше, чем в советские времена, мы уже почти научились правильно использовать старые советские активы, но пока не в состоянии ни создавать новые, ни решать стратегические для отрасли задачи. Об инфантильности нашего современного нефтегазового сектора свидетельствуют две проблемы, которые лишь усугубляются с ростом добычи.
Первая из них - «узость» экспортной трубы. Россия практически единственная страна, добывающая нефть на континенте, и для экспорта ее приходится перемещать по суше на 2500-3000 километров. США тоже добывают континентальную нефть, но они потребляют нефть на месте, транспортное плечо не превышает 200-300 километров. У всех остальных основных нефтедобывающих стран (Саудовской Аравии и др.) сухопутная транспортировка тоже составляет 200-300 километров. У нас плечо в 2500-3000 километров, и это очень сильно давит на экономику нефтяных компаний. Среднее налоговое бремя российских нефтяных компаний с учетом транспортных затрат сегодня значительно выше, чем у западных конкурентов.
Правительству нужно поставить свою подпись под мурманским проектом. Почему это не делается - огромная загадка. Мы сегодня отдаем нашим соседям порядка 8 миллиардов долларов в год из-за скидок на цену нефти (имеются в виду скидки по поставкам в Центральную и Восточную Европу по нефтепроводу «Дружба»). Это много, государственный бюджет из-за этого недополучает порядка 3-4 миллиардов долларов в год www.expert.ru - Журнал "Эксперт", 2004, №26..
Можно рассмотреть этот проект и в более широком контексте - с учетом перспектив емкости наших ключевых экспортных рынков по сырой нефти. Сегодня экономически эффективные рынки для России - это Европа, страны ближнего зарубежья. Но ни Европа, ни страны ближнего зарубежья не наращивают объемы потребления нефти. Более того, за последние десять лет потребление нефти на этих рынках сократилось. Все трубопроводы, которые реконструируются и строятся, и мурманский проект в том числе, - это поставки нефти на тот же самый рынок. А он не резиновый. Да, через мурманскую трубу мы получим дополнительную эффективность за счет снижения имеющихся сегодня скидок по «Дружбе», но кардинально вопрос не решится. Более перспективно восточное направление. По территориальной принадлежности наш рынок - это Китай и Дальний Восток. Но сегодня транспортная составляющая - это 95 долларов за тонну, и без строительства трубопроводной системы этот рынок экономически неэффективный Требуется не столько увеличение совокупных пропускных мощностей экспортных нефтепроводов, сколько обход конкретных «узких мест». Самый вопиющий пример - это Босфор, где мы на простое танкеров в год теряем до 400 миллионов долларов. Трубопроводы на Мурманск и на восток вовсе не взаимоисключающие - надо строить оба. Что касается восточного направления, то целесообразно тянуть нефтепровод до Находки и не ограничиться только этим, а обязательно построить в районе Находки крупный нефтеперерабатывающий завод - с прицелом на экспорт нефтепродуктов в быстрорастущие страны АТР, не имеющие своей нефтепереработки. Действующие НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре не годятся для этой цели - они стоят не на «трубе».
Рассчитывая увеличить капитализацию компаний, их владельцы активно занимаются предпродажной подготовкой и, в частности, стремительно увеличивают добычу. Сегодня потенциал для роста еще достаточно велик, поскольку обеспеченность доказанными запасами исчисляется 25-30 годами.
Увеличение добычи породило проблему ограниченности экспортных возможностей. Более того, сокращаются объемы поставок через Босфорский пролив, приостановлен экспорт российской нефти через латвийский порт Вентспилс. Поставки нефти по системе трубопроводов «Транснефти» в Вентспилс неуклонно сокращались начиная еще со II квартала 2002 г., а в график транспортировки на I квартал 2003 г. порт, способный переваливать до 16 млн. т нефти в год, вообще не был включен. Причиной этого, по словам вице-президента «Транснефти» С. Григорьева, стала полная загрузка транспортной системы компании в этом направлении. Та нефть, которая раньше шла в Вентспилс, теперь поступает в российский порт в Приморске и в литовский Бутинге. По другой версии, причина сокращения транспортировки имеет политическую подоплеку. Но в любом случае восстановление поставок даже в полном объеме не способно удовлетворить растущие аппетиты нефтяных компаний. Из-за этого эксперты IEA даже спрогнозировали снижение темпов роста добычи в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом.
Правда, «Транснефть» в ближайшее время планирует увеличить мощность российской системы магистральных нефтепроводов на 15 млн. т с нынешних 174 млн. т за счет расширения порта Новороссийска, строительства трубопроводов «Дружба - Адрия» и Омск - Чарджоу, а также второй очереди БТС. В частности, запуск второй очереди БТС предполагал увеличение к концу 2003 г. пропускной способности системы до 18 млн. т в год с нынешних 13 млн., а к 2005 г. мощность БТС может возрасти до 42 млн. т в год.
Наиболее реальный проект увеличения в короткие сроки экспортных поставок связан с заполнением сортом Urals трубопроводов, используемых для перекачивания Siberian Light, что позволит только за месяц увеличить экспортную мощность системы на 10 млн. т в год. Против этого, правда, возражает «Роснефть».
Таким образом, желаемый прирост пропускной способности в 45 млн. т в этом году может быть получен лишь в случае реализации всех указанных проектов. (см. Таблицу 8 Приложение 1)
Есть, конечно, и альтернативные способы транспортировки, например водным транспортом или по железной дороге. ЮКОС в III квартале экспортировал данными видами транспорта около 20% добытой нефти.
Объемы железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в последние годы интенсивно росли. Так, в 1999 г. по железной дороге было перевезено 150 млн. т топлива, в 2000 г. - 160 млн., в 2001-м - уже более 170 млн. т. В 2002 г. по сети российских железных дорог только на экспорт было отправлено 58 млн. т нефтепродуктов. Особенно большие объемы перевозятся по дорогам, ведущим к западным границам России: Октябрьской, Калининградской, Горьковской, Московской, Северной и Куйбышевской.
В августе 2001 г. стоимость перевозки нефти до российских портов снизилась втрое, что позволило увеличить ее вывоз. Расширилась география поставок: были задействованы и южные направления, причем поставки осуществлялись не только через российские порты, но и через Украину. Заметную часть экспорта по железной дороге заняли поставки в Китай, лидером по которым является ЮКОС. В планах ЮКОСа увеличение поставок нефти китайской компании Sinopec до 2,5 млн. т в 2004 г.; поставки другой китайской госкомпании CNPC в выросли в 2003 году до 2 млн. т.
Для оценки возможностей роста объемов транспортировки по железной дороге необходимо знать состояние железнодорожного парка. По данным Ассоциации собственников подвижного состава, рабочий парк цистерн в России насчитывает около 180 тыс. единиц (из них 98 тыс. - у частных собственников). В 2001 г. в России произведено 2500 цистерн (из них 2077 на «Уралвагонзаводе»), за первую половину 2002 г. - 2200 (в том числе 1800 на «Уралвагонзаводе»). Более 2000 цистерн в год для российских компаний производит украинский «Азовмаш». В итоге парк вагонов-цистерн прирастает примерно на 6,5 тыс. год, что эквивалентно увеличению объема перевозок не более чем на 4%, или 5-7 млн. т в год. Дополнительный прирост возможен за счет увеличения эффективности работы железных дорог.
Еще одним слабым местом в схеме экспорта являются морские порты, через которые переваливаются доставленные по трубе или железной дороге нефть и нефтепродукты. Пропускная способность портов носит сезонный характер, она сильно зависит от погодных условий. Так, Новороссийск часто бывает закрыт из-за штормов, а порт в Приморске и вовсе является замерзающим. (см. График 1 Приложение 1)
Колебания пропускной способности портов негативно сказываются на эффективности железнодорожных перевозок. Так, в середине февраля 2003 года свыше 8 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами простаивали на Дальневосточной и Северо-Кавказской железных дорогах. Аналогичная ситуация сложилась и на перевалочных нефтебазах Эстонской железной дороги: почти 2,5 тыс. российских цистерн ждали очереди для разгрузки на станциях Мууга, Таллинн, Клайпеда, Маарду, при этом более 3 тыс. вагонов с нефтеналивными грузами были на пути к портам республики.
Из-за таких колебаний уже который год зимой происходит затоваривание внутреннего рынка, в результате чего внутренние цены на нефть падают в 2-3 раза. Это приводит к тому, что компании вынуждены консервировать скважины. Подобная история произошла в январе с Сургутнефтегазом: из-за перепроизводства скопилось около 750 тыс. т нереализованной нефти, что привело к временной остановке добычи.
Еще одним препятствием на пути увеличения добычи нефти служит ограниченность спроса. Потребность Западной Европы в нефти отстает от увеличения производства в России. Как следствие, ушедший год ознаменовался существенным расширением географии экспортных поставок. В частности, увеличился экспорт в США и в страны АТР. Прибыльность таких поставок стала возможной в значительной степени благодаря высоким ценам на нефть. К примеру, Лукойл осуществлял поставки из Новороссийска в Китай, что вряд ли принесло бы прибыль при средних ценах 2001 г. Возможно, расширением географии экспорта и увеличением доли железнодорожных поставок объясняется рост транспортных расходов ЮКОСа в III квартале 2002 г. (см. Таблицу 9 Приложение 1)
При таких темпах роста транспортных расходов сохранение темпов роста добычи возможно лишь при высоких мировых ценах на нефть.
В прошлом году мощности «Транснефти» были загружены полностью, а сейчас почти треть нефти приходится экспортировать альтернативными видами транспорта, что повышает стоимость ее доставки в 3-5 раз (см. График 2 Приложение 1). Любой затор в системе или в портах сразу же обваливает внутренний рынок нефти. «Евроцентричность» инфраструктуры (более 80% отечественных углеводородов экспортируются в западном направлении - в Европу и в Турцию) тоже создает целый букет проблем. С каждым годом растет плата за транзит целой цепочке стран посредников. Те не прочь выторговать для себя преференции, а потому чинят всевозможные препятствия российскому экспорту. Политическая консолидация в рамках Евросоюза и его расширение грозит отечественным экспортерам диктатом картеля потребителей. «Газпром» недавно был вынужден пойти на уступки и отказаться в своих долгосрочных контрактах от пункта, запрещавшего западным компаниям реэкспорт газа; под вопросом оказался и газпромовский проект Североевропейского трубопровода - он плохо вписывается в разрабатываемую Евросоюзом концепцию развития газотранспортной инфраструктуры. Из-за несовершенства транспортной инфраструктуры одна только нефтянка ежегодно напрямую теряет около 5 млрд. долларов, в такую же сумму оцениваются и косвенные потери.
Вторая проблема - недостаточные объемы внутренних инвестиций и низкие темпы освоения новых месторождений. Основной объем добычи отечественных компаний приходится на открытые и разведанные в советские времена запасы, темпы же разведки и освоения новых явно недостаточны, чтобы поддерживать добычу в долгосрочной перспективе. При этом следует понимать, что сливки - в виде легкодоступных и богатых месторождений - мы уже сняли, так что себестоимость новой нефти и газа будет выше. Особенно плохи в этом смысле дела у «Газпрома». В последние годы компания ввела в строй лишь одно крупное месторождение - Заполярное, остальные, запущенные еще в советские времена, находятся в стадии падающей добычи.
При всем при том ликвидация «узких мест» оказывается в большей степени задачей вовсе не нефтегазовых компаний, а государства, взявшего на себя инициативу по стратегическому руководству важнейшим для него сегментом экономики. Извлекать доходы из нефтяной отрасли у нас уже научились, а вот руководить и реализовывать какую-то стратегию пока не очень получается. Запретив строительство частных трубопроводов, государство так и не запустило ни одного собственного проекта. Не было создано и механизма, стимулирующего инвестиции в разведку и освоение новых месторождений, - и чехарда с лицензиями явно не способствует его созданию. А желание государства усилить свое участие и контроль над нефтегазовым сегментом экономики вряд ли воодушевит и обнадежит здравого инвестора (см. График 3 Приложение 1). И если усиление роли государства в «Газпроме» в целом можно рассматривать как факт позитивный, позволяющий консолидировать бизнес и облегчить выработку долгосрочной стратегии, то «дело ЮКОСа» и прессинг налоговых требований стали для частных компаний сигналом на снижение инвестиционной активности и вывод прибылей из отрасли и страны любыми способами, а для инвесторов - долгосрочным стимулом для игры на понижение www.expert.ru - Эксперт, 2004, №37.

2.3 Влияние реформы налогообложения на развитие нефтяной промышленности РФ

Российские нефтяники готовы наращивать добычу сырья в ближайшие лет десять. Если только будут соблюдены два условия - государство позволит им или решится само кардинально расширить инфраструктуру экспорта и не станет агрессивно увеличивать налоговую нагрузку на отрасль.

В последние годы российская нефтянка превратилась в главную дойную корову экономики. По итогам 2003 года объем налоговых платежей нефтяных компаний составил почти четверть доходов консолидированного бюджета России, а доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме экспортной выручки достигла 40%. За последние пять лет объем добычи вырос на 40% (до 420 млн. тонн) и не снижения не предвидится.

Реформа налогообложения отрасли, прошедшая в 2002 году, привела к резкому увеличению фискальной нагрузки на нефтяников. Бюджетные поступления значительно выросли, однако ни налоговики, ни нефтяные компании не считают нынешнюю систему налогообложения в отрасли не только оптимальной, но даже сколько-нибудь разумной. Первые сетуют на то, что нынешние налоги не справляются с задачей изъятия пресловутой ренты, которую в полном объеме должно получать государство как собственник недр и природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является инструментом изъятия в бюджет заранее запланированной суммы, но не соответствует той сути, которую он должен в себе нести, а именно изъятию ренты. Плюс этого налога - эффективность администрирования. Изъять ренту каким-либо одним платежом невозможно, а вот оптимальная система сборов с нефтяной промышленности могла бы выглядеть так. Первое - аукционные бонусы (определяемые на тендерной основе платежи за пользование месторождениями). Второе - арендные платежи (или налог на запасы, в процентах от их кадастровой стоимости). Третье - НДПИ акцизного типа в современном виде, возможно, с некоторыми элементами дифференциации (например, в зависимости от качества нефти и стоимостной оценки месторождений). И наконец, четвертое - это налог на дополнительный доход (НДД), который «снимает» последнюю составляющую ренты, зависящую от ценовой конъюнктуры рынка. Однако фискальный энтузиазм налоговиков не был поддержан не только нефтяниками, но и большинством экспертов.
За пределами 2010-2012 годов неизбежно сильное выбытие запасов и месторождений. Потребуется резкое увеличение инвестиций, которые очень чувствительны к налоговому бремени. Нам следует внимательно изучить западный опыт стимулирования инвестиций - например, каникулы роялти. На нашей почве это могло бы выглядеть, скажем, как освобождение от НДПИ первых сотен тысяч тонн добычи на новых участках месторождений.
Тем не менее пока правительство демонстрирует наступательную тактику на налоговом фронте. В мае 2004 года вновь было принято решение повысить основные для отрасли налоги - НДПИ и экспортные пошлины. Если в области низких цен на нефть (до 20 долларов за баррель) произошло снижение налоговой нагрузки, то в области высоких цен (более 25 долларов за баррель) налоговая нагрузка сильно возросла, прежде всего за счет резкого роста экспортной пошлины.
Впрочем, нефтяников волнует не только сам уровень налоговой нагрузки, но и ее несправедливость: плоская шкала НДПИ распространяется на компании с совершенно различными характеристиками сырьевой базы. Существующая налоговая система не позволяет вести рентабельную добычу нефти до отбора проектных объемов запасов и толкает компании на выборочную разработку высокопродуктивных участков. Опережающие темпы выработки высокопродуктивных пластов приводят к преждевременному обводнению скважин, захоронению в недрах разведанных запасов. Свидетельства тому - имеющийся в России фонд неработающих скважин (на начало 2004 года каждая четвертая скважина не работала) и снижающийся уже на протяжении нескольких десятков лет коэффициент нефтеизвлечения. С другой стороны, действующая система не обеспечивает изъятия сверхприбыли, образующейся при разработке молодых месторождений, находящихся в благоприятных горногеологических условиях. Плоская шкала позволяет одним компаниям выплачивать огромные дивиденды, а другим работать - на минимальной рентабельности. Однако простых решений проблема дифференциации НДПИ либо введения каких-то других налогов адвалорного типа (то есть привязанных к стоимостным показателям работы компаний, а не к тоннам добытой нефти), увы, не имеет.
Но, как выяснилось, есть и более вопиющие несуразности в налогообложении отрасли. А именно требуется безотлагательно отменить пошлину на вывоз нефтепродуктов. В противном случае с надеждами на модернизацию и развитие отечественной нефтепереработки можно проститься. Государству надо немедленно отменять экспортные пошлины на светлые нефтепродукты. Именно они создают контрстимулы для развития нефтепереработки. Да, будет краткосрочный дефицит бензина на внутреннем рынке, но бензин можно импортировать.
Еще совсем недавно рынок вполне обоснованно в качестве индикатора-ориентира перспектив акций нефтяных компаний рассматривал цену на нефть, которая определяла уровень доходов и прибыли компаний. Поэтому связь между уровнем цен на нефть и котировками акций российских нефтяных компаний была непосредственной и значимой. Растут цены на нефть - растут акции нефтяных компаний.
Но в этом году ситуация начала меняться. Была значительно увеличена налоговая нагрузка за счет и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.