На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ реализации продукции и финансовых результатов от реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И АУДИТА 
 

Регистрационный №___________
Дата регистрации______________ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине 

АНАЛИЗ  И ДИАГНОСТИКА  ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

на тему: Анализ реализации продукции и финансовых результатов от реализации 
 
 
 
 

                                             Студента Якимова С.А.   группы ЭУ-41
                                             Руководитель: Петрова Е.В.
                                             Оценка______________________________
                                             Дата защиты «___»______________201__г. 

                                             Подпись руководителя: ________________ 
 
 
 
 

Киров
2010г.

Содержание

Введение                3
1. Теоретические  и методические основы анализа  реализации продукции и финансовых  результатов             5
2. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Майсклес»    15
3. Анализ  реализации продукции и финансовых  результатов от реализации   20
3.1 Анализ динамики и структуры реализации в натуральном и стоимостном выражении              20
3.2 Анализ  влияния факторов на прибыль от продаж       24
3.3 Анализ  рентабельности продукции         29
3.4 Анализ  безубыточности производства и  продаж       33
3.5 Резервы  увеличения прибыли от реализации       38
Заключение             40
Библиографический список           42
Приложения
 

Введение

      До  перехода к рыночной экономике отечественные  промышленные предприятия больше внимания уделяли проблеме выполнения плана по производству продукции, нежели вопросам реализации. Подобная стратегия ведения хозяйства имела смысл в условиях командно-административной экономической системы, поскольку отсутствовала необходимость в поиске каналов сбыта, а задача реализации товарной продукции перекладывалась на предприятия торговли. Более того, предприятия некоторых отраслей (например, военно-промышленного комплекса) выполняли исключительно государственные заказы и финансировались напрямую из бюджета. После слома административной системы хозяйствования ситуация в корне изменилась, и в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение [6].
      Не  все предприятия сумели приспособиться к новым условиям, а начавшийся в 2008 году экономический кризис только усугубил ситуацию. Таким образом, решение вопросов реализации продукции и максимизации прибыли от реализации является первоочередной задачей для отечественного предприятия, залогом преодоления кризисных явлений и успешного развития организации.
      Все это определило выбор темы курсовой работы «Анализ реализации продукции  и финансовых результатов от реализации».
      Целью написания работы является анализ динамики реализации различных видов продукции исследуемого предприятия, оценка финансовых результатов от реализации и поиск путей увеличения прибыли организации.
      В соответствии с целью при написании  работы были поставлены следующие задачи:
    изучить теоретические и методические основы анализа реализации продукции и финансовых результатов от реализации;
    дать организационно-экономическую характеристику изучаемого предприятия;
    рассмотреть динамику и структуру реализации в натуральном и стоимостном выражении;
    определить рентабельность отдельных видов продукции;
    выявить факторы, влияющие на величину прибыли от продаж и построить факторный анализ;
    определить параметры безубыточности производства и продаж;
    наметить пути увеличения прибыли от реализации.
      Объектом  исследования данной курсовой работы стало Открытое акционерное общество «Майсклес», зарегистрированное по адресу: 613750, Кировская область, Мурашинский район, поселок Безбожник, улица Почтовая, дом 23. Временные рамки исследования – период с 2006 по 2008 гг., при этом базовыми считаются показатели 2006 г.
      Теоретической и методической основой при написании  работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебно-методическая литература, использовалась справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
      В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие логические методы и приемы экономического анализа: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц и графиков, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, сравнительный метод.
      Источниками конкретной информации при выполнении практической части работы послужили:
    Бухгалтерская отчетность предприятия за 2006-2008 гг. в составе:
        бухгалтерского баланса (форма №1);
        отчета о прибылях и убытках (форма №2);
    Годовые отчеты ОАО «Майсклес» и пояснительные записки к отчетам за 2006-2008 гг.;
    Данные по отгрузке лесопродукции ОАО «Майсклес».

1. Теоретические и  методические основы  анализа реализации  продукции и финансовых  результатов

 
 
      Основную  часть прибыли предприятие получает от реализации товаров и услуг. Процесс реализации можно подразделить на три стадии: выход из производства, поступление на склад готовой продукции и отгрузка ее потребителям. Эти стадии взаимообусловлены и взаимозависимы. Реализация должна осуществляться так, чтобы на предыдущей стадии создавались нормальные условия для проведения операций на последующей стадии. [15, с. 124].
      Логическим  завершением процесса реализации является получение организацией доходов  от продаж (выручки). Необходимо отметить, что в данной курсовой работе под  термином «выручка» понимается поступление денежных средств от продажи товаров и услуг (выручка от основной деятельности).
      Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности работы организации. Г.В. Савицкая определяет прибыль как  «часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности» [10, с. 261]. Показатели прибыли представлены в бухгалтерской отчетности в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
      При планировании, учете и экономическом  анализе используется следующая  система показателей прибыли:
    валовая прибыль (по строке 029 формы № 2);
    прибыль от продаж (по строке 050);
    прибыль до налогообложения (по строке 140);
    чистая прибыль (по строке 190) [15, с. 247].
      С учетом специфики курсовой работы наибольший интерес как объект исследования представляет прибыль от продаж. Прибыль  от реализации продукции (прибыль от продаж) – это финансовый результат  от основной деятельности организации. Этот показатель можно рассчитать двумя способами:
    прибыль от продаж = выручка (нетто) от продаж – себестоимость проданных товаров и услуг – коммерческие расходы – управленческие расходы (по форме № 2: стр. 010 – стр. 020 – стр. 030 – стр. 040);
    прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы (по форме № 2: стр. 029 – стр. 030 – стр. 040).
      А.Д. Шеремет отмечает, что «в целях  управленческого учета используются и другие схемы формирования прибыли  от продаж в отличие от формы № 2» [13, с. 177]. На рисунке 1 представлен пример такой схемы.

Рисунок 1 – Формирование прибыли от реализации для целей обоснования безубыточности продаж товаров
      Прибыль во многом зависит от учетной политики предприятия. Так, размер прибыли от реализации продукции зависит:
    от методов списания безнадежных долгов;
    от принятой оценки товарно-материальных ценностей;
    от методов начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов;
    от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
      На  величину и динамику прибыли от продаж также оказывают влияние различные  экономические факторы (цена, себестоимость  и пр.). Для учета влияния каждого  из факторов на прибыль от реализации проводят факторный анализ. Л.Н. Чечевицына выделяет следующие задачи анализа:
    оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;
    выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
    оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек [11, с. 262].
      В экономической литературе предложены различные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж (В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет). Н.В. Войтоловский выделяет два основных подхода к факторному анализу рассматриваемого показателя:
    анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
    анализ основывается на информации, содержащейся в форме № 2 (так называемый «экспресс-анализ») [15, с. 263].
      Более предпочтительным для оперативного управления предприятием является первый подход, так как он дает возможность  принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры. Однако в отдельных случаях применим и экспресс-анализ (например, при наличии у специалиста бухгалтерской отчетности своей организации и организаций-конкурентов).
      В практической части курсовой работы приводится факторный анализ прибыли  от продаж для ОАО «Майсклес» по методике, предложенной Г.В. Савицкой и  выделяющей четыре фактора первого  уровня соподчиненности: объем реализации продукции ( ), ее структура ( ), себестоимость ( ) и уровень среднереализационных цен ( ):
       .       (1)
      В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Модель факторного анализа представлена в виде схемы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности
      Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Например, при увеличении объема продаж нерентабельной (убыточной) продукции произойдет уменьшение суммы прибыли.
      Влияние структуры товарной продукции также  неоднозначно: при увеличении доли рентабельных видов продукции в  общем объеме реализации сумма прибыли  возрастает и, наоборот, если увеличится удельный вес убыточной продукции, то общая сумма прибыли уменьшится.
      Рост  себестоимости приводит к уменьшению суммы прибыли (обратно пропорциональная зависимость), а при увеличении уровня цен наблюдается рост прибыли (прямо  пропорциональная зависимость).
      По  результатам факторного анализа  оценивается качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции [10, с.267-270].
      Как было отмечено выше, номенклатура продукции  предприятия неоднородна и ее можно классифицировать по степени  рентабельности.
      В широком смысле под рентабельностью  подразумевается относительный  показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:
    окупаемость затрат;
    прибыльность продаж;
    доходность капитала и его частей [9, с. 272].
      Рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости затрат) показывает сумму прибыли, которую получает предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции и рассчитывается по следующей формуле:
       ,           (2)
      где – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов;
             – затраты по реализованной продукции.
      Для раскрытия темы курсовой работы представляется необходимым рассмотреть также показатель рентабельности продаж (оборота), который определяется по формуле:
       ,          (3)
      где – сумма полученной выручки.
      Данный  коэффициент показывает сумму прибыли, которую получает предприятие с  одного рубля продаж, и тем самым  характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Этот показатель рассчитывается по предприятию в целом и по отдельным видам продукции.
     Весьма  важным при анализе реализации продукции  представляется нахождение точки безубыточности или, иначе говоря, определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.
      Нахождение  точки безубыточности является одним  из направлений маржинального анализа (анализа безубыточности). Методика анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей – издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Согласно этой методике производственные и сбытовые затраты делятся на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные).
      Маржа покрытия (маржинальный доход) – это выручка за вычетом переменных издержек. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности [9, с. 293].
      А.И. Алексеева предлагает следующее  определение точки безубыточности (порога рентабельности): «это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, то есть это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка» [8, с. 295]. Безубыточный (пороговый) объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить предприятию прибыль.
      Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия [10, с. 337].
      Существуют  различные методы нахождения точки  безубыточности и определения безубыточного  объема продаж. Их можно объединить в две группы: аналитические и графические.
      Графический способ основан на построении графика, подобного тому, что представлен  на рисунке 3.
      
Рисунок 3 – График нахождения точки безубыточности
      По  оси абсцисс отображается объем  продаж в натуральных единицах (если график строится для одного вида продукции) или в денежной оценке (для нескольких видов продукции), по оси ординат – себестоимость товаров или выручка от реализации. Точка пересечения кривой полных затрат и кривой выручки и есть искомая точка безубыточности; путем построения из нее перпендикуляра к оси ординат определяется пороговый объем продаж. Область на графике, окрашенная в серый цвет и расположенная выше точки безубыточности, – есть зона прибыли, а окрашенная область, находящаяся ниже этой точки, называется зоной убытков.
      Из  неграфических способов следует  выделить метод уравнений (по А.И. Алексеевой) и аналитический метод, описанный  Г.В. Савицкой. Описания этих методик  и все необходимые расчеты  приводятся в практической части курсовой работы.
      Коммерческая  организация, «перешагнувшая» точку  безубыточности и находящаяся в  зоне безопасности, стремится к оптимизации  своей прибыли. Стоит отметить, что  понятия «оптимизация» и «максимизация» прибыли не являются тождественными. А.Д. Шеремет отмечает, что проблема оптимизации прибыли неоднозначна [13, c. 202]. Рост прибыли ведет к повышению инвестиционных возможностей и привлекательности, но в тоже время влечет за собой увеличение налогооблагаемой базы и суммы налога. Так или иначе, оптимизация все же подразумевает под собой увеличение прибыли. Под резервами увеличения прибыли от продаж понимаются количественно измеримые возможности ее увеличения за счет проведения организацией более рациональной сбытовой политики.
      Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Г.В. Савицкая выделяет следующие источники резервов: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта [10, с. 290]. Полный перечень резервов увеличения прибыли от продаж представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации
      Для определения резервов роста прибыли  за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
       .       (4)
      На  изменение объема реализации оказывают влияние:
    изменение объема товарной продукции;
    изменение остатков готовой продукции на складе;
    изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода [11, с. 219].
      Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста:
       .      (5)
      Можно выделить следующие пути снижения себестоимости продукции:
    повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов);
    совершенствование организации производства (совершенствование управления производством и сокращение затрат на него, улучшение материально-технического снабжения, сокращение транспортных расходов);
    изменение объема и структуры продукции.
      Существенным  резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции [10, с. 290-292]:
       .     (6)
      Основные направления повышения качества товарной продукции:
    совершенствование технологических процессов изготовления;
    разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;
    безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины;
    выполнение требований стандартов.
 

2. Организационно-экономическая  характеристика ОАО  «Майсклес»

 
 
      Полное  наименование предприятия – Открытое акционерное общество «Майсклес». Общество зарегистрировано по адресу: 613750, Кировская область, Мурашинский район, поселок Безбожник, улица Почтовая, дом 23.
      ОАО «Майсклес» создано 30 июня 2002 года путем  преобразования арендного предприятия  «Майский ЛПХ» и является его правопреемником. Регистрационный номер присвоен 19 июля 2002 года Межрайонной ИМНС РФ по Кировской области [4].
      Согласно  Устава ОАО «Майсклес» от 30 июня 2002 года основными видами деятельности предприятия являются лесозаготовка  и переработка древесины (производство пиломатериалов, щепы, угля). Уставный капитал Общества составляет 17 миллионов 130 тысяч рублей и разделен на обыкновенные (50192 шт.) и привилегированные (6907 шт.) акции [2]. По состоянию на 1 апреля 2009 г. у ОАО «Майсклес» 254 акционера.
      Органами  управления общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган (генеральный директор). Организационная структура ОАО «Майсклес» представлена в виде схемы в приложении 1.
      Основные  положения по учетной политике предприятия:
    определение выручки – по отгрузке;
    списание товарно-материальных ценностей производства – по средней себестоимости;
    начисление амортизации – по линейному способу;
    оценка готовой продукции – по планово-расчетным ценам [4].
      Бухгалтерская отчетность предприятия за 2006-2008 гг. в составе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках приводится в приложениях 2-7.
      Основные  экономические показатели организации  за исследуемый период представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Размеры и основные экономические показатели ОАО «Майсклес» за 2006-2008 гг.
N п/п Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 в % к 2006 гг.
1. Выручка от продажи  продукции, тыс. руб.
251081 305911 311692 124,14%
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 189909 190349 198993 104,78%
3. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 51099 57990 69278 135,58%
4. Среднесписочная численность работников, чел.
1186 1108 986 83,14%
5. Фондовооруженность, тыс. руб. 160,13 171,80 201,82 126,04%
6. Фондоотдача, руб. 1,32 1,61 1,57 118,94%
7. Производительность  труда одного работника, тыс. руб.
212,0 222,4 316,1 149,10%
8. Период оборота оборотных активов, дни 73 68 80
      Необходимо  отметить следующие положительные  моменты:
    увеличение выручки от продаж за исследуемый период на 24,14%;
    увеличение показателя фондоотдачи, что обусловлено ростом объема производства продукции за счет более эффективного использования основных фондов предприятия;
    производительность труда одного работника выросла почти в полтора раза по сравнению с аналогичным показателем в базисном году.
      Имеют место и негативные факторы: увеличилась  продолжительность одного оборота  оборотных активов, что приводит к снижению эффективности их использования.
      Если  сравнивать показатели ОАО «Майсклес» с другими предприятиями лесопромышленного комплекса, то сравнение окажется в пользу исследуемой организации. Среди лесозаготовительных предприятий России ОАО «Майсклес» остается одним из лидеров по объемам вывоза древесины и производству пиломатериалов. Доля предприятия по Кировской области по производству деловой древесины составляет более 10%, по производству пиломатериалов – 7% [4].
      Аналитический баланс предприятия за 2006-2008 гг. представлен  в приложении 8.
      В таблице 2 приводятся основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.
      Анализируя  данные по видам прибыли организации, следует отметить, что наименее удачным  выдался для ОАО «Майсклес» 2006 год, когда величина непокрытого  убытка составила 5 миллионов 830 тысяч рублей. На деятельность организации негативным образом повлияли неблагоприятные погодные условия для лесозаготовительной деятельности в летний, осенний и зимний периоды и опережающие темпы роста затрат к росту цен на продукцию [4]. В 2007 году значительный рост цен на лесоматериалы позволил предприятию увеличить чистую прибыль до 17 миллионов 777 тысяч рублей. В 2008 году прибыль снизилась из-за начавшегося экономического кризиса, который вызвал обвал рынка лесоматериалов в 4 квартале отчетного года [4].
Таблица 2 – Финансовые результаты и финансовое состояние ОАО «Майсклес» за 2006-2008 гг.
N п/п Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Откл. (+,-)
1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (1065) 40259 17094 +18159
2. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (5496) 27211 7465 +12961
3. Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. (5830) 17777 3992 +9822
4. Рентабельность  продаж (оборота), % (0,42) 13,16 5,48 +5,90
5. Коэффициент автономии 0,53 0,64 0,51 –0,02
6. Коэффициент обеспеченности собственными средствами
0,04 0,40 0,19 +0,15
7. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,067 0,005 0,012 –0,055
8. Коэффициент промежуточной  ликвидности 0,47 0,95 0,69 +0,22
9. Коэффициент текущей  ликвидности 1,14 1,92 1,67 +0,53
10. Тип финансовой устойчивости 3 3 3
      Коэффициент автономии отражает долю собственного капитала в общей сумме источников финансирования и определяет степень  финансовой независимости организации. Значения данного показателя за рассматриваемый  период времени являются оптимальными или близки к оптимальным (0,5-0,6).
      Другим  важным индикатором, характеризующим  финансовую структуру капитала, является коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который показывает, какая часть текущих активов  сформирована за счет собственного капитала. Согласно Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением ФУДН РФ от 12 августа 1994 года N 31-р, основанием для признания организации неплатежеспособной является значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1. В базисном году структура баланса предприятия была неудовлетворительной, но в дальнейшем платежеспособность была восстановлена, и отчетном году значение показателя составляет 0,19.
      Среди показателей, определяющих ликвидность  баланса и, соответственно, платежеспособность предприятия, важнейшую роль играет коэффициент текущей ликвидности (покрытия), который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств [5, с. 73]. Согласно вышеупомянутых «Методических положений…» значение данного коэффициента не должно быть меньше двух [1], однако в зависимости от форм расчетов, скорости оборачиваемости оборотных средств значение может быть и существенно ниже, но не меньше единицы [8, с. 392]. В исследуемой организации значение коэффициента меняется в течение анализируемого периода от 1,14 до 1,67. Изменение величины показателя к концу периода является результатом влияния двух разнонаправленных факторов: увеличения оборотного капитала при одновременном уменьшении краткосрочных обязательств.
      Тип финансовой устойчивости – третий, что соответствует неустойчивому  финансовому состоянию. Финансовая неустойчивость считается допустимой, если величина привлекаемых краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции. Данное условие соблюдается для исследуемого предприятия.
 

3. Анализ реализации  продукции и финансовых  результатов от  реализации

3.1 Анализ динамики  и структуры реализации  в натуральном  и стоимостном  выражении

 
      Основным  источником информации при проведении анализа реализации продукции и  финансовых результатов от реализации служит форма № 2 бухгалтерского баланса «Отчет о прибылях и убытках». В таблице 3 содержатся показатели раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» формы № 2 (строки 010–050) за исследуемый период.
Таблица 3 – Исходные данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для анализа и оценки финансовых результатов от продаж
Показатель Сумма, тыс. руб. Абсолютное  отклонение (+/-), тыс. руб. Темп  роста, %
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 к 2007 гг. 2008 к 2006 гг. 2008 к 2007 гг. 2008 к 2006 гг.
1 2 3 4 5 = 4 - 3 6 = 4 - 2 7 = 4 : 3 8 = 4 : 2
1. Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции (работ, услуг) 251081 305911 311692 +5781 +60611 101,89 124,14
2. Себестоимость проданных товаров,  продукции (работ, услуг) 216974 223156 252289 +29133 +35315 113,05 116,28
3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2) 34107 82755 59403 -23352 +25296 71,78 174,17
4. Коммерческие расходы 24013 30424 29100 -1324 +5087 95,65 121,18
5. Управленческие расходы 11159 12072 13209 +1137 +2050 109,42 118,37
6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 1 – п. 2 – п. 4 – п. 5) (1065) 40259 17094 -23165 +18159 42,46 -
      В 2006 году фирма по результатам реализационной деятельности понесла убытки в размере 1 миллиона 65 тысяч рублей, но уже  в следующем году прибыль от реализации составила 40 миллионов 259 тысяч рублей. И, несмотря на то, что в отчетном году прибыль от продаж уменьшилась более чем наполовину (на 57,54%) по сравнению с предыдущим периодом, финансовый результат от реализации по итогам 2008 года можно считать удовлетворительным. Однако необходимо отметить и негативную тенденцию: темп прироста выручки от продажи продукции в отчетном году составил чуть менее двух процентов, в то время как себестоимость проданной продукции выросла более чем на тринадцать процентов. Очевидно, что за счет значительного темпа роста себестоимости, опережающего темп роста выручки (а, следовательно, и цен реализации), произошло снижение величины прибыли от продаж. Коммерческие и управленческие расходы в исследуемом периоде менялись незначительно, но, как правило, в сторону увеличения: так, коммерческие расходы увеличились на 21,18 процента по сравнению с базовым периодом, а управленческие – на 18,37 процента. Рост этих расходов также способствовал уменьшению прибыли от реализации.
      Очевидно, что для выявления причин снижения величины прибыли от продаж недостаточно информации, содержащейся в форме № 2 бухгалтерского баланса. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести факторный анализ данного показателя, но перед этим следует рассмотреть динамику и структуру реализации.
      Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Майсклес», достаточно широк. Так, основными видами выпускаемой продукции являются: пиловочник хвойный и лиственный; балансы хвойные и лиственные; фанерный кряж; пиломатериал обрезной и фрезерованный; еврообшивка и блок-хауз; древесный уголь и щепа. Для удобства дальнейших расчетов их можно объединить в четыре группы:
    лесоматериалы круглые;
    пиломатериалы;
    дрова технологические и топливные;
    отделочные материалы.
      На  основании данных по отгрузке лесопродукции ОАО «Майсклес», представленных в приложении 9, можно судить о структуре реализации.
Таблица 4 – Динамика и структура реализации продукции ОАО «Майсклес» за 2006-2008 гг. в натуральном и стоимостном выражении
Показатель Значение Абсолютное отклонение (+/-) Темп  роста, %
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 к 2007 гг. 2008 к 2006 гг. 2008 к 2007 гг. 2008 к 2006 гг.
1 2 3 4 6 = 4 - 3 7 = 4 - 2 8 = 4 : 3 9 = 4 : 2
1. Выручка,  тыс. руб.,     в  т.ч.:
251081 305911 311692 +5781 +60611 101,89 124,14
    лесоматериалы 11круглые, 99547 124353 128261 +3908 +28714 103,14 128,84
    пиломатериалы, 88454 104713 105134 +421 +16680 100,40 118,86
    дрова 11технологические 11и топливные, 12132 10187 11938 +1751 -194 117,19 98,40
    отделочные 11материалы. 50948 66658 66359 -299 +15411 99,55 130,25
2. Объем  реализации, тыс.м3,     в  т.ч.:
292,4 308,5 298,8 -9,7 +6,4 96,86 102,19
    лесоматериалы 11круглые, 177,1 201,1 192,1 -9 +15 95,52 108,47
    пиломатериалы, 38,4 41,4 38,5 -2,9 +0,1 93,00 100,26
    дрова 11технологические 11и топливные, 59,6 45,5 49,3 +3,8 -10,3 108,35 82,71
    отделочные 11материалы. 17,3 20,5 18,9 -1,6 +1,6 92,20 109,25
3. Средняя  цена одного м3, руб.,     в  т.ч.:
858,73 991,46 1043,19 +51,73 +184,46 105,22 121,48
    лесоматериалы 11круглые, 562,13 618,34 667,81 +49,47 +105,68 108,00 118,80
    пиломатериалы, 2300,94 2531,03 2733,51 +202,48 +432,57 108,00 118,80
    дрова 11технологические 11и топливные, 203,63 223,99 241,91 +17,92 +38,28 108,00 118,80
    отделочные 11материалы. 2950,75 3245,83 3505,50 +259,67 +554,75 108,00 118,80
 

Продолжение таблицы 4
4. Полная себестоимость одного м3, руб.,     в  т.ч.:
862,33 861,11 985,94 +124,83 +123,61 114,50 114,33
    лесоматериалы 11круглые, 564,51 536,96 631,19 +94,23 +66,68 117,55 111,81
    пиломатериалы, 2310,70 2197,94 2583,60 +385,66 +272,9 117,55 111,81
    дрова 11технологические 11и топливные, 204,49 194,51 228,64 +34,13 +24,15 117,55 111,81
    отделочные 11материалы. 2963,27 2818,67 3313,25 +494,58 +349,98 117,55 111,81
      Стоит отметить, что в данном случае полная себестоимость рассчитывается как сумма себестоимости проданной продукции (стр. 020 формы № 2), а также коммерческих (стр. 030) и управленческих расходов (стр. 040), поделенная на объем реализации.
      Из  данных таблицы следует, что объем реализации лесопродукции в целом по предприятию в отчетном году составил 298,8 тысяч м3, что на 6,4 тысячи м3 больше, чем в базисном году, и на 9,7 тысяч м3 меньше, чем в предыдущем 2007 году. Наибольшую долю в объеме реализации, как в натуральном, так и стоимостном выражении имеют круглые лесоматериалы. В 2008 году было продано 192,1 тысяч м3 круглых лесоматериалов по средней цене 1043,19 рублей за один м3, что позволило получить выручку, равную 128 миллионам 261 тысяче рублей. Размер выручки по данному виду продукции превышает аналогичный показатель 2007 года на 103,14%, а 2006 года – на 128,84%. При этом любопытен тот факт, что в 2007 году было реализовано больше круглых лесоматериалов, но низкие отпускные цены не позволили предприятию получить за свою продукцию большую выручку, чем в отчетном году. За период с 2006 по 2008 годы наблюдается рост среднереализационных цен на 121,48%, опережающий рост полной себестоимости (114,33%). В тоже время цены в 2008 году выросли по сравнению с предыдущим периодом на 5,22%, что вкупе с ростом себестоимости на 14,5% привело к замедлению темпов роста выручки.

3.2 Анализ влияния факторов на прибыль от продаж

 
      В этом разделе курсовой работы приводится факторный анализ прибыли от продаж. За базовый период взят 2007 год, за отчетный – следующий за ним 2008 год. В соответствии с приведенной выше формулой (1) на прибыль от реализации оказывают влияние четыре фактора: объем реализации продукции, структура товарной продукции, ее себестоимость и уровень среднереализационных цен.
      Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 5.
Таблица 5 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель Базовый период (2007 г.) Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период (2008 г.)
Выручка (нетто) от продажи продукции (В)
= 305911
= 296248
= 311692
Полная  себестоимость реализованной продукции (З)
= 265652
= 257300
= 294598
Прибыль (П) 40259 38948 17094
      Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
      Индекс  объема продаж исчисляют путем сопоставления  фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении. ОАО «Майсклес» выпускает неоднородную по своему составу продукцию, следовательно, сопоставление должно быть проведено в стоимостном выражении. В этом случае рекомендуется использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, поскольку себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На предприятии ОАО «Майсклес» величина индекса объема продаж составляет:
       .
      Если  бы значения остальных факторных  показателей не изменились, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 3,14% и составить 38 миллионов 995 тысяч рублей (40259 * 0,9686).
      Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
       тыс. руб.
      Требуется подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
       311692 – 257300 = 54392 тыс. руб.
      Порядок расчета данных показателей в  систематизированном виде представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель  прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
Объем продаж Структура продаж Цена Себестоимость
40259
38995
38948
54392
17094
      По  данным таблицы 6 можно установить изменение прибыли за счет каждого фактора. 

      Изменение суммы прибыли за счет:
    объема реализации продукции
       38995 – 40259 = –1264 тыс. руб.;
    структуры товарной продукции
       38948 – 38995 = –47 тыс. руб.;
    средних цен реализации
       54392 – 38948 = +15444 тыс. руб.;
    себестоимости реализованной продукции
       17094 – 54392 = –37298 тыс. руб.
      __________________________________________________________________________________
                  Итого    –23165 тыс. руб.
      Результаты  расчетов показывают, что снижение прибыли обусловлено в основном значительным увеличением себестоимости реализованной продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 37 миллионов 298 тысяч рублей. Такое снижение прибыли могло бы повлечь за собой серьезные последствия, однако рост уровня  среднереализационных цен привел к увеличению прибыли на 15 миллионов 444 тысячи рублей и несколько «сгладил» отрицательный эффект от повышения себестоимости. Но поскольку в исследуемом периоде темпы роста цен на продукцию предприятия ОАО «Майсклес» были ниже темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли отрицательная. Изменения в структуре товарной продукции за рассматриваемый период были минимальными и поэтому не оказали значительного влияния на прибыль от продаж. Уменьшение объема реализованной продукции повлекло за собой закономерное снижение прибыли от реализации на 1 миллион 264 тысячи рублей.
      Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
      Факторная модель прибыли от реализации отдельных  видов продукции имеет вид
                (7)
      Исходные  данные для факторного анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции
Вид продукции Объем продаж, тыс. м3 Средняя цена реализации, руб. Себестоимость, руб. Сумма прибыли от реализации, тыс. руб. Изменение прибыли, тыс. руб.
общее в том  числе за счет
VРП Ц С
A 201,1 192,1 618 668 537 631 16367 7035 -9332 -734 +9503 -18101
B 41,4 38,5 2531 2733 2198 2584 13791 5771 -8020 -966 +7795 -14849
C 45,5 49,3 224 242 195 229 1343 654 -689 +112 +883 -1684
D 20,5 18,9 3246 3506 2819 3313 8758 3634 -5124 -684 +4908 -9348
Итого 308,5 298,8 - - - - 40259 17094 -23165 -2272 23089 -43982
      В данном случае под продукцией А подразумеваются  круглые лесоматериалы, B – пиломатериалы, C – дрова технологические и топливные, D – отделочные материалы.
      Расчет  влияния факторов на изменение суммы  прибыли от продаж круглых лесоматериалов произведен способом цепной подстановки:
       = 201,1*(618,34 – 536,96) = 16367 тыс. руб.,
       = 192,1*(618,34 – 536,96) = 15633 тыс. руб.,
       = 192,1*(667,81 – 536,96) = 25136 тыс. руб.,
       = 192,1*(667,81 – 631,19) = 7035 тыс. руб.,
       = 7035 – 16367 = –9332 тыс. руб.,
       = 15633 – 16367 = –734 тыс. руб.,
       = 25136 – 15633 = +9503 тыс. руб.,
       = 7035 – 25136 = –18101 тыс. руб.
      Методика  расчета по методу абсолютных разниц используется для остальных групп  товаров.
    Пиломатериалы:
       = (–2,9) * 333,09 = – 966 тыс. руб.,
       = 202,48 * 38,5 = +7795 тыс. руб.,
       = (–385,66) * 38,5 = –14849 тыс. руб.,
       = – 966 + 7795 –14849 = –8020 тыс. руб.
    Дрова технологические и топливные:
       = 3,8 * 29,48 = +112 тыс. руб.,
       = 17,92 * 49,3 = +883 тыс. руб.,
       = (–34,13) * 49,3 = –1684 тыс. руб.,
       = 112 + 883 – 1684 = –689 тыс. руб.
    Отделочные материалы:
       = (–1,6) * 427,16 = –684 тыс. руб.,
       = 259,67 * 18,9 = +4908 тыс. руб.,
       = (–494,58) * 18,9 = –9348 тыс. руб.,
       = –684 + 4908 – 9348 = –5124 тыс. руб.
      Данные, приведенные в таблице 7, показывают, что прибыль уменьшилась по всем видам продукции предприятия, причем практически по всем группам товаров отрицательное влияние оказали в меньшей степени снижение объема продаж и в большей степени – увеличение себестоимости. Положительное влияние также по всем наименованиям продукции оказал рост среднереализационных цен.
 

3.3 Анализ рентабельности  продукции

 
      В данном разделе приводится факторный  анализ рентабельности продукции и  рентабельности продаж (оборота).
      В таблице 8 представлены значения этих показателей за исследуемый период, рассчитанные по формулам (2) и (3).
Таблица 8 – Динамика рентабельности продукции  и продаж предприятия ОАО «Майсклес» за 2006–2008 гг., %
Показатели Алгоритм  расчета 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отклонение (+/-)
2008 к  2007 гг. 2008 к 2006 гг.
1. Рентабельность  произведенных затрат
–0,42 15,15 5,80 –9,35 +6,22
2. Рентабельность  оборота (продаж)            
–  по прибыли от продаж
–0,42 13,16 5,48 –7,68 +5,90
– по чистой прибыли
–2,32 5,81 1,28 –4,53 +3,60
      Уровень рентабельности продукции (произведенных  затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения  структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
      Факторная модель этого показателя имеет вид:
        .      (8)
      Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в 2008 году по сравнению с 2007 годом в целом  по предприятию можно выполнить методом цепной подстановки, используя данные таблиц 5 и 6:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.