На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Послеоперационная работа с ринолалика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Р. Ф.
    Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального    образования                    « Волгоградский государственный педагогический университет» 
     

                    
 

              Факультет: « Специальная и коррекционная педагогика » 

           
            
                  Кафедра « Социальной педагогики и психологии» 
 
 

                     
                       Контрольная работа
на  тему: « Послеоперационная работа с ринолалика.»                                
 

                                                        Выполнила:
                                                                                        Студентка  3 курса
      ОЗО  
Факультет СКПП
                                                                                 Специальность « Логопедия" ЛОГ -36    
                                                                                        Акчурина О. А.
                                                                                        Проверила:
                                                                        Кандидат пед. наук., доцент   
          Бейлинсон  Л.С.
                                                     
                                                          
 
 

                                               
 
 

                                         Волгоград 2010
                                 
                                    
                                     План.     
I.Введение.  
Ринолалия.
II. Особенности логопедической работы после операции.
-2.1. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.
-2.2.Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.
-2.3. Этап полной автоматизации новых навыков.
- гимнастика для нёба., для губ и щёк., для языка.
-2.4. Логопедический массаж мягкого нёба.
-2.5. Методика проведения логопедического массажа.
-2.6. Условия проведения логопедического массажа.
III. Заключение.
  IV. Список литературы.
  Приложения.               
 
 
 
 
 
 
 

                                   

                        
                    
 

                            I.  Введение

Ринолалия

Ринолалия (от греч. rhinos- hoc, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии (СНОСКА: Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи).
При ринолалия  механизм артикуляции, фонации и  голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.                            
 
Движение  мягкого нёба: А - мягкое нёбо поднято  и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б - мягкое нёбо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В - мягкое нёбо поднято недостаточно. Контакт между мягким нёбом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный
Эти полости  разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого  нёба и боковой и задней стенок глотки.
Одновременно  с движением мягкого нёба при  фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Уровень контакта мягкого нёба со стенкой  глотки может варьироваться и  зависит от длины мягкого нёба. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Установлено, что гласных затвор меньше, чем для согласных. Гласные с назальным оттенком появляются в том случае, если между задним краем мягкого нёба и задней стенки глотки остается пространство около 6 мм.
Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается  при согласном в, самое сильное - при согласном с (в 6-7 раз сильнее, чем при гласном с). При  произнесении носовых звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.
             Расщелина нёба у новорожденных встречается, к сожалению, достаточно часто. В таких случаях носовая и ротовая полости ребёнка оказываются совмещёнными. У детей могут наблюдаться нарушения функций дыхания, глотания. Дети с расщелиной нёба часто простужаются, болеют.   
       Устраняется данная патология  только хирургическим путём. Операция по разобщению ротовой и носовой полости называется уранопластика. Это сложная и, достаточно тяжёлая операция, требующая специальной подготовки.         
 Подготовка  к уранопластике начинается ещё  в родильном доме, где специалисты  подбирают ребёнку ортодонтический  аппарат, разобщающий ротовую  и носовую полости. Это позволяет  улучшить процесс кормления ребёнка, уменьшить негативные воздействия атмосферной среды при дыхании. По мере роста ребёнка врачи-стоматологи меняют аппараты. Ортодонтическое лечение продолжается и после уранопластики, так как многие дети имеют неправильное строение челюстей.         
 Речь  детей с врождённой расщелиной  нёба очень специфична. 
Она представляет собой  комплекс взаимосвязанных патологических    проявлений, состоящий из  своеобразного  нарушения  тембра  речи - назализации  (носового оттенка) и  нарушения  согласных  звуков,  носящего,  в  большинстве  случаев,  тотальный  характер. Нередко, к ним добавляется отставание в общем речевом развитии. Если до школы ребёнок не занимается с логопедом,  в школьный период добавляются нарушения чтения и письма. В некоторых случаях дети с врождённой расщелиной нёба способны обучаться только на базе речевой школы.        
 Устранение  речевого дефекта нужно начинать  до проведения хирургического  лечения и продолжать после  него. Родителям следует запастись  терпением. Этого же нужно добиваться от детей, так как устранение ринолалии является одним из сложнейших и трудоёмких процессов. В нем много тонкостей, нюансов. Необходимо поддерживать контакт с логопедом, тщательно выполнять все рекомендации. В ряде случаев, рекомендуется неврологическое лечение, которое помогает ускорить ход коррекционного процесса, получить более качественный результат.  
       Работа подразделяется на несколько этапов. Первый заключается в выработке ротового выдоха во время речи. Это позволяет устранять носовой оттенок, сделать речь более разборчивой, чёткой. К этому же этапу относится постановка  и автоматизация самых простых звуков: Х, В, Ф и их мягких пар, а также звука  «j»  (й).  Следующий этап - постановка звуков П, Б, Т, Д, К, Г и их мягких пар, а также (мягкого) Л. На третьем этапе отрабатываются самые сложные звуки: С, З, Р и их мягкие пары, а также - Л (твёрдый), Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.       
 До  уранопластики можно успешно  работать со звуками первого  этапа. После хирургического лечения  эту работу следует повторить, но в более тщательном и ускоренном варианте. Коррекция остальных звуков до операции  проводится с учётом индивидуальных возможностей детей.         
 Время  коррекционной работы после уранопластики  до стабилизации чистой речи  от полугода до 3-х лет при условии стабильного посещения занятий и добросовестного выполнения всех  заданий.   
      Своевременно и правильно проводимая логопедическая работа  позволяет детям успешно обучаться  в общеобразовательных  школах  и  лицеях,  проживать  в  семье,  получая  внимание  и  заботу  близких  людей,  а  также - иметь  возможность  полноценно общаться  со  сверстниками  и  окружающими  их  взрослыми.  
    III.Особенности логопедической работы после операции.
Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям после уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зависит от качества дооперационной подготовки на занятиях с логопедом и от результатов операции.
Результаты  операции могут быть различными. В  лучших случаях при уранопластике  полностью восстанавливается мягкое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвижным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стенкой глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и после уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции. На занятия могут поступать больные:     -   не проходившие дооперационной логопедической подготовки;
·       -  проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;
·       -  прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;
·       -  получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам.
Время поступления на логопедические занятия  после уранопластики также может  быть различным.
Учет  всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы после уранопластики. Прежде всего — о значении результативности операции. Возможности логопедической работы позволяют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.
Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овладению ребенком правильной речью.
Логопед должен помочь ребенку научиться  пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (прошедших или не проходивших  дооперационную подготовку) необходимы логопедические занятия после уранопластики. Эта связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после операции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже в случае ее полной нормализации до операции.
Дозировка занятий и их длительность в таких  случаях варьируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.
Если  дооперационные занятия проводились  по изложенной методике, то ребенок  имеет полную возможность после  операции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 занятий, чтобы  помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контроле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, проводилось закрепление навыка чистого произношения в обиходной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нормализовался, и внимание больного направлялось на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окружавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультировал ребенка.
Но, как  было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.
Если  ребенок занимался до операции с  логопедом, но полной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое  звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.
При наличии  носового оттенка в речи ребенка  нельзя использовать в качестве опорного ни одного звука. Несоблюдение этого  правила может привести к тому, что эффект логопедического воздействия скажется только на качестве артикуляции звуков, акустическая же их характеристика так и останется дефектной.
На логопедических занятиях после уранопластики необходимо уделять большее внимание развитию слухового контроля и фонематического восприятия.
Для дошкольников, занимавшихся до операции с логопедом  по описанной методике, можно ввести специальные занятия по подготовке к обучению грамоте. Это позволит в течение более длительного  времени автоматизировать навыки правильной речи и предупредить в будущем нарушения письма.
Большое внимание в послеоперационной работе следует уделять участию мимических мышц в речи, предупреждению появления  их излишней напряженности в процессе речи и возникновению синкинезий.
Ринолалики, до операции занимавшиеся по другим методикам  или совсем не получившие логопедической помощи, должны быть тщательно обследованы  логопедом. При выборе пути воздействия  учитываются их возможности и  особенности дефекта речи. Если в  речи ринолалика, поступившего на логопедические занятия после операции, нет носового оттенка, нет напряжения в лицевых и мимических мышцах, но отсутствует ряд звуков, то с ним можно заниматься как с дислаликом, т. е. использовать способы вызывания недостающих звуков.
Автоматизация навыков правильной речи, приобретенных ринолаликом на занятиях, проходит у каждого по-разному. Это может зависеть от ряда причин.
Ошибки, допускаемые ребенком при речевом  общении, могут быть вызваны тем, что он преждевременно начал использовать в быту навыки, приобретенные на логопедических занятиях. При этом стойкость приобретенных навыков и их автоматизация нарушаются.
Контакт логопеда и ребенка продолжается длительное время и после окончания  логопедических занятий.
Это вызвано  рядом причин.
Часто Ринолалики делают косметические операции для ликвидации оставшихся дефектов носа и верхней губы. Обычно такие операции производятся в возрасте 18—20 лет. Иногда делается трансплантация (пересадка) ткани на губе. Период включения в деятельность верхней губы после трансплантации довольно длительный и постепенный.
В этот период у больного может появиться  носовой оттенок в речи, так  как в верхнем отделе речевого аппарата снова изменились условия: нарушилась привычная мышечная взаимосвязь.
После операции на губе для прохождения воздушной струи через ротовое отверстие требуется несколько большее раскрытие рта, чем раньше (до операции).
Логопедические  консультации в данном случае будут  полезны. Они могут сводиться  к 3—5 беседам, но это необходимо, чтобы  речь осталась нормальной.
Операция  носа и исправление носовых перегородок  тоже требуют послеоперационного наблюдения за речью.
Логопедическое  и психотерапевтическое вмешательство  требуется также и в период полового созревания, когда у детей  изменяется голос.
В силу физиологических изменений в гортани и изменения дыхания в период полового созревания у подростков опять может появиться носовой оттенок в речи. Этот оттенок постепенно исчезнет, если он сам вспомнит о закономерностях нормальной речи, но часто в этот момент ему нужна помощь логопеда. Логопед выясняет его трудности и регулирует темп речи, артикулирование, выравнивает дыхание.
В это  время в логопедической работе необходимо использовать зрительное восприятие, кинестетический и слуховой контроль. Широкое использование различных анализаторов позволяет добиться эффективных результатов в кратчайшие сроки.
Итак, логопедическая работа после уранопластики строится с учетом дооперационной работы и  эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса.

Послеоперационный этап. Постановка гласных  звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего  две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.
К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после  наложения функционального глоточного обтуратора или на 15—20-е сутки  после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.
Через полгода после пластики процесс  рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно — 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.
Эластичность  и подвижность мягкого нёба тесно связаны. После пластического закрытия дефекта малоподвижная нёбная занавеска имеет тенденцию укорачиваться за счет рубцевания раневых поверхностей.
Движения  нёба растягивают рубцы, что предотвращает  его укорочение. Более того, возможно функциональное растяжение нёба до  10 мм вокальными упражнениями.
Двигательная  активность нёба развивается постепенно в течение б—8 месяцев. Все это  время приходится ежедневно повторять  артикуляционные упражнения.
Занятия снова начинаются с проговаривания гласных а и э. Если нёбная занавеска при этом остается неподвижной, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс. Некоторые дети, ощутив непривычное движение нёбной занавески, с первого раза запоминают его и легко воспроизводят во время фонации. Большинству это удается сразу. Подвижность мягкого нёба при повторении а, э возрастает у них постепенно от подрагивания до заметного движения в продолжение двух недель.
Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом  средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно наблюдать резкий подъем нёбной занавески, но из-за слабости мышц-леваторов удержать его не удается. Произнесение на твердой атаке показывает потенциальную возможность подъема, но растягивание рубцов и мышц достигается только медленными и плавными движениями. Логопед должен наблюдать, сколько раз поднимается нёбо при фонации а, э. Количество подъемов обычно колеблется от 1 до 4. Затем нёбная занавеска провисает, и продолжение тренировок эффекта не дает, а только закрепляет вредный навык. Поэтому число упражнений в течение дня и в один прием устанавливается строго индивидуально. Давая рекомендации родителям, им подробно разъясняют, что гласные нужно произносить поочередно, голосом средней громкости не раньше чем через 1,5 часа после еды, с интервалом между занятиями не менее 30 минут. В среднем дети 6—7 лет повторяют а, э по 2 раза подряд 5—6 раз в день в течение двух дней, 6—8 раз в день в течение 3 дней, по 3 раза подряд 6—8 раз в течение 5 дней, а затем по 3 раза 8—10 раз в день в течение месяца. Затем количество повторений уменьшается в обратном порядке: 6—8 раз в день— 10 дней, 4—6 раз — еще 10 дней, по 3 раза в течение 4 месяцев, но в один прием все это время проговаривают гласные 3 раза подряд.
С третьего-четвертого занятия гласные звуки произносят попарно, слитно аэ-эа. Здесь нужно определить, от какого из них нёбо поднимается выше, с него-то и начинать упражняться. Этот гласный звук следует вначале тянуть подольше: аааэ, эээа. Но со временем продолжительность звучания фонем сравняется. Бывает, что нёбо лучше и выше поднимается на о, чем на а или э. Эту вероятность всегда надо проверить и тогда обязательно включить  звук  в   начальные   послеоперационные  упражнения.
Гораздо активнее и выше, чем при обычной  фонации, поднимается нёбная занавеска при пении, что легко наблюдать визуально. Кроме того, четко слышно и уменьшение носового оттенка. Гласные а, э, о могут звучать совсем чисто. Непроизвольный подъем нёбной занавески при пении с успехом можно использовать для растормаживания нёба и растягивания рубцов. Методика проведения вокальных упражнений после операции подробно изложена на с. 47.
Для растяжения свежих рубцов, кроме пения, можно  применять сухое проглатывание. По данным И. С. Рубинова, интенсивность  сокращения мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, и при многократном проглатывании слюны длительность нёбно-глоточного смыкания тоже увеличивается. Поскольку эти движения не развивают речевого затвора из-за различия конфигурации и функции замыкательных механизмов глоточной мускулатуры, глотательные движения целесообразно использовать только для растягивания рубцов в течение 5—6 месяцев. Спустя полгода процесс рубцевания заканчивается, и упражнения подобного рода уже не помогают растянуть нёбную занавеску.
Упражнения  заключаются в проглатывании  детьми своей слюны сначала по 2, а в дальнейшем по 3 раза подряд 5—6 раз в день между повторением  гласных и пением. Четыре раза подряд дети глотать не могут. Во время глотания губы сомкнуты, приоткрывать их нельзя. Чтобы облегчить упражнение, можно капать на корень языка жидкость, но это уменьшит интенсивность сокращения, которая наблюдается при проглатывании подряд 2—3 раза.
Известно, что расщепленное нёбо бывает, как  правило, и укороченным, и после  уранопластики нёбная занавеска часто не достигает нужной длины. В этих случаях при очень развитой подвижности она может смыкаться с задней стенкой глотки выше валика Пассавана. Но возможна частичная компенсация укорочения за счет повышенной подвижности мускулатуры глотки. С этой целью рекомендуется после операции возобновить имитацию глоточного рефлекса, позевывание и полоскание горла. Эти упражнения приходится повторять 5—6 раз в день в течение нескольких месяцев. Столь длительный срок требуется, чтобы вызвать стойкое увеличение мускулатуры глотки в объеме, достаточное для смыкания. Такой вид затвора позволяет значительно улучшить речь и уменьшить носовой оттенок, но голос при этом обычно имеет глухой, сдавленный тембр, иногда с призвуком глоточных смыканий, поэтому воспитание его менее желательно. Упражнения подобного рода наиболее эффективны для детей младше 8—9 лет. Подросткам, у которых дистрофический процесс в мышцах глотки уже развился, приходится задерживаться на них дольше, хотя результаты могут быть незначительными. Полоскание горла, кроме того, является и своего рода массажем, разглаживающим рубцы на нёбе. Для усиления его действия полощут горло «густыми» жидкостями (например, заваренным до консистенции киселя крахмалом), поскольку с увеличением веса жидкости увеличивается и сила ее давления на нёбную занавеску.
Чувствительность  нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы  становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность. Массаж делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд). Иногда после уранопластики развивается нежелательное осложнение — массивное рубцевание в области нёбных дужек. Эти рубцы ограничивают открывание рта, что затрудняет артикуляции и усиливает носовой резонанс голоса. В этом случае ротовая полость, вместо того чтобы излучать звук, поглощает его, становится парным с носовой полостью резонатором. Растягивает рубцы и позволяет добиться значительного увеличения раскрытия рта  активная жевательная гимнастика. Величину раскрытия измеряют между краями центральных резцов верхней и нижней челюстей до и после каждого занятия гимнастикой. Разница между измерениями может достигать 3—4 мм.
Если  нет возможности точно определить величину раскрытия в миллиметрах, то тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка.
Наблюдения  показывают, что у занимавшихся до операции или носивших функциональный глоточный обтуратор очень быстро восстанавливаются старые навыки и  упражнения для усиления направленной воздушной струи обычно не затрудняют. В других случаях можно зажать крылья носа пальцами, чтобы ребенок мог ощутить сильную струю воздуха во рту и потом старался бы воспроизвести это ощущение. С детьми, не занимавшимися до операции, начинают с «поплевывания», дутья на вату и т. п. Мы не рекомендуем применять свистки, дудочки и подобные им игрушки, а также надувание шаров, потому что они требуют значительно большего напряжения, чем необходимо для речи. Это напряжение может иррадиировать на  мышцы  шеи и лица.
Как только нёбо станет удерживаться в подъеме 1—2 секунды, следует приступать к нормализации резонанса гласных звуков. Предварительно ребенку объясняются понятие резонанса, различие носового и ротового резонансов, он учится дифференцировать на слух резонанс произносимых логопедом гласных. Сам ребенок упражняется вначале в проговаривании изолированных гласных звуков, затем в сочетаниях по 2 и 3. Гласные вводятся в порядке а, э, о, и, ы, у. Первые несколько дней упражнения составляются только из а, э, о. Приводим пример подобного упражнения.
аэ        ао        эа        эо         оа        оа
аэа      аэо      аоа      аоэ      эаэ      эао
эоэ      эоа      оао      оаэ      оэа      оэо
Все звуки  ребенок произносит растянуто, слитно, с утрированно открытыми артикуляциями. Язык продвинут к нижним зубам. Рот  широко открыт. Внимание ребенка привлекаем к кинестезиям широкого раскрывания глотки и открытого звучания гласных (см. главу «Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция»). Выбор регистра звучания — головной или грудной — зависит от возраста ребенка и длины нёба. Детям старше 10 лет или имеющим укороченное нёбо рекомендуется постановка голоса в грудном регистре. Но в любом случае фонация осуществляется только на мягкой атаке.
С детьми, впервые обратившимися к логопеду после операции, приходится работать одновременно над постановкой косто-абдоминального дыхания и подачей направленной воздушной струи. Очень важно сразу приступить к перемещению языка в передний отдел полости рта, так как спонтанно это после уранопластики не происходит.

Этап  коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

 
После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной  струей, произнесением гласных без  носового резонанса и постановки дыхания приступают к упражнениям III этапа. Основной целью его является коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают воспроизведение фонетически правильной речи. Подобных ощущений ребенок с ринолалией никогда ранее не испытывал, в его памяти их нет. Это означает, что на III этапе происходит выработка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых связей, которые должны привести к созданию нового речевого стереотипа.
Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться. Основные приемы вызывания согласных звуков даны в разделе «Особенности постановки звуков при ринолалии».
Введение  новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в  интервокальной позиции — между  двумя гласными.
В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется необходимостью более высокого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным слогом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усиленным выдохом и утрированной артикуляцией.
 При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно  воспроизвести старую патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фонемой интервокальной позиции. В таких условиях легче удерживать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам.
 Наиболее  легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф' поставить которые после операции удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет возможность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного:
 ава      авя      ала      аля      афа     афя
 авэ      аве      алэ      але      афэ      афе
 аво      авё      ало      алё      афо     афё
 аву      авю     алу      алю     афу     афю
 авы     ави      алы     али      афы     афи
 Взрывные  согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных.
 Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко  сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.
 Затем отрабатывают произнесение с уменьшением  силы голоса на первом гласном звуке  и увеличением на втором. Исходное положение прежнее:
аВА аВЯ аЛА аЛЯ аФА аФЯ
аВЭ аВЕ аЛЭ аЛЕ аФЭ аФЕ
аВО аВЕ аЛО аЛЕ аФО аФЕ
аВУ аВЮ аЛУ аЛЮ аФУ аФЮ
аВЫ аВИ аЛЫ аЛИ аФЫ аФИ
Аналогичные упражнения выполняют со всеми согласными по ходу работы над ними. Так ребенка  подводят к беззвучному проговариванию первой гласной фонемы и переходят к повторению открытых слогов, что завершает введение гласных в слоги.
Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стремиться вызывать звук по возможности  не изолированным, а в сочетании  с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы.
Стремясь  как можно быстрее ввести вызванные  фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фразы. Так как помимо правильного  резонанса следует закрепить нормальное положение языка, при введении фонемы в речевой материал предлагаются слова, включающие только поставленные звуки. Исключение может составлять только р, если этот звук заменяется проторным или одноударным звуком без носового оттенка. Эти упражнения облегчают слуховой и кинестетический контроль, обеспечивают постоянное повторение и фиксацию только правильных двигательно-звуковых моделей, что создает прочные слухоречедвигательные связи.
Поэтому приходится индивидуально для каждого ребенка подбирать слова и фразы, учитывая также его возраст и уровень развития, что при наличии даже небольшого количества дидактической литературы не составляет особых трудностей.
Располагая  в начале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку нового навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к условиям разговорной речи. При этом используются  повторения словосочетаний  по данному образцу и перестановка слов.
Приводим  пример подобных упражнений. Подразумевается, что обучающийся владеет произнесением  фонем в, в', ф, ф', л, л' и гласных:
Валя    Ляля    Филя   вон   Валя       Валя ловила Алю
Вова    Аля      лев      вон   Вова       Вова вел Лялю
воля     Лева    Уфа     вон    лев         Филя вынул вилы
левый  вилы    увела   вон   вилы       Ляля увела Филю
Особенно  важен период введения звука в  слова для младших дошкольников. Звуки и слоги, лишенные конкретного  смысла, представляют для них абстракцию, не связанную с речью. Поэтому в словах звуки у  них часто звучат лучше,  чем  изолированные.
Развитие  фонематического слуха на III этапе  направлено на сопоставление звукопроизношения  ребенка и нормального. Дети с  ринолалией могут свободно различать  фонемы и их особенности в чужой  речи, а себя считать нормально  говорящими. Для успешной же постановки звуков, которая занимает основное место в занятиях III этапа и основы которой изложены в отдельной главе данного пособия, ребенок должен уметь оценить, правильно ли он сам произнес звук.
Начинается  обучение с анализа артикуляции  и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Приходится спрашивать ребенка: «До каких зубов дотронулся язык: до верхних или до нижних? Какой был ветерок: холодный или теплый?   Где  почувствовал   ветерок:   в   горле   или   на   языке?»
Затем побуждают ребенка прислушаться к себе при выполнении упражнений. «Подуй, похлопай губами и послушай. Какой звук получается? Он звучит как всегда или по-другому? А какой тебе больше нравится: новый или старый? Как, по-твоему, какой правильнее?» Во время такой беседы фонему несколько раз повторяют, и так постепенно закрепляется связь артику-лемы со звучанием.
Каждый  раз, произнеся новый звук, ребенок  должен получить оценку «правильно»  или «неправильно». В этот период весь материал занятий он проговаривает  за логопедом. Каждый звук, слог, слово он слушает, воспроизводит и слушает, оценивает. Полезно переспрашивать: «Ты правильно сказал?» Ни одного случая дефектного произнесения не должно остаться без внимания. Логопед может даже переспросить слово, произнося его так, как сказал ребенок.
Вновь упражняются в различении правильных и дефектных фонем в словах и слогах, произносимых взрослым. Но на III этапе еще рано анализировать  звучание слов со стечением согласных  фонем или содержащих несколько  акустически близких фонем. Парные звуки дифференцируют лишь при заменах. Например, вызывали г, а ребенок пользуется им вместо к.
Пока  не достигнуто четкое произношение звука, все ответы на задания должны быть жестовыми: поднять руку, хлопнуть в  ладоши и т. п.
Бывает, что ребенок оказывается неспособным к фонематическому анализу собственной речи. В этих случаях вся работа опирается на кинестетические и тактильные ощущения. Зрительный анализатор лишь временно участвует в обучении. Контролю спонтанной речи он активно не помогает.
Занимаясь с таким ребенком, приходится очень четко продумывать и формулировать инструкции. Обычные замечания: «Делай, как я, посвисти, подуй. Послушай и скажи...» — не помогают, потому что дутье означает для ребенка выдох горлом, а фонемы он не различает. Он просто воспроизводит свои неправильные навыки. Приходится прибегать к неестественным формулировкам, например: «подуй на язык, подуй зубами, плюнь» и т. п. Дети лучше понимают их и выполняют, что требуется. Работая с такими детьми, нельзя называть звук, который подготавливается,  пока  ребенок не будет в состоянии  произнести  его.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения  на III этапе подростков и взрослых обучают навыкам правильного  голосоведения или проводят фонопедические упражнения для исправления недостатков  голоса.

Этап  полной автоматизации  новых навыков

 
Для достижения главной цели этого этапа —  полной автоматизации новых навыков  — необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на III этапе, и снять остаточную ринофонию вокальными упражнениями.
Введение поставленных звуков в спонтанную речь проходит неодинаково у детей разного возраста.
Для младших  дошкольников появление новых фонем  — процесс, тесно связанный с  развитием речи. Если фонема четко  дифференцируется на слух, тогда дети от 3 до 5 лет легко, часто спонтанно начинают переключаться на новый звук и нуждаются только в поддерживающих упражнениях для подкрепления нового умения и стимуляции к произнесению поставленного звука в спонтанной речи.
Поэтому целесообразно на занятиях с малышами приближать их к живой ситуативной обстановке — это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложения, сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. По ходу занятий игры и беседы усложняются и становятся более продолжительными.
Подобранный дидактический материал позволяет  сконцентрировать внимание ребенка  на определенной группе звуков, а форма  занятий, предусматривающая свободные, произвольно построенные и эмоционально окрашенные ответы, обеспечивает закрепление  новых навыков спонтанной речи. При этом логопед должен тщательно подготовить и организовать занятие так, чтобы используемая лексика состояла только из уже вызванных звуков. Тогда основное внимание концентрируется на координации речевых кинестезии дыхания, звукопроизношения и резонанса.
Избегая скандированного послогового проговаривания, следует как можно раньше переходить от слова к фразе. Промежуточным  вариантом могут служить словосочетания или повторение предложений из трех слов в два приема. Например: вон Валя, вон Феня; Поля упала, упала на пень. Раннее введение фразы в упражнения помогает закрепить координацию выдоха с синтагмой. Фразы произносятся нараспев. Протяжные гласные звуки помогают удерживать ротовой резонанс.
Скороговорки, пословицы, стихи и другой подобный материал нужен только для закрепления артикуляций. Они не помогают улучшить живую непринужденную речь, и нет необходимости учить наизусть много стихов, считалок, пословиц. Их рекомендуют только для тренировок дома.
Дети  старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже критически относятся к своему недостатку. Они стесняются не только дефектного, но и нового правильного произношения. Они боятся каждого случая привлечения внимания к себе (но иногда могут и совершенно равнодушно относиться к своему недостатку). Довольно легко овладевая речевыми упражнениями, они иногда отказываются правильно произносить вызванные звуки в спонтанной речи. Здесь особое значение приобретает психотерапевтический аспект работы. Помимо бесед с ребенком, обязательно привлекают к процессу исправления речи родителей, воспитателя детского сада или учителя. Успешное выступление ребенка на празднике, четкий ответ у доски помогают сломать старые стереотипы, избавиться от стеснительности.
После того как ребенок научится правильно  произносить новые звуки в словах и коротких предложениях, их включают в спонтанную речь, применяя игры в вопросо-ответной форме и короткие беседы по заданной теме. Иначе говоря, необходимо как можно раньше вводить изучаемый звук в разговорную речь, поскольку, набрав большое количество идеально произносимых на занятии фраз, дети часто остаются совершенно беспомощными в спонтанной речи.
Постоянное  одергивание ребенка при неверном произнесении фонемы невротизирует  детей, вызывает у них негативную реакцию. В таких случаях вместе с ребенком составляют список наиболее часто употребляемых бытовых слов на изучаемый звук. (Дети очень охотно участвуют в этой работе.) Затем эти слова постепенно вводят в речь. При этом дают задание ребенку и родителям в течение недели обращать внимание на качество произнесения только 10 отобранных слов. Через 5—7 дней вводят новые 10 слов и т. д. Параллельно дают задание на закрепление и дифференциацию данной фонемы в стихах, сказках, рассказах. Обычно через две-три недели произнесение звука автоматизируется.
Школьникам  включают в занятия материалы  школьной программы. Это означает предварительную  проработку лексики ближайших уроков и убеждение в необходимости  чтения вслух и проговаривания всего  заданного учебного материала при  выполнении домашних заданий. Такая подготовка гарантирует лучшее фонетическое качество ответов в классе. Кроме того, охватывая большое количество лексического материала из разных учебных дисциплин, автоматизация и введение в спонтанную речь звуков проходят быстрее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.