На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоретические предпосылки социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание
 

Введение

    Социология отнюдь не умозрительная наука. Во-первых, потому, что она опирается на мощную экспериментальную базу, успешно используемую также и другими общественными науками, во-вторых, потому, что сама служит надёжной теоретической опорой социальной практики. Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнение людей по различным текущим вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление. Любые опросы не упускают случая назвать «социологическими», придавая им тем самым якобы научный статус.
Предпосылками возникновения социологии как науки об обществе являются:
1.Социальные потребности. Социология как любая другая наука возникла тогда, когда появилась в этом нужда, потребность. Например, наука математика (Пифагор – философ и математик) возникла из потребности количественных измерений. Для социологии эти потребности связаны:
    с историческим развитием человечества (становление и развитие капитализма);
    с историческим развитием научного знания в целом – в конце XVIII в. возникает идея эволюции, а в XIX в. – теории эволюции (Чарльз Дарвин, Томас Гексли, Фридрих Энгельс). Применительно к истории культуры понятие эволюции использовали и развивали американский этнограф Льюис Генри Морган и английский этнограф Эдвард Тайлор.
2.Теоретические предпосылки - это историческое развитие научных представлений об обществе от античности до современности.
Социология  – наука о становлении, развитии, функционировании социальных общностей, а также механизмах и принципах  их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.
     Становление социологии как самостоятельной  науки связано с процессом  ее институционализации, то есть приобретении социологией атрибутов относительно самостоятельного знания, статуса социального  института.
      Рассмотрим  теоретические предпосылки социологии более подробно.
 

Часть 1. Предпосылки  социологии в философии  древнего мира (Китай, Греция)

 
     Рассмотрение  предыстории и анализ объективных  предпосылок возникновения социологии показывают, что социология как самостоятельная  наука сложилась, в первую очередь, в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Отдельные элементы определенной системы социальных воззрений сформировались в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае.
Они дошли  до современности в виде законов, моральных и религиозных поучений, различных записей и представляют собой документы, в которых описывается  существующее общество, некоторые отношения и институты, характерные для него. В этих источниках даются конкретные рекомендации и наставления относительно того, как людям следует себя вести, как выполнять определенные виды деятельности.
     Однако  впервые систематизированное осмысление общества началось в античной Греции. Относительно высокий уровень экономического развития, политическая свобода и демократическая атмосфера, а также социальные контакты вне трудовых отношений позволили свободным людям этой страны не только активно участвовать в общественной жизни, но и изучать ее.
     После Аристотеля греческая социальная философия  развивалась в русле нескольких школ: эпикурейской, кинической и стоической. Несмотря на различия, существовавшие между представителями этих школ, они характеризовались общей тенденцией - анализ общества был ими перенесен с проблематики государства (понимаемого, прежде всего, через полис или как полис) на проблематику личности и ее жизни в более широком общественном контексте, чем государство. Этот контекст они называли космополисом.
В отличие  от греческой философии и социальной мысли, которые и по сей день представляют собой фундаментальный и прочный  вклад в человеческую мысль вообще, римская цивилизация не оставила после себя никаких значительных следов в этом отношении. Римляне лишь опирались на идеи общества, возникшие в античной Греции, но сами их не развивали. Их больше интересовали проблемы организации и правового устройства своего государства. В период Средневековья доминантной формой мышления была религия, поэтому общественная мысль была ориентирована на познание иррациональных законов, а не на объективное осознание социальной действительности.
     Развитие  социальной мысли в Новое время  сопровождалось большими надеждами  на то, что после многовекового  застоя наступит период экономического и духовного расцвета, свободы общества и личности.
     Таким образом, важнейшим истоком социологии явились социально-философские идеи об обществе, о его взаимоотношениях с государством, о социальных трансформациях и прогрессе.
 

Часть 2. Предпосылки социологии в философии Нового времени (17-19 вв)

 
     На  рубеже XVIII-XIX вв. в европейской социальной мысли возникает реакция против социального номинализма и индивидуализма просветителей; одновременно против господствовавшего  ранее представления об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека. Различие между «естественным», сформировавшемся без участия человеческой или божественной воли, и «искусственным» начинает ощущаться все более явственно. Вместе с тем начинает восприниматься различие между обществом и государством: их уже не только не отождествляют, но и противопоставляют друг другу.
     Социология  возникает в конце 30-х - начале 40-х  годов XIX в. В социальной сфере это  было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
     Этими различными идеологическими установками  было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х -40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике - «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества ».
     Пока  речь шла в основном о социологических  условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII-XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности » построена на количественном описании динамики народонаселения.
     Особенно  активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
     Особенно  интенсивно развитие капитализма в  то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Сложение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизни труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерк моральной статистики Франции" Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов).
     Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
 

Часть 3. Родоначальники социологии: Конт, Спенсер, Дюркгейм

     О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-философской  эволюции общественной мысли. В своей работе "Курс позитивной философии" (1910), Конт рассматривает "закон трех стадий" развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Интерес к социальному прогрессу побудил Конта заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в очень широкой трактовке этого понятия).
     При изучении социальной сферы, утверждал  О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда останется относительным, в зависимости от нашей организации и нашего положения в ней.
     С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству. Конт выдвигает ряд положений о классификации наук, объективной основой которой являются различные формы движения материи.
      По  мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально-философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.
      Последователем  О. Конта был видный английский философ, историк и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), сторонник буржуазной демократии и умеренных либеральных  реформ. Особенно значимой для социологии была работа Дж. Милля "Система логики силлогической и индуктивной", в которой он изложил четыре метода опытного исследования, используемых до сих пор.
     Представители позитивистского направления, особенно Г. Спенсер и его последователи, применяли в своих исследованиях  эмпирический подход, связывали с ним необходимость включения в социальную теорию эмпирических данных — этнографической, исторической, экономической и другой информации. Вместе с тем глубокую научную разработку эмпирическая гносеология получает лишь в XX веке, в концепциях неопозитивизма и в философии прагматизма — научном направлении идеалистической ориентации, отрицающем необходимость познания объективных законов действительности и признающем истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.
     В свете двух принципов — отождествления общества с биологическим организмом и уподобления социальных явлений физическим объектам — сформировались два вида социологического позитивизма: органицизм, отождествляющий общество с организмом и пытающийся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, и механицизм одна из крайних форм позитивизма, сводившая закономерности развития и функционирования общества к механическим закономерностям. При этом механицизм весьма широко использовал физическую терминологию для объяснения социальных явлений и процессов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.