На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Глобализация и процессы развития в национальных государствах: импорт институтов

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Глобализация  и процессы развития в национальных государствах: импорт институтов 

    Доклад  на IX Международной научной конференции
    «Модернизация экономики и глобализация»
    Кульчицкая  Н.Н.
    ГУ-ВШЭ, аспирант 2-го года обучения
    Специальность 23.00.02 
 

   Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Основными проявлениями глобализации считаются создание единого мирового рынка, основанного на свободном обмене товаров и капитала, широком доступе к зарубежным товарам потребителей и корпораций; активное развитие межгосударственных финансовых, торговых и производственных связей, расширившийся культурный обмен, возрастание информационных потоков между географически удаленными регионами, распространение технологий.
   Следует ли считать феномен глобализации новым явлением международной и социальной жизни? Некоторые исследователи (вполне справедливо) полагают, что сегодняшние процессы мировой интеграции представляют собой не первую волну глобализации. Предшествующими следует считать эпоху Великих географических открытий и последующей колонизации, следующим крупным этапом можно считать новый уровень взаимодействия крупнейших национальных экономик в конце XIX - начале ХХ столетия.
   Глобализация  предполагает разделение мира на центр  и периферию. Процесс глобализации отражает все возрастающую зависимость между государствами, особенно остро эта зависимость проявляется в отношении развитых и развивающихся стран. Современная глобализация продемонстрировала, что экономическое развитие «периферии» (под периферией, как правило, понимаются страны третьего мира) в еще большей степени, нежели прежде, зависит от хозяйственных потребностей и возможностей развитых стран.
   От  глобализации в первую очередь выигрывают развитые страны. Указанная возросшая взаимозависимость между национальными экономиками несет в себе угрозу финансово-экономической стабильности. Также важно отметить, что в результате процессов глобализации произошло приобщение значительной части человечества к плодам современного развития.
   Глобализация представляет собой комплексный, объективный процесс. Данный процесс и его эффекты и результаты имеют разнообразные, порой диаметрально противоположные оценки. Мы хотели бы обратить внимание на один из аспектов глобализации и представить свою трактовку.
   В условиях глобализующегося мира реформы в национальных государствах приобретают иное измерение, они перестают быть исключительно внутренним делом данного государства.
   Мы  хотели бы сосредоточиться на том, как международная интеграция и возрастающее влияние и вес международных организаций отражаются на процессах развития внутри национальных государств. Наша задача состоит в том, чтобы показать участие международных организаций в процессах развития в национальных государствах с позиции импорта институтов и содействия в проведении реформ.
   Иностранная помощь – один из  аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Стоит обратить внимание на характер этой помощи. На протяжении второй половины 90-х гг. среднегодовой объем помощи африканским странам, расположенным к югу от Сахары, составлял  18,36 млрд. долларов, в то время как суммарные иностранные инвестиции в экономику этих государств не превышали 2 млрд. долларов в год. Сегодня в США и странах Западной Европы действуют более 8 тысяч неправительственных организаций, деятельность которых целиком связана с реализацией программ содействия повышению уровня жизни в странах третьего мира. При этом безвозмездные поставки обеспечивают до 18% продовольствия и до 60% медикаментов, потребляемых в 60 беднейших странах мира1.
   Среди таких международных организаций  лидирующее положение занимают, пожалуй, Международный валютный фонд и Международный  банк реконструкции и развития (Всемирный банк). Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы.
   МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет  рекомендации по вопросам экономической  политики, временные кредиты и  техническую помощь. МВФ декларирует помощь в построении и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии системных реформ и реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного рынка, основ денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора, мер по борьбе с отмыванием денег, налоговой политики и администрации, управления государственными финансами.
   Деятельность  Международного банка реконструкции  и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления (в западной литературе это принято называть public administration); содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.
   Участие международных организаций в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело за время их деятельности существенные масштабы.
   Однако  у иностранной помощи и поддержки  есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности развития и ухода от сырьевой экономики.
   Большинство стран Африки, особенно южнее Сахары, по-прежнему имеет очень низкие доходы на душу населения и относилось к наименее экономически развитым странам мира. Первоочередное создание в развивающихся странах финансовых институтов дает возможность для их включения в мировую экономику, торговлю,  возможности кредитов и инвестиций.
   По  имеющимся в открытом доступе  данным на средства (а также при  кадровой и технической поддержке) Всемирного банка с 1959 г. было реализовано: в странах Африки свыше 2600 проектов, в странах Латинской Америки свыше 2000 проектов; в странах Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна – более 1500. 
   Например, экономика Африки со времен европейского колониального господства приобрела  монокультурный характер и выраженную экспортную ориентацию. Хозяйственная деятельность колоний была подчинена преимущественно какой-то одной культуре или отрасли – например, выращивание кофе или золотодобыча.
   Таким образом, жизнеспособность многих развивающихся стран в ряде сфер тесно увязана с помощью западного мира: происходит своего рода обмен: медикаменты, поддержка образования и социального обеспечения на ценные природные ресурсы.
   Развитые  страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся странам  – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду (кто же захочет отказываться от иностранной помощи, пусть даже на основе кредита2, если страна не обладает необходимым уровнем экономического, кадрового и организационного потенциала для проведения жизненно важных мер), следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.
   Целый ряд развивающихся стран оказались  в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных финансовых организаций. Перед каждой страной стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые общие элементы: проведение стабильной экономической политики; укрепление институционального и кадрового потенциала; а также формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности, которые способствовали бы привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.
   Теперь  давайте рассмотрим влияние развитых стран на развивающиеся с точки зрения институциональной динамики, а именно заимствования или импорта институтов и практик. Институт здесь понимается как набор формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности. Можно условно выделить два вида институтов: организационные социальные институты или социальные организации; нормативные социальные институты, представляющие собой определенную систему социальных норм, стандартов поведения.
   Факторы институциональных изменений можно  разделить на внутренние и внешние. Мы имеем дело преимущественно с внешними факторами как лежащими за пределами национального государства.
   Основная  цель импорта институтов состоит в ускорении экономического развития. При этом не стоит забывать, что институт отвечает определенной общественной потребности.
   Экспортеры  института стремятся к унификации экономического, социального и политического  пространства, поскольку это облегчает  реализацию собственных задач в  поле влияния.
   Можно выделить ряд оснований институциональной динамики.
   Институты могут базироваться на некоторой идеальной модели, то есть напрямую переносятся из теории в практику.  Наиболее ярким примером тому служит период после Октябрьской революции, когда пришедшие к власти большевики действовали в соответствии с работами Маркса, Энгельса и их последователей. Это может быть навязывание (как встречный процесс - слепое заимствование) рыночных идей.
   Второй  вариант состоит в том, что  институты воспроизводят образцы, уже существовавшие в истории  данной страны. Поскольку институт заимствуется из прошлого, порой довольно далекого, здесь кроется опасность несоответствия и даже противоречия старого института новой сетке взаимодействий и правил в обществе.
   Заимствование институтов извне может приобретать  две формы. Заимствование самых передовых  институтов у развитых стран безотносительно местных условий, существующих норм, в особенности неформальных, инфраструктуры, кадров и др. А также заимствование с адаптацией. Это более продуктивный вариант – конструирование институтов в развивающейся стране на основе адекватных (конгруэнтных) институтов, существующих в других странах. Здесь возможно одновременное заимствование нескольких вариантов института и их сосуществование. Импортирован может быть как действующий на настоящий момент  институт, так и существовавший в прошлом той или иной страны.
   Страны-импортеры, занимаясь реформированием государственного управления и народного хозяйства, стремятся в короткие сроки преодолеть тот путь, на который развитые страны затратили десятилетия. Очевидно, импорт институтов тесно связан с запаздывающей модернизацией (или догоняющим развитием).
   Роль  импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе. В частности, МВФ, финансируя проведение реформ в целом ряде государств, рекомендовал максимально быстрый импорт и встраивание передовых институтов.
   Проекты Всемирного банка, проводимые при поддержке международных организаций реформы часто не закрепляются, их не удается завершить и таким образом осуществить переход на новый уровень развития для данной страны. Причиной тому может служить появление дисфункций институтов. Основное внимание в исследованиях по данному вопросу обращено к проблеме несовместимости формальных и неформальных норм. Новые формальные институты, будучи трансплантированы, оказываются в окружении неформальных, сохранившихся в прежнем виде.
   Ряд возникающих дисфункций при импорте институтов мы хотели бы особо отметить:
    нехватка материальных средств, подготовленных кадров, организационное несовершенство.
    неясность целей института, неопределенность функций, падение его престижа и авторитета.
    потеря такого существенного качества института как деперсонализация деятельности, что приводит к изменению его функций в зависимости от интересов отдельных лиц, их субъективных качеств.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.