На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция, её виды и экономическая роль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агенство  по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 
 

Факультет Экономический 
Кафедра Экономической теории и государственного управления
Специальность 08_01_07 – Налоги и налогообложение 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему: Конкуренция, её виды и экономическая роль
по дисциплине «Экономическая теория» 
 
 
 

Исполнитель
студентка  группы С-90      ________________________     Е.А. Шалденко
  
Руководитель,
профессор                            ________________________     С.А. Бунина 
 

Нормоконтроль                     ________________________     Л.Н. Михайленко
 ассистент                                 
 
 
 
 

Благовещенск 2010
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 
 
 

  Факультет ___________________________________________________________________
  Кафедра _____________________________________________________________________ 

     ЗАДАНИЕ
    К курсовой работе студента
   _________________________
     ___________________________________________________________________________
     ___________________________________________________________________________ 

 1. Тема курсовой работы: _____________________________________________________ 

      2. Срок сдачи студентом законченной работы ____________________________________  

      3. Исходные данные к курсовой работе__________________________________________ 

      4. Содержание курсовой работы (перечень подлежащих разработке вопросов):
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
         5. Перечень материалов приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.)________________________
    6. Дата выдачи задания________________________________________________________
     
    Руководитель курсовой работы_________________________________________________ 
     

    Задание принял к исполнению (дата):____________________________________________
                                                          ______________________ 
     
     
     
     

 


РЕФЕРАТ 
 
 

     Курсовая  работа содержит 47 с., 3 таблицы, 13 источников, 2  приложения. 
 

     Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная  конкуренция, чистая монополия, абсолютная монополия, рынок монополистической  конкуренции,  олигополия, монополия, картель, синдикат, трест, концерн.  

     Важная  роль  в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в неё вовлечено, тем быстрее растёт производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей.
     Целью данной работы является рассмотрение конуренции с разных сторон, определение  её функций в экономике, а также  выявление основных видов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение                                                                                                            5
    1 Определение конкуренции как  экономического явления                          7
       2 Экономическая роль конкуренции                                                              11
    3 Виды конкуренции                                                                                       13
    4 Совершенная конкуренция                                                                          19
    5 Несовершенная конкуренция                                                                      22
    5.1 Определение несовершенной конкуренции                                           22
    5.2 Виды несовершенной конкуренции                                                         22
    6 ООО «Лидер»                                                                                                32
    6.1 Общая характеристика предприятия  ООО «Лидер»                              32
    6.2 Анализ внешней среды предприятия  ООО «Лидер»                              33
    Заключение                                                                                                         37
    Библиографический список                                                                             40
    Приложение А                                                                                                   42
    Приложение  В                                                                                                   46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший  организм, состоящий   из   огромного   количества   разнообразных    производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур,  взаимодействующих  друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
     По  определению рынок - это организованная структура,  где встречаются производители  и  потребители,  продавцы  и  покупатели,  где  в  результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется   количество  товара, которое  потребители  могут  купить  по  определенной  цене)  и  предложения производителей (предложение - это количество товара,  которое  производители
продают по определенной цене)  устанавливаются  и  цены  товаров,  и  объемы продаж.  При  рассмотрении  структурной   организации   рынка   определяющее значение  имеет   количество   производителей   (продавцов)   и   количество потребителей  (покупателей),  участвующих  в   процессе   обмена   всеобщего эквивалента  стоимости  (денег)  на   какой-либо   товар.   Это   количество производителей и потребителей, характер и  структура  отношений  между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.
     Ключевым  понятием, выражающим  сущность  рыночных  отношений  является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу  установления цен  и  объемов  предложения  товаров  на  рынке.  Это   конкуренция   между производителями. Аналогично  определяется  конкуренция  между  потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема  спроса  на  рынке.
     Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является  стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении  сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это  динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
     В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения  своих  позиций на рынке компании используют, например, качество  изделий,  цену,  сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей  и  информацию  через рекламу.
     Целью  данной  работы     является рассмотрение    конкуренции  с разных
сторон, определение ее функций  в  экономике,  а  также  выявление  основных видов. В рыночных условиях стабильность положения хозяйствующего субъекта в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономного использования всех видов ресурсов в целях снижения затрат. При этом экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли.
     На  примере действующего предприятия  ООО «Лидер» я сделала анализ его внешней среды, одним из важнейших  факторов которой является наличие конкуренции. Данная тема актуальна на сегодняшний день и во все времена так как функционирование торговли происходит на протяжении многих веков жизни человечества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Определение конкуренции как экономического явления
        Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых
экономических  субъектов  за   ограниченные   экономические   ресурсы.   Этоэкономический   процесс   взаимодействия,   взаимосвязи   и   борьбы   между выступающими  на   рынке   предприятиями   в   целях    обеспечения   лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя  разнообразные  потребности покупателей.
     Существуют  и  другие  определения  конкуренции.  Ф. Перру   определяет конкуренцию  как  «действие   постоянной   угрозы   подрыва   господства   и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые  обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать подороже,  а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность  не  одинока.  Поэтому и приходится нам постоянно  сталкиваться  с  конкуренцией.  «Строгое  значение понятия  «конкуренция»,  очевидно,  заключается  в  том,  что  один  человек состязается с другим,  особенно  при  продаже  или  покупке  чего-либо».  А. Маршалл,  написавший  эти  строки,  под  «человеком»,  как   представляется, понимал субъект рынка.1
     В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.
     Первый  определяет конкуренцию как  состязательность  на  рынке.  Такой подход характерен для отечественной литературы.
     Второй  подход  рассматривает  конкуренцию   как   элемент   рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.  Этот  подход характерен для классической экономической теории.
     Третий  подход  определяет  конкуренцию  как  критерий,  по   которомуопределяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на  современной теории морфологии рынка.
     Первый  подход основывается на повседневном понимании  конкуренции  как соперничества  за  достижение  лучших  результатов  на  каком-либо  поприще.
     Конкуренция, хотя и в  различной  интерпретации,  все  же  определяетсякак соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
      > состязательность  хозяйствующих   субъектов,  предпринимателей,  когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого  из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном  рынке  и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
      > состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
      > состязательные,  сопернические   отношения  между  двумя   или  несколькими экономическими субъектами  хозяйственной деятельности,  проявляющиеся  в    виде стремления каждого из них обойти других в  достижении  единой  цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
       > это особый по замыслу вид честной экономической борьбы,  в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой  из  претендующих  сторон  верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
       > соперничество между участниками рыночного хозяйства за  лучшие  условия производства, купли и продажи товаров;
       > соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за  долю рынка, получение максимальной  прибыли  или  достижение  иных  конкретных целей;
     Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как  «антагонистическая  форма экономического   соревнования   частных   товаропроизводителей.   Наибольшее развитие  конкуренция  получает  в   условиях   капиталистического   способа производства. Цель  конкуренции  -  борьба  за  получение  возможно  большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких  и  средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
     В более  поздней  отечественной  литературе  отношение  к  конкуренции изменилось  на  диаметрально  противоположное.  Например,   «конкуренция  - естественная черта рыночных отношений. В  условиях  здоровой  конкуренции  в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения  прибыли поставщики,  изготовители  продукции  и  продавцы  вынуждены  стремиться   к лучшему удовлетворению запросов покупателей».2
     В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал  конкуренцию как поведенческую категорию,  когда  индивидуальные  продавцы  и  покупатели соперничают на рынке за более выгодные  продажи  и  покупки  соответственно. Конкуренция - это та самая  «невидимая  рука»  рынка,  которая  координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы,  обеспечивающей  взаимодействие спроса  и  предложения,  уравновешивающей  рыночные   цены.   В   результате соперничества  продавцов  и  покупателей  устанавливается  общая   цена на однородные  товары  и  конкретный   вид   кривых   спроса   и   предложения.
     «Конкуренция    обеспечивает    функционирование     рыночного     механизма ценообразования».
     Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
     В современной микроэкономической  теории  конкуренция  понимается  как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи  с  развитием  теории морфологии рынка. В  зависимости  от  степени  совершенства  конкуренции  на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из  которых  свойственно определенное  поведение  экономических  субъектов.  Под  конкуренцией  здесь подразумевается  не  соперничество,  а  скорее,  степень  зависимости  общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
     Понятие конкуренции настолько многозначно,  что  оно  не  охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала,  когда  один  капитал  соперничает  с  другим капиталом.  В  конкуренции  усматривается  как  главная  сущностная   черта, свойство  товарного  производства,  так  и  способ  развития.  Кроме   того, конкуренция   выступает   в   роли   стихийного   регулятора общественного производства.
     Следствием  конкуренции  является,   с   одной   стороны,  обострении производственных  и  рыночных   отношений,   а   с   другой    -   повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
     Конкуренция   относится   к   неконтролируемым    факторам,    которые воздействуют на  деятельность  организации,  которые  не  могут  управляться организацией.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2 Экономическая роль конкуренции
          Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли  на  рынке.
     Во-первых, конкуренция  способствует  установлению  равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции,  имеют  настолько небольшую  часть  от  общего  объёма  производства,   что   увеличение   или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на  цену  товара.
     Производитель, равно как и  покупатель,  всегда  должен  ориентироваться  на рыночную  цену.   Таким   образом,   конкуренция   способствует   достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то,  что конкуренция создаёт тождество частных и  общественных  интересов.  «Фирмы  и поставщики  ресурсов,   добивающиеся   увеличения   собственной   выгоды   и действующие  в  рамках  остроконкурентной  борьбы,   одновременно   как   бы направляемые «невидимой рукой»-  способствуют  обеспечению государственных, или общественных интересов».
     Во-вторых, конкуренция  поддерживает  общественно  нормальные  условия производства  и  реализации  товаров  и  услуг.  Она  как  бы   подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они  должны  вложить  в  производство того  или  иного  товара.  Предположим,  что  один  продавец  затратил    на производство какого-нибудь товара больше  средств,  чем  другой.  При  такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид  товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то  есть  тот,  кто  произвёл товар по более низкой себестоимости.  А  при  избытке  данного  вида  товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец,  затративший на производство много средств, понесёт убытки.  Таким  образом,  конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. К. Макконнелл отмечает, что «в  условиях  чистой  конкуренции  руководствующиеся  мотивом прибыли предприниматели будут производить  каждый  товар  до  той  точки,  в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из  этого  следует  вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
     В-третьих,  конкуренция  стимулирует  научно-технический  прогресс   и повышение   эффективности   производства.   Так   как   конкуренция   служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном  соперничестве будет побеждать тот,  кто  имеет  товары  высокого  качества  и  максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо  постоянно  обновлять  условия производства,  затрачивать  большие  капиталовложения  на  совершенствование техники. В настоящее время встречается  много  находчивых  предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров  с  применением  новой технологии.  Следовательно,  при  развитии  конкуренции   с   каждым   годом повышается эффективность производства.
       В-четвёртых,  при  противоборстве  субъектов  рынка   усиливается   их социально-экономическое  расслоение.  В  конкуренции   участвует   множество мелких собственников,  которые  только  начинают  вести  свою  хозяйственную деятельность. Многие из них,  не  имея  достаточного  капитала,  современных средств  производства  и  других  ресурсов,   не   могут   выдержать   этого соперничества и через некоторое время  терпят  убытки,  разоряются.  И  лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия  и становятся  полноправными  и  довольно  значимыми  и  уважаемыми  субъектами рынка.4 
 

       
 
 
 

     3 Виды конкуренции
     Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
     В данной работе представлены некоторые  из многочисленных классификаций.
     В экономике принято разделять  конкуренцию по  ее  методам  на  ценовую  и  неценовую, или  конкуренцию  на  основе  цены  и  конкуренцию  на  основе
качества (потребительной стоимости).
     Ценовая  конкуренция  восходит  к  тем  далеким  временам   свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на  рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены  было  той  основой,  с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой  товар,  привлекал  внимание  к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
     Когда рынки монополизированы,  разделены  между  собой  незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции,  производители  стремятся возможно дольше удержать цены  постоянными,  чтобы,  целенаправленно  снижая себестоимость  и  расходы  на  маркетинг,  обеспечить  возрастание   прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют  эластичность.  Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»   -  она существует, но не всегда  в  явной  форме.  «Война  цен»  в  открытой  форме возможна лишь до того момента, пока фирма не  исчерпывает  резервы  снижения себестоимости  товара,   вытекающие   из   расширения   масштаба   массового производства и соответствующего   повышения массы прибыли. Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену  приводит к тому, что конкуренты реагируют точно  также:  позиции  фирм  на  рынке  непретерпевают изменений, однако норма прибыли  падает,  финансовое  состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению  инвестиций  вобновление  и  расширение  основных  фондов,  в  итоге   спад   производства усиливается, вместо  ожидаемых  побед  и  вытеснения  конкурентов  наступают неожиданные разорения и банкротства.
     Вот почему в наши дни нередко наблюдается  не  снижение  цен  по  мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую  не  адекватен  улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.5
     Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров  нет  сил и возможности в сфере неценовой  конкуренции.  Кроме  того,  ценовые  методы используются  для  проникновения  на  рынки  с  новыми  товарами  (этим   не пренебрегают   и   монополии   там,   где   они   не   обладают   абсолютным преимуществом),  а  также  для  укрепления  позиций  в   случае   внезапного обострения проблемы сбыта.  При  прямой  ценовой  конкуренции  фирмы  широко оповещают о снижении  цен  на  выпускаемые  и  имеющиеся  на  рынке  товары.
     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают  непропорционально мало. 
     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более  высокую,  чем  у соперников,  надежность,  меньшую  «цену  потребления»,  более   современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 –  2  тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем  покупать аналогичную  машину  местного  производства».  Более  эффективной  и   более современной  формой  конкурентной  борьбы  является   борьба   за   качество предлагаемого  на  рынок  товара.  Поступление  на  рынок  продукции   более высокого качества или новой  потребительной  стоимости  затрудняет  ответные меры  со  стороны  конкурента,   т.к.   «формирование»   качества   проходит длительный  цикл,  начинающийся  с  накопления   экономической   и   научно-технической информации. В качестве примера  можно  привести  тот  факт,  что известная японская фирма  "SONY"  осуществляла  разработку  видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.6
     К  числу  неценовых  методов  относят  также  предоставление  большого комплекса услуг (в  том  числе  обучение  персонала),  бесплатное  сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в  качестве  первого  взноса  за новый, поставку  оборудования   на  условиях  «готовая  продукция  в  руки».
     Меньшее   энергопотребление,   сниженная   металлоемкость,    предотвращение загрязнения  природы  и  другие   аналогичные   улучшенные   потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие  на  ведущее  место  в  перечне неценовых аргументов в пользу товара.
     В настоящее время получили  очень  большое  развитие  различного  рода маркетинговые  исследования,  целью  которых  является   изучения   запросов потребителя,  его  отношения  к  тем   или   иным   товарам,   т.к.   знание
производителем  подобного  рода  информации  позволяет   ему   более точно представлять   будущих покупателей его продукции, более точно представлять  и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
     В  связи  с  большим  влиянием  на  общественность  средств   массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения  конкурентной борьбы,  т.к.  с  помощью  рекламы  фирмы  не  только      доносят       до покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих  товаров,  но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой  политике,  стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на  рынке  которой предприниматель выступает во  внешней торговле.  С помощью рекламы  можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином  товаре, причем как в лучшую, так и  в  худшую  стороны,  в  качестве  доказательства можно привести следующий пример:
     Во  времена существования  ФРГ   у   западногерманских  потребителей большим   спросом    пользуется    французское    пиво.    Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на  внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,   ни  патриотические  призывы  «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами ни к чему не привели.  Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит  различные вредные для здоровья химические вещества, в  то  время  как  немецкое  якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в  прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос  на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы  перестали  покупать французское пиво.7
     Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на  выбор  фирмой  того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать,  можно  выделить конкуренцию трех видов:
     Функциональная  конкуренция   возникает   потому,   что   любую потребность,  вообще  говоря,  можно удовлетворить совершенно   различными способами.   И,   соответственно,   все   товары,    обеспечивающие    такое удовлетворение,  являются  функциональными   конкурентами:   находящиеся   в магазине  спортивных  принадлежностей  изделия,  например,  именно   таковы.
     Функциональную  конкуренцию приходится учитывать, даже  если  фирма  является производителем поистине уникального товара.
     Видовая  конкуренция  –  следствие  того,  что  имеются  товары, предназначенные для одной и той же цели, но  различающиеся  каким-то  важным параметром.  Таковы,  например,  легковые  5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
     Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или  даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция  иногда  называется  межфирменной.
Также существует эффективная конкуренция.
     По  поводу понятия эффективной конкуренции  существуют различные мнения. Й. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна  лишь  в условиях динамичной экономики,  где  непрерывный  поток  нововведений  трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением  к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве  самого продукта, Й. Шумпетер и называл  эффективной  конкуренцией.  Таким  образом,  с точки   зрения   экономического   роста   конкуренция   представляет   собой соперничество  старого  с  новым:  новые  товары,  новые  технологии,  новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
     Разновидности конкуренции  в  зависимости  от  степени  цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам;  по  прецедентам;  без  правил (недобросовестная).
     Недобросовестная  конкуренция определяется следующим образом: действия хозяйствующих субъектов  по  дискредитации  конкурентов.  Они
включают  в себя:
     . распространение ложных или неточных  сведений о конкуренте;
     . введение в  заблуждение   потребителей  относительно  характера,  способа, места изготовления товара и его качества;
     . незаконное  использование  товарного   знака  конкурента,  его   фирменного наименования или маркировки;
     . реклама товара, не отвечающего  требованиям качества;
     . искажение в рекламной информации  сведений об истинных свойствах товара;
      . некорректное сравнение товаров  и т.д.8
     К   незаконным   методам   неценовой   конкуренции   также относят промышленный     шпионаж,     переманивание     специалистов,      владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне  ничем  не  отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому  обычно на  50%  более  дешевых,  закупка  образцов  с  целью  их  копирования.   По свидетельству  французского  МОСИ,   наиболее   активны   «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на  Тайване,  в  Турции,  на  Сингапуре,  в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.9
     Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два  критерия - взаимозаменяемость  товаров,  предлагаемых  разными  предприятиями,  и  взаимозависимость этих предприятий.
     Первый  критерий  может   быть   представлен   коэффициентом   ценовой перекрестной эластичности  спроса  на  товары,  предлагаемые  предприятиями. Второй   -   коэффициентом   объемной   или   количественной    перекрестной эластичности. Первый характеризует влияние изменения цены  j-го  предприятия на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го.  Чем выше  коэффициент  ценовой  перекрестной  эластичности  спроса,   тем   выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость).  Чем выше   количественная   перекрестная   эластичность,   тем   более   жесткая взаимозависимость предприятий.
     Д. Блейн добавил третий  критерий  -  условие входа на  рынок  (Е),
которое определяется относительным превышением  действительной  цены  товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc: 

           Е = ( PL - Pc)\ Pc.
     Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на  рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.10 

     4 Совершенная конкуренция
          Существует множество определений термина «совершенная конкуренция»:
          o жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего  влияния  на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
      o состязание экономических субъектов на товарном рынке,  при котором ни один из них не в состоянии оказать  решающее  влияние  на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
         o вид отраслевого рынка, на котором много фирм  продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет  достаточно  большой  доли  рынка, чтобы влиять на цену продукта.  Цена  для каждой  фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;
          o состязательность большого числа мелких  покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной  информацией, а потому ни один из них не  может контролировать  рыночный  спрос, поставку товара на рынок или цену  на  него.  Продукт  стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
      o характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар,  и ни одна из них не  имеет  достаточной  доли,  чтобы контролировать рынок и цены. 11
     Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной обособленности.  Она  предполагает,  что  на  рынке  имеется множество независимых фирм,  самостоятельно  решающих,  что  создавать  и  в каких количествах.
     Джоан  Вайолет  Робинсон  в  своей   работе   «Экономическая теория несовершенной  конкуренции»  дает  следующую   характеристику   совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает  тогда,  когда  спрос  на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен.  Отсюда  следует,  во-первых, что число продавцов велико, и  объем  производства  любого  из  них составляет ничтожно малую долю от  общего  выпуска  данной  продукции:  вовторых, что все покупатели находятся в  одинаковом  положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими  продавцами,  так  что  на  рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».
     В целом, как следует из определений,  модель  совершенной  конкуренции
характеризуется пятью признаками:
     1)  Наличие  большого  числа   экономических   агентов,   продавцов   и покупателей;
     2) Максимальная информированность  продавцов и покупателей о  товарах  и ценах.
     3) Ни один из продавцов или  покупателей не  в  состоянии   повлиять  на рыночную цену и друг на друга;
          4) Однородность продаваемой продукции;
     5) Свободный вход на рынок и  выход с него;
       Первые три признака характеризуют  чистую конкуренцию. К понятию  чистой конкуренции  близко  понятие  работающей  конкуренции,  которое  может  быть определено следующими признаками:
     o Крупнейшая фирма производит  незначительный объем  продаж  (покупок) всего рынка;
     o Высокая степень мобильности  ресурсов между рынками;
     o Отсутствие  или  незначительная  величина   необратимых   издержек (постоянных издержек организации производства);
     o Наличие потенциальных конкурентов.
     Условие того,  что  доступ  на  рынок  никем  и  ничем  не ограничен предполагает    возможность    каждому    гражданину    стать     свободным предпринимателем  и  применить  свой  труд  и   материальные   средства   в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть  свободны  от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и  услуги  на  любом
рынке. Соблюдение  же  всех  условий  обеспечивает  свободную  связь  между производителями и потребителями.  Совершенная  конкуренция  является  также условием формирования рыночного механизма, образования цен и  самонастройки экономической  системы  через  достижение  равновесного  состояния,   когда эгоистические  побуждения  отдельных  индивидов  к  получению   собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.  Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем  перечисленным  условиям. Поэтому  схема  совершенной  конкуренции  имеет  в  основном  теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более  реальных  рыночных структур. И в этом ее ценность.12 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Несовершенная конкуренция
     5.1 Определение несовершенной конкуренции
     Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
     . рынок,  на  котором  не  соблюдается   хотя  бы  один  из  признаков совершенной конкуренции;
     . характеристика  рынка,  где  два  или  более  продавцов,   обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой,  конкурируют между собой за продажи;
     . рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Так  как  модель  совершенной   конкуренции   является   теоретической абстракцией, то все реально  существующие  рынки  в  той  или  иной  степени несовершенны.13 

    5.2 Виды несовершенной конкуренции
     В теории выделяют различные виды рынков с  несовершенной  конкуренцией (по  степени убывания   конкурентности):   монополистическая   конкуренция, олигополия, монополия.
     Рынок  монополистической  конкуренции   состоит  из   множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а  в широком  диапазоне  цен.  Наличие  диапазона  цен  объясняется  способностью продавцов  предложить  покупателям   разные   варианты   товаров.   Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный  товар  на  рынке,  куда  возможен вход новых  продавцов.  Монополистическая  конкуренция  -   тип  отраслевого рынка,  на  котором  существует  достаточно   много   продавцов,   продающих дифференцированный  продукт,  что  позволяет  им  осуществлять  определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической  конкуренции действует  относительно  большое  число   продавцов,   каждый   из   которых удовлетворяет  небольшую  долю  рыночного  спроса  на  общий   тип   товара, реализуемого фирмой и ее  конкурентами.  При  монополистической  конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего  объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен  такими  барьерами как при  монополии  или  олигополии,  но  и  не  настолько  легок,  как  при совершенной конкуренции.
          Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть,  весьма  незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели  видят разницу  в  предложениях  и  готовы  платить  за  товары  по-разному.  Чтобы выделиться  чем-то,  помимо  цен,  продавцы  стремятся  разработать   разные предложения для разных рыночных  сегментов  и  широко  пользуются  практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной  продажи.  В связи  с  наличием  большого  числа  конкурентов,  стратегии  их  маркетинга оказывают  на  каждую  отдельную  фирму  меньше  влияния,  чем  в   условиях монопольного рынка.
     Э. Чемберлин в работе  «Теория монополистической конкуренции. Реориентация  теории  стоимости»   очень   ярко   подчеркивает   особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель  в  какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта,  не значит сказать,  что  отрасль  монополизирована.  Напротив,  внутри  отрасли может иметь место весьма интенсивная  конкуренция,  но,  конечно,  не  такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она  отличается  монополией на  собственную  разновидность  продукта.  …  Монополистическая  конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от  чистой  монополии,  и  от чистой конкуренции».
     Он  обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к  тому, что  вместо  единого  рынка  складывается  сеть  частично  обособленных,  но взаимосвязанных  рынков,  существует  широкое  разнообразие  цен,  издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной  группы.  Дифференциация  не исключает  и  монополии   на   продукт.   Власть   монополии,   однако,   не распространяется на более широкий  класс  товаров,  разновидностью  которого является    монополизированный   продукт.    До  Э.Чемберлина     термин «монополистическая  конкуренция»  употреблялся  в  отношении   олигопольного строения  рынка,  например  у  А. Пигу:  «Монополистическая   конкуренция - конкуренция между  несколькими  продавцами,  каждый  из  которых  производит значительную долю всей выпускаемой продукции».
     Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция)  -  тип  отраслевого рынка, который  характеризуется  наличием  нескольких  очень  крупных  фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих  друг с другом. Состоит из небольшого числа  продавцов,  весьма  чувствительных  к политике ценообразования  и  маркетинговым  стратегиям  друг  друга.  Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при  этом  она  зависит от  конкурентов  и  вынуждена  считаться  с  ними.  Товар   может   быть   и дифференцированным,  и  стандартным.  Товары  могут  быть  схожими   (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили,  персональные  компьютеры).
     Небольшое число продавцов объясняется тем,  что  новым  претендентам  трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и  на действия конкурентов. Если какая-либо  сталелитейная  компания  снизит  свои цены на  10%,  покупатели  быстро  переориентируются  на  этого  поставщика.
     Другим  производителям стали придется реагировать  либо  тоже  снижением  цен, либо предложением  большего  числа  объема  услуг.  Олигополист  никогда  не испытывает  уверенности,  что  может  добиться  какого-либо  долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист  повысит цены, конкуренты могут не последовать его  примеру,  и  тогда  ему  придется либо возвращаться к  прежним  ценам,  либо  рисковать  потерей  клиентуры  в пользу конкурентов.
     Можно  выделить  такую  разновидность  олигополии,  как  олигополия  с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:
     . Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает  или   покупает значительную  долю  совокупного  объема   рынка   и  способен   на стратегическое поведение;
     . Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или  близкий  товар,  но  не способных оказать влияние на рыночную цену;
     . Рыночная цена устанавливается   под  сильным  влиянием  доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;
     . Наличие барьеров входа и выхода.
     Элвин  Долан   и   Дэйвид  Линдсей   в   работе   «Рынок: микроэкономическая модель»  об  олигополии  и  олигополической  взаимосвязи: «Главная трудность в  анализе  олигополии  состоит  в  определении  того,  с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где  существуют  несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и  при  совершенной конкуренции и на монополизированных  рынках,  сталкиваются  с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они  сталкиваются  еще  с одним  ограничением:  действиями  конкурирующих  фирм.  Изменение   прибыли, которое фирма может получить за счет  изменения  цен,  объемов  выпуска  или качественных  характеристик  продукта,  зависит   не   только   от   реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как  на это  отреагируют  другие  фирмы  –  участницы  данного  рынка.   Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется  олигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь может привести  не  только к ожесточенному противоборству, но и к  соглашению.  Последнее  имеет  место тогда, когда фирмы-олигополисты  видят  возможности  совместного  увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения  о  дележе  рынка. Если соглашение  является  открытым  и  оформленным  и  вовлекает  всех  или большую часть производителей на рынке, его результатом является  образование картеля.»
        Существуют следующие определения монополии:
    . тип отраслевого рынка, на котором  существует единственный  продавец товара, не имеющего близких  заменителей.  Монополист  осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет  ему  получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на  рынке  может быть  обеспечено  искусственно:  при  помощи  исключительных  прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;
        . исключительное право производства,  промысла,  торговли  и других видов деятельности,  принадлежащие  одному  лицу,  группе  лиц  или государству;
        . капиталистическое    объединение,    захватившее     практически исключительное право  на  производство  и  реализацию  определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед  мелкими  производителями  - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства  и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д.
        В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует  в  масштабе  одной  отрасли  рыночной деятельности,  абсолютная  монополия  захватывает  всю  сферу  национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом,  то абсолютная монополия находится в руках государства. При чистой монополии на рынке всего  один  продавец.  Это  может  быть государственная  организация   (например,   почтовое   ведомство),   частная регулируемая  монополия  (например,  «Кон-Эдисон»  в   США),   или   частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон»  в период  выхода  на  рынок с нейлоном).  В  каждом  отдельном  случае  ценообразование  складывается  по-разному.  Государственная   монополия   может   с   помощью   политики   цен преследовать достижение самых различных целей.  Она  может  установить  цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение  для  покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может  быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших  доходов.  А может быть  и  так,  что  цена  назначается  очень  высокой  для  всемерного сокращения  потребления.  В  случае   регулируемой   монополии   государство разрешает  компании  устанавливать  расценки,  обеспечивающие  «справедливую норму  прибыли»,   которая   даст   организации   возможность   поддерживать производство, а при необходимости и расширять  его.  И  наоборот,  в  случае нерегулируемой  монополии  фирма  сама  вольна  устанавливать  любую   цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по  ряду  причин,  фирмы  не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и  нежелание  привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким  ценам  – на всю глубину рынка.
     Возьмем лаконичное, но емкое определение  чистой  монополии  из  работы Эдвина Долана и Дэйвида Линдсея «Рынок: микроэкономическая  модель»: «Монополия – ситуация, при  которой  на  рынке   есть  всего  один  продавец какого-либо товара или услуги».
По характеру  и причинам  возникновения  монополии  подразделяются  на
естественные, легальные и искусственные.
      V  Естественная  монополия  -  ею  обладают  собственники  и   организации, владеющие  редкими  и  невоспроизводимыми  ресурсами,  а  также  отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
      V Легальные монополии, образующиеся на законном основании  (патенты  и т. д.)
      V Искусственные монополии.
     Естественные  монополии  охватывают  редкие  товары,  отрасли  и  виды производства.  Эти  объединения   образуются   по   поводу   тех   объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда  относят железные дороги, оборонный комплекс  страны,  некоторые  виды  транспорта  и энергии. Как  отмечал А. Стэнлейк,  «конкуренция  между  предприятиями  данных отраслей приведёт лишь  к  дублированию  затрат  на  дорогостоящее  основное оборудование». Поэтому в этих  отраслях  необходимо  создавать  естественные монополии. Ею обладают  собственники  и  организации,  владеющие  редкими  и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли  инфраструктуры  (общественный транспорт и т.д.).
     Для естественной монополии характерны:
     . положительный  эффект  масштаба  в  долгосрочном  периоде,  объясняющийся технологическими причинами;
     . наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
     . возможно существование и других  фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
     . нерегулируемое прибыльное ценообразование  крупных фирм выше предельных  и средних издержек;
         . убыточное предельное ценообразование.
     Легальные монополии  регулируются  законодательством  и защищены  от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь  патентные  или  авторские права  и  товарные  знаки.  Эти  «атрибуты»  монополий позволяют   защитить создателя  и  производителя  какого-либо  товара  от  недобросовестных  лиц, которые  пытаются  нажить  себе  состояние,  используя чужие   изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.
Если  главной целью легальных монополий  является защита своих прав,  то искусственные монополии создаются только  ради  получения  денежной  выгоды.
Производитель создаёт  монополии,  скупая  и  объединяя  под  своей  властью
другие  объединения, с целью утверждения  своего  господства  на  рынке  ради
получения монополистических выгод.
     Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
     a) Создают барьеры для вхождения  на рынок новых фирм;
     b)   Ограничивают   аутсайдерам   (предприятиям,   которые   не   вошли   в
        монополистическое   объединение)   доступ   к   источникам    сырья    и
        энергоносителям;
     c)  Создают  очень  высокий  (по  сравнению  с  новыми   фирмами)   уровень технологий;
     d) Применяют более крупный капитал;
     e) «Забивают» новые фирмы хорошо  поставленной рекламой.
     Искусственные монополии  образуют  ряд  конкретных  форм  -  картель,
     синдикат, трест и концерн.
     Однако  первой из их организационных форм  были  пулы,  т.е.  временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка  и  установлении  цен. Наибольшее распространение они получили  в  70-80-х  гг.  ХIX  века,  прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как  только  один  из участников  нарушал  негласно  установленные  правила,   снижая   цены   или претендуя на долю рынка другого участника.
     Консорциум  основан  на  временных  соглашениях  между   промышленными компаниями с целью разработки  и  реализации  совместных  крупных  проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны,  кроме  принятых в соглашении обязательств.
     Картель – это объединение  производителей  одной  отрасли,  которые  имеют производственную  и  сбытовую   самостоятельность.   Картельные   соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают  разделение рынков  сбыта.  Иногда  участники  картеля  имеют  ограничения   в   размере производства товаров (квоты), чтобы  иметь  возможность  удерживать  высокие цены.
     Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их  торговой  самостоятельности  с  целью  организации   совместного   сбыта продукции.
     Трест представляет собой объединение  собственности и  управления  ряда предприятий  одной  или  нескольких  отраслей  с   полной   ликвидацией   их самостоятельности. Трест не  только  реализует  продукцию,  но  и  полностью распоряжается  предприятиями,  вошедшими  в  его  состав.   Первым   трестом считается  созданная  в  1882  году  Джоном  Рокфеллером  «Стандарт  ойл компани». Название трест произошло от  английского слова trust-  доверять.
     Тресты  первоначально  возникали в одной отрасли,  но  постепенно   стали выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это  происходило  либо  путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных  продуктов основного производства  для  выпуска  иных  товаров,  относящихся  к  другой отрасли;  либо   с   помощью   вертикального   комбинирования-   объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии  обработки  продукта,  в том числе и входящих в различные отрасли.
     Концерн- это объединение ряда предприятий  различных  отраслей путем установления над ними единого контроля.  Предприятия,  входящие  в  концерн,
нередко располагаются в разных  странах.  Концерном  особого  рода  является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом  предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это  предприятия,  сохраняющие  свою самостоятельность  в  вопросах  производства,  сбыта  и  снабжения,  которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.
     По   характеру   ценовой   политики   можно   выделить    простую    и дискриминационную монополию.
     Иногда, в целях получения дополнительного  дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же  товар  по  разным  ценам  на различных рынках. Это ни в коей мере не  связано с дифференциацией  цен  в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями  в  издержках.
     В зависимости от количества цен, назначаемых  монополистом  за  предлагаемые товары, Р. Барр выделяет простую и дискриминационную  монополии.  В  условиях простой  монополии  монополист  назначает  лишь  одну  цену  для  всех.  При дискриминационной   монополии   монополист    назначает    несколько    цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист  в  течение  одного  периода предлагает покупателям или группам  покупателей  один  и  тот  же  товар  по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:
     a) личная. Она связана с тем, что   люди  имеют  различные  доходы.  Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки  в  зависимости  от  уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели  в других местах зала.
     b) материальная. Она основывается  на  использовании  продаваемых   товаров  и услуг. Это может быть  различный  тариф  для  промышленного  и  домашнего пользования электричеством.
     c) дискриминация по единицам продаваемой  продукции. Суть  её  заключается  в различных  условиях  покупки  товара   оплаты   услуги   потребителем   в зависимости от количества приобретаемого  блага.  Так,  цены  на  товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те  же  товары  при  оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет  возрастать  с  увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.
          d) географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться  в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.
Возможна  ситуация, когда на рынке присутствует только один  покупатель - такой рынок называется монопсонией.  Если  на  рынке  присутствует  только один  продавец  и  только  один  покупатель,   такая   ситуация   называется двусторонней (билатеральной) монополией.
     Монополия, также как и конкуренция, имеет  ряд позитивных и  негативных черт. Чем же “полезна” монополия? Масштабы производства позволяют снижать издержки и в  целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний  отличается  высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение  на  рынке. Монополизация действует  на  повышение  эффективности  производства:  только крупная фирма на  защищенном  рынке  обладает  достаточными  средствами  для успешного проведения исследований и разработок.14 
 

    6 ООО «Лидер»
          6.1 Общая характеристика предприятия ООО «Лидер»
     ООО «Лидер», полное название предприятия  Общество с ограниченной ответственностью «Лидер», является базой занимающейся поставкой пива различных производителей с регионов России.
     По  характеру правовая форма собственности  является частной.
     Ассортиментная  политика фирмы «Лидер» направлена на качественный товар, соответствующий требованиям рынка.
     Основными целями коммерческой деятельности фирмы  «Лидер» является получения прибыли путем реализации слабоалкогольных напитков и формирование базы постоянных клиентов. Как известно из «правила Парето» 20% постоянных покупателей дают 80% прибыли.
     Кроме главных целей коммерческой деятельности фирмы «Лидер» есть еще и сопутствующие. Это — получение наибольших доходов  и (или) расширение деятельности предприятия.
     В структуре торгового ассортимента фирма «Лидер» в 2006 г по поставкам слабоалкогольных напитков заняла 31 %.
     В обществе создается резервный фонд в размере 100 % от его уставного  капитала, который предназначен для  покрытия убытков, а также для  выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Органами управления общества являются: общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров; генеральный директор - исполнительный орган.
     Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
          6.2 Анализ внешней среды предприятия ООО «Лидер»
     Предприятия функционируют в определенных условиях, которые составляют предпринимательскую (или бизнес) среду.
     Внешняя среда - независима от самих предпринимателей, по отношению к предприятию является средой объективной и функционирует независимо от желаний руководителей фирм.
     По  результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, выявление конкурентных преимуществ. Такой оценке предшествует анализ сильных и слабых сторон конкурентов и предприятия.
       SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер, анализ стратегических и тактических возможностей, разработку мероприятий по нейтрализации угроз, минимизации слабых сторон.
     Использование SWOT-анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности рассмотрим в ниже приведенной таблице 20.
     Таблица 1 - SWOT-анализ предприятия ООО «Лидер»
     Возможности      Сильные стороны
 Расширение диапазона возможных товаров   Продукция высокого качества
 Появление новых видов технологий в сфере производства   Оптимальная организационная структура
 Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей   Надежная  сеть распределения
     Постоянное  улучшение производственных технологий
 Угрозы   Слабые  стороны
 Появление конкуренции («Балтика», «Сибирская Корона»)   Ограниченность  финансов
 Сложность планирования и контроля отдельных  статей затрат   Высокая себестоимость продукции
 Появление иностранных конкурентов (Китай) с товарами низкой стоимости (китайское пиво «Голубой Лев»   Слабые  производственные мощности, не позволяющие значительно повысить объем производства
     Рост цен на ГСМ      Проблемы  повышения эффективности сбытовой деятельности
     Таким образом наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятия оказывают более низкие издержки у конкурентов, как следствие отсутствие ценового преимущества перед конкурентами (-200), ужесточение конкурентной борьбы, которое проявляется в активизации и совершенствовании сбытовой политики у конкурентов (-150). Наряду с факторами прямого воздействия  очень сильное воздействие (-200) оказывает изменение экономической  ситуации в стране и регионе, в частности рост цен на ГСМ.
     
     Факторы внешней  среды, влияющие на предприятие  Значимость факторов Влияние факторов  Суммарное воздействие (гр.2*гр.З)
     Ограниченность финансов      5      -40      -200
     Слабые производственные мощности      2      -20      -40
     Ужесточение конкуренции      5      -30      -150
     Ухудшение экономической ситуации      4      -10      -40
     Рост цен на ГСМ      5      -40      -200
     Таблица 2 - Оценка отрицательного влияния внешней среды на предприятие 
 

         Что касается внутренних факторов, оказывающих наибольшее  отрицательное воздействие на деятельность предприятия, то таковыми являются сложность системы планирования на предприятии, как следствие неэффективная сбытовая деятельность.
     Таким образом, общим выводом из проделанного анализа можно считать то, что  главным ограничением в повышении  эффективности деятельности предприятия является отсутствие четкой и отлаженной системы планирования.
     Для стратегической перспективы особенно значимы сильные стороны, так  как они являются краеугольными  камнями стратегии и на них  должно строиться достижение конкурентных преимуществ.
     Оценка  интенсивности воздействия внешней  среды на организацию представлена в таблице 22.
     Таблица 3 - Оценка интенсивности воздействия внешней среды. 

    Факторы
Важность Направление влияния
Степень влияния
Степень важности для компании
     Косвенного воздействия
  политика      0,01      +1      2      +0,02
  экономика      0,23      -1      1      -0,23
  НТП      0,04      +1      2      +0,08
  социальный фактор      0,16      -1      3      -0,48
  Прямого воздействия
  поставщики      0,12      +1      4      +0,48
  конкуренты      0,3      -1      5      -1,5
  потребители      0,5      +1      5      +2,5
 
     Таким образом, наиболее интенсивное воздействие  следует ожидать от потребителей.
     Основным  фактором, который может негативно повлиять на сегмент рынка продаж в перспективе, рост конкуренции, выпускающих аналогичную продукцию. В целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции проводится системный анализ рынка продаж, в том числе ценовой политики, разрабатываются программы по продвижению продукции на рынке. Систематически осуществляется контроль над себестоимостью с целью повышения конкурентоспособности продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     В условиях проведения радикальных изменений  в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям работать более эффективно.
     Новая концепция внутрифирменного управления требует коренного пересмотра традиционных основ построения компаний и их организационной культуры.
     Чтобы промышленное предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его производственной и коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
     В результате изучения финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Лидер» на рынке города Благовещенска, а также анализ финансовой отчетности, произведенный в рамках данной работы показал достаточно высокий потенциал предприятия.
     Конкуренция является необходимым и определяющим  условием  нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои  плюсы и минусы. К положительным чертам  можно  отнести:  гибкое  приспособление  к спросу,  высокое  качество  продукции,  высокую  производительность   труда, минимум издержек, реализацию  принципом  оплаты  по  количеству  и  качеству труда,  возможность  регулировки  со  стороны  государства.   К   негативным последствиям - "победа" одних и  "поражение"  других,  различие  в  условиях деятельности,  что  ведет  к  нечестным  приемам,  чрезмерная   эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. На мой взгляд,  полезно  время  от  времени  проводить  различия  междухарактерными чертами  чисто  конкурентного  рынка  и  особенностями  других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией иолигополией.
     Мы  выяснили, что для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным,  для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны  производителей,  так  и  потребителей. Некоторые  отрасли  особенно  в  сельском  хозяйстве,  удовлетворяют   этим требованиям, но модель конкуренции является полезной  даже  в  том  случае, когда  эти  требования  соблюдаются  только   приблизительно.   Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную  цену  товаров  и услуг.
     На  несовершенно  конкурентных  рынках  в  противоположность  совершенно конкурентным продавцы могут повышать  цену  на  свои  продукты,  ограничивая свой выпуск.  Монополия  представляет  собой  крайний  случай  несовершенной конкуренции,  где  имеется  один   единственный   продавец   и   отсутствует возможность для вхождения других.
     Общество, признавая, что монополия  нарушает  процесс  ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по  другим  причинам,  может объявить  монополию  «общественно  полезным   предприятием»   и   установить контроль над ее ценами. Другими  важными  типами  несовершенно  конкурентных рынков  являются   монополистическая   конкуренция   (множество   продавцов, легкость  вхождения  и  дифференциация   продукции)   и   олигополия   (мало продавцов,  возможна  дифференциация  продукции  и  существуют  барьеры  для вхождения).  При   несовершенно   конкуренции   фирма   обладает   известным контролем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.