На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рыночная концентрация

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Рыночная  концентрация
       
   Вопрос  о взаимосвязи концентрации продавцов  на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках теории отраслевой организации. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).
   Согласно  парадигме «структура- поведение-результат», монопольная власть находится в прямой зависимости от концентрации. Однако связь эта не прямолинейна. Существует множество других факторов – нестратегических факторов рыночной структуры, поскольку они не зависят от сознательных действий фирм, - которые, наряду с концентрацией, определяют поведение и монопольную власть фирм, действующих на рынке. 
       Показатели  концентрации продавцов  на рынке
   Концентрация  продавцов отражает относительную  величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
   Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
   Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования  показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два существенных вопроса:
    каковы границы рынка, который мы анализируем;
    что служит показателем «размера» фирмы на анализируемом 
    нами рынке.

   Определение рынка
   Рынок - базовое понятие микроэкономического  анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы- рынка непросто. Рынком товара X является совокупность продавцов и покупателей товара X. Говоря о «товаре X», мы можем иметь в виду, как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.
   Определение рынка связано с целью исследования. Например, если добыча угля рассматривается в качестве исследования эффективности политики в области энергетики, тогда следует определить весь рынок электроэнергии - то есть рассматривать одновременно добычу угля, газа, нефти и производство атомной энергии. Если уголь интересует с точки зрения долгосрочных контрактов и вертикальной интеграции, то следует рассматривать региональных производителей угля. Если же анализируются слияния двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольная промышленность должна трактоваться в наиболее узком смысле.
   Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
   Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит:
   Во-первых, от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке,
     Во-вторых, от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов,
   Один  из непростых вопросов - вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка неприемлемо товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Когда мы говорим об отраслевом рынке, мы подразумеваем именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов.
         Определение показателя размера фирмы
   Показатели  концентрации основаны на сопоставлении  размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
    доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
    доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
    доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, 
    действующих на рассматриваемом рынке;

    доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
   Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры «размера» фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.
   Показатели  концентрации. Индекс концентрации
   Измеряется  как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
   Ck =   ?Yj,    i = 1,2 …k
       где Yj - размер фирмы (например, рыночная доля);
       k  - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
   Индекс  концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.
   Однако  информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.  

   Таблица 2.1
       Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках A и В 

       Отраслевой рынок А
       Отраслевой  рынок В
   Фирмы (по убыванию долей)    Рыночные доли    Индекс  концентрации при данном k    Фирмы (по убыванию долей)    Рыночные доли    Индекс  концентрации при данном k
   1    0,3    0,3    1    0,22    0,22
   2    0,2    0,5    2    0,2    0,42
   3    0,15    0,65    3    0,18    0,6
   4    0,1    0,75    4    0,15    0,75
   5    0,1    0,85    5    0,15    0,9
   6    0,075    0,925    6    0,1    1,0
   7    0,075    1,0               
   В табл. 2.1 приводится пример, когда сравнительный  анализ концентрации продавцов на отраслевых рынках А и В приведет к разным результатам в зависимости от выбора числа фирм, для которых измеряется индекс концентрации. Если рассматривать индекс концентрации трех, то более высокий уровень концентрации мы обнаружим на отраслевом рынке А; анализ индекса концентрации четырех покажет одинаковую концентрацию на отраслевых рынках А и В; судя по индексу концентрации пяти, более концентрированным окажется рынок В.
       Индекс  Херфиндаля-Хиршмана
   Определяется  как сумма квадратов долей  всех фирм, действующих на рынке:
   HHI = ?Yi2,        i = 1, 2, …, n.  

   Индекс  Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
   С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. В табл. 2.2 показано, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополию, с другой стороны.
   Таблица 2.2
       Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа  фирм в рамках олигополии 

   Рыночная  доля крупнейшей фирмы    Значение  индекса Херфиндаля-Хиршмана    Число фирм-олигополистав (рынок разделен на равные доли)    Значение  индекса Херфиндаля-Хиршмана
   0,01    свыше 0,001          
   0,1    свыше 0,01          
   0,2    свыше 0,04    10    0,1000
   0,3    свыше 0,09    8    0,1250
   0,4    свыше 0,16    6    0,1667
   0,5    свыше 0,25    5    0,2000
   0,6    свыше 0,36    4    0,2500
   0,7    свыше 0,49    3    0,33.33
   0,8    свыше 0,64    2    0,5000
   0,9    свыше 0,81          
   1,0    1,0          
   Рост  доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост вполне адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
   Значение  индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что: 

       HHI = n?2 +   1/n,
                                 
       где ?2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный 
     

   Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
   Показатели  концентрации и внешняя  торговля. Концентрация на внутреннем рынке алюминия
   В условиях открытой экономики и либерализации  внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли и монопольную власть отечественных производителей на рынке. Напротив, наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень их конкуренции на внутреннем рынке, создает возможности эффективной ценовой дискриминации и приводит к повышению цен - а следовательно, и монопольной власти -на внутреннем рынке.
   На  рынках со значительным импортом/экспортом  показатели концентрации, вычисленные без учета иностранной конкуренции на основе долей отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке, могут не отражать реальную картину - могут переоценивать либо недооценивать наличие и уровень концентрации и рыночной власти. Поэтому все показатели концентрации для таких рынков надо корректировать на величины импорта и экспорта. При определении показателей концентрации на внутреннем рынке необходимо учитывать не только собственно внешнеторговые операции фирм, но и передачу ими готовой продукции по соглашениям типа толлинга. Толлинг - долгосрочный контракт, предусматривающий, что право собственности на произведенный алюминий принадлежит поставщикам сырья (глинозема). Произведенный алюминий вывозится за рубеж, однако в отличие от собственно экспорта, продается не предприятиями-производителями, а их партнерами-поставщиками сырья.
   В табл. 2.3 приведен расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана на рынке алюминия на основе данных о долях производства и с учетом толлинговых операций. Значение индекса, рассчитанное на основе данных о производстве, составило 0,1785, а с учетом толлинговых операций - 0,1565. Видно, что толлинговые операции снижают концентрацию, и возможно, монопольную власть российских производителей алюминия на внутреннем рынке. В действительности концентрация на внутреннем рынке алюминия еще ниже, поскольку помимо толлинговых контрактов российские предприятия активно осуществляют экспорт товара.
   Показатели концентрации на российском рынке алюминия    Таблица 2.3 с учетом и без учета толлинга
   Предприятие (алюминиевый завод)    Объем производства, 1995, тыс.тонн    Толлинговая квота, 1995, тыс.тонн    Объем продаж на внутр. рынке, тыс.тонн    Доли  отечеств, производства    Доли  продаж на внутр. рынке
   Братский    756    431    325    0,27    0,23297491
   Красноярский    739    408    331    0,26392857    0,23727598
   Новокузнецкий    265    114    151    0,09464285    0,10824372
   Иркутский    206    136    70    0,07357142    0,050179211
   Волгоградский    141    70    71    0,05035714    0,05089605
   ВСЕГО    2107    1159    948    0,75249998    0,679569871
   ИНДЕКС Херфиндаля-Хиршмана    1,505    1,359139742     
 
   Количество  фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимально эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична):
       
   Если  в отрасли окажется число фирм, большее п , по крайней мере часть из них будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.
   Положительная отдача от масштаба служит барьером входа  в отрасль, однако знания о наличии положительной отдачи от масштаба недостаточно для того, чтобы делать вывод о высоте барьеров входа в отрасль. Необходима дополнительная информация - о разнице между уровнем средних издержек крупных и мелких фирм в отрасли. Чем выше эта разница, тем существеннее барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба.
   Дополнительной  информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий (входящих в первый дециль выборки, ранжированной по убыванию объема выпуска) к соответствующему показателю для мелких предприятий (принадлежащих к последнему децилю выборки) отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1,25.
   Вертикальная  интеграция
   Вертикальная  интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта). Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
   Вертикальная  интеграция предоставляет фирме  большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта. Преимущество вертикально интегрированной фирмы может быть объяснено не только в рамках технологического подхода - снижением затрат благодаря объединению производства последовательных стадий продукта, но и в рамках контрактного подхода - как было указано в первой главе, вертикальная интеграция служит методом снижения транзакционных издержек.
   Вертикальная  интеграция создает барьеры входа  не только благодаря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской сетью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок. Если же потенциальный конкурент для успешного входа на рынок сам должен проводить политику вертикальной интеграции, он сталкивается с проблемой привлечения финансовых ресурсов.  

   Анализ  металлургической отрасли  Челябинской области
     Оборот металлургического комплекса Челябинской области в 2005 году составил 275 млрд. рублей - это 36% от общего оборота организаций Челябинской области. Второе место занимает оптовая и розничная торговля, ремонт техники - это 210 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по Челябинской области в целом составил 104%, металлургического комплекса -102,9%. Производство стали в Челябинской области в 2005 году составило 17,47 млн. тонн - это 27% от общероссийского и 1,6% от мирового производства. Инвестиции в основной капитал предприятий области выросли на 8,6% и вставили около 72,6 млрд. рублей, в том - числе в металлургический комплекс - 23 млрд. рублей. Среднемесячная зарплата по области составила 7612 рублей при численности работающих 1057тысяч человек, в металлургическом комплексе -10 957 рублей и 114,8 тысяч человек соответственно. Таковы итоги работы металлургической отрасли (являющейся базовой как для нашей области, так и для страны), подведенные за прошлый год. Но насколько хорошо отработали металлурги отчетный период, какие задачи выполнили, а какие нет? Что ждет отрасль в будущем  и насколько она готова к этим изменениям?
     Глобализация и регионализация рыночных процессов оказывают значительное влияние на результаты функционирования металлургической отрасли России. Отечественная металлургия давно перестала развиваться по своим внутренним законам и сегодня является частью мирового рынка металлов. В этой связи показательны результаты работы меткомбинатов в 2005 году: на ММК весной-летом возник дефицит железорудного сырья вследствие монополизации этого рынка, а соответственно, и роста цен. Проблема снабжения ЖРС была разрешена при участии правительств Российской Федерации и Челябинской области, но некоторый темп роста был все-таки потерян. На Челябинском металлургическом комбинате из-за снижения цен на металл на мировом рынке не были увеличены заявленные в начале года объемы производства, в результате были снижены выручка и прибыль. Такие же тенденции наблюдались в «Сверстали» и «Евразхолдинге» ~ недополучена прибыль, снижена рентабельность, не возрос объем производства.
   В результате устойчивой тенденции снижения мировых цен на металл, повышения цен на ресурсы, усиления влияния на международный рынок металлургического комплекса Китая (в 2005 году в КНР произведено 335 млн. тонн стали, или 126% к 200-году), превратившегося в чистого импортера (13 млн. тонн стали ввезено в 2004-м), в экспортера (в 2005-м вывезено 7 млн. тонн и прогнозируется вывезти 10 млн. тонн в 2006-м), рост производства товарной продукции металлургического комплекса в нашей стране, по некоторым расчетам, в 2006 году составит 1,1%. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ до 2008 года, подготовленному Минэкономразвития России, в 2008 году производстве стального проката составит 57,5 млн. тон (7,1% к 2004 году), стальных труб - 7,1 млн. тонн (+17,7%). Внутреннее потребление готового проката в 2008-м составит 29,7 млн. тонн. В цветной металлургии планируется увеличение внутреннего потребления алюминия на 28%, меди - на 16%. Рост будет обусловлен увеличением спроса в машиностроении. В настоящее время «цветные металлурги» производят модернизацию и реконструкцию основных фондов в связи с их полной загрузкой, поэтому в 2006-2007 годах прирост будет незначительным.
   Обеспечение стабильного роста металлургического комплекса страны необходимо увязывать с внутренним потреблением готовой продукции. Рост внутреннего потребления проката черных металлов в 2000-2004 годах составил 26,4% и достиг 28 млн. тонн. Производство в 2005-м увеличилось на 15% и составило 54 млн. тонн. При этом потребление проката на душу населения в нашей стране остается по-прежнему низким -191 кг (в США - 427, ФРГ - 469, Японии - 567). Основным рынком сбыта остается по-прежнему внешний (в 2000-2004 -одах экспортировалось 26-29 млн. тонн) при одновременном импорте проката 11% от внутреннего потребления. Анализ спроса на отечественную металлопродукцию позволяет говорить, что рост, безусловно, будет по следующим причинам:
   вследствие  необходимости технического перевооружения изношенных основных фондов отраслей экономики;
   обновления  железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования;
   расширения производства автомобилей;
   освоения новых месторождения нефти и газа, строительства трубопроводов;
     роста спроса со стороны ОПК, жилищного строительства.
   Важным  условием развития металлурги является возрастание требований к качеству готовой продукции со стороны металлопотребляющих отраслей.
   Энергетика  и инфраструктура оказывают особое влияние на формирование конкурентных преимуществ металлургического комплекса - создание в отрасли собственных энергетических и транспортных структур является средством противодействия естественным монополиям. Кроме того, климатические условия и территориальная протяженность вызывают потребность в развитии отечественных металлоемких отраслей - энергетики, транспорта, строительства. Здесь инвесторами могут выступить сами металлурги.
   Вообще, сталь остается основным конструкционным материалом, ее подушевое потребление в индустриально развитых странах не снижается, в ряде стран наблюдается рост. Рынок стали подвержен циклическим колебаниям, сталелитейная промышленность характеризуется наличием избыточных мощностей, но устойчивого превышения производства над потреблением не наблюдается. В отрасли ведущие позиции экспортеров продукции высоких переделов занимают индустриально развитые страны (ЕС, США, Япония). Их повышенное внимание к металлургии - это обеспечение конкурентоспособности металлопотребляющих отраслей и, соответственно, национальных экономик. Государственная промышленная политика этих стран является двоякой  - контрагентам рекомендуют либерализацию экономик, сами при этом используют более гибкий подход в зависимости от ситуации. Прагматика заключается в стремлении сконцентрировать у себя переделы с высокой добавленной стоимостью с целью сохранения технологического разрыва по отношению к развивающимся странам (России, Бразилии, Мексике), а значит, сохранения влияния на формирование рыночной конъюнктуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.