На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Языческий философ Сократ и его учение о нравственности. Философия и искусство. Основные функции искусства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство лесного  хозяйства
Российской  Федерации
Рослесхоз
ГОУ СПО « Великолукский  лесхоз-техникум» 

Реферат по предмету:  Основы Философии
На  тему: « Языческий  философ Сократ и  его учение
о нравственности.
Философия и искусство. Основные функции искусства. 
 
 

                                                                                                                                   Выполнила:
                                                                                                                                   Студентка lV курса
                                                                                                                                  41 лх группы
                                                                                                                                   заочного отделения
                                                                                                                                  шифр 341
                                                                                                                                  Воробьева
                                                                                                                                   Екатерина
                                                                                                                                   Станиславна
                                                                                                                                   Проверила:
                                                                                                                                   Мартынова
                                                                                                                                   Елена
                                                                                                                                   Вячеславовна
Г. Великие Луки
2011 г.
    Языческий философ Сократ и его учение о нравственности.
 
                                                Введение 

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у  истоков рационалистических и
просветительских  традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике, политических и
правовых  учений. Влияние, оказанное  им на прогресс человеческого  познания,
ощущается до наших дней. Его  имя стало нарицательным. Он навсегда вошел  в
духовную  культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и
политические  коллизии в его  судьбе, популярный стиль философствования,
воинская  доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя
притягательным  ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще
при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с
половиной тысячелетий дошла  до наших дней. Сократом интересовались и
увлекались  во все времена. От века к веку аудитория  его собеседников
изменялась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, многолюднее, чем когда
бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и
смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права  и долга, свободы  и
ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и
авторитетный  пример того, как  можно ориентироваться  в чаще этих вечно
актуальных  вопросов. Обращение  к Сократу во все  времена было попыткой понять
себя  и свое время. И  мы, при всем своеобразии  нашей эпохи и  новизне задач, не
исключение.
    
Биография 

Сократ—первый афинский (по рождению) философ. У греков времен Сократа не было
принято писать биографии. Они  ставили на первый план общественную
деятельность  человека как гражданина полиса и уделяли  мало внимания его
личной  жизни (кроме, разумеется, особых случаев); полноценным  гражданином они
считали того, кто активно  участвовал в общественной жизни и заботился  о благе
полиса  как единого целого. Возможно, нам было бы значительно меньше известно
о жизни и личности Сократа, если бы не превратности его  судьбы, если бы его
деятельность  не стала предметом  судебного разбирательства, в результате
которого ему был вынесен смертный приговор. Само же судебное преследование и
осуждение Сократа приобрели  характер принципиального  общественно-
политического вопроса, вокруг которого вскоре  после  его смерти разгорелась
острая  идейная борьба между  теми, кто считал преследование философа
правомерным, и теми, кто был  с этим в корне  не согласен. К числу последних,
как мы уже знаем, относились ученики и друзья Сократа - философ  Платон и
историк Ксенофонт.
Сократ  родился в знаменитые Фаргелии - в месяце  Фаргелион (май - июнь по
современному  календарю),  в  год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й
Олимпиады (469 г. до н.э.) Он был родом из дема (территориального округа)
Алопеки, входящего в состав Афин и расположенного на расстоянии получасовой
ходьбы  от города.
По  роду своей деятельности отец Сократа Софрониск был то ли
квалифицированным каменотесом, специализировавшимся на обработке
мрамора для скульптурных работ, то ли  ничем  не выделявшимся скульптором.
Во  всяком случае, имея в виду отношение  своего отца к художественной
деятельности, Сократ в шутку  говорил, что его  род восходит к  Дедалу - предку
всех  скульпторов. Мать Сократа  Фенарета была повивальной бабкой.
Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. Предание гласило, что
именно  в этом месяце на Крите, в местечке Делос бог богиня  Лето родила под
пальмой близнецов - Аполлона и Артемиду. По афинской культовой  традиции в
Фаргелии город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день
считалось событием символическим  и знаменательным, и  новорожденный,
естественно,  подпадал под покровительство  высокочтимого в Афинах
светозарного  Аполлона,  бога муз, искусство и гармонии.
И жизнь Сократа, по тогдашним представлениям, не только началась, но и прошла
под определившим его  судьбу «знаком Аполлона». Надпись на Дельфийском  храме
Аполлона - «Познай самого себя» - предопределила тот  глубокий и стойкий
интерес к философии, занятие  которой Сократ расценивал как служение
дельфийскому  богу. Оракул Аполлона в Дельфах признал  Сократа мудрейшим  из
греков. С именем Аполлона была связана  также  и отсрочка казни  Сократа  на
целый месяц.
Начало  и конец жизни  пришлись  на культово-праздничные, «чистые» дни
Аполлона. Да и вся жизнь  Сократа - в промежутке между этими первыми  и
последними  днями, - по собственным  его представлениям, была посвящена
нравственному «очищению» Афин путем  служения Аполлону на «поприще Муз»,
поскольку философия была для  него высочайшим из искусств.
В дошедших до нас сведениях  о Сократе правда  в ряде случаев дополнена
вымыслом. Они порой носят  анекдотический, полулегендарный  характер.
Мало  достоверных сведений о детстве  и  вообще первой половине жизни Сократа,
когда он еще не приобрел широкую популярность среди  афинян. Но кое-что все
же известно.
Сократ  был в семье  вторым ребенком. До своего брака с  Софрониском Фенарета
уже была замужем и  родила сына Патрокла, старшего брата Сократа. Одна из
биографических  легенд сообщает, что  Софрониск, по принятому тогда
обыкновению, в связи с рождением  Сократа обратился  к оракулу с  вопросом о
характере обращения с сыном и воспитания его. Смысл божественного наставления
был примерно таким: «Пусть сын делает то, что  ему заблагорассудится; отец не
должен  его к чему-то  вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует
молиться  Зевсу и Музам  о благом исходе дела, предоставив сына свободному
проявлению  своих склонностей  и влечений. В иных заботах его сын  не нуждается,
так как он  уже  имеет внутри себя на  всю жизнь  руководителя, который  лучше
тысячи  учителей и воспитателей». Под  внутренним руководителем  при этом
имелся  в виду даймоний (демон) Сократа - его гений, внутренний оракул, голос,
предостерегавший против дурных поступков.
Как и остальные афинские дети, Сократ получил  общедоступное начальное
образование, которое было нацелено на физическое  и духовное формирование
члена полиса (города-государства), его будущего  полноправного и  преданного
гражданина. Дети в Афинах получали так называемое  «мусическое и гимнастическое воспитание». Под «мусическим» воспитанием подразумевалось не только общее музыкальное образование (умение играть на флейте и кифаре, пение и пляска),но и литературно-словесное - изучение языка (письмо и чтение), заучивание наизусть и комментирование текстов эпических, лирических и трагических поэтов (Гомера,Гесиода, Пиндара и др.). В программу начального образования входило также обучение счету (арифметика и начала геометрии). Особое место  в греческой школе, которую дети начинали посещать с семи лет, занимала гимнастика.
Гимнастика (бег, метание диска  и дротика, борьба и т.п.) была предметом
серьезных занятий с 12-13 -летнего  возраста, что диктовалось  государственной
необходимостью: гражданин полиса обязан был в любой  момент выступить  в поход и с оружием в руках защищать отечество. Вместе с тем внимание к физической
культуре  объяснялось также  заботой государства  о воспитании гармонически
(духовно  и телесно) развитого  гражданина полиса. Сократ был сведущ в науках(в
частности, в математике, астрономии и метеорологии). Науками о природе  философ особенно увлекался в молодые годы, но молва создала после его смерти множество небылиц по этому поводу. К их числу следует отнести и предание о
«невежественности»  Сократа, легенду  о том, что он, не имея  никакого
систематического  образования, самоучкой  приобрел лишь самые  элементарные
знания.
Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении  его, как и других его
сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении  гражданскими
правами и официальном  признании гражданином Афинского государства.
Молодые годы Сократа совпали  с блестящим расцветом  афинской демократии и афинского искусства, с веком создания Парфенона, с веком Перикла, Фидия, Аспазии (жены Перикла), и поэтому Сократ как бы затерялся в этой блестящей эпохе.
Это было время, когда  начинал свою блестящую  политическую карьеру  Перикл. В
соответствии с законом, предложенным им и принятым народным собранием
(451\450 г. до н.э.), гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя
- афинские граждане. Процедура подтверждения  этого факта и  признания прав
гражданства была довольно скрупулезной. Члены соответствующего дема
(территориального  округа) должны были  под присягой удостоверить  достижение
претендентом  положенного законом 18-летнего  возраста, а также  то, что он -
лицо  свободное и законнорожденное. Пятеро обвинителей, избранных демотами
(членами  дема), могли оспорить притязания претендента, и тогда последний
должен  был обратиться с  апелляцией в суд. В случае если и  суд отказывал  ему в
претензиях на гражданство, государство было вправе продать его в рабство. При
отсутствии обвинений или при положительном решении дела судом в пользу
претендента он вносился в списки  демотов, после чего подвергался докимасии -
специальной проверке Советом  пятисот.
Статус  полноправного гражданина  Афин предоставлял много  значительных
(политических,  правовых,  материальных, морально-религиозных  и т.п.)  льгот
его обладателю и выгодно  отличал последнего от всех других лиц, по тем или
иным  основаниям проживавших в афинском полисе.
Успешно пройдя необходимую  процедуру, молодой  Сократ,  подобно  другим своим
сверстникам, принес, обязательную в Афинах, гражданскую  присягу, верной
которой он оставался  в  течение всей своей  жизни, вплоть до ее трагического
финала.
Лица  от 18 до 20 лет назывались эфебами. В течение  этих двух лет  они  должны
были  заниматься  военным  делом - военно-физической подготовкой, охраной
границ  государства, дежурством на сторожевых постах и т.п. Государство
обеспечивало  эфебов оружием и  одеждой. На ежедневное их содержание
выделялось  по 4 обола. В народном собрании (экклесии) афинские граждане
начинали  участвовать с 20 лет. Занятие государственных  должностей требовало,
как правило, достижения 30-летнего  возраста.
О первых занятиях Сократа, после того как  он перешагнул возраст  эфебов и
достиг  двадцатилетия, существует  несколько версий. Вероятнее всего, он
занялся делами отцовской  профессии, и какое-то время тоже обрабатывал  камни.
Помимо  значительных физических усилий, этот труд - нечто  среднее между
ремеслом  и искусством - требовал большого мастерства и тонкого уменья.
Резцу молодого Сократа  древние  приписывают  скульптуру из трех одетых Харит,
которая некоторое время выставлялась у Афинского акрополя. Интерес молодого
Сократа к профессии скульптора, его авторство  в отношении трех Харит, как,
впрочем, и многие другие сведения о нем,  покоятся на довольно зыбкой почве
легенд, версий и догадок. Однако, сам образ  Харит - богинь дружбы и юности -
внутренне близок натуре предполагаемого молодого, общительного и
жизнерадостного автора. Примечательны  в этой связи обычные  в устах Сократа
клятвы  именем Харит,  надежно  засвидетельствованные  некоторыми источниками.
Мотив сократовского авторства отдаленно звучит и в сообщении Диогена
Лаэртского о том, что в Академии Платона при его преемнике Спевсиппе
выставлялась  скульптура Харит.
Иную  версию жизни молодого Сокрта давал критически к нему настроенный
перипатетик Аристоксен. По его сообщению, Сократ в молодые годы вел довольно
беспорядочный образ жизни. Затем  он был простым  каменотесом. Но как-то он
приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного молодого человека от
тяжелых занятий, после чего Сократ в течение  ряда лет был учеником и любимцем
Архелая.
Другие  источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил  Критон,
его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дема.  Влюбленный в душевные
качества  Сократа, и обладая, достаточным богатством Критон предоставил своему
другу возможность совершенствоваться  в философии. Эта  версия в известной
мере  питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в
зрелые  годы был преданным  другом, слушателем и последователем Сократа,
готовым помочь ему в жизненных невзгодах. Кстати, именно он, как сообщает
Платон, задумал побег  Сократа из тюрьмы.
Как бы то ни было, занятия  отцовской профессией - в качестве  ли каменотеса
или начинающего скульптора - определенно не стали  делом жизни Сократа.
Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенереты -
«очень  почтенной и строго повитухи», по характеристике ее знаменитого сына.
Ведь  именно по аналогии с родовспомогательным  искусством своей  матери Сократ
именовал  свой философский  прием содействия рождению истины в  ходе беседы
майевтикой. Для человека, родившегося в день Аполлона и Артемиды, философская
майевтика как умение и призвание приобретали характер божественного дара:
все повивальное искусство, согласно мифу, находилось под верховным  ведением
Артемиды. По всему видно, что Сократ не зря родился в Фаргелии.  

    
Истина, мудрость, нравственность. 
 

Истина  и нравственность для Сократа - понятия  совпадающие. “Между
мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека
вместе  и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит  прекрасное и хорошее, руководствуется  этим в своих поступках  и, наоборот, зная, в  чем состоит нравственно  безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".
     Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и
прекрасно, вместе с тем и  полезно человеку, способствует его  блаженству,
жизненному  счастью.
     Добродетель, т. е. познание того, что есть благо могут достичь лишь
“благородные  люди”. “Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того,
чтобы знать самих себя... Ведь они знают  лишь то, что надлежит телу и служит
ему... А потому, если познание самого себя есть закон  разума, никто из этих
людей не может быть разумным от знания своего призвания”. Как жестко Сократ
отделят один класс от другого таков характер его религиозно – этического
учения. Добродетель, так  же как и знания, согласно его учению, является
привилегией благородных (“неработающих”). Он обожал аристократию, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение.
Он  сам говорит о  себе, что заботится, чтобы подготовить  как можно больше лиц,
способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое
воспитание  афинского гражданина велось им в таком  направлении, чтобы
подготовить восстановления политического  господства аристократии, вернуться к
"заветам  отцов".
     Основными добродетелями Сократ считает:
     1.сдержанность - как укрощать страсти
     2.мужество - как преодолеть опасность
     3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает  путем познания и  самопознания.
Сократ  ведет беседы о  храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
    
           
 
 
 
 

    Философия и искусство. Основные функции искусства.
 
    Философия-искусство. 

Философии как виду знания присущи  также черты, характерные  еще для одного вида познавательной деятельности — для  художественного  освоения действительности, т.е. для искусства.
Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности? 
Прежде  всего, личностный характер познания, настолько  глубокий, что личностно-эмоциональный  компонент входит составным элементом  в «объект отражения». Если в естественных науках такой компонент вообще элиминируется, а в идеологии и гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника как субъекта мыслительной деятельности (Мх) объектом (Омх) будет не вне его находящееся вещественно-субстратное образование или психика, движения души другого человека (Ов — объект, находящийся вне, или за границей Лх — личности художника), но и его эмоциональное отношение к этим явлениям, его чувства и переживания, связанные с ними (Эх — эмоции художника). Эмоции, конечно, в самом художнике (Лх), но они становятся объектом (как обычные восприятия и чувственные представления), когда на них направляется активность мышления этого художника. Именно такой объект (Ов +* Эх) осваивается мышлением (Мх), затем художник посредством творческой деятельности формирует художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного воздействия на психику последнего. Схематично такой процесс можно представить следующим образом:
Если  в таком объекте  абсолютизировать Ов и недооценить Эх, то получится фактографизм («реализм»), лишенный эстетическо-эмоци-онального начала; если же, наоборот, свести на-нет роль Ов (даже в форме пускового фактора) и абсолютизировать значение эмоций, переживаний художника, то можно придти к сугубо индивидуалистическому абстракционизму.
Природа искусства отражательно-выражательная.
Имеются и другие особенности  искусства, если сравнивать его, допустим, с наукой. Искусство — образное освоение действительности, здесь превалирует  индивидуальное, единичное; естествознание —  понятийная форма  отражения, в нем  преобладают обобщения  разных уровней генерализации  знания, в том числе  в виде законов. Искусство  тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в  конкретных, живых  образах.
Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.