На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ПЛАН.
      ВВЕДЕНИЕ.
      ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
        Сущность, содержание и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
        Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь.
        Инвестиции в свободные экономические зоны.
        Инвестиции в основной капитал.
        Инвестиционные риски.
    ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ  БАНКАМИ.
    2.1. Инвестиционный  рынок: понятие и структура.  Инвестиционная деятельность коммерческих банков.
    2.2. Источники  финансирования инвестиционной  деятельности.
    2.3. Банковское  кредитование инвестиционной деятельности.
    2.4. Инвестиции  в ценные бумаги.
    ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
    3.1. Состояние  и проблемы развития инвестиционной  сферы.
    3.2. Проблемы  инвестиционного кредитования предприятий.
    3.3. Влияние  иностранных инвестиций на экономику  Беларуси.
    3.4. Пути улучшения  инвестиционной деятельности. Инвестиционная  политика в Республике Беларусь.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
     
     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        РАЗДЕЛ I. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      1.1. Понятие, сущность инвестиций и инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
      Развитие  общества требует постоянного роста  производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Их роль особенно велика в условиях, когда государство становится на путь структурной перестройки экономики.
      Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
      Инвестициями  являются имущество, принадлежащее  инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижения иного значимого результата. К имуществу относятся его денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности.
      Инвестиции  можно классифицировать в зависимости  от их экономического содержания, срока  вложения, собственника вкладываемых ценностей, форм инвестирования.
      По  экономическому содержанию инвестиции разделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.
      Реальные  инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм. Их можно сгруппировать по целям инвестиционного проекта, среди которых:
      Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг — это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.
      Интеллектуальные  инвестиции осуществляются в виде:
      приобретения исключительных прав использования: покупка патентов, лицензий на приобретение, промышленных образцов, товарных знаков и пр.;
      приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов — ученых и практиков — по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);
      приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписей;                                                                                                                                   
      вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и пр.
      В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации — в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).
      Инвестиции  бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые (завуалированные, появляющиеся в результате налоговой политики).
      Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции — это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.
      Вложение  инвестиций юридическими, физическими  лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестиционной деятельностью. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
      Объектами инвестиционной деятельности выступают:
      недвижимое имущество,  в том числе предприятие как имущественный комплекс;
      ценные бумаги;
      интеллектуальная собственность.
      Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена.                                                                                      Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных. К последним относятся:
      иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
      международные организации;
      иностранные юридические лица;
      иностранные граждане;
      физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
      Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние  источники. К внутренним источникам относятся:
      государственные средства — бюджетные инвестиционные ассигнования, средства внебюджетных фондов;
      собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;
      привлеченные ресурсы — средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;
      заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.
      Внешние источники могут выступать как  прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы. Вклады иностранных инвесторов вносятся в рублях или иностранной валюте в установленном законодательством порядке.                                                                                                                          Инвестиционная деятельность - это действия юридических, физических лиц и государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для достижения значимого результата - получения прибыли, дохода, решения социальной проблемы и т.д. Эти действия могут совершаться как каждым инвестором в отдельности, так и вместе с другими.
      Среди субъектов инвестиционной деятельности различают непосредственно инвесторов и субинвесторов.
      Инвесторы — юридические, физические лица, а  также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство, а также его административно-территориальные единицы, выполняют функции инвестора через уполномоченные ими лица. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять обязанности любого другого участника инвестиционной деятельности.
      Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.
      Инвесторы имеют права и обязанности, несут  ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц.
      После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Инвестор может передавать право пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору.
      Субъекты  инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством.                                                                                                                             Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.
      Свободный выбор метода инвестирования — характерная  черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта (естественно стремление к сокращению расходов, не ведущих к его прибыльности). Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды — это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще — убыточные. Поэтому вторжение государства в инвестиционную сферу — это нормальная мировая практика, направленная на гармонизацию инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.
      Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях:
      решения общенациональных проблем;
      решения социальных проблем отдельного региона;
      изменения экономической стратегии государства;
      если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.
      Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.
      Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.
      Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д.
      Экономическими  методами регулирования инвестиционной деятельности государство добивается не менее важных изменений в состоянии инвестиционной сферы. Особенно существенной в этом методе представляется система налогов с дифференцированием субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот.
      Выделяя целевые источники в форме  бюджетных ассигнований для особо важных строек и социально значимых объектов, создавая централизованные фонды, государство также оказывает непосредственное влияние на инвестиционный процесс.
      Немаловажную  роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.
      Правильная  валютная политика также оказывает  воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.
      Амортизационная политика, в том числе метод  ускоренной амортизации, позволяет  обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, — влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
      В системе мер, оказывающих влияние  на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.
      Всякое  государство, заинтересованное в активизации  инвестиционной деятельности, обязано не только регулировать ее, но и гарантировать ее участникам защиту их прав. В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь инвесторам гарантируется право самостоятельно определять и осуществлять действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Государство гарантирует инвестору право распоряжаться по собственному усмотрению прибылью и доходами от инвестиционной деятельности. Единственное условие, выдвигаемое при этом, - предварительная уплата налогов, проведение других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.[ ]
      Инвестор  имеет право осуществления реинвестирования, то есть вложения полученной прибыли  в другие объекты инвестиционной деятельности.
      Иностранным инвесторам гарантируется право на беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли и доходов, полученных на ее территории, а также выручки, полученной от реализации инвестиционного имущества после прекращения инвестиционной деятельности.
      1.2. Сущность капитальных вложений, их структура.
      Под капитальными вложениями следует понимать часть совокупного общественного  продукта и национального дохода республики, а также иностранные инвестиции, направляемые на создание и обновление основных фондов  на прирост оборотных средств. Капитальные вложения в основные фонды представляют собой совокупность затрат на создание новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения.
      Капитальные вложения и основные фонды – это неравнозначные понятия ни по своему экономическому содержанию, ни по стоимостному выражению. Качественное различие между ними состоит в том, что капитальные вложения – это потенциальные основные фонды, а основные фонды – уже освоенная часть капитальных вложений. Вещественным содержанием основных фондов выступают: здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот и др.
      Капитальные вложения являются более широким  понятием, чем капитальное строительство. В процессе капитального строительства осуществляется лишь часть капитальных вложений, равная стоимости строительно-монтажных работ по данному объекту. Значительная часть капитальных вложений осуществляется минуя стадию строительства. К капитальным вложениям относятся также затраты на проектно-изыскательские работы, научные исследования, на мероприятия по вводу сооружаемых объектов в эксплуатацию, улучшение экологической обстановке и др.
      Для более эффективного использования  капитальных вложений и ускорения ввода в действие производственных мощностей предусматривается специальный показатель – незавершенное строительное производство. К нему относятся незаконченные или законченные, но не сданные в эксплуатацию здания и сооружения, этапы работ, а также стоимость смонтированного и находящегося в монтаже оборудования и другие затраты, оплаченные заказчиком по объектам, не введенным в срок, а также не оплаченные. Сюда же включаются затраты на строительство временно приостановленных или законсервированных строек. Размеры незавершенного строительства не должны превышать нормативного задела в строительстве.
      Капитальные вложения различаются по назначению, отраслевому  территориальным направлениям, видам затрат, характеру производства, источникам финансирования и видам воспроизводства.
      В зависимости от назначения различают  капитальные вложения, направленные в производственные и непроизводственные объект.
      Следует различать капитальные вложения, выделяемые за счет государственных источников и капитальные вложения, осуществляемые за счет средств предприятий  и организаций. Государственные капитальные вложения направляются, как правило, на строительство новых крупных производственных строек, расширение действующих предприятий, имеющих народнохозяйственное назначение, и объектов непроизводственного назначения.
      Посредством капитальных вложений, осуществляемых за счет средств предприятий и  организаций, проводятся техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих производств, жилищное строительство, возведение объектов социально-культурного и бытового назначения для работников предприятий.
      Острой  проблемой инвестиционной политики Беларуси является определение соотношения между капитальным вложениям в перерабатывающие и потребляющие отрасли. Для ресурсодобывающих отраслей важна кооперация с предприятиями России, без чего проблематично расширение производства сырьевых и топливно-энергетических отраслей. Необходимо увеличивать капитальные вложения в развитие всей инфраструктуры страны - транспорта, связи, материально-технического снабжения, складского хозяйства, дорожной сети.
      Наряду  с увеличением капитальных вложений в производственную сферу непрерывно и высокими темпами должны возрастать капитальные вложения в отрасли непроизводственной сферы. В больших масштабах необходимо осуществлять жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство, работ по благоустройству городов и поселков.
      Важное  значение имеет распределение капитальных вложений между различными видами воспроизводства основных производственных фондов: новым строительством, реконструкцией, расширением, техническим перевооружением, составляющими воспроизводственную структуру капитальных вложений.
      Характерная черта прогрессивной инвестиционной политики – упор на техническое  перевооружение и реконструкцию  действующего производства во всеувеличивающихся объемах. Необходимо ускорить структурную  перестройку промышленности, внедрять новые прогрессивные и высокие технологии.
      Центральное звено инвестиционных программ –  развитие капитального строительства  и повышение его эффективности. Для республики важен быстрейший ввод в действие и освоение новых производственных мощностей, сокращение сроков строительства путем концентрации капитальных вложений, широкой индустриализации строительных работ, совмещения во времени различных стадий инвестиционного цикла, совершенствования организации строительного производства. Но имеются объекты, ввод в действие которых в установленные срок по различным причинам не может быть обеспечен, а также объекты, строящиеся по устаревшим проектам. Их целесообразно перепрофилировать на выпуск товаров народного потребления, строительных материалов или сдать  в аренду предпринимателям.
      В системе финансирования инвестиционных проектов большую роль играет прогноз  развития и размещения отраслей, то есть поиск наиболее эффективных  вариантов удовлетворения потребностей в той или иной продукции за счет интенсификации технологических процессов, технического перевооружения действующих предприятий, их реконструкции, расширения или нового строительства.    
 

      1.3. Иностранные инвестиции, формы их привлечения.
      Развитие  международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут к расширению движения капитала между странами, к росту международных инвестиций.
      Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей страны (страны-реципиента) являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
      Иностранные инвестиции привлекаются в экономику  страны, как правило, с целью осуществления ее структурной перестройки и обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширение производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.
      Иностранные инвестиции могут быть представлены в форме предпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложения предпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельных инвестиций.
      Прямые  иностранные инвестиции - основная форма экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль инвестора или его участие в управлении производством. По определению Международного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в том случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25 % уставного капитала предприятия.
      Прямые  иностранные инвестиции осуществляются путем создания совместного предприятия или организации нового; покупки или поглощения действующих предприятий; открытия зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются, как правило, долгосрочными и значительными по объему, что выгодно для стран-реципиентов.
      Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие в предприятиях, компаниях стран-получателей, осуществляемое через инструменты фондового рынка, например покупку акций, облигаций или других ценных бумаг. При этом инвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.
      Ссудный капитал в виде кредитных иностранных  инвестиций — это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.
      Иностранные кредиты, осуществляемые в рамках межправительственных соглашений, предоставляются под платежную гарантию правительства или центрального банка, что делает их наиболее привлекательной для иностранных инвесторов формой вложения капитала, в большой степени защищенной от риска не возврата.
      В зависимости от формы собственности  иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции — это займы, кредиты, техническая помощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров, межправительственных соглашений. Частные инвестиции — вложения частных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другой страны. Смешанные инвестиции — вложения государственных и частных инвесторов в сочетании.
      По  форме вложения иностранные инвестиции можно разделить на денежные, товарные, интеллектуальные. Денежные инвестиции представлены в виде банковских вкладов, вложений в акции и другие ценные бумаги, страховые полисы и других денежных средств. Товарные, инвестиции могут быть осуществлены путем вложения зданий, сооружений, оборудования и другого имущества юридических и физических лиц в уставные фонды создаваемых предприятий, компаний, банков и т.п. Под интеллектуальными инвестициями подразумевается вложение прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, научно-технической продукции и т.п.
      Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть:
      недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
      ценные бумаги;
      научно-техническая продукция;
      права на интеллектуальные ценности;
      иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.
      Субъектами  иностранных инвестиций (иностранными инвесторами) на территории Республики Беларусь могут быть иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации, иностранные юридические лица и иностранные граждане, а также граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь.
      Иностранные инвестиции осуществляются в форме:
      долевого участия в уставных фондах юридических лиц;
      создания юридических лиц, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
      приобретения имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий, оборудования, других основных средств.
      Иностранным инвесторам в соответствии с действующим  законодательством запрещается делать инвестиции в сферы обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.  

      1.4. Инвестиции в свободные экономические зоны.
      Термин  «свободная экономическая зона» (СЭЗ) получил широкое распространение в мировой практике последней четверти столетия. Свободные экономические зоны, или зоны франко- это территории, на которых товары обращаются как бы за пределами национального таможенного пространства.
      Свободные экономические зоны можно классифицировать в зависимости от территориального размещения или функционального назначения.
      Территориальный тип предполагает предоставление льгот предприятиям, расположенным на данной территории. Если же государство выделяет определенный вид или виды предпринимательской деятельности для предоставления льготного режима, то можно говорить о свободной экономической зоне функционального типа.
      Свободные экономические зоны функционального типа в свою очередь классифицируются на: зоны свободной торговли, промышленно-производственные, импортные и импортозамещающие, экспортно-импортозамещающие, экспортные зоны.
      Зоны  свободной торговли создаются для  подготовки товаров к условиям рынка сбыта. Подготовка состоит в контроле качества, маркировке, упаковке, выполнении других операций. Такие зоны не включаются в национальную таможенную территорию. Их примером являются таможенные зоны и порты, транзитные зоны.
      Для развития экспортного, а также импортозамещающего потенциала могут создаваться промышленно-производственные зоны. На их территориях действуют  специальные таможенные режимы, устанавливаются  финансовые льготы для промышленных компаний, выпускающих такую продукцию.
      Комбинация  из зоны свободной торговли и промышленно-производственной зоны образует торгово-производственную зону, обладающую свойствами зон, ее образующих. Другое название такой зоны – зона внешней торговли.
      Территории, на которых применяются налоговые и другие льготы для оффшорных компаний, занимающихся оказанием различного рода финансовых и нефинансовых услуг, получили название сервисных зон. В них существует упрощенный режим регистрации компаний, не занимающихся хозяйственной деятельностью.
      На территории Республики Беларусь функционируют или готовятся к открытию шесть свободных экономических зон – «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». 

      1.6. Инвестиционные риски в рыночной экономике.
      Для раскрытия сущности и содержания такого экономического явления, как инвестиционные риски, а также для понимания механизма их оценки в процессе инвестиционного планирования, необходимо определить факторы, порождающие неопределенность будущего в рамках инвестиционной деятельности. В целом, можно утверждать, что в рыночной экономике существуют четыре основных источника, порождающих неопределенность будущего и соответственно инвестиционные риски:
      - некоторые факторы экономической среды, влияющие на инвестиционные решения экономических агентов, не контролируются ими, и их значения становятся однозначно известны лишь в будущем, а в текущий момент могут лишь предполагаться с большей или меньшей степенью вероятности;
      - принимаемые инвестиционные решения  в большей своей части основываются на предпочтениях и ценностях экономических агентов, часто субъективных и ненаблюдаемых как факты до того, как не началась их реализация, т.е. решения об инвестировании, принятые в текущем, есть информация будущего;
      - реализация инвестиционных решений есть процесс, протяженный во времени, причем чувствительность к появлению новой информации на текущий момент объективно не существует;
      - в случае, когда инвестиционные решения принимаются различными людьми одновременно, то результат разрешения возможного в таком случае конфликта интересов зачастую непредсказуем исходя из имеющейся на текущий момент информации, учитывая что конфликт интересов требует принятия дополнительных решений по деятельности всех вовлеченных сторон, и, следовательно, результат реализации инвестиционных решений может отличаться от предполагавшегося в начале.
      Хотя, как было сказано, инвестиционные риски  порождаются неопределенностью результатов инвестиционной деятельности, неопределенность и риск в этой сфере все же не являются тождественными. Очевидно, что случаев, включающих в себя неопределенность, гораздо больше, чем тех, которые следует расценивать, как ситуацию, где присутствуют инвестиционные риски. Неопределенность, таким образом, представляет собой объективную характеристику, присущую инвестиционной деятельности в рыночной экономике, в то время как инвестиционный риск представляет собой субъективную оценку неблагоприятного воздействия неопределенности на результаты инвестиционной деятельности субъекта инвестиционного процесса. В связи с этим необходимо провести четкое разграничение между двумя возможными видами субъективного отношения к неопределенности будущего, т.е. определить различие между случаем, когда неопределенность результата инвестиционной деятельности будет восприниматься экономическими агентами как случайность, а в каком случае - как риск. Это позволит дать определение инвестиционного риска, в качестве переменной значимой в инвестиционной деятельности, управление которой необходимо для достижения целей государственной инвестиционной политики.
      Принято считать, что различие между этими  двумя типами восприятия неопределенности определяется тем, что:
      - риск, в отличие от случайности,  осознается еще до того, как принято окончательное решение и производится оценка его оптимальности или приемлемости;
      - оценка качества решения является  нейтральной по отношению к случайности, но чувствительной по отношению к риску.  Следовательно, риск имеет место там, где осуществляется процесс планирования деятельности. Он представляет собой оценку возможности отклонения фактического результата деятельности от планировавшегося по причинам, не зависящим от лица, принимающего решение, но вполне им осознаваемым. Причем эти отклонения оцениваются, как неблагоприятные.
      Для формального представления инвестиционных рисков достаточно двух переменных: ожидаемой  доходности инвестиций и стандартного отклонения их доходности, которая и считается, фактически, переменной, представляющей степень инвестиционного риска при моделировании инвестиционных процессов.
      Инвестиционный  риск - это переменная, характеризующая степень возможного отклонения в неблагоприятную сторону инвестиционного дохода, предполагаемого в результате инвестиционной деятельности, в случае, если такое отклонение осознается уже в процессе планирования инвестиций.
      Подход  к рассмотрению риска как многомерного и многоаспектного социально-экономического явления требует разработки теоретических основ. Для учета, анализа и управления рисками необходима их классификация по определенным признакам.
      В зависимости от последствий рисков они подразделяются на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата.
      В зависимости от степени влияния на финансовое положение предприятия выделяют допустимый, критический и катастрофический риск. За допустимый риск обычно принимают угрозу полной потери предприятием собственной прибыли. Критический риск сопряжен с утратой предполагаемой выручки. Самым опасным является катастрофический риск, который приводит к потере всего имущества предприятия и его банкротству.
      В зависимости от источника возникновения инвестиционные риски подразделяются на:
      деловой риск - степень неопределенности, связанная с созданием доходов от инвестиций, достаточных, чтобы расплатиться со всеми инвесторами, предоставившими средства;
      финансовый  риск- степень неопределенности, связанная с комбинацией заемных и собственных средств, используемых для финансирования компании или собственности: чем больше доля заемных средств, тем выше финансовый риск;
      риск, связанный с покупательной способностью, - риск, обусловленный инфляционными процессами и снижением покупательной способности национальной валюты;
      процентный  риск- степень неопределенности в  уровне курсов ценных бумаг;
      риск  ликвидности - риск, связанный с невозможностью продать за наличные деньги инвестиционный инструмент в подходящий момент и по приемлемой цене;
      рыночный  риск - изменчивость курсов ценных бумаг  под влиянием факторов, не зависящих от деятельности компаний-эмитентов;
      случайный риск - риск, проистекающий из события, большей частью или целиком неожиданного, которое имеет значительное и обычно немедленное воздействие на стоимость соответствующих инвестиций.
      В зависимости от причин возникновения  и возможности устранения различают диверсифицированный (несистематический) - зависит от деятельности самой организации и недиверсифицированный (систематический) риск - связан с внешними факторами (война, инфляция, политические события и т.п.).
      Совокупный  риск объединяет два этих риска.
      При проведении государственной инвестиционной политики фактором, лимитирующим инвестиционную активность в рыночной экономике, выступает инвестиционный риск в макроэкономическом аспекте. Научные исследования по данной проблематике не освещены в экономической литературе либо вовсе не изучены. В связи с этим возникает необходимость в подробном рассмотрении этого явления и разработке теоретических основ их классификации по конкретным типам, формам, видам.
      Методы  оценок рисков и расчет их цены во многом определяются выбором теоретической модели классификации. Характер оценок, в свою очередь, обуславливает направленность содержания инвестиционной политики по созданию системы управления движением и размещением капитала, подбору менеджеров, готовых и способных принимать эффективные инвестиционные решения в условиях неопределенности будущих состояний и альтернативного развития. Исходным уровнем классификации является выделение типологических признаков, позволяющих расчленить общественные процессы на отдельные, функционально отличающиеся друг от друга виды деятельности, с «особой» структурой объектов и субъектов управления. Выделяется несколько направлений, изучающих типологические особенности рисков: социальное, политическое, правовое, экономическое, проектное, каждое из которых отличается особым набором технологии, инструментов регулирования, способами оценки стоимости и цены. Социальные риски - это один из атрибутивных аспектов целесообразной деятельности людей, связанный с выбором решений для минимизации социальных потерь и социального недовольства, обусловленных возможностью неэффективного и нерационального использования трудовых ресурсов, снижения уровня их качества и социальной лояльности, ограничения профессиональной мобильности, обострения трудовых конфликтов.
      К факторам, влияющим на степень и  масштаб социальных рисков, относятся: бедность, недоступность образования и медицинских услуг, ограничения в выборе профессии, места работы и роста квалификации.
      Политико-правовые риски - это один из атрибутивных аспектов деятельности институтов политической власти, характеризующих возможность использования инструментов политической силы для сохранения контроля над собственностью и поддержания социально-политической стабильности. На масштаб и характер данного типа рисков оказывает влияние уровень развития и функционирования общества. Они в свою очередь определяют международный авторитет государства и обуславливают отношение к нему зарубежных инвесторов.
      Проектные риски - это риски инвестиционных решений по проектированию и размещению производственных и социальных объектов на конкретных территориях, обуславливающих возможность возникновения угрозы для жизни и здоровья людей. В соответствии с теорией жизненного цикла для технических проектов с амортизационным циклом в 15 лет выделяют три фазы развития: первая (2-3 года) - самая аварийная, связанная с устранением дефектов строительства, монтажа и освоения оборудования; вторая (7-8 лет) - наиболее благоприятная, с наименьшим количеством аварий; третья (последние 4-5 лет) - несущая самую непредсказуемую аварийность. Одним из видов проектных рисков являются экологические риски, возникающие в результате «агрессивного» воздействия человека на биосферу и ноосферу из-за размещения экологически «грязных» инвестиций, ведущих к росту угроз для жизни и здоровья не только людей, но и других объектов природного мира.
      Экономические риски - это один из атрибутивных аспектов целесообразной деятельности субъектов рыночных отношений, связанных с выбором решений о производстве и потреблении товаров (услуг) из существующих альтернатив, обуславливающих возможность изменения предельного уровня потребления и дохода (потребительская выгода и экономическая эффективность), осуществляемого в условиях неполноты информации о будущем состоянии рыночной среды.
      Наличие возможностей выбора из множества альтернатив, по каждой из которых имеется количественная или качественная оценка полезности или прямых потерь, позволяет объединить различные управленческие решения в группы с одинаковой степенью риска, предполагающие:
      - небольшой риск в получении  дохода от инвестиционных решений. К низко рискованным относятся: капиталовложения в развитие кадрового потенциала, связанные с индивидуальными и общественными расходами на подготовку по унифицированным и массовым специальностям; создание типовых предприятий, выпускающих стандартизированную, унифицированную продукцию с предсказуемым потребительским спросом; государственные ценные бумаги;
      - риск средней степени, но вряд  ли приводящий к большой прибыли или к большим убыткам. Это инвестиции в подготовку кадрового потенциала, обеспечивающего функционирование массового производства в условиях открытого рынка с меняющимися потребительскими предпочтениями; предприятия, действующие на конкурентных рынках в условиях информационной неопределенности будущих состояний; обыкновенные и привилегированные акции;
      - большой риск, связанный с возможностью  максимизировать экономическую прибыль и с некоторой степенью вероятности большие убытки. Это инвестиции в профессии, связанные с физическим риском; подготовку кадрового потенциала, обеспечивающего функционирование индивидуального производства; постиндустриальные и наукоемкие производства;  акции; дилинговые операции.
      Вывод о взаимосвязи экономического богатства и склонности к выбору рисковых видов деятельности является одним из теоретических постулатов, на основе которого строятся модели управления движением капитала. В частности, более 95% расходов на наукоемкие исследования приходится на десять наиболее богатых и индустриально развитых стран мира.
      Экономические риски являются теоретическим основанием для комплексной оценки территориально-отраслевых рисков, позволяющих получить иностранным инвесторам более полное представление о состоянии экономической среды и способах ее регулирования как на уровне страны в целом, так на уровне отдельного региона.
      Объем рисков, которые признаются общественно  необходимы ми, зависит от уровня экономического развития страны. В частности, в США и европейских странах страховые компании предоставляют около 3,5 тыс. различных видов страховок, в Беларуси - не более 50.
      Имущество инвесторов, находящееся на территории Республики Беларусь, и риски предприятий с иностранными инвестициями могут, а в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы в белорусских страховых организациях.
      Ряд организаций осуществляет страхование  инвестиций (с различной степенью покрытия рисков) на региональном и многостороннем уровне.
        Если бы экономический риск как некое неблагоприятное событие можно было застраховать полностью, то субъекты хозяйствования могли бы не принимать никаких мер к его минимизации (проблема морального риска). Затраты по рискам, которые не признаются общественно необходимыми, денежно не оцениваются. Они являются рисками индивидуальных решений, и их цена складывается на основе оценок упущенных альтернативных возможностей. Для их минимизации используются методы территориально-отраслевой диверсификации ресурсов, накопление потенциала, позволяющего ограничивать суверенитет потребителя и использовать режимы искусственных ограничений.
      Верхняя граница цены риска - это все экономические выигрыши, которые могут получить субъекты хозяйствования при условии принятия неоплачиваемых рисков на себя. Нижняя - доля страховых выплат, которые могут быть включены в себестоимость. Доходы страхователя рисков обусловлены не тем, что он берет «на себя» все издержки от его настyпления, а тем, что для получения доли своего дохода (выгоды) собственники бизнеса, ресурсов, товаров и услуг принимают меры к повышению эффективности экономических решений.
      Накопление страхового капитала снижает уровень возможных потерь, что повышает стабильность рынка и стимулирует рост обменных финансовых и инвестиционных операций, обуславливающих устойчивость развития. Цепочка взаимозависимости «производство - обмен - риск - страхование риска - рост обменных операций - развитие страхового бизнеса» повышает уровень внутренней стабильности и экономического доверия по совместному управлению бизнесом, что позволяет привлекать с международного инвестиционного рынка дополнительные ресурсы. Стратегия создания конкурентных преимуществ посредством накопления инвестиционного потенциала ведет к росту объемов массы неоплачиваемых рисков, что увеличивает неустойчивость рынка. Цепочка взаимозависимости «конкурентные преимущества - накопление качественного потенциала - неоплачиваемый риск - производство - обмен - рост экономической прибыли» увеличивает склонность инвесторов к инновационным рисковым капиталовложениям. Что является одним из факторов, обеспечивающих высокую динамику роста. Общество постоянно стремится уравновесить две тенденции: одна характеризует стремление снизить риски посредством введения режимов обязательных отчислений части предпринимательского и индивидуального дохода в резервные и страховые фонды, другая - увеличить склонность субъектов хозяйствования к рискам за счет предоставления общественных гарантированных премий за риск.
      Размещение  страховых резервов в Республике Беларусь осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. При этом из общей суммы страховых резервов не менее 10% должны быть размещены на банковских счетах. Причем, в одном банке может быть размещено не более 50% указанной суммы. Кроме этого, страховые резервы могут быть инвестированы: в государственные ценные бумаги (не менее 35%), в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов ( не более 10%); в ценные бумаги субъектов хозяйствования (не более 15%); в недвижимое имущество (не более 15% и 20%).
      В нашей республике отдается предпочтение размещению страховых резервов на счета в банках и в ГКО. Современное национальное хозяйство Беларуси находится на первоначальной фазе формирования рыночной экономики, поэтому многие механизмы и инструменты управления различными формами экономических рисков на макро- и мезо уровнях находятся только в стадии становления. Поэтому необходимо разработать подходы к их комплексной оценке, которые следует учитывать при реализации инвестиционной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата. Обоснованием необходимости разработки методологии и методов построения национальной системы мониторинга рисков является то, что она предназначена для раннего предупреждения будущих проблем и выявления имеющихся возможностей сегодня и в перспективе. Концептуальный подход к построению многоуровневой системы оценки рисков основан на понимании того, что она должна отражать качественно различные интересы - национальных и иностранных субъектов хозяйствования, а также общества в целом - и обеспечивать эффективные управленческие решения в экономике страны. 

      Инвестиционная  деятельность банков.
      Имеются различные точки зрения по вопросу  определения банковской инвестиционной деятельности. Так, одни к инвестиционной деятельности  банков относят все операции по размещению денежных средств на определенный срок в целях получения дохода, то есть практически все активные операции банков рассматриваются в качестве инвестиций. Вторые подразумевают под инвестиционной деятельностью вложения долгосрочного характера в создание или приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, а также долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги и уставные капиталы предприятий. 

                 2.1. Состояние ивестиционной среды Республики Беларусь в настоящее время.
                  В 2002 году, несмотря на экономический  рост,выполнение большинства важнейших  макроэкономических параметров, увеличение реальных денежных доходов населения, замедление инфляционных и девальвационных процессов, в стране наблюдались ухудшение финансового состояния предприятий, рост дефицита республиканского бюджета и на фоне этого - относительно низкая инвестиционная активность. Следует отметить, что затяжной экономический кризис переходного периода в стране, прежде всего, парализовал инвестиционное развитие. Это проявилось в значительном отставании темпов роста инвестиций от темпов роста ВВП. Так, если по показателю ВВП в 2002 году Республика Беларусь вышла на уровень 97,2% к 1990 году, то по показателю инвестиций в 2000 году было обеспечено только 51,2% от уровня 1990 года, в том числе в объекты производственного назначения - 49,3%, в объекты непроизводственного назначения - 58,9%. Эти факты, как отметили в Совете Министров, являются свидетельством того, что экономический рост в стране носит экстенсивный характер, базируется на «донашивании» имеющихся производственных мощностей.
            В Правительстве республики полагают, что отсутствие инвестиций предопределяется  также и неспособностью белорусского населения к участию в накоплении. В частности, анализ распределения граждан Беларуси по размерам доходов показывает, что реально в процессе формирования депозитов банков участвует лишь около 20% трудоспособного населения. Состояние сбережений характеризуется расслоением населения и исключением его значительной части из процесса накопления, нежеланием богатого слоя вкладывать свои накопления в банковскую систему страны и оттоком их капиталов за границу.
            В 2002 году общий объем капитальных  вложений, направленных на развитие экономики и социальной сферы, составил 4,2 трлн. Рублей.  Удалось приостановить тенденцию снижения инвестиционной активности и добиться роста инвестиций в основной капитал -103,2% к уровню 2001 года. Вместе с тем предусмотренные темпы роста - 106-107% к уровню 2001 года - не были достигнуты. Нарастающим итогом за 2001-2002гг. объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к 2000 году сократился на 0,4% при предусмотренном на этот год Программой темпе роста инвестиций в основной капитал к 2000 году 110-112%. Если сложившаяся тенденция будет перенесена на следующие годы, то прогнозное задание по росту инвестиций на пятилетку не будет выполнено.
                    Несмотря на положительную динамику  темпов роста инвестиций в основной капитал, их удельный вес в ВВП снизился в 2002 году до 16,6% при 17,8% в 2001 году (19,8% в 2000 году). Сокращение доли инвестиций в ВВП обусловлено более низкими темпами роста цен на строительно-монтажные работы.
                    Опережающими темпами росли капитальные вложения в объекты производственного назначения. Их объем в 2002 году в сопоставимых ценах по сравнению с 2001 годом увеличился на 4,9% и составил 2,6 трлн. рублей. Доля капитальных вложений в объекты производственного назначения в объеме инвестиций в основной капитал выросла с 61,3% в 2001 году до 62% в 2002 году. При этом наибольший рост инвестиционной активности в производственной сфере приходился на I квартал 2002г. (124,1% к уровню I квартала 2001г.), несколько снизился во  II квартале (до 119,8%) и в III квартале 2002г. (до 109,9%).
                    Капитальные вложения в объекты  непроизводственного назначения относительно 2001 года в сопоставимых  ценах увеличились на 1,1% и составили в 2002 году 1,6 трлн. рублей.
                    Из общего объема инвестиций в объекты непроизводственного назначения 55%, или 885,7 млрд. рублей, направлено в жилищное строительство, По сравнению с 2001 годом капитальные вложения в строительство жилья сократились в сопоставимых ценах на 8,5%, При этом предусмотренный Программой социально-экономического развития Республики Беларусь параметр ввода 2,5-3 млн. м2 жилья был выполнен. Сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью 2,8 млн. м2.
                    В отраслях производственной  сферы наиболее высокие темпы  роста капитальных вложений (превышающие предусмотренный Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год темп роста 106-107%) были достигнуты в сопоставимых ценах к уровню 2001 года в связи - 125,5%, строительстве -110,3%, сельском хозяйстве - 107,3%. Наибольшая доля капитальных вложений приходилась на промышленность - 32% в объеме инвестиций в основной капитал (на 0,2 процентного пункта больше, чем в 2001 году} и на транспорт - 14,1% (на 0,3 процентного пункта больше, чем в 2001 году).
                    В отраслях непроизводственной сферы в сопоставимых ценах по сравнению с 2001 годом выросли объемы капитальных вложений в коммунальное хозяйство -на 36%, здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение - на 22%.
            Вместе с тем в отдельных отраслях экономики воспроизводство основного капитала остается неудовлетворительным. По данным за январь-сентябрь 2002г. показатель чистых инвестиций имел отрицательное значение в сельском хозяйстве, строительстве, торговле и общественном питании. Во всех основных отраслях сферы материального производства, кроме связи, отрицательное значение имел показатель чистого ввода основных средств. В результате возрос уровень износа основных фондов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.