На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация местного самоуправления в Финляндии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                  
                                                       Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………........2
Глава 1.История развития и становления системы местного самоуправления в Финляндии………………………………………………………………………….4
Глава 2. Теория и практика местного самоуправления в Финляндии………….7
2.1. Система  власти………………………………………………………………...7
2.2. Управление  в муниципалитете……………………………………………….8
2.3. Местный  бюджет……………………………………………………………..12
  Глава 3. Особенности местного самоуправления в Финляндии на современном этапе………………………………………………………………………………..15  
  Заключение………………………………………………………………………...21
  Список  литературы……………………………………………………………….23          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение 

       Существующие на Западе модели местного самоуправления, как правило, складывались на протяжении длительного времени (например, в Великобритании, скандинавских странах) параллельно со становлением гражданского общества. И сегодня они находятся в состоянии постоянного совершенствования и изменения. Особенности сложившихся систем самоуправления зависят от традиций и обычаев, национальной психологии, форм административно-территориального деления страны и т.д.
       Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами (Заключена в мае 1990 г. в Страсбурге в рамках Совета Европы и подписана представителями 23 государств - в том числе Финляндской Республики, Королевства Норвегия, Королевства Швеция). Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».1    Европейская хартия о местном самоуправлении включает в себя статьи, касающиеся конституционных и законодательных основ местного самоуправления, сфер его компетенции, необходимости административного контроля за деятельностью местных органов самоуправления, источников их финансирования, а также предполагает право местных органов самоуправления на объединение и правовую защиту.
            Система местного самоуправления сыграла выдающуюся роль в становлении зрелого гражданского общества. А. де Токвиль отмечал: «Коммунальные институты делают для свободы то, что начальная школа для науки; они делают ее доступной для народа, позволяют вкушать ее плоды и привыкать ею пользоваться. Нация может ввести у себя свободное правление и без коммунальных институтов, но у нее не будет духа свободы».2
        Небольшой штат органов местного самоуправления, близость к населению позволяют им более гибко реагировать на возникающие проблемы. Более открытый характер их деятельности создает условия для оказания на них эффективного давления, когда становится очевидной их недостаточная готовность служить потребностям самоуправляющейся общины. Развитое самоуправление является в свою очередь фундаментом и стабилизатором политической системы. Растущая социальная роль местного самоуправления — важный показатель практической реализации принципов демократии.
      Цель данной работы - сформировать  целостное представление об организации местного самоуправления в Финляндии.
      Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
 - определить исторические этапы  развития местного самоуправления в Финляндии;
 - рассмотреть теорию и практику местного самоуправления в Финляндии;
  -определить основные особенности местного самоуправления в рассматриваемой стране.
        Структура курсовой работы обусловлена целью, а также последовательностью решения основных задач для реализации данной цели. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
       В ходе написания работы была использована научная литература (монографии, статьи исторических журналов), ресурсы Internet. 
 
 

Глава 1. История развития и становления  местного самоуправления в                         Финляндии 

       В основе западных моделей местного самоуправления лежат различные интерпретации самих феноменов государственной власти, с одной стороны, и местного самоуправления — с другой, а также отличающиеся друг от друга подходы к определению статуса различных административно-территориальных единиц, признаваемых законом в качестве. Под «территориальными коллективами» понимается относительно устойчивое общественно-политическое объединение граждан, постоянно проживающих на одной территории. Можно выделить три основные модели организации местного самоуправления на Западе: 1) англо-саксонскую; 2) европейскую континентальную; 3) иберийскую (основным критерием для типологизации здесь служат принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными (государственными) и местными органами управления). Также существуют и другие типологии местного самоуправления. 3
      На практике полное самоуправление в определенной степени ущемляется, и англосаксонская модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации, характерной для ряда стран континентальной Европы. Поэтому вторая модель европейская континентальная (представлена во Франции, Финляндии, Италии, и др.). Она основана на сочетании, с одной стороны, выборности всех представительных и исполнительных органов (мэров) местного самоуправления и, с другой — назначении из «центра» на места полномочных представителей государственной власти (комиссаров, префектов и т.д.).
       Местное самоуправление Финляндии имеет давнюю историю, охватывающую несколько столетий. Оно сохранялось и тогда, когда Финляндия входила в состав Российской империи.
       Если посмотреть более конкретно на основные моменты истории, то местное самоуправление в Финляндии возникло в период с 1865 года до 1873 года в нескольких городах, еще в составе России. Местное самоуправление в Финляндии было сформировано в условиях кризиса экономики и государства, вызванного поражением в Крымской войне. В начале XX века местному самоуправлению в Финляндии были предоставлены достаточно широкие полномочия во многом благодаря кризису в стране, вызванному только что завершившейся гражданской войной. Начиная с того периода эти задачи развивались; начали разрабатываться соответствующие положения для создания так называемых муниципальных советов и создания местных органов самоуправления, которым было дано право заниматься налогообложением.
     В 1917 году, когда Финляндия стала независимой страной, было принято и новое законодательство о местном самоуправлении. Местные советы тогда избирались на основе прямого тайного голосования с пропорциональным участием, то есть пропорционально населению того или иного административного объединения. Это право было зафиксировано в Конституции Финляндии.  После того, как Финляндия стала независимым государством, ее коммунальное управление получило возможность совершенно самостоятельного развития, впрочем, не без существенного воздействия на него аналогичного процесса в других северных странах.  
       Система местного самоуправления Финляндии не подвергалась радикальным реформам с момента получения страной независимости. Однако постепенное ее изменение проходило почти непрерывно, и в итоге она была реформирована довольно серьезно.  После второй мировой войны местное законодательство получило развитие. Был принят закон об основах местного самоуправления. Положения, касающиеся муниципалитетов и коммун, были объединены в один закон. Был создан один закон о муниципалитетах и коммунах Финляндии. Местные органы самоуправления действуют в соответствии с положениями этого документа.

       В целом период с 1944 по 1990 годы характеризовался ростом количества полномочий и ресурсов муниципалитетов.
      В 1948 году законы, касающиеся управления городами и сельскими коммунами, были собраны и изданы в виде одного закона. Затем в 1977 году был принят новый закон о местном самоуправлении с учетом различий муниципалитетов и коммун по размеру, по количеству населения. Были внесены определенные дополнения в объем задач, которые решают более крупные муниципалитеты и коммуны.
       С 1989 по 1995 года был очень важный период развития законодательства о местном самоуправлении, вообще по вопросам отношений между органами местного самоуправления и федеральными властями. Был проведен очень важный эксперимент в том направлении, чтобы местные власти получили большие полномочия в решении тех дел, которые относятся к их ведению.
       В изданном в 1987 году законе о коммунах городские и сельские коммуны уже не различались. В 1995 году принимается новый закон о местном самоуправлении.4 
     После 1990 года ограниченность ресурсов сделала необходимым повышение эффективности деятельности муниципалитетов. Основная задача закона 1995 года состояла в том, чтобы предоставить местным властям большую свободу действий: тем самым они смогли бы оптимизировать решения в соответствии с локальными потребностями.

       В настоящее время система вновь серьезно модифицируется, что делает жизнь муниципалитетов несколько неспокойной.  
Финляндия (наряду с Данией) - самое децентрализованное государство в мире. В этих двух странах полномочия местных властей и доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны больше, чем где-либо еще. К тому же они входят в пятерку наименее коррумпированных стран мира. Благосостояние людей здесь во многом основывается на мощном местном самоуправлении.

         Глава 2. Теория и практика местного самоуправления в Финляндии

       Сегодня в Финляндии существует более сложившаяся, более предсказуемая, более управляемая экономическая и социальная среда, в которой действуют органы местного самоуправления. Но еще в начале, и даже в середине ХХ века, после второй мировой войны, и в Финляндии, и в Швеции, и в других северных странах среда была не такой благоприятной. Прогресс, достигнутый органами местного самоуправления, впечатляет и заслуживает профессионального анализа.
       В Финляндии на протяжении второй половины XX века формировался тот же тип государства, что складывается сейчас и в России: демократическое социально ориентированное государство. В Финляндии основным теоретиком местного самоуправления, начиная с 1950-х и заканчивая 1990-ми годами, является К. Стольберг, а также представители его научной школы, например, Р. Харисало. 5
       В Финляндии местное управление основывается на принципе самоуправления граждан, проживающих на территории муниципалитета. Это самоуправление гарантируется конституцией Финляндии и Коммунальным законом 1995 года. 
 

      Система власти
 
      Система власти в Финляндии представлена тремя уровнями: центральным, региональным и местным. Иногда она описывается как состоящая только из двух звеньев — центральной и местной администрации. На региональном уровне власти нет прямых выборов, не взимаются никакие налоги и существуют, наряду с некоторыми государственными органами, институты кооперации местных властей. До конца 2009 года в Финляндии было пять провинций под управлением губернаторов, назначаемых президентом, но начиная с 2010 года в стране нет, ни провинций, ни губернаторов. Государственные министерства имеют сети региональных офисов. Региональное развитие и региональное здравоохранение — это общие задачи местных властей региона, финансируемые из местных бюджетов.  
Система местного самоуправления Финляндии состоит из единственного уровня. В 2009 году в стране насчитывалось 348 муниципальных образований (коммун). Столица — Хельсинки с населением 583 тысяч человек представляет собой одну коммуну. Самый маленький муниципалитет — остров Соттунга в Балтийском море — насчитывает всего 120 жителей.     Муниципальные образования страны сильно отличаются друг от друга, однако формально имеют равные полномочия. В среднем муниципальное образование имеет 15 200 жителей и площадь 873 кв. км, но при этом примерно половина коммун насчитывает менее 6 тысяч жителей. Как именно должно называться муниципальное образование — городом или сельским муниципалитетом — решает муниципальный совет. Сельский муниципалитет, как правило, состоит из нескольких поселков или деревень, не имеющих собственной администрации. Формально между городами и сельскими муниципалитетами нет разницы. В Финляндии нет аналогов российским субъектам Федерации или районам, а размер финского сельского муниципалитета больше, чем российского сельского поселения.6 

  
2.2. Управление в муниципалитете
 

       Главным органом в муниципалитете является муниципальный совет. Члены совета каждые четыре года избираются населением на местных выборах. На последних из них, прошедших в 2008 году, три крупнейшие политические партии набрали примерно равное количество голосов - около 20% каждая, а остальные пять партий получили по четыре с лишним процента голосов. При этом активность избирателей составила 61,3%. По состоянию на 2009 год 37 % членов муниципальных собраний - женщины.7 
       Муниципальное собрание назначает политический исполнительный орган для подготовки политической повестки собраний и выполнения принятых решений. Несколько его комитетов по секторам (образование, промышленность, социальные вопросы, здравоохранение) также назначаются советом. Все партии, получившие представительство в муниципальном совете, имеют своих представителей также в исполнительном органе и в его комитетах в соответствии с количеством полученных голосов избирателей. Таким образом, все партии принимают участие в политических решениях, а потому оппозиция на местном уровне как таковая отсутствует. Многие члены финского парламента и даже министры одновременно являются членами муниципальных советов. Большинство депутатов парламента начинали свои политические карьеры именно там.  
       Финны не избирают главу администрации. Муниципальное управление возглавляет профессиональный муниципальный менеджер, который назначается советом, ответственным перед ним. Менеджер, как и все специалисты, работающие в муниципальном управлении, сохраняет свой пост после выборов и не зависит от их результата. Тем самым обеспечивается устойчивость в деятельности муниципалитета. Финны предпочитают профессионализм и компетентность популистским резким изменениям. Большинство муниципальных менеджеров имеет ту или иную университетскую степень, а примерно половина из них изучала местное самоуправление в Университете Тампере. Собрание может уволить менеджера по юридическим основаниям, однако на практике это происходит достаточно редко.8  
       Финские коммуны предоставляют населению широкий спектр публичных услуг. К ним относятся социальное обеспечение (ежедневный уход за детьми, уход по старости, инвалидности и бедности), здравоохранение (все клиники), образование (начальное, среднее и профессионально-техническое), защита окружающей среды в местном масштабе, а также инфраструктура (городское планирование, местные дороги и улицы, водопровод, канализация и т. д.). Многие муниципалитеты добровольно берут на себя дополнительные задачи: центральное отопление, электричество и общественный транспорт.  
       В финских муниципалитетах работает порядка 424 тысяч человек. Это 79 работников на 1000 человек населения, то есть примерно 20 % всей рабочей силы Финляндии: в два раза больше, чем государственных служащих.9

       На региональном уровне существуют так называемые региональные совместные муниципальные советы, создаваемые по направлениям деятельности. Совместные муниципальные советы являются образованиями, не зависимыми от своих членов - муниципалитетов, с собственными финансами и органами управления. Эти муниципальные советы финансируются членами-муниципалитетами, которые получают для этого государственные субсидии. Такие советы создаются для решения конкретных задач на постоянной основе.
      В Финляндии существуют 262 совместных муниципальных совета, которые сотрудничают по вопросам электро- и водоснабжения, профессионального образования, защиты детей. Советы по оказанию помощи инвалидам охватили всю страну. Советы по другим вопросам могут объединять лишь несколько близлежащих муниципалитетов. В юридическом смысле межмуниципальные советы являются самостоятельными финансовыми и административными органами. Они не обладают правом устанавливать собственные налоги и формируют свой бюджет из государственных грантов и муниципальных взносов, размер которых определяется муниципалитетами-участниками.
       Самым важным моментом, относящимся к службе социального обеспечения, которую выполняют местные власти, являются вопросы образования, социальной защиты, здравоохранения, содержания инфраструктурных объектов в том или ином регионе. Местные власти занимаются содержанием школ, гимназий, общеобразовательных и других учебных заведений. Они также занимаются вопросами содержания библиотек и объектов культуры. Другими задачами являются уход за инвалидами, за больными, за престарелыми людьми, выполнение других социальных задач.
      Местные власти также обеспечивают содержание поликлиник, профилактику, лечение заболеваний, стоматологическое обслуживание. Местные органы самоуправления отвечают за управление землепользованием и строительством своей территории, а также за состояние улиц. Помимо этого они занимаются вопросами обеспечения надлежащего функционирования коммунального хозяйства, водоснабжения и защиты окружающей среды. Аналогичная ситуация имеется и в других северных странах: в Швеции, Норвегии, в Дании. В некоторых странах Европы задачи органов местного самоуправления не такие большие. Но самое главное, на что надо обратить внимание, местные органы самоуправления на самом низком уровне решают меньший объем задач, чем на более высоком уровне, где больше население. Все определяет количество жителей. Самые малые муниципалитеты - порядка 100-150 человек, а самые крупные - где-то до 500 тысяч человек, например, когда речь идет о таких крупных муниципальных городах, как Хельсинки.10
       Огромный блок вопросов относится к налогообложению. Местные органы самоуправления имеют право облагать налогом местное население в размере от 17,5% до 20% в зависимости от региона (в реальности существует много различных видов местных налогов: подоходный налог, налог на недвижимость, по кредитам и т.д.).
      Крупнейшей партией на муниципальном уровне является Центристская партия, которая имеет в своих рядах в Финляндии 4765 советников на местном уровне. Демократическая партия также имеет своих представителей, 2672 советника работают на местном уровне. Правая партия имеет 2285 представителей. Левая партия имеет немногим более 200 представителей. Местные власти не занимаются, естественно, партийной деятельностью на местном уровне, но на центральном уровне партии отчисляют определенные средства для решения тех или иных задач на местах.11
       Представители этих национальных партий входят в состав правления на местном уровне. Таким образом, получается так, что на уровне местного самоуправления имеется возможность объединить усилия представителей всех политических сил для решения тех или иных задач с тем, чтобы сгладить какие-либо разногласия, которые возникают между этими политическими партиями на национальном уровне. 
 

2.3.Местный бюджет 

       Местный бюджет складывается из четырех источников - налогов, платы за услуги, государственных дотаций и кредитов. Более половины его (52%) покрывают налоговые поступления. В Финляндии есть волостной налог, он колеблется между 15 и 19,5 процента.
       Значительная часть дотаций (14%) предусмотрена на управленческие расходы. Если местная власть инициирует какой-либо крупный хозяйственный проект, стройку объектов культурного или спортивного назначения, часть расходов на них может взять на себя государство.
      Средний годовой бюджет коммуны в 2009 году составлял 7100 евро на одного жителя. Таким образом, в Финляндии общий объем муниципальных бюджетов примерно равен государственному бюджету. Муниципальный совет принимает местный бюджет, а также устанавливает местные налоги и сборы. Данные решения не нуждаются в дополнительном одобрении государства. 12 
       В среднем 47 % доходов местного бюджета — поступления от местных налогов, 27 % — дополнительные доходы, 19 % — государственные субсидии, 4 % — займы, 2 % — инвестиционные доходы, и 1 % — иные доходы. Главный источник местных налоговых доходов — налог на заработную плату, который составляет от 15 до 21 % зарплат жителей муниципалитета (в среднем в 2009 году — 18,6 %). Муниципальный совет устанавливает этот процент ежегодно. В определенных законом рамках Совет ежегодно устанавливает налог на имущество, определяемый как часть стоимости земли и строений. 13

      Вся городская недвижимость, включая находящуюся в государственной собственности, облагается налогом на имущество, и все поступления по нему получает муниципалитет. Уровень налога на имущество в 2009 году варьировался между муниципалитетами, составляя в среднем 0,5–1 % от стоимости имущества. В определенных условиях эта планка может достигать и 3 %. Причем постоянное жилище облагается низким налогом, в то время как строительные площадки, напротив, могут облагаться очень высоким налогом. Стоимость облагаемого налогом имущества определяется государственными налоговыми органами.  
       Приблизительно 22 % собираемого налога на прибыль предприятий также идет муниципалитету. Что же касается налога на заработную плату, то здесь еще и государство забирает часть заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения. В целом средний финн отдает 30–35 % своей зарплаты в местный и государственный бюджеты. Налог на добавленную стоимость и налог на доходы от недвижимости полностью идут в государственный бюджет. Их сбор осуществляет государственная налоговая служба, которая зачастую знает о доходах граждан лучше, чем они сами.   
       Дополнительные доходы бюджета формируются за счет муниципальных сборов, привязанных к определенным услугам. Так, сборы уплачиваются населением за воду и энергию (реальная стоимость), дневной уход за ребенком в детском саду (часть реальной стоимости в зависимости от доходов семьи), услуги здравоохранения (5–10 % стоимости), помощь пожилым людям (часть стоимости в зависимости от доходов клиента). При этом школы бесплатны, включая книги, питание и транспортировку к месту учебы.  
      Государственные субсидии предоставляются коммунам частично для того, чтобы обеспечить оказание обязательных услуг, но в основном — чтобы выровнять доходы богатых и бедных муниципалитетов. Несколько наиболее развитых муниципалитетов субсидии не получают. В то же время в отдаленных районах севера и востока страны, где расстояния и издержки высоки и где существенен уровень безработицы, объем субсидий может превышать 50 % доходов местных бюджетов. Объем субсидий рассчитывается на основе математической формулы и не зависит от политического решения или субъективного мнения какого-либо представителя государства.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Особенности местного самоуправления в  Финляндии на современном  этапе 

      Все муниципалитеты Финляндии входят в Ассоциацию местных и региональных властей. Эта организация включает порядка 300 экспертов и играет серьезную роль в обществе. Она активно участвует в подготовке местных нормативно-правовых актов, регулярно участвует в переговорах с правительством, занимается соответствующим обучением и издает специальную литературу, всячески продвигает сотрудничество между государством и муниципалитетами. 
      Финны стареют. Это общеевропейская тенденция, однако, в Финляндии она особенно заметна. К 2000 году 15 % финских граждан — 777 тысяч человек — были старше 65 лет. В 2030 году их будет уже 26,3 %, или почти 1,4 млн. человек. Это обуславливает рост потребности в пенсиях, социальном обеспечении, услугах здравоохранения при одновременном сокращении количества людей активного возраста. Главный вопрос заключается в том, каким образом гарантировать надлежащий уровень жизни увеличивающегося пожилого населения.14 Существуют различные варианты ответа на данный вызов: 
    -  накопление пенсионных фондов с более раннего возраста;
   -  упор на общее улучшение здоровья населения с тем, чтобы пожилые люди сохраняли активность до глубокой старости;
  -  содержание пожилых в их собственных домах, а не в домах престарелых, и уход за ними по месту жительства;
  - выплата зарплаты от муниципалитета гражданам, самостоятельно ухаживающим за пожилыми членами своей семьи;
   - более четкое распределение ролей между муниципальными и частными услугами в сфере ухода за пожилыми;
  -   приоритет муниципальной поддержки для реально нуждающихся граждан;
  -   контроль качества услуг по уходу за пожилыми;
  -   более тесная кооперация между системами здравоохранения и соцзащиты;
  -    привлечение иностранной рабочей силы;
  -   повышение эффективности всех муниципальных услуг.
      Многие финские коммуны продумывают варианты объединения со своими соседями. В 2001 году в Финляндии насчитывался 441 муниципалитет, в 2009 — только 348. К 2015 году их может остаться не более 300. 1 января 2009 года стал днем многих «слияний». Все это результат финансовых вызовов. Существует очевидная потребность снижать издержки и повышать эффективность расходов. Объединение — одно из возможных решений, в последнее время политически и финансово поддерживаемое правительством. Стоит отметить, что все объединения происходят добровольно, хотя закон и обязывает органы местного самоуправления сотрудничать в области высокотехнологичной медпомощи. Однако многие по-прежнему предпочитают сотрудничать, сохраняя независимость: преимущества объединения для них не вполне очевидны. Во многих случаях издержки не сокращаются, поскольку гарантия занятости муниципальных работников распространяется на пять лет и результаты объединения можно будет ощутить только в будущем. 15
      Острая проблема ограниченности ресурсов и растущих потребностей в публичных услугах требует повышения эффективности деятельности муниципалитетов. Один из способов может заключаться в том, чтобы переосмыслить роли местного самоуправления и частного сектора и, возможно, приватизировать часть публичных услуг. В Финляндии закон достаточно четко определяет зону ответственности местного самоуправления, однако не конкретизирует, как и кем именно та или иная услуга должна оказываться. Муниципалитет не может отказаться от организации предоставления обязательных услуг, однако они могут быть предоставлены как непосредственно муниципалитетом, так и муниципальным предприятием, другим муниципалитетом, либо частным поставщиком, действующим на основе муниципальной закупки под соответствующим контролем местных властей. Примерами возможного использования услуг частных поставщиков являются строительные, консалтинговые фи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.