Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс инвестирования в свободных экономических и оффшорных зонах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 


Введение

 
     Острая  необходимость во внутренних и внешних  капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
     Актуальность  проблемы оффшорного бизнеса, механизма  его функционирования, юридических, финансово-экономических особенностей оффшорных фирм связана с рядом взаимодействующих факторов: во-первых, с общей актуальностью исследования механизма деятельности современной мировой экономики с её глобализацией и свободным перемещением капиталов; во-вторых, с таким явлением, очень актуальным для современных экономик, как бегство капиталов за рубеж, в том числе и в оффшоры; в-третьих, с необходимостью непредвзятого исследования явления, стоящего за деятельностью оффшорных зон и оффшорных компаний.
     Объект  исследования – свободные экономические зоны, оффшорные зоны и механизм их функционирования.
     Предмет исследования – прямые иностранные инвестиции в свободных экономических и оффшорных зонах.
     Цель  исследования - изучить и научно обосновать теоретические и практические аспекты вложения инвестиций в свободные экономические и оффшорные зоны..
     В соответствии с целью исследования ставятся задачи:
     1) проанализировать научно-методическую  литературу по проблеме;
     2) классифицировать свободные экономические и оффшорные зоны;
     3) провести мировой обзор опыта свободных экономических зон;
     4) рассмотреть способы привлечения капиталов в свободные экономические и оффшорные зоны.
     Методы  работы - научный анализ и синтез литературы, описательный, поисковый, сравнительный методы.
     Теоретическое значение исследования связано с углублённым анализом проблем инвестирования в свободные экономические и оффшорные зоны.
     Практическое  значение. Данные исследования могут  быть использованы в конкретной работе экономиста.
     Логика  работы обусловила её структуру: введение, три раздела основной части, заключение, список использованных источников.
     Также в данной курсовой работе рассмотрен бизнес план солярия.
 

Глава 1 Теоретические  основы понятия свободная  экономическая зона, сущность и классификация

        Сущность, объективная необходимость создания, основные черты свободных экономических зон
 
     Осо?бая, cвобо?дная или специа?льная экономи?ческая зо?на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
     Отметим следующие характерные черты  СЭЗ:
     а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:
      внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
      фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
      финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
      административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
     В результате применения льгот норма  прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные  компании получают в азиатских СЭЗ  в среднем 40% прибыли в год. Существенно  сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости  капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
     б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
     в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
     Создание  СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.
     В мировой практике существует множество  разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует.
        Классификация свободных экономических зон
 
 
     Классификация СЭЗ:
    По видам деятельности:
    торгово-складские зоны — зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Ее признаки:
     – они создаются для обслуживания мирового рынка;
     – на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения;
     – на них не распространяется государственное регулирование внешней экономической связи.
     В составе торгово-складской зоны выделяют:
     – зоны внешней торговли;
     – свободные таможенные зоны;
     – свободные беспошлинные зоны;
     – свободные порты.
     Такие зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров, но и для осуществления операций по уперанению потребительских свойств товаров, организации выставочной деятельности, организации торгов, предоставление банковских и страховых услуг.
     Свободные порты выполняют также погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещают на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.
    Экспортно-производственная зона. Такого рода зоны распространены весьма широко по сравнению с торгово-складскими зонами. В них создаются промышленные предприятия «отверточного типа», которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят продукцию для экспорта. Они имеют льготный, валютно-финансовый и правовой режим. Кроме того, эти зоны обеспечивают не только поступление капитала, но и новые технологии и создание новых рабочих мест. В этих зонах существует полное освобождение от пошлины тех машин, сырья и компонентов, которые завезены для организации производства.
    Научно-технические зоны (НТЗ).
     На их территории объединяется научная и производственно-техническая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупных НИИ или университетов.
     Цель  создания НТЗ — мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых технологий.
     НТЗ делятся на 3 типа:
     а) инновационный центр — экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная для маленькой, только что созданной компании.
     б) научный парк — большая территория, где размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющие развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок.
     в) исследовательский парк — здесь НТ новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа.
     По виду деятельности можно также выделить страховые зоны, оффшорные зоны.
     В реальной жизни присутствуют комплексные зоны, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и исследовательские функции.
     2. В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования:
     – анклавные зоны (замкнутые). Они полностью ориентированы на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно-конвертируемой валюте.
     – интеграционные зоны — зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, которые имеют свободный режим функционирования.
     В них устанавливается унифицированный экономический и правовой бюджет.
     В зависимости от территории выделяют микрозоны, а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона.
     В зависимости от того, на территории скольких стран расположена СЭЗ выделяют мононациональные и интернациональные зоны.
     Оффшорные зоны — особый класс среди СЭЗ. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основной признак — 1. льготный режим налогообложения. Оффшорные компании обязаны платить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор. 2. Запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации.
     Льготный  режим в оффшорной зоне предполагает отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин для иностранных инвесторов и низший уровень уставного капитала. От традиционных СЭЗ оффшорные зоны отличаются: институциональную основу возглавляет банковский сектор, а в обычных СЭЗ центром выступают страховые, инвестиционные, холдинговые, муниципальные компании.
     Налог на прибыль в оффшорной зоне отсутствует, либо составляет 2%. Вместо этого обычно взимается ежегодный годовой сбор, устанавливаемый в разных оффшорных зонах от 50 до 1000 долларов в год. В оффшорной зоне упрощена процедура регистрации, не требуется ни предоставления отчета поведения счетов ни налоговых деклараций. Существует единая форма отчетности — ежегодный финансовый отчет.
     Отрицательные моменты: недоверие государственных  властей в оффшорную зону.
     Принципы  создания и функционирования СЭЗ:
      принцип управленческого и предпринимательского риска.
      принцип конкурентных преимуществ.
      принцип равноправного партнерства
      принцип рефлексивного поведения
      принцип информационной достаточности
      принцип согласования по целям
      принцип соответствия структуры управления СЭЗ уровню развития рыночных отношений и п/п-кой деятельности
      принцип прибыльности и эффективности
     3. Классификация в зависимости от характера деятельности:
      промышленно-производственные СЭЗ: импортные, экспортные, экспортно и импортно-замещающие. Особенности: основываются не только на льготном, налоговом, таможенно-торговом, валютном режимах, но и на льготном финансировании и налогообложении.
      комплексные зоны: зоны свободного предпринимательства, особые экономические зоны, специальные зоны. Особенности: для них характерно использование элементов разных зон.
     Через СЭЗ мировой экономики проходит около 10% мирового товарооборота и занято 3 млн. человек.

1.3 Мировой опыт и  возможности его  использования в  России

     Сейчас  в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных  экономических зон. Впервые СЭЗ  были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.
     При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.
     Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.
     В 1967 г. в Бразилии была создана свободная  экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.
     В 1978 г. в Китае были созданы свободные  экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в иериод ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шень-чжень составил 3 млрд.долл.
     Несколько слов следует также сказать о  расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт  товаров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странах мира.
     Происходит  ускоренное развитие и научно-технических  зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.
     В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.
     Наконец, можно выделить еще одну разновидность  свободных зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.
     Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным  агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
     По  налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах  Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.
     Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные  компании получают скидку на налог  на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
     Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.
     По  наблюдениям специалистов, многие СЭЗ  прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.
     Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.
     Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР .
 

Глава 2 Оффшорная зона: понятие, сущность, основная типология

 
     Оффшорная зона — государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В ряде государств используется также термин «налоговый рай».
     С юридической точки зрения оффшорная  компания - полноправный участник рынка  и может совершать сделки наравне  с другими предприятиями. Главная  особенность такой компании - её нерезидентский статус - она не может  в большинстве случаев быть резидентом своей официальной юрисдикции так как центр управления и контроля находится за рубежом.
     Оффшорная компания может иметь резидентные  представительства за рубежом» также  филиалы, там же может находиться и функционирующий офис компании, хотя подавляющем количестве случаев такого офиса просто не существует. Оффшорному бизнесу свойственно также действовать под прикрытием номинальных владельцев и директоров, которые лишь формально значатся на этих ролях.
     Реальное  управление осуществляют настоящий  владелец или его представитель. Регистрация оффшорной компании, как правило, происходит в небольших государствах и других территориях с особым государственным статусом(преимущественно в карликовых и островных государствах, колониях и полуколониях). В то же время оффшорные зоны открывают и вполне респектабельные страны типа Нидерландов, Швейцарии или Ирландии.
     Оффшорный бизнес поступательно развивается, «налоговые гавани» «стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности  и льготы. В этой сфере ощущается  довольно острая конкуренция за привлечение капитала». Ряд стран-лидеров мировой экономики имеют законодательство, разрешающее совершать операции оффшорного типа. В то же время некоторые страны имеют «антиоффшорное» законодательство.
     Типология оффшорных зон строится на основе фактора видов юрисдикции, отличающих одну зону от другой. Тут можно различить:
     1) небольшие независимые государства,  многие из которых в недавнем  прошлом были колониями;
     2)обособленные  территории, обладающие особым государственно-правовым  статусом - самоуправляющиеся владения метрополии, арендованные территории или государственные образования имеющие статус колонии;
     3) специальные экономические зоны, районы портов и аэропортов;
     4) независимые государства и территории, не имеющие какого-либо особого  статуса, но делающие ставку на приток капиталов из-за рубежа.
     Существует стереотипный блок услуг, предоставляемых оффшорной зоной: регистрация нерезидентских и освобождённых компаний, создание оффшорных структур других типов – предпринимательских партнерств, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний - банков, страховых фирм, инвестиционных учреждений. Как правило, в стандартный пакет оффшорных услуг входит институт номинальных владельцев и директоров.
     Типология оффшорных зон может быть также  построена на юридических тонкостях функционирования оффшорных компаний и оффшорных зон:
     а) возможностях, связанных с номинальным  владением или выпуском акций  на предъявителя;
     б) условиях регистрации и текущей  деятельности компаний - минимальном  оплаченном капитале, ежегодных официальных сборах и других затратах;
     в) требованиях к минимальному количеству и национальности владельцев, директоров и секретаря месту и порядку  собраний акционеров и советов директоров;
     г) возможностях связи, транспортных условиях и временном поясе;
     д) требованиях к ведению бухгалтерских  книг, правилах аудита и т.д.
     Важнейшим фактором классификации «налоговых гаваней» является также характеристика соответствующих лъгот, которые  предоставляются оффшорными юрисдикциями:
     1) юрисдикции, где доходы не облагаются никакими налогами с целью притока капиталов;
     2) налоговые гавани, отличающиеся  льготным налогообложением отдельных  видов деятельности, например, банковской;
     3) оффшорные зоны с существенно  пониженным уровнем ставок налогообложения  доходов;
     4) территории и государства со  специальным (льготным) налогообложением холдинговых компаний;
     5) государства с высоким уровнем  налогообложениями котором предприятиям-нерезидентам  предоставляются льготы;
     6) государства, применяющие территориальный  принцип налогообложения.
     Первый  тип оффшорных зон свойственен  таким карликовым островным государствам, как Багамские, Бермудские, Каймановы  острова. Налоговая юрисдикция второго  типа наблюдается в таких странах  и территориях, как Вирджинские, Канарские, Нидерландские Антильские острова, Гибралтар) Иордания, Либерия, Лихтенштейн, Монако Зерногория, Ингушетия в России.
     Здесь предоставляется возможность полного  освобождения от налогообложения доходов  компаний которые зарегистрированы в данной стране, но осуществляют деятельность за её пределами. Причём такие компании не имеют права нарушать соответствующее законодательство, что и составляет отличие первого типа «налоговой гавани» от другого:»При нарушении каких – либо обязательных условий деятельности возможно налогообложение доходов, а также применение штрафных санкций за нарушение налогового и гражданского права».
     Пониженными ставками облагают доходы ряд стран  и территорий, которые применяют  комбинированный порядок обложения  двойственный как третьему типу ,так  и второму, т.е. для одних видов доходов предусматривается полное освобождение от налогообложения с других видов доходов устанавливается пониженный уровень ставок. Кроме ряда стран, названных выше, такой порядок свойственен Бельгии, Кипру, Израилю, Мальте, Швейцарии, ряд стран, где действуют свободные экономические зоны, существует льготное налогообложение иностранных компаний, действующих в данной стране (например Венгрия).
     Специальный режим налогообложения холдинговых  компаний  практикуется в таких  старнах, как Австрия, Грмания, Дания, Испания, Люксенбург, Нидерланды, Великобритания, Франция, Швейцария. Юрисдикция пятого типа, предусматривающая при определенных условиях, что зарегистированная в стране иностранная компания не может считаться резидентом, отличает такие стараны и территории, как Барбадос, Гибралтар, Гренада, Ирландия, Сингапур.
     Наконец, к шестой группе относятся Коста-Рика, Гонконг, Ливан, Малайзия, Панама, Южно-Африканская  республика. Здесь действует принцип  территориальности обложения доходов. Как правило, в каждой «налоговой гавани», например, в Сингапуре, действует несколько типов налоговых юрисдикции.
     Таким образом, оффшорная зона - это территория или государство, заинтересованные в регистрации в нём иностранных  компаний и для этого гарантирующие особенно низкие, вплоть до отмены, налоговые ставки, отсутствие жёсткого валютного контроля за иностранным капиталом.
 

Глава 3 Процесс инвестирования в свободных экономических  и оффшорных зонах

3.1 Привлечение инвестиций  в свободные экономические зоны

 
     Создание  свободных экономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах общества дискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях, местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в жизни страны. Поддержка со стороны прогрессивных политических и общественных организаций, правительства, отдельных политических деятелей и деловых кругов играет важную роль и может сделать концепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, и работоспособной.
     Не  менее важно решение вопроса  об участниках свободных зон –  зарубежных и национальных инвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой  формы хозяйствования в экономической  системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.
     Работа  создателей зон осложняется ещё  и тем, что они сами пока не отдают себе отчета в том, что стимулы  и побудительные мотивы могут  по-разному пониматься иностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой для иностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах. Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретной зоне, более чем исключительными и технически современными (например, система управления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены более критически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимо принимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.
     Расхождение в оценках привлекательности  свободных экономических зон  не исключает возможности «консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора  участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможность получения прямого выхода на внутренний рынок. Не менее важно для них объем и возможность использования средств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесь заключается в необходимости перевода прибыли за рубеж, включая дивиденды по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономические зоны.
     Прямые  иностранные инвестиции в свободные  экономические зоны возможно рассматривать  как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяя большое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитывать следующие моменты.
     Во-первых, многие местные ресурсы, которые  могли бы закупаться иностранными фирмами, уже являются дефицитными в стране. А рост спроса в результате выступления на рынке иностранных фирм, работающих в зоне, может только осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей перспективе, то иностранные фирмы, руководствуясь своими собственными интересами, могут преодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы по более высоким ценам. Но это может ускорить развитие инфляционных процессов и обострить проблему дефицита ресурсов для других фирм, работающих в стране. В долгосрочном плане дополнительный спрос со стороны фирм, работающих в зоне, заставит местных поставщиков увеличить производственные мощности для удовлетворения этого нового спроса. Но такой процесс занимает несколько лет.
     Во-вторых, качество и технологический уровень  местных ресурсов может не соответствовать  стандартам, предъявляемым к этим ресурсам иностранными фирмами, работающими  в зоне. Это проблема, с которой иностранные фирмы сталкиваются во всех случаях, когда используют местные ресурсы. Со временем местные поставщики постепенно повышают технологический уровень своего производства. Однако это технологическое совершенствование не проходит автоматически. Если разрыв в уровнях технологии достаточно велик, иностранные фирмы могут принять решение о прекращении связей с местными поставщиками и продолжать свою деятельность в зоне, опираясь на своих традиционных поставщиков. Из этого следует, что необходима система методов, стимулов и организационных форм установления экономических и технологических связей между иностранными фирмами свободных зон и местными предприятиями, работающими за её пределами.
     В-третьих, необходимость учета величины и  уровня затрат, требуемых для установления прямых связей между иностранными фирмами, работающими в зоне, и местными предприятиями. Ошибочно предполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будут снабжать иностранные фирмы товарами и услугами, соответствующими техническим стандартам покупателя и имеющимся в достаточном количестве. Такая ситуация скорее исключение, чем правило. А это означает, что солидные инвестиции должны быть вложены в расширение производственных мощностей и повышение технологического уровня местных предприятий, находящихся за пределами зоны, а также в обеспечение производственных связей между этими предприятиями и фирмами, действующими в зоне. Такие инвестиции принесут пользу всей экономике (при условии, что фирмы, получившие новое развитие таким путем, будут поставлять товары и услуги и на местный рынок). Решение проблемы требует финансовых затрат, которые ранее, возможно, не предусматривались, а это увеличивает объем инвестиций на создание свободных экономических зон.
     Наличие перечисленных проблем – дефицит сырьевых ресурсов и финансирования, низкий технический уровень местных предприятий, низкое качество местных товаров и услуг – обусловливает сложность решения вопроса установления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местными предприятиями, действующими за пределами зоны. Из этого следует, что на первых этапах доступ к местным рынкам сырья не является сильным мотивом для потенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ к местным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для них весомым аргументом.
     Развитие  снабжения иностранных фирм в  СЭЗ местными ресурсами относится  к категории досрочных мероприятий  и нет серьезных оснований  сомневаться в том, что хотя бы небольшое число потенциальных  инвесторов может проявить готовность участвовать в разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним из основных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зон является уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительством страны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ. Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, что относительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт и другие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.
     Поскольку все страны, которые хотят иметь  или имеют свободные экономические  зоны, предоставляют практически  одинаковые льготы, то страна, которая желает использовать эти льготы в качестве основного стимула для привлечения иностранных инвестиций, должна будет предоставить более существенные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны в финансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую и финансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которые предоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.
     1. Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами):
    беспошлинный импорт товаров и услуг;
    освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;
    косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы обустроенной территории.
               2. Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):
    Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)
    Специальные субсидии для возмещения фирмам расходов за пределами страны;
    Скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.
     Многие  льготы из группы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплату налогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, поскольку в отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной. Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль в принятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, эти льготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто не реализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот может оказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может быть большое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции на мировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы, которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этот уровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических преимуществ.
     Изучение  мирового опыта показывает, что ни одна зона не может работать успешно  без соответствующей инфраструктуры: обустроенной территории, сети телекомунникаций, снабжения водой, электроэнергией, без доступа к аэропорту, без  наличия жилья для местного и иностранного персонала. То, что 15-20 лет тому назад рассматривалось инвесторами как сравнительное преимущество (близко расположенный международный аэропорт, хорошая телефонная связь и т.п.), сейчас считается одним из исходных условий, без удовлетворения которого иностранная фирма просто не будет рассматривать вопрос об участии в зоне. Постепенное усреднение материальных и экономических льгот подтверждает, что эти две группы предоставляемых преимуществ недолго будут весомым аргументом для привлечения иностранных инвесторов в зоны. Они являются лишь предварительным условием для принятия инвестором положительного решения об осуществлении инвестиций или о возможности инвестиций в будущем. Окончательное решение – вкладывать капитал в зону или нет – зависит от тактических и стратегических соображений инвестора.
     Если  исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так  и местных предприятий, то необходимо разработать и условия привлечения  в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как они заинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемых зоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать для них возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условиях работы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методов организации и управления производством, которые они используют, к работе в новых производственных, технологических и организационных условиях.
     Таким образом, при разработке проектов свободных  экономических зон необходимо уделять  соответствующее внимание проблеме привлечения национальных предприятий, которые успешно бы функционировали  бы в данной свободной экономической зоне.
     Общей характерной чертой различных видов  свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны.

3.2 Использование оффшорных  компаний как способ  удачного вложения прямых иностранных инвестиций.

 
     Создание  оффшорной компании открывает ее владельцу доступ к международным  финансовым и инвестиционным услугам. Широко практикуется открытие через  оффшорную компанию корпоративных  дебетовых и кредитных  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.