На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и перспективы России в системе международных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
                  стр.
Введение           3
Глава 1. Внешние экономические связи Российской Федерации.                    4 
1.1. Формы внешнеэкономического  развития.                                                    4
1.2. Участие России  в структурах и механизмах экономического сотрудничества.         12
Глава 2. Экономические  связи Российской Федерации.    17
2.1. Экономические  связи России с новыми независимыми  государствами. 17
2.2. Экономические  связи России со странами Восточной  Европы, КНР, КНДР, МНР и Кубой.         20
2.3. Экономические  связи России с развитыми странами.   24
2.4. Экономические  связи России с развивающимися  странами.  31
Глава 3. Проблемы и перспективы России в системе  международных отношений.          35
3.1. Россия почти в ВТО: преимущества и проблемы для эффективного участия. 
3.1.1. Проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке.         37
3.1.2. Необходимо переосмысление промышленной политики.  40
3.1.3.  Проблемы развития отечественного агропромышленного комплекса. 40
Заключение          43
Список использованной литературы      44
Приложения           45 

 

     Введение 

     Распад  СССР в начале 1990-х годов создал принципиально новые условия  для международных экономических  отношений государств, образовавшихся  на его территории, в том числе для России. Ослабление, а во многих случаях разрыв тесных интеграционных связей между экономиками бывших республик СССР стал одним из важнейших факторов огромных экономических трудностей, переживаемых новыми государствами. В 90-х годах реформы, характерные для так называемой переходной экономики, создали новую институциональную среду международных экономических отношений. Отмена государственной монополии внешней торговли вовлекла в эту среду массу предприятий различных форм собственности. Роль государства в международных экономических отношениях приблизилась к той роли, которую оно играет в странах с развитой рыночной экономикой. В России эти принципиальные сдвиги выражены в целом более выпукло, чем в большинстве постсоветских государств, если не считать страны Балтии. Россия стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка и в настоящее время добивается членства во Всемирной торговой организации.
 

Глава 1. Внешние экономические  связи Российской Федерации.
      Формы внешнеэкономического развития.
     Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения  России после распада СССР существенно  повысили роль внешнеэкономического фактора  в развитии страны. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка — с внешним.
     Внешние экономические связи представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Внешние экономические связи — важное средство снижения затрат общественного производства, ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве.
     Среди различных форм экономического и  научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами важное место  занимает внешняя торговля. Она была и остается определяющим фактором в  международном разделении труда. Обмен товарами между странами способствует развитию материального производства. Внешняя торговля характеризуется тремя главными показателями: оборотом, товарной структурой, географическим распределением.
     В 1992 г. Россия впервые стала самостоятельно осуществлять свою торговую деятельность. Внешняя торговля Российской Федерации претерпела существенные изменения по составу участников, механизму и динамике объемов, географической и товарной структуре. Началось осуществление новой стратегии развития внешнеэкономической деятельности, которая включает следующие важные цели:
    восстановление и развитие экспортного потенциала, и улучшение структуры экспорта;
    рационализация импорта;
    повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке;
    привлечение иностранных инвестиций для технологической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства;
    обеспечение экономической безопасности России.
     В условиях экономического роста показатели внешнеэкономических связей в 2006 г. продолжают стабильно расти по сравнению с 1995 – 2005 гг. (см. табл. 1.1.) 

     Табл. 1.1. Внешняя торговля Российской федерации. (по методологии платежного баланса; в фактически действующих ценах; миллионов долларов США)

     Составлено  по: (Федеральная  служба государственной  статистики) 

     Важным  итогом в развитии внешнеэкономических  связей страны явилось положительное  сальдо торгового баланса, достигнутое  преимущественно за счет резкого  сокращения так называемого централизованного  импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Положительное торговое сальдо в операциях с дальним зарубежьем составило в 2000 г. 60,2 млрд. долл., в 2005 г. — 118,4 млрд. долл. и в 2006 г. — 139,2 млрд. долл.
     В структуре российского экспорта в числе наиболее важных изменений  следует отметить рост доли конкурентоспособных на мировом рынке товаров: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, металлов, химических продуктов. В 1995 г. экспорт сохранил сырьевую направленность при сокращении продукции обрабатывающей промышленности.
     Валютные  поступления от экспорта шли на восстановление экспортного потенциала как отраслей обрабатывающей промышленности, так и самого топливно-сырьевого комплекса. Совершенствование экспорта может происходить за счет увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности, повышения качества и конкурентоспособности машин и оборудования. Большую роль в структуре экспорта могут сыграть приборостроение, электротехника, электроника и т.д.
     Важнейшей статьей импорта остаются машины и оборудование. Большой удельный вес в импорте России имеют  сырьевые товары, некоторые металлы, трубы, химические продукты. Свыше 40% российского импорта приходится на товары народного потребления.
     Со  временем изменится и структура  импорта. Приоритет в нем будет  отдан ввозу новейшей технологии для технической реконструкции и модернизации отечественного машиностроения других отраслей и производств.
     В условиях перехода к рыночным отношениям главной фигурой во внешнеэкономической  деятельности становится предприятие.
     Основное  место во внешней торговле России традиционно занимает Европейский регион, доля которого во внешнеторговом обороте России превышает 50% (без стран СНГ). В этом регионе во внешнеэкономической политике России сформировался целый ряд приоритетов. Во-первых, это страны Европейского союза, развитие экономических отношений с которыми рассматривается под углом зрения содействия включению России в процессы формирования общеевропейского экономического пространства. Это направление имеет первостепенное значение для обеспечения российских интересов в Европейском регионе.
     Основу  реализации такой внешнеэкономической  политики составляет Временное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу с 1 февраля 1996 г.
     Вторым  важнейшим направлением внешнеэкономической  политики в Европейском регионе  являются страны Восточной Европы. В 1995 г. была разработана «Концепция внешнеэкономических отношений Российской Федерации со странами Восточной Европы, исходя из задач структурной перестройки экономики России».
     В качестве реализации положений Концепции  можно рассматривать проводимую работу по созданию зон свободной торговли с Болгарией и Словакией.
     Третье  направление — это отношения  со странами Балтии. В Литве создано  торговое представительство России. Кроме того, правительством России приняты решения о создании торгового представительства в Эстонии и Аппарата торгового советника при посольстве России в Латвии.
     Четвертым направлением считается Балканский регион и прежде всего страны бывшей Югославии, с которыми (кроме Боснии и Герцеговины) подписаны документы  в области торгово-экономического сотрудничества.
     Все большее значение приобретают отношения  с США и Канадой. В период с 1995 – 2006 гг. в торговле России с США было достигнуто положительное сальдо торгового баланса. В 2006 г. оно составило 2,5 млрд. долл.
     В 90-е гг. наметилась тенденция развития торгово-экономического сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии (КНР, Южной Кореей, Японией, КНДР, Монголией).
     Внешняя торговля имеет положительную динамику: расширяются экспортные поставки и  сокращается импорт.
     Большие перспективы открываются во внешнеэкономическом  сотрудничестве России со странами Латинской  Америки. Эти страны заинтересованы в поставках из России минеральных  удобрений, некоторых видов промышленного  сырья, энергоносителей. В то же время  страны являются производителями и поставщиками на российский рынок продовольственных товаров, продукции тропического земледелия, сырья для легкой промышленности, товаров народного потребления, а в последние годы и некоторых видов машинно-технической продукции.
     Менее благоприятными следует считать перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества России с большинством стран Африки, за исключением ЮАР, так как оно требует капиталовложений, на осуществление которых у России в настоящее время нет средств.
     Международная кооперация производства — главное направление внешних экономических связей на долгосрочную перспективу. Международная кооперация производства стала стержнем международной интеграции, ускорителем НТП, в современных условиях она:
     эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл;
     инициирует  и предопределяет направления движения капитала;
     повышает  динамизм инноваций и конкуренции;
     обеспечивает  меньшие инвестиционные и научно-технические  затраты по сравнению с новым  строительством;
     может существенно ослабить возможные негативные последствия привлечения иностранного капитала в отечественную экономику, уменьшит его чрезмерные устремления в сырьевую сферу, сориентирует по направлениям приложения, содействующим ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли.
     Международное сотрудничество в области материального  производства может проявляться  в совместном производстве продукции  на двусторонней или многосторонней основе, при котором отдельные страны участвуют в выпуске конечной продукции. Например, сборка маршрутных автобусов фирмы «Мерседес-Бенц» в Голицыне.
     Сотрудничество  в области капитального строительства  крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других, как правило, предполагает, что такие объекты остаются собственностью той страны, где они построены. Много примеров подобного рода дает практика внешнеэкономического сотрудничества бывшего СССР. В послевоенный период с его помощью только в зарубежных странах — членах СЭВ было сооружено более 2 тыс. промышленных и других объектов. В большинстве своем это были компенсационные объекты, называемые так потому, что кредиты, предоставленные СССР, обычно компенсировались поставками продукции с новых предприятий.
     В 70—80-х гг. в СССР осуществлялся  ряд крупных совместных со странами Запада проектов на компенсационной  основе. Они охватывали главным образом  отрасли тяжелой промышленности — нефтяную, газовую, химическую, нефтехимическую, металлургическую, лесную и деревообрабатывающую. В качестве примеров можно привести Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, разработку углей Южной Якутии, обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.
     Создание  совместных предприятий — одна из форм международного сотрудничества в  материальном производстве. Они выпускают  разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности и заняты выполнением разного вида услуг. Значительная часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт.
     Наибольшее  количество совместных предприятий  создано с США, Германией, Китаем, Финляндией и Великобританией. Доля их в экспорте товаров и услуг составила около 5,5% и импорте — 11% от общего объема импорта страны. В крупных промышленных и научных центрах концентрируются совместные предприятия, работающие в области производства компьютеров и программирования, электротехники и оборудования, медицинской и космической техники, легкой промышленности, сферы услуг. На Кольском полуострове шведские и финские фирмы сотрудничают с российскими компаниями в развитии лесной и горнодобывающей промышленности, в Поволжье итальянские фирмы участвуют в расширении автомобильной промышленности, американские — в производстве оборудования для нефтяной и газовой промышленности. В Западной Сибири совместные предприятия занимаются добычей и переработкой нефти, в Восточной Сибири — освоением лесных и энергетических ресурсов, выплавкой алюминия на Дальнем Востоке — добычей нефти, газа, заготовкой древесины и ловлей рыбы.
     На  образование совместных предприятий  прямое влияние оказывает наличие  мелких и средних предприятий.
     Одной из форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах. Создание СЭЗ сводится к предоставлению отдельным районам и территориям страны особых прав и льгот в отношении иностранных инвестиций и внешнеэкономического сотрудничества. Формирование и развитие СЭЗ ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов, при этом учитываются экономико-географическое положение СЭЗ, развитие инфраструктуры, возможность интеграционных связей и поставок. В зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон: комплексные специальные зоны производственного характера; внешнеторговые; функциональные (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). В 1990—1992 гг. были приняты решения об образовании в России следующих СЭЗ: «Санкт-Петербург», «Выборг», «Находка», «Янтарь» (Калининградская область), «Сахалин», «Даурия» (Читинская область), «Алтай», «Кузбасс», «Садко» (Новгород), «Технополис Зеленоград» (Московская область), «Ева» (Еврейская автономная область), «Магадан». Позже были зарегистрированы СЭЗ «Ингушетия» и «Шерризон» (аэропорт Шереметьево, г. Москва).
     В настоящее время относительно активно  развиваются СЭЗ в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.
     В 1991 г. была учреждена Международная  ассоциация развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с  целью поддержания инициативы отработки  методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и  финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов.
     Среди различных форм международных экономических  отношений видное место занимают кредитно-финансовые отношения. Экспорт  и импорт капитала растут быстрее, чем  торговля товарами. В настоящее время  капитал выгодно вкладывать в обрабатывающую промышленность, в наиболее наукоемкие отрасли, а также в сферу услуг.
     Различают две главные формы вывоза капитала — международные займы и кредиты, прямые зарубежные капиталовложения. Более 75% прямых зарубежных капиталовложений осуществляются в экономически развитые страны Запада и лишь 5% — в страны СНГ и Восточной Европы.
     Научно-техническое  сотрудничество представляет собой  согласованную деятельность субъектов  внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение НТП.
     Среди форм западного содействия российской науке можно выделить следующие.
     1. Собственно помощь, включая поставки материалов, литературы через благотворительные 
организации и грантовое финансирование.

     2. Привлечение российских ученых к реализации международных научно-технических 
проектов.

     Наиболее  значительные объемы помощи в научно-технической  сфере оказывают США. Российско-американское сотрудничество проявляется через  создание ряда совместных комитетов  и комиссий. Среди них — Комиссия по энергетике и космическому сотрудничеству. Россия и США заключили целый ряд соглашений о помощи и научно-техническом сотрудничестве: о партнерстве в области энергетики (1992 г.), об унификации стандартов на научно-техническую продукцию, о сотрудничестве в области использования атомной энергии (1990 г.), о безопасности атомных реакторов и др.
     Среди европейских стран ФРГ и Франция  оказывают значительную поддержку  научно-технической сфере России.
     В последнее время все большее  воздействие на всемирные экономические  отношения начинает оказывать международная торговля услугами. Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.
     Услуги  — специфический товар. Предоставление многих их видов требует присутствия  поставщика услуг в стране их потребления. Например, это относится к услугам  в области банковского дела, страхования, рекламы, строительства, управления и охраны предприятий, аренды машин и оборудования, медицинского обслуживания и др. Поэтому необходимо создание на территории импортирующей страны сети соответствующих предприятий и учреждений, связанных с головной компанией.
     В бывшем СССР торговле услугами не уделялось  достаточного внимания. Данный пробел был в известной мере восполнен  лишь в договоре с ЕС, заключенном  в 1989 г., в котором услуги, особенно деловые, были специально оговорены. Однако доля России в мировом экспорте услуг сегодня составляет лишь 2%.
     Международный туризм — одна из форм обмена услугами. На развитие международного туризма  оказали влияние урбанизация, совершенствование  транспорта, общее повышение качества и уровня жизни, общий рост культуры. Бывший СССР заметно отставал от большинства экономически развитых стран по уровню развития туризма. До недавнего времени все международные туристические услуги в нашей стране предоставляли «Интурист» и «Спутник». Эта отрасль народного хозяйства была высокомонополизированной. Сейчас в России действует до 8000 туристических фирм. Туристический потенциал России используется на 8—10%. Очень важную роль играет группа компаний «Интурист-холдинг», которая олицетворяет государственное направление в развитии отрасли. Приток туристов в 90-е гг. в нашу страну резко сократился, но вместе с тем возрос обратный поток туристов — из России. Создание в России необходимых экономических и правовых предпосылок для свободного предпринимательства, удовлетворение спроса на услуги гостиничного хозяйства, совершенствование предприятий общественного питания, транспортной инфраструктуры, туристических агентств и других звеньев индустрии туризма может привести к развитию этой сферы. 

1.2. Участие России  в структурах и механизмах экономического сотрудничества.
     В настоящее время Россия широко представлена, в частности, в руководящих и координирующих органах ООН, во многих функциональных организациях и структурах Объединенных Наций, включая такие организации экономической, торгово-экономической и социально-экономической направленности, как ЮНКТАД, некоторые региональные экономические комиссии ООН, различные специализированные учреждения Объединенных Наций, в том числе МВФ, Всемирный Банк, МОТ, ВОИС, ЮНИДО, МСЭ, МАГАТЭ (автономная организация, связанная с ООН) и др. Активно участвует Российская Федерация и в ряде соглашений и организаций по сырьевым товарам, действующих под эгидой ЮНКТАД.
     Что касается организаций и институтов экономической, финансовой или торгово-экономической ориентации, которые не входят непосредственно в структуру ООН и с которыми РФ осуществляет сотрудничество на постоянной и стабильной основе, то среди них могут быть отмечены такие учреждения, как ЕБРР (членство РФ), Европейская конференция министров транспорта (членство РФ), Всемирная туристская организация (членство РФ). Важное значение имеет поддержание Российской Федерацией постоянных связей с такими ключевыми международными организациями, как Всемирная торговая организация (статус наблюдателя), Организация экономического сотрудничества и развития (соглашение о сотрудничестве РФ с ОЭСР). Новым направлением деятельности являются контакты и сотрудничество Российской Федерации с рядом организаций и союзов регионального и регионально-интеграционного характера. К таким структурам относится Европейский союз; Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — полноправным членом этого форума Россия стала в 1997 г.; Совет государств Балтийского моря (членство РФ); Черноморское экономическое сотрудничество (членство РФ); Черноморский банк торговли и развития (членство РФ).
     Новым явлением в интегрировании России в  многосторонние международные структуры, связанные с экономической и торгово-производственной деятельностью, является расширение полномасштабного участия РФ (организациями российского бизнеса) в различных международных объединениях предпринимателей. К таким объединениям относятся, в частности, Европейский деловой конгресс (ЕДК), созданный в 1997 г.; Международная ассоциация коммерческих банков (МАКОБ), учрежденная в 1991г. странами Центральной и Восточной Европы и СНГ; Институт международных финансов (ИМФ), созданный в 1983 г.; Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), организованный в 1967 г. в качестве ассоциации ведущих предпринимателей и предпринимательских союзов стран Тихоокеанского региона, Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), действующий с 1980 г. в составе представителей предпринимательских кругов, а также правительственных структур и научных учреждений; Международная торговая палата (МТП), функционирующая с 1919 г. Можно предположить, что в условиях повышения роли и значения частнопредпринимательского бизнеса в экономической структуре РФ, а также по мере приобретения им необходимого международного опыта участие России в разного рода неправительственных организациях в сфере экономики, производства и торговли будет расширяться.
     В настоящее время, ЮНКТАД сохраняет для России свою роль в качестве международного форума, позволяющего не только ставить, но в ряде случаев и решать ряд крупных вопросов, непосредственно затрагивающих торгово-экономические интересы РФ. Это тем более справедливо, что Россия пока не обеспечила для себя членства во Всемирной торговой организации, располагая в ВТО лишь статусом наблюдателя, что серьезно ограничивает для нее возможности добиваться принятия выгодных для себя решений в области многостороннего торгового регулирования.
     В этих условиях Российская Федерация  была бы заинтересована в продолжение  и активизации таких направлений  деятельности ЮНКТАД, как регулирование торговых и экономических отношений государств, включая дальнейшую разработку принципов развития мировой торговли и торговой политики; разработка средств торговой политики и экономического сотрудничества; согласование торговой политики государств и региональных объединений в ходе межправительственных переговоров, проводимых в рамках ЮНКТАД; регулирование ограничительной деловой практики (т. е. практики ограничения конкуренции посредством использования отдельными фирмами или группами фирм их доминирующего положения на рынке); разработка механизмов по регулированию деятельности ТНК; сотрудничество с ведущими международными экономическими организациями по вопросам экономического развития и торговли.
     Ценность  сотрудничества с ЮНКТАД связана для России в настоящее время и с тем обстоятельством, что в рамках данной организации разрабатываются и осуществляются программы так называемой «технической помощи» странам с переходной экономикой, выражающейся в основном в предоставлении этим странам широкой информации и разнообразных консультационных и экспертных услуг по вопросам экономического и внешнеэкономического реформирования.
     Перспективы и возможности дальнейшего укрепления сотрудничества Российской Федерации с ЮНКТАД обусловливаются также ролью ЮНКТАД в области разработки мер по многостороннему регулированию международной торговли сырьевыми товарами. Проведенные под эгидой и в рамках ЮНКТАД межправительственные переговоры привели к заключению ряда международных товарных соглашений и созданию на этой основе соответствующих международных организаций и исследовательских групп по сырьевым товарам. С 1992 г. РФ принимает непосредственное участие в деятельности ряда указанных структур, включая международные организации по натуральному каучуку, кофе, тропической древесине, хлопку, зерну, какао, сахару, международные исследовательские группы по никелю, свинцу, цинку, каучуку. По мнению экспертов, участие РФ (до этого СССР) в международных товарных организациях себя в целом оправдало ввиду достаточно высокой эффективности этих соглашений в сглаживании колебаний цен на рынке и в обеспечении стран-участниц полезной коммерческой информацией, которая позволяет принимать оптимальные оперативные решения, в том числе о своевременном выходе на рынок для осуществления закупок сырья и продовольствия на более выгодных условиях. Поэтому дальнейшее сотрудничество РФ с указанными структурами рассматривается специалистами как экономически оправданное.
     В качестве перспективного следует рассматривать развитие сотрудничества Российской Федерации с такими региональными комиссиями ООН, как Европейская экономическая комиссия (членство в которой Россия унаследовала от СССР) и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, которая с апреля 1995 г. включила в сферу своей деятельности Россию, получившую статус регионального члена ЭСКАТО. Участие в работе указанных комиссий, поддерживающих тесные рабочие контакты с ведущими международными структурами и организациями, включая ВТО, ЮНКТАД, ЕС и др., позволяет решать ряд насущных вопросов, касающихся международной торговой политики и практики, процедур международной торговли, международных стандартов, сертификации продукции и т. д. Важное место в работе комиссий занимают вопросы транспорта, энергетики, промышленности. Значение указанных комиссий (в первую очередь ЕЭК) для РФ усиливается тем, что, в частности, в Секретариате Европейской экономической комиссии имеется подразделение, специально занимающееся проблематикой стран с переходной экономикой, которое инициирует и организует предоставление (часто в кооперации с другими организациями) разнообразной технической помощи странам ЦВЕ и СНГ, включая Российскую Федерацию. Полезность ЕЭК для РФ состоит в настоящее время также и в том, что ЕЭК предоставляет России и другим странам СНГ (все они входят в состав комиссии) дополнительную возможность обсуждать на регулярной основе вопросы их торгово-экономического взаимодействия, причем в контексте более широких рамок общеевропейского и даже трансатлантического экономического сотрудничества.
     Представляется, что достаточно широкие перспективы  открываются для России и в деле активизации ее сотрудничества с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана. Указанная комиссия, в которой помимо РФ участвуют также страны СНГ, относящиеся к центрально-азиатскому и закавказскому регионам, активно сотрудничает с интеграционными группировками АТР - региона, который, наряду с западным направлением, является в настоящее время приоритетным географическим вектором торгово-экономической стратегии Российской Федерации. Подобное сочетание интересов расширяет для России базу и возможности продвижения своих экономических интересов на восточноазиатском и тихоокеанском направлениях.
     Особое  и видное место в структуре многостороннего регулирования МЭО принадлежит Международному валютному фонду и в более узком формате — Всемирному Банку. Трансформационные изменения на пространстве бывшего Советского Союза привели к отказу от политики, проводившейся прежним советским руководством на изоляцию от МВФ и Всемирного Банка, на неприятие идеи сотрудничества с этими крупнейшими международными финансовыми институтами, причем первые изменения в официальной позиции наметились еще до распада СССР. Так, 5 октября 1991 г. между МВФ и советским правительством было подписано соглашение о специальной ассоциации, а с 1 июня 1992 г. РФ стала полноправным членом Фонда, что создало для страны возможность получения от МВФ довольно крупных кредитов, которые первоначально выделялись в рамках специально учрежденного в 1993 г. механизма финансирования структурных преобразований. После прекращения в апреле 1995 г. сроков действия этого механизма кредиты выделялись в рамках механизмов компенсационного и чрезвычайного финансирования, расширенного финансирования и дополнительного резервного финансирования, причем приведение в действие указанных механизмов жестко увязывалось Фондом с выполнением правительственных обязательств, касающихся согласования основных параметров макроэкономической политики.
     Что касается перспектив дальнейшего сотрудничества России с МВФ, то, как представляется, необходимость такого сотрудничества определяется не столько получением дополнительных кредитов от МВФ (возможность их предоставления в обозримой перспективе маловероятна, особенно в условиях укрепления валютно-финансового положения страны), сколько получением от МВФ экспертной оценки и одобрения проводимой в стране экономической и кредитно-денежной политики. Подобное одобрение могло бы способствовать повышению доверия к России со стороны ее партнеров по экономическому сотрудничеству и содействовать формированию более привлекательного инвестиционного климата для потенциальных иностранных инвесторов. В свою очередь, это положительно сказалось бы на активности на российском рынке таких солидных международных кредиторов и инвесторов, как Всемирный Банк и Европейский банк реконструкции и развития. Наконец, поддержание прочных деловых отношений с МВФ благоприятно влияло бы на вхождение России в ряд международных институтов, действующих в сфере международной торговли и международных экономических отношений в целом.
 

Глава 2. Экономические связи Российской Федерации.
2.1. Экономические связи  России с новыми  независимыми государствами.
     Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик при отходе от командного механизма управления потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях. Большие затруднения создают сложившиеся ранее неравномерности размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов, различия в уровне специализации и концентрации производства отдельных стран. Они привели к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и производстве важнейших видов сырья и продукции.
     Из  всех республик бывшего СССР лишь Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, Украина, Кыргызстан и Таджикистан — на 50%. Хуже обеспечены энергией собственного производства Молдова (1%), Армения (4%), Беларусь (10%).
     Государства, образовавшиеся на территории бывших союзных республик, являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, прежде всего с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
     Между Россией и новыми независимыми государствами  сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.
     В 2006 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 68 млрд. долл. и по сравнению с 2005 г. возрос на 18%, в том числе экспорт составил 43,4 млрд. долл. (29,2%), импорт
    24,7 млрд. долл. (12,2%). Сальдо торгового баланса со странами СНГ сложилось положительное
    18,8 млрд. долл. (табл. 2.1).
 
            Табл. 2.1. Внешняя торговля Российской федерации со странами СНГ. (в фактически действующих ценах; миллионов долларов США)

            Составлено  по: (Федеральная  служба государственной  статистики) 

     В структуре вывоза из России в бывшие союзные республики доминирующее положение занимает продукция отраслей тяжелой промышленности: нефтегазовой и химической, машиностроения, черной и цветной металлургии.
     В импорте России также преобладает  продукция отраслей тяжелой промышленности. Вместе с тем заметна доля продукции отраслей потребительского комплекса.
     Географическая  структура товарооборота России с новыми независимыми государствами сложилась следующим образом:
    страны Европейского региона (Украина, Беларусь, Молдова) — 77% товарооборота;
    Казахстан и государства Средней Азии — 13%;
    страны Прибалтийского региона — 9%;
    страны Закавказского региона — 1%.
     Структура взаимных поставок стран, ранее входивших  в состав СССР, отражает сложившиеся в течение десятилетий взаимные связи на основе специализации и производственной кооперации. Между этими странами получили развитие прогрессивные формы кооперирования, которые базируются на подетальной и технологической специализации, в то время как при торговле с дальним зарубежьем преобладает обмен готовыми, скомплектованными машинами и оборудованием.
     Оборот  между республиками бывшего СССР облегчается также практически  совпадающими стандартами и техническими условиями.
     То  обстоятельство, что продукция стран, входивших ранее в состав СССР, имеет сравнительно невысокий технический уровень и сравнительно низкое качество, является не разъединяющим, а консолидирующим фактором. Причем этот фактор будет неизбежно действовать долгие годы.
     В течение длительного предшествующего  периода предприятия бывших союзных  республик адаптировались друг к другу, даже к взаимным недостаткам, а структура экономики была взаимно дополняющей.
     В 1993—1994 гг. начали усиливаться тенденции  к экономической интеграции большинства бывших советских республик. Однако создание общего экономического пространства потребует немало времени.
     Важным  шагом налаживания взаимовыгодных экономических взаимоотношений  между Россией и остальными республиками является создание в 1993 г. Экономического союза, прежде всего на основе свободной торговли, и Таможенного союза, а также переход к общему рынку. Практически со всеми государствами Экономического союза уже заключены двусторонние соглашения о применении режима свободной торговли. Но осуществляется нетарифное регулирование поставок ограниченного круга товаров через квоты и лицензии.
     Географическая  близость и общая история развития хозяйства — важные условия сотрудничества России и стран Балтии. Торговля с Россией дает возможность функционировать хозяйствам балтийских стран. Из России в Латвию в последние годы поступали почти все потребляемые и реэкспортируемые топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, машины и оборудование; из Латвии в Россию — мебель, молоко и молочные продукты, продукция черной металлургии. В настоящее время Латвия практически теряет российский рынок для сбыта своих товаров, что стало одной из причин большого падения производства в Латвии, ее значение для экономики Российской Федерации практически сводится к роли транспортного коридора в торговле с Западом.
     Российско-литовские  торговые отношения сохраняют свое значение и в постсоветское время. Россия — до сих пор единственный поставщик в Литву нефти и газа. От российских поставок материалов зависит работа литовских предприятий машиностроения.
     Торгово-экономические  отношения Российской Федерации с Эстонией переживают период спада. Доля России в общем товарообороте Эстонии резко сократилась. Но Российская Федерация все же остается главным торговым партнером Эстонии и обязалась экспортировать энергоресурсы, продукцию черной и цветной металлургии, легкой промышленности, химикаты. Эстония, в свою очередь, — электроэнергию, лом черных и цветных металлов, машины и оборудование, продукцию обрабатывающей промышленности АПК.
     Государства Содружества участвуют в создании совместных предприятий. Так, наибольшее число совместных предприятий в 1996 г. имели Россия и Украина (1293), Россия и Казахстан (462), Россия и Беларусь (405), Россия и Узбекистан (336).
     Процессы  интеграции получают новое развитие с образованием Союза России и  Беларуси. 

2.2. Экономические связи России со странами Восточной Европы, КНР, КНДР, МНР и Кубой.
     В настоящее время в целом сохраняется  основа международного разделения труда  в форме обмена российских энергоносителей  и сырьевых товаров на машинно-техническую  продукцию и потребительские товары стран Восточной Европы. Такому разделению способствует то, что эти страны не смогли полностью переключиться на иные источники снабжения энергоносителями.
     Ограничения импорта на объединенном рынке Европейского сообщества, в частности отдельных видов продовольствия и текстиля, ориентируют страны Восточной Европы на поддержание устойчивых связей с Россией.
     Сохранению  связей способствует также созданная  за предыдущие годы сотрудничества транспортная инфраструктура — трубопроводы, линии электропередачи, железные и шоссейные дороги.
     Для России важна существующая специализация  стран Восточной Европы в области  железнодорожного подвижного состава, судостроения, производства трамваев, троллейбусов, автобусов, медицинского оборудования, малотоннажной химии, медикаментов, специальных видов бумаги. Большое значение имеет сохранение сложившейся производственной специализации в автомобильной промышленности, производстве сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительной техники, оборудования для атомных электростанций, а также в черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
     Торгово-экономические  связи России со странами Восточной  Европы строятся на двусторонней основе. Заключены торгово-экономические отношения России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией. Ряд регионов России также подписал экономические соглашения со странами Восточной Европы, некоторые из них носят характер бартерных сделок (см. прил. 1).
     В настоящее время структура торговли России с Восточной Европой остается в основном в рамках исторически сложившейся схемы международной специализации. Вместе с тем в последние годы резко сократились взаимные поставки машин и оборудования. Россия в состоянии поставлять в значительных объемах лишь природный газ, черные и цветные металлы, деловую древесину, тогда как экспорт нефти, кокса, электроэнергии резко сократился. Падает также российский экспорт военной техники. Однако страны Восточной Европы заинтересованы в приобретении авиационной и другой сложной техники. В странах региона при условии сервисного обслуживания сохраняется рынок для российского экспорта товаров длительного пользования — телевизоров, радиоприемников, холодильников, фотоаппаратов.
     Российский  импорт машинотехнической продукции  осуществляется на кооперационной основе (комплектующие узлы, детали), либо по бартеру.
     Одной из приоритетных областей производственного  сотрудничества предприятий России и стран Восточной Европы является конверсия оборонных отраслей промышленности. С этой целью создана российско-венгерская компания сельскохозяйственного машиностроения «ХАК» («Хунгария — Авиаконверсия»), которая специализируется на выпуске тракторов, сеялок, перерабатывающих линий.
     Потенциально  благоприятной сферой экономических  связей с бывшими партнерами по СЭВ является фармацевтическая промышленность, в которой Болгария, Венгрия, Польша, Чехия располагают неплохой производственной и технологической базами.
     В последнее время возросла активность восточно-европейских фирм и предприятий по созданию совместных предприятий на территории России. В свою очередь, предприятия России могли бы стать со временем владельцами крупных пакетов акций фирм Восточной Европы, особенно в заметно продвинувшихся по пути рыночных преобразований и располагающих развитой инфраструктурой и достаточно квалифицированными кадрами странах региона. Показателен пример венгерской фирмы «Икарус», 32% акций которой приобрел российский холдинг «АТЕКС».
     При выборе подходов к дальнейшему развитию отношений между Россией и  этой группой стран следует учитывать:
      принципы экономической выгоды как основы дальнейшего развития сотрудничества с восточно-европейскими регионами;
      глубокую взаимозависимость экономик восточно-европейских стран на базе сложившегося в период деятельности СЭВ международного разделения труда и интерес к сохранению этих связей.
     Польша  предлагает России оборудование для  производства и переработки мяса, сахара, растительного масла, картофеля, выпуска упаковочных материалов, а также мини-тракторов.
     Венгрия поставляет некоторые сельскохозяйственные машины мини-пекарни и мини-заводы по выпуску мясных и молочных продуктов.
     Чехия продолжает сотрудничество по выпуску  электровозов (завод «Шкода»), предлагает совместные работы по реконструкции  завода в Новочеркасске и строительству ремонтного завода в Ярославле.
     Болгария  переоборудует предприятия табачной промышленности, так как все фабрики  в России оснащены болгарским оборудованием.
     По-новому строятся сейчас внешнеэкономические  связи России с Монголией, Китаем, Северной Кореей, Кубой.
     Значительный  подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны: централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь, оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.
     В торговле с Китаем растет доля прямых связей. С 1991 г. обмен между странами приобрел характер встречных бартерных операций.
     Структура торговли сегодня определяется не географической, промышленной или технологической  взаимодополняемостью, а экономическим  кризисом в России и внутренними потребностями Китая в сырье и технологиях. Удельный вес Китая в экспорте России в 2006 г. был равен 6%. Русский экспорт в Китай состоит из машин и оборудования, включая авиационную технику, автомобили, сельскохозяйственную технику, нефтедобывающее оборудование, генераторы для электростанций, оборудование для текстильной промышленности, а также угля, сырья и продукции химической промышленности, черных металлов, древесины и т.д. Доля машин и оборудования, транспортных средств составляет около 40% всего экспорта России в Китай. Процесс специализации и сотрудничество на основе разделения труда находится на начальном этапе развития. Китай, в свою очередь, экспортирует в Россию товары народного потребления (55%) и продукты питания (28%). Удельный вес китайского импорта в Россию — 1,9%.
     Сейчас  утверждается сотрудничество в области  высоких технологий, космических  исследований, строительства гидро- и атомных электростанций, а также в военно-технических областях.
     В отношениях России с Китаем важнейшей  задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера (снижение «бартеризации» товарооборота).
     Уровень, масштабы и структура торгово-экономических  связей бывшего СССР с Монголией  и Северной Кореей определялись военно-стратегическими соображениями и степенью развития экономики этих стран. Для Советского Союза экономические связи с Монголией никогда не были существенными. Доля Монголии в совокупном объеме торговли СССР не превышала 1—2%. В Монголии более 600 промышленных комплексов, включая 150 заводов, были построены, реконструированы и расширены с помощью СССР. Монголия диверсифицирует свои торгово-экономические ориентиры. Наиболее заметными ее партнерами становятся Япония и Китай.
     В начале 90-х гг. отношения между СССР и Северной Кореей (КНДР) существенно изменились. Доля продукции КНДР в экспорте СССР составляла 2,2% (1990 г.). После распада СССР торговля с Россией фактически прекратилась (2006 г. экспорт — 0,1%, импорт — 0,03%). Подписанные контракты на строительство совместных предприятий, соглашения о разработке совместного проекта строительства газопровода, связывающего Сибирь с Южной и Северной Кореей, и др. не находят своей реализации.
     На  основе нового принципа эквивалентности  развиваются внешнеэкономические связи с Кубой. Значительно снизился российско-кубинский товарооборот, что явилось прямым результатом отхода от ранее сложившейся льготной для Кубы системы сотрудничества, в том числе перехода с 1991 г. на торговлю по мировым ценам и к расчетам в СКВ. В настоящее время торговля с Кубой свелась практически к монобартеру российской нефти на кубинский сахар-сырец. Россия участвует в наращивании мощностей кубинской никель-кобальтовой промышленности, в завершении строительства АЭС «Хурагуа». 

2.3. Экономические связи России с развитыми странами
     Россия  строит свои внешние экономические  отношения с развитыми странами мира на базе конструктивного созидательного взаимодействия государств. При этом используются все формы экономического взаимодействия, чтобы обеспечить возможность участия наших предприятий и объединений в полном объеме внешнеэкономических связей с целью наращивания экспортного потенциала и повышения эффективности экономического и научно-технического сотрудничества с развитыми государствами.
     Россия  предпринимает реальные действия по интеграции своей экономики в  мировую экономику
     Основной  формой внешнеэкономических связей России с развитыми странами является внешняя торговля.
     В начале 90-х гг. торговый оборот России с развитыми странами сократился на 15%. В 1995 г. на развитые страны в товарообороте России приходилось около 60%.
     Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях и ряд других факторов отразились на росте доли стран Западной Европы во внешней торговле России. Страны Европейского союза (ЕС) традиционно занимают ведущее место в торговле, производственном кооперировании, научно-технических связях России. Между Российской Федерацией и ЕС в 1994 г. было заключено генеральное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое призвано регулировать отношения российских и западноевропейских партнеров в сфере обмена товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы и т.д. На страны ЕС приходится более 40% российского внешнеторгового оборота, и этот показатель растет.
     Среди промышленно развитых стран Западной Европы ведущими торговыми партнерами России являются ФРГ, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Швеция.
     В современной структуре экспорта России в страны Западной Европы преобладают  нефть, нефтепродукты, природный газ, черные и цветные металлы, удобрения, лесные материалы. Экспорт из России машин, оборудования и транспортных средств не превышает 1% в стоимостной структуре вывоза в страны Западной Европы. Определенным спросом на западноевропейском рынке пользуются металлорежущие станки, кузнечно-прессовое и электротехническое оборудование, подъемные машины, тракторы, подшипники и некоторые виды приборов. Расширение поставок машинотехнической продукции сдерживается ее слабой конкурентоспособностью из-за низкого технического уровня и качественных характеристик.
     Увеличение  продукции обрабатывающей промышленности в экспорте в развитые страны —  задача первостепенного значения. Совершенствование экспорта возможно за счет продукции наукоемких отраслей, а также результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, технологических процессов и методик их применения.
     Импорт  России из стран Западной Европы претерпел коренные изменения в годы экономических реформ. СССР из Западной Европы ввозил главным образом машины и оборудование в основном для автомобильной, металлургической, пищевой, химической и других отраслей промышленности.
     В настоящее время основными статьями импорта являются продовольственные и промышленные потребительские товары (сахар, обувь, одежда, парфюмерия), а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.
     Сотрудничество  на компенсационной основе между  Россией и странами Западной Европы включает поставки западными партнерами оборудования, технической документации и лицензий для строительства в нашей стране промышленных предприятий на условиях кредита с последующим его погашением полностью или частично путем реализации продукции этих предприятий. Как правило, компенсационное сотрудничество осуществляется в сфере капиталоемких отраслей — добыче энергоносителей, химической промышленности и т.п. Однако в современных условиях заключение и реализация прямых компенсационных сделок сталкиваются с серьезными трудностями.
     Одно  из возможных направлений промышленного  сотрудничества России с Западной Европой  — привлечение западноевропейских фирм к модернизации и реконструкции  предприятий в России, построенных в 60—70-х гг. с использованием оборудования и технологий из этих стран (в легкой    химической,   автомобильной   и   других   отраслях).   Для   подавляющего   большинства российских предприятий немалый интерес представляет аренда западноевропейского оборудования на условиях лизинга.
     В последние годы между российскими  и западноевропейскими предприятиями  стали практиковаться современные  формы в разработке природных  ресурсов, например «продакшен шеринг». Так, французская нефтяная группа «Тоталь» финансирует техническое перевооружение и эксплуатацию в Ненецком автономном округе Харьянгинского нефтяного месторождения. Добытая нефть будет распределяться следующим образом: 25% поступит «Тоталь» и 75% — «Коми-нефть».
     С развитыми странами Европы достигнут  прогресс в научно-техническом сотрудничестве, совместном предпринимательстве, производственной специализации и кооперации предприятий и фирм.
     Среди развитых стран ФРГ с 1972 г, остается крупным торговым партнером бывшего  СССР, а теперь России. Германия —  ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь, Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике. Доля Германии в 2006 г. в общем объеме экспорта и импорта России — 9,5 и 15,9% соответственно.
     В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). Значительную долю в экспорте занимают полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы, древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Увеличилась доля готовых изделий, поставляемых в Германию с 8 до 11%. Машинно-техническая продукция составляет около 3%. Основным препятствием для роста экспорта этой продукции остается низкое качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.
     В структуре импорта из Германии основная доля приходится на машинно-техническую  продукцию (более 60% от объема импорта). В Россию ввозятся главным образом автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы, стальная продукция. Около 18% в импорте занимает продовольствие: масло, мясные изделия, сыр, овощи, фрукты, зерно, сахар, пиво и др. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
     В научно-техническом сотрудничестве с Россией на первом месте стоит  Германия. На перспективу приоритетными  областями могут стать защита окружающей среды, энергетика, безопасность АЭС, авиакосмическая промышленность, информатика, фундаментальные исследования в области физики, создание новых материалов, технопарков.
     Важнейшим направлением экономических связей России с Германией становится инвестиционное сотрудничество. Объем германских инвестиций в российскую экономику на начало 2006 г. составил 1,5 млн. долл. Основные инвестиции немецкие фирмы направляют в богатые сырьем регионы, располагающие средствами или сырьевыми ресурсами для их оплаты.
     На  территории России в настоящее время  функционирует около 1,5 тыс. совместных предприятий с германским участием. При этом лишь треть их них имеет производственный профиль, а остальные работают в сфере торговли, услуг, посреднической деятельности. Половина вложений в производственные совместные предприятия приходится на топливно-энергетический комплекс, металлургию, транспорт, легкую и пищевую промышленности.
     Примерами успешного участия германских организаций  и фирм в инвестировании в российскую экономику могут служить долгосрочное инвестиционное сотрудничество с фирмой «Даймлер-Бенц» по Ульяновскому проекту, «Дойче Аэроспейс»-МТУ с НПО «Авиадвигатель», а также финансирование «Дойче Банком» проекта «Тюмень I» и др.
     Активно развиваются внешнеэкономические  связи России и Франции. Франция  — один из ведущих торговых партнеров  России. В 2006 г. объем взаимной торговли составил 13462 млн. долл. США (экспорт России — 7602 млн. долл., импорт — 5860 млн. долл.). При этом возрос как российский экспорт, так и импорт из Франции. Россия расширила поставки во Францию нефти и нефтепродуктов, природного газа, черных и цветных металлов, химических, лесных и целлюлозно-бумажных товаров. В структуре импорта произошло сокращение доли сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В то же время динамично развивался импорт французских потребительских товаров и промышленного оборудования.
     На  российском рынке представлено около двадцати корпораций, которые в принципе и определяют экономические позиции Франции во всем мире: «Рено», «Сен-Гобэн»», «Юзинор», «Томсон», «Компани женераль д'электрисите», «Рон-Пулэнк».
     В последнее время активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере, агропромышленном комплексе, связи и энергетике России. Французские фирмы заинтересованы в расширении капиталовложений в российскую нефтегазовую промышленность, в осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, создании сети деловой внутренней связи, модернизации алюминиевых заводов в Красноярске и Братске, предприятий черной металлургии и мебельной промышленности. Совместно с фирмой «Серибо» завершается строительство в России предприятия по производству мебели. С фирмой «Сервье» налажено производство медикаментов на Московском химико-фармацевтическом предприятии. С участием французских фирм модернизируются российские сахарные заводы, предприятия пищевой промышленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.