Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Налогообложение недропользователей в РК

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(технический  университет)
ИНСТИТУТ  ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОНОМИКИ И 
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономики и финансов 
 

Контрольная работа 
по дисциплине «Налоги и налогооблажение» 

Налогообложение недропользователей в РК 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнил:
                                                                       студент группы ИТ-51-09
                                                                       Толеужанов Санжар Алимгазыевич 

                                                                       Проверила:
                                                                       доцент Бекишева А.И.                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 

Москва, 2011г.
     Содержание 
 

Введение            3
1. Налогообложение  недропользователей       5
2. Общие  тенденции налоговой политики  в отношении недропользователей 6
3. Проблемы  исчисления налога на сверхприбыль       9
4. Исполнение  налогового обязательства оператором            16
5. Порядок  ведения раздельного налогового  учета по контрактам на недропользование                 17
Заключение                  19
Список  литературы                 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования  социально-экономических процессов  составляют отношения по поводу перераспределения  доходов.
   Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Очевидно также, что  источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических  лиц.
   Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
   Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:
   а) гасить возникающие “сбои” в системе  распределения;
   б) заинтересовывать ( или незаинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.
   Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги и столько  же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
   Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Налогообложение недропользователей  

     Недропользователи - физические или юридические лица, обладающие правом на проведение операций по недропользованию, включая нефтяные операции, на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определяется в контракте на недропользование. Налогообложение недропользователей регулируется  в соответствии со ст.307 Налогового кодекса РК.
     Статья 307. Отношения, регулируемые настоящим разделом
1. При проведении операций по недропользованию в рамках контрактов на недропользование, заключенных в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, недропользователи уплачивают все налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом.
2. Настоящий раздел устанавливает порядок исчисления и уплаты специальных платежей и налогов недропользователей при проведении операций по недропользованию, а также особенности исполнения налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции.
3. Специальные платежи и налоги недропользователей включают:
1) специальные платежи недропользователей:
а) подписной бонус;
б) бонус коммерческого обнаружения;
в) платеж по возмещению исторических затрат;
2) налог на добычу полезных ископаемых;
3) налог на сверхприбыль.
В настоящем разделе специальные понятия и термины имеют значения, определенные законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.
Действие пункта 4 статьи 307 приостановлено до 1 января 2012 года в соответствии со статьей 18 Закона РК от 10.12.08 г. № 100-IV
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)
4. Порядок отнесения месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных, их перечень и порядок налогообложения в части налога на добычу полезных ископаемых определяются Правительством Республики Казахстан.
      Налогооблажение деятельности по проведению операций по недропользованию осуществлюется согласно ст. 308 Налогового кодекса РК.
Согласно статье исчисление налоговых обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате. За исключением случаев, если налоговый режим, определенный в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, а также в контракте на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, сохраняется для налогов и других обязательных платежей в бюджет, в отношении которых в соответствии с положениями такого соглашения (контракта) прямо предусмотрена стабильность налогового режима, действует исключительно в отношении сторон такого соглашения (контракта), а также в отношении операторов в течение всего установленного срока его действия, не распространяется на лиц, не являющихся сторонами такого соглашения (контракта) или операторами, и может быть изменен по взаимному соглашению сторон.
     Исполнение налогового обязательства в отношении налогов, подлежащих удержанию у источника выплаты, в отношении которых недропользователь выступает в качестве налогового агента, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательства по их уплате, независимо от наличия в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, и контракте на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, положений, регулирующих порядок обложения налогами, удерживаемыми у источника выплаты.
     В случае отмены отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных налоговым режимом соглашения (контракта) о разделе продукции, заключенного между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшего обязательную налоговую экспертизу, а также налоговым режимом контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, которые установлены соглашением (контрактом) о разделе продукции и (или) контрактом на недропользование, до окончания срока их действия или внесения соответствующих изменений и дополнений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Также отмечено, что недропользователь-нерезидент, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование, дополнительно подлежит налогообложению в соответствии со статьями 198 - 200 настоящего Кодекса.
     Кроме того, согласно ст.308 пункту 4 Налогового кодекса РК, недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет в соответствии со статьей 310 настоящего Кодекса для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование, а также при разработке низкорентабельного, высоковязкого, обводненного, малодебетного и выработанного месторождения (группы месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений, части месторождения в рамках одного контракта) в случае исчисления по такому месторождению (группе месторождений, части месторождения при условии осуществления деятельности по такой группе месторождений в рамках одного контракта) налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и по ставкам, которые отличаются от установленных настоящим Кодексом.
     Данное положение не распространяется на контракты по добыче общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, лечебных грязей, а также на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей.
     Недропользователь, осуществляющий коммерческую добычу нефти, минерального сырья, подземных вод, а также лечебных грязей, добыча которых не предусмотрена условиями контракта на недропользование и запасы которых утверждены уполномоченным для этих целей государственным органом Республики Казахстан, обязан производить по ним уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке, установленном настоящим Кодексом, до внесения соответствующих изменений и дополнений в контракт на недропользование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
     Если право недропользования по одному контракту на недропользование принадлежит нескольким физическим и (или) юридическим лицам в составе простого товарищества (консорциума), налогоплательщиком по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан, выступает каждый участник простого товарищества (консорциума).
     Если право недропользования по одному контракту на недропользование принадлежит нескольким физическим и (или) юридическим лицам в составе простого товарищества (консорциума), то по деятельности, осуществляемой по такому контракту на недропользование, участники простого товарищества (консорциума) обязаны определить уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета по такой деятельности.
     Уполномоченный представитель участников простого товарищества (консорциума) обязан вести сводный налоговый учет по деятельности, осуществляемой по контракту на недропользование, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
     В случаях осуществления операций по недропользованию в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции в качестве такого уполномоченного представителя выступает оператор.
Полномочия уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), в том числе оператора, должны быть подтверждены в соответствии с требованиями статьи 17 или 17-1 настоящего Кодекса.
     Статья 309. Налогообложение деятельности, не относящейся к операциям по недропользованию
Исполнение налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, не освобождает недропользователя от исполнения налогового обязательства по осуществлению деятельности, выходящей за рамки контракта на недропользование, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на дату возникновения налогового обязательства. 

     3. Проблемы исчисления налога на сверхприбыль  

     В качестве одного из ярких примеров изменения налоговой политики в  отношении недропользователей в Казахстане можно привести ситуацию с разрешением вопроса о проблемах исчисления налога на сверхприбыль.
     Со  второго полугодия 2005 года налоговые  органы Казахстана под кураторством налогового комитета министерства финансов республики провели ряд тематических налоговых проверок в отношении  крупнейших недропользователей. Впервые за историю независимого Казахстана были проведены тематические проверки по налогу на сверхприбыль. Недропользователи были в недоумении от огромных сумм начисленного налога на сверхприбыль, пени и штрафов.
     Налог на сверхприбыль впервые был предусмотрен положениями налогового законодательства начала 1995 года. Плательщиками налога на сверхприбыль признавались все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.
     Закон о налогах содержал общие положения  о плательщиках налога на сверхприбыль, форме уплаты, в последующих редакциях  были определены ставки налога на сверхприбыль. Подзаконного же регламентирования  порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль недропользователи не видели долгое время. Скорее всего, это объяснялось ранним этапом развития нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения находились все еще на стадии разведки, соответственно не было даже прибыли, не говоря уже о так называемой сверхприбыли.
     29 декабря 1997 года приказом председателя  налогового комитета министерства  финансов республики N1 была утверждена Инструкция N41 "О налогообложении недропользователей". Впервые детально методика расчета (исчисления) налога на сверхприбыль была закреплена в Инструкции N41, положениями инструкции также предусматривались примеры исчисления налога на сверхприбыль, формулы и расчеты. С момента принятия Инструкции N41 недропользователи руководствовались ее положениями.
     Недропользователи Казахстана начали получать сверхприбыль в конце 1999 - начале 2000 годов. Соответственно с этого момента возникла необходимость исчисления и уплаты налога на сверхприбыль. Были утверждены правила составления налоговой отчетности, недропользователи провели ряд переговоров с представителями налоговых органов в целях получения консультаций по правилам исчисления и уплаты налога на сверхприбыль.
     Правильность, корректность и соответственно правомерность  порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, проводимого недропользователями была подтверждена результатами комплексных налоговых проверок недропользователей за 2000-2004 годы. Результаты же последних тематических налоговых проверок, проведенных во втором полугодии 2005 года, показали, что недропользователи неправильно исчисляли налог на сверхприбыль. Более того, противоречивыми оказались выводы проверяющих: результаты ранее проведенных комплексных проверок в отношении налога на сверхприбыль существенно отличаются от проведенных в 2005 году тематических проверок по налогу на сверхприбыль; формулы исчисления налога на сверхприбыль, закрепленные в ежегодно (с 2000 года) утверждаемых налоговыми органами правилах составления налоговой отчетности также рознились с формулами, примененными в ходе тематических проверок.
     Налоговые органы использовали принципиально  новую для многих Контрактов методику расчета налога на сверхприбыль.
     В соответствии с положениями законодательства, действовавшего во время заключения недропользователями нефтяных контрактов, и сложившейся практикой налог на сверхприбыль рассчитывался следующим образом:
     Доход после уплаты КПН (корпоративного подоходного  налога) - налог на дивиденды - налог  на сверхприбыль, уплаченный за предыдущий год = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.
     Вышеуказанная формула применялась в соответствии с положениями Инструкции N41 "О налогообложении недропользователей" и правилами составления Деклараций по налогу на сверхприбыль.
     Налоговые же органы в середине 2005 года приняли  внутренний акт, предусматривающий  иной порядок исчисления налога на сверхприбыль, а именно порядок определения  чистого дохода. Так, налоговые органы, руководствуясь положениями п.30 ст.5 закона о налогах, предусматривающим, что под чистым доходом следует  понимать налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, выплачиваемого по этому доходу, рассчитывают налог  на сверхприбыль следующим образом:
Доход после уплаты КПН = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.
     Таким образом, налоговые органы считали, что при исчислении чистого дохода недропользователи необоснованно вычитывают сумму уплаченного налога на дивиденды и сумму налога на сверхприбыль, уплаченного за предыдущий год.
     Основным  аргументом налоговых органов при  исчислении налога на сверхприбыль по вышеуказанной формуле являются положения п.30 ст.5 закона о налогах, определяющие чистый доход как доход  за минусом только корпоративного подоходного  налога.
     Как видно из изложенного, руководствуясь крайне формальным подходом, несмотря на положения Контрактов на недропользование, четко закрепляющих методику расчета налога на сверхприбыль, органы налоговой службы обозначили новую методику исчисления налога на сверхприбыль, существенно изменяющую экономический баланс интересов государства и недропользователя.
     Согласно  ст.94 закона о налогах требования по уплате налогов и других обязательных платежей (налоговый режим), устанавливаемые  для недропользователей, определяются в контрактах на недропользование между недропользователем и компетентным органом, уполномоченным правительством республики. В соответствии со ст.94-3 закона о налогах налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия контракта.
     Таким образом, положения контракта на недропользование относительно налогового режима имеют преимущественную силу перед нормами закона о налогах, и недропользователь обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет согласно налоговому режиму, установленному контрактом на недропользование.
     Несмотря  на вышеизложенное, по состоянию на сегодняшний день судебная власть в этом вопросе солидарна с налоговыми органами. При этом, окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. У первых недропользователей, столкнувшихся с этой проблемой, есть право до января-февраля 2007 года обжаловать вынесенные в пользу налоговых органов судебные решения по налогу на сверхприбыль. Следует также отметить, что каждый контракт  на недропользование и закрепленный в нем налоговый режим индивидуальны. В этой связи, вполне возможно, что в последующем судебная практика по разным недропользователям будет разниться.
     Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что основной причиной возникновения  подобных налоговых споров является различное понимание налогоплательщиком и государством содержания налоговой  стабильности, стабильности налогового режима. Налогоплательщик-недропользователь толкует все неточности и пробелы в свою пользу, государство в лице налоговых органов расширительно и зачастую необоснованно формально толкуют некоторые нормы применимого налогового законодательства, не учитывая положения самого контракта на недропользование. Все эти вопросы вот уже на протяжении последних 10 лет являются открытыми и актуальнейшими для недропользователей Казахстана. В разрешении данных вопросов необходим систематизированный и самое главное справедливый подход с точки зрения баланса экономических интересов сторон.
     При проведении операций по недропользованию в рамках контрактов на недропользование, заключенных в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, недропользователи уплачивают все налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом.
     Специальные платежи и налоги недропользователей включают:
     1) специальные платежи недропользователей:
     а) подписной бонус;
     б) бонус коммерческого обнаружения;
     в) платеж по возмещению исторических затрат;
     2) налог на добычу полезных ископаемых;
     3) налог на сверхприбыль.
     Налогообложение деятельности по проведению операций по недропользованию
     Исчисление  налоговых обязательств по налогам  и другим обязательным платежам в  бюджет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате, за исключением случаев, указанных ниже.
     Налоговый режим, определенный в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном  между Правительством Республики Казахстан  или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, а также контракте на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, сохраняется для налогов и других обязательных платежей в бюджет, в отношении которых в соответствии с положениями такого соглашения (контракта) прямо предусмотрена стабильность налогового режима, действует исключительно в отношении сторон такого соглашения (контракта), а также в отношении поверенных лиц (операторов) в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в течение всего установленного срока его действия, не распространяется на лиц, не являющихся сторонами такого соглашения (контракта) или поверенными лицами (операторами) в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и может быть изменен по взаимному соглашению сторон.
     Исполнение  налогового обязательства в отношении  налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих удержанию у  источника выплаты, в отношении  которых недропользователь выступает в качестве налогового агента, производится в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на момент возникновения обязательства по их уплате. Исполнение данного обязательства осуществляется недропользователем в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, независимо от наличия в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, и контракте на недропользование, утвержденном Президентом Республики Казахстан, положений, регулирующих порядок обложения налогами, удерживаемыми у источника выплаты.
     В случае отмены отдельных видов налогов  и других обязательных платежей в  бюджет, предусмотренных налоговым  режимом соглашения (контракта) о  разделе продукции, заключенного между  Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшего обязательную налоговую экспертизу, а также налоговым режимом контракта на недропользование, утвержденного Президентом Республики Казахстан, недропользователь продолжает производить их уплату в бюджет в порядке и размерах, установленных соглашением (контрактом) о разделе продукции и (или) контрактом на недропользование, до окончания срока их действия или внесения соответствующих изменений и дополнений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
     Недропользователь-нерезидент, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование, дополнительно подлежит налогообложению в соответствии со статьями 198 - 200 Налогового кодекса.
     Исполнение  налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта  на недропользование, не освобождает недропользователя от исполнения налогового обязательства по осуществлению деятельности, выходящей за рамки контракта на недропользование, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действующим на дату возникновения налогового обязательства.
     4. Исполнение налогового обязательства оператором 

     Если  право недропользования по одному контракту на недропользование принадлежит нескольким физическим и (или) юридическим лицам в составе простого товарищества (консорциума), то по деятельности, осуществляемой по такому контракту на недропользование, участники простого товарищества (консорциума) обязаны определить поверенное лицо (оператора) для ведения консолидированного налогового учета.
     Исполнение  налоговых обязательств по контракту  на недропользование производится участником (участниками) простого товарищества (консорциума) и (или) поверенным лицом (оператором) в порядке, установленном статьями 4 и 5 Налогового кодекса.
     Если  определение поверенного л
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.