На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Методология и организация социологических исследований

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный  термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная  методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к  изучению предмета. Социологическая  методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических  теорий.
В узком смысле слова  в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских  процедур, техники и методов, включая  приемы сбора и обработки социологической  информации.
При этом следует  учитывать, что любая теоретическая  система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает  и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания.
Ни в отечественной, ни в зарубежной социологии нет единого  определения частных приемов  социологических исследований. Одну и ту же систему действий некоторые  авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой, четвертые - методикой, а некоторые и методологией. Поэтому  стоит договориться об использовании  определенных терминов, рекомендованных  авторитетным социологом В. А. Ядовым.
Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного  метода.
Методика - совокупность технических приемов, связанных  с данным методом, включая частные  операции, их последовательность и  взаимосвязь.
Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного  исследования, сбора и обработки  социологический информации.
При этом следует  помнить, что социолог в своей  работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. QH должен владеть приемами статистического  анализа, информационными технологиями, иметь представление о соответствующих  разделах математики.
Любое более или  менее основательное социологическое  исследование имеет четыре основных этапа:
первый - подготовка исследования;
второй - сбор первичной  информации;
третий - обработка  информации;
четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
Конечно, можно самостоятельно сочинить анкету и провести небольшой  опрос, чем часто пользуются работники  средств массовой информации. Но, как  правило, такая информация будет  поверхностной, не представляющей научного интереса.
1. Типология социологических  исследований
Можно выделить три  основных типа социологических исследований:
разведывательное, или  пилотажное;
описательное;
аналитическое.
Разведывательное  охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе  и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем  уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться  социологи.
Разновидностью разведывательного  исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение  людей к актуальным событиям и  фактам. Это зондаж общественного  мнения. Нередко к нему прибегают  для оценки хода и результатов  различных социально-экономических  и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).
Описательное исследование позволяет получить относительно целостное  представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко  разработанной программе и на базе методически отработанного  инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, региона. Применяются самые разнообразные  методы исследования.
Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры  и характеристик. Чаще всего заканчивается  монографическими работами. Например, миграция из села. В описательном исследовании достаточно назвать основные причины  миграции. В аналитическом требуется  их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным  социально-демографическим группам.
Аналитическое исследование по своему характеру носит комплексный  характер, в нем применяются самые  различные формы сбора и анализа  информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.
Исследование может  повторяться неоднократно, чтобы  представить поведение изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование называется панельным. Повторные  когортные исследования - особая разновидность  панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект - возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин "когорта" заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные  и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и  специфического в социальных процессах  различных стран или регионов.
Содержание и структура  социологического исследования зависят  от его общей направленности. С  этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем  путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.
Прикладные социологические  исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные  в социологии, здесь реализуются  в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального  проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.
2. Основные требования  к разработке программы
В любом серьезном  и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это  стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.
В идеальном варианте программа теоретико-прикладного  исследования включает следующие элементы:
методологическая  часть, в которой формулируются  проблемы, дается указание объекта  или предмета исследования, определение  цели и задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;
организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает  разработку инструментария, приемов  и методов сбора информации, выбор  изучаемой совокупности, способы  и схемы обработки информации, сроки ее анализа.
Исходным пунктом  любого основательного социологического исследования является сложившаяся  в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере  общественной жизни проблемная ситуация. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте  интересов социальных групп, общностей, институтов. Причем, часто конкретными  людьми социальная проблема может и  не осознаваться, так как провоцирующие  ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня. Будучи и осознаваемой, она  не обязательно становится предметом  социологического исследования. Для  этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям  и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.
Социальные проблемы отличаются по своей масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, наций, этнических групп. Наконец, на высшем уровне социальная проблема может охватывать интересы всего общества в целом и даже носить глобальный характер. Например, проблема устойчивого развития, демографической  революции, больших экологических  сдвигов.
На первом этапе  формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей. Следует  различать практическую и научную  проблему. Отличие заключается в  том, что практическая проблема не требует  новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме  того, необходимо избегать в программе  мнимых проблем. Например, текучесть  кадров. Она достаточно хорошо изучена  и описана в литературе. Другое дело, что в каждом коллективе есть своя специфика. Уловить ее можно с помощью небольшого разведывательного исследования.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного  объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область  социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными  словами - все то, что явно или  неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера. Объект социологического исследования - это то, на что направлен  процесс социологического анализа.
Помимо объекта  выделяется также предмет исследования или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые предстоит исследовать.
Вспомним пирамиду В. Н. Шубкина, который изучал проблемы выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в  противоречии между равными правами  всех школьников в выборе профессии  и сохраняющимся неравенством молодых  людей из разных социальных групп  и регионов в реализации этих прав. Объект исследования - школьники и  их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.
В программе обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации. Чаще всего цели и задачи исследования формулируются заказчиком. Конечно, цели могут быть основными и частными. Частные задачи вытекают из основных и являются средствами решения главных  задач исследования.
Очень важно различать  программные, основные, задачи исследования и те, что будут возникать в  процессе его развертывания. По сути, каждая стадия развертывания программы  и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач.
Предусмотреть всю  их последовательность невозможно, и  в этом нет необходимости.
Основные задачи исследования отвечают его целевой  установке, дополнительные ставятся для  подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т. п.
Вся процедура социологического исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все  остальное при нехватке средств, дефиците времени безжалостно отсекается. Худший вариант программы: основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно происходит в коллективных исследованиях, которые проводят несколько  социологов, да еще из разных научных  коллективов. У каждого участника  свой круг научных интересов, свое понимание  проблемной ситуации. В итоге не реализуются полноценно ни главная, ни дополнительные задачи. Многое зависит  от внешних обстоятельств: социальной и политический конъюнктуры, финансовых ресурсов, взаимоотношений между  участниками исследования. Тем не менее серьезное научное исследование предполагает, что его участники  на всех этапах последовательно руководствуются  программными целями и задачами. Именно они образуют путеводную нить, уклонение  от которой делает работу хаотической  и часто неэффективной в том  смысле, что полученные результаты могут быть полезными и интересными  для отдельных участников, но в  целом поставленная задача не решается. Получается своего рода социологический  бредень, невод, которым процеживается  масса социальной информации в надежде  поймать золотую рыбку, выполнить  социальный заказ.
Социологические исследования - это дело профессионалов. Социологический  инструментарий в руках неподготовленного  человека - все равно что топор  в руках хирурга. При этом стоит  помнить, что любое обстоятельное  исследование требует коллективных усилий и у каждого человека - своя специализация.
Один умеет ставить  задачи, готовить программы;
второй - собирать эмпирический материал;
третий - обрабатывать собранный материал;
четвертый - писать отчеты;
пятый - сдавать работу заказчику.
При разработке программы  социологического исследования важно  выделить ключевые понятия, выражающие узловые моменты, точки изучаемой  проблемы. К примеру, изучение текучести  кадров обязательно потребует использования  такого понятия, как адаптация людей  к новому месту работы, жительства. В свою очередь адаптация может  быть социальной, производственной, психологической  и т. п.
Работа начинается с анализа соответствующей литературы по теме исследования, выявления сущности понятий. Затем предполагается проверить  измеряемость тех признаков, которые  мы выделяем. Например, какими показателями можно измерить процесс адаптации, отношение к учебе, труду, качество жизни и т. п.
Следующая важнейшая  часть работы над программой - выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это достаточно обоснованные предположения о структуре изучаемых  объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению  социальных проблем.
Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа  литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного  исследования выдвигает мысленно возможные  причинно-следственные связи. Гипотезы - это научные предположения, истинность которых и надо проверить в  ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой  в ходе исследования. Отрицательный  результат в науке - тоже результат.
Выделяют гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется  основным предположениям, относящимся  к центральному вопросу, задаче исследования.
Гипотезы делят  на первичные и вторичные. Вторичные  гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими  данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что  они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для  принятия тех предположений, которые  остаются после отбрасывания альтернатив.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах  изучаемого объекта, о характере  связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения  о степени тесноты, плотности  связей и зависимостей в изучаемых  процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной  проверки.
Есть некоторые  общие правила, которым должна удовлетворять  гипотеза:
Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе  она непроверяема.
Гипотеза не должна противоречить ранее установленным  научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем  больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и  монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом  возможных допущений и ограничений.
Гипотеза должна быть принципиально проверяема при  данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.
Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей  при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям  здравого смысла.
Вся организация  социологического исследования состоит  из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной  гипотезы всего исследования, следствий  из нее, вторичных гипотез, выдвигаемых  в случае обнаружения ошибочных  суждений, постановки частных задач  методического характера.
Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину  объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из села, но сколько их? Объяснительные гипотезы, например: девушки более  прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе  зависит от курса.
Прогнозные гипотезы дают представление о возможных  тенденциях, например: переход к  рынку и судьба высшей школы, некоторых  специальностей, отношение к учебе.
3. Требования к  программе исследования 
Первое и главное - она должна быть. Без программы  исследование напоминает поиск методом  проб и ошибок, расход средств и  времени часто не оправдывает  полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки  сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка  не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые  планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.
Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все  элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую  обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.
Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя  объект в целом. Нельзя начинать отработку  методов сбора данных, не имея принципиального  плана исследования в целом и  до того, как ключевые понятия подверглись  эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны  в логически стройную цепочку. Обрыв  в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих  операциях.
Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения  ее могут уточняться по мере обнаружения  ошибок. Нередко программа разрабатывается  в два этапа. Вначале набрасывается  макет программы с указанием  цели, задач исследования, примерной  формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная  программа.
Сама программа  является серьезной частью научной  работы и может быть опубликована как самостоятельная научная  работа. Публикация программы подобна  передаче лицензии на производство научного знания.
Рабочий план исследования - органическая часть программы. В  нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь  определяются сроки представления  предварительных и итоговых результатов  исследования. При организации прикладного  исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки  зрения социологов может быть реализовано  точно, что предположительно или  вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут  согласованы с заказчиком, то могут  быть проблемы при подведении итогов.
На программу опытные  социологи тратят до половины времени. Поэтому когда у меня просят дать образец анкеты по новому исследованию, то я отвечаю: "Может, сразу дать ключ от сейфа?"
Примерное распределение  времени на организацию социологического исследования:
Разработка программы - 30-40 процентов.
Сбор информации - 10-15 процентов.
Подготовка данных к машинной обработке - 10-15 процентов.
Обработка данных - 5-10 процентов.
Анализ материалов, написание отчета - 30-40 процентов.
Конечно, такая структура  не является обязательной. Все зависит  от глубины и масштабов исследования.
Список литературы
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических  исследований. - М., 1995.
Воронов Ю. П. Районирование  выборки в социологии. Новосибирск, 1990.
Девятко И. Ф. Модели объяснений и логика социологического исследования. - М., 1996.
Докторов Б. 3. О  надежности измерения в социологическом  исследовании. - Л., 1979.
Как провести социологическое  исследование/ Под ред М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М., 1990.
Кличер С. А., Косолапов  М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при  сборе и анализе социологической  информации. - М., 1978.
Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1-2. - М., 1990.
Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. - Л., 1983.
Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
Виды  социологических  исследований
В наиболее общем  виде социологическое исследование можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга  этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации ; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов  и рекомендаций.
Несмотря на то что  каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
Конкретный вид  социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей  и задач. Именно в соответствии с  ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Под первичной социологической  информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке  и обобщению.
Выполняя вспомогательные  задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент.
С помощью оперативных  опросов определяют отношение людей  к актуальным событиям и фактам (так  называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности  только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода и результатов  различных общественно-политических кампаний.
Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов  сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного  исследования, может быть осуществлен  анализ специальной литературы, а  также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и  особенности объекта исследования.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию  элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
     Содержание
введение
1. этапы и виды  социологического  исследования
2. разведывательное  исследование
3. описательное исследование
4. аналитическое исследование
5. точечное и повторное  исследование
6. зависимость между  явлениями и видами  социологического  исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 

введение
     На  первых порах становления социологии её приёмы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе - что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась  на изучение конкретных данных, "осязаемой" информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.
     Социология  постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные  документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершённую целостную  интерпретацию в основном в 20-е  годы 20 века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне  проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и  практическую значимость социологии.
     В настоящее время в практике социологических  и особенно социально-психологических  исследований достаточно широко используются такие методы как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приёмов, пригодных для специфических  форм анализа.
     Поставим  цель работы: изучить виды и этапы  социологического исследования.
     Задачи  работы:
     - рассмотреть этапы и виды социологического  исследования;
     - рассмотреть разведывательное исследование;
     - рассмотреть описательное исследование;
     - рассмотреть аналитическое исследование;
     - рассмотреть точечное и повторное  исследование;
     - рассмотреть зависимость между  явлениями и видами социологического  исследования.
     1. этапы и виды социологического исследования
     В наиболее общем виде социологическое  исследование можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.
     Социологическое исследование включает четыре сменяющих  друг друга этапа: - подготовку исследования; сбор первичной социологической  информации; - подготовку собранной  информации к обработке и ее обработку;
     - анализ полученной информации, подведение  итогов исследования, формулировку  выводов и рекомендаций.1
     Несмотря  на то, что каждое социологическое  исследование, претендующее на цельность  и законченность, включает вышеназванные  этапы, единой, унифицированной формы  социологического анализа, пригодной  для изучения различной сложности  проблем, не существует.
     Конкретный  вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в  нем целей и задач. Именно в  соответствии с ними и различают  три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 

2. разведывательное  исследование 

     Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые  совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
     Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется  для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения  и корректировки гипотез и  задач, инструментария и границ обследуемой  совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления  трудностей, которые могут встретиться  в дальнейшем.
     Под первичной социологической информацией  принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной  форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в  карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
     Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент.
     С помощью оперативных опросов  определяют отношение людей к  актуальным событиям и фактам (так  называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности  только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода и результатов, различных  общественно-политических кампаний.2
     Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической  информации, дающий возможность сделать  это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного  исследования, может быть осуществлен  анализ специальной литературы, а  также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и  особенности объекта исследования. 

3. описательное исследование 

     Описательное  исследование - более сложный вид  социологического анализа, который  позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом  явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться  в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.
     Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе  и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию  элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
     Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень  образования, семейное положение и  т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях  выделение в структуре объекта  относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную  оценку, сравнение и сопоставление  интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.3 Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации. 

4. аналитическое исследование 

     Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное  изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
     В силу такого предназначения аналитическое  исследование имеет особенно большую  научную и практическую ценность.
     Если  в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между  характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется  наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда  и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием  труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его  производительности.
     Поскольку реальность такова, что назвать в  «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку  почти в каждом аналитическом  исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы  основные и не основные, временные  и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.
     Подготовка  аналитического исследования требует  значительного времени, тщательно  разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут применяться  различные формы опроса, анализа  документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем  самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием  своего подготовительного этапа  и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению  и объяснению полученных результатов.4
     Разновидностью  аналитического исследования можно  считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной  ситуации путем изменения в той  или иной степени обычных условий  функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые  придают объекту новые черты  и свойства. 

5. точечное и повторное  исследование 

     Подготовка  и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее  специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых  форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и  т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет  избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
     В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования - точечное и повторное.
     Точечное  исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и  количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в  определенном смысле может быть названа  статической, поскольку отражает как  бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие  данные могут быть получены лишь в  результате нескольких исследований, проведенных последовательно через  определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе  и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой  средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление  динамики развития объекта.5
     В зависимости от выдвигаемых целей  повторный сбор информации может  проходить в два, три этапа  и более. Длительность временного интервала  между первоначальной и повторной  стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных  исследований. Например, если изучаются  тенденции в осуществлении жизненных  планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед  выпускными экзаменами, то очевидно, что  ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.
     Особый  вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает  неоднократное изучение одних и  тех же лиц через заданные интервалы  времени. Поэтому для панельных  исследований целесообразно соблюдать  такие интервалы, которые позволяют  максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.  Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. 

6. зависимость между  явлениями и видами  социологического  исследования 

     Практически любое явление может рассматриваться  на уровне разведывательного, описательного  или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные  методы сбора первичной информации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования не существует «запрета»  на анализ тех или иных явлений  и процессов: каждое способно дать о  них определенный объем научной  информации.
     Качество  социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть  проведение пробного исследования. Оно  является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и отработанности инструментария сбора  первичной социологической информации. Пробное исследование помогает оценить  правильность построения соответствующей  модели выборки и внести в нее  в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое  значение пробное исследование имеет  и для тренировки группы интервьюеров и анкетеров.
     Образно говоря, пробное исследование можно  рассматривать как генеральную  репетицию главного исследования, позволяющую  сделать первые выводы о том, насколько  успешно прошел этап подготовки к  нему и каких результатов можно  ожидать.
     Сказанное вместе с тем не означает, что  сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или  иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое  предстоит изучить.
     Если  планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит  выявить самую общую реакцию  общественного мнения на тот или  иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение  более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных  и волевых начал. Наконец, аналитическое  исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного  общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает  побудителем поведения людей.6
     Если  ограничиться одномоментным замером  общественного мнения, достаточно проведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, организуют повторные исследования.
     Следует заметить, что цель оперативного изучения общественного мнения диктует выбор  анкетного, группового или телефонного  опроса в качестве метода получения  первичной информации. Если же фактор времени не довлеет, наряду с опросом  могут быть применены и другие методы сбора социологических данных.
     Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично  оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники  и организации, а также практические навыки.
 

Заключение 

     Социологическое исследование — это комплекс мероприятий  направленных на практическое решение  социальных проблем.
     В зависимости от глубины анализа  различают 3 основных вида социологических  исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.
     В зависимости от других критериев  различают: сплошные и выборочные исследования в зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального  исследования изучается часть совокупности и результаты распространяются на всю  совокупность; точечное (разовое) и  повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта  в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.
     Повторные в свою очередь делятся на: панельные, когда изучаются одни и те же объекты  принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени, которые  когда изучаются более специфические  совокупности в течение определенного  времени (например, группа людей одного поколения или одного года рождения) трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие  какой-то совокупности через равные промежутки; когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно молодежь в процессе развития).
 

Список  литературы 

1. Гидденс  Э. Социология. - Челябинск, 2001.
2. Заборовский  Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 2005.
3. Краткий  словарь по социологии / Под. ред.  Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1999.
4. Кравченко  А. И. Основы социологии. - Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998.
5. Социология. /Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
6. Фролов  С.С. Основы социологии. – М., 2002.
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Социология
Этапы социологического исследования
Страницы:
Социологическое исследование - это способ получения знаний о  социальном мире, основанный на строгом  сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном  ряде г шагов, направленных на обеспечение  максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое  исследование следует подобной поэтапной  процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Даже при таких обстоятельствах описанные  ниже этапы обеспечивают полезные вехи проведения научного исследования (рис. 1.6).
1. Выбор исследуемой  проблемы. Диапазон вопросов, открытых  для социальных исследований, столь  же обширен, как и диапазон  моделей человеческого поведения.  Следовательно, необходимо найти  проблему, заслуживающую внимания  и поддающаяся исследованию с  помощью научных методов. Например, социологи Дональд О. Даттон  и Артур П. Арон решили проверить,  действительно ли между состояниями  сильного страха и сексуального  возбуждения существует связь,  как это утверждал римский  поэт Овидий, живший в I в. н.э.  Овидий утверждал, что в женщинах  возбуждается любовная страсть  во время наблюдения за жестокими  боями гладиаторов. Предположительно, чувства страха и отвращения, вызываемые жестокими сценами,  каким-то образом трансформируются  в любовное влечение.
2. Обзор литературы. Даттон и Арон изучили литературу, повествующую о сексуальном влечении  и сильных эмоциональных состояниях. Просматривая литературу, они узнали  о другом исследовании, которое  уже было завершено и дало  толчок многим направлениям, что  позволило избежать повторения  работы, уже проделанной другими  авторами. Этолог Нико Тинберген  обнаружил связь между "агрессией"  и ухаживанием у некоторых  видов животных, а ряд психологов  продемонстрировали на экспериментальной  основе существование сходных  связей в поведении людей. 
3. Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи  обычно приходят к экспериментальному  предположению, касающемуся взаимосвязи,  которая, по их мнению, существует  между двумя переменными. Они  выстраивают эту взаимосвязь  в форме гипотезы. Даттон и  Арон приняли решение проверить  гипотезу, согласно которой состояние  сильного страха (независимая переменная) способствует повышению сексуального  влечения (зависимая переменная). Но  прежде чем приступить к исследованию, им необходимо было сформулировать  операциональные (рабочие) определения  своих переменных. При формулировке  операциональных определений ученые облекают абстрактные идеи в формы, позволяющие осуществлять их оценку. Даттон и Арон сформулировали свою рабочую гипотезу следующим образом: "Привлекательная женщина кажется более привлекательной мужчинам, если они встретили ее в обстоятельствах, вызывающих у этих мужчин сильное эмоциональное состояние (страх), чем при отсутствии подобных обстоятельств".
4. Выбор программы  исследований. После того как  исследователи сформулировали свою  рабочую гипотезу, им предстоит  определить, каким образом будет  осуществляться сбор данных для  дальнейшего их анализа и проверки  гипотезы. В зависимости от характера  гипотезы ученые могут составить  план проведения эксперимента, брать  интервью, наблюдать поведение людей  в определенных ситуациях, изучать  имеющиеся результаты и исторические  свидетельства или использовать  все эти процедуры в различных  сочетаниях. Даттон и Арон провели  полевое исследование.
5. Сбор данных. Даттон  и Арон осуществляли сбор экспериментальных  данных около двух пешеходных  мостов, по которым люди обычно  переходили через реку Капилано-Ривер  в Северном Ванкувере (Канада). Первый из "экспериментальных"  мостов представлял собой конструкцию  длиной 450 футов, находящуюся на  высоте 230 футов над горным каньоном  и ревущим на дне каньона  потоком; этот мост под ногами  людей изгибался и качался  так, что создавалось впечатление  шаткой конструкции, с которой  легко свалиться. Второй, или "контрольный", мост - широкий, прочный, сделан  из дерева. Он находится несколько  дальше вверх по реке. В этом  месте река представляет собой  мелкий и узкий поток. Мост  находится на высоте всего  10 футов над водой. Привлекательная  женщина подходила к мужчинам, которые только что перешли  по одному из мостов, и объясняла  им, что она участвует в учебном  проекте по психологии. Она просила  мужчин заполнить краткий опросный  лист и написать коротенький  драматический рассказ, основанный  на изображении молоденькой женщины.  Когда мужчины (называемые объектами  эксперимента) заполнили опросник, женщина оставила каждому из  них свою фамилию и номер  телефона на случай, если "они  захотят узнать об исследовании  побольше".
6. Анализ результатов.  После того как исследователи  получат в свое распоряжение  необходимые данные, им предстоит  проанализировать их для нахождения  ответов на вопросы, заложенные  в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых  связей между фактами, выяснившимися  в ходе исследования. Проанализировав  истории, написанные объектами  исследования, Даттон и Арон пришли  к выводу, что мужчины, перешедшие  через реку по шаткому подвесному  мосту, испытывали большее сексуальное  возбуждение, чем мужчины, перешедшие  по прочному и более безопасному  мосту: молодой женщине, проводившей  опрос, позвонили 50% мужчин, перешедших  реку по качающемуся мосту,  и всего 13% мужчин, выбравших менее  опасный мост.
7. Выводы. После анализа  данных исследователям предстоит  сделать определенные выводы. Обычно  они принимают, отвергают первоначальную  гипотезу или вносят в нее  какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать  полученные ими данные с другими  данными и теориями. В нашем  случае Даттон и Арон признали  правильность гипотезы, согласно  которой сильные эмоции способствуют  повышению сексуального возбуждения.
Методы исследования
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора  данных: эксперименты, опросы общественного  мнения, наблюдение и архивное исследование.(См.: Энциклопедический социологический  словарь. М., 1995. С. 898-901.)
Эксперимент - метод  сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез  относительно причинных связей между  явлениями. В социальных науках наиболее часто проводят эксперимент, состоящий  в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что  на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют  без изменений. Гипотеза считается  доказанной, если в первой системе  под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло  изменение, которое во второй отсутствует.
В социальной сфере  проводят эксперименты, различающиеся: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по логической структуре доказательства гипотезы. Что касается характера  экспериментальных ситуаций, то социологи  отдают предпочтение полевым экспериментам.
В полевом эксперименте условия воздействия экспериментального фактора близки к естественным. Полевые  эксперименты бывают активно направленными  и естественными. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям, в естественном - воздействие  экспериментального фактора вызвано  самим ходом событий.
Опросы. Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно  наблюдаемого поведения людей в  разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки  и чувства. В таких случаях  ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью - беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи  проводят интервью на основе заранее  подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.
Анкетирование - метод  опроса, при котором социолог-исследователь  общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью  анкеты.
Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи  должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для  репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Такие рупоры общественного мнения, как "Гэллап", "Харрис" и "Си-Би-Эс Ньюс", используют небольшую выборку  респондентов: примерно 1500 респондентов отражают мнение 240 млн. американцев.
Логические объяснения, лежащие в основе процедур выборки, очень просты. Для иллюстрации  представьте кувшин, наполненный 80 тыс. голубых, зеленых, красных, пурпурных  и белых шариков. Для того чтобы  определить количество шариков различных  цветов, достаточно отобрать 1000 шариков, рассортировать их по цвету и подсчитать. Это позволяет определить, сколько  шариков каждого цвета содержится в кувшине, с большой степенью достоверности.  

Однако процедура  выборки для социологического исследования много сложнее. Обычно социологи  используют в своих исследованиях  случайную выборку или выборку  расслоенную (типическую). При случайной  выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в  популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая  точность, используется расслоенная  выборка, когда население делится  на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий. Так, если русские  составляют 67%, а украинцы - 9% всего  населения, то русские будут представлять в выборке 67%, а украинцы - соответственно 9%.
Методы исследования
Составить хорошую  анкету - непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер - все  это имеет немаловажное значение.
Например, формулировка вопроса способна систематически "сбивать" результаты опроса. При опросе, проведенном "Нью-Йорк Тайме"/"Си-Би-Эс Ныос", выявилось, что только 29% респондентов высказалось в поддержку конституциональной поправки о "запрещении абортов". Однако отвечая на последний вопрос той же самой анкеты, уже 50% респондентов сказали, что они поддерживают поправку о "защите жизни неродившихся детей", что по сути равнозначно запрещению абортов. Время от времени политики используют такую тактику для  достижения собственных целей. К  примеру, вопрос, начинающийся со слов "Я согласен с тем, что кандидат X...", гораздо чаще вызывает положительный отклик, чем вопрос, сформулированный следующим образом: "Считаете ли Вы, что кандидат X..."
Необходима не одна предварительная проверка, чтобы  гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны  для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая  большая трудность с личной информацией  связана с ее точностью. Поскольку  данные, сообщаемые индивидами при  опросах, непосредственно их касаются, то они могут ненамеренно или  бездумно предоставлять искаженную информацию. Например, они могут  скрывать или искажать информацию потому, что, если бы они сказали правду, они бы чувствовали, что находятся  под угрозой или что их самоуважение понесло урон. Более того, многим людям не хватает самопонимания  для того, чтобы дать ответы на некоторые  типы вопросов. По меньшей мере, 10% населения  из-за недостаточной грамотности  не могут понять даже простейшие вопросы. И наконец, от 20 до 70% людей, получивших анкеты или опросные листы по почте, просто не утруждают себя их заполнением, что также искажает репрезентативность выборки.
Наблюдение - один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях  наблюдение является методом сбора  первичных эмпирических данных и  предполагает: четко поставленную исследовательскую  цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с  теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль.
Как правило, социологи  осуществляют наблюдения за членами  исследуемой группы, либо не вмешиваясь и не участвуя в их действиях (скрытое  наблюдение), либо принимая участие  в их деятельности (метод включенного  наблюдения).
Во многих ситуациях  наблюдение представляется единственно  возможным методом получения  данных. Иногда люди оказываются не в состоянии или просто не хотят  рассказывать о своем образе жизни. Возможно, это происходит потому, что  их образ жизни не отвечает требованиям  закона, представляет собой отклонение от общепринятой нормы, или просто они  не хотят раскрывать свои тайны. Помимо прочего, с помощью наблюдения невозможно изучать события прошлого. В таких  случаях особенно полезны архивные исследования.
Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или  организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные  статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов. Новое приложение ранее собранных данных для некой  другой цели может иметь большое  значение. Работа Теды Скокпол "Государства  и социальная революция" (States and Social Revolution. 1979) является прекрасной иллюстрацией социологического исследования, основанного на использовании исторических материалов.
Т. Скокпол ставила  перед собой ряд задач, в том  числе проверку теории революций  Маркса. В своем исследовании Скокпол  искала сходные черты в условиях жизни обществ, существовавших в  период революций во Франции (1789-1800), России (1917-1921) и Китае (1911-1949). Затем  она изучила данные о государствах, в которых революции потерпели  поражение или вообще не произошли: о Германии в 1848 г. и России в 1905 г. (революции, потерпевшие поражение), об Англии XVII в. (политическая революция), о Пруссии начала XIX в. и Японии в конце 1860-х гг. (где базовые структурные изменения были введены по инициативе правящей элиты). Хотя Скокпол обнаружила много ценного в теории Маркса о революциях, она выступила и с критикой этой теории. Если Маркс рассматривал государство как орудие господства правящего класса, то Скокпол описывает его как структуру, обладающую собственной логикой и интересами, не обязательно эквивалентными или совпадающими с интересами класса, доминирующего в обществе.
Скокпол приходит к  заключению, что корни французской, русской и китайской революций  следует искать в политических кризисах, которые имели место в "старых режимах правления". Кризис развивается  в тот период, когда страны оказываются  втянуты в длительные международные  конфликты, результатом которых  является военное поражение. Одновременно внутренние классовые противоречия, особенно противоречия между аристократией  и крестьянством, делают крестьянские массы восприимчивыми к революционным  идеям. На основании сравнительного исторического анализа Скокпол  пришла к выводу, что успешные социальные революции проходят в своем развитии три стадии: устаревший государственный  аппарат терпит крах; крестьянство начинает участвовать в восстаниях, имеющих классовую подкладку; новая  элита консолидирует политическую власть.
Преимущество архивных исследований состоит в том, что  они дают ученым возможность проверить  свои гипотезы на более широких временных  и пространственных отрезках, чем  это возможно при использовании  других методов. Социологи более  уверены в правильности гипотезы, если имеют возможность проверить  ее на примере целого ряда культур  и исторических эпох, не ограничиваясь  одной группой людей в одном  конкретном времени и месте. Однако ограничения свойственны и этому  методу. Основная проблема заключается  в том, что отсутствие или недостаточная  точность документов часто препятствует проведению адекватной проверки. А  когда материал имеется в наличии, его часто бывает трудно категоризировать таким образом, чтобы получить ответ на вопрос исследования.
Программа социологического исследования
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - один из важнейших социологических  документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные  основы исследования социального объекта. П.С.И. - это, по существу, есть теория и  методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта  или явления и представляет собой  теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки  и анализа информации. П.С.И. выполняет  три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая  функция П.С.И. позволяет четко  определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно  выполняемым исследованиям по аналогичным  проблемам.
Методическая функция  П.С.И. позволяет разработать общий  логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория.
Организационную функцию  обеспечивает разработка четкой системы  разделения обязанностей между членами  исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
П.С.И. как научный  документ должна отвечать ряду необходимых  требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап - относительно самостоятельная часть познавательного  процесса - характеризуется специфическими задачами, решение которых связано  общей целью исследования. Все  составляющие части П.С.И. логически  связаны, подчинены общему замыслу  научного поиска. Принцип строгой  поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре  и содержанию П.С.И.
П.С.И. состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.
Методологическая  часть начинается с осмысления и  анализа возникшей проблемы и  формирования проблемной ситуации. Соотношение  проблемы и проблемной ситуации зависит  от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического  социологического исследования предполагает получение пространственно-временных  и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте  выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены  характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования, которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Эмпирическое исследование ориентировано  прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех  или иных социальных проблем, выработку  практических рекомендаций. Разработка системы основных и неосновных задач  обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических  и практических аспектов. Важное место  в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез (см.), которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.
С целью использования  единого понятийного аппарата в  П.С.И. определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и  операционализация, в ходе которых  осуществляется обнаружение элементов  основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа  сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью.
Процедурная часть  П.С.И. включает методику и технику  исследования, т.е. описание способов сбора, обработки и анализа социологической  информации.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности (см.). Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его  целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом  исследовании - репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной  совокупности (см.). Выборочный метод  основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности  качественных характеристик объекта  исследования и на правомерности  выводов о целом на основании  рассмотрения его части, которая  по своей структуре является микромоделью целого (генеральной совокупности).
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической  информации - наблюдения, анкетирования, интервьюирования и т.д. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения и др.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки  и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет  производится, с использованием каких  пакетов прикладных программ ЭВМ.
П.С.И. - документ, который  организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка П.С.И. требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. От качества П.С.И. во многом зависит успех эмпирического  социологического исследования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.