На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Хром" г. Кирово-Чепецка

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ  ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО 
УНИВЕРСИТЕТА  В Г. КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ 
 

Кафедра экономики управления 
 
 

Выпускная квалификационная работа 

Учет  и анализ расчетов с покупателями и  заказчиками
  в ООО "Хром" г. Кирово-Чепецка 
 
 

                              Выполнила студентка 3 курса 
                                                 Группы БАЗ 3 сп  О.Ю.Прилукова  
                                                 __________________ /подпись/ 

                               Руководитель  гл.бухгалтер
                                                  ООО ПП «РИТМ» Т.Е.Тутынина
                                                 ___ ______________ /подпись/ 

                                                                                 
 

                               Допущена к защите в ГАК 

Зав.кафедрой
                  _________________ /подпись/   К.Э.Н. Никонов В.А.
                         
                                                                                      “____”_________________ 

Директор филиала 
                  _________________ /подпись/    К.Ф.М.Н. Провалов В.С. 
 

                                                                                       “____”_________________ 

Кирово-Чепецк 2003 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение            3 

1. Обзор литературы         5 

2. Организационно-экономическая  характеристика
      предприятия         19
      2.1. Организационная структура и  экономическая
           характеристика ООО "Хром"      19
      2.2. Финансовое состояние предприятия    24 

3. Учет расчетов  с покупателями и заказчиками    32
      3.1. Общие принципы учета расчетов     32
      3.2. Документальное оформление учета  расчетов
            с покупателями и  заказчиками
            ООО "Хром"         34
      3.3. Учет расчетов с покупателями  и заказчиками
            денежными  средствами      38
      3.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
            неденежными средствами:
            3.4.1. Учет расчетов  с использованием
                  векселей        43
            3.4.2. Учет расчетов  путем зачета взаимных
                  требований       46 

4. Учета расчетов  с покупателями
      и заказчиками         49
      4.1. Контроль дебиторской задолженности
            покупателей        49
      4.2. Анализ дебиторской задолженности    51 

      Выводы  и предложения       61 

      Список  использованной литературы     64 

      Приложения 
 
 
 

Введение 

      Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.
      С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного  оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение  стоимости  в денежной форме между финансовыми  и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике. Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, который производится как в денежной, так и в неденежных формах.
      В Российской экономике в настоящее  время возникли  серьезные проблемы, связанные с состоянием расчетной  дисциплины, налаживанием расчетно-платежной  системы и преодолением глубочайшего платежного кризиса. Неплатежи стали истинным бедствием экономики. Быстрый их рост порождает огромные проблемы для каждого предприятия в отдельности и для экономики в целом.
      Проблема  неплатежей характерна как для базовых  отраслей промышленности, так и работающих на конечного потребителя. На  1 марта 2000 г. просроченная задолженность за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги составила 1791,7 млрд. руб., из нее просроченная 842,3 млрд. руб., или 47% .
      Из-за нарушения оборота материальных и денежных потоков в экономике останавливаются многие предприятия России, падает уровень занятости населения, увеличивается бюджетный дефицит, терпят убытки коммерческие банки. Остановка производства и быстрый рост неплатежей свидетельствуют о недоверии предприятий друг к другу в выполнении денежных обязательств и о недоверии предприятий к банковской системе и правительству.
      При хроническом кризисе платежеспособности многие контрагенты вынуждены переходить к самым различным формам расчетов, однако даже это не может гарантировать  завершение расчетов, а значит, предотвратить образования просроченных долгов. Нередко возникает ситуация, когда оплаченные покупателем товары поставляются с нарушением сроков либо вообще не поставляются. Именно поэтому в данных условиях совершенствование расчетов между поставщиками и покупателями, разработка их норм и способов является основной и одной из главных задач российской экономики.
      В связи с этим тема дипломной работы предусматривает освещение вопросов учета расчетов с покупателями и  заказчиками и анализ состояния расчетов.
      Цель  данной работы - изучение состояния  и учета расчетов, их оперативность  и своевременность проведения, исследование применяемых форм расчетов с покупателями и заказчиками, выявление их достоинств и недостатков на примере организации расчетов в ООО "Хром".
      В работе использованы нормативные и  законодательные акты: Законы, Указы  Президента, Постановление Правительства - регулирующие порядок расчетов между  юридическими лицами, статьи и публикации по проблемам расчетов в экономических  изданиях и периодической литературе, документы по расчетам с покупателями ООО "Хром".
      В работе использованы методы: диалектический, сравнения, построения таблиц, экономическо - статистический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Обзор литературы. 

      В условиях рынка своевременное завершение расчетов становится особенно актуальным, поскольку переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто предложит покупателю наряду с качеством и ассортиментом наиболее выгодные условия расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Дебиторская задолженность есть ничто иное как коммерческий кредит или рассрочка платежа, которую поставщики и подрядчики предоставляют своим покупателям и заказчикам с целью увеличения объемов продаж продукции (работ, услуг). Как и всякий кредит, коммерческий кредит несет в себе риск не возврата его в установленный договором с поставщиком или подрядчиком срок. С целью снижения возможных потерь поставщики и подрядчики столкнулись с необходимостью получения объективной оценки финансового положения покупателей и заказчиков, их платежеспособности и надежности. Необходимостью постоянного контроля за состоянием расчетов и соблюдением партнерами платежной дисциплины с тем, чтобы при первых признаках ее нарушения прекратить отгрузку продукции (работ, услуг) в адрес недобросовестного плательщика.
      Согласно  Федерального Закона от 21.22.96 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” /6/ все  хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов. Следовательно, задолженность покупателя должна быть отражена в учете, как правило, после выполнения организацией кредитором товарной части сделки после отгрузки продукции.
      Гражданский Кодекс РФ /1/ предписывает, что обязательства  должны исполняться в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в  соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Например, выручка от реализации продукции принимается для учета не только при условии отгрузки, но и после предъявления к оплате расчетных документов.
      Как и в других гражданско-правовых сделках  покупатель может погасить свои обязательства 2-мя способами: надлежащим исполнением (заплатив деньги) и иным образом. Погашение задолженности покупателя перед поставщиком “иным образом” на практике чаще всего делается одним из 3-х способов:
    Зачет. Он возможен, если между сторонами есть встречные однородные (денежные) обязательства и срок их исполнения уже наступил.
    Отступное. С согласия поставщика или подрядчика покупатель вместо денег может передать ему другое имущество или иные активы, и это будет считаться погашением задолженности.
    Новация. Это случай, когда одно обязательство покупателя перед продавцом заменяется на другое (при этом с момента замены старое обязательство считается погашенным). Новация имеет место, когда покупатель сначала выдает поставщику один вексель, а затем гасит его другим векселем.
      В современной практике хозяйственной  деятельности между предприятиями  широкое распространение (уже в 1997-1998 г.г. свыше 70% платежей) получили большое  количество разновидностей расчетов по выполненным договорным обязательствам, которые не проходят через банковские счета. К таким неденежным расчетам относятся бартерные операции, вексельные расчеты, взаимозачеты, уступки требования третьими лицами и др.
      Конечной  целью любой системы учета  является адекватность отражения в отчетности реального финансового состояния предприятий и результатов совершаемых ими хозяйственных операций. Кандидат экономических наук А.Яковлева /48/ считает, что “в условиях преобладания в экономике денежных расчетов вероятность возникновения расхождений между отчетностью и реальными событиями относительно мала, но она резко возрастает, когда значительная доля расчетов между предприятиями основывается на бартере или на использовании денежных суррогатов”.
      По  мнению российских бухгалтеров-практиков, в подобной ситуации “бухгалтерская отчетность становится фактически бесполезной для ее пользователей” в лице кредиторов, потенциальных инвесторов, акционеров и др. Или, как выразился один из экспертов на семинаре по проблемам учета бартерных операций, организованном Международным центром по реформе системы бухгалтерского учета в июне 1999 г. “баланс никому сегодня ни о чем не скажет, и просят его из вежливости...”.
      Таким образом, распространение заменителей  наличных денежных средств, по мнению многих специалистов, обуславливает серьезные искажения в отчетности, снижение ее достоверности и объективности. Причем открывшиеся для менеджеров и крупнейших акционеров производственных предприятий дополнительные возможности переброску финансовых ресурсов между подконтрольными им фирмами с помощью взаимозачетов и бартера приводят к тому, что многие экономические агенты в настоящее время заинтересованы в сохранении и даже расширении практики неденежных расчетов.
      На  страницах журналов большое внимание уделяется тому, какие искажения могут вызвать применяемые неденежные формы расчетов в результате не достаточной продуманности российского законодательства.
      Прямые  бартерные сделки оформляются договорами мены. По договору мены, каждая сторона  обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (ст. 567 Гражданского кодекса РФ /1/). Договор мены может предусматривать неэквивалентный обмен товарами, при этом если из договора мены не  вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, в расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности (ст. 568 ГК РФ).
      По  мнению Г.Безрученко и Л.Горбатовой /32/, наиболее важными вопросами с  точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности являются оценка полученного и отданного товара, а также определение финансового результата по договору мены. О их дискуссионности свидетельствует тот факт, что Минфином России за короткий промежуток времени принимаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), основывающиеся на противоположных позициях по этому вопросу.
      Одна  позиция закреплена в действующих  в настоящее время ПБУ “Учет  материально-производственных запасов”  и ПБУ “Учет основных средств”. В соответствии с указанными положениями фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) определяется исходя из балансовой стоимости выбывшего имущества.
      Таким образом, отражение товарообменных операций в бухгалтерском учете не приводит к фиксации ни прибыли, ни убытка. Данный порядок бухгалтерского учета базируется на предположении, что обмениваемое и получаемое в результате обмена имущество равноценно, если на это прямо не указывается в договоре, и операция носит “неприбыльный” характер.
      Соответственно  встает вопрос: какие товарно-материальные ценности являются равноценными? Можно  ли в бухгалтерском учете признать равноценными товарно-материальные ценности, если осуществляется неэквивалентный  обмен? Возникает проблема достоверности оценки полученного и отданного товара, а также прибыли или убытка от бартерной операции.
      Противоположная позиция содержится в ПБУ “Доходы  организации” и ПБУ “Расходы организации”. Согласно им, величина поступлений (оплаты) по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется в бухгалтерском учете исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость товаров (ценностей), полученных (переданных) ею.
      Как видим, два порядка в принципе не совместимы друг с другом, поскольку  в соответствии с одним ПБУ  у предприятия, по данным бухгалтерского учета, не возникает на прибыли, ни убытка, а в соответствии со вторым ПБУ  у предприятия может появиться прибыль или убыток, поскольку доходы и расходы определяются исходя из цены товаров (ценностей), а не фактических затрат на их приобретение.
      Проблема  определения прибыли (убытка) от товарообменных операций в ПБУ “Доходы организации” и “Расходы организации” также окончательно не решена. Известно, что уровень цен на бартерном рынке значительно превышает их уровень на “денежном” рынке. Себестоимость продукции, реализованной по бартеру, обычно завышена, поскольку сырье также получают по  бартеру. Как определить прибыль организации, если показатели выручки и себестоимости продукции выражены в натуральных измерителях?
      В целях обеспечения достоверности  бухгалтерской отчетности при расчете  прибыли авторы /32/ предлагают использовать сопоставимые данные о выручке и себестоимости. Таким образом, требуется соответствующая корректировка показателей выручки и себестоимости при бартерных операциях, то есть они должны быть приведены к денежной сопоставляющей и только после этого включены в общий расчет прибыли или убытка.
      Исходя  из Письма Министерства Финансов РФ № 16-05/4 /13/, регламентирующего учет обменных операций, необходимо иметь в виду:
    моментом отражения в учете операций обмена является момент встречного исполнения обязательств. До этого их нужно отражать только а аналитическом учете или на забалансовых счетах;
    операции обмена учитываются с использованием счетов реализации.
      Следовательно, выручка от реализации продукции  или товаров по договору мены следует  отразить в бухгалтерском учете  одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. До момента перехода права собственности полученные материально-производственные запасы и объекты основных средств учитываются принимающей стороной за балансом как имущество, принятое на ответственное хранение.
      Таким образом, по договору мены каждая из сторон договора выступает одновременно и  продавцом (поставщиком) и покупателем  обмениваемых ценностей.
      Прекращение обязательств по бартерным сделкам  производится встречной поставкой  товаров, работ или услуг, т.е. встречная поставка является оговоренным соглашением сторон способом исполнения обязательств. Это значит, что при исполнении обязательств по бартерной сделке не возникает обязанности оплатить товар, работу или услугу, поставленные другой стороной. Вместо этого возникает обязанность поставить поставщику другой товар, работу или услугу. Исполнение этого обязательства прекращает его.
      Еще одним видом неденежных расчетов является зачет встречных однородных требований. Условия о зачете встречных однородных требований обычно являются дополнением к договорам купли-продажи. Подобный зачет представляет собой способ прекращения обязательств, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 410 ГК РФ). Так называемый взаимозачеты в классификации неденежных расчетов обычно предполагает устную или письменную договоренность о проведении подобных зачетов. Для проведения взаимозачета достаточно заявления одного из участников договора.
      Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия какой-либо третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому - должником.
      Специальной формы документа для оформления взаимозачета не существует, потому такими документами могут быть дополнительное соглашение о зачете взаимных требований к основным договорам, а также  зачетные письма, извещения о проведении взаимозачета.
      При наличии документально оформленной  договоренности о взаимозачете между  сторонами вопрос отражения данной сделки в учете  решается просто: суммы дебиторской и кредиторской задолженности списываются соответственно у обеих сторон. Основной проблемой использования бухгалтерской отчетности сторонними пользователями в данном случае является отсутствие требований к раскрытию информации о таких договоренностях и суммах, которые подлежат или могут подлежать зачету.
      В целях повышения достоверности  бухгалтерской отчетности необходимо установить порядок проведения оценки дебиторской задолженности по рыночным ценам. Российские правила бухгалтерского учета позволяют создавать резервы по сомнительным долгам, однако - оценка дебиторской задолженности по рыночным ценам ими не предусмотрена.
      Передача  прав кредитора другому лицу в  результате уступки требований является еще одним вариантом юридического оформления взаимозачетов в условиях многосторонних отношений. В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование) принадлежащее кредитору на  основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или  перейти  к другому лицу на основании закона.
      Уступка требования получает все большее  распространение в связи с  формированием “цепочек” из предприятий, использующих неденежные расчеты при купле-продаже товаров и оказании услуг. У таких предприятий возникают более широкие возможности для использования механизма зачета требований, чем в случае двухстороннего зачета.
      В то же время правила бухгалтерского учета операций по уступке прав требований в нормативных актах не определены. Существует множество точек зрения по поводу отражения в бухгалтерском учете операций как по уступке требования, так и по его приобретению. Неоднозначность решения данного вопроса обусловлена в первую очередь отсутствием должной классификации активов, возникающих в результате неденежных форм расчетов. Как отражать выбывающую дебиторскую задолженность? Каким видом актива является приобретенное право требования? Ответов на эти вопросы в настоящее время в нормативной базе по бухгалтерскому учету нет.
      По  своему экономическому содержанию приобретенное  право требования представляет собой  финансовый актив, который в будущем  принесет прибыль, следовательно, его  можно классифицировать как финансовое вложении. Но в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, финансовые вложения включают инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные иным организациям займы. Данный перечень активов, относящихся к финансовым вложениям, закрытый. “Отставание” нормативных активов по бухгалтерскому учету от реальной жизни порождает разные схемы, что не может не сказаться на качестве отчетности предприятий, делая ее показатели несопоставимыми.
      Основной  проблемой учета подобных операций, по  мнению Г.Безрученко и Л.Горбатова /32/, является стоимостная оценка активов в виде прав на зачет задолженности. Существующие способы оценки операций по переуступке прав требования аналогичны оценке  дебиторской задолженности, возникающей при обменных операциях, то есть оценка производится по фактическим затратам.
      Но  когда организуется рынок прав на зачет, этот инструмент приобретает  некую рыночную стоимость. Исходя из сути операций такого рода, инструменты  целесообразно отражать по рыночной стоимости, если ее можно определить. Однако однозначного указания на использование рыночной цены с соответствующим раскрытием информации о ее источниках в нормативных документах не содержится.
      “Цены”  на зачетном рынке значительно отличаются от цен на “денежном” рынке. Появляется “зачетная цена завода-изготовителя”, которая в конечном счете должна компенсировать предприятию убыток, полученный в результате уступки требования. Следовательно, в отчетности выручка будет завышена. Для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности показатели выручки также должны быть скорректированы с целью достижения сопоставимости информации.
      Согласно  гл. 24 ГК РФ уступка права требования является формой перемены лиц в обязательстве. Согласно ст. 385 ГК РФ кредитор, уступивший требование  другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право этого требования (товаросопроводительные документы, накладные, акты приемки-передачи, счета-фактуры и т.п.).
      В условиях дефицита денежной массы и  при наличии достаточно высокого процента инфляции вексель получил  в 90-х г.г. широкое распространение как средство разрешения хронических неплатежей. Такого мнения придерживается Мартынов А.В /40/. Автор считает, что вексель возмещает нехватку наличных средств у предприятия и по-прежнему остается весьма популярным средством расчетов. Кроме того, векселя превращаются в своеобразный инвестиционный инструмент, позволяя привлекать значительные денежные средства.
      Современное российское гражданское законодательство определяет вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное  обязательство векселедателя (простой вексель) либо указанного в векселе лица (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученную взаймы денежную сумму. Основные черты, характеризующие его, отражены в Женевской конвенции о единообразном законе о переводном и простом векселе 1930 г. На основании этой конвенции в 1937 г. Постановлением ЦИК СНК СССР было утверждено Положение о переводном и простом векселе, действие которого было подтверждено уже в наши дни Законом РФ от 11.03.97 “О переводном и простом векселе” /11/. 
      Особенности банковских операций с векселями  отражены в рекомендациях по использованию  векселей в хозяйственном обороте, сообщенных письмом Центрального Банка  Российской Федерации от 9 сентября 1991 г. № 14-3/3 “О банковских операциях с векселями”, письмом ЦБ РФ от 23 февраля 1995 г. № 26 “Об операциях коммерческих банков с векселями и изменения в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями” /5/.
      Вексельная  форма расчетов представляет собой  расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя. Расчеты векселями регулируются как гражданским правом, так и налоговыми и бухгалтерскими актами. В первую очередь, вексель является универсальным платежным расчетно-кредитным средством, с его помощью можно вести как расчеты в операциях купли-продажи, так и осуществлять кредитование таких операций.
      Действующие правила ведения бухгалтерского учета предусматривают постановку векселей на учет по цене, указанной в договоре купли-продажи. Очевидно, если вексель торгуется на рынке и имеет котировку либо твердые цены покупки и продажи, правила его оценки должны отличаться от правил оценки в случае, если определить рыночную цену векселя очень сложно или невозможно. Однако конкретные принципы оценки векселей в российском бухгалтерском учете зависят не от их ликвидности, а от того, кто выписал вексель - непосредственно покупатель либо третье лицо.
      Если  вексель выписан покупателем, он рассматривается как вид дебиторской задолженности и соответственно отражается в бухгалтерской отчетности по цене, указанной в договоре купли-продажи, без последующих переоценок за исключением создания резервов по сомнительным долгам. Когда покупатель расплачивается чужим векселем - банка, другой компании, вексель отражается у индоссата как финансовое вложение и может подлежать переоценке по рыночной цене. Кроме того, подобная сделка трактуется с точки зрения учета и налогообложения как товарообменная и соответственно подпадает под действие тех норм, которые установлены для таких сделок.
      Однако, по мнению Г.Безрученко и Л.Горбатова /32/ “классификация векселей по принципу “своих” и “чужих” искажает их экономическую сущность и принципы адекватности стоимостной оценки, поскольку не учитывает экономические аспекты сделки - наличие особых отношений между контрагентами, соотношение их рыночных сил, ликвидность инструмента”. В то же время именно эти факторы представляют наибольший интерес для пользователей бухгалтерской отчетности и , следовательно, должны играть определяющую роль при классификации и оценке соответствующих статей активов и пассивов.
      Большое внимание уделяется в литературе проблемам организации неденежных форм расчетов.
      Важное  значение при их организации имеет соблюдение всех принципов - такого мнения придерживается академик О.И.Лаврушин /38/. По его мнению, это будет способствовать соответствии расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Выполнение этих требований имеет  немаловажное значение поскольку неденежные расчеты составляют 1/3 часть всех видов расчетов за отгруженную продукцию.
      Подтверждением  данного высказывания может послужить  небольшое социологическое исследование, проведенное кандидатом технических  наук Юрием Вячеславовичем Симачевым /34/. Цель исследования заключалась в оценке текущего финансового состояния, число респондентов - 225 частных предприятий. В результате полученных данных выяснилось, что в структуре платежей покупателей на долю расчетов денежными средствами приходится 67% всех расчетов, неденежные расчеты составляют 33%, в том числе 16,5% взаимным зачетом требований, бартером 3,6%, векселями 3% и иными формами. В то же время Ю.В.Симачев (опираясь на результаты исследования) считает, что чем тяжелее финансовое положение, тем более высока в расчетах с покупателями доля бартера и других альтернативных форм расчетов. Так, сравнение структуры расчетов с покупателями в различных по степени благополучия группах предприятий показывает, что доля бартера в расчетах наиболее жизнеспособных из них составляет в среднем примерно 8%, тогда как в расчетах неблагополучных достигает почти 30% (при том, что именно благополучные предприятия как основные налогоплательщики с целью уменьшения налогообложения должны были бы быть наиболее заинтересованными в расчетах посредством бартера).
      Против  бартера и взаимозачетов выступает  еще ряд авторов, поскольку видят  в них основную причину неплатежей.
      В статье С.И.Лушина /39/ говорится, что  “вытеснение заменителей из денежного оборота и его нормализация - важнейшее средство повышения эффективности экономики и путь к снижению ее криминализации, повышению “прозрачности”. Переходя к рынку, наше хозяйство воскресило давно исчезнувшие формы натурального обмена и в этом смысле “она не приближается, а отделяется о него”. Опаснее всего, что сложились уже своеобразные инфраструктуры, занимающиеся этими полунатуральными отношениями, заинтересованные в существовании подобных отношений неопределенно долгое время.
      Нельзя  не согласиться с мнением автора, пишущем о вреде бартера и взаимозачетов, если принять во внимание тот факт, что “...нынешние Российские зачеты между предприятиями, получившие широкое распространение в хозяйственном обороте, вовсе не является давно известным клирингом. Это специально выявляемые взаимосвязи продавца и покупателя через третьих лиц для проведения искусственного процесса погашения встречных требований и обязательств по произвольным ценам, с навязыванием невыгодных условий слабейшей стороне... По существу, российский зачет превратился в особую форму предпринимательства для получения прибыли. В значительной мере это относится и к бартеру”.
      А.В.Мартынов /40/ считает, что бартерные сделки и взаимозачеты приводят к неплатежам в бюджет так как налоги начисляются, а заплатить их нечем. Живыми деньгами оплата производится по 10%, максимум 30% сделок.
      С другой стороны, “неденежная форма  торговли открывает возможность  ухода от налогообложения, а следовательно, приводит к недополучению средств  бюджетами”. Самое главное, что в условиях, когда зачеты стали основным способом платежей, предприятия оказались в отрыве от платежной системы страны. Расцвел прибыльный бизнес, связанный с выстраиванием целого ряда цепочек оборота низколиквидных “зачетных рублей”, где в конце должен быть выход на ликвидность.
      Одним из выходов из сложившейся ситуации многие авторы видят в расширении применения векселей.
      Говоря  о векселе как об одной из форм безналичных расчетов, Ю.В.Симачев /34/ отмечает, что данный вид расчетов пока не получил среди предприятий столь широкого распространения, как бартер, хотя и является наиболее приемлемым способом расчета в условиях развитой рыночной экономике. Вексельные расчеты распространены в основном среди крупных предприятий. Данный факт он объясняет тем, что организация вексельных расчетов под силу только достаточно крупным банкам, основными клиентами также являются большие предприятия.
      Развитие  вексельной формы расчетов в значительной мере сдерживается несовершенством  российского законодательства, регулирующего выпуск и обращения векселей - такого мнения придерживается старший юрисконсульт А.Ненашев /42/. Что же касается расширения возможностей эффективного их применения в расчетах между предприятиями, то здесь все зависит от принадлежности той или иной финансовой группе. Взаимные расчеты векселями между предприятиями, входящими в различные финансовые группы сильно осложняются борьбой крупных российских банков за сферы влияния в промышленности, отсутствием стратегического партнерства.
      Академик  Л.Абалкин, директор института экономики РАН придерживается иного мнения. На его взгляд, с началом кризиса платежная функция векселя стала превалирующей в операциях на отечественном рынке и способствовало развитию этого финансового инструмента. В своей статье академик большое внимание уделяет проблеме неплатежей и решению этой задаче необходимо уделить значительное внимание. Л.Абалкин считает, что прежде всего необходимо очистить долги от штрафов, пени и всего прочего, потому что там их более половины. Далее - в рамках оставшихся долгов необходимо провести взаимозачеты и рассчитать взаимоотношения между хозяйством и бюджетом в первую очередь. Таким образом, академик видит какой-то выход из сложной ситуации, при этом немаловажную роль от отводит  безналичным расчетам.
      Кризис неплатежей порождает на предприятиях наличие необоснованной дебиторской задолженности, которая в свою очередь ухудшает финансовое состояние предприятия. Как же можно снизить риск от неуплаты долгов и какие меры на данный момент предлагают специалисты?
      Об учете дебиторской задолженности пишет П.М.Шепелева /46/. По ее мнению, одна из главных проблем, связанных с учетом дебиторской задолженности - правильное отнесение для целей налогообложения тех долгов, которые предприятие по тем или иным причинам не может востребовать со своих дебиторов, а также создание резерва по таким долгам. Суммы сомнительных долгов подлежат резервированию после определения величины просроченной дебиторской задолженности часть ее может быть квалифицирована как сомнительная. Согласно Инструкции по применению плана счетов /2/, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Порядок образования и использования резерва регламентируется п.16 Положения “О бухгалтерском учете и отчетности РФ”. Согласно данного документа резерв создается на основе результатов проведения инвентаризации задолженности. Согласно п.15 Положения о составе затрат /15/, величина  созданного резерва относится на финансовый результат и учитывается для целей налогообложения. При списании дебиторской задолженности необходимо учесть, что уменьшить налогооблагаемую базу может лишь полностью истребованная дебиторская задолженность.
      По  нашему мнению, перед бухгалтерами предприятия встает непростая задача: учесть все правовые последствия вышеперечисленных форм расчетов, регулируемых различными отраслями законодательства. Иными словами, необходимо выяснить последствия хозяйственной операции с точки зрения:
    гражданских прав и обязательств фирмы;
    расчетов с бюджетом по данной операции;
    исполнения ее работниками предприятия;
    методика отражения данной хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
      Сегодня каждый бухгалтер должен владеть  профессиональными знаниями и навыками практической бухгалтерии, иметь ясное и полное представление о законодательстве (гражданском, бухгалтерском и налоговом) и в значительной степени быть экономистом, т.к. одним из основных учетных принципов, закрепленных в бухгалтерском законодательстве, является принцип приоритета экономического содержания хозяйственной операции над их юридической формой. Бухгалтер должен не просто механически регистрировать на счетах бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде, но и обеспечить организацию такого аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями. Который позволит администрации предприятия в любой момент времени получать оперативную информацию о состоянии дебиторской задолженности в разрезе покупателей и заказчиков и кредиторской задолженности в разрезе поставщиков и подрядчиков, контролировать ее по срокам погашения, установленными договорами, принимать меры к недопущению просроченной задолженности.
      Мы  считаем, что цель такого учета - помочь администрации предприятия создать эффективно действующую систему расчетов, при которой условия кредитования предприятием своих дебиторов за поставленные в их адрес материальные ценности, выполненные работы и оказание услуги были бы сообразны условиям кредитования самого предприятия его поставщиками и подрядчиками. В этом залог  устойчивого финансового положения предприятия, сохранения его платежеспособности и деловой активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия. 

2.1. Организационная  структура и экономическая  характеристика ООО  "Хром". 
 

      Общество  с ограниченной ответственностью "Хром" зарегистрировано в городе Кирово-Чепецке  распоряжением № 1658 от 25.03.1996 года Администрацией г.Кирово-Чепецка и в новой редакции, в связи с приведением в соответствии с законом “Об обществах с ограниченной ответственностью” Распоряжением Администрации г.Кирово-Чепецка № 1020 от 05.06.1998 года.
      Общество  с ограниченной ответственностью  "Хром" является  коммерческой  организацией,   предусматривающей извлечение прибыли в качестве основной  цели  деятельности.
      Участниками общества являются:
1. Физические  лица:
  - Мельков  А.Н.
  - Родыгин  С.Н.
2. Юридические  лица:
  - ООО  “Производственное предприятие  Ребус”
      ООО "Хром" осуществляет следующие виды деятельности:
    производство запорной арматуры и изделий из фторо- пласта;
    производство стройматериалов;
    торгово-закупочная  и посредническая деятельность (в том числе оптовая торговля);
    производство товаров народного потребления и производственно-технического назначения;
    переработка неликвидов, отходов производства, вторичных ресурсов.
      Основным  видом деятельности данного предприятия  является торгово-закупочная и посредническая. Кроме того ООО "Хром" занимается очень важной отраслью химического машиностроения, в частности, запорной арматурой (клапанами), футерованной фторопластом для агрессивных сред.  Запорная арматура используется в атомной, химической, целлюлозной, металлургической отраслях в энергетике, и машиностроительном комплексе, везде, где есть агрессивные среды.
      ООО "Хром" является юридическим лицом  и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для осуществления безналичных расчетов предприятие имеет свой расчетный счет в Сбербанке.
      В соответствии с уставом предприятия  директор назначен общим собранием  учредителей и обязан руководить структурными подразделениями организации и осуществлять контроль за их деятельностью. Главный бухгалтер на данном предприятии назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняться непосредственно руководителю организации.
      Главный бухгалтер обеспечивает ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности, другими нормативными документами, принятой Учетной политикой общества (приложение 1), а также разработанным рабочим планом счетов (приложение 2), контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составление отчетности и предоставление оперативной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности.
      Бухгалтер предприятия осуществляет учет финансово- хозяйственной деятельности предприятия, а именно: учет основных фондов, сырья, материалов, готовой продукции, денежных средств и других ценностей предприятия; учет расчетов по заработной плате с работниками предприятия; составление бухгалтерской отчетности и балансов; обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов во все виды бюджетов; осуществление контроля за своевременным проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и др.
      На  предприятии ООО "Хром" по учетной  политике   издан приказ директора  № 1 от 05.01.2003 г. (Приложение 3).
      Начальник отдела снабжения руководит работой  своего подразделения, которое занимается приобретением необходимых для производства на ООО "Хром" продукции товарно-материальных ценностей, отслеживанием уровня цен на материалы и ежемесячный анализ дебиторской задолженности по поставщикам ТМЦ. Инженер отдела снабжения обеспечивает организацию количественного контроля поступающих на предприятие материальных ресурсов. Отдел снабжения тесно взаимодействует с другими подразделениями предприятия.
      Отдел сбыта изучает потребительский  спрос на готовую продукцию, требований к ее качеству; рынки сбыта в различных регионах РФ; ведет разработку планов реализации, графиков отгрузки готовой продукции; организует отгрузку продукции, оформление отгрузочной документации, контроль и учет выполнения планов по реализации готовой продукции покупателям.
      Отлаженная  работа предприятия напрямую зависит  от  тесного взаимодействия его  работников и от четкого контроля, осуществляемым руководителем. На рис. 1 представлена организационная структура  управлением предприятия ООО "Хром".
      В соответствии со среднесписочной численностью работников предприятие является субъектом малого предпринимательства. 
 
 

ДИРЕКТОР  
 
 
       
 
Начальник
   
Гл.бухгалтер
    Начальник отдела сбыта
         
 
Отдел снабжения    
Бухгалтерия
     
Отдел сбыта
  

Рис. 1 Организационная структура управления предприятия ООО "Хром". 

      Трудовые  ресурсы невелики, но их достаточно, чтобы выполнять запланированные  объемы работ. 
 

Таблица 1. 

Трудовые  ресурсы предприятия 

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
2002 ------- , в %
2000
1.Среднесписочная численность, чел.  
9
 
10
 
13
 
144
2.Среднегодовая  оплата труда, руб.  
7470
 
12300
 
18980
 
254
3.Среднемесячная  оплата труда 1-го работника,  руб.  
830
 
1230
 
1460
 
176
   

      Так, по данным таблицы 1 видно, что среднесписочная  численность работников в период с 2000 г. по 2002 г. возросла на 44%. Причиной данного увеличения потребности в трудовых ресурсах является расширение деятельности предприятия, увеличения объемов продаж продукции. Свидетельством этого факта является увеличение выручки от реализации продукции в 2002 г. в сравнении с 2000 г. почти в 4 раза (таблица 2).
      Цифровой  материал таблицы 2 показывает, что  выручка от продажи товаров с 2000 г. по 2001 г. уменьшилась на 1466311 руб. Однако в период с 2001 г. по 2002 год  величина выручки от продажи товаров  увеличилась на 15758530 рублей, или в 5,5 раз. Данное возрастание выручки связано с увеличением объема реализованного товара
      Экономическую эффективность деятельности предприятия  мы можем оценить с помощью  такого показателя, как рентабельность, который характеризует прибыльность за определенный период.
      Согласно  данных таблицы 2 следует, что в 2000 и 2001 г.г. деятельность предприятия была убыточна. В 2000 году размер убытка составил 10148 руб., а в 2001 году 2190 руб. В 2002 г. продажа  товаров приносит незначительную прибыль в размере 3690 рублей, а уровень рентабельности составляет 0,02%.
      Как уже отмечалось, основной деятельностью  ООО "Хром" является торгово-закупочная и посредническая. А поскольку  оно создано на базе ООО ПП “Ребус”, то основная часть продукции, произведенная на этом предприятии, реализуется через исследуемое предприятие.  

Таблица 2. 

Экономические показатели деятельности
ООО "Хром"  

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Выручка  от продажи товаров, руб.  
4984264
 
3517953
 
19276483
2.Себестоимость проданных товаров, руб.  
4730298
 
3464082
 
18917007
3.Коммерческие  расходы 255279 156574 423854
4.Прибыль(+), убыток(-) от продаж, руб.   
(1313)
 
(102703)
 
(64378)
5.Прочие  операционные доходы, руб.  
---
 
134409
 
105073
6.Прочие  операционные расходы, руб.  
4688
 
32666
 
22340
7.Прибыль(+), убыток(-) от финансово-хозяйственной  деятельности, руб.   
(6001)
 
(960)
 
18355
8.Прочие  внереализационные расходы, руб.  
---
 
---
 
5225
9.Прибыль  (убыток) отчетного периода, руб.   
(6001)
 
(960)
 
13130
10.Налог на прибыль, руб. --- --- 4858
11.Отвлеченные  средства, руб. 4147 1230 4582
12.Прибыль(+), убыток(-) всего, руб.   
(10148)
 
(2190)
 
3690
13.Уровень  рентабельности, % --- --- 0,02
 
 
      Отбор потенциальных покупателей и  выбор наиболее выгодных условий и форм расчетов за реализуемую продукцию входит в обязанности отдела сбыта. Отбор покупателей в ООО "Хром" осуществляется по таким критериям:
    соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;
    состояние их финансовой устойчивости;
    уровень и динамика их платежности.
      В связи с тем, что предприятие  реализует продукцию, предназначенную  для химического машиностроения, основными его агентами и покупателями являются предприятия, связанные с  данной отраслью. Наиболее крупными предприятиями - покупателями являются:
    ОАО “Техприбор”, г.Сенкт-Петербург;
    ОАО Соликамский магниевый завод;
    ООО “Челябэнергоснабкомплект”, г.Челябинск.
      Объемы  разовых поставок данным предприятиям (на условиях предоплаты) достигают 700000 рублей.
      Велика  и география поставок: от Хабаровска до Краснодара.  
 

2.2. Финансовое состояние  предприятия. 

      По  данным бухгалтерской отчетности целесообразно  оценивать финансовое положение  организации. Оценка этого положения  необходима непосредственно экономическому субъекту, учредителям и другим пользователям  отчетной информации. Финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям.
      Для анализа финансового положения  предприятия проводим группировку  статей бухгалтерских балансов за 2000 г., 2001 г. и 2002 г. По однородным группам, т.е. строим аналитический баланс: в  активе - по степени убывания ликвидности, в пассиве - по степени срочности погашения обязательств (приложение 3).
      Из  данных приложения видим, что за период с 2000 г. по 2002 г. произошли изменения, которые можно охарактеризовать следующим образом. В рассматриваемом  периоде имущество предприятия увеличилось на 4210721 руб., или в 8 раз. Наиболее высокими темпами роста характеризуются текущие (мобильные) активы. Величина текущих активов увеличилась в 7,5 раз с 583060 руб. в 2000 г. до 4570543 руб. в 2002 г., что в большей степени обусловлено увеличением удельного веса дебиторской задолженности с 27,1% в 2000 г. до 58,2% в 2002 г. и на 2634288 руб. в суммовом выражении. Наиболее ликвидные активы - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения занимают незначительный удельный вес в структуре баланса.  В период с 2000 г. по 2002 г. произошло уменьшение данной статьи с 25% до 11,6%, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия. Наблюдается снижение удельного веса в структуре баланса по статье запаса и затраты с 47,9% до 25,5%. Однако в абсолютном выражении за исследуемый период величина данной статьи увеличилась в 4 раза. Изменения в структуре баланса имели место и по статье иммобилизованные средства. Увеличение удельного веса внеоборотных активов составило 4,7%.
      В период с 2000 г. по 2002 г. в структуре пассива баланса произошли незначительные изменения. За весь период своей деятельности ООО "Хром" не  привлекало долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы. В связи с этим данные статьи в аналитических балансах отсутствуют. Главную роль в качестве источника формирования имущества предприятия является кредиторская задолженность. Удельный вес данной статьи баланса за три года изменяется незначительно - с 96% в 2000 г. до 99,7% в 2002 г. Для предприятия характерен низкий удельный вес собственного капитала, а за  исследуемый период данный показатель снизился с 4% до 0,3%. В абсолютном выражении размер собственного капитала предприятия возрос в 2002 г. в сравнении с 2000 г. на 12090 руб., однако в сравнении с 2000 г. снизился на 248 руб..
      Опираясь  на аналитические балансы за три  года проведем дальнейший анализ финансового  состояния предприятия и следующим  блоком является исследование показателей  финансовой устойчивости предприятия.
      Основная  цель определения финансовой устойчивости предприятия - это интегральная оценка достаточности текущих активов для покрытия обязательств. Сущностью финансовой устойчивости является степень обеспеченности запасов и затрат частью оборотных средств - источниками их формирования.
      Основными источниками формирования являются:
    собственные источники;
    долгосрочные кредиты;
    краткосрочные кредиты и займы.
      Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется ряд  показателей, отражающих степень охвата различных видов источников. В  контексте проводимого анализа эти показатели целесообразно свести в общую таблицу.
      Изучив  данные таблицы 3, видим, что в 2000 г. предприятие  имеет необходимую величину собственных  оборотных средств, чистых мобильных  активов и собственных источников формирования оборотных средств. 

Таблица 3. 

Источник  формирования оборотных средств, руб. 

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Наличие(+), отсутствие(-) собственных оборотных  средств                                           ±Ас = Ес – F
 
3673
 
-113362
 
-209665
2.Наличие(+), отсутствие(-) собств-ых и долгоср-ых  заемных источников формирования  оборотных средств (чистых мобильных  активов)                 ±Ач = (Ес + Кd) - F
 
 
3673
 
 
-113362
 
 
-209665
3.Наличие(+), отсутствие(-) собст-ых источников, долгоср-ых и краткоср-ых кредитов и займов для формирования оборотных средств             ±Ае = (Ес + Кd + Кt) – F
 
 
3673
 
 
-113362
 
 
-209665
4.Общая  величина источников формирования  оборотных средств (всего текущих  активов) ±Аt = (Ес + Кd + Кt + Rp) - F=
         = Bp - F = Ba – F
 
 
583060
 
 
567441
 
 
4570543
   

     Для 2000 г. и 2002 г. характерен недостаток данных видов источников. Лишь привлечение  кредиторской задолженности позволяет  сформировать на предприятии необходимую  величину для формирования оборотных  средств.
      Показателям обеспеченности предприятия источниками  формирования оборотных средств  соответствуют показатели обеспеченности запасов и затрат источниками  информирования.
      За  анализируемый период на предприятии  наблюдается постоянный недостаток источников средств для формирования запасов и затрат - основного элемента текущих активов. Эти три показателя позволяют определить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии. При определении типа финансовой  устойчивости используется трехмерный показатель, который в данном случае принимает вид: (Nc < 0; Nч < 0; Nе < 0), то есть кризисное финансовое состояние. Кризисное состояние находит выражение в просроченной задолженности по платежам поставщикам, недоимок в бюджеты, неплатежами по оплате труда и др. Такое состояние обуславливается рядом причин: недостатком собственных оборотных средств, наличием сверхнормативных запасов и др. 

Таблица 4. 

Обеспеченность  запасов и затрат источниками  формирования и тип финансовой устойчивости, руб. 

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Излишек(+), недостаток(-) собственных оборотных  средств для формирования запасов  и затрат ±Nc = (Тc - F) - Z = Fc - Z
 
 
-275658
 
 
-476549
 
 
-1430972
2.Излишек(+), недостаток(-) собств-ых и долгоср-ых  источников для формирования  запасов и затрат   ±Nч = ((Ec + Kd) - F) - Z =
               = Aч - Z
 
 
-275658
 
 
-476549
 
 
-1430972
3.Излишек(+), недостаток9-) общей величины основных  источников формирования запасов  и затрат ±Ne = ((Ec + Kd + Kt) - F) - Z =
               = Ae - Z
 
 
-275658
 
 
-476549
 
 
-1430972
 
 
  Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятия в любой период времени иметь возможность срочно погасить внешние обязательства, т.е. быть платежеспособным, или краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидным. Ликвидность баланса определяется степенью покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. К сожалению, данные аналитических балансов позволяют сделать вывод, что предприятие нельзя назвать абсолютно ликвидным.
      Для более углубленного анализа ликвидности  баланса воспользуемся относительными показателями ликвидности, которые  различаются набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.
      Значение  рассчитанных коэффициентов лишний раз подтверждают критическое положение  предприятия. Данные таблицы 5 свидетельствуют, что возможности предприятия  к погашению краткосрочной задолженности своими легко реализуемыми средствами за анализируемый период были весьма ограничены. Лишь в 2000 г. коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,25, т.е. предприятие имеет возможность погашения краткосрочных обязательств в ближайшее время.
      В 2001 г. и 2002 г. данный показатель значительно  ниже минимального предельного значения, хотя на конец года он вырос с 0,02 до 0,12, это сужает возможности предприятия  в получении материальных ресурсов от поставщиков и краткосрочных  банковских кредитов. Ниже предельного значения оставались коэффициенты промежуточной и текущей ликвидности. При условии своевременного проведения расчетов с дебиторами предприятие могло бы рассчитаться по своим обязательствам в 2000 г. лишь на 50%, а в 2002 г. на 70%, что все же ниже оптимального значения. При продаже в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств, предприятие также не смогло бы рассчитаться с кредиторами, поскольку коэффициент текущей ликвидности в 2001 и 2002 г.г. ниже критического значения 1.
            Показатель соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности  за три года снизился с 0,27 до 0,06, что  значительно ниже минимального оптимального значения. Это свидетельствует о  том, что рост кредиторской задолженности  значительно превышает рост дебиторской. В связи с этим у предприятия наблюдается снижение платежеспособности предприятия.
      Для решения вопроса о несостоятельности  предприятия следует использовать систему критериев для  определения  неудовлетворительной структуры баланса (утверждена постановлением Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498). 

Таблица 5. 

Оценка  платежеспособности 

 
Показатели
Опт-ые знач.
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Коэффициент  абсолютной ликвидности                      Kaбc = S/Pt
 
0,2-0,5
 
0,25
 
0,02
 
0,12
2.Коэффициент  промеж-ой ликвидности           Kпp = (S + Ra) / Pt
 
1
 
0,5
 
0,3
 
0,7
3.Коэффициент  текущей ликвидности                      Kтл = At/Pt
 
2-3
 
1,01
 
0,83
 
0,96
4.Соотношение  дебит-ой и кредит-ой задол-ти                    Kaк = Ra/Rp
 
0,9-1
 
0,27
 
0,28
 
0,06
    

Такими  показателями являются коэффициент  текущей ликвидности и коэффициент  восстановления (утраты) платежеспособности. В 2000 г. и 2002 г. структура баланса  признается неудовлетворительной так  как Ктл < 2.
При неудовлетворительной структуре баланса для проверки возможности восстановления платежеспособности рассчитывается коэффициент (сроком на 6 месяцев). 

                                                К1 + У/Т * (К - К)
Коэффициент восстановления = ---------------------------- ,
                                                               2 

где К- значение коэффициента текущей ликвидности в
              конце отчетного периода;
        К- значение коэффициента текущей ликвидности в
               начале отчетного периода;
         Т - продолжительность отчетного  периода в месяцах;
         У - период восстановления платежеспособности (6        
              мес.).  

      В 2002 г. значение коэффициента больше 1, следовательно, в течении 6 месяцев предприятие  имеет реальную возможность восстановить свою платежеспособность. 

Таблица 6. 

Оценка  возможности восстановления
 платежеспособности  предприятия 

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Коэффициент  текущей ликвидности 1,01 0,83 0,96
2.Коэффициент  восстановления платежеспособности  
---
 
0,37
 
1,03
 
             Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью. 

Таблица 7. 

Показатели  деловой активности 

 
Показатели
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
1.Выручка  от реализации, руб. 4984264 3517953 19276483
2.Коэффициент  оборачиваемости текущих активов  
10,77
 
6,12
 
7,5
3.Коэффициент  оборачиваемости совокупных активов  
10,77
 
5,56
 
7
4.Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задол-ти  
53,28
 
20,02
 
12,91
5.Средний  срок оборота дебиторской задол-ти  
7
 
18
 
28
6.Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задол-ти  
10,97
 
5,58
 
7,06
7.Средний  срок оборота кредиторской задол-ти  
33
 
64
 
51
8.Коэффициент  оборачиваемости производ-ых запасов  
17,4
 
10,95
 
23,83
9.Средний  срок оборота производ-ых запасов  
21
 
33
 
15
 
 
      Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего  в скорости  оборота его средств (таблица 7).
      В период с 2000 г. по 2002 г. произошло снижение коэффициента оборачиваемости совокупных активов с 10,77 до 7, что говорит об уменьшении оборотов, совершенных оборотным капиталом за год. Наблюдается также уменьшение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 53,28 до 12,91, что привело к увеличению срока оборота дебиторской задолженности с 7 до 28 дней.
      Аналогичная тенденция характерна и для кредиторской задолженности: средний срок оборота  кредиторской задолженности за три  года увеличился с 33 дней до 51.
      Сравнивая два эти показателя, а именно периоды оборота дебиторской и кредиторской задолженности, можно говорить о выгодном положении предприятия, поскольку оно рассчитывается со своими кредиторами несколько дольше, а получает с дебиторов долги быстрее, таким образом в течении определенного времени предприятие использует в своем обороте дополнительные (бесплатные) средства. При этом средний срок оборота дебиторской и кредиторской задолженности не превышает допустимого среднего срока расчетов 90 дней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Учет расчетов  с покупателями и заказчиками в ООО “Хром” 

3.1. Общие принципы  расчетов с покупателями  и заказчиками. 

      Покупатели  и заказчики - это организации, которым  данное предприятие реализует готовую  продукцию, а также оказывает  различные услуги (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняет разные работы.
      Порядок расчетов с покупателями и заказчиками  зависит от выбранного метода учета  реализации продукции.
      Если  за момент реализации принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по Дт счета 45  “Товары отгруженные” (с Кт счета 43 “Готовая продукция”). По мере оплаты отгруженной продукции (Дт счетов 51, 52  и других счетов, Кт счета  90 “Продажи” ее списывают с Кт счета 45 в Дт счета 90 “Продажи”. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции - Дт счета 90 “Продажи”, Кт счета 68 “Расчеты с бюджетом”.
      В соответствии с Указом Президента РФ /7/ расчеты по поставкам продукции, выполненным работам и оказанным  услугам должны быть осуществлены в течение 4 месяцев с момента поставки продукции.
      Установленный в Указе Президента РФ /7/ порядок  расчетов между дебиторами и кредиторами  уточнен постановлением Правительства  РФ от 18 августа 1995г. № 817. В соответствии с п.2 данного постановления не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыль, учитываемую при налогообложении.
      Таким образом, дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств, списываются с Кт счета 45 в Дт счета 99 “Прибыли и убытки”.
      Списание  долга в убыток вследствие неплатежеспособности поставщика не вызывает ее аннулирование. Списанная задолженность отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае улучшения имущественного состояния должника.
Если  за момент реализации продукции принимается  момент ее отгрузки, то дебиторская  задолженность отражается по цене реализации продукции на счете 62  “Расчеты с покупателями и заказчиками”. К счету 62 могут быть открыты субсчета:
а) 62-1 “Расчеты в порядке инкассо”;
б)  62-2 “Расчеты плановыми платежами”;
в)  62-3 “Векселя полученные” и другие.
      На  субсчете 62-1 учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары) и оказанные услуги.
      На  субсчете 62-2 учитываются расчеты  с покупателями и заказчиками  при наличии длительных хозяйственных  связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.
      На  субсчете 62-3 учитывается задолженность  по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.
      Счет 62 является активно-пассивным и может  иметь развернутое сальдо. Сальдо по дебету отражает задолженность организаций-покупателей  в пользу нашего предприятия. Кредитовое сальдо - задолженность предприятия  перед покупателями в результате недопоставки продукции.
      На  суммы оплаты за отгруженную продукцию  предприятие предъявляет расчетные  документы покупателю или заказчику  и производит следующую бухгалтерскую  запись:
      дебет счета 62 “Расчеты с покупателями и  заказчиками”,
      кредит  счета 90 «Продажи»
      Поскольку отгруженная продукция считается  реализованной, то с ее стоимости  начисляется НДС - Дт счета 90 “Продажи”  и Кт счета 68 “Расчеты с бюджетом”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.