На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3
     Глава I. Теоретические основы проблемы взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте………7
    Темперамент, его особенности и свойства………….……………..7
    Проблема  подростковой формы эгоцентризма……...…………..17
    Взаимосвязь свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте……………………………………………………...…24
     Выводы  по I главе……………………………………………………...…32
     Глава II. Практическая работа по установлению взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте….….33
     2.1. Организация и методы диагностики  свойств темперамента и эгоцентризма  подростков………………………………………………...……..33
    Глава III. Анализ результатов исследования………………...………….40
    Заключение………………………………………………………………..43
    Список  литературы……………………………….………………………46 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Отправной точкой исследования взаимосвязи свойств  темперамента с проявлениями эгоцентризма послужили представления Жана Пиаже  об эгоцентризме и их анализ в современных  исследованиях зарубежных и отечественных  авторов. Актуальность темы исследования определяется многозначностью понимания  природы и возрастной динамики феномена эгоцентризма в разных психологических  направлениях - когнитивной психологии, психоанализе, теории деятельности и  др.
     В научной психологии ХХ в. проблема эгоцентризма была поставлена Ж. Пиаже. Эгоцентризм  Ж. Пиаже описывал как умственную позицию, которую занимает ребенок  в процессе познания самого себя и  окружающего мира на протяжении ряда стадий интеллектуального развития. С самого своего появления в психологии термин «эгоцентризм» вызвал ряд  недоразумений, связанных с тем, что житейское толкование понятия  «эгоцентризм» отличается от научного. Впоследствии и в науке «эгоцентризм»  стал трактоваться гораздо шире, чем  предлагал Ж. Пиаже. В специальной  литературе с помощью понятия  «эгоцентризм» описывается целый  ряд различных по своей природе  и динамике явлений.
     В исследованиях феномена эгоцентризма (понимаемого в традиции Ж. Пиаже) отмечается, что он проявляется как  в интеллектуальной, так и в  мотивационно-потребностной сфере  личности. Представления о явлениях эгоцентризма в личностно-аффективной  сфере, в свою очередь, также не согласованы  между собой. В ряде исследований указывается на то, что между эгоцентризмом  в познавательной и в личностно-аффективной  сфере существуют генетические взаимосвязи, однако теоретически предполагаемые взаимосвязи  не обнаруживаются в эмпирических исследованиях.
     Понимание особенностей эгоцентризма и тех  механизмов, которые приводят к его  формированию, может стать ориентиром для психолого-педагогического воздействия с целью предупреждения дезадаптивных вариантов развития.
     Ж. Пиаже определил эгоцентризм  как проявление субъективной позиции  ребенка в познании окружающего  мира и себя самого; субъект не учитывает, что его положение среди вещей  и людей лишь одно из многих возможных  и не умеет соотносить свою точку  зрения с точкой зрения других людей [29, 217].
     Значительный  вклад в создание современной  концепции эгоцентризма внес Д. Элкинд. Развивая идеи Ж. Пиаже, Д. Элкинд выявляет новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Взрослея, в предвосхищении подросток больше ориентируется на действительно возможные реакции конкретных людей, нежели на свои представления о себе.
     Пик выраженности личностно-аффективных компонентов эгоцентризма приходится на младший подростковый возраст. Уменьшаясь по мере взросления, личностно-аффективные компоненты эгоцентризма сохраняются вплоть до пожилого возраста и присутствуют во всех группах, главным образом в одном диапазоне [1. 38].
     Согласно  концепции Л. С. Выготского личностно-аффективные  компоненты эгоцентризма могут быть рассмотрены как ключевые переживания  подросткового возраста, в которых  одновременно в единстве представлены и когнитивные, и аффективные  характеристики эгоцентризма. Специфика  данных переживаний может быть рассмотрена  как производная от взаимодействия, взаимосвязи или «пересечения»  аффекта и интеллекта. Личностно-аффективные  компоненты эгоцентризма могут быть рассмотрены как составляющие системы  значащих переживаний. Они действительно  порождаются определенными потребностями, возникающими в конкретных жизненных  ситуациях [9, 295].
     Исходя  из выше изложенного, определена тема нашего исследования: «Взаимосвязь свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте».
     Цель  исследования – изучение взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе.
     Объект  исследования – процесс проявления эгоцентризма в подростковом возрасте.
     Предмет исследования – особенности взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте.
     Гипотеза  исследования – процесс изучения взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте будет проходить успешно, если будут изучены особенности взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической литературе.
     Задачи  исследования:
    Изучить и проанализировать современную психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте.
    Определит сущность понятия темперамента, его особенностей и свойств.
    Изучить проблему  подростковой формы эгоцентризма.
    Определить  взаимосвязь свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте.
     Теоретическая значимость исследования – в нашей работе изучена современная психолого-педагогическая литература по проблеме взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте.
     Практическая  значимость исследования – в нашей работе представлены результаты диагностического исследования свойств темперамента и эгоцентризма подростков, определена взаимосвязь свойств темперамента и эгоцентризма. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в своей работе с подростками.
     Методы  исследования – теоретический метод, анализ литературы, поисковый метод.
     Структура курсовой работы – работа состоит из введения, трех глав, выводов по I главе, заключения, списка литературы и приложения. Работа выполнена на листах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретические основы проблемы взаимосвязи свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте
    Темперамент, его особенности  и свойства
 
     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психическими особенностями  человека.
     Физиологической основой темперамента являются не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Идеи И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие ученые, как Е. М. Теплов, В. Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса: динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов: концентрированное - показатель меры дифференцировки раздражителей. Открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность. В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы [21, 117].
     Свойства  нервной системы необходимо изучать  с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы  могут быть скрыты системой временных связей, выработанных в течение жизни. Некая психическая черта не является только врожденной, проявление же свойств нервной системы возможно лишь в чрезвычайных условиях, поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т.е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.
     Проблема, психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно  исследовалась В. С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В. С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики [18, 109].
     Свойство  темперамента - один из регуляторов стиля деятельности. Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связано с условиями, в которых эти действия совершаются, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностями темперамента: если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет завесить от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит способ осуществления самой деятельности [15, 267].
     Свойства  темперамента зависят от свойств  организма в целом. В современной  психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в  зависимости от условий развития. Вундт (1880 - 1981 гг.) считал, что у одного и того же человека в разное время  могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между  свойствами темперамента и другими  индивидуально-психологическими особенностями  может заключаться только в том, как, на основе взаимосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психологических особенностей [22, 136].
     Динамические  особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия темперамента. Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение, которое характеризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер; сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента; однозначно обусловлены общим типом нервной системы [24, 149].
     Свойства, темперамента отличаются от мотивов  и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей. Следовательно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности. Различают следующие свойства темперамента: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; психический темп и ритм; интенсивность психических процессов; направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания.
     Но  динамике психической деятельности зависит и от других условий (например, от мотивов и психических состояний). Если человек заинтересован в работе, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит ее энергичнее и быстрее. Свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний, проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если у человека имеется склонность волноваться перед сдачей зачета или в ожидании старта на соревнованиях, то это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента [40, 61].
     Свойства  темперамента наиболее устойчивы и  постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специальной особенностью темперамента является то, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру характеризующую тип темперамента.
     Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов, т.к. свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они в какой-то степени зависят от наследственного фактора. Наследственный фактор влияет на психические свойства темперамента двояким образом: морфологическими особенностями нервной системы и физиологическими свойствами типа. Но хотя свойства темперамента имеют наследственное происхождение, они в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате прижизненных условий. Условия могут быть следующие: тяжелые соматические болезни, особенно перенесенные в раннем детстве; в результате некоторых оздоровительных мероприятий; в результате психологических конфликтов, пережитых в подростковом возрасте; в результате резкого ухудшения бытовых материальных условий в подростковом возрасте; при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в подростковом возрасте [33, 58].
     Согласно  тому, что темперамент зависит  от сочетания свойств нервной системы, которые определяют и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент И.П. Павлов различил четыре типа нервной системы:
     1. сильный, не уравновешенный (с  преобладанием силы процесса  возбуждения);
     2. сильный, уравновешенный, подвижный;
     3. сильный, уравновешенный, инертный;
     4. слабый.
     Эти общие типы нервной системы лежат  в основе четырех традиционных типов темперамента (холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического), хотя кроме четырех комбинаций свойств нервных процессов были обнаружены и другие, зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется прежде всего следующим образом: чем больше у человека выражено одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента. Это так называемая прямолинейная однозначная зависимость, характер зависимости может быть и криволинейным, а также многозначным, т.е. от одного и того же свойства нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента, и наоборот, одно свойство темперамента зависит от нескольких различных свойств нервной системы. Т.е. физиологические свойства нервной системы и психологические свойства темперамента тесно взаимосвязаны [25, 269].
     Создателей  учения о темпераменте считается  врач Гиппократ, который еще в V в. до н.э. утверждал, что тип темперамента определяется сочетанием в человеке четырех жидкостей крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Разумеется, теория четырех жидкостей была весьма наивной. От нее сейчас остались лишь названия типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. В настоящее время под типом темперамента принято понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являющихся для них общими, определенная взаимосвязь свойств характеризует тип темперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношение остается постоянным. В настоящее время для психологической характеристики типов темперамента применяются следующие основные его свойства:
     1. Сенситивность - об этом свойстве  судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека. Сюда относится наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, наименьшая степень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость и страдания.
     2. Реактивность - это свойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия (угроза, обидное слово). Наиболее яркие проявления эмоциональность, впечатлительность.
     3. Активность - выражается степенью воздействия человека на внешний мир, способность преодолевать препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность вникания.
     4. Соотношение реактивности и активности, т. е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, желания) или от целей, намерений, убеждений.
     5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.
     6. Пластичность - ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.
     7. Экстра версия и интроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интровертированность) [31, 127].
     В психологической характеристике четырех  традиционных типов темперамента можно  увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость для учителя при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.
     Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство [36, 129].
     Действия  Холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Без богатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.
     Новые формы поведения у флегматиков  вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит  из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие [42, 160].
     Реакция Меланхолика часто не соответствует  силе раздражителя, особенно сильно у  него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные  воздействия часто вызывают у  меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
     Существуют  различные подходы к определению  и раскрытию индивидуальных психических свойств темперамента и свойств личности: лабораторные и анамнестические методы изучения темперамента. Лабораторные методы - это различие внешних показателей, по которым мы судили о процессах, механизмах и свойствах. Также для диагноза свойств темперамента и других индивидуальных психических особенностей, а также для изучения их происхождения и развития применяется анамнез - единственный психический метод, прямо и непосредственно раскрывающий происхождение и основные закономерности развития индивидуальных психических особенностей, хотя и в нем всегда остается место для субъективного истолкования фактов [18, 135].

     Выделяют основные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия. Тревожность наблюдается при неудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типа фрустрации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, присущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определенных нарушениях в системе мотивов и отношений личности [13, 52].

     Другой  комплекс психических особенностей - ригидность, изучавшийся в англо-американских исследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Ригидность определяют как трудность изменения давно установившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работах под ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленное переключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыков и медленное приспособление к новой обстановке. В этот симптомокомплекс входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты, характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенности соответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и при помощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы в Физиологическом отношении. У высоко ригидных   ниже критическая частота мельканий, Шварц (1959) установил, что низкий порог критической частоты мельканий соответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степень инертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности. Таким образом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительными признаками свойств темперамента [5, 196].
     Общим типом вид связан симптомокомплекс экстравертированности-ин-тровертирозанности. По Ленд (1928) автору этого термина  под экстравер-тированными понимались такие испытуемые, для которых  наибольшей значимостью обладают объективные предметы и события, а под экстра версией -регулирующий механизм психической деятельности, который определялся такой преимущественной значимостью, Пол интровертированными - те, для которых наибольшей значимостью обладали субъективные внутренние психические процессы и собственная личность, а под интроверсией  соответствующий регулирующий механизм. По Ленд, основным признаком этих свойств были индивидуальные особенности в регуляции психической деятельности, По этому признаку экстраверсия и интроверсия должны быть отнесены к свойствам темперамента. Один из наиболее устойчивых и постоянных симптомов симтомокомплексов интроверсии-экстраверсии - социальная интроверсия. Она проявляется в индивидуальных особенностях процесса общения: общительность или замкнутость, активность, инициативность или пассивность в общении и т.п. Взятые сами по себе эти особенности не являются свойствами темперамента, хотя они и определяют динамику деятельности, но лишь в ситуации общения и лишь при наличии положительного отношения к общению. Социальная экстраверсия-интроверсия дает наибольшую степень тождества при исследовании ее различными наборами испытаний, поэтому социальная зкстраверсия-интроверсия может быть надежным симптомом симптомокомплекса экстраверсии-интроверсии, и, следовательно, зависит от свойства темперамента [2, 226].
     По  исследованиям Ильиной (1958) тип устанавливался при помощи лабораторных испытаний  и на основе анамниза. Сангвиники проявляли  в общении зкстравертированные  особенности, легко устанавливали  общение, общались с широким кругом людей. Флегматики проявили противоположные  особенности. Следовательно, экстраверсия-интроверсия зависит от типа нервной системы, преимущественно от подвижности нервных процессов и обладает внешне отличительными признаками свойств темперамента. Зависимость зкстраверсии-интроверсии от силы нервных процессов недостаточно подтверждена, но на основе типологических исследований труда ткачих Климов (1958) показал, что на продуктивности труде сказываются такие качества, как эмоциональная лабильность, неустойчивость чувств и настроений, чрезмерная возбудимость чувств и т.п. [10, 34].
     Н. С. Лейтес (1960) нашел зависимость способностей в учебной деятельности от общего типа, причем общий тип в его работе устанавливается по таким "жизненным показателям", которые представляют собой не что иное, как эмоциональные особенности темперамента. Таким образом, все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, хотя, не всякая способность представляет собой свойство темперамента. Каждый симптомокомплекс и каждое свойство в нем зависят только от общего типа нервной системы [12, 108].
     Таким образом, можно сделать вывод, что  в результате жизненных внешних  условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темперамента.
    Проблема  подростковой формы  эгоцентризма
 
     Проблема  подросткового эгоцентризма как  умственной позиции в познании себя и окружающего мира впервые в  психологии была обозначена Жаном Пиаже. Согласно Ж. Пиаже, подросток, находящийся  на стадии развития понятийного интеллекта, приписывает своему мышлению неограниченную силу, затрудняется в дифференциации возможного и реального. Возникновение  подростковой формы эгоцентризма Пиаже  связывает с этими особенностями, характеризующими интеллектуальную сферу  подростка.
     Под влиянием критики, Ж. Пиаже предложил  использовать для обозначения этого  феномена наряду с термином «эгоцентризм»  другой термин - «центрация», а изменение  эгоцентрической позиции он предложил  описывать с помощью понятия  «децентрация».
     Ж. Пиаже описал три формы эгоцентризма в соответствии с тремя основными  периодами развития интеллекта. Это  эгоцентризм в период становления  сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), эгоцентризм на стадии дооперационального мышления (от 2 до 7 лет) и эгоцентризм  в период формирования понятийного  мышления (от 11 до 15 лет). Приобретаемая  в 12-15 лет способность строить  умозаключения, следуя правилам комбинаторики  и формальной логики, позволяет подростку  выдвигать гипотезы, делать из них  выводы и экспериментально проверять  их истинность. При этом подросток  может строить идеализированные представления, которые не всегда поддаются  проверке и часто противоречат реальным фактам. Подростковую форму когнитивного эгоцентризма Ж. Пиаже назвал «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира, приписывающего своему мышлению неограниченную силу. Интеллектуальная децентрация ведет  к тому, что подросток начинает принимать во внимание внешние обстоятельства, становясь реальным и активным деятелем. У взрослых также возможно проявление центрации субъекта на себе в процессе познания. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм имеет тенденцию усиливаться всякий раз, когда в ходе развития приходится соприкасаться с чем-то новым, незнакомой прежде сферой познавательной деятельности. «Взрыв» эгоцентризма постепенно затухает по мере того, как человек осваивается в новой области [23, 131].
     Ж. Пиаже сосредоточил внимание на интеллектуальном развитии ребенка, оставляя без экспериментального анализа специфику развития аффективной  сферы личности. Последователи Ж.Пиаже  полагали, что феномен эгоцентризма целесообразно рассматривать не только в связи с развитием  когнитивной сферы, но и в связи  с аффективным опытом личности (H.Hoffman, R.Selman, Г.Дюпон).
     Последователи Ж. Пиаже, Д. Элкинд полагали, что феномен  эгоцентризма целесообразно рассматривать  не только в связи с развитием  когнитивной сферы, но и в связи  с аффективным опытом субъекта, решающее значение в преодолении эгоцентризма исследователи придавали социальным взаимодействиям подростка с  окружающими людьми [1, 69].
     В психологии рассматривается несколько видов эгоцентризма:
    Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
    Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
    Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям.
     Значительный  вклад в создание современной  классической концепции эгоцентризма внес один из последователей Жана Пиаже, американский психолог Дэвид Элкинд. Чтобы понять логику рассуждений  Элкинда относительно развития и  преодоления подросткового эгоцентризма, остановимся на том, как он видит  развитие эгоцентризма на разных стадиях  развития интеллекта, описанных Пиаже. Вообще природу эгоцентризма он видит в недостаточной дифференциации различных областей реальности. Какие именно области плохо дифференцируются зависит от стадии развития интеллекта. Переход от одной формы эгоцентризма к другой происходит «диалектическим образом»: те же самые интеллектуальные структуры, которые освобождают ребенка от низшей формы эгоцентризма, приводят его к тому же эгоцентризму, но на более высоком интеллектуальном уровне [1, 94].
     Приобретаемая, как правило, в подростковом возрасте способность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и  формальной логики, позволяет выдвигать  гипотезы, делать из них выводы и  экспериментально проверять их истинность. Подросток может строить идеальные  представления, которые не всегда поддаются  проверке и противоречат фактам. Максимальные изменения особенно заметны в  рассуждениях о политических понятиях (общество, государство, законы), в рассуждениях об отклоняющемся, антисоциальном поведении  других людей, в рассуждениях о возможных  путях решения проблемных ситуаций.
     Формальные  операции наделяют подростка способностью не только создавать умственные конструкции, но и рассуждать о них. Эта способность  освобождает субъекта от детского эгоцентризма, но приводит к эгоцентризму подростковому. Формально-операторное мышление позволяет  подростку получить представление  не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. Подросток  затрудняется в дифференциации между  объектами, на которые направлено мышление других, и объектами, на которые направлено его собственное мышление, которыми интересуется он сам. Подросток из-за тех серьезных изменений, которым  он подвергается, более всего интересуется собой. Соответственно он полагает, что  другие люди озабочены его поведением и внешним видом, так же, как  и он сам. Именно это убеждение  и составляет «воображаемую аудиторию» - один из основных компонентов эгоцентризма в подростковом возрасте, пишет Элкинд. Одной из особенностей подростка  является то, что он пытается предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подросток считает, что другие будут относится к нему точно так же, как и он сам, подросток постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является. Понятие «воображаемая аудитория», по мнению Элкинда, способствовало объяснению многого из подросткового поведения. Стремление к уединению и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взором других людей. Наличие «воображаемой аудитории», по мнению Элкинда, также помогает выяснить, что аффект, который характерен для подростка и часто волнует его это - стыд как реакция на постоянное внимание со стороны «воображаемой аудитории» [4, 116].
     В то время как подростку не удается  отличить предмет своего мышления от предмета мыслей других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства. Он оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное: только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми были отвергнуты со словами «ты все  равно не поймешь, что я чувствую». Эта вера в уникальность своих  переживаний была названа Элкиндом «личным мифом», - «это история, которую  подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой». «Личный миф», считает Элкинд, составляет второй компонент эгоцентризма в  подростковом возрасте [1, 72].
     В дополнение к перечисленным проявлениям  феномена эгоцентризма, Р. Энрайт ввел новый компонент - «сфокусированность на самом себе». Энрайт определяет ее как общую подростковую тенденцию  к сосредоточению внимания на своих  чувствах, мыслях. «Воображаемая аудитория» «сближается» с реальным окружением подростка. Теперь в предвосхищении подросток больше ориентируется  на действительно возможные реакции  конкретных людей, нежели на свои представления  о себе. «Личный миф», вероятно, преодолевается, когда молодой человек видит себя в реальном свете, и способен установить подлинные межличностные отношения. Когда возникает доверительный контакт с другим, подросток узнает, что другой испытывает чувства, сходные с его чувствами [24, 218].
     Современный подход к проблеме подросткового  эгоцентризма сформировался во многом под влиянием работ по истории  детства Э. Эриксона. Исходя из его  теории, мы можем предположить, что  достижение эго-идентичности в подростковом и раннем юношеском возрасте одновременно означает преодоление молодыми людьми эгоцентризма. Застревание на эгоцентрической  позиции приводит к «диффузии» идентичности. В этом случае подросток еще не способен составить первую цельную  картину осознания себя и своего места в мире, и проявляет неуверенность  в понимании собственного «Я» [42, 54].
     При обследовании психологических особенностей подростоков детства представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду  распространенности детской подростокности и отчужденности аномальных людей  от остального мира.
     Невостребованность  молодых подростков на рынке труда  и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной  позиции. У многих подростков не складывается устойчивая положительная самооценка. У части не формируется «базовое»  чувство доверия к миру. В связи  с этим нередко подростки детства  воспринимают людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые  люди не живут полнокровной жизнью, у них не формируется достаточная  мотивация и навыки общения, результатом  чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.
     Происходит  то, о чем предупреждают философы, изучающие отношение государства  и общества к подросткам: намечается раскол, социальное расслоение общества и маргинализация, очевидной становится недостаточность терпимости общества к подросткам, у людей с ограниченными возможностями появляются чувства заброшенности и отчужденности от общества. Как отмечают культурологи, социальная дезадаптация приводит к «болезненно переживаемым отклонениям от нормы, утрате привычных контактов со своей средой обитания, нарушению способности играть свойственные человеку жизненные роли» [38, 16].
     В этих условиях возможно формирование у подростков «диффузной» идентичности и длительная задержка на эгоцентрической  позиции. Следует ли полагать, что  феномен эгоцентризма заостряется  у подростков.
     Предпочтения  подростков свидетельствуют о большей  выраженности у них несоциальной активности (более всего подростков привлекают те виды деятельности, которые  не требуют участия других людей  и в которых они предоставлены  сами себе), а также политических интересов, нежели проявлений компонентов  эгоцентризма.
     В русле психоаналитической традиции в качестве источника возникновения  и развития подростковой формы эгоцентризма, проявляющегося в личностно-аффективной  сфере, рассматриваются процессы развития самости (D.Lapsley, T.Riley. и др.) и процессы становления идентичности (Э. Эриксон, J. Marcia).
     Если  родители не предоставляют ребенку  возможность в удовлетворении базовых  потребностей в зеркализации, идеализации, не удовлетворяют его потребность  в «похожести», то подросток будет  демонстрировать ярко выраженную «Воображаемую  аудиторию». Он будет ожидать, что  окружающие настроены к нему критически, неодобрительно. Постоянное прогнозирование  подобного отношения к нему периодически будет меняться на предвосхищение противоположных  реакций. Конструируя «Воображаемую  аудиторию», взрослеющий человек  учится распределять свою психическую  энергию между самим собой, своими близкими и другими людьми таким  образом, чтобы часть энергии  оставалась направленной на самого себя; таким образом, «Воображаемая аудитория» играет важную роль в развитии самости.
     Чувство эго-идентичности состоит в уверенности  человека в том, что его способность  сохранять внутреннюю тождественность  и целостность согласуется с  внутренней оценкой его тождественности  и целостности, данной другими людьми. Следовательно, подростки, только еще  обретающие свою идентичность, могут  быть озабочены тем, что они из себя представляют, соответствуют ли они ожиданиям других, т.е. проявляют  ли они свою индивидуальность. По словам Э. Эриксона, формируя собственную идентичность молодые люди иногда болезненно, часто  из любопытства проявляют озабоченность  тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что  они сами о себе думают. Чем дальше подросток от достигнутой идентичности, тем больше ему необходима обратная связь от окружающих, тем больше он склонен мысленно предвосхищать  реакции других на себя, чтобы затем  сравнивать реальное отношение к  нему с прогнозируемым. У человека, демонстрирующего кризис идентичности или ее диффузию, будут ярко проявляться  феномены центрации на себе в личностно-аффективной  сфере [41, 142].
     Транслируемые в культуре требования к формированию идентичности в подростковом возрасте могут ошибочно пониматься субъектом  как повышенный интерес окружающих к нему персонально, а не как общие  требования ко всем людям данного  возраста. Из-за подобного смешения может возникать описанная Д. Элкиндом «Воображаемая аудитория» как один из компонентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Новизна  ощущений подростка, появляющаяся у  него из-за развития идентичности, может  приводить к возникновению чувства  собственной уникальности и неуязвимости, что характеризует «Личный миф». В эмпирических исследованиях процесса развития идентичности как возможного источника развития таких личностно-аффективных  компонентов эгоцентризма как «Воображаемая  аудитория» и «Личный миф» показано наличие невысокой, но значимой корреляции между выраженностью личностно-аффективных компонентов эгоцентризма и степенью сформированности идентичности [1, 79].
     Несмотря  на многообразие исследований подростковой формы эгоцентризма, два принципиальных вопроса не получили своего решения. Это вопрос о том, как соотносятся  друг с другом эгоцентризм в интеллектуальной сфере и эгоцентризм в личностно-аффективной  сфере; и другой - вопрос о том, как  изменяются личностно-аффективные  компоненты эгоцентризма с возрастом. 

     
    Взаимосвязь свойств темперамента с проявлениями эгоцентризма в подростковом возрасте
 
     Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному  темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент [37, 102].
    Большую роль в подростковом возрасте играет самооценка. Самооценка данного возраста строится, главный образом, на оценочных суждениях взрослых, т. к. в данный период мнение взрослого человека считается безапелляционным. Для интровертов характерна завышенная самооценка. Они выдают желаемое за действительное. Зная свои трудности со сменой привычек, они пытаются скрыть их, чтобы походить на других.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.