На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистический анализ показателей динамики и развития среднедушевого дохода населения в 2004-2007 годах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                              Оглавление
                                    
Введение 3
Глава 1.  Теоретическая часть. 6
1.1. Понятие об уровне жизни населения и основные показатели уровня жизни. 6
1.2. Понятие о качестве жизни населения и основные показатели качества жизни. 9
1.3. Методы статистического изучения уровня и качества жизни. 11
Глава 2. Расчетная часть. 15
Задача 1. 15
Задача 2. 17
Задача 3. 19
Задача 4. 14
Глава 3. Статистический анализ показателей динамики и развития среднедушевого дохода населения в 2004-2007 годах. 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение
     Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.
          Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья , качества и структуры потребляемых продуктов питания , уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры , комфортабельности жилья и др. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих  показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально- экономического развития страны.
      Вместе  с тем  уровень жизни населения  является одним из главных показателей  развитости государства. Это обстоятельство определяет необходимость исследования как экономических, так и социальных причин, воздействующих на динамические тенденции в уровне жизни в период рыночной трансформации экономики. А сложившиеся тенденции современного социально-экономического развития выводят   проблемы уровня жизни в число приоритетных.
       Целью данной курсовой работы является изучение и анализ уровня и качества жизни населения, основных показателей этих категорий, а так же методов, с помощью которых оно производится; практическое рассмотрение показателей и динамики уровня и качества жизни: оценка среднедушевого дохода в РФ в 2004-2007 гг..
      Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    изучение теоретических основ изучения уровня и качества жизни;
    влияние уровня и качества жизни на развитие государства;
    рассмотрение основных критериев качества жизни населения;
    изучение основных показателей уровня и качества жизни населения;
    рассмотрение нескольких различных систем показателей уровня и качества жизни;
    рассмотрение методов изучения уровня и качества жизни населения, применяемых в статистике;
    выявление обстоятельств, влияющих на изменение уровня и качества жизни населения;
    проведение анализа уровня и качества жизни населения Росси в 2004-2007 годах;
    сравнительный анализ динамики развития основных показателей здравоохранения в РФ в 2000-2004 годах, а также анализ такого показателя, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) по нескольким странам мира.
           Предметом исследования является  население: его уровень жизни,  условия жизни, качество жизни,  финансовое состояние и т.д.
       В работе применены следующие методы исследования: монографический, аналитический, графический, метод сравнения, расчетно-конструкционный, абстрактно-логический и др. 
            Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Изложена на 38 страницах машинописного текста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическая  часть.
1.1. Понятие об уровне жизни населения и основные показатели уровня жизни
Уровень жизни является одной из важнейших  социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.1 В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).2
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного  развития.
Еще у  древних римлян одним из главных  девизов был такой: "Благо народа - высшая цель". Благо народа и  есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально  ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика - экономика  массового потребления, именно потребитель - король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.
Важнейшими  составляющими уровня жизни выступают  доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное  время.
Условия жизни можно укрупненно разделить  на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей .
Возможны  три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.
 Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.3
Показатели  уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков.
В зависимости  от иерархического уровня: 
–        макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.; 
–        микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи (табл. 5.1).

В зависимости от характера  отражения сущности категории «уровень жизни»: 
–        прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.; 
–        косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера  расчета: 
–        уровневые (абсолютные значения); 
–        структурные (составляющие уровневых показателей); 
–        динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости  от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или  иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей: 
-          физические потребности;| 
-          духовные (интеллектуальные) потребности; 
-          социальные потребности.

Соответственно  для оценки степени удовлетворения основных человеческих потребностей используются различные группы показателей и  их индикаторов.4
Наиболее  полной и отвечающей современным  требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения  в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической  конъюнктуры и прогнозирования  при Министерстве экономики РФ в  1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей.5 (Приложение 1)
Наиболее  важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей  для оценки хода экономической реформы  в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. Эти 12 показатели изложены в Приложении 2.
Последний вариант Системы  показателей уровня жизни в международной  статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей (Приложение 3) 
 

1.2. Понятие о качестве жизни населения и основные показатели качества жизни
     Качество  жизни рассматривается как система  показателей, характеризующих степень  реализации жизненных стратегий  людей, удовлетворения их жизненных  потребностей. Программные улучшения  качества жизни рассматривается  как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.
     Качество  жизни – совокупность показателей  общего благосостояния людей, характеризующих  уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление  непосредственно не оплачиваемых благ.
     Качество  жизни — это категория не стандартизованная. Каждое сообщество разрабатывает это  понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах  идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность  перед будущими поколениями и  многое другое.6
Существуют  интегральный и частный подходы  к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах  общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
И. В. Бестужев - Лада ориентирует категорию «качество  жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая  не поддаётся прямому количественному  измерению, а требует сложных  приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда  и досуга и удовлетворённости  ими, уровня комфорта в труде и  быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности  в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.
Д. Прингл применяет систему индикаторов  качества жизни, основанную на использовании  ряда статистических оценок, характеризующих  уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп  критериев.
Первую  группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно  назвать объективными.
Вторая  группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах  населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение  к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Критерии  качества жизни.
Исследование  качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения, сбора  и анализа данных.
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена  многообразием показателей. Последние  могут характеризовать отдельный  элемент качества жизни или всю  совокупность. Соответствующие показатели включены в Приложение 4. 
 

1.3. Методы статистического изучения качества и уровня жизни населения
Разработка  обобщающего (интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задач социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.
В научной литературе обсуждаются разные предложения по конструированию  обобщающего показателя уровня жизни на основе частных показателей.7
Высказано было предложение о расчете  обобщающего показателя в виде средней взвешенной величины из частных показателей уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой значимости (весомости), т.е. сумма весов равна 1. При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), и эта задача решается с использованием относительных величин их динамики.
Примером  такого показателя может служить  индикатор пряженности. Его составляющими являются: 1) степень обеспеченности потребительскими товарами; 2) уровень преступности; 3) степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем. На базе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был исчислен индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 свидетельствует о социальной стабильности; от 0,4 до 0,8 - о социальной напряженности; от 0,8 до 1,4 - о локальных конфликтах; 1,4 до 2,0 - о социальных взрывах в регионе; свыше 2,0 - о массовых социальных взрывах.
В качестве обобщающего показателя уровня жизни  также может использоваться синтетический индекс, построенный на основе стандартизованных значений исходных показателей:
  

где - синтетический индекс для i-й страны;
- стандартизованное значение  j-го показателя для i-й страны;

где - стандартное отклонение для переменной .
В статистике качества и уровня жизни могут  быть использованы экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация - Комитет по демографическому кризизису на базе данных официальной  статистики, результатов анкетных опросов  и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, общественная безопасность, тишина, уличное движение чистота воздуха.
Все большее  признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т. е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах.
При таком  подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности  и недостатки, присущие другим оценкам.
Совокупность  нормативов в наборе показателей  уровня жизни образует вектор целей  , а совокупность фактических показателей - вектор достигнутых результатов . Тогда величина угла между ними явится мерой пропорциональности развития, а произведение отношения длин векторов на (угла между векторами) - мерой степени приближения к целевому (нормативному) состоянию:
.
где - длина вектора результатов;
- длина вектора целей; i=1,2,:,n - компоновка векторов.
Отношением  скалярного произведения векторов к  произведению их длин определяется
,
где .8
Закончить приведенный анализ целесообразно  графиком, на оси абсцисс которого показывается время, а на оси ординат - величины , фиксирующие степень приближения фактических показателей к нормативным, и выравненные значения таких приближений.
При таком  подходе к оценке уровня жизни  в задачу статистики не входит обсуждение самих норм - они принимаются за рациональные, хотя они будут постоянно  пересматриваться и совершенствоваться. Нормы воспринимаются не только как  цель, но и как условия для всестороннего  развития личности.
Иногда  предлагается ранжировать отдельные  виды благ и услуг по их значимости в потреблении, прежде чем находить среднюю величину общего показателя уровня жизни. На наш взгляд нет достаточных  причин для деления потребляемого  на главное и неглавное, основное и второстепенное (раз оно составляет рациональную норму потребления), а  только это может способствовать его дифференциации в структуре  потребления. Другое дело, что в самом  потреблении и соответственно в  частных показателях уровня жизни  нужно обеспечить достаточное количестве благ и услуг, включая и услуги первой необходимости. 
 
 
 

                                Глава 2. Расчётная часть.
                                                    Задача № 1.
       Основные  показатели здравоохранения в Российской Федерации представлены следующими данными:
Показатель 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
Численность врачей – всего, тыс чел. 680,2 677,8 682,4 686,4 688,3
Количество  больничных коек, тыс. шт. 1671,6 1653,4 1619,7 1596,6 1600,7
Количество  станций (отделений) скорой медицинской  помощи (на конец года) шт. 3172 3212 3252 3268 3266
Численность населения, млн.чел. 146,9 146,3 145,2 145,0 144,2
 
       Оцените обеспеченность населения медицинским  обслуживанием используя относительные  величины интенсивности и динамики.
       Сформулируйте выводы.
       Решение:
       Для решения данной задачи необходимо использовать формулы относительной величины динамики и относительной величины интенсивности.
       ОВД – отношение значений одного и того же показателя за разные периоды времени.
       Базисный – по отношению к определенной базе (у0).За базу возьмем первый год (2003).
       Цепной  – по отношению к предыдущему году.
       ОВД (баз) = У10                 ОВД (цеп) = У21
Численность врачей:
       2000: ОВДб = 1                                         
       2001: ОВДб = 677,8/680,2 =0,996           ОВДц = 677,8/680,2 =0,996
       
ГОД ОВДб ОВДц
2000 1 -
2001 0,996 0,996
2002 1,003 1,007
2003 1,009 1,005
2004 1,012 1,003
       2002: ОВДб = 682,4/680,2=1,003          ОВДц =682,4/677,8 = 1,007
       Вывод: в 2003г. численность врачей по сравнению с 2000г. увеличилась на 0,9%, а по сравнению с 2002 на 0,5%.
       Количество  больничных коек:
ГОД ОВДб ОВДц
2000 1 -
2001 0,989 0,989
2002 0,969 0,98
2003 0,955 0,986
2004 0,958 1,003
       Вывод: количество больничных коек в 2004г. по сравнению с 2000г. снизилась на 4,2% , а по сравнению с 2003 увеличилась на 0,3%
       Количество  станций (отделений) скорой медицинской  помощи (на конец  года): 

ГОД ОВДб ОВДц
2000 1 -
2001 1,013 1,013
2002 1,025 1,012
2003 1,0302 1,004
2004 1,0296 0,999

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.