На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый  университет) 

Кафедра «Микроэкономика»
Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

    «Роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России.» 
     
     

                    Выполнил:
                    студент группы Э1-2
                    Матнишян Д.Е.
                    Научный руководитель:
                    Карамова О.В..      

Москва 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение
Глава 1 Значение малого бизнеса  в современной  экономике
1.     Понятие и критерии выделения малого бизнеса
2.     Доля малого бизнеса в современной экономике России и зарубежных странах
3.    Классификации организаций социально-культурной сферы
Глава 2 Проблемы
1.     Проблемы малого бизнеса в России
2.     Государственная поддержка малого бизнеса в России
3.     Перспективы малого бизнеса
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Как убедительно  показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют  в кратчайшие сроки осуществить  структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской  деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для  достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы  и потребительских услуг. Предприятия  малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая  свободное развитие и многообразие форм собственности,
Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период». В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня, каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к малому бизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям: «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. 
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Размеры собственного капитала или совокупных активов;
Положение на рынке. Этот критерий используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения . Величина активов.
Таким образом, установлены  несколько критериев (численность  работников, размеры капитала, положение  на рынке, величина активов), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 
в оптовой торговле — 50; 
в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30; 
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. 
Несовершенство критерия численности рабочих, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. 
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
 
 

2. Доля малого бизнеса  в современной  экономике России  и зарубежных странах
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики  многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия  приходится около 50% обшей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (табл. 1.1).
Как видно из табл. 1.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%. 
Таблица 1.1. Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах[6].
страна Число малых  и средних фирм Численность занятых, млн. чел. Доля малых  и средних фирм, %
Тыс. ед. В расчете на 1 тыс. жителей В общей численности  занятых В ВВП
Великобритания Германия
Италия
Франция
Страны ЕС
США
Япония
Россия
2930 2290
3920
1980
15777
19300
6450
836,6
46 37
68
35
45
74,2
49,6
5,65
13,6 18,5
16,8
15,2
68
70,2
39,5
8,1
49 46
73
54
72
54
78
9,6
50-53 50-54
57-60
55-62
63-67
50-52
52-55
10-11
К сожалению, за последние  годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 — начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) — 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на наш взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о  том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2004 г. дают представление данные табл. 1.2.(приложение)
Во всем мире предприятия  малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Малые и средние  фирмы США производят 40% ВНП и  половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86%, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы.
В последние годы ускорились концентрация и Централизация  капитала в странах Европы, например в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК  Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, а также в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.
В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не будучи монопольными, они все свои усилия натравляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.
Все большее развитие в США получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-йоркской исследовательской фирмы link 15., Sources в 1993 г. в США полностью или частично работало на дому 39 млн. человек, в том числе 6 млн — после основной службы. По данным П. Розенблатта и др.[10], свыше 90% из 15 млн малых предприятий в США составляют семейные предприятия — те, которыми владеют (или по меньшей мере управляют) и где ведут дела представители одной семьи. При этом само понятие «изюмный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес — один из вариантов мелкого бизнеса.
Научно-технический  прогресс существенно раздвинул  рамки возможностей организации  работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги. 

3.    Классификации организаций  социально-культурной  сферы
Для четкого выделения  отраслей непроизводственной сферы  в отчетных и других документах в 1976 году в России был введен общесоюзный  классификатор «Отрасли народного  хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году и был модифицирован применительно  к условиям рыночной экономики России. ОКОНХ представляет собой группировки  видов деятельности по отраслям в  соответствии с их функциями в  общей системе общественного  разделения труда. Согласно ОКОНХ отрасли  национальной экономики с точки  зрения характера общественного  разделения труда и участия в  создании совокупного общественного  продукта и национального дохода разделяются на сферу материального  производства и непроизводственную сферу. К сфере материального  производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Остальные  виды деятельности, в процессе которых  материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (11).
К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли  национальной экономики и виды деятельности:
жилищно-коммунальное хозяйство;
непроизводственные  виды бытового обслуживания населения;
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
народное образование;
культура и искусство;
наука и научное  обслуживание;
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
управление;
общественные объединения.
При классификации  отраслей непроизводственной сферы  на первый план выдвигается отсутствие производственного процесса. Сторонники данной классификации хотели отделить отрасли надстройки от отраслей базиса. В отличие от ранних этапов развития человеческого общества, когда указанная  форма человеческой деятельности либо вообще не существовала, либо не была включена в рамках общественного разделения труда в социально-экономический  процесс развития общества, в развитом обществе этим отраслям выделяется значительная часть фонда общественного труда  в живой и овеществленной форме. Таким образом, можно считать, что  производство продуктов социально-культурного  назначения в некоторых случаях  можно включать в непроизводственную сферу (соответственно, в социально-культурную сферу и даже отрасль культуры) (17).
Для выделения видов  экономической деятельности в ОКОНХ  применена иерархическая классификация. В классификаторе используется пятиразрядный  код. Каждый из последующих уровней  группирует виды деятельности по более  глубокой специализации в общественном разделении труда. Допускается сокращение длины кода отраслей, имеющих большое  количество группировок. Отрасли сферы  материального производства группируются по первому знаку кода — «1-8» (существует исключение на ряд отраслей). Отрасли  непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку «9». (Учитывая, что основная часть некоммерческих организаций в соответствии с  ОКОНХ относится к непроизводственной сфере, они также могут собираться по первому знаку — «9»).
Трансформация экономических  отношений в России, создание основ  открытой модели экономики, необходимость  проведения международных экономических  сопоставлений способствовали разработке нового российского классификатора — «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (сокращенная  форма записи — ОКДП). Он разработан в рамках «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития российской экономики». Данный классификатор в отличие от ОКОНХ более полно охватывает сферы деятельности статистических единиц, то есть информационное обеспечение распределяется на ранее не учтенные статистическим наблюдением области сферы услуг — основной области создания и функционирования некоммерческих организаций, в том числе и в СКС. ОКДП, утвержденный в 1993 году, построен на основе международных классификаций видов экономической деятельности и продукции (МСОК ООН, 3-я ред. и КОП) и представляет собой интегрированный классификатор продукции по видам деятельности по критерию производственного происхождения (5).
В едином кодовом  пространстве ОКДП объединил три  объекта классификации:
виды экономической  деятельности;
виды продукции;
виды услуг.
Принятый в ОКДП семиразрядный код (четыре разряда  — высшие классификационные группировки  для классификации видов экономической  деятельности и три низших разряда  — для классификации продукции  и услуг) позволяет проводить  международные сопоставления, в  том числе и по некоммерческим организациям.
Национальная специфика  экономики России в ОКДП учитывается  путем использования номенклатурных позиций общесоюзных классификаторов  экономической информации бывшего  Союза ССР ОКОНХ, ОКП (классификатор  продукции), классификаторов услуг, а также других видов источников информации, связанных с экономикой России. Важной основой классификации  видов экономической деятельности в непроизводственной сфере является степень их коммерциализации и отнесения  к коммерческому или некоммерческому  сектору. Так как в некоммерческом секторе представлена основная часть  некоммерческих организаций, ориентированных  на социальную деятельность, следует  уделить внимание содержанию этой категории (9).
Впервые термин «некоммерческая  организация» введен в нашей стране Основами гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года. В последующий период эта категория  получила дальнейшее развитие. В принятой Государственной Думой Федерального собрания 21 октября 1994 года первой части Гражданского Кодекса РФ было дано достаточно подробное описание некоммерческой организации, особенностей ее образования и функционирования. Существенный вклад в понимание некоммерческой организации внес принятый Государственной Думой Федерального Собрания 8 декабря 1995 года Закон РФ «О некоммерческих организациях». В нем определяется механизм создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, формирование и использование ее имущества, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы поддержки некоммерческой организации органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возможная прибыль от осуществляемой деятельности не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Некоммерческая организация  может быть создана в различных  организационно-правовых формах, таких  как:
Общественная и  религиозная организация,
Фонд,
Учреждение,
Некоммерческое партнерство,
Автономная некоммерческая организация,
Потребительский кооператив,
Объединение юридических  лиц (ассоциация и союз).
Анализ статистических данных, публикуемых Госкомстатом РФ, показывает, что численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно  растет. Только в период с 1 января 1995 г. по 1 января 1996 г. число некоммерческих организаций в России увеличилось  на 17 процентов.
Глава 2
Проблемы
1. Проблемы малого  бизнеса в России
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать  и обучить менеджеров, способных  работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции  и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определить порядок государственного прекращения  субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и  если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных  фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем  в полной мере относятся и к  малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же, что были отмечены еще  в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:
недостаточность начального капитала и собственных оборотных  средств; 
трудности с получением банковских кредитов;
усиление давления криминальных структур;
нехватка квалифицированных  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
ограниченные возможности  получения лизинговых услуг;
отсутствие должной  социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Не случайно 2-я  Всероссийская конференция малых  предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.
Дело в том, что  среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после  налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.
В регионах действуют  свои контрольные органы. Только в  Москве их 29, при этом государственными служащими в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные — привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность.
Специалисты, анализирующие  оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта.
По данным журнала  «Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес[14]. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем  бизнесе в России. Называются три  главные причины такого положения:
• сохраняющиеся  высокие ставки налогов, и, прежде всего  единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
• недоверие к  власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;
• боязнь криминальных структур.
По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:
1) высокий уровень  налогообложения;
2) недоступность  кредитных ресурсов;
3) административные  барьеры.
Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем  развития малого бизнеса в России выходит недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей[16]. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.
Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может  серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Между тем об эффективности  инвестиций в основной капитал предприятий  малого бизнеса свидетельствуют  данные единовременного обследования по результатам их работы в 2007 г. (табл. 2.1).
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал  вкладывают в активную часть основных фондов — машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как  по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.
В то же время в  пассивную часть основных фондов — здания и сооружения эти предприятия  направляют 26,5% инвестиций, тогда как  по всем инвестициям в основной капитал  на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.
Таблица 2.1. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов, % к итогу
Показатель Инвестиции в  основной капитал малых предприятий Все инвестиции в  основной капитал (справочно)
Инвестиции  —всего В том числе:
В жилища
В здания (кроме жилых)и сооружения
В машины, оборудование, инструмент, инвентарь
прочие
100 9,4
26,5
59,2
4,9
100 10,7
43,6
35,7
10
Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал  предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает (табл. 2.2.).
Таблица2.2[18]. Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в фактически действовавших ценах — млрд. руб.; до 2008 г. — трлн. руб.)
показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Общие инвестиции в основной капитал В том числе в  основной капитал малых предприятий 
В % к общим инвестициям
376 25,7
6,8
408,8 22,1
5,4
407,1 19,3
4,7
670,4 17,9
2,6
1165,2 29,8
2,6
1504,7 43,5
2,9
1762,4 49,7
2,8
1843,6 59,7
3,2
Как видно из таблицы, если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997-5,4, в 1998-4,7, то в 1999 и 2000 гг. он упал до 2,6 и лишь в 2003 г. составил 3,2%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10—12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные.
Требуется тщательно  выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Следует создавать  механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — законодательная база, на которую  сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время  малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.
Отсутствует система  проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.
Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема —  кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.
Непростая проблема связана и с социальной защитой  предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
В первой половине 2005 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с ВЦИОМ провела исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.
Было выявлено, что  главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) — отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.
Кредитуя малый  бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость  кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.
Как правило, предприятия  малого и среднего бизнеса получают в банках только расчетно-кассовое обслуживание. Исследование, проведенное  в конце 2005 г., в ходе которого были опрошены главные бухгалтеры и финансовые директора 200 московских предприятий малого и среднего бизнеса, показало, что такие банковские услуги, как кредитование и зарплатные проекты, мало используются в основном из-за политики самих банков. И это притом, что небольшие предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскими клиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% — от года до трех лет и только 13% — менее одного года. При этом более половины предприятий (51%) пользуются услугами только одного банка. Выбирая банк, предприятия малого и среднего бизнеса ориентируются главным образом на качество обслуживания (более 1/4 респондентов), а также на финансовое состояние и надежность банка (еще 1/4 опрошенных). Ценовой фактор вторичен: лишь 20% респондентов назвали его фактором, определяющим выбор банка.
Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.
Можно выделить несколько  причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.
Во-вторых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное  сокращение сроков кредитования, занижение  стоимости залогов при одновременном  сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени  это относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.
В-четвертых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.
Справедливости ради следует отметить, что ряд московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера.
Увеличивается время  обслуживания клиентов, предпринимаются  шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.
Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.