На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Тараклийский  Государственный  Университет Им. «Григория  Цамблака» 
 
 

Реферат на тему:
Национальная  стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией. 
 
 
 
 
 

Подготовила: Симова Светлана студентка 2-го курса УСП
Проверил: Хорозов С.Г. 

2011 г. 

 


 
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………...1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................2
 
I. КОРРУПЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА……………………………………………………...3
1.1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СУТЬ…………………………………………………………..3
1.2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ…………………………………………….................4
1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………………………………………….................5
 
II. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ………………………………6
2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ……………………………………7
2.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАСНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………...7
2.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………...8
2.4. СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЧАСТНЫЙ СЕКТОР…………………………...8
2.5. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНЕЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ ОБЩЕСТВОМ……………………………………………………………………...9
2.6.  РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………..10

ІІІ. ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НАЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ………………………………...…10

 
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..................13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ
     Одним из приоритетов экономических,  политических и социальных реформ в Республике Молдова является в настоящее время предупреждение и борьба с коррупцией. Оценивая объективно, в том числе через призму феномена коррупции,  политический,  экономический и социальный переходный период за 10  лет после провозглашения независимости государства, следует отметить,  что он оказал катастрофическое воздействие на  качество правления и развитие страны, а масштабы и важность сфер,  пораженных коррупцией,  требуют в первую очередь стратегического подхода к этому явлению –  разработки и внедрения Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с коррупцией (в дальнейшем - Стратегия). Своевременность Стратегии обусловлена осознанием того,  что искоренение коррупции возможно только с применением уголовно наказуемых мер.  В этой связи необходим новый подход к данному явлению, включая совмещение действий по предупреждению коррупции с действиями по выявлению, расследованию и наказанию, и поддержка в то же время механизмов рыночной экономики. Разработка Стратегии мотивирована необходимостью эффективного сотрудничества между государственным, частным сектором и гражданским обществом. При разработке Стратегии учитывались как национальный опыт в данной области,  так и   опыт отдельных стран,  а также требования и рекомендации международных организаций.
     Целью Стратегии является обоснование  государственной политики в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией. Задачами Стратегии являются: обеспечение главенства закона (выявление пораженных сфер, условий,  благоприятствующих коррупции,  их предупреждение и укрепление системы мер по обнаружению и противодействию); обеспечение независимости трех ветвей государственной власти и предупреждение коррупции в каждой из них; совершенствование законодательной базы в соответствии с требованиями международного законодательства; обеспечение гласности деятельности государственных учреждений, доступа к информации, широкого внедрения этических стандартов; активизация усилий   гражданского общества и частного сектора по предупреждению коррупции,  создание атмосферы нетерпимости к этому явлению. Основными принципами предупреждения и борьбы с коррупцией являются: главенство закона; презумпция невиновности; равенство всех граждан перед законом и обеспечение свободного доступа к правосудию; соблюдение основных прав и свобод человека; обеспечение разделения трех ветвей государственной власти.
     Проблема  борьбы с коррупцией характерна не только для Молдавии, но и для  всего мирового сообщества. Изучение проблем борьбы с коррупцией невозможно без определения ее понятия. Первыми коррупция понимается исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. Вторые же расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм.
     Однако  коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.
 
     I. Коррупция в Республике  Молдова
     1.1.Понятие  коррупции, и ее суть
 
     Коррупция - это социальное явление, которое часто выражается в виде конкретного правонарушения, но в целом не может быть полностью охвачено определениями уголовного права. Поэтому Стратегия рассматривает коррупцию в самом широком смысле как любое использование властных полномочий или служебного положения в личных целях. Данная формулировка совпадает с рабочим определением, предложенным междисциплинарной группой по коррупции Совета Европы: "коррупция представляет собой взяточничество или любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них в рамках должности, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других". На национальном   уровне   Законом о предотвращении и борьбе с коррупцией и протекционизмом коррупция определена как антисоциальное явление,  представляющее собой незаконную договоренность между двумя сторонами, из которых одна предлагает и обещает незаконные привилегии и выгоду,  а другая,  находясь на государственной службе,  дает взамен согласие или разрешает выполнение или невыполнение определенных действий,  содержащих признаки правонарушений,  предусмотренных Уголовным кодексом. Мультидисциплинарная группа по проблемам коррупции Совета Европы определила коррупцию как любое поведение лиц, в задачу которых входило выполнение определенных обязательств в государственном или частном секторе,  обуславливающее их нарушение государственным должностным лицом,  частным сотрудником,  независимым агентом,  целью которых является получение незаконной прибыли для себя и других лиц. Таким образом, круг субъектов коррупционных действий расширился – они являются служащими как  государственного, так и  частного сектора. Согласно Гражданской конвенции о коррупции (Страсбург, 4  ноября 1999  г.),  под коррупцией понимается «факт прошения,  предложения,  дачи или согласия принять, прямо или косвенно, незаконные комиссионные, или любую другую не причитающуюся выгоду,  или обещание такой не причитающейся выгоды,  препятствующей нормальному исполнению обязанностей,  или поведение получателя незаконных комиссионных либо не причитающейся выгоды,  или обещание такой не причитающейся выгоды». Уголовная конвенция о коррупции ( Страсбург, 27 января 1999  г.),  определяет коррупцию,  в зависимости от способов ее совершения, как активную и пассивную.
     Активная   коррупция -  это « умышленное обещание,  предложение или передача любым лицом, прямо или косвенно, любой не полагающейся выгоды государственному служащему для него или для другого лица в целях выполнения или невыполнения действия, входящего в его служебные обязанности».
     Пассивная  коррупция - это « умышленное требование или получение государственным служащим,  прямо либо через посредника,  не полагающейся ему выгоды, для себя или для другого лица, либо принятие предложения или обещания   такой выгоды в целях выполнения или невыполнения действий, входящих в его служебные обязанности». Согласно Конвенции,  эти факты относятся к коррупции,  если совершены национальными государственными служащими, иностранцами, национальными и иностранными парламентариями,  международными парламентскими собраниями,  международными служащими,  а также представителями международных организаций.  Коррупция также относится к общественному и частному сектору. Законодательство Республики Молдова должно соответствовать требованиям европейской конвенции о коррупции.
 
     1.2.     Причины появления  коррупции
     Коррупция -  сложное многоструктурное и  широкомасштабное явление социального и политического характера,  сложность которого обусловлена   различными причинами, которые могут быть сгруппированы в экономические,  институциональные,  законные,  политические, социальные и моральные.
     Экономические причины заключаются в высокой  стоимости жизни, с тенденцией к продолжению роста,  деградации экономики и,  как следствие,  обеднению населения;  в низких заработных платах государственных служащих,  выплачиваемых к тому же с опозданием;  в нежизнеспособном государственном бюджете.
     Институциональные   причины включают неправильную кадровую политику,  которая приводит к поиску способов получения незаконных доходов;  выдвижение на ответственные должности некомпетентных лиц; отсутствие гласности в деятельности центральной и местной публичной администрации; излишняя свобода, предоставленная ответственным лицам; сниженные возможности   обличения коррумпированных лиц; недостаточное оснащение правоохранительных органов техническими средствами;  отсутствие требуемых людских ресурсов и эффективных тактических средств.
     Законные  причины включают некоторые недоработки в законодательстве,  а также отсутствие ряда эффективных механизмов для его выполнения. Социальные и моральные причины связаны с традициями, мировоззрением,   культурой   и включают разобщение и деморализацию общества;  разрушение этических ценностей;  недостаточное просвещение гражданского общества;  гражданскую апатию и пассивность; общественную терпимость;  социальную поляризацию;  недобросовестную политическую конкуренцию;  злоупотребление властью в отношении средств массовой информации.
     Политические  причины заключаются в отсутствии политической воли и ответственности; существовании некоторых внутренних и внешних факторов,  которые навязывают групповые интересы при принятии решений; не решении проблем восточных районов; в ошибках в ходе реализации   экономических и социальных реформ; недобросовестной политической конкуренции;  злоупотреблении властью в отношении средств массовой информации. Множество дел о коррупции указывает на разнообразие сфер поражения и   сложность действий,  требуемых для предупреждения и борьбы с этим явлением.
 
     1.3. Последствия коррупции
 
     Резюмируя официальные данные,  научные   исследования,  сведения, предоставленные неправительственными организациями,  репортажи в средствах массовой информации,  информацию,  поступающую от правоохранительных органов, приходим к выводу,  что явление коррупции поразило экономическую, социально-политическую, институциональную и международную области,  подрывая саму государственность Республики Молдова.
     Экономическое влияние коррупции проявляется различным образом.  Бюрократическое затягивание подготовки документов, неспособность государства   обеспечивать безопасность производителей, протекционизм, злоупотребление властью, недобросовестная конкуренция, регламенты и излишние государственные проверки,  которые отражаются на механизмах рыночной экономики и свободной конкуренции, обескураживая потенциальных инвесторов и снижая предпринимательскую инициативу,  вызывает рост стоимости государственных проектов, уменьшение экономической эффективности,  рост случаев уклонения от уплаты налогов,  уменьшение платежей в бюджет и развитие теневой экономики.
     Социально-экономические  эффекты коррупции проявляются обеднением населения,  ростом социального напряжения,  снижением политического состязания,  расширением политической коррупции. Неспособность государства оплачивать труд служащих на должном уровне из-за недостатка финансовых ресурсов наносит вред качеству оказываемых публичных услуг,  дискредитируя имидж государственных   органов,  что обуславливает утрату поддержки со стороны гражданского общества. Отсутствие доверия блокирует реформы и новаторство. В деятельности исполнительной власти следствием коррупции являются снижение качества публичного управления;  система неофициальных решений;  тесные связи между организованной преступностью,  государственными служащими и   коррумпированными политиками и т.д. Факты коррупции сказываются и на международных отношениях, подрывая престиж страны.
 
     II. Меры по предупреждению  и борьбе с коррупцией
     Нет такой страны, где нет коррупции  – политики, государственные служащие, руководители бизнеса, журналисты и  соседи – все заражены этой социальной болезнью. Кроме экономических, она  имеет социальные и политические последствия, и все они вместе взятые мешают или, по крайней мере, сдерживают экономическое и социальное развитие стран, несущих это бремя. Это негативное влияние было признано лишь в 1994 г. благодаря усилиям правительств и международных организаций по привлечению внимания общественности к этим негативным последствиям. Прежде всего, правительства и международные организации должны понять, что коррупция – очень опасное явление. Только после этого появляется заинтересованность в необходимости эффективных национальных и международных правовых норм, программ и мер.
     В течение многих лет с коррупцией боролись только правоохранительные и  судебные органы. В уголовных кодексах были прописаны уголовные правонарушения; полиция расследовала их; прокуроры  привлекали к уголовной ответственности  их исполнителей; а судьи их судили.
     Стало также ясно, что коррупция не просто вопрос внутренней политики страны –  это вопрос выживания в международном  масштабе, поскольку ее уровень стал показателем конкурентоспособности  страны, и международные организации  стали ужесточать правила в отношении коррумпированных стран. Так, необходимость всестороннего и сбалансированного подхода к борьбе с коррупцией постепенно стала международным признанным стандартом. Сначала казалось, что есть несколько обнадеживающих направлений. Специалисты ссылались на необходимость проявления честности и неподкупности, длительных и последовательных усилий, привлечения всех слоев общества, улучшения и осуществления антикоррупционных законов и т.п. Однако, принимая во внимание все известные проявления коррупции, было признано, что это явление нельзя побороть без серьезных и запланированных предупредительных мер. Потребовалось несколько лет, чтобы в некоторых странах эту идею воплотили в жизнь, разработав так называемые национальные антикоррупционные программы, чтобы добиться главной цели: системно и сознательно сформировать национальное понятие честности и неподкупности.
     Противодействие коррупции -  длительный процесс. Это явление не может быть искоренено полностью,  однако оно должно быть уменьшено посредством строгого контроля,  как путем применения предупредительных мер,  нацеленных на криминогенные факторы и на устранение уязвимых для коррупции мест,  так и путем непосредственного выявления фактов коррупции, с привлечением виновных к уголовно-правовой, гражданской и иного рода ответственности на основании законодательства. Меры, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией: совершенствование законодательной базы; обеспечение гласности и ответственности в политической деятельности ; повышение эффективности институциональной системы; снижение влияния коррупции на частный сектор; укрепление сотрудничества     государственных институтов с гражданским обществом; расширение международного сотрудничества.
 
     2.1. Совершенствование  законодательной базы
 
     Законодательная реформа в Республике Молдова  должна способствовать укреплению правового государства, стабильности и безопасности общественной жизни, развитию жизнеспособной рыночной экономики, устранению факторов риска коррупции путем упрощения и корреляции нормативных актов, устранения двойного толкования, кодифицирования,  утверждения нормативных актов, регламентирующих законную деятельность по предупреждению и противодействию  коррупции. В сфере законодательства должны быть разработаны нормативные акты,  содержащие эффективные антикоррупционные меры,  в соответствии с международными нормами,  рекомендациями и стандартами. Одновременно необходимо внести изменения в антикоррупционное законодательство в соответствии с положениями международных актов; улучшить законодательную систему;  устранить противоречия и двусмысленности, которые ведут к двоякому толкованию законодательства.
 
     2.2. Обеспечение гласности  и ответственности  в политической деятельности
 
     В области политики необходимо предпринять ряд действий,направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией .  С цельюобеспечения гласности и ответственности в политической деятельности , а также приведения национального законодательства в соответствие с международными требованиями следует изучить международное законодательство и практику.  Важным является установление уголовной ответственности за подкуп избирателей в период избирательной кампании ,  а также ответственности перед народом за парламентскую деятельность.
 
     2.3. Повышение эффективности институциональной системы
 
     Ожидаемым результатом реформы институциональной  системы является создание эффективно действующей системы в области предупреждения и борьбы с коррупцией.  С этой целью необходимо оптимизировать структуру органов публичной власти и других государственных органов путем уменьшения количества министерств , департаментов и других органов ,  а также государственных служащих ;  оптимизировать структуру и компетенцию государственных учреждений,  на которые возложены функции по предупреждению и борьбе с коррупцией ;  разработать и реализовать программы по профессиональной подготовке их сотрудников ; повысить эффективность государственного контроля ; разработать и внедрить в органах публичной власти механизмы внутреннего административного контроля .  Следует усовершенствовать механизмы взаимодействия между государственным служащим и теми,  кто пользуется публичными услугами .  Для привлечения общества к предупреждению и борьбе с коррупцией в общественных учреждениях ,  государственных предприятиях и организациях нужно создать бюро по борьбе с коррупцией .  Важная роль в этом отводится Главной комиссии по этике -  органу, действующему под эгидой Правительства. 7
 
     2.4. Снижение влияния   коррупции на  частный сектор
 
     Создание  конкурентоспособного частного сектора является приоритетом экономической политики Республики Молдова ,  для чего необходимо внести изменения в налоговое и таможенное законодательство ,  чтобы уменьшить налоговое бремя и повысить ответственность в случае уклонения от уплаты налогов.  Будет разработан механизм борьбы с явлением теневой экономики и включению ее средств в средства легальной экономики. Будет принят ряд мер в целях облегчения деятельности экономических агентов ( по регистрации ,  лицензированию,  начислению и уплате налогов, составлению финансовых ,  статистических и налоговых отчетов ). Одновременно будет усовершенствован механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности,  а также налажен эффективный контроль со стороны государства в стратегических отраслях экономики.
 
     2.5. Укрепление сотрудничества  государственных учреждений с гражданским обществом
 
     Важной  целью политики по предупреждению коррупции  является вовлечение гражданского общества в действия по предупреждению коррупции и информирование общественного мнения о ее причинах и последствиях.  Развитие сотрудничества между учреждениями и связей с гражданским обществом будет основываться на: облегчении сотрудничества между учреждениями с полномочиями в сфере предупреждения коррупции,  а также между ними и гражданским обществом; координировании усилий этих учреждений путем упрощения обмена информацией,  поощрения проведения совместных действий,  пополнения людских или технических ресурсов,  необходимых для проведения масштабных действий,  выявления и устранения основных препятствий, появившихся в практике; предоставлении полной и последовательной картины приложения усилий  органами в данной области.
     а. Роль неправительственных организаций Роль неправительственных организаций в предупреждении и борьбе с коррупцией будет расширяться путем привлечения их к формированию, продвижению и внедрению различных видов антикоррупционной деятельности,  реализации конкретных организационных и практических мер для облегчения сотрудничества с правительственными органами; периодической организации и проведения совместных собраний правоохранительных органов,  других органов,  наделенных полномочиями по борьбе с коррупцией,  и представителями неправительственных организаций для рассмотрения результатов совместной деятельности по борьбе с коррупцией.
     b. Роль средств массовой информации Роль средств массовой информации в предупреждении и борьбе с коррупцией заключается в восприятии общественного мнения о явлении коррупции и деятельности органов в сфере предупреждения и социального контроля,  в систематической организации пресс-конференций и телерадиобрифингов для   ознакомления населения с достижениями в данной области.
     с. Гражданское воспитание Гражданское воспитание,  в первую очередь молодежи,  является важной стороной предупреждения коррупции,  что требует введения
     специальных программ в учебных заведениях,  в частности в лицеях и университетах. Целью воспитательных антикоррупционных действий является информирование граждан Республики Молдова об опасности коррупции, воспитание нетерпимости к коррупции и поощрение деятельности по ее предупреждению.  Граждане Молдовы недостаточно информированы о правах   человека   и   их возможностях активной борьбы с коррупцией. Население может содействовать предупреждению и борьбе с коррупцией, но оно не осознает своей потенциальной роли в этом процессе.  Таким образом,  было бы своевременным начать государственную антикоррупционную кампанию,  которая выявила бы моральный, социальный и финансовый ущерб,  причиняемый этим явлением,  и побуждало бы к принятию мер борьбы с нею.
 
     2.6.  Расширение международного  сотрудничества
 
     Предупреждением коррупции постоянно занимаются международные организации,  которые разработали и утвердили в этих целях пакет международных документов,  регламентирующих процесс борьбы с коррупцией. Ратификация гражданских и уголовных конвенций о коррупции требует приведения нормативной базы Республики Молдова в соответствие с требованиями законодательства сообщества,  что обеспечит условия для предупреждения и контроля коррупции в соответствии с международными стандартами. В области международного сотрудничества Республика Молдова будет продолжать участвовать в мероприятиях,  инициативах и проектах, осуществляемых под эгидой Пакта Стабильности,  предусматривающего предупреждение и борьбу с коррупцией (S.P.A.I., GRECO  и др.), сотрудничать с Европейским Союзом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (А.Р.С.), присоединяться к другим международным актам в данной области,  заключать дву-  и многосторонние соглашения о предупреждении и борьбе с явлением коррупции. Для оптимизации антикоррупционной деятельности будут привлекаться и внешние источники финансирования в виде технической помощи, грантов или пожертвований.

ІІІ. Влияние коррупции на экономический рост.

Предпосылки развития коррупции.

      Среди инструментальных предпосылок развития коррупции в органах исполнительной власти можно выделить следующие:
      низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти;
      низкая степень ответственности чиновников: ожидаемая вероятность наказания за коррумпированное поведение и его тяжесть;
      низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии;
      низкая эффективность институционального контроля за коррупцией;
      непрозрачность действующей системы формальных правил;
      лояльное отношение к административной коррупции политического руководства страны.
      Остановимся на этих предпосылках подробнее.
      Низкий  уровень официальных  доходов в органах  исполнительной власти. Данная предпосылка самоочевидна: как демонстрирует представленная выше модель коррупционной сделки (что вполне согласуется и с обыкновенным здравым смыслом), чем меньше официальный доход чиновника, тем меньше и минимальный размер взятки, на которую он согласится, и тем следовательно, выше вероятность заключения коррупционной сделки. Данное вывод подтверждается и эмпирическими исследованиями.1
      Важно, однако, заметить, что, хотя увеличение заработной платы чиновников с необходимостью приводит к сокращению количества осуществившихся  коррупционных трансакций, это совсем не означает обязательного сокращения средств, обращающихся в коррупционной сфере: увеличение легальных доходов потенциальных взяточников приводит к снижению числа коррупционных сделок, но увеличивает средний размер взятки.
      Низкая  ожидаемая вероятность  наказания участников коррупционной сделки и его тяжесть. Так же как и предыдущая, данная предпосылка очевидна: низкая вероятность наказания участников коррупционной трансакции и низкая ожидаемая тяжесть этого наказания способствуют увеличению числа коррупционных сделок. Следует заметить, однако, что вероятность разоблачения факта коррупции не является независимой переменной: на нее оказывает воздействие ожидаемая тяжесть наказания контрагентов. Именно поэтому в подавляющем большинстве стран наказание для участников коррупционного взаимодействия различается. Во многих случаях целесообразно смягчить наказание для одной из сторон (как правило, этой стороной является взяткодатель) для того, чтобы увеличить вероятность разоблачения коррупционной сделки.
      Низкая  профессиональная квалификация государственной бюрократии. Данная предпосылка также имеет отношение к официальным доходам государственной бюрократии. Фактически, речь здесь идет о ситуации ухудшающего самоотбора чиновников: чем меньше зарплата в органах исполнительной власти и чем больше возможностей для коррумпированного поведения, тем менее привлекательной государственная служба выглядит для профессионалов, лиц с относительно большим человеческим капиталом. Такие люди, как правило, в состоянии найти себе достойную (с точки зрения оплаты) работу в частном секторе, не вступая в сделку с совестью и не подвергаясь риску разоблачения.
      С другой стороны, ситуация низкой официальной  зарплаты и широких возможностей для получения взяток привлекает низкоквалифицированных специалистов, не способных к успешной конкуренции на рынке труда, и склонных, к тому же, к оппортунистическому поведению.
      Низкая  эффективность институционального контроля за коррупцией. Если снова обратиться к представленной выше модели коррупционной сделки, данная предпосылка отражает сравнительно низкую вероятность разоблачения коррупционной трансакции: «Честный и профессиональный контролер, хороший аудитор и ясные правила этики поведения должны способствовать разоблачению коррупционной деятельности и сокращать стимулы к участию в такой деятельности. Эффективные и ясные процедуры должны упростить контролерам выполнение их работы».2 Соответственно, отсутствие грамотно построенной системы контроля за чиновниками исполнительной власти сокращает вероятность разоблачения коррупционной сделки, увеличивая, тем самым, привлекательность коррумпированного поведения для чиновников.
      Непрозрачность  действующей системы  формальных правил. Данная предпосылка отражает возможность принятия и функционирования формальных правил, способствующих возникновению и/ или увеличению потенциальной ренты, которую предприниматели могут извлечь, оплачивая «услуги» коррумпированных чиновников. К такого рода правилам относятся разного рода неоправданные запреты и ограничения на ведение деятельности, правила, регламентирующие неэффективные процедуры контроля за деятельностью предпринимательских структур, нечетко сформулированные положения, которые чиновники исполнительной власти могут трактовать по своему усмотрению и т.д. Увеличение прозрачности системы формальных правил, создание простых и обоснованных механизмов принятия правил должны способствовать сокращению размеров потенциальной ренты, а следовательно, и снижению масштабов коррупции.
      Лояльное  отношение к административной коррупции политического руководства страны. Данная предпосылка отражает сокращение ожидаемого наказания за коррумпированное поведение для чиновников. Если политические лидеры государства вместо того, чтобы наказать или хотя бы уволить чиновника, обладающего репутацией коррупционера, переводят его на другую должность (причем, совсем не обязательно с понижением), для остальных чиновников это служит сигналом о том, что взятки можно брать фактически безнаказанно.
      Отдельный вопрос – почему политическое руководство  может вести себя подобным образом. Как показывает, в частности, исследование Мартина МакГира и Мансура Олсона, руководство страны в принципе не заинтересовано в коррумпированном поведении своих агентов: распространение коррупции сокращает чистые доходы политических лидеров, будь-то пожизненно находящийся у власти автократ, или политическая партия, пришедшая к власти демократическим путем.3 Однако, противодействие коррупции связано для политического руководства страны с издержками, которые, во многих случаях, могут оказаться выше ущерба, наносимого коррупцией политическим лидерам. Кроме того, политическое руководство само может быть элементом коррупционной системы государственного управления, и любые попытки этого руководства противостоять коррупции могут существенно увеличить вероятность отстранения данного руководства от власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.