На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Законодательное регулирования валютных отношений в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Валютные операции и их нормативно-законодательное регулирование 5
     1.1. Валютные операции и их виды 5
     1.2. Нормативно-правовое регулирование валютных операций 8
2. Эволюция валютного регулирования и контроля 12
     2.1. Создание системы валютного регулирования и контроля 12
     2.2. Современная система валютного регулирования и контроля 19
3. Современные валютные операции и дальнейшая либерализация валютных отношений 27
Заключение 35
Используемая литература 37
Приложение 1. SWOT анализ либерализации современной валютной политики РФ 39
Приложение 2. Сравнительный анализ требований старого и нового валютного законодательства в отношении операций по предоставлению и получению займов между резидентами и нерезидентами 41

     Введение

     В период интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране, иностранная  валюта весьма прочно вошла в российский гражданский оборот. Несмотря на постепенное  укрепление российской валюты, вопросы, связанные с применением валютного  законодательства, занимают важное место  во многих отраслях экономики.
     Целью государственного воздействия на валютные отношения является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения  валютами иностранных государств. Государство  стремится, в связи с этим, сохранять  оптимальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
     Для достижения цели защиты национальной валюты правовой режим валютного  регулирования направлен на решение  следующих задач:
     1) обеспечение контроля за международными  текущими платежами; 
     2) ограничение ввоза и вывоза  капитала в зависимости от  состояния платежного баланса  страны;
     3) обеспечение контроля за денежными  операциями нерезидентов внутри  страны;
     4) ограничение, вплоть до полного  запрета, обращения иностранной  валюты внутри страны;
     5) формирование государственного  валютного резерва для обеспечения  финансовых обязательств государства.
     Целью курсовой работы является рассмотрение законодательного регулирования валютных отношений в современной России.
     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить понятие валютных операций;
    Рассмотреть исторические аспекты и особенности развития валютных отношений;
    Проанализировать современную систему регулирования и контроля валютных операций и определить проблемы и задачи либерализации Российской валютной политики.
     В курсовой работе были использованы: Федеральный  закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле», комментарии  к этому закону Л.Г.Востриковой, статьи, посвященные либерализации валютных отношений А.Х. Казанчева, Н.А. Саттаровой, О.Н. Астаниной, а так же труды других ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Валютные  операции и их нормативно-законодательное  регулирование
      Валютные  операции и их виды
     В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией признается:
    приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;
    перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.[1]
     При анализе понятия валютных операций может сложиться впечатление, что  валютная операция ничем особенным  не отличается от обычных гражданско-правовых сделок, т.к., действительно, право собственности  на валютные ценности (в случае с  нерезидентами - на внутренние ценные бумаги) может переходить в результате обычных гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, завещания  и иных сделок по отчуждению имущества), наследования, реорганизации юридического лица; в тех же и иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности (в случае с нерезидентами - валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги) могут служить в качестве средства и формы расчетов.
     Однако  валютные операции можно проводить  не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией  будет также являться оплата налогов  и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле"), т.е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный  характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другой пример - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России иностранной валюты. Иными словами, валютная операция - это не только действия (бездействие), совершаемые резидентами и нерезидентами  как участниками гражданских  правоотношений, но и иные действия резидентов и нерезидентов, не имеющие  никакого отношения к гражданско-правовому  регулированию.
     Таким образом, под валютными операциями следует понимать действия резидентов и нерезидентов по владению, пользованию  и распоряжению валютными ценностями, действия нерезидентов по владению, пользованию  и распоряжению валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, действия резидентов по приобретению у нерезидентов или отчуждению в  пользу нерезидентов валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  и действия резидентов по ввозу в  Россию и вывозу из нее внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.
     Значительную  часть валютных операций, осуществляемых на территории России как резидентами, так и нерезидентами, можно проводить  исключительно через уполномоченные банки. Это значит, что еще одной особенностью валютных операций является императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.
     Другая  важная особенность всех валютных операций состоит в том, что они выступают  предметом особого государственного контроля, который проводится специальными субъектами - органами и агентами валютного  контроля.
     Итак, при совершении любых валютных операций, в том числе по гражданско-правовой сделке, наблюдается наличие публичного интереса, иными словами, валютная операция является категорией публичного права.
     Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 подразделял  все валютные операции на две категории: текущие и связанные с движением  капитала. Текущие операции не имели  ограничений, что же касается операций, связанных с движением капитала, то они могли проводиться лишь в разрешительном порядке, если иное не было установлено Банком России. Устав Международного валютного  фонда (МВФ) также подразделяет все  платежи и переводы по международным  операциям на платежи по текущим  сделкам и платежи, связанные  с движением (переводом) капитала. При  этом Устав МВФ запрещает государствам, членам Фонда, налагать какие-либо ограничения  на платежи по текущим сделкам  без согласования с Фондом, в то время как ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами  без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Таким  образом, необходимость разделения валютных операций на те или иные виды вызвана неодинаковым подходом государства  к регулированию тех или иных валютных операций и введению ограничений  на них. [11]
     В тексте Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" текущие валютные операции не упоминаются  вообще, а операции, связанные с  движением капитала, именуются валютными  операциями движения капитала.
     Из  положений данного Закона можно  сделать вывод о том, что в  зависимости от наличия или отсутствия запретов или ограничений все  валютные операции можно разделить  на шесть групп:
    между резидентами и нерезидентами, осуществляемые без ограничений (далее - текущие операции);
    между резидентами и нерезидентами - операции, на которые могут быть установлены ограничения (далее - операции движения капитала);
    между нерезидентами, осуществляемые, за некоторыми исключениями, без ограничений;
    между резидентами, совершение которых (операций), за некоторыми исключениями, запрещено;
    уполномоченных банков;
    связанные с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из нее валютных ценностей, валюты России и внутренних ценных бумаг.
      Нормативно-правовое регулирование валютных операций
     Механизм  регулирования валютных операций включает в себя три структурных элемента:
    валютное законодательство, принимаемое государственными органами;
    валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
    регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
     Именно  валютное законодательство выполняет  регулятивную функцию в валютных отношениях. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.
     Принципы  валютного регулирования. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле" основными принципами валютного регулирования и валютного  контроля в Российской Федерации  являются:
     1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;
     2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;
     3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;
     4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;
     5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  проведении валютных операций.
     Объектом  валютного регулирования выступают  порядок и условия проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными  ценностями и т.д.
     Методом валютного регулирования является установление или изменение соотношения  спроса и предложения валют на рынках.
     Предметом валютного регулирования могут  быть купля-продажа иностранных  валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и  нерезидентами в национальной и  иностранной валюте; трансфертные перемещения  реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры  продажи экспортной выручки в  иностранной валюте на внутреннем рынке  или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических  лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных  государствах резидентами, а на экономической  территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного  резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).
     Субъекты  валютного регулирования - резиденты (юридические и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты  и (или) нерезиденты).
     Способы валютного регулирования можно  разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.
     Не  меньшее значение для достижения целей валютной политики имеет валютный контроль. Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых на основании закона специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками) и направленных на совершение валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также на выявление, предупреждение и пресечение нарушений данного порядка.
     Основной  целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эволюция  валютного регулирования  и контроля
      Создание  системы валютного  регулирования и  контроля
     Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики СССР. Это означает, что государство  является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрируется  в одних руках и распределяется из центра с помощью валютного  плана, имеет исключительное право  на совершение операций с валютными  ценностями, на управление принадлежащими ему золото-валютными резервами. Абсолютно все должны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомости имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Валютная монополия традиционно рассматривалась в качестве составной части монополии государства на внешнеэкономические связи.
     Валютная  политика СССР, основанная на государственной  валютной монополии, сводилась главным  образом к перераспределению  валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и  финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными  резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких  операций вообще не могло быть).
     За  время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд изменений  и имела следующую периодизацию:
     -1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования  ("валютный военный коммунизм");
     -1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;
     -1927 - 1985 гг. - административная валютная  политика государства ("новый  валютный военный коммунизм").
     -1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной  валютной монополии и формирование  новой политики.
     Период  с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями валютных ценностей, а также монополией  Госбанка на проведение валютных операций.
     Но  начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами, а также открытие валютных счетов. Правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 г. вышел декрет, который давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на овладение валютным рынком, а термин "валютная монополия" просто отсутствовал.
     В 1922 г. в стране были созданы первые фондовые биржи, прошли первые официальные  котировки червонца на Московской товарной бирже. Разрешение валютных операций на биржах и банках совпало с началом  золотых и валютных интервенций  Госбанка.
     Но, начиная с 1927 г., происходят серьезные  изменения в валютной политике страны в пользу монополизации государством валютных операций. В этот период, как  и в последующие десятилетия, власть больше уже не уделяла должного внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными  мерами. Так, в СССР в области валютного  законодательства, по сути, не было ни одного настоящего закона, и даже пресловутый  принцип валютной монополии должным  образом не был юридически оформлен. Центральными моментами валютных актов  были определение понятия "валютные ценности", установление порядка  их вывоза и ввоза, а также исключительное право Госбанка на совершение на территории СССР сделок с любыми валютными ценностями.
     Валютное  регулирование в стране сводилось  к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки  наличных денежных знаков. Экономика  была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных  внешних влияний. Напротив, результатом  стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних  ставок.
     Только  в 1986 г. начинается демонтаж государственной  валютной монополии. С принятием  Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров  СССР №991 от 19.08.86 "О мерах по совершенствованию  управления внешнеэкономическими связями", №1074 от 17.09.87 " О дополнительных мерах  по совершенствованию внешнеэкономической  деятельности в новых условиях хозяйствования", Постановлений Совета Министров  СССР №1405 от 02.12.88 "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и  иных общественных предприятий, объединений  и организаций", №203 от 07.03.89 "О  мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности", а также с принятием Порядка  перевода средств в иностранной  валюте на счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций от 02.12.88 правительство  продемонстрировало готовность ликвидировать  государственную валютную монополию.
     Предприятиям  была предоставлена возможность  оставлять себе часть валютной выручки  от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально  принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для предприятий машиностроительного  комплекса, 70% для аграрно-промышленного  комплекса и более низкие для  сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые министерства, Советы Министров республик могут централизовать до 10% валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было зачислить на счета и использовать по поручении экспортной выручки, причем до 25% ее объема - для закупок потребительских товаров, медикаментов для нужд коллектива.
     Но  основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.
     Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего - либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 "О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Этот Указ положил  конец монополии государственных  внешнеэкономических ведомств на осуществление  экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников  между производителями экспортной продукции в нашей стране и  их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и  организациям независимо от форм собственности  осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.
     Коренные  преобразования в валютной политике страны были произведены с принятием  Закона РФ " О валютном регулировании  и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления  валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного  законодательства.
     Валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Валютные операции могут совершаться как гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.
     Валютные  операции осуществляются уполномоченными  банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.
     Существуют  три вида лицензий, позволяющих вести  валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.
     Банк, получивший лицензию на осуществление  операций в иностранной валюте, выполняет  функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.
     Основополагающая  роль в Законе РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими функциями:
     - определяет сферу и порядок  обращения в РФ иностранной  валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте;
     - издает нормативные акты, обязательные  к исполнению в РФ резидентами  и нерезидентами; 
     - проводит все виды валютных  операций;
     - устанавливает правила проведения  в РФ операций с иностранной  валютой и ценными бумагами  в иностранной валюте, а также  правила проведения нерезидентами  в РФ операций с валютой  РФ и ценными бумагами в  валюте РФ;
     - устанавливает порядок обязательного  перевода, ввоза и пересылки в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и ценных бумаг в  иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и  условия открытия резидентами  счетов в иностранной валюте  в банках за пределами РФ;
     - устанавливает общие правила  выдачи лицензии банкам и иным  кредитным учреждениям на осуществление  валютных операций и выдает  такие лицензии;
     - устанавливает единые формы учета,  отчетности, документации и статистики  валютных операций, в том числе  уполномоченными банками, а также  порядок и сроки их предоставления;
     - готовит и публикует статистику  валютных операций Российской  Федерации по принятым международным  стандартам;
     - выполняет другие функции, предусмотренные  законом. [3]
     Открытие  российскими организациями текущих  и иных счетов за границей может  быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для  осуществления которых и предполагает открыть соответствующий счет за границей. Причем учитывается также  и возможность открытия такого счета  в уполномоченных банках РФ.
     С 1 января 1994 года реализация гражданам  на территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) за наличную иностранную  валюту запрещена. При этом расчеты  между предприятиями и гражданами за покупаемые последними на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной  валютой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.