На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное (конституционное) право Российской Федерации - отрасль российского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

 

Введение

    В ХХ в. в России сменилось два типа конституционного права: дореволюционное  конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 - февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 - октябрь 1917) и тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 80-х г.г.).
    На сегодняшний день в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод чело века и гражданина.
    Один  из важнейших постулатов современной  цивилизации гласит: государство  существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
    Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. Конституционное право является ведущей отраслью права в национальной системе права, так как его основным источником служит Конституция 1993 года, которая обладает наивысшей юридической силой.
    Тема курсовой работы: «Государственное (конституционное) право Российской Федерации - отрасль российского права». Тематика курсовой работы обусловлена актуальностью и недостаточной разработанностью проблемы.
    Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по затронутой теме показал, что имеются разрозненные издания и публикации в периодической печати по отдельным вопросам, связанным с различными проблемами конституционного права как отрасли права. Существуют достаточно серьезные труды по конституционному праву, затрагивающие интересующую нас тематику, в том числе учебные пособия. Нельзя здесь не отметить множество различных сборников, а также издания прикладного характера, рассчитанные не на специалистов, а на обычного гражданина. Однако, несмотря на достоинство этих работ, на сегодняшний день в стране отсутствует какой-либо труд, представляющий в систематизированном виде общую характеристику конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли российского права, а это лишь подчеркивает актуальность темы курсовой работы.
    Целью исследования является комплексное обоснование ведущей роли конституционного права как отрасли российского права.
    Выше  обозначенная цель предопределила выдвижение следующих задач: 1) определить понятие и выявить сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли  российского права; 2) проанализировать специфику конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права; 3) сделать собственные выводы.
    Методы  исследования: изучение теоретического материала; комплексный анализ монографических и учебных изданий, публикаций журнальной периодики; анализ полученных данных, их логическая интерпретация, теоретическое обобщение, формулирование положений и выводов.
    В обобщении полученных результатов  я опиралась на работы таких исследователей как: М.В. Баглай, А.А. Безуглов, С.А. Голубок, Ю.А. Дмитриев, Р.В. Енгибарян, В.А. Загривный, В.Б. Исраелян, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, Е.И. Колюшин, Г.Н. Комкова, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукьянова, Н.А. Михалева, Б.А. Осипян, А.В. Семенов, О.О. Солдатенков, А.А. Югов и др.
    Соответственно  с учетом характера и специфики  темы, а также степени  разработанности затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
 

Глава 1. Понятие и сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права

1.1. Сущность природы конституционного права

    Конституционное (государственное) право – одна из отраслей правовой системы государства. 
    Определение социальной природы и сущности конституционного права находится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и сущности конституционного права имеет исходное, методологическое значение для изучения всех других тем и проблем курса конституционного права.
    Несмотря  на необычайную пестроту различных  направлений, школ и концепций в  истории политико-правовой мысли, в ней трудно не усмотреть общей линии противоборства между теми, кто усматривал в государстве и праве орудия выражения и защиты интересов и целей лишь части общества (более или менее узких его кругов – классов, сословий, элиты и т.д.) и соответствующего подавления, эксплуатации и насилия над другой его частью, и теми, кто видел в государстве и праве политико-правовые институты, призванные выражать и защищать интересы и цели не отдельных лиц или их групп, а всего или огромного большинства народа, «общее благо»1.
    Как известно, долгое время господствовавшая у нас марксистско-ленинская теория государства и права безоговорочно стояла на позиции сугубо классового их понимания и толкования, видя в государстве, праве, конституции не что иное, как орудия диктатуры определенного класса, осуществляющего государственное руководство с помощью подавления более или менее широкой части общества. Однако в рамках современной цивилизации и в нашем обществе постепенно, но неуклонно все более укреплялось мнение о том, что подлинно демократические государство и право не могут быть представителями и выразителями лишь чьих-либо классовых или иных групповых интересов и целей или интересов и целей их элиты. Народ страны решительно высказался против привилегированного положения и «ведущей роли» одного класса, против монополии одной единственной партии как «ядра власти», за политический и идеологический плюрализм, за обеспечение реальных возможностей равного участия различных и разнородных социально-политических сил в формировании государственных органов и влиянии на политику, за полное гражданское равноправие и т.д.2
    В нашем обществе все больше утверждается понимание того, что демократическое  правовое государство и его право (в первую очередь конституционное) должны представлять, выражать и защищать интересы общества как целого, а их политика и практика призваны выступать как своего рода равнодействующая многообразных социально-политических сил и течений в обществе. Только на такой основе государство и право способны выступать как мощные средства не социального противоборства вплоть до гражданской войны, а подлинного социального согласия на основе утверждения демократического порядка. Ясно, что и в современных демократических государствах сохраняются, функционируют и действуют многообразные социально-политические силы и структуры с существенно различными и даже противоположными интересами, целями и идеалами. Они периодически сменяют друг друга у руля политической власти. Но, как показывает опыт, в условиях этих государств такая смена политической власти и соответствующее более или менее существенное изменение государственно-правовой политики не затрагивает признания тех социально-политических основ государства, согласно которым: а) государство и право должны представлять общие интересы народа страны; б) именно народ служит единственным источником власти и носителем суверенитета; в) государство и право стоят на службе гражданского общества, а власть — на службе личности; г) человек — высшая ценность и государство, как и право, несет прямую ответственность за признание, соблюдение и защиту его прав и свобод; д) возникающие в обществе противоречия и конфликты государство и право призваны разрешать в интересах всего общества, укрепления в нем социального мира, единства и согласия и т.д.3
    Совершенно  очевидно, что все эти и многие другие демократические рамки существования, функционирования и развития общества и государства закрепляются прежде всего в конституционном праве как социально-правовом регуляторе конституционного строя4.
    Таким образом, сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т.е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается на основе конституционно-правовых институтов, через средства массовой информации, политические права, общественные объединения и лоббистские организации5.
    Конституционное право закрепляет права этих объединений  граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими процедурами должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.
    Социальный  плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам демократии.
    Наше  общество возвращается к такому пониманию  государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти - с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.
    Реалистический  подход к выявлению социальной природы  конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе. Эта роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и свое социальное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права6.
    Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей7. Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно регулирует отношения между классами и социальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую основу социального мира и согласия, исключающую необходимость прибегать к насилию и взаимоистреблению.
    В заключение параграфа можно сделать  следующие выводы: 1) сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме; 2) социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей; 3) роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы.

1.2. Определение понятия «конституционное право»: плюрализм мнений

    В учебной литературе по конституционному праву России существует несколько определений понятия конституционного права. Для сравнения ограничимся двумя.
    В учебнике Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина конституционное право характеризуется  как «ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления»8.
    М.В. Баглай дает следующее определение: «Конституционное право — это  совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти»9.
    Не  усматривая существенных различий в  приведенных определениях, нам представляется предпочтительным второе. В учебнике Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина определение носит описательный характер и не отражает тенденцию современного демократического государства во главу задач всего законодательства ставить человека как самую большую и высокую ценность, его интересы, его права и свободы. Этот недостаток восполняет М.В. Баглай, который в своем определении не только выносит на первое место человека, точнее, его права и свободы, но и подчеркивает, что государственная власть учреждается не как самоцель и, тем более, не как орудие подчинения себе человека, а как организация, призванная служить человеку, охранять его права и свободы. Не человек - для государства, а государство - для человека.
    Соглашаясь  в принципе с определением М. В. Баглая понятия конституционного права, нам все же хочется высказать несколько замечаний по этому поводу.
    1. Конституционное право — это не просто «совокупность», «сумма» правовых норм, как пишет М.В. Баглай, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов, что придает отрасли права стабильность и определенную социальную направленность, свойственную праву в целом. На эту особенность любой отрасли права обратил внимание теоретик права профессор О.Э. Лейст10. И с этим замечанием нельзя не согласиться.
    2. М.В. Баглай, включая в понятие  конституционного права нормы,  охраняющие основные права и свободы человека, почему-то игнорирует те правовые нормы, которые устанавливают или признают эти основные права и свободы. Мотивы такого подхода сам М.В. Баглай не объясняет, но из содержания его учебника можно сделать вывод, что он, будучи сторонником теории естественного права, считает, что права и свободы представляют собой вечные ценности и даны человеку от природы, а потому в законодательном закреплении, а тем более установлении, не нуждаются. Наши взгляды на естественное, божественное происхождение прав и свобод человека принципиально расходятся, о чем ниже будет сказано более подробно. А сейчас хочется только констатировать, что, по мнению абсолютного большинства авторов, нормы конституционного права, безусловно, закрепляют основные права и свободы человека11. При этом следует иметь в виду, что сам факт установления (закрепления) прав и свобод человека юридическими нормами предполагает и их государственную охрану от нарушений.
    3. В определении М.В. Баглая почему-то  речь идет о юридических нормах, касающихся лишь прав и свобод, и ничего не говорится об обязанностях человека и гражданина перед государством. Между тем трудно себе представить общество и государство, в которых бы у человека не было обязанностей перед государством. И не случайно целый ряд таких обязанностей закреплен нормами Российской Конституции. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
    О том, что конституционное право  закрепляет не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, пишут многие авторы12.
    4. М.В. Баглай пишет, что нормы  конституционного права в целях  охраны прав и свобод человека учреждают определенную систему государственной власти. Да, это так. Но нормы конституционного права не ограничиваются учреждением определенной системы государственной власти, но и после такого учреждения они продолжают регулировать организацию и деятельность этой власти, ее органов, что также должно найти отражение в характеристике конституционного права России.
    5. По мнению М.В. Баглая, реализация прав и свобод человека обеспечивается только государственной властью, регламентированной нормами конституционного права. А какова роль общества? И имеет ли конституционное право отношение к обществу? Или общество существует само по себе, вне всякой связи с государством и правом? Как бы предугадывая эти вопросы, М.В. Баглай пишет о том, что «...из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определить принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанность по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования»13.
    Можно ли согласиться с этими доводами? На наш взгляд, нет. Ведь Конституция  — это Основной закон не только государства, но и общества. Анализируя конституционное реформирование в последние годы Советского Союза, Б.Н. Топорнин писал, что Конституция — это микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого не только функционирует власть, весь государственный механизм, но и предопределяются многие сферы общественного развития14.
    Разделяя  такой взгляд на соотношение государственной  власти и общества, можно сказать, что он в равной степени относится как к советским, так и постсоветским конституциям.
    По  мнению профессора А.В. Мицкевича, «исторически любая конституция возникала именно для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях; однако никакая конституция не может обойти взаимоотношений государства с главными общественными институтами — собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений. Единственным ограничением должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; основная же сфера устройства общества должна быть предоставлена самоуправлению»15. И с этим нельзя не согласиться.
    Попытка всеобъемлющего правового регулирования основ гражданского общества противоречила бы самой природе и социальному назначению гражданского общества. Но отсутствие в конституции подобных норм, утверждает О.Г. Румянцев, ответственный секретарь Конституционной комиссии РФ в 1990-1993 годах, препятствует формированию зрелого гражданского общества, в социальном пространстве которого только и реализуется справедливый конституционный строй16.
    Исходя  из этих соображений, О.Г. Румянцев и  многие члены и эксперты Конституционной комиссии (В. Д. Зорькин, В. А. Кикоть, Б.А. Страшун и др.) считали необходимым в проекте новой Конституции РФ иметь специальный раздел о гражданском обществе. И такой раздел был. В нем нашли отражение следующие аспекты воздействия Конституции на гражданское общество: обеспечение развитых общественных отношений между государством и обществом; нормативное закрепление обязанности социального государства служить интересам человека и общества; обеспечение высокого статуса юридически признанных, значимых институтов гражданского общества; содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, гражданское; формирование развитой личности, совершенных гражданских отношений, цивилизованной власти; препятствие излишнему вмешательству государства в развитие демократических начал самоуправления. Но далеко не все ученые-юристы разделяли мнение о необходимости в Конституции РФ специального раздела о гражданском обществе. В их числе: С.С. Алексеев, А.А. Собчак, В.А. Туманов, С.М. Шахрай. В результате в том проекте Конституции РФ, который был одобрен Конституционным совещанием и принят всенародным голосованием 1993 г., такого раздела нет. Нет даже упоминания о гражданском обществе. Но это вовсе не значит, что Конституция РФ 1993 года и другие нормы конституционного права России полностью игнорируют гражданское общество. Это не так.
    Да, действующая Конституция РФ содержит значительно меньше норм, посвященных гражданскому обществу, но они есть. Достаточно обратиться к нормам Конституции РФ, чтобы убедиться в том, что главные институты гражданского общества, такие как провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, народовластие, местное самоуправление, общественные объединения, многопартийность, равенство прав и свобод человека, личная неприкасаемость, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, неприкосновенность частной жизни и многие другие, нашли закрепление в Конституции РФ. Кроме того, многие институты гражданского общества достаточно полно регулируются нормами федеральных законов, в частности законами «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О средствах массовой информации» и др.
    Таким образом, все сказанное дает основание утверждать, что нормы конституционного права регулируют организацию не только государственной власти, но и гражданского общества. Правда, не в полной мере, а лишь его основы. В остальном организация гражданского общества регулируется нормами морали, общественных организаций и другими негосударственными, неправовыми способами.

1.3. Понятие конституционного права как отрасли права

    «Конституционное  право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.
    В данной курсовой работе нас интересует сущность и специфика государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права.
    Как особая отрасль права, конституционное  право выделилось в правовой системе  позже ряда других отраслей. Это связано с тем, что в отличие от актов комплексного характера, регулирующих, например, гражданско-правовые или уголовно-правовые отношения, конституций как особых документов долгое время не существовало. Хотя еще в Древнем Риме конституциями назывались некоторые виды декретов императоров, но с современным понятием конституции они ничего общего не имели. Выдвижение идей конституции и конституционализма, теоретическое обоснование необходимости таких актов, принятие первых писаных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791) было связано с борьбой населения против феодальных порядков, абсолютизма, феодального права — «права-привилегии», за права личности. Наряду с термином «конституционное право» в Германии, например, употребляется понятие «государственное право», в котором, как считается, основной акцент делается на изучение государства и его деятельности.
    Понятие «государственное право» использовалось в дореволюционной России. После  принятия манифеста царя 1905 г. и Основных законов 1906 г. в российской науке стал употребляться термин «конституционное право», но в советский период вернулись к понятию «государственное право», что соответствовало установившемуся тоталитарному строю, огосударствлению общественной жизни, отказу от концепций местного самоуправления, официальному отрицанию естественных прав человека17.
    В современный период принят термин «конституционное право», так как кардинально изменилось содержание правового регулирования и подход к его изучению.
    Свое  название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета и т.д.
    Конституционное право как отрасль права —  это система внутренне согласованных  норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.
    Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления. Для повседневного практического использования правовых норм необходимо, чтобы регулирование очень разнообразных по своему содержанию социальных отношений происходило не хаотично, а в определенном, системном порядке, взаимосвязанно, без излишней множественности, ненужных повторений и логических противоречий. Эта цель, как известно из курса Теории государства и права, достигается путем объединения однородных, фактически связанных между собой норм права в своеобразные подсистемы, или отрасли, права.
    По  мнению многих авторов, критерием, или основанием, для такого деления права России на отрасли права являются: а) предмет, т.е. круг однородных, органически связанных между собой, регулируемых нормами права общественных отношений и б) специфика метода или способа правового регулирования этих отношений. Правда, Ю.А. Тихомиров считает, что есть еще третий характерный признак: круг источников и структура нормативного массива18. С учетом этих особенностей система российского права состоит из целого ряда отраслей права — административного, гражданского, трудового и др. Одной из таких отраслей российского права и является конституционное право России.
    В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию.
    Конституционное право регулирует основы социально-экономической  структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право определяет основы отношений собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере — создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной, господствующей, единственной. Важнейшая часть конституционного права — основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.
    В заключение параграфа можно сделать  следующие выводы: 1) конституционное право как отрасль права — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами; 2) конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство».

1.4. Место конституционного права РФ в системе национального права

    Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей национального права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.
    Многие  общественные отношения, закрепленные нормами конституционного права, а, точнее, нормами его главного источника — Конституции, являются исходными, базовыми для общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права. Та же связь существует между нормами Конституции и нормами других отраслей права.
    Нормы Конституции РФ, регулируя те или  иные общественные отношения в самых общих чертах, являются основополагающими, исходными для других отраслей права. Соответствующие нормы Конституции РФ служат правовой базой, фундаментом для гражданского, уголовного, финансового, семейного и других отраслей права.
    Например, нормы главы 7 Конституции РФ, закрепляющие основы организации и деятельности судебной власти, лежат в основе таких отраслей права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное.
    Истоками  других отраслей права также служат нормы Конституции. Таким образом, все без исключения отрасли права своими корнями уходят в Конституцию РФ, исходят от нее, базируются на ее нормах, развивают их, при этом всегда должны соответствовать предписаниям, содержащимся в диспозициях конституционных норм. Ведь нормы Конституции РФ — это не просто нормы права, а нормы Основного Закона государства, который имеет высшую юридическую силу: законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)19.
    Таким образом, конституционное право России является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права. Все это ставит конституционное право не в один ряд со всеми отраслями права, входящими в систему российского права, а в особое положение в системе права.
    Конституционное право — не просто отрасль, а ведущая  отрасль российского права. Но при этом необходимо заметить, что «ведущая», «основополагающая» роль конституционного права распространяется не на всю отрасль конституционного права, а, прежде всего, на нормы Конституции — Основного Закона страны.
    Что же касается норм, которые содержатся в других источниках конституционного права (федеральные законы, регламенты палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и др.), то они, занимая свою нишу в иерархии источников права, никакой ведущей, базовой роли не играют.
    В качестве примера таких «рядовых»  норм конституционного права можно  привести нормы Регламента Государственной Думы РФ. Не несут на себе печать «ведущих» абсолютное большинство норм конституционного права, которые содержатся в федеральных законах и регламентируют достаточно обстоятельно, проникая во все «поры», федеративное устройство России, организацию и деятельность органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В этих сферах нормы конституционного права, проникая во все «поры», регламентируют многие конкретные, частные общественные отношения20.
    Следует отметить, что существует тенденция  отпочкования от конституционного права таких отраслей права, как федеративное право, парламентское право, конституционное правосудие, право общественных объединений, и других (президентское право). Если эта тенденция сохранится и завершится признанием новых отраслей права в качестве самостоятельных, то в конституционном праве значительно сократится удельный вес «обычных», «рядовых» правовых норм, т.к. они перейдут в парламентское и другие новые отрасли права, и значительно возрастет удельный вес исходных, основополагающих норм, которые служат базой для развития других отраслей права. В этом случае почти все нормы конституционного права станут исходными, базовыми, основополагающими и для новых отраслей права — федеративного, парламентского, президентского, права общественных объединений, церковного права.
    По  нашему убеждению, в этом случае роль конституционного права не только не снизится, а возрастет как отрасль права, составляющая основу всей правовой системы страны. От этого процесса «отпочкования» выигрывают и новые отрасли права — они станут более эффективными. К ним возрастет внимание правовой науки и законодательной практики.
    Таким образом, определяя место конституционного права РФ в системе российского права, можно сделать следующий вывод: конституционное право занимает ведущее место в системе российского права, потому что:
    1) его нормы закрепляют основополагающие  принципы устройства общества  и государства, принципы демократического, федеративного, правового, социального государства, являются теми задачами, которые государство обязано реализовать и которые, хоть и медленно, но постепенно претворяются в жизнь, преобразуя общество и государство;
    2) нормы конституционного права  выступают в качестве исходных  начал для всех других отраслей российского права;
    3) нормы Конституции, как основного  источника конституционного права, обладают высшей юридической силой.
    Резюмируя все вышеизложенное в данной главе, можно сделать следующие выводы:
    1. Сущность природы конституционного  права, как и всего российского  права в целом, состоит в  социальном плюрализме;
    2. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей;
    3. Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы;
    4. «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории России; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки;
    5. Конституционное право как отрасль права — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами;
    6. Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство»;
    7. Конституционное право занимает ведущее место в системе российского права, потому что: 1) его нормы закрепляют основополагающие принципы устройства общества и государства, принципы демократического, федеративного, правового, социального государства, являются теми задачами, которые государство обязано реализовать и которые, хоть и медленно, но постепенно претворяются в жизнь, преобразуя общество и государство; 2) нормы конституционного права выступают в качестве исходных начал для всех других отраслей российского права; 3) нормы Конституции, как основного источника конституционного права, обладают высшей юридической силой.
 

Глава 2. Специфика конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права

2.1. Предмет и метод конституционного права как отрасли права

    Основные, определяющие критерии любой отрасли  права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
    Уяснение  вопроса о предмете отрасли права  является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению в каждом конкретном случае.
    Предметом конституционного права являются те общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права. Из сформулированного выше понятия  конституционного права следует, что нормы этой отрасли права регулируют общественные отношения, возникающие, во-первых, по поводу установления правового статуса таких субъектов социальной деятельности, как: а) личность; б) гражданское общество и его основные структурные элементы; в) государство и его органы; и, во-вторых, в связи с взаимодействием этих субъектов в самых различных сочетаниях при выполнении своих функций21.
    Круг  таких социальных отношений достаточно широк. И в зависимости от характера этих отношений они могут регулироваться нормами соответствующих отраслей права (административного, финансового и др.). В чем же специфика тех общественных отношений, которые составляют предмет регулирования норм конституционного права? Особенность этих общественных отношений, прежде всего, в том, что они охватывают все, повторяем, все сферы деятельности (организационную, экономическую, политическую, социальную и др.) личности, общества и государства, которые регулируются нормами российского права. Видимо, в связи с этой особенностью и появилась в юридической литературе концепция о совпадении предмета конституционного права и предмета всего российского (национального) права.
    Вот что пишет по этому поводу А.Н. Кокотов: «Совокупный предмет всех отраслей национального права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих специфических средств. Предмет конституционного права и предмет национального права принципиально совпадают. Конституционное право работает везде, где работает национальное право. По крайней мере, конституционное право в силу своей общеправовой и общесоциальной специализации тяготеет к отождествлению собственного предмета правового регулирования с предметом регулирования национального права»22. Развивая эту мысль, А.Н. Кокотов видит своеобразие конституционного права в его «проникновении во все «поры» национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов»23.
    Можно ли согласиться с таким пониманием предмета конституционного права? В самом деле, есть ли основания для отождествления предмета конституционного права и предмета всего российского права? На наш взгляд, нет, и вот почему.
    А.Н. Кокотов утверждает, что нормы  конституционного права «работают везде, где работает национальное право» и что они проникают во все «поры» национального права. Разве это так? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем несколько примеров. Регламентируя отношения собственности, национальное право, а точнее его отрасль, именуемая гражданским правом, регулирует порядок заключения договоров купли-продажи, пересдачи имущества в аренду, сроки исполнения имущественных обязательств и т. д. Однако, разве в этой сфере общественных отношений нормы конституционного права «работают»? Разве они проникают в эти «поры» гражданского права? Нет.
    Для другого примера возьмем налоговые  отношения. Нормы российского права, а точнее налогового, регулируют виды налогов, размер и порядок их уплаты, устанавливают санкции для тех, кто нарушает сроки уплаты, и т.д. Однако, разве все эти отношения, все эти «поры» регулируются нормами конституционного права? Разве по этим частностям, в сфере этих конкретных налоговых отношений «работают» нормы конституционного права? Конечно, нет. Если обратиться к нормам конституционного права, то они действительно не обходят молчанием ни вопросы собственности, ни вопросы налогообложения. Более того, они не просто касаются вопросов собственности или налогообложения. Нормы конституционного права закрепляют главные, основополагающие общественные отношения в сфере собственности и налогообложения. Так, по поводу собственности в Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8). Кроме того, в ч. 1 той же ст. 8 закреплено: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
    Таким образом, предметом конституционного права являются не все общественные отношения, связанные с собственностью, а главные, базовые. То же самое можно ска
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.