На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цензура в годы СССР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования Российской Федерации
ВУЗ
Факультет
Кафедра 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Тема: 

Цензура в годы СССР 
 
 
 
 

                  Выполнил (а) студент (ка)
                  … курса, ……… группы,
                  …………….. отделения 
                  ……………. факультета

                  …………………………. 
                   

                  Научный руководитель
                  ………………………….
                  (должность, уч. степень) 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     город
     2009
     Оглавление 
 

     Введение 3
     Глава 1. Понятие цензуры и ее история 3
     1.1 Понятие цензуры 3
     1.2 История цензуры 3
     Глава 2. Цензура в годы СССР 3
     2.1 Введение цензуры в Советской России 3
     2.2 Тотальная цензура 3
     2.3 Оттепель и период застоя 3
     2.4 Развал системы советской цензуры 3
     Глава 3. Влияние цензуры на культуру и науку в СССР. 3
     Заключение 3
     Список литературы 3 
 

 

     

     Введение

 
   «Не присоединяйся к тем, кто сжигает книги.
   Не думай, что ты сможешь скрыть мысли,
   сокрыв свидетельство их существования».
  Дуайт Дэвид Эйзенхауэр 

     Согласно  статье 1 Конституции РФ, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1. Развитие демократии в России можно явно проследить на примере трансформации СМИ со после распада СССР. 
     Демократизация страны создала благоприятную почву для развития свободной печати и свободных медиа. Политическая свобода печати как свобода выражения мнений означает в первую очередь свободу от цензуры, которая теперь закреплена конституционно: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»2.  Также работа журналиста сегодня основывается на Законе РФ «О средствах массовой информации».
     Достижения в создании свободных СМИ очевидны. За последние десятилетия был сделан огромный шаг вперед. Между тем, и сегодня в России свободе печати угрожают политическое давление, экономический кризис, безответственность и вседозволенность некоторых медиакорпораций.
«В июне 2005 года ВЦИОМ огорошил нас сообщением, что, согласно результатам опроса на тему свободы слова в СМИ, 82% россиян выступают за цензуру на телевидении. В июле 2008-го стали известны результаты другого опроса ВЦИОМ, касавшегося непосредственно необходимости цензуры в СМИ. Социологи задали вопросы, нужна или не нужна государственная цензура для отечественных СМИ. 58% опрошенных ответили, что цензура нужна (в их числе 26% абсолютно в этом уверены). Против цензуры высказалась четвертая часть респондентов -- 24% (среди них только 8% категорически против). Каждый пятый -- 18% -- затрудняется с оценкой»3.  Проблема свободы слова для общества во все времена остается наиболее актуальной, так как оно никогда не бывает удовлетворено предоставленным ему уровнем этой свободы. И сегодня ни в одной стране не предается гласности информация, связанная с государственной тайной, а также  - с военной, медицинской, коммерческой и другими тайнами. Вопрос состоит в том,  что ограничивает цензура в той или иной стране в определенный промежуток времени - обнародование каких-либо засекреченных сведений или вообще сам творческий процесс. При этом дискуссии на тему о необходимости правового регулирования информационных потоков ведутся в обществе постоянно. В этом и заключается актуальность обращения к теме цензуры, существовавшей в СССР.
     Основная цель моей работы - показать многообразие форм и методов идеологического и политического контроля, который осуществлялся партийно-государственными органами вплоть до 1991 г. - года ликвидации Главлита.  Главная задача при рассмотрении данной темы сегодня состоит в том, чтобы попытаться параллельно изучению цензуры в СССР осмыслить процессы, которые происходят в последние десятилетия в российских средствах массовой информации, через призму событий, уже имевших место несколько десятков лет назад. Интересно также попробовать представить себе, как будет развиваться российская журналистика в будущем, хотя бы в ближайшие годы.
     Интересная точка соприкосновения двух эпох найдена в словах Даниила Гранина: «Обратитесь к советской литературе, музыке, кино - самые лучшие вещи были созданы в тот период. Парадокс отчасти объяснимый: было пространство сопротивления - зверствовала цензура, наказывали, ссылали, даже уничтожали. Это требовало от авторов особого искусства, языка, внутреннего контакта с читателем, слушателем или зрителем. Это глубинное взаимопонимание, как ни странно, помогало художественности. Сегодняшняя свобода - от матерного языка до грязных выпадов в адрес кого угодно, вплоть до Господа Бога, - конечно, не требует новых выразительных средств»4.
     Сейчас исследованию советской цензуры посвящено большое количество исторических трудов, а вот в Советском Союзе существование тотальной цензуры игнорировалось, поэтому её многочисленные проявления не анализировались совсем. Первыми изучением истории цензуры в СССР и основных её аспектов стали заниматься зарубежные ученые, такие как, например, Гарольд Свейз, Морис Фридберг и другие. В конце 80-х годов утверждение свободы слова на постсоветском пространстве дало возможность и отечественным ученым начать изучать историю цензуры времен СССР. Эту тему в своё время исследовали Бабиченко Д.Л., Блюм А.В., Жирков Г.В., Горяева Т.М. и многие другие. За последние десятилетия в России издано огромное количество книг, монографий и других работ по этой теме.
     В данной работе будет рассмотрено само понятие цензуры, предпосылки её возникновения и периоды существования в Советском Союзе, а также влияние цензуры на развитие культуры и науки в советское время.
 

     Глава 1. Понятие цензуры и ее история

     1.1 Понятие цензуры

     Цензура (от лат. censura) - контроль особыми государственными должностными лицами содержания, выпуска и распространения произведений искусства или науки с целью ограничить или не допустить распространение информации или идей, признаваемых властями нежелательными, вредными или секретными.
     Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.
     По способу осуществления цензура делится на предварительную и последующую. Предварительная заключается в необходимости получать разрешение цензоров на опубликование произведений. Такое способ цензуры был изобретен вскоре после появления книгопечатания.  Последующая цензура предполагает оценку уже выпущенных в свет изданий и установление ограничений или даже запрета, как правило, не подлежащего судебному обжалованию, на дальнейшее распространение тех произведений, которые нарушают требования, выдвигаемые цензурой.
     Цензура свойственна в основном тоталитарным режимам правления и обществам с плохо развитой демократией. Она является прямым ограничением таких прав гражданина, как свобода слова, свобода творчества и свобода информации. В большинстве современных государств, провозглашая свободу слова, цензуру напрямую запрещают Конституцией страны. Между тем она тесно связана с ответственностью. Запрет цензуры требует от средств массовой информации и самих граждан особого внимания к соблюдению таких установленных Конституцией и законом требований, как неразглашение государственной и других тайн, запрет националистической пропаганды, распространения порнографии и т.п. Ответственность за подобные правонарушения сопровождается запретом на дальнейшее распространение и использование соответствующей продукции.
     Объективные причины существования цензуры лежат в объеме циркулирующей в обществе информации, доступной аудитории. Как правило, не вся она предается огласке. Часть информации составляет тайну, наличие которой уже является объективным основанием цензуры и гарантом ее существования на будущее. Из-за того, что информация всегда являлась одним из важнейших инструментов управления обществом, власти нередко занимаются, как они заявляют, регулированием информационных потоков для маскировки своей политики. И пока существует государство, заинтересованное в сохранении определенных тайн, в сокрытии от широкой общественности части информации, до тех пор будет существовать в том или другом виде цензура. Социолог Кузьмичев В.А. в 30-е годы прошлого столетия писал, что информация «будет тогда правдивой, когда она вызовет у читателя реакцию, необходимую коллективу, членом которого он является»5.
     Субъективным истоком цензуры служит столкновение разных интересов и потребностей людей, что приводит к критике мировоззрений, взглядов,  позиций, к их отрицанию, к недовольству людей, порой доходящему до революционного взрыва, их депортации и т.д. Все это ставит по угрозу свободу слова с целью, чтобы общество могло быть управляемым. Английский правовед А. Дайси в конце XIX века сказал, что «свобода слова есть не более как право говорить и писать только то, что присяжные, какие-нибудь двенадцать лавочников, сочтут удобным. Такая «свобода» может, конечно, меняться, смотря по времени, переходя от безграничной свободы к очень строгому ограничению»6.
 


     1.2 История цензуры

     Цензура и её организация на том или ином уровне существовала в любом обществе, государстве в любой исторический период. Цензура существовала и до появления самого термина «цензура», и до создания первых её учреждений. История зарубежной и отечественной цензуры показывает, что она является необходимым атрибутом власти. Обычно институт цензуры - составная часть государственного аппарата и его характер во многом зависит от типа правления этим государством.
     Становление в прошлом государств закрытого типа, ограждающих себя от всех остальных стран, вело к стремлению управленческих структур сохранить в тайне как можно больше информации, к созданию светского режима цензуры и ее учреждений вплоть до осуществления цензуры самим правителем. Многие считают, что в современных странах с демократическим режимом правления цензуры нет совсем. Такой взгляд на цензуру основан на представлении о ней, как о некоем правительственном учреждении, которого в той или другой стране может действительно не быть, но при этом эволюция цензуры привела к существованию более совершенных, мало заметных ее административно-карательных форм, являющихся формами государственного контроля над средствами массовой информации.
     Задачи обеспечения безопасности государства определяют необходимость защиты своих информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации,  представляющей серьезную угрозу  государственной  безопасности. Этим определяется существование определенного уровня цензуры, дающего государству возможность защищать свои национальные интересы.
     Энциклопедический словарь Русского библиографического Института Гранат предлагает следующую периодизацию истории цензуры: «1. эпоха, предшествовавшая изобретению книгопечатания, когда в руках церковной власти и университетов сосредоточивались права по наблюдению за правильностью переписки церковных и юридических книг; 2. эпоха расцвета местной и ведомственной цензуры; 3. эпоха государственно-полицейской цензуры; 4. период замены предварительной цензуры - карательной  5. период замены цензуры карательной ответственностью по суду за преступления печати»7.
     Первый цензурный устав издал Папа Александр IV. Таким образом официально оформился вид предварительной цензуры. Такую её форму в те времена считали выгодным и достигающим цели средством борьбы с нежелательной для властей информацией, но на практике вскоре на цензуру стали сыпаться нападения и со стороны литературы, и со стороны самого правительства. В XVI веке цензура практиковалась почти во всех европейских государствах. А в конце XVII века они стали от нее отказываться, в связи с распространением убеждения, что предварительная цензура не является надлежащим предупредительным средством.
     Цензура в Российском государстве, в отличие от западной, изначально получила не столько карательное, сколько назидательное назначение, т.к.  осуществление цензурных полномочий возлагалось на университеты, которые стали своего рода центрами, объединявшими ученых, литераторов и критиков. Впервые цензура духовной и богослужебной литературы в Москве упоминается при правлении Ивана IV в 1551 году в документах Стоглавого Собора. Цензура подразумевала пересмотр богослужебных книг, которые писцы переписывали с неправильных переводов канонического текста оригиналов: «писцы пишут с неправленных переводов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нерадении от Бога будет по божественном правилом?»8. Тогда же духовные власти получили право изымать неисправленные книги. В дальнейшем цензура на протяжении многих лет была связана с православной церковью и её борьбой с ересью, инакомыслием и иноверием. Все эти церковные гонения вызывали протесты, и даже вооруженные восстания, как это произошло в Соловецком монастыре. Эта борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681--1682 гг., запрещавший распространять литературу на религиозные темы, хотя во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая литература всё равно распространялась. Таким образом, период образования русского государства был периодом монополии  русской православной церкви на рукописную и печатную литературу. Всё начало меняться только с приходом к власти Петра I.
     К этому времени в центре России уже сложилась многочисленная грамотная читательская аудитория. Управленческий аппарат российского государства также испытывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. В 1621 - 1701 гг. выходила рукописная газета Русского государства «Куранты», из которой царь получал свежую информацию о разных странах.
     Церковь, которая некогда несла просветительскую миссию, стала тормозить культурное развитие общества. В то же время для укрепления своей власти Петру I необходимо было преодолеть это всесилие церкви, которое и в обществе получало все большее сопротивление. Полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство был положен конец. В 1708 г. был составлен и стал вводиться гражданский алфавит, Петр I провел реформу шрифта и сам сделал первые эскизы нового алфавита. Во время войны со шведами Петр I столкнулся с использования печатного слова в качестве оружия, когда шведы стали печатать воззвания к русскому народу. Вследствие чего царь издаёт указ не верить таким письмам, призывающим к возмущению народа, и у себя их не держать, ловить людей их распространяющих и отправлять в Москву, за что обещал государеву милость. Это был первый документ, имеющий отношение к военной цезуре. Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728), которая проходила определённую цензуру, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве отдельные страницы рукописей и целые произведения, не появившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер газеты. При Петре I основным видом цензуры стала светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотя духовная цензура ещё во многом сохраняла свои позиции.
     Новый шаг в разделении функций духовной и светской цензуры был сделан императрицей Елизаветой Петровной, которая велела, чтобы «все печатные книги в России, принадлежащие до церкви и церковного учения, печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские и прочие всякие, до церкви не принадлежащие, с апробацией Правительствующего Сената»9. Даже в годы ее правления это достигалось большим трудом, потому что церковь не хотела выпускать из-под своего контроля и светскую литературу. Как справедливо утверждают исследователи, нормотворческая деятельность в «доекатерининскую» пору в рассматриваемой сфере характеризовалась отсутствием какой-либо определенной стратегии.
     Качественно новый этап формирования института цензуры связан с правлением Екатерины II. Именно по ее инициативе в России впервые было разрешено создание «вольных» типографий, что и потребовало усиления цензурного контроля над печатью, осуществление которого возлагалось на управы благочиния. Революционные события во Франции усилили борьбу Российского престола с чужеземными идеями, а цензурная политика Павла I фактически явилась продолжением и совершенствованием системы мер по ужесточению борьбы с инакомыслием.
     Свобода слова в нашей стране до начала XIX века принадлежала исключительно монарху. Эпоха Александра I в области цензуры характеризовалась нормотворческими новациями. Выделяются два этапа в правительственной цензурной политике во время его царствования. Начальный реформистский, либеральный период ознаменовался подписанием 9 июля 1804 г. первого российского Устава о цензуре, с которого началось институциональное оформление цензуры в России. Своей относительной мягкостью Устав выгодно отличался от датских узаконений о печати, первоначально взятых за основу. Устав определял, что цензура нужна «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною», при этом рекомендовалось толковать двусмысленные фразы «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать».
     На протяжении второго десятилетия царствования Александра I происходил постепенный переход от либеральных методов цензуры к карательным, что обусловливалось совокупностью определенных внутренних и внешнеполитических факторов. Новый цензурный устав, разработка которого началась в 1823 году еще при жизни Александра I, был принят 10 июня 1826 г., уже при Николае I. В противоположность цензурному уставу 1804 года этот документ был перегружен подробностями, не имевшими прямого отношения к цензуре, что предопределило разработку и принятие 22 августа 1828 г. третьего, более либерального, Устава о цензуре.
     Более заметное ослабление цензуры произошло в 1855--1861 гг. при императоре Александре II, сделанного для  улучшения отношения общества к самодержавию. После, вызванная политико-правовыми процессами передача управления цензурой из системы Министерства народного просвещения в ведомство Министерства внутренних дел в корне изменила правовую природу отечественной цензуры: органы управления ею приобрели карательный характер.
     Нормотворческая политика Александра III в области цензуры не претерпела существенных изменений, т.к. уже имелся надежный арсенал правовых средств воздействия на печать. Она была сосредоточена на совершенствовании правоприменительной практики. Основным инструментом цензуры были административно-правовые средства, оказавшиеся неэффективными в борьбе с революционной пропагандой в печати. Уже с конца XIX столетия «законодательство о печати и сама печать начали развиваться почти параллельными путями. Это было началом процесса... полной утраты... правительством цензурного контроля над печатью»10.
     Уголовно-правовым методам в XVI-XIX века отводилась значительная роль в осуществлении задач самодержавного государства. Отдельные нормы уголовно-правового характера имелись еще в Уставе о цензуре 1828 года, но завершенность положения об уголовной ответственности получили только в Своде законов Российской империи 1833 г. и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
     В целом цензурная практика второй половины XIX века объединяла и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам и веяниям времени разрешения и запреты.

     Глава 2. Цензура в годы СССР

     2.1 Введение цензуры в Советской России

     К концу XIX столетия Российское государство накопило мощный экономический потенциал, по темпам развития промышленности оно опережало другие страны. В новых условиях православная церковь и интеллигенция проделали огромную работу по просвещению народа, обучению его грамоте, чтению. Цензура должна была функционировать в новых условиях: постоянного и быстрого увеличения объема и диапазона информации, развития ее новых форм и средств распространения, интенсивного роста числа потребителей этой информации. Самодержавие стремилось затормозить прогресс информационного просвещения общества, но события русско-японской войны вызвали резкую критику власти в печати, которая коснулась даже царя.
     Цензурные меры, предпринимаемые властью, постоянно запаздывали. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. послужило началом революции. Ситуация в журналистике вышла из-под контроля властей, которые пытались замолчать события 9 января, но журналисты, собрав совещание, получили разрешение опубликовать небольшую заметку: «О событиях 9 января и последующих дней мы имеем возможность печатать только правительственные сообщения, официальные сведения и известия, пропущенные цензурой Санкт-Петербургского генерал-губернатора», что стало началом открытой борьбы столичных журналистов с цензурой.
     17 октября 1905 г. был обнародован Высочайший манифест, по которому населению «даровались незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». Манифест послужил основой для «Временных правил о печати», вышедших 19 октября - 24 ноября. 26 ноября МВД предписало губернаторам, чтобы местные цензоры следили за своими изданиями и возбуждали судебное преследование по нарушениям закона, донося об этом в Главное управление по делам печати. Так власть постепенно восстанавливала цензурный режим в государстве. Основным итогом революции была невозможность власти вернуться к старым порядкам, т.к. получив мощный революционный заряд, Россия во всех сферах жизни сделала шаг вперед.
     Во время гражданской войны существовали белая и красная журналистики, противопоставленные друг другу. Белой журналистикой управляла целая сеть структур, в том числе иностранные союзники и интервенты, ставивших довольно жёсткий цензурный режим. У красной прессы была своя цензура. Через 2 дня после захвата власти в Санкт-Петербурге, 27 октября 1917 года Совнарком выпустил «Декрет о печати», направленный на подавление журналистики, выступавшей против Советской власти. На основании этого декрета с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование почти 500 оппозиционных газет. Для осуществления широкой системы мер по подавлению оппозиционной прессы были учреждены специальные органы, которые заложили основу политики, направленной на подавление свободы слова.
     В 1919 году был создан Госиздат, с которым связан процесс централизации цензуры. Вместе с обычными издательскими функциями Госиздату предоставлялось беспрецедентное право контроля и цензуры над всем издательским процессом. Особенно жёсткой цензуре подвергались частные издательства. Уже тогда цензура использовалась как средство партийной борьбы. НЭП привёл к появлению оппозиционно настроенной прессы. В этих условиях власть усилила политцензуру. Таким образом, к 1922 году сложилась ситуация, при которой надо было что-то менять. 6 июня 1922 года все цензурные функции Госиздата перешли к Главному управлению по делам литературы и издательств при Наркомпросе с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений».
     Политика цензурного ограничения проводилась советской властью не только по отношению к печатному слову. Период 1917-1922 гг. был временем поиска оптимальной системы идеологического контроля и над зрелищными предприятиями. 9 (22) ноября 1917 г. все российские театры были переданы в ведение Государственной комиссии по просвещению (затем Наркомпрос), при которой в январе 1918 г. был учрежден Театральный отдел. С августа 1919 г. контроль над сценическим искусством осуществлял Центральный театральный комитет (Центротеатр) Наркомпроса. На местах этими вопросами занимались Советы. В 1920 г. контроль над театральным делом перешел в ведение Главного политико-просветительного комитета.
     Самым главным искусством новая власть считала кинематограф. Но достичь компромисса между государством и кинематографом было сложно. Фильмы дореволюционного производства были чаще всего непригодны - как по идеологическим, так нередко и по эстетическим причинам. Ввоз кинопродукции из-за границы был осложнен экономической блокадой. Из-за отсутствия материалов и специалистов затруднительным было и собственное производство. В этих условиях возникла необходимость очень кропотливой работы с имевшимся в стране фильмофондом.
     4 марта 1918 г. было создано первое обязательное для выполнения Постановление «О контроле в кинопредприятиях», подчинившее частный кинематограф местным Советам, а в августе 1919 г. вся фото- и кинопромышленность были национализированы. В 1921 г. была разрешена сдача кинопредприятий и театров в аренду частным лицам. Кинопрокатом начинают заниматься различные государственные и общественные организации, а также частные лица. Фактически государственная монополия проката была нарушена.
     В 1925 году под грифом «Совершенно секретно» Главлит выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР»,  который ввел запрет на публикацию информации о самоубийствах и о случаях умопомешательства на почве безработицы и голода «во избежание паники… и злонамеренного истолкования этих сведений».
      24 апреля 1926 года Совнаркомом был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». В июне 1926 года спецотдел при ОГПУ издал «Перечень вопросов совершенно секретной, секретной и не подлежащей оглашению переписки». Этот перечень более детально раскрывал предыдущий.
     В ноябре 1926 года были созданы спецхраны. Выходит «Положение о спецхране в библиотеке», по которому, по решению цензоров, на специальное хранение передавались книги и периодические издания, предоставляющиеся только по специальному разрешению.
     В 20-е годы активно развивался еще один тип средств массовой информации - радио. В 1927 году был издан приказ по акционерному обществу «Радиопередачи», в соответствии с которым все передачи должны были иметь заранее подготовленный и заверенный цензурой текст. 13 апреля 1928 года вышло постановление Совнаркома РСФСР о создании единого органа руководства культурой -- Главискусства. В 1929 году появилась «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций».
     Цензурный режим, установленный партией большевиков, охватывал все сферы социально-политической и культурной жизни народа, включая и средства массовой информации.
 


     2.2 Тотальная цензура

     К 30-м годам сформировалась сложная многоступенчатая структура - важнейшая составная часть «Министерства правды». Она насчитывает по мнению А.Блюма, как минимум, пять уровней цензуры, проходя которые любой текст либо существенно изменялся, либо вообще не появлялся в печати. Постепенно расширяясь и ужесточаясь, система сложилась в следующую, восходящую снизу вверх иерархию:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.