На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковское регулирование и банковский наздор

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы банковского регулирования ………………….
1.1. Исторические аспекты зарождения банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
1.2. Место банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования……………………………………………………………………
1.3.Сущность банковского  регулирования и надзора …………………………
Глава 2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора…………………………………………………………
2.1.Лицензионная деятельность банка России………………………………….
2.2. Инспектирование кредитных организаций…………………………………
Глава 3. Перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
 

Введение.
     Актуальность  данной работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы.
     В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков.
     Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и прикладных основ банковского регулирования и надзора.
     Поставленная  цель определяет следующие задачи:
     - рассмотреть теоретические основы банковского регулирования;
     - проанализировать  деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора;
     - вскрыть перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.
     Объектом  исследования является деятельность Банка России в области банковского регулирования и надзора.
     Предметом исследования в курсовой работе стали  экономические отношения, возникающие при осуществлении Банком России банковского регулирования и надзора.
     В качестве информационной базы в курсовой работе были использованы многие периодические издания. Значительное место в российских исследованиях правовых проблем банковской деятельности и банковского надзора в России и европейских странах принадлежит С.А.Голубеву. В его работах содержится содержательный анализ, накопленного опыта и существующих проблем, содержатся глубокие и обоснованные рекомендации по совершенствованию банковского регулирования и надзора. Серьезный вклад в исследование опыта банковского надзора в ЕС был внесен, когда с 2003 г. в рамках ТАСИС стал реализовываться масштабный проект сотрудничества России и ЕС в сфере банковского надзора.  
 
 
 
 

1. Теоретические основы банковского регулирования.
    1.1.Исторические аспекты зарождения банковского регулирования и надзора в России. 

         Современная российская банковская система - это важнейшая сфера национальной экономики. Практическая ее роль обусловлена тем, что она реализует в государстве систему платежей и расчетов: наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам: большую часть своих коммерческих сделок осуществляют через вклады, инвестиции и кредитные операции. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, воздействуя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег в обращении. Стабилизация роста денежной массы является залогом снижения темпов инфляции, обеспечения стабильного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на национальную экономику самым результативным образом.
     Современный банковский сектор в России, сформированный в основном за последние полтора десятилетия - период рыночных преобразовании, функционирует на рыночных принципах, обеспечивает предоставление экономике базового комплекса услуг, а также выступает главным элементом финансового посредничества. Коммерческие основы деятельности кредитных организаций и двухуровневая структура (I уровень Центральный банк Российской Федерации: II уровень - кредитные организации) - фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а широкий функциональный спектр, обеспечивающий универсализацию банковского бизнеса, - ее характерная особенность. В настоящий момент банковский сектор в России развиваемся более быстрыми темпами, он ближе других секторов экономики к общепризнанным международным подходам, касающимся организации рыночных отношений. В большинстве стран банковский сектор, выполняя функции финансового посредника, является одним из секторов экономики, в наибольшей мере подверженных государственному регулированию. В Российской Федерации организацией банковского регулирования и надзора занимается Банк России.
     Основы  современной системы банковского  регулирования и надзора заложены в первой половине 1990 годов Банком России. Принятые в 1995 - 1996 годах изменения  в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, существенно укрепили ее правовые основы, в том числе в части банковского регулирования и надзора. Поправки к федеральным законам, регулирующим деятельность кредитных организаций, принятые в 2001 - 2002 годах, создали дополнительные возможности для эффективного выполнения Банком России функций в области банковского регулирования и надзора.
     Приведем  основные Федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность:
     - Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России.
     - Федеральный закон «О банках  и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1 (с изменениями  и дополнениями) определяет понятия кредитной организации (банка, небанковских кредитных организаций), банковской системы Российской Федерации, перечень банковских операций и сделок; устанавливает основы создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций в Российской Федерации.
     - Федеральный закон «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»  от 25 февраля 1999 года №:40-ФЗ (с  изменениями и дополнениями) устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
     - Федеральный закон «О защите  конкуренции» от 26 июля 2006 года №  135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
     - Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     Банковская  система является самоорганизующейся системой и выступает как управляемая система. Будучи открытой, функционирующей в условиях неопределенности (отсутствие детерминированности, высокие риски), банковская система - это элемент системы более высокого порядка - финансово-кредитной системы, которая образует финансовый сектор экономики в целом.
     Для согласованного развития экономики необходимо, чтобы между финансовым и реальным ее секторами соблюдалась рациональная пропорция: развитие финансового сектора должно соответствовать и подкрепляться развитием реального сектора.
     Тесно взаимодействуя с внешней средой и выступая одновременно как подсистема более общих образований - экономической и финансово-кредитной систем страны, - банковская система функционирует в рамках общей стратегии развития народного хозяйства, общего законодательства и соблюдения единых юридических норм. Особенно важными для экономики страны являются кредитные потоки, направляющиеся из банковской системы в реальный сектор. Современная эволюционная теория определяет их как своеобразный процесс «создания покупательной силы из ничего», а функцию «создания денег банками» для нужд экономики - как краеугольную функцию1. Однако российский промышленный сектор в 1995-1997 годах не мог рассматриваться как потенциальный партнер банковской системы по кредитованию производства. Даже при стабильной экономике (характеризующейся относительно низкими кредитными ставками процента) сложившийся в промышленном секторе уровень рентабельности неудовлетворителен и не позволяет считать этот сектор платежеспособным заемщиком. 

      1.1.Место банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования. 

     Проблема  регулирования деятельности банков имеет много аспектов.
     Остановимся только на вопросах надзора (контроля), осуществляемого государственными органами (не рассматриваются аудиторский контроль и контроль собственников (учредителей), а так же контроль со стороны ассоциации союзов самих банков).
     Как известно, банковская сфера практически  в каждой стране относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется ее ключевым положением в экономике страны.
     Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях это регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам роста производства, занятости и экономике в целом.
     Говоря  о необходимости системы надзора, можно выделить несколько основных целей банковского надзора:
     Во-первых, защита мелких вкладчиков от плохого  управления и мошенничества.
     Во-вторых, защита клиентов от системного риска (банкротство  одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей системе).
     В-третьих, защита страхового фонда или собственных  фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меря по защите банковских вкладчиков.
     В-четвертых, гарантирование “здоровья” банковскому  сектору, предотвращение сосредоточения экономической мощи в немногих руках (антимонопольный надзор), повышение эффективности банковского дела и способствование справедливому распределению кредита в экономике для содействия экономическому росту страны.
     Банковский  надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения  доверия вкладчиков и населения  финансово-кредитной системе в  целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.
     Следует сразу заметить, что издержки общества на создание и текущую деятельность адекватного банковского надзора  всегда будут ниже, чем потери от отсутствия регулирования банковского дела. Но существует и другой аргумент выступающий за необходимость такого надзора. Он очевиден из следующих фактов.
     В ходе инспекционных проверок, проведенных  территориальными органами БР в 1994 году, выявлено немало нарушений и недостатков в работе коммерческих банков, которые являются типичными для всех или большинства регионов России. Выдаваемые кредиты в большей мере не обеспечиваются гарантиями и страховыми свидетельствами. Нередко кредиты выдаются под сомнительные гарантии. Некоторые банки выдают ссуды наличными деньгами организациям, занимающимся кредитованием населения без всякой на то лицензии. Нередки нарушения расчетной дисциплины. Это выражается прежде всего в постоянной задержке расчетов. Серьезные недостатки обнаруживаются инспекторами в работе банков по нормированию уставных капиталов. Уставной капитал таких банков зачастую формируется за счет кредитов или свободных средств юридических лиц и предпринимателей, находящихся на обслуживании данного банка. Имеются факты, при которых банковский уставной капитал оплачивается через подставных лиц. При формировании уставного капитала не всегда соблюдается нормативный размер доли участников банка.
     За  эти и подобные нарушения только в декабре 1994 года были лишены лицензии 13 банков.
     Все эти факты свидетельствуют о  необходимости развития, укрепления и быстрейшего становления банковского  надзора в стране.
     Поскольку банковский надзор объективно необходим, то необходимы и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Для успешного осуществления контроля за состоянием банков, органу надзора необходимо иметь достаточно полномочий. Он должен обладать правом запрашивать от банка любую информацию, необходимую для оценки положения этого банка, входить в банк, проверять его отчетность, ставить вопросы и требовать ответы на них.
     И если выявленные недостатки не устранены, ему нужны полномочия и возможности  маневра в принятии соответствующих  решений, включая, если это необходимо, закрытие учреждения.
     Россия  традиционно относится к группе стран, в которых контрольная (надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком.
     Сегодня в БР имеются три контрольные  структуры:
     1. Контрольно-ревизионное управление (осуществляет ревизии территориальных главков, национальных банков ЦБР);
     2. Департамент банковского надзора;
     3. Главное управление инспектирования  коммерческих банков.
     Департамент банковского надзора существует с января 1993 года (до него был Департамент  по регулированию деятельности банков).
     Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим решающим пунктам:
     4. Регламентация надзора за банками  путем разработки необходимых  для этого нормативных документов  и форм отчетности (в частности,  общих правил обеспечения капиталом  и ликвидными средствами, снижения рисков);
     5. Осуществление надзора на основе  отчетных данных банков методами текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ
     ЦБР и национальных банков;
     6. Организация лицензирования банковской деятельности;
     7. Лицензирование и аттестация  аудиторов по банковской деятельности
     Некоторые из указанных функций Департамент  выполняет совместно с Управлением  инспектирования, а также с другими  структурными подразделениями ЦБР.
     Главное управление инспектирования возникло в составе БР в апреле 1993 года. Тогда же начались создаваться его  местные службы - управления и отделы инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это  решение было принято в целях  усиления надзора, обеспечения безопасности банковской системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков.
     Управление  инспектирования и его территориальные  подразделения, в отличие от Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть непосредственно в банках. При этом используются следующие формы работы:
     8. Комплексная проверка (не реже  одного раза в год и при  тяжелых финансовых положениях);
     9. Тематическая (некомплексная) проверка;
     10. Ознакомление с банком (кредитным  учреждением) и его руководством.
     Из  других направлений работы Управления и его местных служб следует отметить:
     11. Выявление организаций, осуществляющих  безлицензионную банковскую деятельность;
     12. Участие в выдаче банковских  лицензий;
     13. Разработку и осуществление (совместно  со службой надзора) профилактических мер.
     Необходимо  отметить, что в арсенале надзорных  органов уже сформирован достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской отчетности.
     Практика  показывает, что своевременная диагностика  финансового состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в БР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков.
     Заметным  шагом в этом направлении стало  создание по существу в центральном  аппарате специального подразделения, которое получило название ОПЕРУ-2. На это структурное подразделение было возложены надзор, инспектирование и проведение расчетно-кассовых операций крупных банков.
     Постепенно  они будут переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере накопления опыта  подобного рода структуры, возможно будут создаваться и в главных территориальных направлениях. 

1.3.Сущность банковского регулирования и надзора осуществляемая Банком России. 

     Прежде  чем характеризовать структуру  банковского регулирования и  надзора, разберёмся в  самих терминах банковского регулирования и  надзора.
     Банковское регулирование - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то Б. р. предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. У банковского регулирования и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
     Далее дадим определение термину «надзор» в целом.
     Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.
     Банковский надзор — это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
Система банковского  надзора обычно включает:
-типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
-процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
-стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;
-порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограни -чение банковских операций;
-обязательность аудиторских проверок;
-порядок назначения временной администрации по управлению банком;
-объявление банков неплатежеспособными.
     С позиций жизненного цикла кредитной  организации регулирующую и надзорную  деятельность Банка России можно  подразделить на:
     - регулирование и контроль создания  кредитных организаций;
     - надзор за текущей деятельностью  действующих кредитных организаций;
     - регулирование реорганизации и  ликвидации кредитных организаций.
     Регулирование и контроль создания кредитных организаций  включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности2. Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.
     Надзор  за текущей деятельностью кредитных  организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.
     Основная  цель дистанционного надзора — это  оценка принимаемых кредитной организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации3.
     Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении  и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и, нормативных актов Банка России.
     Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского  регулирования и надзора Банку  России предоставлены полномочия применять  меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.
     Меры  воздействия могут носить предупредительный  характер или быть принудительными (штрафы, ограничения и запреты  на проведение операций и т.п.). Они  зависят от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.
     Для предупреждения банкротства действующих  кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению — либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.
     Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных  организаций может происходить  как добровольно — по решению  их акционеров (участников), так и  в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения  действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организации.
     Принудительная  реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства  кредитных организаций, к которым  кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.
     Мерами  по финансовому оздоровлению кредитной  организации являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств.
     Реорганизация кредитной организации по требованию Банка россии проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности.
     2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора.
     2.1 Лицензионная деятельность Банка России. 

     Назначение  лицензирования Банком России кредитных  организаций состоит в том,  чтобы обеспечить формирование такого состава участников банковской сферы, который бы отвечал экономическим  и правовым нормам развитого рынка, прозрачности деятельности кредитных организаций.
     Основные  требования к кредитным организациям определены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций».
     Эти требования касаются главным образом  трех аспектов:
     1) экономического;
     2) правового; 
     3) организационного.
     Экономические требования относятся к объему,  структуре и порядку формирования уставного капитала кредитной организации, размеру его резервного фонда; финансовому состоянию учредителей; обоснованию бизнес-плана; системе управления, в том числе составу и компетенции ее органов управления; условиям расширения осуществляемых операций и реорганизации кредитной организации.
     Организационные требования касаются перечня документов,  представ-ляемых Банку России;  порядку рассмотрения этих документов и процедурам регистрации;  порядку открытия филиалов и представительств;  расширения и прекращения деятельности кредитных организаций.
     Правовые  требования охватывают вопросы оформления документов, перечня существенных положений,  отраженных в них,  заверения копий  некоторых из них.
     К основным направлениям лицензионной деятельности,  согласно законодательству Российской Федерации и нормативных актов Банка России, относятся:
     • государственная регистрация кредитных  организаций и выдача лицен-
     зий на осуществление банковских операций;
     • открытие (закрытие) подразделений  кредитных организаций на терри-
     тории Российской Федерации;
     • выдача лицензий на осуществление банковских операций для расши-
     рения деятельности кредитных организаций;
     • государственная регистрация изменений  в учредительных документах
     кредитной организации;
     • реорганизация кредитной организации.
     Выдача  Банком России лицензии на осуществление банковской деятельности кредитным организациям и их государственная регистрация есть необходимое условие их допуска в банковскую среду.
     Кредитная организация может начать свою деятельность только на основании лицензии, в которой указаны ее организационно-правовая форма и перечень операций, которые она может осуществлять.
     Кредитная организация может создаваться  на основе любой формы собственности:  акционерное общество,  общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.
     Законодательство  предусматривает возможность быть учредителями кредитной организации  как юридическим, так и физическим лицам, однако основными требованиями к ним являются:
     • невозможность выхода из состава  участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации;
     • способность обеспечить свою финансовую устойчивость. Критерии оценки ее устанавливаются специальными нормативными актами Банка России.
     Для государственной регистрации кредитной  организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора представляют в территориальные учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие документы:
     1)  заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной
     организации и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций;
     2) учредительный договор; 
      3) устав кредитной организации; 
      4)  бизнес-план кредитной организации  (при создании расчетной небанковской кредитной организации — положения, регламентирующие порядок проведения расчетов); протокол общего собрания учредителей;
     5) документы, подтверждающие уплату  государственной пошлины (сбора)  за регистрацию кредитной организации;
     6) список учредителей кредитной  организации; 
     7)  надлежащим образом заверенные  копии учредительных документов
     учредителей кредитной организации — юридических  лиц;  аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года;
     8)  подтверждения налоговыми органами  выполнения учредителями — юридическими  лицами обязательств перед бюджетами  разных уровней за последние три года;
     9) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
     10) заключение федерального антимонопольного  органа.
     Территориальное учреждение Банка России рассматривает  указанные выше
     документы в течение 30 дней с момента их получения. При наличии замечаний по представленным документам территориальное учреждение возвращает их учредителям с письменным заключением.
     При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой им сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
     К заключению территориального учреждения прилагается ряд подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации.
     Банк  России рассматривает полученные документы  и принимает решение.
     При положительном решении в течение трех рабочих дней с момента принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган по местонахождению создаваемой кредитной организации соответствующие документы,  который после государственной регистрации сообщает об этом территориальному учреждению, ведущему Книгу регистрации кредитных организаций.
     Банк  России выдает лицензии на осуществление  банковских операций после государственной регистрации кредитной организации и подтверждения ею своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала.
     Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
     • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
     • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
     •лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных          металлов.
     Вновь созданной небанковской кредитной  организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
     • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
     • лицензия на осуществление инкассации денежных средств (векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных органи-заций).
     Другим  направлением лицензионной деятельности Банка России является открытие  (закрытие)  подразделений кредитной организации на территории Российской Федерации.
     К числу открываемых кредитной  организацией подразделений относятся:
     • обособленные подразделения (филиалы  и представительства);
     • внутренние структурные подразделения (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового  узла, обменные пункты и др.).
     Все перечисленные виды подразделений  кредитных организаций не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых кредитной организацией, которая создала их.
     Обособленные  структурные подразделения открываются  (закрываются) по решению органа управления кредитной организацией,  которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом.
     Внутренние  структурные подразделения могут  открываться (закрываться) по решению как органа управления кредитной организации,  так и органа управления ее филиала,  что должно быть зафиксировано в уставе кредитной организации.
     Для открытия филиала кредитная организация  должна также согласовать с Банком России кандидатуры руководителя,  заместителя руководителя,  главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера на предмет соответствия необходимым квалификационным требованиям.
     Об  открытии  (закрытии)  дополнительных структурных подразделений кредитная организация должна уведомить территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью. 
     При положительном решении вносятся изменения в Книгу государственной регистрации.
     Еще одним направлением лицензионной деятельности Банка России яв-яется выдача кредитной  организации дополнительных лицензий на осуществ-ление банковских операций.
     Для расширения своей деятельности и  получения дополнительных лицензий кредитная организация должна быть в течение последних шести месяцев: 
     • финансово устойчивой; 
     • выполнять обязательные резервные  требования Банка России; 
     • не иметь задолженности перед  федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; 
     • иметь соответствующую организационную  структуру,  включая службу внутреннего контроля; 
     • выполнять квалификационные требования Банка России,  предъявляемые к сотрудникам кредитной организации; 
     • соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.
     Действующему  банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
     1) лицензия  на  привлечение   во вклады денежных средств  физических лиц в рублях;
     2) лицензия  на  привлечение   во вклады денежных средств физических
     лиц в рублях и иностранной валюте. Такая лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней;
     3) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
     4)  генеральная лицензия,  которая  может быть выдана банку,  имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала. 
     При рассмотрении вопроса о выдаче банку  генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до предоставления ходатайства.
     Для получения лицензии, расширяющей  деятельность, кредитная организация представляет в территориальное учреждение соответствующий пакет документов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.