На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ. 
 

Конкуренция, ее виды, место и  роль в современном  хозяйственном механизме. 
 

           Введение…………………………………………………………….3 

           Глава 1. Конкуренция и  ее содержание.
           1.1.Сущность конкуренции  и ее значения для развития  экономики…………………………………………………………………………..5
           1.2.Виды конкуренции……………………………………………..8
           1.3. Естественная  монополия…………………………………….17 

           Глава 2. Влияние конкуренции  на рынок.
           2.1.Общее влияние  конкуренции на развитие рынка………….20
           2.2. Отрицательное  воздействие несовершенной конкуренции  на рынок………………………………………………………………………………22
           2.3. Необходимость  государственного регулирования  рынка…24 

           Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных  условиях.
           3.1.Антимонопольная  политика в странах с развитой  рыночной экономикой……………………………………………………………………….29
           3.2. Развитие конкурентных отношений в современной России……………………………………………………………………….…....31
           3.3.Антимонопольное  законодательство России…………….…36
           3.4. Экономическая  оценка современного состояния  конкуренции……………………………………………………………………….41 

           Заключение………………………………………………………..45

           Список использованной литературы…………………………….47

 
      Введение. 

           В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности. Фирмы  выступают по отношению друг к  другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
            Конкуренция является  необходимым и важнейшим элементом  рыночного механизма, но сами  ее формы далеко не одинаковы  на различных рынках и в  различных рыночных ситуациях.  Это существенно влияет на  поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
           Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран  была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.
           Конкуренция – это  главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее  условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов  Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды.
           Таким образом, можно  с полным правом говорить о том, что  вопросы конкуренции имеют сегодня  большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
           Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
      Анализ понятия конкуренции и его содержания;
      Анализ влияния конкуренции на рынок;
      Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
           Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а  также место и роль конкуренции  в хозяйственном механизме. Остановимся  подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме. 
 
 

Глава 1. Конкуренция и  ее содержание. 

1.1.Сущность  конкуренции и  ее значения для  развития экономики. 

           «Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»1.
           Впервые теория конкуренции  была обобщена известным экономистом  Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причине богатства  народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
           1. сформулировал  понятие конкуренции как соперничества,  повышающего цены (при сокращении  предложения) и уменьшающего цены  при избытке предложения;
           2. сформулировал  главный принцип конкуренции  - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
           3. разработал теоретически  очень тонкий и гибкий механизм  конкуренции, который объективно  уравновешивает отраслевую норму  прибыли;
           4. определил основные  условия создания эффективной  конкуренции; 
           5. разработал модель  усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.
           Конкуренция может  протекать в самых различных  формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.
           В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых  Всемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.
           Одной из главных  причин такого положения является то, что в России системно и профессионально  проблемами создания конкурентной среды  никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет  строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.
           Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном  уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.
           Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
           Можно выделить следующие  основные тенденции и особенности  построения развитой конкурентной и  удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:
           1. отлаженная правовая  система демократического государства;
           2. ограниченность  природных ресурсов (исключение - США);
           3.  отлаженная  система управления (менеджмента)  на всех уровнях иерархии;
           4. значительный удельный  вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет  (особенно у  США);
           5. значительный удельный  вес высоких безотходных технологий  производства (особенно в Японии  и США);
           6. стремление к  нахождению и удержанию сфокусированных  конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;
           7. развитие международной  стандартизации и интеграции;
           8. высокая надежность  техники (особенно немецкой и  японской);
           9. устойчивая финансовая  система;
           10. высокая эффективность  использования ресурсов;
           11. значительные затраты  на рекламу при относительном  равенстве качества конкурирующих  товаров;
           12. высокое качество  товаров и услуг;
           13. рост темпов  расхода государства на науку,  образование и развитие человека;
           14. высокая продолжительность  жизни населения;
           15. высокие позиции  в мировой иерархии по конкурентоспособности  как результат рациональной экономической  политики государства. 

1.2.Виды  конкуренции. 
 

           В настоящее время  можно выделить четыре основных вида конкуренции:
           - совершенная конкуренция;
           - монополистическая конкуренция;
           - конкуренция в  условиях олигополии;
           - чистая монополия.
           Рассмотрим подробнее  вышеперечисленные виды конкуренции.
           Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный  заданный   параметр.
           Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.
           Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.
           На практике во все  времена – чистая конкуренция  – явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.
           «В условиях совершенной  конкуренции максимизация прибыли  в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя  принцип сопоставления валового дохода с валовыми     издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с   предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки»1.
           Является ли чисто  конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 1., цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.
             В положении равновесия  как видно из рисунка 1 все находится  в равенстве MR (P) = AC = MC. Это равенство говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.
             Таким образом, в  долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что  экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль  до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.
           Рисунок 1.
       Положение равновесия конкурентной фирмы. 

       
       
       
       
       
         

         
 

         

       
                          1        2        3        4         5        6         7        8 
 

             Тройное равенство  MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое социальное значение.
           Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести  к совершенной или несовершенной  конкуренции. Олигополистические отрасли   характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.
           Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих  в тайном  сговоре олигополистов характерна  тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
           Рыночные доли в  олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две следующие основные     причины:
           1. Конкуренты фирмы  могут достаточно быстро и  легко ответить на снижение  цен. Вследствие этого возможность  значительного увеличения чьей-либо  рыночной доли достаточно мала; конкуренты быстро    аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции  могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
           2. Вторая причина,  объясняющая то, почему олигополисты  делают основной упор на неценовую  конкуренцию, заключается в следующем:  промышленные олигополисты обычно  обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.
           Является ли с  точки зрения общества, олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические  последствия олигополии.
           Первая (традиционная) точка зрения полагает, что поскольку  олигополия близка по структуре к  монополии, следует ожидать, что  она действует приблизительно аналогичным  образом. Согласно этой точки зрения можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры  для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки     наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей    рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.
           Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера – Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса.    Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только       крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для       вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.
           Таким образом, существование олигополий и конкуренция в условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды и мнения на эффективность их существования и функционирования на рынках.
           Абсолютно чистая монополия  существует, когда только одна фирма  является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:
    В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги.
    Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.
    Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.
    Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок.
           Как видно из рисунка 2., рыночное положение чистого монополиста  отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающей, так как кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса.
           Рисунок 2.
Спрос и предельный доход  фирмы в условиях несовершенной конкуренции 

             

        эластичный                                                 неэластичный
       
         

       
       
       
         

       
       
                          2        4        6        8        10      12       14      16 
 

           Чистый монополист будет максимизировать прибыли  путем уравнивания предельного  дохода и предельных издержек. При одних  тех же издержках чистый          монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.
           Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
    существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным;
    продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
    экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
    вступление в отрасль является относительно легким.
           Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой         конкуренции.
           Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым  фирмы  в условиях монополистической конкуренции могут     компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей     степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции – это достаточно сложный и не решенный до конца вопрос. 

1.3. Естественная монополия. 

           Естественная монополия - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
           В настоящее время  государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
           транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;
           транспортировка газа по трубопроводам;
           услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;
           железнодорожные перевозки;
           услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
           услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.
           Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает  весь рынок. Самыми яркими примерами естественных монополий являются телефонные компании и службы по обеспечению коммунальными услугами. Для одной такой организации, уже оперирующей в каком-дибо регионе, легко интегрировать в свою сеть дополнительное число потребителей, но для нескольких компаний будет слишком дорого и расточительно оперировать на одной улице, предлагая одни и те же услуги.
           Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями  на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
           Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
           текущие отчеты о  своей деятельности в порядке  и в сроки, которые установлены  органом регулирования естественной          монополии;
           Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
           - ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или  их предельного уровня;
           - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
           Право доступа к  системе российских магистральных  трубопроводов и терминалов в  морских портах при вывозе нефти  за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
           В настоящее время  налоги с доходов естественных монополий  в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Влияние конкуренции  на рынок. 
 

           2.1.Общее  влияние конкуренции на развитие рынка. 
 

           «Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет  к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность»1.
           Конкуренция не может  функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод  воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
             Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто  конкурентная экономика приведет к  наиболее эффективному использованию  редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим     способом.
             Вполне очевидно, что эти два условия полностью    выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у     фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет                произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.
             Говоря об эффективности  распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции  руководящиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это      означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
             1. отсутствие причины,  по которой конкурентная рыночная  система приведет к оптимальному  распределению доходов;
             2. распределяя ресурсы,  конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
             3. отрасль с чистой  конкуренцией может мешать применению  лучшей из известных производственной  техники и благоприятствовать  медленному темпу технического  прогресса;
             4. конкурентная система  не обеспечивает ни широкого  диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых      продуктов. 

2.2. Отрицательное воздействие  несовершенной конкуренции  на рынок. 

           Совершенной конкуренции  отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.
           Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной  конкуренции на рынок, заметим, что  несовершенная конкуренция ведет  к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
      единая общенародная зависимость;
      централизованная плановая система;
      малосубъектная система хозяйствования;
      централизованное распределение всех ресурсов;
      регламентированные связи по отраслевому признаку;
      централизованная система установления фиксированных цен;
      единство номенклатуры продукции во внешней торговле;
           Эффективно развивать  внешнюю торговлю в условиях несовершенной  конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.
             Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок  развивается гораздо быстрее. Фирмы  вынуждены осуществлять научно-технические  разработки, совершенствовать и обновлять  свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка. 

2.3. Необходимость государственного  регулирования рынка. 
 

           Действительно, можно  согласиться с тем, что государственное  регулирование необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:
    Защита конкуренции и препятствие монополизму;
    Регулирование деятельности естественных монополий.

           Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия  монополизму предусматривает:

           - анализ сложившихся  товарных рынков, поведения на  них предприятий и различных  их объединений, не являющихся  субъектами естественной монополии;
           - формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках Российской Федерации;
           - установление и  поддержание единого экономического  пространства на территории Российской  Федерации;
           - создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
           - создание правовых  и организационно-экономических  условий для включения рыночных  механизмов оптимизации товаропотоков,  формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
           - учет структуры  рынка при приватизации предприятий  в целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;
           - развитие предпринимательства.
           Процесс защиты конкуренции и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
           - ориентация на  создание конкурентного рынка,  защиту прав и интересов потребителей;
           - комплексность решения  задач демонополизации, приватизации  и структурной перестройки экономики;
           - дифференцированный  подход к объектам демонополизации  с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
           - взаимосвязанность  решения проблем демонополизации  и развития конкуренции на  федеральном, отраслевом и региональном  уровнях;
           - учет факторов  интеграции российской экономики  в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
           - мониторинг изменения  структуры рынка и соответствия  программно-реализационного механизма  демонополизации и развития конкуренции его структуре;
           - обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов.
           Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
           - ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного           уровня;
           - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
           Право доступа к  системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
           В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов  естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
           Органы регулирования  естественных монополий осуществляют, контроль за:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.