На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема неравенства доходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.
1.1. Доходы населения (сущность, виды доходов)…………………………….....5
1.2. Причины неравенства доходов и методы его измерения……………......….8
1.3. Государственная политика перераспределения доходов……………….....13
ГЛАВА 2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ……………....19
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ.....…..24
Заключение………………………………………………………………………...30
Список  использованных источников…………………………………………….32
Приложения………………………………………………………………..........…34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение
     Как возникает такое различие в уровнях благосостояния граждан одной и той же страны, почему до сих пор человечество не смогло решить проблему бедности?  
         Проблема неравенства доходов — одна из древнейших, как и порождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря, враждебное отношение бедных к богатым. Недаром даже в Библии можно найти такие строки: «...удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея, гл. 19, стих 24). 
          Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенство доходов и богатства семей.

           Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.  Актуальность позволяет определить тему исследования - проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования - рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать характеристику доходам населения, методы измерения доходов;
2. определить причины неравенства и государственная политика в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности;
3. выяснить проблемы распределения доходов в республике Беларусь;
4. возможности социальной политики и государственного регулирования в решении проблем неравенства в республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.
         1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).
         Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.Доходы населения представляют сумму натуральных и денежных поступлений. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. – алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме. Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход.
      Доходы  могут быть легитимными, то есть получаемыми  законным путем, или нелегитимными. Доходы от занятости по основному месту работы, от вторичной занятости, от самозанятости.
     Для оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального  дохода.
     Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода, также он характеризует  уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
     Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление  и личные сбережения. Располагаемый  доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.
     Реальный  доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход в  течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение  уровня цен.
         Доход всегда представлен деньгами, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия. 
      Показателем материальной обеспеченности населения  являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств государственного, областного и местного бюджетов и социальных фондов предприятий.
      По  приоритетности формирования доходы классифицируют на первичные - это доходы, которые  образуются и распределяются на первичном  этапе движения экономического продукта. Эти доходы получают владельцы факторов производства: рабочей силы - заработную плату; капитала – прибыль, ренту, процент и дивиденты. Вторичные доходы – доходы, которые образуются в результате перераспределения первичных доходов. Значительная их доля перераспределяется через Госбюджет, а инструментом такого перераспределения являются налоги.
        Сущность дохода отдельно взятого  работника выражается законом  заработной платы. Этот закон  отражает объективную экономическую  зависимость – заработная плата  определяется стоимостью, или ценой  рабочей силы. Ее размер зависит  от величины стоимости, или цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот. Такая стоимость имеет верхний и низший уровни. Низшим пределом часто принято считать так называемый «прожиточный минимум», который определяет границу бедности и идет на поддержание жизнедеятельности работников с низкой квалификацией.
      Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры  потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
      Различают бюджет прожиточного минимума (БПМ) и  минимальный потребительский бюджет (МПБ). Бюджет прожиточного минимума служит основой для расчета прожиточного минимума, обеспечивающего низкий жизненный стандарт потребления товаров и услуг. Минимальный потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более высокого стандарта.
      Минимальный размер оплаты труда представляет собой  низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.
      Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы.
         Несмотря на разнообразие источников  поступления доходов все же  главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (безвозмездные выплаты государства населению из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, средств общественных организаций). Социальные трансферты включают в себя: все виды пенсий; все виды стипендий; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей, по безработице и т. д.); компенсационные выплаты и льготы.
     1.2. Причины неравенства доходов и методы измерения неравенства.                       
     Неравенство доходов характерно для всех экономических  систем. Вторгаясь в сферу распределения  доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы. Существует множество факторов, влияющих на уровень доходов: социльно-политические, демографические, профессиональные, статусные, социально-экономические, географические, экологические:
1. различие в способностях. Все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. Врожденные таланты дают возможности некоторым индивидам внести свой вклад в совокупный продукт - вклад, который приносит очень высокие доходы, другие же оказываются в гораздо менее благоприятных условиях;
2. возможность получения образования (люди существенно отличаются друг от друга по уровню получения образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим  возможностям зарабатывать доход);
3. дискриминация по признакам пола, расы, возраста (мужчинам не приходится вступать в конкуренцию с женщинами в «мужских» профессиях (плотники, пилоты), а это приводит к искусственному ограничению предложения по сравнению со спросом, в результате чего заработная плата и доходы повышаются);
4. профессиональные вкусы и риск. Например, увеличения своих доходов путем «совместительства», то есть, работая в двух местах. Кроме того, люди отличаются друг от друга способностью на предпринимательский риск;
5. здоровье/Физические возможности, трудолюбие человека также влияют на распределение доходов; 
6. наследуемое богатство дает его обладателям хорошие стартовые возможности, преимущество перед   другими людьми.
7. рыночная или политическая власть. Некоторые люди в силу состояния в профсоюзе или обладания   монопольной властью либо по другим причинам имеют возможность увеличить свои доходы,  используя рыночную власть. Это также способствует неравенству;
8. нельзя исключать также влияние удачи, везения, связей.
     С другой стороны, доходы сами оказываются  фактором многих социальных явлений, в  частности, влияющих на занятость, профессионально-трудовую карьеру, качества жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Они  также являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальнозначимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.
       Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривая Лоренца и индекс Джинни.
       Кривая Лоренца это кривая, показывающия, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
     Если  мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).
       
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1 Кривая Лоренца 

     Кривая  Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE). Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.
     Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12—13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим последствиям.
     Индекс  Джини показывает, какую долю площадь  между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь по данным на 2008г. составляет 0,274.
     Более простым способом определения неравенства  доходах населения является определение  соотношения доходах между высокодоходными и низкодоходными  слоями населения, например между «верхней» и «нижними» квинтильными группами населения или домохозяйствами.
     Степень неравенства в распределении  доходов определяют посредством  коэффициента дифференциации доходов, или коэффициента фондов (Kg), который представляет собой соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного населения (d1): (Kg)=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
     В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного  населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5,7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
     Высокие темпы роста доходов белорусских  граждан в 2000-е годы позволили  минимизировать численность малообеспеченного  населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%. ( Рис. А. 1  Удельный вес малообеспеченного населения).
     Косвенно  о реальных доходах населения  можно судить по количественным показателям  фармрынка. Учитывая, что основными  потребителями лекарств являются пенсионеры и, хотя темпы роста пенсий опережают  темп роста потребительских цен, отмечается снижение потребления более дорогих препаратов, повышение доли отечественных и препаратов-дженериков (более дешевых). Также существуют ключевые детерминанты, определяющие успешность действия системы здравоохранения по увеличению использования ее услуг бедными слоями населения: физическая доступность (например, процент населения, живущего в пределах 5-10 км от какого-либо медицинского учреждения), наличие необходимых вводимых ресурсов, качество организации, преодоление действующих на уровне домохозяйств барьеров для использования услуг (соответствуют ли предоставляемые услуги тем заболеваниям, от которых страдают бедные слои населения), своевременность и непрерывность, техническое качество, социальная подотчетность, эффективность и справедливость в распределении ресурсов.
         1.3. Государственная политика перераспределения доходов.
     Перераспределением  называют процесс изменения существующей в обществе модели распределения  доходов и богатства в целях  достижения большей социальной справедливости.
     Перераспределение доходов  правительство  осуществляет прямым  и косвенным способами, включающими:
- трансфертные  платежи, то есть пособия, выплачиваемые  малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
- регулирование цен на социально значимую продукцию;
- индексацию  фиксированных доходов  и   трансфертных  платежей  при определенном  законом проценте инфляции;
- обязательный  минимум зарплаты как базы  оплаты  труда  на  всех  предприятиях;
- прогрессивное   налогообложение,  при  котором  налоговая  ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.  
         Реализация социальной политики требует больших расходов. Средства, необходимые для реализации, государство аккумулирует через налоговую систему. Система налогообложения в стране должна формироваться таким образом, чтобы не снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность, а социальная политика должна основываться на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
       Это достигается за счет стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества — за счет обеспечения адресной социальной защиты.
     На  первом плане социальной политики находятся: преодоление бедности, осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан, создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекватную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой деятельности, улучшение медицинского обслуживания граждан, обеспечение эффективной занятости. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
     Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих  право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
         Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. Для определения количества бедных в стране используется такой показатель как черта бедности – то есть тот минимальный уровень жизни, которое правительство гарантирует своим гражданам. Чертой абсолютной бедности в Белоруссии считается бюджет прожиточного минимума или денежный эквивалент стоимости корзины товаров, который позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги. Малообеспеченные — это те, у кого зарплата плюс льготы в натуральном выражении и чистый доход с личного подсобного хозяйства ниже суммы 255 тыс. 220 бел. рублей в среднем на душу населения в месяц (по данным 2010г.). Для отнесения граждан к категории малообеспеченных существуют социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, базовая величина, тарифная ставка первого разряда, коэффициенты, учитывающие эффект совместного проживания.
     Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров  и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек с 1 мая 2010г. -  440 600руб.  в месяц.
         Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Самое важное - это то, что черта бедности позволяет получить состоятельную сравнительную оценку в том смысле, что оценка бедности любого человека зависит только от его жизненного уровня, т. е. черта бедности устанавливается на основе показателей уровня жизни.
     Мировым опытом накоплено множество инструментов государственной поддержки бедным. Можно выделить двадцать одну государственную целевую программу, направленную на сокращение бедности (общественные работы, социальные фонды, программы сельскохозяйственных производственных ресурсов, субсидирования потребления энергии, общее субсидирование цен на продукты питания, жилищные субсидирования, программы распределения продовольствия, программы питания для школьников, стипендии, пособие по безработице, выходное пособие, помощь в поиске работы, субсидии на стимулирование занятости, программы переподготовки, помощь в развитии малых предприятий, освобождение от платы за услуги здравоохранения, денежные трансферты на удовлетворение конкретных нужд, обязательное страхование по старости, нетрудоспособности, смерти с предварительной уплатой взносов и без предварительных взносов, семейные пособия.) Данные программы условно можно разбить на три основные группы: помощи наемной рабочей силы, предприятиям и населению.
     Социальная  защита обеспечивает гражданам доход, либо  предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни, поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
     Система социальной защиты должна быть гибкой, основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных  социальных стандартов.
         Государственный минимальный стандарт представляет собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.
         Государственные минимальные социальные стандарты выражаются в нормах и нормативах предоставления гражданам денежных выплат, перечнями бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, коммунального хозяйства, а также социальных пособий и выплат. При этом по мере необходимости такие стандарты в установленном порядке пересматриваются. Система государственных социальных стандартов предусматривает 44 норматива, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства – 13, образования – 10, культуры – 1, связи – 4, транспорта – 6, социального обслуживания – 1, здравоохранения – 4, торговли и бытового обслуживания – 4, физической культуры и спорта – 1.
     Основными задачами установления стандартов являются: - выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах; повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов; совершенствование бюджетно-финансовых  механизмов реализации социальных гарантий граждан; совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.
        Государственный минимальный стандарт  в области оплаты труда - это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты работников (минимальная заработная плата). Размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
     Таким образом, в политике денежных доходов  населения государство руководствуется двумя основными подходами:
- создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
- обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.