Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Платон и его учение об идеях

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
"Самая надежная характеристика европейской  
философии состоит в том, что она представляет  
собою ряд примечаний к Платону" 
А.Н.Уайтхед 
 
Время Платона приходится на годы Пелопонесской войны, которая не только разделила Грецию на два враждебных лагеря - под главенством Афин и под главенством Спарты - но и положила начало новому этапу межполисных отношений. Участившиеся военные столкновения, безусловно, негативно сказались на внутренней атмосфере полисов. Выходом из этого кризиса для Платона являлось построение нового полиса, где особое внимание уделялось бы вопросам воспитания граждан. 
Время Платона - это также период становление прозаического повествовательного стиля, уже в V веке окончательно складываются три вида аттической прозы - историография, красноречие и философия.  
Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему. Личность Платона многогранна. Платона нельзя изучать только с точки зрения литературы или философии. И в той и в другой области он сумел проявить свое мастерство, кроме того, философия и литература неразрывно связаны между собой и органично сочетаются в его произведениях. Диалоги Платона стали важным методом представления его философии. Он часто внедряет в них мифы им самим созданные, которые несут символический смысл и служат выражением его философских концепций. Платон использует различные поэтические приемы и порой даже превосходит лучших ораторов древности. Стилю произведений Платона в равной мере свойственны высокий драматизм повествования и комические ситуации. 
                                                                                                  1
Центром того, что  Платон создал в области науки, он сам всегда называл
свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в 
мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе ихосновой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии. 
Цель данной контрольной - изучить этапы биографии Платона и его философские концепции. 
Задачи - проанализировать учение Платона об идеях и познании Платона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
   2. Жизнь Платона
   2.1. Биография
 
Платон родился в 428г. до н.э в  Афинах, на острове Эгина. В юности он получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке - у Драконта, а гимнастке - у борца Аристона. Его настоящее имя - Аристокл. Платон - псевдоним, обозначающий "широкоплечий", который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. "Установлено, например, что Платон был отличным гимнастом и, кроме того, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях"1. Известно также, что он занимался живописью, а кроме этого сочинял дифирамбы, песни и трагедии. Впоследствии склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его диалогов. Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила, последователя Гераклита. 
 
Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии "тиран" Критий.. 
 
"Духовная атмосфера ранней молодости Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими и антиолигархическими тенденциями. Платон презирал не только барыши, но и аристократические тюрьмы, смертные казни и изгнания. Не удивительно поэтому, что Платон остался в стороне не только от участия в делах демократического государст

3 

ва, но и от олигархического  переворота 404 г. до н. э. в Афинах, хотя среди 
знаменитых 30 тиранов находился его собственный двоюродный дядя Критий". Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа.
   Именно Критий  ввел  Платона в круг  учеников  Сократа.  Литературная
философская деятельность Платона началась не очень рано.
    В  399 г.  За кончилось  первое  пребывание  философа  в  Афинах.  Платон покидает родину на целых 12 лет. За  это время стр анствий  Платон  посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре.
    Впечатления,  вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании  научных,  политических  и  политико-экономических  воззрений Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в  Гелиополе  –  центре египетской религии и жреческой организации.
    Из  Египта Платон  прибыл  на  Криены.  Здесь  он  встретился  с  видным
Греческим астрономом и математиком Федром. Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач  путешествия было ознакомление с учением пифагорийцев и с результатами их  математических
исследований. После  пребывания в Южной Италии последовал переезд  Платона  в Сицилию.
    В  387 г. до н.э., в сорокалетнем  возрасте, Платон вернулся в Афины.  По
прибытии он основал в роще героя Академа  свою  школу,  получившую  название Академии.  Впоследствии школа Платона стала   крупным   очагом   развития греческой математики.
    В  годы старости Платона,  когда произошло его сближение с пифагорийцами, взгляд Платона на математику еще более укрепился.
    Платон  совершил еще две поездки в  Сицилию. Остаток  жизни   Платон  провел  в  Афинах.  Попытка   вмешаться  в   ход политических  событий 
4
принесла  ему  горькое  разочарование.  В   последнем крупном произведении Платона – «Законах» он отказывается от ряда взглядов  в своих системах воспитания и политических воззрений.
    Умер  Платон в возрасте 80-ти лет  в 347 г. до н.э. 

   2.2 Встреча с Сократом
    
В 20 лет, в 408 году до н. э., Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя - около 8 лет. "Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним из его <<ревностных слушателей>> и учеников"3. Согласно аттической легенде, в ночь накануне встречи с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел со звонким пением, и после знакомства с Платоном Сократ якобы воскликнул: "Вот мой лебедь!". В мифологии античности лебедь - птица Аполлона, а современники сравнивали Платона с Аполлоном как богом гармонии. "Когда Платон познакомился с Сократом, Сократу было уже за шестьдесят. Он давно гремел по всей Греции - не столько своей философией и своим учительством жизни, сколько своей бытовой оригинальностью, философским чудачеством и необычным поведением. Род свой он вел отнюдь не от царей, был сыном простого каменотеса-ваятеля, который едва ли мог, да притом едва ли даже и хотел, дать своему сыну утонченное образование и окружить его последними новостями тогдашней цивилизации. Ни в наружности Сократа, ни в его поведении не было ровно ничего аристократического. Он был лыс, приземист, со своей прославленной шишкой на лбу, с приплюснутым носом и толстыми губами, с глазами навыкате. Его часто видели босиком на базарах и площадях. Одежда у него была одна и та же зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов. Специальности у него не было никакой, и трудно было

   5
   сказать, чем он, собственно, занимался. Выполняя гражданский долг, он трижды бывал  в военных походах, захаживал  в Народное собрание, куда вообще ходил всякий, кто только хотел, но ни о каких регулярных общественных или государственных занятиях не было и речи. Впрочем, известно, что в 404 г. до н. э. правительство 30 тиранов хотело привлечь его на свою сторону как человека весьма популярного в народе и обществе. Но известно и то, что он от этого уклонился, рискуя подвергнуться репрессиям.  
Впрочем, одно его занятие действительно можно считать своего рода профессией. Оно заключалось в том, что он постоянно задавал всем какие-нибудь вопросы, добродушные, но одновременно каверзные"4. "Власти, считавшие себя демократическими, не выдержали этой добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор - такой, какого до тех пор еще никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить. Но Сократ остался верным своему мировоззрению даже здесь. Хотя негласно ему и была предоставлена полная возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание, он предпочел претерпеть казнь и выпить предназначенную ему чашу с цикутой"5 
Платон был всецело последователем Сократа. Именно под влиянием Сократа он предположил, что выход из смут его времени будет возможен только тогда, когда вместо борьбы интересов будет сделан акцент на нравственном воспитании общества.  
Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в политике Афин и стало поворотным моментом в его жизни. "Мельчайшие, индивидуальные подробности их отношений ускользают от исторического исследования; но то, что здесь перед нами духовная связь высшего порядка, об этом свидетельствуют ,наряду с многочисленными , хотя в большинстве анекдотическими древними преданиями, прежде всего произведения Платона.<....>манера, с которой всюду рядом с умственными превосходствами изображается тонкими и привлекательными чертами чистый и благородный ха-

   6
   рактер  Сократа, служит лучшим доказательством  преданности и любви ученика, сохраняющихся и после смерти учителя и принимающих почти религиозный характер благодарности и благоговения"6... 
После смерти Сократа 
В 28 лет (399г до н.э.), Платон вместе с другими учениками великого философа на 12 лет покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа - Эвклид. В 40 лет он посетил Италию, где познакомился с пифагорейцем Архитом. Ранее он побывал в Египте и в Кирене. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе - центре египетской религии и жреческой организации.  
Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз, и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном Дионисием Старшим, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана. В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем - философа на троне. Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью. За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы. Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с видным греческим астрономом и математиком Федром.  
Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорийцев и с результатами их математических исследований. После пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию.

   2.3. Академия 
В 387 (386)г. до н. э., в сорокалетнем возрасте Платон вернулся в Афины. Он

   7
   открывает философскую школу, Академию, названную  так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий, где происходили занятия. "Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г."7 Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий отошла на второй план; "он желал даже, чтобы она, по существу, являлась лишь художественным отголоском работы и успехов общения преподавания и совместного исследования"8. По некоторым литературным сведениям Академия напоминала современные высшие учебные заведения: она располагала научным оборудованием, библиотекой, там читались лекции и проводились семинары. Покупку гимназиума и принадлежащего к нему парка Платон совершил на собственные средства, вероятно при поддержке друзей. В Академию принимались ученики вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии. Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился там в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не так много фактов. Известно, что Платон применял сократовский метод, который заключался в том, чтобы рядом вопросов привести ученика к истине. Когда число учеников возросло, Платон перешел к настоящим лекциям. Свидетельствуют об этом изданные Аристотелем и другими учениками некоторые лекции Платона. Каким образом Платон систематизировал преподавание по предметам - не известно. Исходя из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало методическое распределение предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и пробле-
   8
   мы  из разных областей благодаря воображению  философа, зачастую переплетаются друг с другом. 
 
Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод математики. "Перед входом в Академию каждого встречала надпись:<<Негеометр да не войдёт>>. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как <<науке о самых прекрасных мысленных фигурах>>9.  
 
  Двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367г. до н.э. - Дионисий наследует престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан. Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. 361г. до н.э. - Платон отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н.э. ему удается вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению лекций в Академии. С 367г. до н.э. его учеником становится Аристотель.  
  В кругу Академии заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах до н.э. отправилась в Ликей

    9
   под руководством Аристотеля. 

   2.4. Творчество
    
Творчество Платона по сегодняшний  день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Литературная жизнь Платона началась при жизни Сократа и не прекращалась в течение 50 лет, до самой смерти Платона. В творчестве Платона исследователи выделяют три периода:  
 
* Первый период (с 399 года до 389-387 годов до н.э) - "ранний"- он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются схожестью своей формы. В них Сократ ведет разговор с каким-либо видным афинским гражданином (знатоком предмета), в процессе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, и далее делает определенные выводы. Диалоги периода: "Апология Сократа", "Критон", "Протагор", 1-я книга "Государства", "Лахет", "Лисий", "Парменид". 
 
* Второй период (80-е годы Шв. до н.э.)- совпадает с первым путешествием в Италию. Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Диалоги периода: "Ион", "Гиппий больший", "Гиппий меньший", "Горгий", "Менон", "Кратил", "Евтидем", "Менексен". 
 
* Третий период (70-60 года IV века до н.э.)- зрелый период творчества. Началом этого периода считают диалог "Парменид". В последующих трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии. Диалоги периода: "Федон", "Пир", "Федр", "Теэтет", "Тимей", "Критий", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Государство" (2-10 книги). 
 
                                                                                                10
   Платон - единственный из всех философов античности, чьи труды практически полностью дошли до наших дней - это 34 диалога и "Апология Сократа". Кроме диалогов сохранились также некоторые письма Платона (около 13), в основном адресованные его друзьям в Сиракузах. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель. Есть свидетельства о лекции, прочитанной Платоном афинским гражданам. Лекция была посвящена Благу и основывалась на математических аналогиях. 
 
Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны в них он представляет свои научные концепции, с другой стороны - новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога - в то время она была достаточно распространенным художественным приемом в литературном кругу, находившимся под влиянием Сократа. Этим можно объяснить главенствующее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он руководит разговором и в его уста вкладываются важнейшие выводы. Однако в самом последнем произведении Платона, в "Законах " Сократ вовсе отсутствует. Сохранившиеся 12 книг не связаны в одно целое, во многих местах изложение резко обрывается. Но, не смотря на это, произведение представляет историческую ценность. 
 
"За полувековой период писательской деятельности Платона характер диалога у него много раз менялся то в ту, то в другую сторону. Более драматичен диалог в его ранних произведениях ("Хармид", "Евтифрон", "Евтидем" и особенно "Протагор"), более уравновешен и спокоен в произведениях последнего периода ("Тимей", "Критий", "Законы"). Самые прославленные произведения периода зрелой и систематической философии ("Теэтет", "Софист", "Парменид") часто снижают диалогическую форму до степени вполне пас-

   11
   сивного согласия "спорящих сторон" с Сократом"10 
 
В отношении художественной формы произведений необходимо отметить, что они представляют собой своеобразную исповедь философа. Известно, что создавая свои произведения Платон выражал в них то, что его действительно захватывало, а именно его философские концепции. Смысловым центром его произведений является "Учение об идеях". "Одни диалоги более или менее близко приводят к этому учению, в других оно излагается и обосновывается, в третьих - распространяется и прилагается."11 
Особый композиционный прием у Платона заключается в том, что он часто вставляет диалог, в котором развивается главная мысль в другой или вставляет в речь одного из герой в пересказ другого разговора. 
 
Главным средством характеристики людей у Платона является не описание их внешности, а передача индивидуальной манеры говорить. Основным тоном разговоров служит вежливость, придающая даже резким противоречиям форму любезности. "Платон чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях и биографических данных. В этом смысле он чужд всякого аскетизма. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, платанами и цветущими вербами, красотой сильного и здорового мужского тела, нежным обликом ранней юности.
 

   Глава 3. Учение об идеях
   3.1. Мотивы и предпосылки  возникновения учения  об идеях
    
Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против 
материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, 
а также против античной софистики. 
                                                                                                12
   Как и  всякая великая эпоха в истории  философии, эпоха Платона 
обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о 
сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого 
себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона 
заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и 
самую важную сторону деятельности Сократа. 
В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон развивает ту 
мысль, что нравственное требование самопознания имеет в виду особенный 
вид знания, объектом которого служат не другие предметы, как у 
обыкновенного знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание о знании. Это 
заимствованный Платоном без всяких урезок принцип Сократа.  
 
Ядром научной доктрины Платона является основной вопрос о сущности 
знания, и в ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.  
 
Сократ всегда ограничивался тем, что для всякого вопроса практической 
жизни искал общего правила, на основании которого данный вопрос должен 
быть решен. Его жизненным идеалом было хотение по правилам. 
Философствование Сократа, по содержанию направленное на отыскание 
прочных нравственных принципов, приняло форму знания, выражавшегося в 
понятиях. 
Эта же задача была руководящей и для Платона; но у него она получила 
большие размеры и разветвилась в нескольких направлениях.  
Известную роль играло при этом прежде всего то обстоятельство, что в 
Платоне, рядом с этико-политическим, возник и чисто научный интерес к 
математическому познанию. 
Несомненно, что в своей философии Платон в такой же сильной степени 
находился под влиянием математических мотивов, в какой он сам 
способствовал развитию греческой математики. Платон увидел в 
                                                                                         13
   математических  проблемах благодатную почву  для исследования при помощи понятий, - область точных определений и недоступных сомнению 
доказательств. Сократовское требование, чтобы знание выражалось понятиями, у Платона распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно было вызвать изменения в самом процессе образования понятий. Сократ старался вывести общие правила и понятия ценности, исходя из отдельных представлений, отыскивая и сравнивая аналогичные им случаи; но этот индуктивный прием был недостаточен для отыскания математических понятий. Платон должен был осознать недостаточность сократовской схемы, как только его задача – знание, выражаемое в понятиях – предстала перед ним в более широких размерах. 
Знание, выражающееся в понятиях, должно проследить также и подразделение родовых понятий на видовые; оно должно сделать своей задачей изложение порядка и связи всех понятий между собой. Для подразделения Платон 
перенял метод элейцев: исследование вопроса, рассматривая сначала одно 
возможное решение, а затем другое – прямо противоположное. Также он ввел 
метод гипотетического исследования понятий, сводившийся к тому, что 
пригодность и достоверность добытого мышлением понятия проверялись 
правильностью следствий, которые из него можно вывести. 
Все эти действия, - отыскивание понятий, их подразделение и размещение в 
определенном порядке, их гипотетическое исследование, Платон соединил 
общим именем диалектики; понятия же, которыми занимается последняя, он 
назвал идеями.

   3.2. Мир «идей» и мир «вещей»
    
Греческое слово "идея"(eidos) означает "вид", "картина" или "образец". Идеи" Платона - не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия"12
                                                             

   14
   Понятие идеи является ключевым понятием в  философии Платона. Идеи, по его словам существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны. "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя y Плaтoнa вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй. Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo. "Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл"13
Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой).

   Сама  же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка - это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы - идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей - отдельные разряды существ (животные, человек). Далее - идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага - к единому первоначалу. Эта идея "единого" близка к идее о Боге. "Бог - не только существо живое, он - совершенство благ"14. "Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно "идее" совершеннейшего живого существа"15.  
Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят только в одну сторону - на стену пещеры. Позади них ходят люди, которые проносят различные предметы. Заключенные могут видеть лишь тени этих предметов и людей. И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть людей, огонь и предметы, он бы наверня-

   15
   ка  решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что реальные вещи - это тени. Кроме того- свет бы ослепил его. 
Можно предположить, смысл этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно. Узники пещеры - это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов.  
Платон разработал еще один способ понимания идеального мира - через интуицию. Он пишет, что все мы родились с врожденным пониманием идеального мира, но забываем это знание. Платон вводит понятие "анамнезис"- воспоминание идеального мира, который мы знали до рождения. Анамнезис объясняет то, почему мы знаем некоторые вещи, хотя никогда не сталкивались с ними на опыте. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Известен случай, когда Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию. 
Учение Платона об идеях - "идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, "идея" существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных

   16
   предметов, существует как общее для всех этих предметов." Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. 
Таким образом, Платон отделил созерцаемое чувствами от созерцаемого 
умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его 
собственному выражению, область. В результате этого термин «идея», 
который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причину 
чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное и даже 
сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала 
учением философского идеализма.  
 
Ход мыслей Платона был таков. По отношению к чувственным вещем их идеи – одновременно и их причины и образцы, по которым эти вещи были созданы, и цели, к которым стремятся существа чувственного мира, и, наконец, понятия об общей основе вещей каждого класса, или разряда. Только идеи, по Платону, составляют истинное бытие. 
Однако, по мнению Платона, для объяснения наблюдаемых явлений и 
воспринимаемых вещей недостаточно предположить существование одних лишь видов, или идей. Ведь чувственные вещи преходящи, изменчивы, лишены истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием, но и каким-то небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи возникает множество 
чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», 
принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность каждого 
постигаемого умом вида во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. При этом для Платона идеи первее материи; 
понятием небытия уже предполагается – как его условие – бытие; небытие 
                                                                                               17
   тоже  есть бытие, только бытие иное по отношению к данному.  
По воззрению, изложенному в «Федре», местопребывание идей – «занебесную область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – разуму…».  
Только несовершенство нашего способа мышления, как думает Платон, 
внушает нам представление, будто идеи пребывают в каком-то пространстве 
– наподобие того, как чувственные вещи представляются нам обособленными друг от друга и находящимися в пространстве. Такой взгляд на 
пространственную локализацию идей – иллюзия, а источник иллюзии – 
материя, под которой Платон понимает едва вероятный, постигаемый 
каким-то «незаконным» рассуждением род пространства, или причину 
обособления, отдаления друг от друга единичных вещей чувственного мира. 
Взирая на этот род пространства, мы впадаем в иллюзию: мы «точно грезим 
и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в 
каком-нибудь месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не 
находится ни на земле, ни на небе, то будто не существует». 
Но это взгляд, по мнению Платона, ошибочен. Именно вследствие этого 
ошибочного взгляда мы «и по пробуждении не можем определенно выражать 
правду, отличая все эти и сродные им представления от негрезящей, 
действительно существующей природы».  
Таким образом, только в несобственном, и притом в чрезвычайно неточном, 
смысле к идеям Платона могут быть прилагаемы определения пространства, 
времени и числа. В строгом значении платоновские идеи совершенно 
запредельны, не выразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в 
каких категориях числа, пространства и времени.  
Учение это очевидно идеализм, так как в нем истинной сущностью 
чувственных вещей объявляются причины, лишенные чувственных свойств, 
неподвластные чувственным условиям, постигаемые только умом, - словом, 
                                                                                             18
   идеальные. Вместе с тем это не субъективный, а объективный идеализм. 
Идеи Платона прежде всего бытие, а не понятия нашего ума, и существуют 
они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания.
 

   3.3. Теория познания  Платона
   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.