На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности четырех приходов к власти военных режимов в Пакистане. Начало исламизации в 80-е гг. ХХ в. Анализ основных макроэкономических показателей Пакистана. Реформа, национализация. Сравнительный анализ уровня социального развития Индии и Пакитсана.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 02.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



1
Социально-экономическое развитие Пакистана (конец 40 - 90 гг. ХХ в.)

Даже беглый взгляд на пройденный Пакистаном за годы независимого (с 1947 г.) развития, как политического, так и экономического свидетельствует о существенных позитивных изменениях, происшедших практически во всех сферах общественной жизни. Конечно, подобные процессы характерны практически для всех стран в ходе их поступательного движения вперед, однако основной вопрос заключается в том, каковы темпы этого развития, за счет какого объема затрат как материального, так и гуманитарного характера они были достигнуты.
Если рассмотреть на высокоагрегированном уровне сначала политические процессы, происходившие в течение почти 60 лет в Пакистане и способные в определенной степени объяснить сдвиги в экономике, то становится ясно, что этот путь был крайне сложен даже по сравнению с аналогичным во многих других странах. Достаточно начать с того, что само образование этого государства (из двух территорий, находившихся друг от друга на расстоянии почти 1,5 тыс. км) носило весьма необычный характер, поскольку основывалось на религиозной общности мусульман, что в то время воспринималось, как нечто из ряда вон выходящее. За короткий с исторической точки зрения период Пакистан пережил четыре прихода к власти в стране военных режимов, что однозначно свидетельствует о сильной роли армии в обществе. Нестабильность внутриполитической обстановки определялась и внешними причинами, среди которых на первом месте стояло соседство с Индией, ставшей буквально с первых лет существования Пакистана его главным врагом, а это, в свою очередь, определяло необходимость поддерживать соответствующий уровень военных расходов, при том, что военный потенциал Индии и Пакистана оценивается как 1:3.
Именно нестабильность внутренней ситуации в Пакистане явилась едва ли не главным фактором раскола в 1971 г. страны на два независимых государства - собственно Пакистан и Бангладеш. (Вместе с тем однозначно оценить это явление лишь как негативное или, наоборот, только как позитивное для дальнейшего политического и экономического развития пакистанского государства было бы некорректным. Хотя нам представляется, что в итоге нынешний Пакистан больше выиграл от этого, чем проиграл). Наконец, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что Пакистан был, есть и будет исламским государством, имеющим тесные связи с исламскими режимами Ближнего Востока и арабского мира. Исламский фактор оказывает влияние не только на все стороны политической жизни, но и на экономику, что нашло отражение в ее определенной исламизации в 80-е годы и продолжается (хотя и в сильно усеченном и формализованном виде) и поныне.
Очевидно, что эти и другие политические факторы в какой-то степени прямо или косвенно обусловили взлеты и падения в экономическом развитии пакистанского государства за годы независимости. И, тем не менее, если проследить общие тенденции экономического роста, то можно сказать, что в этот период Пакистан превратился из отсталой практически во всех отношениях страны в государство едва ли не со среднеразвитой экономикой. Здесь весомую роль стали играть высокотехнологичные отрасли, действует мощный агропромышленный комплекс, в агросферу все шире внедряются современные методы хозяйствования, позволяющие собирать по два, а кое-где и по три урожая в год, неблагоприятные погодные условия в какой-то мере стали меньше влиять на состояние сельского хозяйства, несмотря на сложные внешнеполитические процессы в южноазиатском регионе, удается продолжить интегрирование в мировую экономику и т.д. Анализ основных макроэкономических показателей свидетельствует, что, например, среднегодовые темпы экономического роста в 1950-1990 гг. составляли свыше 5%, а в 1990-2002 гг. - около 4%.
Мы имеем уникальную возможность сравнить эти данные с аналогичными параметрами применительно к Британской Индии, поскольку известный английский экономист Ангус Мэддисон на базе обширных полевых исследований и с привлечением значительного числа вспомогательных работ осуществил такого рода опосредованные расчеты для колониальной Индии. Он показал, что среднегодовые темпы экономического роста составляли 1,1% в 1870-1913 гг. и 1,2% в 1913-1950 гг. Нет сомнений в том, что рост ВВП на территориях, отошедших впоследствии к Пакистану, вследствие их более низкого экономического потенциала был еще меньше.
С чем же пришел Пакистан к началу своего независимого развития? Поскольку эта тема (равно как и последующий экономический рост страны вплоть до начала нынешнего века) в исторической ретроспективе хорошо изучена, то мы остановимся лишь на экономическом развитии Пакистана на макроуровне, причем до 1971 г. речь идет о Пакистане в современных границах, т.е. бывшем Западном Пакистане.
Общеизвестно, что экономика колониальной Индии развивалась в силу разделения труда между колонией и метрополией крайне однобоко, что нашло отражение в росте преимущественно сельскохозяйственного производства и связанных с ним сырьевых отраслей промышленности. Раздел Британской Индии серьезно разрушил существовавшие в ее пределах экономические связи, причем все это усугублялось непрекращавшимися столкновениями между мусульманами и индусами. Источники сырья остались на территории Пакистана, а его переработка осуществлялась в независимой Индии. Очевидно, что о каком-либо развитии в экономической сфере на том этапе вообще говорить не приходится, кое-как поддерживался небольшой рост в сельском хозяйстве, где создавалось около 60% валового внутреннего продукта. Доля промышленности колебалась в пределах примерно 8%, и даже торговля, традиционно развитая сфера, заморозилась на уровне 12% от ВВП.
В этой связи, естественно, встал принципиальный вопрос о том, как на макроуровне провести существенные преобразования отсталой, многосекторной социально-экономической структуры и наряду с этим обеспечить стабильные темпы экономического роста и подъем ведущих отраслей материально-вещественного производства, а также определить оптимальное соотношение между этими двумя задачами. Трудность решения этого вопроса на том этапе экономического развития заключалась, как справедливо подчеркивал известный экономист В.Л.Шейнис, в том, что методы, используемые для достижения одной цели, далеко не всегда способствуют достижению другой. Низкий уровень развития основных отраслей экономики и нехватка финансовых ресурсов для достижения высокой нормы накопления и поддержания ее на таком уровне, трудность удержания равновесия платежного баланса, налаживания и развития внутриотраслевых и межотраслевых связей (что уже само по себе весьма непросто) затрудняют в совокупности проведение глубоких социальных преобразований.
Очевидно, что в подобных условиях говорить о каком-либо поступательном движении в социально-экономической области не приходится, и если попытаться определить общее направление развития Пакистана в 50-е годы, то можно сказать, что в тот период в стране только создавались условия для грядущего экономического равновесия, обусловленного новыми географическими, политическими, внутрирегиональными границами. Вырабатывались наметки управления экономическими процессами; достаточно упомянуть в этой связи принятие первого пятилетнего плана на 1955-1960 гг. И, даже, несмотря на то, что он дважды пересматривался в сторону уменьшения основных экономических показателей, это уже было введением элементов смешанной экономики, которая в тех условиях была едва ли не единственным институтом, способным хоть как-то вывести страну из кризиса5. Неудивительно, что в конечном итоге уже в 50-е годы рост ВВП колебался на уровне 2,5-3,2%.
Тем не менее, при росте населения на 2,4% в среднем в год в тот период доход на душу населения повышался крайне медленно - лишь на 0,6%. Естественно, что за этим среднестатистическим показателем скрывался значительный разброс в реальных доходах, когда основная масса населения проживала практически за чертой бедности. Низкий рост сельскохозяйственного производства (а в сельской местности проживало 28 млн. человек, что составляло 82% всего населения Пакистана, и состояние агросферы определяло благополучие или, лучше сказать, бедность подавляющей части жителей страны) никак не мог быть компенсирован увеличением объема промышленного производства. Основная проблема здесь заключалась в том, что следовавшие едва ли ни один за другим неурожаи требовали роста импорта продовольствия, а это сокращало почти на треть импорт столь необходимого стране машино-технического оборудования, отсутствовавшего в Пакистане сырья, иных необходимых товаров, объективно требовавшихся для обеспечения процесса расширенного воспроизводства.
Несомненно, что сложная экономическая ситуация породила наряду с другими факторами предпосылки для политических изменений в стране, когда к власти пришел главнокомандующий пакистанской армией генерал Мохаммед Айюб-хан. Не касаясь всего комплекса социально-экономических преобразований, проведенных его правительством (поскольку эта тема подробно изучена советскими и российскими востоковедами, в первую очередь проф. В.Москаленко), следует отметить, во-первых, модернизацию аграрных отношений, рост инвестиций в сельское хозяйство, устранение препятствий для частного предпринимательства, в первую очередь в промышленном производстве при одновременном подчинении госсектора этому процессу, реформирование кредитно-денежной системы, акцент на повышение нормы накопления, стремление к отказу от практики дефицитного финансирования и так далее. В конечном итоге, это придало существенный импульс экономическому росту Пакистана. Недаром тот период развития страны, причем не только экономического, но в какой-то степени и политического, называют «золотым веком» Пакистана.
Действительно, в то десятилетие из года в год наблюдались необычайно высокие темпы роста ВВП - на уровне 6,5-7%. Несмотря на довольно высокий прирост населения - около 3%, - увеличивался и доход на душу населения. Несомненно, что весомую роль сыграли и благоприятные погодные условия, позволившие существенно увеличить сборы основных продовольственных культур, равно как и внедрение достижений «зеленой революции». Но основной составляющей подъема национального хозяйства была общая стратегия экономического развития, составленная с учетом результатов проведения намеченных ранее экономических реформ, реального повышения нормы накопления (а она, кстати сказать, достигла уже к середине 60-х годов почти 20% по сравнению с 10% в 60-м году), с учетом быстрого развития внешнеэкономических связей и т.д. Неудивительно, что в 1969 г. на 25-й сессии комиссии ЭКАДВ (сейчас - ЭСКАТО) в основном докладе Пакистан отмечался особо как страна с оптимальной моделью развития смешанной экономики, которая может быть рассмотрена как образец для многих афро-азиатских государств.
Следует подчеркнуть, что в 60-е годы на передний план четко выступила тенденция приоритета темпов роста экономики. В тот период в экономической науке в стране безраздельно властвовали идеи Дж. Кейнса и У. Ростоу, несколько модернизированные одним из ведущих пакистанских экономистов - Махбуб-уль-Хаком. В соответствии с этими идеями, как планирование экономики, так и весь процесс ее развития исходили из одной цели - достижения максимально высоких темпов экономического роста. Все остальное (сокращение темпов прироста населения страны, изыскание внешних источников накопления, сокращение уровня прямого налогообложения с целью стимулирования развития ведущих отраслей экономики и др.) либо было подчинено выполнению этой задачи, либо практически не принималось в расчет (проведение серьезных социальных преобразований, сокращение неравенства в распределении доходов и богатств, ослабление процесса социально-имущественной дифференциации и т.п.). Нельзя не отметить в этой связи прямо-таки сакраментальную фразу, содержавшуюся в правительственных документах, связанных с подготовкой четвертого пятилетнего плана на 1970-1975 гг., где говорилось: «Мы не можем распределять бедность. Прежде чем может быть улучшено распределение доходов, необходимо обеспечить экономический рост».
Тем не менее, даже при признании происходивших масштабных экономических преобразований в Пакистане со стороны международных организаций, невнимание к социальной сфере, к государственным расходам на здравоохранение, образование, к необходимости выполнения социальных программ (в особенности в сфере улучшения занятости) не могло не сказаться на социально-политической обстановке в стране, и вряд ли приходится сомневаться в том, что игнорирование социальных факторов сыграло свою роль в причинах распада Пакистана в 1971 г.
Наиболее серьезным следствием простого увлечения показателями экономического роста является усиление неравенства в распределении доходов, однозначно ведущее к еще большей социально-имущественной дифференциации, которую на бытовом уровне объективно невозможно скрыть от широких слоев общественности, следует отметить, что количественно определить ее весьма непросто в силу неразвитости в развивающихся государствах (в отличие от развитых стран) статистики расчетов национального дохода на стадии распределения. Тем не менее, в Пакистане в 60-70-е годы были сделаны первые попытки осуществления расчетов социального неравенства. Не останавливаясь подробно на этой теме (она достаточно исследована в нашей научной литературе и за рубежом)13, отметим, что в результате расчетов, проведенных как национальными, так и западными экономистами, был сделан однозначный вывод о существенном и постоянно растущем неравенстве в распределении доходов, как в сельской местности, так и в городе.
Подсчет ВВП на стадии распределения на регулярной основе не проводился в Пакистане вплоть до начала нынешнего тысячелетия, хотя подобные расчеты на стадиях производства и использования ВВП ведутся ежегодно и имеют явную (хотя и медленную) тенденцию к качественному улучшению статистического учета, отмеченную экспертами ООН. Попутно представляется необходимым обратить внимание, что это совершенствование статучета нагляднее высветило ухудшение положения не только лиц с низкими доходами, но и благосостояние среднего класса. Как отмечал пакистанский источник, в начале нового тысячелетия в стране обозначилось «заметное ухудшение положения лиц с фиксированными доходами и увеличение отрыва от высокодоходных групп».
И, тем не менее, если сравнить описанную выше в целом благоприятную экономическую ситуацию в 60-е годы XX в. с аналогичной в следующем десятилетии, то окажется, что в 70-е годы положение в национальном хозяйстве существенно ухудшилось. Будучи все еще неустойчивой и дезинтегрированной, социально-экономическая структура такой развивающейся страны, как Пакистан, весьма податлива ко многим сильным воздействиям как извне, так и внутри страны. Анализируя в этой связи условия, в которых происходило развитие национального хозяйства в 70-е годы, едва ли можно представить худшую обстановку для процесса экономического роста. Тяжелые погодные условия (наводнения в 1973, 1975 и 1976 гг., засуха в 1974 г.) привели к замедлению темпов воспроизводства в сельском хозяйстве; достаточно сказать, что за время пребывания правительства З.А.Бхутто у власти (1972-1977 гг.) среднегодовой рост добавленной стоимости в этой отрасли экономики едва превысил 2% в среднем в год, что в условиях ежегодного прироста населения в 3% на практике означало падение среднедушевых размеров сельскохозяйственного производства. Как свидетельствуют данные табл. 1, экономический рост в 70-е годы был достигнут не за счет отраслей материально-вещественного производства, а за счет сферы услуг, что в какой-то мере допустимо, но лишь в рамках короткого (год-два) исторического периода, но не более.
Кроме того, разразившиеся в первой половине 70-х годов энергетический и валютно-финансовый кризисы привели к тому, что Пакистан, который был уже основательно втянут в орбиту мирового капиталистического хозяйства и международного разделения труда и не обладал необходимыми для минимальной самообеспеченности запасами энергоносителей, был вынужден значительную часть валютных резервов направить на закупки нефти и нефтепродуктов. А это, естественно, привело (в условиях ограниченности валютных ресурсов) к сокращению импорта товаров производственного назначения.
Но самое главное заключалось в том, что пришедшее к власти в стране в 1972 г. правительство Зульфикара Али Бхутто начало проводить широкомасштабные экономические преобразования, направленные на усиление доли государственного сектора в национальном хозяйстве страны и соответствующее ограничение роли рыночной экономики. При этом широко муссировалась популистская идея о том, что экономические реформы «направлены против концентрации богатств и экономической власти в руках немногих, на усиление контроля в экономике и повышение роли «небольшого инвестора». Дело дошло до того, что постепенно как в самом Пакистане, так и за его пределами даже стали говорить о создании в стране чуть ли не зачатков социалистической экономики
Среди основных направлений реформ выделялась национализация нескольких десятков крупных промышленных предприятий в 10 основных индустриальных отраслях (первоначально они были просто взяты под контроль государства). Далее, в 1972 г. была осуществлена национализация 43 страховых компаний (причем 4 из них были иностранными!), являвшихся важным звеном всей кредитно-денежной системы страны. Затем в 1973 г. была национализирована экспортная торговля хлопком (вывоз товаров хлопковой группы является главным источником получения Пакистаном иностранной валюты), а также установлен контроль над торговлей сахаром, зерном.
Дальнейшее усиление роли госсектора в экономике Пакистана нашло отражение в национализации в 1974 г. торгового судоходства и нефтяных компаний (последнее напрямую объяснялось неспособностью частного энергетического сектора справиться с последствиями мирового топливно-энергетического кризиса 1973 г.).
Но одним из наиболее серьезных шагов в деле укрепления госсектора стало тогда проведение банковской реформы. На первом этапе, в 1972 г. правительство Пакистана с целью усиления контроля за деятельностью частных банков предоставило Госбанку страны право смещать и назначать их директоров, приостанавливать деятельность правлений банков и временно назначать своих администраторов и др. Но уже в 1974 г. парламент Пакистана принял закон о национализации банковского дела в стране, что означало переход коммерческих банков в собственность государства (за исключением иностранных).
Наконец, госсектор начал внедряться в аграрный сектор, где были национализированы многие предприятия по первичной обработке сельскохозяйственной продукции: хлопко- и рисоочистительные, маслобойки, мельницы и др. (вплоть до средних по своим масштабам и даже некоторых мелких).
Мы не случайно уделяем довольно много внимания простому (на первый взгляд) перечислению направлений реформирования экономики Пакистана с целью усиления в ней роли государственного сектора. Дело в том, что, как свидетельствуют эти факты, правительство З.А.Бхутто затронуло, в конечном итоге, интересы практически всех предпринимательских слоев - крупных, средних и даже мелких. И как не покажется парадоксальным, именно огосударствление аграрной сферы стало последней каплей, переполнившей чашу терпения предпринимательских кругов, включая самые низшие их формы в сельскохозяйственном производстве, которые на первых этапах реформирования пошли за З.А.Бхутто, веря в реализацию его социальных лозунгов.
Более того, на эти процессы наложились противоречия, связанные с развитием рыночных отношений как в целом в национальном хозяйстве страны, так и, особенно, в деревне. Если в 60-е годы, в условиях быстрого роста сельскохозяйственного производства и развернувшейся во второй половине этого десятилетия «зеленой революции» немалая часть быстро растущего населения абсорбировалась традиционным сектором (в котором увеличивалась численность не полностью занятой рабочей силы), то дальнейшее развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве (в 70-е и 80-е годы) заметно затруднило этот процесс. «Зеленая революция» постепенно разрушала традиционные отношения в пакистанской деревне, которые были основой поддержки сельских групп, частично или полностью лишившихся средств к существованию, а также в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства сократила потребность в живом труде в сельском хозяйстве. В немалой степени следствием этих процессов был начавшийся в то время рост миграции рабочей силы из Пакистана в мусульманские нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Таким образом, в 70-е годы, несмотря на стремление правительства З.А.Бхутто к сбалансированному росту (т.е. к какому-то оптимальному соотношению в постановке и решении экономических и социальных задач), добиться этого не удалось.
Вообще, строго говоря, расстановка акцентов в социально-экономическом развитии в странах, находящихся на периферии мирового экономического хозяйства (к каковым до сих пор в определенной степени продолжает относиться Пакистан), весьма непроста. Экономическое и социальное развитие в странах со слаборазвитой рыночной экономикой носит крайне противоречивый характер, и поступательное движение вперед происходит лишь в ряде очагов. На практике это означает, что на передний план выдвигаются, причем с явным отрывом от остальных, какие-то определенные отрасли или сферы производства, секторы, районы или географические местности (Панджаб и Синд, оставляя позади Белуджистан и СЗПП) и т.п. На развитие таких очагов выделяются зачастую немалые суммы из сравнительно ограниченного общего объема ресурсов. Так было, например, в первой половине 60-х годов, когда быстрыми темпами стали развиваться вспомогательные отрасли тяжелой промышленности; так было во второй половине 60-х годов, в 70-е годы и в определенной степени в первой половине 80-х годов, когда сельское хозяйство Пакистана в связи с развернувшейся «зеленой революцией» становилось все более капиталоемкой отраслью. Однако на практике это вело к тому, что к уже существовавшим формам социального и экономического неравенства стали добавляться новые, иногда труднопреодолимые формы.
Ответной реакцией на эти процессы были усиление в развивающихся странах Азии эгалитаристских тенденций и разработка (а затем и следование в той или иной степени) различным концепциям, направленным на некоторое сглаживание таких диспропорций (концепция удовлетворения «основных нужд», концепция «коллективной самообеспеченности» и т.п.). Естественно, что не избежал этой участи и Пакистан, где теория «Основных нужд» стала базой для пятого по счету пятилетнего плана экономического развития страны (1978-1983 гг.). В этом нашел отражение широкомасштабный протест против такого пути трансформации общества, при котором весь процесс поступательного развития сводится практически к расширению масштабов производства и увеличению нормы накопления, в то время как удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей большинства населения этих стран сводилось к минимуму. Неудивительно, что во главу угла ставилась заведомо невыполнимая (в силу, хотя бы, сложного положения в сельском хозяйстве в предыдущие годы) задача достижения темпов роста сельского хозяйства в размере в среднем 6% в год.
Нет сомнений в том, что резкое неприятие подавляющей частью предпринимательских кругов Пакистана проводившейся широкомасштабной национализации стало одним из существенных факторов расширения влияния оппозиции, куда входили, в первую очередь, религиозно-общинные партии и организации. И даже попытки З.А.Бхутто остановить рост их влияния путем принятия их исламистских требований (когда ислам впервые в Пакистане был объявлен государственной религией) не дал никаких результатов. В конечном итоге, как это уже не раз бывало в истории Пакистана, в условиях очевидной нестабильности экономического, политического и социального положения в стране 5 июля 1977 г. военные взяли власть в свои руки, а главным администратором (с осени 1978 г. - президентом страны) стал генерал Зия-уль-Хак.
С его приходом заметно изменилась и экономическая политика, оказавшая существенное воздействие на развитие национального хозяйства страны, включая и социальную сферу. Ставка была сделана почти стопроцентно на частный сектор, что на практике означало отход от проводившихся ранее реформ по национализации и принятие за основу принципов рыночной экономики. Частному сектору с каждым годом предоставлялись все большие льготы. Стремясь подчеркнуть изменение в соотношении двух составных частей в рамках «смешанной экономики» в пользу частного предпринимательства, Зия-уль-Хак, выступая в конце 1981 г. на конференции по вопросам экономического развития, особо отметил, что государственный сектор не должен препятствовать росту частного сектора, а может лишь его дополнять и способствовать его ускоренному развитию.
Усиление роли и влияния частного сектора в экономике Пакистана в 80-е годы в немалой степени было следствием рекомендаций МВФ и МБРР, в частности экономических советников этих организаций, работавших в Пакистане: К.Шиллера, бывшего министра хозяйства и финансов ФРГ, и Р.Макнамары, бывшего президента МБРР. Надо сказать, что правительство Пакистана и ранее приглашало для работы в стране экономических советников, однако масштабы деятельности ведущих специалистов международных экономических организаций в 80-е годы превысили все предыдущие показатели буквально и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.