На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы обслуживания государственного долга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение
     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства
     Чаще  используются методы финансировании государственного бюджета через внутренние и внешние займы, в результате чего возникает государственный долг. Госдолг – сумма непогашенного кредита накопленного за время существования страны. Причина появления долга – наличие опасного госбюджета. Госдолг и госбюджет – два взаимообусловленных явления в экономике. С одной стороны для финансирования дефицита государство занимает, с другой стороны эти займы увеличивают дефицит бюджета.
     По  госдолгу всегда накапливаются проценты. Отсюда возникают проблемы обслуживания госдолгом. Долг может расти разными  темпами. Считается опасным для  экономики превышение госдолга над  ВНП более чем в 2.5 раза. В современных условиях весь мир живет в долг.
     Глобальная  экономика в ее нынешнем состоянии  становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность  экономических властей неуправляемой  ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.
     Цель  моей курсовой работы заключается в  том, чтобы выяснить и изучить  проблемы которые возникают при  управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.
 

    Основное понятие и виды государственного долга
     Государственный долг является суммой денег, которую государство  выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Государственный долг делится на внутренний и внешний государственный долг.
     Внутренний  государственный долг – это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Внутренний долг приводит к перераспределению доходов среди населения, то есть усиливается неравенство доходов, кроме этого перераспределяется доход от частного сектора к государству.
     Вторая  форма государственного долга, внешний  долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.  Внешний долг опасен тем, что деньги занимаются на условиях кредитора, чаще невыгодные стране заемщику. Для погашения долга государство отдает ценные товары и ресурсы.
     Выплачивая % по долгам государство, отдает доходы другому государству, что снижает  уровень и эффективность национального  производства. Также недостатком  долга является то, что государство  может занимать на большой срок и  вовремя не рассчитаться. В результате чего этот долг будут выплачивать будущие поколения. Например, Россия по сегодняшний день выплачивает долги бывшего СССР, которые составляют 3149 млн.долларов США, то есть 0,67% от общего долга России на апрель 2010 года.1 (см.Приложение 1)
     Существующая система управления государственным долгом – это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом. Помимо всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.
     Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи  с этим возникает необходимость  проведения консолидации кредитов, то есть перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную или бессрочную. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных ценных бумаг.
     Эмиссия денег приводит увеличению денежной массы в обращении, что в свою очередь приводит к инфляции. Созданная  инфляция может привести к увеличению налогов, что еще больше закрутит инфляционную спираль.
     Что касается выпуска государственных  ценных бумаг, то чаще всего в России государство не спешит выплачивать  проценты, что подрывает доверие  населения.  
 

 

2. Обслуживание государственного долга
     Прежде чем говорить о проблемах обслуживания госдолга необходимо рассмотреть понятие обслуживания государственного долга.
     Например, если условный долг государства 100 тыс. ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном  рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс.  ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 1): 180 тыс. ед. за 4 года. 

 

Рис. 1. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых) 

     2.1 Проблема обслуживания государственного долга
     Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения  зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
     Основные  проблемы:
     1. Дефицитный бюджет приводит к  ускоренному росту государственного  внутреннего долга.
     2. На государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование за последние годы. Это задолженность организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
     3. Центральный банк и Минфин  РФ сконцентрировали свои усилия  на узком "облигационном"  сегменте финансового рынка. Управление  долгом свелось к планированию  объемов и периода обращения  очередного выпуска ГКО-ОФЗ.
     4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
     5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет).
     6. Понятия внутреннего и внешнего  долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "ВЭБ". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы.
       Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком смысле - составной частью бюджетной политики. Эта задача согласуется не только с чисто бюджетными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной деятельности, с улучшением благосостояния населения, поскольку уменьшение текущих затрат по обслуживанию долга позволяет снизить налоговое бремя для будущих поколений.
     Стоимость обслуживания задолженности государства зависит от многих факторов, основными из которых являются:
      размер бюджетного дефицита;
      величина государственного долга;
      государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга
      сроки заимствований.
 
2.1.1. Размер бюджетного дефицита
     Факторный анализ величины расходов по обслуживанию государственного долга следует  начать с бюджетного дефицита, который  является первопричиной возникновения и увеличения этих расходов.
     Дефицит постоянно характеризовал бюджет России последних лет и воспроизводился  из года в год. С учетом расходов на обслуживание государственного долга превышение расходов над доходами выразилось в следующих размерах: дефицит федерального бюджета России в январе-сентябре 2010 года составил 727,6 миллиарда рублей, или 30,6 % от утвержденного федеральным законом дефицита на текущий год.
     Доходы  бюджета за первые девять месяцев 2010 года сложились в сумме 6007 млрд. рублей, что составило 77,2 процента от планируемого объема доходов за год. Что касается расходов, то они достигли 6735 млрд. рублей (65,9 % от плана).  

     Согласно  параметрам бюджета, утвержденным Госдумой в начале июля, в 2010 году предусматривался дефицит бюджета России на уровне 2,42 триллиона рублей (5,4% ВВП). Однако в октябре депутаты приняли поправки к бюджету, согласно которым дефицит бюджета страны в 2010 году сократится на 47,2 миллиарда рублей - до 2381 млрд. рублей. (5,3% ВВП) 

Таблица 1. Исполнение федерального бюджета (млрд. рублей)2
     
  Доход 3 Доход в % от плана Расход4 Расход в % от плана Профицит, дефицит (–) Профицит, дефицит (%)
Январь 737,6  9,5 650,5  6,4 87,1 0
Январь-февраль 1308,3 16,8 1477,8 14,4 -169,5 7,1
I квартал 1954,9 25,1 2199,5 21,5 -244,6 10,3
Январь-апрель 2618,3 33,6 3030,5 29,6 -412,2 17,3
Январь-май 3195,7 41,1 3659,0 35,8 -463,3 19,5
I полугодие 3997,9 51,4 4386,2 42,9 -388,3 16,3
Январь-июль 4658,4 59,9 5171,2 50,5 -512,7 21,5
Янв. - авг. 5300,5 68,1 5923,7 57,9 -623,3 26,2
III квартал 6007,0 77,2 6735,0 65,9 - 727,6 30,6
 
 
 
     
     Рис.2 Дефицит бюджета за 2010 год (млрд. руб.) 

     Министерство финансов России заявили, что планируют в 2010 году полностью осуществить программу заимствований, так как к концу года реализованы все запланированные расходы. Следовательно, дефицит будет существенно выше от того, что называют эксперты.
     Россия  с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано  дефицитом бюджета после кризиса.  
 

2.1.2. Величина государственного долга.
     Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный  долг, что было вызвано дефицитом  бюджета после кризиса.
     Правительство приняло решение занимать как  на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на $5,5 млрд.5
     1 октября. Общая сумма государственного  долга России достигает в настоящее  время около 10,5% ВВП. 

       Таблица 2. Государственный долг РФ на 1.09.2010
  Государственный долг (млрд.руб) в том  числе
внутренний внешний
III квартал (Январь-сентябрь) 2409,351 2367,8116 41,540
 
     Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах, увеличился за январь-октябрь 2010 года на 21,16% — с 1 837 млрд. 164 млн. рублей на 1 января до 2 225 млрд. 973 млн. рублей на 1 ноября.
     По  оценкам Минфина, уровень госдолга в 2011 году составит 13,6% ВВП, в 2010 году — 15,7% ВВП, в 2013 году — 17,4% ВВП. Совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 года составит 5 трлн. рублей, в том числе внутренний долг — 3,5 трлн. рублей, внешний долг — 1,5 трлн. рублей. Внешние обязательства до 2014 года возрастут в 1,5 раза — до 2,3 трлн. рублей, а внутренние – возрастут в 2,5 раза — до 8,5 трлн. рублей, что является опасным для экономики. 

     2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 

     Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
      наличные денежные средства;
      государственные ценные бумаги;
      корпоративные ценные бумаги;
      товарные поставки;
      долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;
      иные государственные активы.
     В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.
     Размещение  государственных ценных бумаг может  быть:
     – Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
     – Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
     Важнейшим критерием для принятия решения  об использовании того или иного  средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
     Под доходностью ценных бумаг понимается возможность, способность ценной бумаги приносить доходы. Она рассчитывается в виде процентной ставки исходя из соотношения дохода, получаемого за год по данной ценной бумаге, к рыночной стоимости этого актива. Доходом по ценной бумаге могут служить дивиденды (по акциям) или суммы процентов (по остальным видам ценных бумаг). Доход также получают в результате роста курсов ценных бумаг.
     Расчет  доходности ценных бумаг является весомым  фактором при принятии инвестором, решения, в какой именно вид вложений разместить свои средства. Благодаря этому показателю инвестор может оценить эффективность вложения средств в определенные ценные бумаги по сравнению с альтернативными вариантами инвестирования (например, с банковскими депозитами) с финансовой точки зрения.
     Существует  различные виды доходности: эффективная  доходность и простая доходность, которая в свою очередь делится на доходность к погашению, дивидендную доходность. Эффективная доходность ценных бумаг отличается от простой тем, что учитывает возможность реинвестирования и рекапитализации ценных бумаг. Какую из этих разновидностей доходности применять для анализа, зависит от вида ценных бумаг и от намерений владельца ценных бумаг относительно характера его вложений. К примеру, если инвестор ориентируется на долгосрочные ценные бумаги, более объективно оценить эффективность вложений позволит эффективная доходность ценных бумаг.  

     2.1.4. Сроки заимствований
     Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
     Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет. (См. приложение 1, приложение 2)
     Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
     Платежеспособность  в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. Актуальность проблемы государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической  политики. Накопленный долг рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния.
     По  ряду причин, из которых главной  поддержание репутации в мире и доверия своих граждан, государство, как правило, выплачивает долги, а не отказывается от них. 

     2.2. Пути решения проблем обслуживания  госдолга.
     До  недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности  считались новые международные  займы.
     Резервы платежеспособности России включают в  себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
     Но  если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а  валютные обязательства частного сектора  по-прежнему будут нарастать, то и  его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
     Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.
     Для оттока капитала из России существуют причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.
     Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота  товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее  время наметилась тенденция к  возврату капиталов. Поскольку в  России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.
     Задача  ставится двоякая - во-первых, перекрыть  отток капитала, а во-вторых, перенаправить  уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
     Первый  путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне.
     Второй  путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
     К резервам платежеспособности можно  отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным  кредитам, а также использование золотовалютных резервов. Можно утверждать, что за истекший год ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно.
     Иностранные государства должны России приличную  сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд. долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд. долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд. долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд. долл.
     Больше  всех нам должна Куба. Кубинский  долг вместе с монгольским и вьетнамским  составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.
     Вывод - в настоящее время Россия может  продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних  долгов, а иными словами, без новых  займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить.  

 

    Управление  государственным долгом
 
      Принципы  управления госдолгом
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.