На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Причины и возможности сокращения «теневого» импорта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение

      Актуальность  исследования обусловлена:
      растущим влиянием внешнеэкономической деятельности на развития экономики страны;
      повышающейся ролью достоверности статистического наблюдения за внешнеэкономической деятельностью;
      значением таможенной статистики в количественной и качественной оценке импорт и экспорта.
      Будучи  составной частью экономической  статистики, таможенная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенного ведомства, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом, валютным контролем и т.д.
      Предметом статистического исследования являются, массовые, в том числе случайные, явления и процессы. Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, используемой в России при декларировании товаров в тот или иной таможенный режим.
      В середине 90-х годов XX века в экономической теории и практике особенно актуальным стал вопрос о теневой составляющей макроэкономических показателей. Необходимо было создать систему мониторинга и обеспечения взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на микро- и макроуровнях.
      В странах Западной Европы и в Америке  к этому времени уже сложился определенный опыт работ в этой области, тогда как в России имелись только разрозненные исследования, относящиеся к отдельным видам деятельности.
      Практически во всех исследованиях доля теневой  экономической деятельности оценивалась  в процентах в ВВП, измеряемая часть варьировала от исследования к исследованию, переходя от понятия доходов, укрываемых от статистического наблюдения, до понятия добавленной стоимости, произведенной каким-либо отдельным видом теневой деятельности. Отметим также, что оценки чаще всего были глобальными, без учета того факта, что та или иная часть теневого производства, распределения или потребления уже учтена в ВВП.
      По  этим причинам исследования в области  ТЭД заметно различаются не только между странами, но даже в рамках одной страны. Нелегальная экономическая деятельность остается наименее разработанной составляющей теневой экономической деятельности с точки зрения информационного и методологического обеспечения. Тем не менее в последние годы параллельно с возрастанием интереса ко всякого рода нелегальным видам экономической деятельности со стороны широкой общественности увеличился интерес научной общественности к нелегальной экономической деятельности. Результатом последнего выступили исследования и в области ее измерения.
      Качество  полученных результатов в области  измерения теневой деятельности зависит от достоверности и надежности информационной базы расчетов, адекватных методов сбора и обработки  информации, комплексного подхода к  информационно-статистическому обеспечению процессов ее измерения. Опыт зарубежных экономистов и статистиков в этой области не должен оставаться без внимания.
      Целью курсовой работы является анализ «теневого» импорта и методик их статистической оценки.
      Задачи  курсовой работы:
      изучение теоретических основ статистики внешнеэкономической деятельности;
      анализ методологии статистики «теневого» импорт;
      анализ причин и возможностей сокращения «теневого» импорта.
      Объектом  изучения является «теневой» импорт.
 

1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности

1.1. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика. Специальная таможенная статистика

      Таможенная  статистика является одним из элементов  таможенного дела в Российской Федерации  и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом, валютным контролем и т. д. Она является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей.
      Задача  статистики внешнеэкономических связей заключается в предоставлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. Объектами ее учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции. Статистика внешнеэкономических связей включает таможенную статистику и статистику услуг во внешнеэкономической деятельности.
      В соответствии с п. 11 ст. 10 и ст.ст. 212—215 ТК РФ таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.
      Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).
      Таможенные  органы Российской Федерации ведут  сбор и обработку сведений о перемещении  товаров через таможенную границу, а также представляют и публикуют данные таможенной статистики в целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли России, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля; анализа состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.
      Целями  таможенной статистики являются:
    обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
    контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
      • анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного  балансов и экономики в целом.
      Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, используемой в России при декларировании товаров в тот или иной таможенный режим. Таможенной статистикой охвачены двенадцать из пятнадцати предусмотренных ТК РФ таможенных режимов.
      Кроме того, в таможенной статистике внешней  торговли ведется учет:
    вывоза и ввоза немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства;
    вывоза и ввоза ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении;
    товаров, предоставляемых в счет взносов в фонд технической помощи ООН, а также в качестве даров и безвозмездной помощи;
    бункерного топлива, продовольствия и материалов, проданных для иностранных и купленных у других стран для отечественных судов, самолетов и грузовых автомобилей;
    товаров, арендуемых сроком на один год и более по полной стоимости арендуемого товара на момент ввоза (вывоза).
      Государственный таможенный комитет России определяет объекты статистического наблюдения и учета, порядок такого учета, методы учета стран — торговых партнеров по импорту и по экспорту, а также порог статистического наблюдения и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней торговли.
      Количественный  учет наиболее полно отражает объемы международного товарооборота. В таможенной статистике внешней торговли количественный учет товаров ведется по весу нетто (чистый вес товара без внутренней и внешней тары). Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров, таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку.
      Статистическое  наблюдение за ввозом и вывозом товаров с территории Российской Федерации производится на основе данных грузовой таможенной декларации. Уникальность ГТД в этом плане заключается в том, что при ее заполнении используются цифровые коды классификаторов, позволяющие автоматизировать сбор данных.
      Учет  географического распределения  экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров:
    экспорт отражается по стране назначения (потребления) товара;
    импорт отражается по стране происхождения (производства) товара.
      Если  же в момент поставки страна назначения или происхождения товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт — по стране покупки товара. Таковыми странами следует считать: страна продажи (покупки) — это страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности.
      Русская таможенная статистика внешней торговли имеет довольно продолжительный  путь своего исторического развития. Дату ее зарождения доподлинно установить очень трудно, но с уверенностью можно сказать, что таможенные книги 1693—1694 годов уже дают довольно развернутую картину внешней и внутренней торговли в России конца XVII в.
      В настоящее время ГТК России ежегодно и даже ежеквартально издает публикации по статистике внешней торговли. Годовые сборники «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» в отличие от ежеквартальных бюллетеней ГТК России «Таможенная статистика внешней торговли» помимо данных о внешней торговле по товарным группам публикуют данные и по товарным субпозициям в натуральном и стоимостном выражениях. А в дополнение к официальным публикациям по таможенной статистике внешней торговли России выпускается также ежемесячная экспресс-информация по внешней торговле профилирующими товарами по импорту и по экспорту. Экспресс-информация выпускается на 30-й день месяца, следующего за отчетным и содержит данные в натуральном и стоимостном выражении. Экспресс-информация рассылается в Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства экономического профиля. Таможенная статистика включает также и специальную таможенную статистику, куда входят следующие объекты изучения:
    статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;
    статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета;
    статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении, в привязке к срокам поступления и суммам валютной выручки;
    статистика конфискатов, характеризующая количество случаев нарушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;
    статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных из России и пропущенных в нее;
    статистика международных перевозок, отражающая учет транспортных средств, пересекших границу Российской Федерации как на въезд, так и на выезд;
    статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу Российской Федерации.
      Данные  специальной таможенной статистики используются таможенными органами при подготовке справочно-аналитических материалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информационно-аналитических материалов для информирования о деятельности таможенных органов федеральных и в необходимых случаях — местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информации.
      С переходом страны на рыночные отношения интересы принятия стратегически выведенных управленческих решений, в том числе и в области государственного регулирования внешней торговли, требуют построения таможенной статистики не только на федеральном, но и на региональном уровне.
      Региональные таможенные управления обеспечивают выпуск статистических данных о внешней торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, входящих в зону ответственности соответствующего регионального таможенного управления.
      Выходные  формы публикаций таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в региональном разрезе позволяют иметь картину состояния внешней торговли каждого субъекта Российской Федерации. Данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в региональном разрезе представляются главам субъектов Российской Федерации и в ГТК России, а также главе местного органа государственной власти и управления, расположенного в административном центре соответствующего региона1.

1.2. Товарная номенклатура  внешнеэкономической  деятельности и функции таможенных органов по ее ведению

      В настоящее время экономическое  и научно-техническое сотрудничество между странами характеризуется быстрыми темпами роста международной торговли, появлением на рынке все новых и новых товаров, повышением доли их наукоемкости и технической сложности, повышением потребителей к их качеству и надежности.
      Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью  и сельским хозяйством разных государств и поступающих на мировой рынок, насчитывает сотни тысяч всевозможных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить каждый в отдельности, если не применять систему их группировки и не систематизировать по отдельным группам однородных товаров. Этим целям служит система классификации товаров.
      В практике внешнеторговой деятельности в Российской Федерации для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это общероссийский классификатор, который основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). ГС — это товарный классификатор, принятый в международной практике (в странах Европейского союза) в качестве товароведческой составляющей для публикации таможенных тарифов и статистики внешнеторговой деятельности.
      Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, классификация и кодирование  товаров являются важными составными элементами таможенного дела. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.
      Термин  «классификация» означает распределение  множества объектов на определенные подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и т. д.). В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваиваются специальные коды.
      Код товара по ТН ВЭД состоит из девяти цифр, где первые шесть цифр означают код товара по ГС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки  образуют код товара по ТН ЕЭС, девятая  цифра, пока во всех случаях «О», предназначена для возможных дополнений в будущем с учетом интересов России. В настоящее время в практику вводится десятеричная система кодирования товаров.t
      Декларирование  товара не своим наименованием, то есть неправильным указанием его кода по ТН ВЭД является нарушением таможенных правил. При декларировании товара в ГТД (графа 31) должно быть дано конкретное наименование декларируемого товара с учетом всех дополнительных его характеристик (размерные показатели, состав сплава, модель, волокнистый состав, конструкция и другие отличительные признаки).
      Пользование ТН ВЭД требует определенных навыков  и знаний. Для точного определения  кода товара необходимо использовать три составные части ТН ВЭД (собственно номенклатурную часть, Примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации ТН ВЭД). Комплексным руководством для определения кода являются Основные правила интерпретации и таковых правил шесть. В соответствии с пятью первыми правилами определяют товарную позицию (4 первые знака). По шестому правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (остальные знаки кода).
      К компетенции таможенных органов  среди прочего отнесена и функция ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Это -достигается путем:
    обеспечения отслеживания всех изменений и дополнений международной основы ТН ВЭД, международных пояснений и иных решений по толкованию этой основы;
    приведения ТН ВЭД РФ в соответствие с ее международной основой;
    обеспечением опубликования ТН ВЭД и вносимых в нее изменений;
    разработкой и утверждением пояснений по толкованию ТН ВЭД и обеспечением их опубликования;
    осуществлением ряда иных функций по ведению ТН ВЭД.
      Кроме того, таможенные органы представляют российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части, разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД; участвуют в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ.
      Решения о классификации товаров, принятые, таможенными органами являются обязательными. Решения же других органов и учреждений по классификации товаров в таможенных целях не используются2.
 

2. Методология статистики «теневого» импорта

2.1. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчете элементов теневой экономики

      Макроэкономические  показатели стали объектом пристального внимания в России в начале 90-х годов XX века, что стимулировалось внедрением в практику государственной статистики международной методологии учета и анализа. В этот период Правительство РФ утвердило «Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».
      В середине 90-х годов XX века в экономической теории и практике особенно актуальным стал вопрос о теневой составляющей макроэкономических показателей. Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» была предусмотрена разработка методологии получения информации о теневой экономике, поставлена задача создания системы мониторингов и обеспечения взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях.
      В странах Западной Европы и в Америке к этому времени уже сложился определенный опыт работ в этой области, тогда как в России имелись только разрозненные исследования, относящиеся к отдельным видам деятельности.
      Среди наиболее известных работ перечислим труды В. Танзи (V. Tanzi), Э. Фейга (E.L. Feige),. Ф. Шнейдера (F. Schneider), Ж. Виллара (J.-C. Willard), Д. Блэйдса (D. Blades), П. Пестьо (P. Pestieau), Ф. Бартелеми (Ph. Barthelemy), M. Кальзарони (М. Calsaroni), Ж. IlIapMca(J. Charmes), Б. Даллаго (В. Dalla-go), Б. Фрея (B.S. Frey) и др. Ими рассмотрены разные аспекты измерения теневой экономической деятельности (ТЭД) в целом или некоторых ее составляющих (в первую очередь скрытой и неформальной деятельности). Вопросы изучения нелегальной экономической деятельности (НЭД), а уж тем более, вопросы нелегального импорта, затрагиваются лишь в небольшой степени; основное внимание авторы уделяют классификации теневой экономики и выделению такой ее компоненты, как «нелегальная деятельность».
      Практически все авторы оценивали долю ТЭД в процентах к ВВП (или ВНП), не соотнося свои результаты с концепцией Системы национальных счетов. Внедрение результатов измерения ТЭД в СНС либо полностью отсутствовало, либо осуществлялось экспериментально, либо сопровождалось серьезными допущениями3.
      В зарубежной практике в качестве основного  метода учета ненаблюдаемых статистических явлений принят монетарный метод. Монетарный метод основан на предположении, что в нормальных экономических условиях при низкой инфляции и неизменной скорости обращения денег динамика производства ВВП должна совпадать с динамикой прироста денежной массы. Если же деньги выпускаются в оборот, а официальный показатель ВВП не растет, то можно предположить, что существует теневой ВВП, который и связывает лишние деньги. Разновидностью этого метода является анализ соотношения наличного и безналичного денежного обращения. При этом делается предположение, что неофициальные операции и сделки совершаются в основном при помощи наличных денег. Тогда увеличение показателя, характеризующего долю наличных денег в общей денежной массе по сравнению с неким «нормальным» уровнем, может служить индикатором теневой экономики.
      По  данным Л.Братановой, среди стран  – участниц ЕЭК производятся оценки по следующим видам нелегальной деятельности: производство, импорт, продажа и потребление незаконных наркотических средств, проституция, торговля незаконно ввезенной и произведенной аудио- и видеопродукцией, хищения, контрабанда.
      Качество  полученных результатов в области  измерения теневой деятельности зависит от достоверности и надежности информационной базы расчетов, адекватных методов сбора и обработки информации, комплексного подхода к информационно-статистическому обеспечению процессов ее измерения. Опыт зарубежных экономистов и статистиков в этой области не должен оставаться без внимания.
      В условиях России монетарный метод не мог быть использован, так как  его результаты, зависят от выбранного базисного периода, в котором полностью отсутствовала бы теневая составляющая макроэкономических показателей, а такой период трудно выделить. Кроме того, монетарный метод предполагает, что все теневые операции производятся в наличной национальной валюте. Это требование в условиях современного экономического развития России не может быть выполнено.
      Учитывая  специфику России, была предложена концепция определения объема теневых  потоков на базе Системы национальных счетов - той модели, которая используется для анализа пропорций и результатов функционирования рыночной экономики в 150 странах мира. Система национальных счетов (СНС) нацелена на обеспечение информацией органов государственного управления, позволяет охарактеризовать процессы формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономической деятельности. Именно данная модель используется для прогнозирования экономической ситуации страны. СНС предусматривает взаимосвязь всех макроагрегатов, что обеспечивает их комплексный анализ; а также взаимодействие трех стадий движения стоимости товаров и услуг, что позволяет проследить процесс возникновения теневых составляющих на каждой стадии. К тому же СНС может строиться как на региональном, так и на федеральном уровнях.
      Государственная статистика России использует понятие «ненаблюдаемая экономика», которое включает следующие элементы:
    скрытая экономическая деятельность - законная деятельность, преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов;
    неформальная деятельность, то есть деятельность индивидуальных производителей, домашних хозяйств, которая не охватывается официальной отчетностью;
    нелегальная экономическая деятельность, охватывающая производство товаров и услуг, запрещенное существующим законодательством4.
      Последний элемент фактически не учитывается  ни одной страной, нет четких указаний и по учету скрытой экономической деятельности. В силу этого в ненаблюдаемую экономику включаются только элементы, входящие в официальный процесс производства, но по тем или иным причинам не охваченные учетом. Эти составляющие отражаются в счете производства, а теневые потоки, формирующиеся на всех других стадиях движения стоимости, оказываются неучтенными.
      Переход от термина «теневая экономика» к  термину «ненаблюдаемая экономика» также представляет собой результат  длительных теоретических дискуссий  и принятых соглашений.
      Под теневой экономикой понимается совокупность операций, противоречащих требованиям учета, налогообложения и действующего законодательства и приводящих к появлению материальных и финансовых потоков, не выявляемых открытыми проверочными методами. На каждой стадии формируются свои теневые потоки, их объем вырастает по мере перехода от одной стадии к другой. На первой стадии создается только теневой продукт и услуги; на второй - теневая прибыль и скрытая оплата труда; на третьей - к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов.
      Выявление теневых потоков на каждой стадии движения стоимости требует некоторого изменения структуры счетов: добавление к каждой «официальной» статье ее теневой составляющей.
      В России одним из основных методов оценки качества данных об импорте являются так называемые «зеркальные» сопоставления импорта. Данный метод позволяет составлять показатели неучтенного ввоза, используя при этом наиболее актуальную и доступную на момент проведения расчетов информацию по группам товаров и корректировать макроэкономические показатели с учетом «теневого» импорта.

2.2. Зеркальные сопоставления  импорта в статистике  внешней торговли

      В России в соответствии с действующим законодательством ведение статистики внешней торговли осуществляется Федеральной таможенной службой. Генерируемые ею данные об импорте товаров важны и для организации бюджетного цикла, и для формирования макроэкономической статистики — платежного баланса, системы национальных счетов. Именно поэтому корректность сведений о ввозе товаров из-за рубежа с точки зрения их полноты, достоверности и методологической состоятельности представляет особую важность.
      Важность  учета «теневого» импорта обуславливается его огромными потоками и влиянием на экономику России. В таблице 1 представлены данные о структуре импорта некоторых стран-импортеров товаров в Россию. 

Таблица 1. Соотношение легального и теневого импорта за 2008 год в Россию по странам, %5
Страна «Белый» импорт Теневой импорт
«Серый» импорт Незарегистрированный, «черный» импорт
Китай 24 11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.