На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценообразование на образовательные услуги

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность образовательных услуг……………………………. 6
2. Методы ценообразования на образовательные услуги………………….. 8
     2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения …………………… 8
     2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги…. 12
     2.3 Метод «ощущаемой ценности»………………………………………. 17
     2.4 Методы, ориентированные на конкурентов ………………………. 20
3. Использование затратного  метода  ценообразования для определения цены обучения и точки безубыточности……………………………………  
22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список  использованных источников………………………………………... 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ
     За  последние годы объем образовательных  услуг на платной основе значительно увеличился, что было предусмотрено программой развития платных образовательных услуг на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 53. Благодаря расширению предоставления услуг по: дополнительному дошкольному образованию и воспитанию; углубленному и повышенному уровню (сверх установленных учебными планами) изучения предметов, дисциплин, курсов; подготовке специалистов на уровне среднего специального образования в профессионально-технических колледжах; подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе; получению на платной основе второго и последующего высшего образования; подготовке специалистов для отраслей экономики, использующих новые и высокие технологии; повышению квалификации и переподготовке кадров (планируется организовать в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении повышение квалификации и переподготовку кадров); подготовке специалистов для зарубежных стран намечалось увеличить объем платных образовательных услуг населению за пятилетие в 1,4–1,5 раза. Согласно программы целью развития платных образовательных услуг является создание условий для получения качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения в образовательных услугах и обеспечение их доступности. Неудивительно, что платные образовательные услуги в государственных образовательных заведениях являются основным видом предпринимательской деятельности. Размер получаемых внебюджетных средств от обучения в некоторых вузах достигает 50% от объема финансирования за счет бюджетных средств. В связи с этим важную роль играют вопросы ценообразования на платные образовательные услуги, регистрации цен на них и налогообложения полученных средств.
     Стоит учитывать, что образовательные  услуги как никакой другой вид  деятельности находится под пристальным  общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.
     Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления.
     Следует отметить, что негосударственные  образовательные учреждения в Беларуси не заменяют, а, скорее, дополняют государственную систему образования в решении проблем построения личностно - ориентированных моделей обучения. 

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.10.1991 № 1202-ХII «Об образовании» (с изменениями  и дополнениями) учебные заведения, финансируемые из средств республиканского бюджета, могут осуществлять прием лиц на платное обучение сверх доведенных контрольных цифр приема при условии соблюдения в указанных учреждениях норм и правил, предъявляемых к организации учебного процесса. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь 3 октября 2002 г. № 1376 «Об утверждении Перечня платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования» (с изменениями и дополнениями) перечень платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования, выглядит следующим:
1. Подготовка  специалистов с высшим и средним  специальным образованием, магистров,  научных работников высшей квалификации, кроме лиц, обучающихся на бюджетной  основе.
2. Подготовка  специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, а также подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана.
3. Переподготовка  и повышение квалификации руководящих  работников и специалистов, кроме  лиц, обучающихся на бюджетной основе.
4. Дополнительное (сверх установленных учебными  планами часов) обучение по  отдельным учебным предметам  (предметам), учебным дисциплинам  (дисциплинам), курсам*.
5. Изучение (сверх установленных учебными  планами) дополнительных учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), курсов*.
6. Профессиональная  подготовка, переподготовка, повышение  квалификации рабочих (служащих), кроме лиц, обучающихся на бюджетной  основе.
7. Подготовка  на подготовительных курсах, подготовительных отделениях, факультетах довузовской подготовки для поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального образования, и высшие учебные заведения.
8. Организация  итоговой аттестации для лиц,  не сдавших государственные экзамены или не защитивших дипломный проект в установленные учебным планом сроки.
9. Организация текущей аттестации для лиц, не сдавших экзамены, зачеты, не прошедших иные формы контроля результатов учебной деятельности, предусмотренные учебными планами и учебными программами, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, высших учебных заведениях, учреждениях образования (подразделениях учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров. 
 


10. Дополнительная подготовка (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе*, воспитание и обучение на дому по программе дошкольного образования.
11. Проведение занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования*.
12. Подготовка моделей (демонстраторов одежды).
13. Репетиторство (консультативные услуги) по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), курсам.
 При этом платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета), и их оказание не должно наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение обязано оказывать бесплатно для населения.
     Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. В связи с обширностью структуры образовательных учреждений, а так же схожему набору характеристик, хотел бы в данной работе раскрыть тему на примере учреждений высшего образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
     Анализ  ценообразования на любой товар  обычно начинается с изучения специфики  рынка данного товара. В экономической  литературе, а также некоторых  нормативных документах, относящихся  к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования.
     Прежде необходимо дать определение термина «образовательная услуга», кратко обозначить сущность понятий «услуга» и «образование». По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В соответствии с Законом РБ «Об образовании» Статья 2. Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
     Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или  выгода, которые одна сторона может  предложить другой и которые в  основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ.
      Неосязаемость.
    Неотделимость от источника.
    Несохраняемость.
    Непостоянство качества.
     Неосязаемость образовательных услуг не позволяет  ощутить весь объем полученных знаний без практического применения. Это  качество уникально. Важным следствием неосязаемости является то, что для  большей части услуг результат  приобретения услуги не подразумевает право собственности на нее.
     Нематериальный  характер  образовательных услуг  означает, что их невозможно: увидеть, попробовать, транспортировать, хранить  или изучать до момента их получения.
     Для укрепления доверия абитуриентов, родителей, общественности организация, предоставляющая образовательные услуги может: по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, каталоги, сайты в Интернете и др.), подчеркивать значимость своей услуги; привлекать внимание получателей образовательной услуги к получаемой выгоде образования в данном образовательном учреждении (глубина знаний, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, востребованность выпускников на рынке труда и т.д.).
     Неотделимость от источника образовательных услуг проявляется в том, что знания, которые дает учитель (преподаватель), дается и воспринимается одновременно.
     Второй  формой неотделимости от источника  является неотделимость получателя знаний от процесса предоставления услуги, получатель знаний должен присутствовать при создании услуги.
     С этой точки зрения производство и  потребление услуг тесно взаимосвязаны  и не могут быть разорваны.
     Многие  образовательные услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Учащийся, студент, слушатель не просто потребляет образовательную услугу, он подключается к ее производству. Участие потребителя в сфере образовательных услуг означает, что производитель услуг должен заботиться о том, какой объем образовательных услуг оказывается, каким образом (очно, заочно, дистанционно), и каково качество этих услуг.
     Несохраняемость образовательных услуг проявляется в том, что они  одновременно производятся и потребляются, и не подлежат инвентаризации. Но это не значит, что знания не устаревают, ведь наука не стоит на месте. Поэтому  потребитель образовательных услуг в праве требовать соответствия их велению времени.
     Образовательную услугу невозможно произвести впрок  или складировать. Она возникает  непосредственно в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг.
     Необходимо  постоянное изучение спроса потребительского рынка образовательных услуг, введение системы предварительных заказов  на дополнительные образовательные  услуги.
     Непостоянство качества образовательных услуг зависит от людей, взаимодействующих в процессе предоставления и получения услуги. С одной стороны, это означает, что даже если один и тот же человек (учитель, преподаватель) оказывает услугу нескольким потребителям образовательных услуг (учащиеся, студенты, слушатели курсов) абсолютно одним и тем же способом, у разных потребителей может быть разное восприятие того, что они получили, а следовательно, они будут испытывать различные чувства по поводу удовлетворения своей потребности. С другой стороны, человек, оказывая одну и ту же услугу, может варьировать  свои действия при каждом отдельном ее исполнении. Важную роль в этом играет его физическое и психологическое состояние, которое не может быть одинаковым каждый день.
     Для повышения качества образовательных  услуг необходимо не только соблюдение государственных стандартов образования, базисных планов, программ, но и разработка собственной политики контроля над качеством предоставляемых образовательных услуг, разработка фирменного стиля организации: название организации, логотип, проведение систематического обучения профессорско-преподавательского состава для повышения его профессионального уровня и качества образовательных услуг.
2. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  УСЛУГИ
2.1 Алгоритм формирования стоимости обучения
      Правильное  определение объекта сделки (образовательной  услуги как товара) позволяет найти  точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. «Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения.»[2]
      На  рис.1. представлена блок-схема предлагаемого алгоритма ценообразования. [5] 

      
      Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма ценообразования  

      Если  принять утверждение о том, что  цена сделки между вузом и гражданином  является рыночным феноменом и никак  не связана с будущей полезностью  специалиста в народном хозяйстве, то объективные основания для  определения цены образовательной услуги надо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можно утверждать, что «если известны три фактора — график потребительского спроса, функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара».
     Безусловно, эффективнее синтезировать цену на основе комплексного сочетания методов, базируясь на так называемом «магическом треугольнике» ценовой политики рис.2. [6] 

 

Рисунок 2 - «Магический треугольник» ценовой политики 

      Роли  перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки».
     Есть  два вида цен на образовательные услуги. 1. Цена спроса, т.е. максимальная цена, которую согласились бы заплатить потребители и 2. Цена предложения - это минимальная величина цены, за которую согласился бы производитель продать свои услуги. В идеале эти цены могли бы удовлетворить обе стороны. Но на практике, особенно в рыночных условиях, этого, как правило, не бывает.
      Представляется, что в качестве нижнего предела  цены в общем случае может выступать  среднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственных нормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место и скрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентов и, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний предел цены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара, что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработками лиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для того чтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разным специальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие по затратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы и кредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в цене образовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.
      Выбор конкретной модели ценообразования  зависит также от ограничений, налагаемых действующим в организации экономическим  механизмом и системой принятия решений. По мнению Ф. Котлера, «в небольших компаниях цены устанавливаются не специалистами по маркетингу или продавцами, а руководителями высшего уровня. В крупных же организациях цены, как правило, регулируют менеджеры подразделений и менеджеры товарных линий. Но и здесь высшее руководство задает общие цели и установки ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные руководителями низовых звеньев управления» [3]. При этом значение внутрифирменных отношений в процессе установления механизма ценообразования играет весьма значительную роль.
     В соответствии с пунктом 9 постановления № 242/48 стоимость платного обучения в государственном высшем учебном заведении определяется в размере экономически обоснованных затрат (и уровня рентабельности), необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учебном заведении, и с учетом спроса населения на получение образования по конкретным специальностям (специализациям).
     Стоимость платного обучения утверждается ректором без согласования с вышестоящим органом государственного управления и не подлежит регистрации в установленном порядке.
     Стоимость платного обучения студентов (учащихся) формируется на основе плановых затрат, необходимых для обеспечения процесса обучения. При этом она не должна превышать суммы фактических затрат на подготовку специалистов (включая все расходы), обучающихся в данном учебном заведении за счет бюджетных средств, налогов, сборов и отчислений, включаемых в стоимость (цену) в соответствии с действующим законодательством. Рентабельность при формировании цен на платные услуги должна устанавливаться на уровне не более 40% к плановым затратам для государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 126 от 28 февраля 2006 г. Для частных учреждений уровень рентабельности составляет не более 25% согласно Указу Президента Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 590 «О некоторых вопросах формирования стоимости обучения». Стоимость платного обучения дифференцируется в зависимости от специальности (специализации) и формы обучения (дневная, заочная, вечерняя).
     Утвержденная  стоимость обучения может подвергаться корректировке в связи с изменением по решению Правительства тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы, условий оплаты труда этих работников, роста тарифов на коммунальные услуги и других расходов, необходимых для обеспечения процесса обучения.
     Ранее разрешено было производить единовременное повышение цен на услуги по обучению на величину квартального индекса. Таким образом, учреждения образования могли осуществлять единовременное увеличение размера платы за обучение на величину установленного квартального индекса. В этом случае стоимость платного обучения утверждалась руководителем и не подлежала регистрации. В случае увеличения размера платы за обучение на большую величину (в связи с изменением других расходов, за исключением зарплаты и начислений на нее), плата за обучение должна быть зарегистрирована в установленном порядке.
     Предельные  индексы устанавливались в период со 2-го полугодия 1999 г. по III квартал  2001 г. Начиная с IV квартала 2001 г. учреждениям  образования предоставлено право  самостоятельно определять величину изменения  цен на  платные услуги исходя из целесообразности и экономической эффективности. В качестве ориентира при изменении цен можно использовать прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., прилагаемые к Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Затратный метод ценообразования на образовательные услуги
     В связи с тем, что своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения, ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. Именно по этой причине в основу расчета положен принцип безубыточности. Тем самым организация страхует себя от нецелевого использования средств и устанавливает для этих подразделений задания, нацеливающие их на активную работу на образовательном рынке. Количественная оценка базовой цены, обеспечивающая минимальную рентабельность, дает хороший внутренний ориентир стабильного функционирования государственных и негосударственных образовательных учреждений. Необходимо помнить, что затратный подход не учитывает воздействие факторов, формирующих спрос.
     Стоимость платного обучения утверждается руководителем  учебного
заведения в белорусских рублях.
В соответствии с Порядком расчет стоимости обучения составляется в разрезе следующих статей затрат:
     1) заработная плата;
     2) начисления на заработную плату;
     3) приобретение предметов снабжения  и расходных материалов;
     4) командировки и служебные разъезды;
     5) оплата транспортных услуг;
     6) оплата услуг связи;
     7) оплата коммунальных услуг;
     8) прочие текущие расходы на  закупку товаров и оплату услуг;
     9) капитальные вложения в основные  фонды;
     10)  налоги, сборы и отчисления (в отношении государственных
вузов действуют  льготы).
При расчете  не учитываются суммы, выделенные учебному заведению по статьям 30 03 00 «Трансферты населению» и 40 00 00 «Капитальные вложения в основные фонды».
     Расходы по статье «Заработная плата» определяются исходя из условий оплаты труда, действующих для отраслей бюджетной сферы, и единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Плановый фонд заработной платы при этом исчисляется с учетом типовых штатов и штатных нормативов, норм нагрузки, ставок заработной платы, должностных окладов и условий оплаты труда для организаций бюджетной сферы. Нераспределенная учебная нагрузка штатным преподавателям и преподавателям-совместителям оплачивается по ставкам почасовой оплаты. Другие текущие расходы определяются по установленным нормам, тарифам и расценкам, а при их отсутствии - по средним фактическим расходам на одного обучающегося согласно отчетным данным с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании прогнозного индекса потребительских цен на очередной год.
     При определении стоимости платного обучения по заочной форме учитывается 40% затрат, приходящихся на одного обучающегося по дневной форме.
     С учетом сказанного приведем блок-схему для определения цены затратным методом.
 

Рисунок 3 - Блок-схема процедуры определения цены затратным методом
Основными исходными материалами для расчета выступают:
1) учебный план образовательной программы;
2) нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС) — количества академических часов, отводимых на индивидуальные консультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;
3) ставки почасовой оплаты труда ППС.
     Предлагаемый  метод предусматривает использование  в качестве базы фонда оплаты труда  ППС, т.е. остальные статьи калькуляции  находятся путем умножения величины этого фонда на некоторые коэффициенты.
     Первоначально устанавливается планируемое количество обучаемых в группе N и средняя  почасовая оплата труда ППС (С). Затем  на основе учебного плана данной образовательной  программы определяется общий объем (V) учебной работы в академических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группой или потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и индивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работы пропорционально количеству обучаемых (N).
     После нахождения фонда оплаты труда ППС  с помощью соответствующих коэффициентов dy и da рассчитываются фонды оплаты труда учебно-вспомогательного персонала (УВП), административно-управленческого (АУП) и прочего персонала. Найденные значения Фу и Фа включают как заработную плату, так и все виды поощрительных и премиальных выплат. Значения коэффициентов dy и da устанавливаются вузом самостоятельно; в качестве ориентира могут выступать рекомендации по формированию базы оплаты труда при бюджетном финансировании.
     Коэффициент kн, определяющий размер начислений на оплату труда, устанавливается действующим законодательством и составляет в настоящее время kн = 0,34, а 0,01 высчитывается непосредственно из заработной платы работника.
     Планирование  прямых затрат на реализацию данной образовательной  программы Зп и затрат на содержание вуза Зв осуществляется путем установления значений и соответствующих коэффициентов kп и kв и зависит от характера и содержания образовательной программы, структуры и состояния основных фондов образовательного учреждения.
   В состав затрат Зп следует включить:
- затраты на содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов, непосредственно используемых в учебном процессе по данной образовательной программе;
- затраты на приобретение (обновление) учебного оборудования, необходимого для использования в учебном процессе по данной образовательной программе;
- текущие учебные расходы;
- канцелярские и прочие расходы.
   Затраты на содержание вуза Зв предусматривают:
- расходы на содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений, лабораторного оборудования, парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, автотранспорта и пр.);
- затраты на издание учебно-методических и научных работ;
- расходы на подготовку и повышение квалификации ППС;
- затраты на поддержание имиджа учебного заведения;
- расходы на социальные нужды;
- прочие расходы.
   Очевидно, что образовательные программы  одного уровня могут существенно различаться по себестоимости, что, во-первых, нежелательно в рамках одного вуза, а во-вторых, существенно повлияет на спрос.
     В этой связи представляется весьма удачным предложение устанавливать норматив рентабельности р относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы ППС.
   Однако  затратный метод имеет целый  ряд сложностей и ограничений:
1) при установлении «затратной» цены в расчет совершенно не принимается сложившийся уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу, поэтому вузы не способны вести гибкую ценовую политику — при снижении спроса на ОУ могут возникнуть затруднения с ее реализацией и наоборот  при складывающихся благоприятных тенденциях в изменении спроса продуцент ОУ лишается возможности получить более высокие финансовые результаты за счет использования удачной конъюнктуры рынка;
2) при применении данного метода ценообразования возникают трудности расчетного характера, связанные с оценкой себестоимости ОУ. Дело в том, что расчет себестоимости по фактическим затратам неизбежно приводит к тому, что за основу начинают браться затраты вуза, расписанные в бюджетной смете. Однако уровень обоснованности бюджетных смет вызывает серьезные сомнения. Если же расчет себестоимости производить по затратам, определяемым нормами и нормативами, то возникают проблемы, связанные с наличием и актуальностью нормативной базы;
3) при затратном способе ценообразования игнорируется влияние цен конкурентов на спрос. По этой причине ценовая конкуренция между продуцентами минимальна;
4) достаточно сложным является вопрос о размере планируемой нормы прибыли. Если в качестве базы для ее исчисления используется полная себестоимость, то вуз будет заинтересован в росте себестоимости для увеличения массы прибыли. Если же за базу берется какой-то компонент себестоимости, то аналогичная проблема возникает уже по отношению к этому базовому компоненту;
5) исчисленная затратным способом цена не отражает меры полезности образовательного продукта для потребителя, не принимает во внимание квалиметрические показатели образовательной услуги;
6) коллективный характер предоставления и потребления образовательных услуг, зависимость себестоимости ОУ от укомплектованности учебной группы существенно влияют на объективность ценообразования затратным методом.
2.3 Метод «ощущаемой ценности»
     Принципиально иной подход по сравнению с затратным  способом ценообразования лежит  в основе метода «ощущаемой ценности». Основной доминантой определения цены в этом случае является оценка интегральной полезности услуги, причем эта оценка производится потенциальным потребителем. Ключевым фактором установления цены является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Установление цены в этой ситуации начинается с выявления потребностей и оценок соотношения между ценой и ценностью образовательного продукта.
     «Поэтому большой интерес представляют предложения, для более полного учета в цене различных факторов, формировать верхний (с позиции потребителя) и нижний (с позиции производителя) уровни цены.
При этом в числе важнейших переменных предлагается учесть:
- период старения знаний (Т);
- длительность обучения (Т+);
- показатели выигрыша или потерь предприятий (организации-потребителей) за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно   отвлечения кадров на учебу (Y и Z).
В этих обозначениях верхний предел цены за обучение имеет вид: 

Цв=Y*(Т–Т+)–Z*T+,   

а нижний предел определяется по формуле: 

Цн=(1+К)*(Аm/n+В1/n+F/n)*Т+  

где  К – минимально допустимый уровень рентабельности;
    А, В  – средние ставки заработной платы в расчете на типовую структуру профессорско-преподавательского состава;
     m, n – численность преподавательского  и вспомогательного состава;
     F – уровень условно-постоянных  затрат.
     Из  приведенных формул видно, что соглашение о приемлемой для обеих сторон сделки цене возможно - либо при повышении цены Цн, предлагаемой потребителем ОУ, либо при понижении цены Цв, запрашиваемой производителем ОУ.
     Первый  путь предполагает либо увеличение результативности подготовки, либо сокращение длительности обучения, либо сокращение потерь предприятия из-за отвлечения кадров на учебу иным способом (например, избирательное направление на переподготовку в основном тех, от отсутствия кого на работе потери будут минимальны, т.е. кто менее результативен).
     Второй  путь означает либо интенсификацию труда персонала образовательного учреждения без соответствующего вознаграждения в заработной плате, либо дальнейшее снижение уровня рентабельности ОУ, либо сокращение условно-постоянных затрат, либо уже упомянутое при рассмотрении первого пути сокращение длительности обучения (вариант интенсификации).
     Из  всего этого прогрессивным может  быть признано увеличение результативности подготовки и связанная с ним  интенсификация учебного процесса. Но это уже явно ведет к росту  продажной цены ОУ, и его придется тщательно соизмерять с ростом результативности обучения, образования.
     Для того чтобы обучение для потребителей имело смысл, надо выполнить условие: 

Цв=[Y*(T-T+) – Z*T+]*(1-K) 

Формула нижнего предела цены может быть упрощена с учетом того, что условно-постоянные затраты рассчитываются на единицу времени до вида: 

Цн=(1+К)*(Am+Вn+F)*T+  

Необходимо  иметь в виду, что в целях  уточнения процесса формирования верхнего предела цены в ее формулу должна быть введена поправка, учитывающая  соотношение фундаментальных и специальных знаний в системах вузовской и послевузовской подготовки.» [7]
     «Усиление фундаментальности обучения в вузе увеличивает затраты на адаптацию выпускников по месту работы (что также с неизбежностью входит в цену потребления специалистов) и в то же время, благодаря долговечности фундаментальных знаний, отдаляет потребность в послевузовской подготовке. Наоборот, чрезмерная специализация, чревата потерями при несоответствии спроса предложению и приближает настоятельность переподготовки.
     Очередная поправка, которая в этой связи  должна быть внесена в формулу, определяющую величину Цв, связана с введением периода адаптации обученного специалиста на производстве, который должен быть учтен с поправочным коэффициентом усредненной промежуточной эффективности труда специалиста в этот период.
     Еще более точно, надо говорить не о едином периоде устаревания знаний (Т), а  о различных периодах применительно  к устареванию знаний отдельно по модулям общекультурной (гуманитарной), общенаучной, компьютерной, конкретно-экономической и специальной подготовки.
     Вместе  с тем, даже с учетом этих достаточно тонких факторов, определить окончательную цену образовательной услуги метода «ощущаемой ценности», приемлемой для предприятия-потребителя сложно. Дело не только в том, что образовательные услуги разных степеней на шкале фундаментализация – специализация имеют разные сроки амортизации, но еще и в том (и это принципиально), что эти разные образовательные услуги имеют не единственного потребителя (предприятие - работодатель), а разные типы потребителей, причем заинтересованных в разной степени. Среди потребителей - не только предприятия, но и общество и его социальные слои, группы, а также сам человек как единственный конечный потребитель образовательных услуг. Соответственно реальное наполнение предложенной математической модели различно для разных групп потребителей.
     Не  требует особых обоснований утверждение, что если для предприятия-потребителя  эффект от образовательной услуги общекультурной (гуманитарной) и общенаучной подготовки ограничен по крайней мере средним периодом времени, которое специалист является работником данного предприятия, то для общества в целом и для самой личности специалиста этот эффект проявляется на протяжении всей человеческой жизни.» [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Методы, ориентированные на конкурентов
     Эффективность ценообразования на образовательные  услуги зависит и от конкурентного  поведения самого вуза и других субъектов  на рынке.
     Установив нижнюю границу цены на образовательные  услуги вуза, можно перейти к установлению цен на конкретные специальности  с учетом рентной составляющей. Здесь возможно проведение специальных маркетинговых исследований, предполагающих выявление более или менее точного вида функции спроса абитуриентов в динамике. В идеале сегментация рынка может проводиться не только по специальностям и формам обучения, но и по подпрограммам с установкой индивидуальных цен для всех категорий потребителей.
     Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен других вузов по аналогичным образовательным программам. В этом случае вуз ориентирует свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов на рынке образовательных услуг. Возможность применения этой группы методов зависит от степени дифференциации образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли, принадлежащей данному субъекту рынка.
     В зависимости от конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг  вузы могут выбирать различные методы этой группы:
- ориентация на средние рыночные цены;
- ориентация на ценового лидера;
- ценовой картель (соглашение конкурирующих субъектов рынка образовательных услуг об установлении единых цен)
     Учет  уровня цен конкурентов при определении цен на образовательные услуги вуза обусловливает необходимость проведения маркетинговых исследований цен на образовательные услуги. Данные исследования позволяют провести анализ цен на аналогичные образовательные программы, предлагаемые конкурирующими вузами, сделать выводы об уровне конкуренции по специальностям.
     Если  затруднительно установить совпадение цены и предложение, изучается структура, величина спроса, его эластичность от изменения цены. Зависимость между величиной спроса на конкретную услугу и ее ценой выражается кривой спроса, имеющей в соответствие с законом спроса отрицательный наклон. Наклон кривой спроса, ее эластичность определяет размер снижения цены, необходимой для увеличения спроса на 1 %. Известно, что, если кривая имеет крутой наклон, для достижения точки, в которой спрос будет больше на 1 %, требуется значительное снижение цены и наоборот, если кривая спроса пологая, можно ограничиться небольшим уменьшением цены, что можно увидеть на рисунке 4: 

 

Рисунок 4 – Кривая спроса [4] 

     На  основе информации, полученной в ходе исследования, разрабатываются рекомендации по совершенствованию ценовой политики. Маркетинговые исследования цен  на образовательные услуги, проводимые вузами, должны иметь периодический  характер, реализовываться в форме мониторинга, результатом которого выступает сформированная и регулярно обновляемая база данных цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза. Проведение работ в данном направлении обеспечит рост эффективности процесса ценообразования в учреждениях высшего профессионального образования и как следствие, позволит повысить конкурентоспособность субъектов рынка образовательных услуг.
     Образовательные услуги в покупательском поведении  рассматриваются не просто как обмен  денежных средств на конкретный набор знаний, а как обмен на индивидуальные, личностные социальные преимущества, стиль жизни, которые потребители могут иметь в перспективе. Ценообразование в этом случае должно учитывать не просто и не столько традиционные стоимостные характеристики производства и предоставления образовательной услуги (себестоимость и прибыль, наценка), сколько значимость и степень оценки представителями целевой аудитории относительно торговой марки.
     Конкурентные  методы привлекают многие вузы, в том  числе и своей простотой — нет необходимости содержать в штате опытных специалистов для профессиональной оценки затрат или предполагаемого спроса. При всех достоинствах данной группы методов (простота, оперативность, учет рыночной ситуации) их обособленное использование нецелесообразно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.