На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Азиатский вектор во внешей политике РК

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 В  В Е Д Е Н И Е
 
     Прошло  чуть больше десяти лет со времени  выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война. В ту пору государства только начинали приступать к строительству нового мира, именно в те годы произошло становление принципиально новых международных организаций, таких как ООН, затем СБСЕ и других. Однако полной реализации миротворческих усилий, несомненно, мешали конфронтация и противостояние двух систем. И вот теперь перед мировым сообществом встали практически те же, только несколько обновленные и более гуманные задачи. После периода противостояния появился шанс установить подлинно новый миропорядок, построенный на доверии и сохранении безопасности, насыщенного диалога между странами - как развитыми, так и развивающимися, как с устоявшейся государственностью, так и молодыми. И для нас чрезвычайно важно, что эти процессы в последние годы происходили при непосредственном участии Казахстана.1
     Казахстан стал одним из инициаторов вхождения  в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством.
     Данная  дипломная работа посвящена проблемам  формирования внешней политики Казахстана в условиях глобализации. В работе анализируется геополитическая ситуация в современном мире накануне и в начале XXI века, внешняя политика ведущих мировых держав. Важную роль во внешней политике Казахстана играют страны Азии, являющиеся нашими ближайшими соседями. Поэтому вся работа посвящена именно АЗИАТСКОМУ ВЕКТОРУ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА.
     Основной  целью работы является определение  роли стран Азии в развитие Казахстана и обоснование перспектив сотрудничества.
     Особое  место в первой главе работы уделяется  вопросам глобализации экономики как  важного политикоформирующего фактора. Здесь же раскрываются приоритеты внешней политики страны. Детально рассматривается актуальная проблема экономизации внешней политики Казахстана. Эта задача впервые была сформулирована Президентом Н.А.Назарбаевым на расширенном заседании Коллегии МИД РК 14 сентября 1998 года.
     В работе обстоятельно излагается деятельность Казахстана как полноправного и  активного субъекта международных  отношений в ООН и других международных  организациях и учреждениях.
     Во  второй, основной главе рассматриваются в основном отношения Казахстана с азиатскими государствами. Подробно рассматривается роль стран Азиатско-тихоокеанского региона в геополитических отношениях и их влияние на внешнюю политику Казахстана. Более подробно рассмотрены отношения нашей страны с Китаем. Приведены некоторые статистические данные, анализируя которые, понятны ответы на вопросы: почему Республике Казахстан выгодно сотрудничать с Китаем и другими азиатскими странами. В работе нашли свое отражение отношения Казахстана со странами СНГ в многостороннем и двустороннем форматах. В концептуальном плане излагаются экономические аспекты интеграции стран-членов Содружества Независимых Государств. Представлена стратегия Евразийского партнерства.
     Третья  глава посвящена проблемам и  перспективам превентивной дипломатии в Азии.
     Дипломная работа написана на основе изучения и  анализа широкого круга источников таких авторов как К.Токаев, У.Касенов, Б. К. Таижанов, Сыражкин К., Султанов К., С. Примбетов, И. Алесин, А. Х. Христанбекова, Г. Б. Хан и других. Используется множество работ Н.А. Назарбаева, приводятся цитаты из статей периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава первая. Внешняя политика Республики Казахстан 

1.1. Место  Республики Казахстан в мировом экономическом пространстве после приобретения государственного суверенитета 

     Судьба  распорядилась так, что время  трудных раздумий и решений радикального переустройства жизни выпало на наш  народ. Тоталитарное общество, создавшееся многолетними усилиями коммунистического режима, развалилось буквально на глазах. Можно назвать немало причин столь быстрого и необратимого разрушения, казалось бы, мощнейшей сверхдержавы. Я согласен с мнением Н.А.Назарбаева, что главная из них заключается в том, что в СССР изначально отсутствовал механизм самовосприятия и самоопределения человека. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя истинными хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безгласными винтиками партийно-государственной машины. Не случайно, как только прежние идеологические формы развеялись в прах, многие растерялись и сегодня живут ощущениями путника, потерявшего знакомые ориентиры. Мы отказались от строительства “светлого будущего” по туманным проектам марксизма-ленинизма. Нам необходима была четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, которая давала бы возможность увидеть каждому азимуты движения, обрести уверенность в предсказуемости событий. Мне кажется “Стратегия становления и развития суверенной республики Казахстан” Назарбаева отвечала этой необходимости.2
     История так распорядилась, что Казахстан  в период распада биполярного  мира оказался в эпицентре мировой  политики. На месте сверхдержавы появились  новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.
     Незнание  наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам. 90-е годы - период коренной ломки прежних отношений в международных делах, период крайней нестабильности и появления новых “демонов” - региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма.3
     Перед нами стояла не только задача налаживания  международных связей, но и преодоления  мощного негативного барьера, созданного некоторыми политиками и средствами массовой информации. Мы должны были решить несколько проблем.
     Во-первых, показать, что на самом деле представляет собой наше государство.
     Во-вторых, обеспечить не только международное  признание Казахстана, но и его безопасность, территориальную целостность.
     В-третьих, включиться в мирохозяйственные  экономические связи. Тогда же началось становление нашей внешней политики.
     В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических гигантов, международных организаций могли переломить ситуацию. Именно поэтому нашему президенту Н. Назарбаеву пришлось провести целую серию зарубежных поездок.
     В ходе этих визитов решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю договорную базу межгосударственных отношений. Без подписания соглашений о дружбе и сотрудничестве, договоров об основах взаимоотношений не могли быть установлены деловые контакты. Мы добились того, что с первых дней нашей независимости многие развитые страны заключили с нами полномасштабные экономические соглашения, установили режим благоприятствования в торговле.
     Кроме того, для многих Казахстан был terra incognito, землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав наших государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к различным моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. По моему мнению, это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической, экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая дала положительные результаты.
     С обретением суверенитета, вступлением  в ООН и целый ряд международных  организаций Казахстан столкнулся с новыми для него проблемами собственной  внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику и мировое сообщество.
     Оказавшись  на международной арене, Казахстан  окунулся в качественно иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого  государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. Но при всем этом внешняя политика Казахстана призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит его народам достойное место в мировом сообществе.
     Специфика геополитического положения и этно-демографического состава, уровень развития экономики  и военного строительства Казахстана делают доминирующим в обеспечении  его безопасности не военные, а политические средства с опорой, прежде всего  на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию, особенно на нынешнем, драматичном отрезке становления государственности республик бывшего Союза.
     В результате развала советской империи  возник абсолютно новый геополитический  расклад, в котором Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским регионом, а также Россию с южными странами. Россия и Казахстан стали своеобразным «интеграционным узлом», связывающим Азию, Европу и Америку.4
     Наша  республика, появившись на политической карте, неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных  интересов, подразумевая под этим, прежде всего территориальную целостность  и суверенитет, благополучие граждан  и защиту их конституционных прав. С учетом происходящих в Казахстане крупных социально-политических преобразований Президентом Н. А. Назарбаевым в качестве долгосрочной цели внешней политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства.
     В качестве непременного условия была поставлена задача достойного вхождения  Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных организациях.
       Уже 5 марта 1992 года Казахстан  был принят в ООН. Таким образом,  мы получили возможность быть  причастными к мировым делам  и общечеловеческим проблемам,  находиться в русле современного  цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего государства. В этой связи определяющее значение имело первое выступление в ООН Президента РК Н.А.Назарбаева, состоявшегося на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление Президента РК, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы, стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во Всемирной организации. Взвешенный и прагматичный курс главы нашего государства, приверженность Республики соблюдению норм международного права вызывают уважение и поддержку со стороны государств - членов и руководства Организации.
     В дипломатических кругах и Генеральным  секретарем Организации признается, что содержание инициативы Президента Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии полностью соответствует целям и принципам Устава ООН. Три совещания с участием постоянных представителей более 20-ти азиатских стран при ООН и международных организаций, проведенных в США (Нью-Йорке) по итогам совещаний по СВМДА в Алматы, показали активную поддержку этой инициативы со стороны многих стран. Постпредством также проводится целенаправленная работа по продвижению инициатив Казахстана о созыве специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной проблемам постконфронтационной эры. Активный интерес вызвала в ООН выдвинутая Президентом Казахстана идея создания Евразийского союза. Представители государств - членов подчеркивают дальновидность этой инициативы в свете объективных тенденций современного развития, ее направленность на укрепление стабильности и безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением Казахстана способствовать укреплению международной безопасности и стабильности обусловлен сбалансированный и реалистический подход нашего государства к мировым политическим проблемам. Позиция нашей Республики при голосовании по наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи признается и получает в целом позитивную оценку на этом международном форуме. Важнейшим событием года явилась Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора, которая прошла в Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого являются 175 государств, на протяжении 25 лет был самым широко признанным инструментом контроля над вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Это было позитивно оценено мировым сообществом как практический вклад нашей страны в дело укрепления международного мира и безопасности. За первые годы своей независимости Казахстан, благодаря внешнеполитическому курсу его руководства, приобрел на международной арене позитивный имидж, располагает существенными потенциальными возможностями для гармоничной интеграции в мировое сообщество. Поэтому, как бы ни было трудно, необходимо с самого начала строить дипломатическую деятельность, ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы. Следует, четко определяя приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в работе ключевых форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в работе ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам в первую очередь тем, которые входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом, безусловно, членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую и иную отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства - укреплению национальной безопасности.5
     Жизненно  важным интересам Казахстана соответствует  дальнейшее закрепление тенденции  к утверждению в отношениях между  государствами основополагающих принципов  международного права как средства решения и регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего геополитического положения Казахстан придерживается политики многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений как с европейскими, так и с азиатскими странами. 

1.2. Республика  Казахстан в условиях глобализации 

     На  пороге XXI века мировое сообщество сталкнулось с проблемами, вызванными глобальной перестройкой существующего миропорядка. Новые геополитические и экономические реалии становятся катализаторами всеобщего и регионального развития. Судьбы человечества уже не зависят от баланса сил двух противоборствующих систем, характерного для периода "холодной войны". В складывающейся сегодня многополярной системе мировой политики определился целый ряд центров притяжения и влияния: могущественная мировая держава - Соединенные Штаты Америки, стремительно идущая к объединению Европа, наш великий сосед - Россия. Весьма активно идет становление влиятельных центров мировой политики в Азии, прежде всего в лице Японии и Китая.
     Существенным  фактором мировой политики в конце XX века становятся "глобальные вызовы". Поэтому потребность в институтах и механизмах политического оформления процессов, выходящих за рамки отдельных государств, сильна как никогда ранее. Государства и негосударственные субъекты во все возрастающей степени становятся зависимы от событий, происходящих где-либо на земном шаре. Опутывающие весь мир экономические, политические, экологические и культурные связи втягивают государства, организации, предпринимательские структуры и отдельных индивидуумов в клубок сложных взаимоотношений.
     Взаимозависимость стала совершенно новым явлением нашего времени. Глобализация привела к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества.
     В условиях глобализации экономические  и финансовые проблемы в отдельных странах не только проецируются на сопредельные регионы, но и все сильнее сотрясают соответствующие международные институты. Нынешний мировой финансовый кризис высветил по меньшей мере два момента: важность тесного международного сотрудничества в преодолении его последствий и необходимость реформирования действующей глобальной финансовой системы.
     Не  менее важными остаются глобальные проблемы, связанные с перенаселенностью, истощением ресурсов, деградацией среды обитания, которые, несмотря на усилия мирового сообщества и последние годы, продолжают обостряться.
     Сегодня политика и экономика, более чем  когда-либо, зависят друг от друга. В то же время в условиях возрастающей глобализации могут складываться напряженные взаимоотношения между политикой и экономикой.6
     Внешний мир за последнее десятилетие существенно изменился. Республика Казахстан ведет поиск своего места в этом меняющемся мире. За годы независимого развития, концептуально оформилась внешняя политика Казахстана. Укрепился международный авторитет нашей страны.
     В современных условиях беспрецедентно возросли масштабы и влияние международных отношений как на жизнь отдельных стран, так и на развитие человечества н целом. Любое государство, независимо от своего реального веса и влияния, оказывается вовлеченным в дела всего мирового сообщества. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что процесс изменений наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социальную и духовную сферы. Наиболее зримым проявлением и показателем указанного процесса является глобализация. По мнению российского политолога Гаджиева К.С., в наиболее общем виде под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а, с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.7
     Глобализация  предполагает, что множество экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия, как в пределах отдельных государств, так и между государствами.
     Неотъемлемой  чертой мирового развития на пороге XXI века стала глобализация экономики.
     В мире происходит утверждение экономического универсума, при котором глобальная экономика становится ее правящей системой. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь она превращается и самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств. Причем возникает нечто большее, чем просто хозяйственный организм планеты. Происходит радикальный сдвиг в типологии мировых координат, привычных способах проекции власти: из области военно-политической - в сферу политэкономическую. Экономики начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как политика и даже как идеология новой эпохи.
     Еще не так давно экономическое пространство планеты состояло в нашем представлении из экономик отдельных стран: больших и малых, доминирующих и зависимых, высоко- и слаборазвитых. И вполне оправданной была уверенность, что каждое государство (народ, страна) в решающей мере самостоятельно обустраивает свое хозяйство, формирует свою судьбу. Сейчас ни одно государство мира, даже США, не является в этом смысле самодостаточным. Положение каждой страны все больше определяется и характером взаимодействия с другими странами, и глобальными наднациональными процессами. Причем последствия этой зависимости от межгосударственной и наднациональной глобализации не очень-то вписываются в ту схему развития совокупности стран планеты, которая была, казалось, незыблемой в начале и середине XX века.
     Феномен глобализации экономики как явления  современного мирового развития имеет  всеобъемлющий характер. На сегодняшний день экономическая наука сосредоточила свое основное внимание на пяти направлениях: финансовая глобализация, становление многонациональных корпораций (МНК), регионализация экономики, интенсификация мировой торговли, тенденция к конвергенции.
     Глобализация - двойственный процесс, развивающийся  одновременно в межгосударственных и транснациональных формах. Отсюда множественность ее носителей: государства, их коалиции, международные организации, неправительственные организации. Хотя актеров много, но не настолько, чтобы взаимодействие между ними проходило по правилам свободной конкуренции. Оно носит скорее олигополистический характер.
     В настоящее время многие страны ищут свои специфический путь участия  во всемирных процессах, что порождает  множество разнообразных концепций  глобализации. Однако, несмотря на множественность  таких концепций, всем им присущ целый  комплекс общих подходов. Основными из этих подходов являются следующие:
  - Признание рыночных отношений  и мировых рынков в качестве  основного связующего звена глобальной  экономики: признание необходимости  широкого распространения передовых  технологий и других достижений  передовой науки и техники.
    Участие в глобализации мировой политики все большего числа стран и народов посредством подключения их к международному переговорному процессу, имеющему целью снизить порог ядерной опасности и угрозы мировых войн, свести до минимума применение силовых, в том числе военных методов как способов разрешения противоречии и разногласии.
    Распространение демократии, утверждение прав человека, гуманитарных норм поведения в международной и внутренней жизни стран.
    Акцент на возможности интеграции и взаимообогащения культур в рамках цивилизационного сближения Запада и Востока, постепенном преодолении традиционализма.
    Видоизменение   проблем   национальной   безопасности вследствие глобализации, снижение угрозы новых мировых воин, но не снятие с повестки дня вопросов глобальной, региональной и национальной безопасности.
    Расширение перечня задач обеспечения безопасности за счет появления или обострения таких факторов, как религиозные противоречия, углубление различий в уровнях развития между передовыми и отсталыми странами, между Севером и Югом. Особенно опасным в этом отношении становится Африканский континент.
    Обострение     проблемы     использования     природных ресурсов,   так  как,   несмотря   на   развитие   наукоемких   и   мало ресурсных технологий, темпы         развития         мировых производительных сил пока еще обеспечиваются интенсивным крупномасштабным потреблением как природных, так и трудовых резервов.  Безопасность стран и народов все больше зависит от сбережения водных запасов, а так же запасов энергетического сырья, от состояния окружающей среды в целом.
 
     На  нынешнем этапе развития нашей страны экономический компонент ее внешней  политики должен способствовать решению следующих задач:
     - мобилизации крупномасштабных инвестиций  в экономику Казахстана со стороны индустриально развитых стран Запада, Азии и Ближнего Востока, а также международных финансово-экономических институтов;
     - привлечению отдельных государств  и международных организаций к оказанию практического содействия Казахстану в решение экономических задач, а также проблемы обеспечения выхода к мировым коммуникациям. Не менее важно направить практические усилия мирового сообщества на ликвидацию последствий экологических бедствий в зоне Аральского моря и Семипалатинского региона;
     - осуществлению программ подготовки  за рубежом казахстанских специалистов в различных сферах экономики и государственного управления;
     - участию в информационном обмене  с зарубежными государствами и международными объединениями по проблемам научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества, правовой реформе, борьбе с преступностью и терроризмом;
     - обеспечению устойчивого развития  контактов с ведущими международными  политическими и финансовыми  институтами;
     - защите законных интересов граждан и организаций Республики Казахстан за рубежом.
     Отныне  защита национальных экономических  интересов, интересов отечественных товаропроизводителей за рубежом становится особым направлением деятельности казахстанской дипломатии. Сейчас особенно важны постоянный мониторинг, устранение или смягчение воздействия неблагоприятных внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
     В деятельности МИДа появляются новые  элементы, связанные с оказанием помощи отдельным регионам и областям Казахстана в развитии международных экономических связей, обеспечением проведения единой линии во внешнеэкономической деятельности, привлечением иностранных инвестиций в экономику регионов.
     Внешняя политика любого государства направлена, разумеется, на то, чтобы сохранить и, по возможности, приумножить собственную выгоду. Согласно классическому определению, государство в сфере внешних связей отстаивает интересы своей безопасности и благосостояния по отношению к другим субъектам. Это могут быть другие страны, а также многонациональные союзы и организации. В защите собственных интересов экономические аспекты всегда играли немаловажную роль. Стремление к экономической выгоде, завоевание рынков и создание рабочих мест становится теперь главным смыслом внешней политики Казахстана.
     Согласование  внешнеполитической деятельности с  внешнеэкономической актуально  и для вполне благополучных в  экономическом плане стран. Так, по мнению американского исследователя, профессора Йельского университета Джеффри Э.Гартена, "администрация США должна добиться нового консенсуса относительно ведущей роли экономических интересов во внешней политике. Многие в администрации, Конгрессе и в более широком кругу людей, связанных с внешней политикой, все еще считают, торговая политика должна быть подчинена внешнеполитическим интересам, тогда как более справедливо обратное: Соединенные Штаты должны использовать все свои внешнеполитические средства для достижения экономических целей".8
     Президенту  США Биллу Клинтону принадлежат  слова: "Наша экономическая конкурентоспособность - это начало начал нашей внешней политики".9 В этом стремлении Мадлен Олбрайт - его конгениальный партнер. Перечень приоритетов, который составила Госсекретарь США для Государственного Департамента, начинается с сохранения дипломатического и военного доминирования Америки в мире, затем сразу же следует "стимулирующая эффективность наших экономических связей" и лишь в самом конце упоминается "широкое влияние наших идеалов".
     Экономизациго американской внешней политики можно проследить и на институциональном уровне. "Оперативный центр" в Министерстве торговли анализирует сто важнейших экономических проектов во всем мире на предмет их полезности для фирм США. Наряду с Советом национальной безопасности теперь существует еще и Национальный экономический совет, который информирует президента о политической ситуации в мире. Успехи экономического наступления находят свое выражение в экономическом росте Америки, треть которого обеспечена удачным экспортом, и в создании 1,6 млн. новых рабочих мест за счет заключения более двухсот двух- и многосторонних экономических соглашений.
     Президент Франции Жак Ширак заявил, что  он ездит за границу, чтобы там "продавать французские товары".
     Экономизация  внешней политики открывает широкое поле деятельности для казахстанской дипломатии. Важной задачей экономической дипломатии Казахстана является выход на мировой рынок товаров, капитала и услуг. При этом должны учитываться геополитическое положение нашей страны, особенности структуры ее экономики. Весьма актуальными представляются привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки, сотрудничество с зарубежными партнерами в области транспорта и коммуникаций и т.д.
     Экономизация  внешней политики Казахстана нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ казахстанской экономики и последовательное преодоление ее недостатков.
     При этом наполнение внешней политики Казахстана экономическим содержанием должно быть ориентировано на достижение следующих главных целей:
     - динамичное и сбалансированное  развитие внешних экономических связей, переход к прогрессивным формам сотрудничества (научно-техническая и производственная кооперация, обмен услугами, инвестиционное сотрудничество, переплетение капиталов и т.д.);
     - коренное улучшение структуры  и пропорций внешнеэкономического обмена за счет существенного увеличения доли трудо- и наукоемких изделий и услуг в экспорте, широкого привлечения в страну передовых технологий и оборудования, а также иностранного капитала;
     - достижение такого уровня платежеспособности, который сделал бы возможным надежное обслуживание внешнего долга, накопление валютных резервов и переход на этой основе к международной конвертируемости национальной валюты - тенге;
     - обеспечение благоприятных внешних  условий для развития страны  и укрепления ее международных  позиций.
     Сложность и масштабность этих задач, тем более при нынешнем состоянии экономики и внешнеэкономических связей Казахстана, требуют, на наш взгляд, при сохранении общего курса на рыночные преобразования внести существенные коррективы в способы и методы его реализации. Без этого вряд ли можно осуществить позитивный поворот во внешнеэкономическом развитии страны.
     Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики РК ключевой становится структурно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасности. Таким образом, внешняя составляющая экономической политики государства должна подкрепляться внутренней структурной политикой и призвана стать продолжением последней. Речь идет о построении рыночной экономики открытого типа, располагающей высокоразвитым научно-производственным потенциалом.
     Создание  условий для устойчивого выхода Казахстана на мировой рынок требует  активной внешнеполитической поддержки со стороны государства.
     Одной из острых проблем в этой связи  является преодоление необоснованных антидемпинговых мер и запретительных пошлин в отношении ряда казахстанских  товаров. Необходимо настойчиво добиваться устранения такой дискриминации, имея в виду, что к Казахстану должны применяться общепринятые мировые правила торговли, включая проведение предварительных консультаций при введении антидемпинговых мер, анализ затрат казахстанского производителя и другие.
     Актуальной задачей для Казахстана является обеспечение полноправного участия в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования. Сложные проблемы в этом плане возникают в связи с намечаемым присоединением Казахстана к системе ГАТТ/ВТО. С одной стороны, это важно для улучшения условий участия нашей страны в международных торговых отношениях. С другой, может иметь негативные последствия для нашей экономики, учитывая неподготовленность нашей производственной базы и финансовой системы к жестким требованиям, предъявляемым со стороны этой организации. На наш взгляд, необходимо тщательно взвесить потенциальные выгоды и потери, которые связаны с вступлением Казахстана в ВТО в данных условиях.
     Кроме того, при решении этого вопроса  нельзя не учитывать, что Казахстан форсирует интеграционные процессы со странами СНГ, включая создание таможенного и платежного союзов. А это требует сопряжения обязательств Казахстана, принимаемых перед ВТО, с его интеграционными обязательствами в отношении партнеров по СНГ.
     Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное развитие внешнеэкономических связей в значительной мере зависит от наличия в стране разветвленной системы обслуживания ВЭД. Такая система тем более необходима в условиях Казахстана, учитывая приобщение к внешнеэкономическим операциям многочисленных участников. Представляется, что общегосударственная программа развития экспорта в Казахстане должна охватывать широкую сферу деятельности:
     - оказание информационно-консультативных  услуг по вопросам маркетинга, поиска партнеров, торгово-политических режимов зарубежных стран и т.д.;
     - организацию научно-исследовательских  разработок по анализу тенденций развития мировой экономики и торговли, отдельных товарных рынков с выработкой соответствующих прогнозов;
     - сертификацию и аттестацию экспортной  продукции и контроль за качеством импортных товаров;
     - активизацию рекламно-выставочной  работы, особенно за рубежом;
     - подготовку и повышение квалификации  внешнеторговых кадров в специализированных  учебных заведениях.
     Организатором такой системы должно выступить  государство, а ее финансирование целесообразно  осуществлять за счет, как бюджетных  средств, так и средств заинтересованных предпринимательских структур. В решении этих задач важное место следует отвести Торгово-промышленной палате РК, располагающей широкой сетью территориальных звеньев, информационно-консультативных центров и обладающей большим опытом рекламно-выставочной работы.
     В разработке внешнеэкономической политики и координации действий участников ВЭД весомую помощь государственным органам могли бы оказать различные объединения предпринимателей (отраслевые и региональные союзы производителей, экспортеров и импортеров, финансово-промышленные группы и др.). 10
     Теперь  бы мне хотелось подробнее раскрыть внешнеполитические задачи Республики Казахстан, а также принципы внешней политики и внешне-экономические задачи.
     В обозримом будущем перед республикой  Казахстан стоит немало нерешенных внешнеполитических задач и неосвоенных  сфер внешнеполитической деятельности. Казахстан пока еще не является полнокровным членом ряда важных международных организаций, со многими государствами мира еще не установлены дипломатические отношения. Казахстанская дипломатия пока еще не вышла на определяемый современными международными отношениями уровень активности и профессионализма.
     Какие внешнеполитические задачи должны быть поставлены в качестве приоритетных в обозримом будущем? Прежде всего, с решением которых связано дальнейшее укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической безопасности, общественно-политической и этнополитической стабильности в РК.
     Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и  союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и неразвязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями.
     Второй  по значимости внешнеполитической задачей  следует, очевидно, назвать включение  РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе.
     Третьей внешнеполитической задачей можно  назвать обеспечение внешних  условий и факторов ускоренного  экономического развития, структурной  перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи.
     Наряду  с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики.
     Четвертой важнейшей внешнеполитической задачей  РК является дальнейшее развитие и  укрепление братских отношений с  центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие  исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.
     Теперь  отмечу важнейшие принципы внешней  политики РК:
     1) тесная взаимосвязь внешней политики  с внутренней;
     2) взаимное уважение суверенитета  и независимости государств;
     3) равноправие государств;
     4) принципиальность и гибкость при отстаивании государственных интересов, способность к позиционному маневрированию, отказ от “закостеневших” стереотипов;
     5) сбалансированность и многовекторность  внешней политики, прагматичность  при выборе союзников и партнеров;
     6) неделимость, безопасность, то есть  тесная взаимосвязь ее различных  уровней (политической, экономической,  военной, экономической и т.  д.);
     7) достижение баланса между глобальными  региональными, субрегиональными  и национальными подходами в  решении проблем мира и безопасности;
     8) Казахстан, как член ООН, проводит  внешнюю политику на основе  принципов международного права;
     9) Казахстан, как участник ОБСЕ, в своей внешнеполитической деятельности  опирается на декларации Хельсинского  заключительного акта.
     Раскрою внешнеэкономические задачи Казахстана:
     1) поиск рынков для сбыта казахстанской  продукции, учитывая сырьевой  характер экономики, нам нужны  оптимальные пути для экспорта  нефти (это стратегическая цель);
     2) Казахстан нуждается в инвестициях  (V - 7,6 млрд., определяет 2 место среди СНГ по экспорту, после России);
     3) крайне важно для Казахстана  восстановить разрушенные экономические  связи с нашими соседями на  постсоветском пространстве;
     4) Казахстану нужен опыт бывших  социалистических стран Европы  и Азии (прежде всего Китая).
     Основные  направления во внешнеполитической деятельности:
     1) укрепление государственности и  независимости РК;
     2) курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики;
     3) обеспечение общественной и политической  стабильности, без которой не может быть развития;
     4) гражданский мир, межнациональное  согласие;
     5) интеграция со странами СНГ  и мировым сообществом.
     Стратегия внешнеэкономических связей должна складываться из следующих направлений:
     1) “СНГ”. Сохранение и упрочение  экономического союза с Россией, Украиной, Беларусью, Узбекистаном и другими государствами Содружества.
     2) “АТР”. Пекин - Сеул - Токио с  выходом на другие страны Юно-восточной  Азии. Это направление представляет  собой большое значение как  регион передовых технологий, источник кредитов с возможностью крупномасштабных инвестиций, а в перспективе - как рынок сбыта нашей продукции и привлечение рабочей силы для реализации ряда проектов в Казахстане.
     3) “Азиатское”. Особое внимание - Турции как потенциальному рынку  сбыта и одному из примеров развития рыночной экономики. Сотрудничество со странами Арабского Востока и передней Азии для привлечения инвестиций в экономику.
     4) “Европейское”. Приоритетное значение - Германия, которая больше всех  готова вкладываться в СНГ.  Благодаря наличию значительной немецкой диаспоры возможно крупномасштабное сотрудничество с Казахстаном. Сотрудничество с ЕЭС для получения технической помощи и кредитов в целях развития инфраструктуры и обучения кадров.
     5) “Американское”. Главное внимание - США как ведущей экономической державе мира.
     6) Не менее важным направлением  является сотрудничество Казахстана  с международными экономическими  организациями, такими как Всемирный  Банк, специализированные учреждения  ООН экономического профиля (ЮНКТАД, ЮНИДО, ИКАО и др.), Генеральное соглашение по торговле и тарифам.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава вторая. Азиатский  вектор во внешней  политике Республики Казахстан 

2.1. Основные аспекты азиатской политики Казахстана 

     В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отношения вступили в принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента, обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом масштабе.
     Одной из заметных тенденций мирового развития является возрастание роли азиатских стран в мировой политике. Восходящая Азия охватывает громадный треугольник, простирающийся от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистане на западе. В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты и находятся многие из ведущих индустриально развитых стран современного мира, для которых характерны наиболее высокие темпы развития экономики. Он располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, необходимым опытом и навыками в области организации, маркетинга и сферы услуг, разветвленной сетью коммуникаций, а также громадными земельными, природными и трудовыми ресурсами. Можно сказать, что азиатский регион, особенно его восточная часть, стал самым динамичным в современном мире. В этих условиях приверженность Казахстана как азиатского государства концепции многополярного мира и консолидация двусторонних отношений со странами этого региона отвечает его национально-государственным интересам как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Казахстан в равной степени заинтересован в развитии отношений как с Востоком, так и с Западом. Но при этом стимулы и мотивы казахстанской внешней политики в Азии имеют свои особенности. Главной задачей нашей страны является проведение экономических реформ внутри страны, преодоление экономического кризиса. Многие азиатские государства, успешно выполнившие схожие задачи в сравнительно короткие сроки, представляют для нас большой интерес. Не случайно внимание экономистов обращено в первую очередь на опыт экономических реформ в КНР, Республике Корея,  странах АСЕАН. 

2.2. Роль  Азиатско - Тихоокеанского региона  в геополитеческих процессах  

     Во  внешней политике Казахстана следует учитывать особенности формирующейся новой структуры международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
     Нынешняя  обстановка в Азии, особенно в восточной  ее части характеризуется высокой  динамикой политических и экономических  процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях, В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими.12
     В таблице 1 приведены данные на 1995 год  доли крупнейших держав мира в мировом  ВВП и мировом населении.
     Таблица 1.
Доли  крупнейших держав мира в мировом  ВВП и мировом населении 
в 1995г.   (%)
    Страны Доли  в мировом ВВП Доля  в мировом населении
    США 26 5

    Япония

    17 2

    КНР

    8 21
    Германия 8 1

    Россия

    2 3
    Бразилия 2 3

    Индия

    1 17

    Индонезия

    1 4
    Итого по указанным странам  
    65
     
    56
    Прочие  страны 35 44
    Всего: 100 100
    Казахстан13 0,07 0,3
 
     Для более наглядного сравнения можно  объединить страны, данные в таблице  по регионам: США как крупнейшая и на данный момент лидирующая держава, страны, входящие в состав АТР и  прочие страны.(рис.1)  

     
     В диаграмме, построенной по совокупным данным стран АТР, США и прочих стран видно, что весомая доля в мировом ВВП принадлежит странам, входящим в состав АТР.
     Исчезновение  биполярной международной системы  открыло беспрецедентные возможности  для осуществления отдельными странами самостоятельной политики в Азии, в свое время находившейся под строгим контролем лидеров блоков. В новой обстановке страны региона от Южной Азии и до стран АСЕАН значительно укрепили свой суверенитет, играют возрастающую роль в региональных делах. Одним из наиболее заметных направлений изменений геостратегической ситуации в АТР стало постепенное превращение этого региона в один из центров концентрации мировой политики и экономики. Существующий здесь баланс сил становится весомым элементом общемирового геополитического равновесия, существенно влияет на его формирование.
     С другой стороны, азиатский финансовый кризис заметно повлиял на расклад  политических сил в АТР и систему  региональной безопасности. Объективно возросла роль экономической составляющей стратегии национальной безопасности стран региона. Азиатские страны убедились, что наибольшая угроза внутренней стабильности и суверенитету сегодня связана не с военной агрессией, а с финансовыми и экономическими факторами.
     Азиатский финансовый кризис означал обвал  валютного и фондового рынков пяти азиатских стран - Таиланда, Филиппин, Малайзии, Индонезии и Южной Кореи, случившийся в июле-декабре 1997 года. Финансовый кризис вызвал тяжелые социально-экономические последствия в этих странах и прямо или косвенно повлиял не только на экономическое и политическое развитие Азиатско - Тихоокеанского региона, но и других государств далеко за пределами АТР. Глубина кризиса для различных стран, равно как и их способность справиться с его последствиями, не были одинаковыми.
     Причин финансового коллапса пяти упомянутых выше азиатских "тигров", оказавшихся в эпицентре финансовых потрясений, несколько. Это переоценка национальной валюты, привязанной к американскому доллару и подорожавшей вслед за удорожанием доллара в 1996-1997 годах, а также исчерпание возможностей традиционной для новых индустриальных стран (НИС) экспортной стратегии роста. В условиях завышенного курса национальных валют, роста импорта и усиливающейся международной конкуренции со стороны "новой волны'" НИС (Китая, Вьетнама и др.) ставка на экспорт уже не обеспечивала финансовой устойчивости НИС. Это и слабость банковско-финансовых систем, которые, будучи созданными под форсированный и кредитопоглощающий рост, не смогли ни предотвратить увеличения сверхкритической нормы объемов "плохих'' кредитов и дефицита текущего платежного баланса, ни противостоять атакам международных финансовых спекулянтов, играющих на инфляции активов и завышенности курсов национальных валют.
     В наименьшей степени от финансового  кризиса пострадали Филиппины, в наибольшей - Индонезия, в которой кризис привел к отставке правившего страной более 30 лет президента, массовым волнениям и социально-экономическому коллапсу. В 1998 году ВВП Филиппин сократился на 0,1% при инфляции в 11,2%, тогда как Индонезии - на 17,4% при 80%-и инфляции.
     Быстрее других от кризиса оправилась Южная  Корея, имеющая развитую современную промышленную базу и получившая более половины всех кредитов МВФ, направленных на восстановление азиатских финансов. Близких к южнокорейским успехов добился Таиланд, как и Южная Корея тесно сотрудничавший с МВФ в преодолении кризиса. Однако, несмотря на то, что к началу 1999 года валютные и фондовые рынки Южной Кореи и Таиланда стабилизировались на уровне 70% от докризисного, а инфляция (за 1998г.) не вышла за рамки 7-8%, экономические последствия финансового кризиса оказались удручающими: ВВП в этих странах сократился соответственно на 6,8% и 8,0% , резко возросла безработица. Не смогла удержаться на плаву и Малайзия, отказавшаяся от помощи и рецептов МВФ и избравшая путь ужесточения валютного регулирования (установлен твердый обменный курс национальной валюты) и контроля над иностранным капиталом (введен годовой мораторий на вызов капитала). ВВП страны сократился на 8,6% при инфляции в 5,6%.14
     Во  вторую группу можно объединить страны и экономики "китайского пояса" - Китай. Сингапур, Тайвань, Гонконг, а  также китайский бизнес в странах  АСЕАН, не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей.
     Однако, выдержав первый прямой удар, "китайская экономика" Азии не обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени, специализирующегося на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7% , что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.
     Азиатский финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что  Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической либерализации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской системы и приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил административный контроль за валютными операциями и иностранным капиталом. Однако ужесточение курса не во всем оправдалось. Китайский экспорт в 1998 году увеличился лишь на 0,5%. А рост ВВП хотя и составил 7,8% , но сопровождался увеличением внутреннего предложения без соответствующего повышения платежеспособного спроса, в результате чего Китай столкнулся с новой для него проблемой - дефляцией: индекс цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.
     Япония  достаточно долго не могла полностью  оправиться от фондового шока конца 80-х годов, произошедшего вследствие обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское правительство, крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым структурам, по существу, перекладывает на налогоплательщика бремя поддержки или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает дефляционное давление на экономику.
     Вместе  с тем Япония обладает серьезнейшими  преимуществами перед другими азиатскими странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), огромные накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.
     Главными  последствиями кризиса для политической ситуации в регионе стали повышение роли экономической составляющей в структуре факторов обеспечения национальной безопасности и во внешней политике стран региона; укрепление региональной позиции США, на долю которых приходится 20% мирового ВВП и 12% мирового экспорта и которые вместе с контролируемым Вашингтоном МВФ оказались главными "спасателями" попавших в беду партнеров; рост антиамериканских настроений в Азии как реакция на чувства национального унижения от необходимости просить помощи у США, что, однако, не мешает этой помощью пользоваться.15
     Финансовый  кризис оказал воздействие на поведение  главных политических фигур АТР - Китая, Японии, АСЕАН и Южной  Кореи.
     Китай укрепил политические позиции в  АТР, несмотря на некоторый подрыв конкурентоспособности  китайского экспорта:
     - Китай, предоставив помощь Таиланду  и Индонезии, показал, что способен участвовать в спасении азиатской экономики;
     - удержав гонконгский доллар, Китай  доказал, что готов нести ответственность  за финансовую стабильность перешедшего  под его юрисдикцию Гонконга;
     - Китай активно играет на существующих  в АСЕАН опасениях, что девальвация юаня в целях стимулирования китайского экспорта вызовет новую волну финансовых потрясений. Настойчиво повторяя, что девальвации не будет, Пекин демонстрирует готовность идти на "жертвы" ради региональной стабильности.
     Негативными последствиями для Китая стали  дипломатическая активность Тайваня, пытающегося обменять экономическую помощь странам Юго-Восточной Азии (ЮВА) на политические уступки (повышение статуса представительства Тайваня в АТЭС, статуса тайваньских представительств в странах АСЕАН, введение безвизового режима), а также рост антикитайских настроений в АСЕАН как реакция на иммунитет местного китайского капитала к финансовому кризису.
     Пекин понимает, что он сегодня не обладает ресурсами для оказания помощи наравне с США или Японией. Поэтому и его игра на факторе "недевальвации юаня" ограничивается пока весьма умеренными целями: добиться поддержки АСЕАН при принятии Китая в ВТО, предотвратив усиление региональных позиций Тайваня, обеспечить безопасность китайского бизнеса в ЮВА.
     Япония, несмотря на наличие финансовых ресурсов, оказалась до сего времени не готовой взять на себя функции регионального лидера:
     - участвуя в программах спасения  МВФ, Япония, тем не менее, остается объектом нападок со стороны США и АСЕАН, требующих от Токио больших усилий по преодолению кризиса;
     - опасения стран ЮВА относительно  неактивной роли Японии носят  стратегический характер в отличие  от тактических опасений девальвации китайского юаня. Здесь неустанно повторяют, что без оживления экономики Японии возрождение Азии маловероятно;
     - от Токио ждут новых инвестиций, открытия японских рынков товарам из НИС и стимулирования внутреннего спроса.
     Вместе  с тем Токио понимает, что сейчас Япония, производящая около 8% мирового ВВП и экспорта, является главным ресурсом для оздоровления азиатской экономики и имеет лучший за все послевоенные годы шанс занять ведущие позиции в АТР. Последние инициативы Японии о выделении азиатским странам 30 млрд. долл. на восстановление подорванных кризисом экономик и совместная с США акция о выделении еще 10 млрд. долл. на те же цели находятся в русле нового азиатского курса Токио, нацеленного на превращение Японии в регионального лидера. Успех этого курса, однако, зависит все же больше от того, сможет ли Япония решить внутренние экономические проблемы и открыть свой рынок для азиатского экспорта.
     АСЕАН оказалась в состоянии неуверенности  и неопределенности как с точки зрения "внутриасеановских" отношений, так и с точки зрения внешнеэкономических ориентиров. Кризис вызвал рост противоречий между странами АСЕАН:
     - между Малайзией и Индонезией - по проблемам индонезийских нелегальных эмигрантов;
     - между Таиландом, с одной стороны,  Малайзией и Индонезией - с другой, по вопросу сотрудничества с МВФ;
     - между Малайзией и Сингапуром - из-за отказа Сингапура превратить сингапурский доллар в коллективную валюту АСЕАН;
     - между всеми странами АСЕАН  - по поводу импортных квот, усиления  взаимной конкуренции на мировых  рынках и стратегии создания  коллективной валюты АСЕАН.
     Страны  ЮВА, более 70% торговли которых осуществляется в американских долларах, возлагают надежды на новую валюту евро. Предполагается, что евро уменьшит уязвимость азиатской экономики от колебаний американского доллара, сократит издержки при торговле с Европой и увеличит азиатский экспорт в ЕС. Вместе с тем в АСЕАН понимают, что переход на евро требует основательной финансово-технической и экономико-стратегической подготовки, которая изрядно запоздала по времени.16
     Требование  азиатских НИС к США, Японии и  ЕС, на которые приходится более  половины их экспорта, открыть рынки приводит к торговым трениям. США хотя и пошла на отсрочку платежей за военные заказы для ЮВА и вместе с ЕС заявили о готовности увеличить импорт из Азии, но сделали это в ограниченных пределах, оберегая национальных производителей. Япония не спешит с либерализацией импорта. АСЕАН критикует ЕС за помощь одному лишь Сеулу. В свою очередь ЕС выражает обеспокоенность ростом ввоза автомобилей и электроники из региона.
     Лондонская (1998г.) встреча руководителей ЕС и 10 азиатских стран (АСЕМ), поставив в центр дискуссий азиатский финансовый кризис, акцент, однако, сделала не на финансовую помощь и не на контроль над мировыми финансовыми спекуляциями, как того требовала Малайзия, а на предоставление азиатским странам - через созданный ЕС специальный трастовой фонд - аналитических и консультационных услуг по анализу финансовой ситуации и реформированию управления финансами в странах Азии.17
     В Южной Корее кризис способствовал  укреплению американо-южнокорейского стратегического партнерства, подтолкнул Сеул к поиску вариантов улучшения отношений с Токио и активизации связей с ЕС, повлиял на политику в отношении Северной Кореи.
     Кризис  ограничил экономические ресурсы  Сеула для решения задач объединения Кореи, сфокусировав внимание властей на внутренних проблемах. Вместе с тем Сеул вынужден реагировать на новые инициативы северян. Пхеньян, истинной целью которого является снятие американского эмбарго и стимулирование тем самым притока в КНДР иностранных инвестиций, готов ради этого имитировать требуемое США развитие межкорейского диалога.
     В этих условиях Сеул сделал ставку на инициативную и одновременно прагматическую политику на Корейском полуострове. С одной стороны, Сеул поднимает планку встречных инициатив, предлагает провести внутрикорейский саммит, ослабляя ограничение на инвестиции, частные поездки и доступ к информации о Севере. А с другой - объявляет о том, что вопрос об объединении сегодня не стоит в повестке дня и требует конкретной отдачи от гуманитарной помощи Северу. Демонстрируется понимание того, что Южной Корее выгодно прежде всего усиливать свои международные позиции, относительно меньшее значение придается северокорейской проблематике. При этом Южная Корея по-прежнему полагается на США в вопросах национальной безопасности и отведения "угрозы с Севера".
     Азиатский финансовый кризис активизировал экономическую  дипломатию стран региона, нацеленную на  поиск новых вариантов региональных интеграционных схем. Среди появившихся в конце 90-х годов под воздействием азиатского финансового кризиса концепций азиатского регионализма можно выделить следующие:
     -таможенный  союз Японии и Южной Кореи:
     -экономический  союз Японии, Южной Кореи и  Китая;
     -экономический  "пятиугольник" в Северо-Восточной  Азии (СВА) на основе объединения  капиталов и усилий Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга вокруг строительства газопровода из Иркутской области России в Азию;
     -развитие  интеграции в СВА на основе  Туманганского проекта;
     -зону  свободной торговли в СВА или  ее разновидность - концепцию "Нового рынка стран СВА";
     -создание  Азиатского монетарного союза  по аналогии с Европейским монетарным союзом и введение единой азиатской валюты;
     -создание  Азиатского валютного фонда (АВФ)  для решения самостоятельно, без  участия МВФ, кризисных финансовых  ситуаций. Предложение о создании АВФ было выдвинуто Японией в сентябре 1997 года на сессии МВФ в Гонконге. Токио был готов нести половину из 100 млрд. долларов, необходимых для начала работы АВФ, вторую половину должны были бы вложить другие азиатские участники нового регионального фонда. Первоначально многие страны (включая Южную Корею, но при выжидательно-сдержанной реакции Китая) воодушевленно отреагировали на токийскую инициативу. Однако негативное отношение к АВФ со стороны МВФ и США, продемонстрированное на ноябрьской 1997 года встрече министров финансов стран АТЭС в Маниле, затормозило развитие идеи. В конце 1998 года Япония возобновила международное лоббирование АВФ. Активным сторонником идеи и реальным партнером Токио готов стать Сеул, в ноябре 1998г. поддержавший устами своего премьер-министра Ким Чон Пхиля идею АВФ. Похоже, что начинает меняться и отношение к АВФ и со стороны МВФ и США, убедившихся в сложности азиатских финансовых проблем, как и в том, что решить их силами одного МВФ трудно и обременительно, в том числе и для бюджета США - главного донора МВФ (19% всех взносов). Если к начинающей формироваться финансовой оси Сеул - Токио присоединятся Тайвань и АСЕАН, то и без участия Китая идея об АВФ станет реальностью;
     -    валютный союз стран АСЕАН;
     - создание мини-зон двусторонней  свободной торговли, выходящих за рамки азиатского региона. В эту концепцию вписываются намерения Южной Кореи заключить соглашения о свободной торговле с Чили, ЮАР, Турцией и другими странами:
     - институализация работы межконтинентальных форумов: АТЭС (с участием 21 страны Азии и Америки, а также России) и АСЕМ (страны Азии и ЕС, без России и США). Однако последние форумы АТЭС (Куала-Лумпур, ноябрь 1998г.) и АСЕМ (Лондон, апрель 1998г.) показали, что эти организации пока больше служат местом для обмена мнениями между государственными лидерами из различных регионов мира и не обнаруживают готовности к практической координации экономической и финансовой политики стран-участниц.
     Казахстан адекватно отреагировал на финансовый кризис в Азии. Президент РК Н.Назарбаев в этой связи отметил: "Азиатский кризис преподнес нам немало уроков: и экономических, и политических. Последствия кризиса в разной степени ощутили на себе все страны СНГ. Нам пришлось скорректировать свои инвестиционные устремления. В то же время это не означает изменения нашего общего курса, так как азиатская геополитика Казахстана лишена какой-либо политической конъюнктуры".18 Как отмечает известный российский политолог, профессор К.Брутенц: "Кризис хоть и ослабил на время ряд стран АТР, но не уменьшит ни значения Азии, ни внимания к ней. Не изменится и общее направление развития событий. Происшедшее - всего лишь зигзаг. Впрочем, сейчас, когда отчетливо обозначается возвращение большинства азиатских стран к экономическому росту, это становится ясно не только скептикам, но даже и недоброжелателям.
     Согласно  новейшим прогнозам, несмотря на кризис, к 2015 году в списке 12 стран с наибольшим в мире ВНП 5 мест будут принадлежать азиатским государствам. Финансовые бури, за которые многие в регионе возлагают вину на Запад, укрепляют стремление "азиатов" к самостоятельности".19
     Согласно  прогностическим расчетам американской исследовательской корпорации «РЭНД» к 2015 году экономическая ситуация Азиатско-тихоокеанского региона, а так же примыкающей к нему Индии изменится глобальным образом, что видно из таблицы 2.
     Таблица 2.
     Предположительная характеристика экономического состояния  пяти наиболее развитых государств АТР
Страны ВВП (трлн.долл.) Доли  в мировом ВВП
Китай ~11-12 трлн.долл.  
 
45%
Япония ~5 трлн.долл.
Корея ~2 трлн.долл.
Индонезия ~1,5-2 трлн.долл.
Индия  
США   25%
Евросоюз   15%
 
     Для наглядности построим диаграмму  по прогнозируемым данным. (рис.2)
      По данным предположениям, АТР уже  в первые десятилетия наступившего века превращается в потенциал глобального значения.
     Поэтому курс на развитие и укрепление политических и торгово-экономических связей со странами Азии следует рассматривать в качестве важного направления внешней политики нашего государства. Стратегическую цель казахстанской дипломатии в этом регионе можно условно обозначить как достижение двух взаимосвязанных задач: во-первых, создание благоприятных внешних условий для рыночных реформ в нашей стране; во-вторых, создание предпосылок для активного подключения к региональным интеграционным процессам.
     Казахстан, являясь азиатским государством и обладая огромным экономическим потенциалом, располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии, объективно может рассчитывать на достойное место в интеграционных процессах на континенте, использовать взаимный интерес для достижения своих политических и экономических целей.
     Наиболее  влиятельным в геополитическом  плане государством на азиатском  континенте является Китай - восточный  сосед Казахстана. Как уже было отмечено, китайское направление внешней политики Казахстана относится к числу приоритетных и таковым останется в обозримом будущем. Для этого имеются весомые экономические и политические основания.
     За  два десятилетия экономической  реформы Китай, разоренный маоистскими экспериментами и непосильными военными затратами, превратился в бурно развивающуюся страну, упрочившую свое положение на международной арене, народ которой уверен в своих силах и с надеждой смотрит в будущее.
     По  темпам экономического роста Китай стал мировым лидером, среднегодовой прирост ВВП в 1980 - 1997 гг. был более 9%. Если 30 провинций Китая рассматривать в качестве отдельных стран (численность населения многих из них превышает соответствующий показатель большинства стран с низким уровнем дохода), то в список 20 стран с самыми высокими темпами экономического роста в 1978 - 1995 гг. вошли бы только провинции Китая. КНР принадлежит первое место в мире по производству продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента, стекла, хлопчатобумажных тканей. Расчеты по паритету покупательной способности китайской национальной валюты (юаня) и доллара дают основание предполагать, что уже к 2005 г. Китай сравнятся по объему ВВП с США.20
     В структуре экономики произошли  явные положительные сдвиги: в основном решена продовольственная проблема и преодолен всеохватывающий дефицит предметов первой необходимости. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами экономики значительно улучшилось.
     Продолжается  наращивание мощностей в промышленности и обновление производственных фондов. На основании промышленной переписи 1995 г. в промышленности 90% приходится на оборудование, произведенное после 80-х гг. На крупных и средних предприятиях 26% оборудования соответствуют требованиям передовых международных стандартов.
     Большие успехи достигнуты в области проведения открытой внешнеэкономической политики. В 1997 г. объем внешнеторгового оборота составил 325,1 млрд.долл., что выше уровня 1980 г. в 8,5 раза. При этом положительное торговое сальдо превысило 40 млрд.долл. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80% в 1997г.
     По  таблице 3 можно проследить за изменениями  объемов внешней торговли в ряде стран и регионов.
Таблица 3.
Динамика  объема внешней торговли товарами в 1996- 1998гг.
(по отношению  к предыдущему году в %)