На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Партийная система в России: проблемы становления и конституциирования

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Федеральное агентство по образованию 

 Государственное образовательное  учреждение
 Высшего профессионального  образования
 «ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
 Институт  экономики отраслей, бизнеса и администрирования
 Кафедра экономики отраслей и рынков 
 

 Итоговая работа
 по  дисциплине политология
 на  тему: «Партийная система в России: проблемы становления и конституциирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Выполнил(-а): студент(-ка) 2 курса группы 22П-201
 Манатова  Лилия Мухарямовна
                 Проверил: доц., к.ф.н.
                 Авдонькин Владимир Яковлевич 
                 
                 
                 
                 

 Челябинск
 2009 г. 
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1 Партийная система…………………………………..………………..4
            Основная классификация
        Монопартийные системы…………………………………….4
        Двухпартийные системы…………………………………..…5
        Многопартийные системы………………………………...…5
Глава 2 Генезис партийной  системы в РФ………………………………...…6 

Глава 3 Специфика современной  партийной системы  в РФ………………8
      3.1  Проблемы развития партийной системы в РФ. Возможные варианты развития……………………………………………….…......................8  3.1.1  I вариант (Модель бипартийной системы)……….......…….8
            3.1.2  II вариант (Модель монопартийной системы)…………...…8
            3.3.3  III вариант (Модель многопартийной системы)………….…9
         3.3.4  IV вариант (Модель трехпартийной системы)…………….10 

Глава 4  Проблемы конституциирования партийной системы в РФ...12
     4.1  Реформа партийной системы: общедемократический аспект…..12
     4.2 Реформа партийной системы: региональный аспект………...…..14
     4.3 Реформа партийной системы: этноконфессиональный аспект….16 

Заключение ………………………………………………………………..……17 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Партийная система, как известно, является одним  из важнейших составных элементов  современных политических систем. В  каждой стране она складывается под  влиянием множества различных факторов: особенностей политической культуры, исторических традиций, норм права, избирательного законодательства, этнического и конфессионального состава избирателей.
     С началом нынешнего десятилетия  определенную остроту в политических и научных кругах приобрели дискуссии по поводу характера проводимых руководством России политических реформ, их соответствия провозглашенным Конституцией РФ принципам демократии и федерализма. Как правило, предметом подобных дискуссий служит широкий круг вопросов: независимость средств массовой информации, избирательная система, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, административно-территориальное устройство, этноконфессиональные отношения и многое другое. В этом реферате немалый интерес проявлен и к реформе партийной системы.
     Формирование  партийной системы современной  России началось полтора десятилетия  назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это  время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные  группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности.
      Даная работа посвящена освещению положения  партийной системы РФ,а также  раскрытию проблем её становления и конституциирования . 
 
 

     Глава 1 Партийная система
     В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и с политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важных структур (подсистем) политической системы общества.
     Таким образом, партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. 

1.1  Классификация партийных систем.
      Совокупность  политических партий и взаимосвязи  между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются  следующим образом: 

1.1.1  Однопартийные системы.
      В данном случае, единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная партийная система характерна для  тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако, отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
     Эти системы являются несоревновательными. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных – правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества.  

1.1.2  Двухпартийные системы
     В данном случае систему представляют несколько партий, однако, с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Классическим примерами двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США – республиканской и демократической. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками и социальной базой.
     Характерная особенность этих систем состоит  в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. 

1.1.3  Многопартийные системы
     Формирование  многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых  можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и  идеологические. Возникновение сильных  националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, также способствует формированию многопартийной системы.
     Многопартийные  системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определенные недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики.
     Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определенную стабильность достаточно продолжительное  время. Недостатки – в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранении  от представительства в различных органах власти некоторой части электората.
     Следует иметь в виду, что большее число  политических партий совсем не обязательно  означает возрастающую степень демократичности  общества. Для анализа этого вопроса  необходим более широкий подход, увязывающий тип партийных систем с характером правящего режима. рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов. 

     Глава 2 Генезис партийной системы
     Активный  процесс образования политических партий в конце 1980-х — начале 1990-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.
     Мощный  толчок процессу политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революции 1905—1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.
     После Октябрьской революции 1917 г. в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 1980-х гг. Отмена статьи б Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях»  вводил принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 г. началась регистрация партий и Общественных организаций. Уход с политической сцены КПСС в качестве доминирующей сады вызвал партийный бум. Если в 1993 г. Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений, то в 1997 г. их насчитывалось уже около 3 тысяч. Образование значительного числа карликовых партий означало переход власти от некогда правящей партии к государственным структурам. Однако этот процесс показал и  другое: современные партии в России пока не могут выполнять те политические функции, которые присущи им в развитых странах. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий в нашей стране.
     Парламентские выборы 2004 г. показали, что произошло укрупнение политических партий и движений за счет поглощения малочисленных более крупными. Этому способствовал Федеральный Закон «О политических партиях» в РФ 2001 г. Он предписывал переходный период, в течение которого все политические партии должны быть перерегистрированы. В результате действия этого закона зарегистрированы 67 партий. Впоследствии посредством дальнейших законопроектов, будучи описанных далее шло дальнейшее формирование партийной системы РФ. 
 
 

     Глава 3 Специфика современной партийной системы в РФ
      Проблемы  развития партийной  системы в РФ. Возможные  варианты развития
     Россия  переживает переходный этап, главное  содержание которого состоит в преобразовании существовавшей в советский период политической системы со всеми институтами, структурами и отношениями в абсолютно новую политическую систему. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер. В рассматриваемом здесь контексте проблема осложняется тем, что речь идет не просто о трансформации существовавшей многие десятилетия монопартийной системы в многопартийную.  

3.1.1 I.Вариант первый (Модель бипартийной системы):
     Модель бипартийной системы с двумя доминирующими партиями родственной политической ориентации. Наиболее авторитетные группы правящей («Единая Россия») и оппозиционной (КПРФ) элит негласно договариваются о сферах политического влияния, из которых другие силы вытесняются с помощью ресурсов государства. Создается двухпартийная система, которая предполагает преемственность политического курса и стабильность в обществе. Однако реализация этого варианта сталкивается с рядом препятствий, вероятнее всего, непреодолимых. Во-первых, между правящей и оппозиционной элитами отсутствует согласие по поводу основных принципов общественного устройства. Это порождает дробление политических сил. Во-вторых, формируемые бюрократическим путем две партии психологически отторгаются массовым сознанием как навязанные властью сверху.  

3.1.2 II.Вариант второй (Модель монопартийной системы):
     В условиях отсутствия гражданского общества не организованные и идеологически не оформленные социально-экономические, потребительские и другие интересы социальных групп будут определять поведение населения. Неспособность большинства населения адаптироваться к рыночным реформам, нестабильность и негарантированностъ условий индивидуального существования порождают у рядовых граждан потребность в «партии власти», в «руководящей и направляющей силе», в «общенародном вожде» эти роли сегодня исполняет «Единая Россия». Такой вариант монопартийной системы сформирован в результате парламентских выборов 2004 г. По их результатам «Единая Россия» получила в нижней палате парламента 303 Депутатских мандата из 450, что означает контроль над конституционным большинством парламента. Подобная поддержка населения связана с популярностью президента В.В. Путина, с которым ассоциируется данная партия у населения.
     Стремление  искать защиту у обладателей власти обусловлено неразвитой способностью населения к самоорганизации, отсутствием сформировавшихся институтов гражданского общества. Массовая маргинализация населения объективно усиливает роль бюрократии, которая, хотя и в превращенных формах способна интегрировать общество. Однако при отсутствии гражданского общества власть бюрократии олицетворяемой партией власти — «Единая Россия», может стать бесконтрольной. Иначе говоря, возможен возврат к однопартийной системе.  

3.1.3 III. Вариант третий (Модель многопартийной системы):
     Постепенное формирование конкурентной партийной системы в процессе укрупнения политических партий за счет их организационного слияния, более четкого определения идеологических позиций. Это окажется возможным при условии, если будет достигнуто гражданское согласие относительно целей и образа общества. В этом случае ни одна политическая партия не будет стремиться разрушить базовые принципы общественного устройства, а будет руководствоваться интересами общего блага, совершенствования политического порядка. Однако на пути третьего, наиболее благоприятного для России варианта существует главное препятствие: недооценка полноценной многопартийной системы, а возможно, и неспособность власти создать таковую. Существующий в России режим, по оценкам  западных аналитиков, является «номенклатурной демократией», или «неконсолидированной демократией». Такая форма режима достаточно распространена в Латинской Америке. Для нее характерны: правление олигархии, использующей авторитетные методы; частый пересмотр правил голосования во избежание победы оппозиционных партий; вмешательство исполнительных органов власти в выборы, несмотря на наличие конституции: отсутствие устойчивых партийных лояльностей у населения. В этих условиях власть не заинтересована в формировании полноценной партийной системы, которая в состоянии рекрутировать новые элиты, выступать в качестве универсального механизма формирования воли большинства и цивилизованного разрешения конфликтов, средством контроль системой государственной власти в целом. Ввиду отсутствия развитого политического рынка, конкуренции на нем программ элит, лидеров, а также вследствие введения принципа департизации институтов президентства и исполнительной власти потеряна возможность контроля  властью со стороны депутатов, размыты ориентиры для осознанного выбора граждан на следующих выборах 

3.1.4 IV. Вариант четвертый (Модель трехпартийной системы в РФ):
     Существует  множество различных высказываний по поводу складывания трехпартийной системы в РФ. На одной из конференций ныне действующий премьер-министр России, в бывшем президент РФ В.В. Путин при ответе на вопрос о том, какую модель партийной системы он считает наиболее приемлемой, заявил, что возможным развитием может послужить именно модель трехпартийной системы.
       Также многие политологи считают, что наиболее приемлемой будет система 3 партий по принципу «левые – центристы – правые» (а такая градация является классической для мировой политической науки еще со времен Французской революции XVIII века ). На российской почве это будет выглядеть, соответственно, как «коммунисты – партия власти – демократы». Собственно, уже сейчас можно вычленить три вышеуказанных направления в российских партиях, при этом каждое из них можно разделить также на 1)абсолютно лояльных власти; 2)конструктивную оппозицию (реальную или формальную); 3)радикалов.
     В конце концов, даже если стратифицировать политически активное население  России, рассмотрев основные электоральные  группы, то их окажется как минимум  три:
     1. Пенсионеры, вынужденные жить на  весьма скудные доходы и, естественно,  не жалующие нынешний государственный строй – те, кто потерял все свои сбережения в один из многочисленных «черных вторников» и «черных четвергов»; а также небольшое количество молодых, но убежденных коммунистов – интересы этой группы отстаивает КПРФ.
     2. Люди среднего возраста и со средним (для России), но стабильным заработком: те, кто устал от социальных перемен последних 15-ти лет. Представители крупного бизнеса, которым есть, что терять. Сюда же можно отнести государственных чиновников, бывших и настоящих военных, представителей спецслужб и органов правопорядка – тех, в чьих правилах поддерживать государство. Как ни странно – значительная часть «пролетариата». Их фаворит – «Единая Россия».
     3. Интеллигенция (работники образования,  здравоохранения, науки – люди  умственного труда) - самая малочисленная, но одна из самых стабильных по своему составу группа, чье материальное положение тоже оставляет желать лучшего, но чья историческая память не позволяет поддерживать левую оппозицию. Сюда же можно отнести очень небольшой в России «средний класс», а также представителей малого и среднего бизнеса. Эти люди голосуют, как правило, за партии типа «Яблоко».
     Поэтому, если партий в России будет две, одна из трех страт окажется обделенной, не представленной в законодательных  органах страны. (При этом дифференциация россиян на три группы весьма условна – в действительности российский электорат гораздо более сложен и многообразен).  

     Глава 4 Проблемы конституциирования партийной системы в РФ
4.1  Реформа партийной системы: общедемократический аспект
     Реализация  нынешней партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях» 11 июля 2001г. За период с марта 2002 г. до декабря 2005 г. в него восемь раз вносились изменения и дополнения. Согласно официальной точке зрения, принятие Федерального закона «О политических партиях» «было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества».
     Анализ  положений данного закона, многочисленные комментарии политиков и юристов не оставляли сомнений в том, что одной из целей его реализации, как, впрочем, и всей партийной реформы, являлось резкое сокращение численности политических общественных объединений (партий, движений), имеющих право участвовать в выборах в органы государственной власти.
     Данный закон упразднил понятие «политическое общественное объединение», в результате чего большинство непартийных структур (движений), ориентированных на политическое участие, было лишено политического статуса (лишь немногие из общероссийских движений преобразовались в партии). Впрочем, еще на протяжении четырех лет (до июля 2005 г.) общероссийские общественные движения пользовались правом ограниченного участия в выборах в органы государственной власти.  
       Во-вторых, Федеральный закон «О политических партиях» лишил права участия в выборах в органы государственной власти региональные объединения, поскольку статусом политических партий стали наделяться лишь общероссийские объединения (п. 2 ст. 3).
     Параллельно с этим были ужесточены требования к созданию политических партий. Это должно было послужить препятствием для неконтролируемого роста их численности.
     Введенные в декабре 2004 г. поправки в Федеральный  закон «О политических партиях» еще  больше ужесточили требования: с 1 января 2006 г. минимально допустимая численность членов партии должна составлять 50 тыс. человек. При этом в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных – не менее 250 членов (п. 2 ст. 3).
     Проанализировав опыт практической реализации Федерального закона «О политических партиях», некоторые  авторы предпочитают именовать его  «законом о запрете на создание партий». Установление жестких законодательных  требований к созданию новых и функционированию действующих партий, ужесточение избирательного законодательства, организация системы давления на партии и их членов посредством частых проверок со стороны регистрирующих органов, в том числе путем привлечения сотрудников правоохранительных органов, и многое другое – все это привело к тому, что в России произошел фактический переход к разрешительной системе создания партий. Характерно, что жертвами этой системы становятся, в первую очередь, представители оппозиции. При этом очевидно, что такая практика входит в прямое противоречие с положением ст. 30 Конституции РФ, в которой сказано, что «свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
     Отказ от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему не способствует тотальному сокращению количества крупных партий и появлению двухпартийной системы, как в США и Великобритании.
     Для демократических стран Европы, где  проводятся выборы по партийным спискам (на основе смешанной или полностью пропорциональной системы), 7% считается дискриминационным заградительным барьерам. Там барьер не превышает 5%, но чаще всего составляет 3-4%.
     Буквально недавно был принят новый закон,позволяющий  решить данную проблему. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в Госдуме"
     Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму  законопроект о предоставлении партиям, не преодолевшим 7-процентного барьера на выборах в палату, нескольких депутатских мест в Думе, сообщает в среду пресс-служба Кремля.
     Положениями проекта закона предусматривается, что депутатские мандаты могут  получить кандидаты из федеральных  списков от политических партий, получивших на выборах в Госдуму от 5% до 7% голосов избирателей.
     Если  партия получила от 5% до 6% голосов избирателей, то ей предлагается дать один депутатский  мандат.
     Если  за список партии проголосовали от 6% до 7% избирателей, то ей предлагается выделить два мандата.
      Ставя такую задачу, президент, прежде всего, обратил внимание на необходимость  учета мнения значительного числа  россиян - 5% голосов на выборах 2007 года представляли около 3,5 миллиона избирателей. Установление проходного барьера на выборах в свое время стало "средством борьбы за укрупнение партийной системы в России".  

4.2  Реформа партийной системы: региональный аспект
     Федеральный закон «О политических партиях» ввел запрет на деятельность региональных партий (п. 2 ст. 3 данного закона допускает  их создание и деятельность только на федеральном уровне), который входит в прямое противоречие с провозглашенными Конституцией РФ принципами федерализма.
     Фактически  поставлено вне закона право граждан  отстаивать посредством региональных политических партий интересы своих регионов (субъектов РФ)
     Известно, что в федеративных государствах, которые по определению являются составными, политическая и правовая системы имеют двухуровневый  характер – федеральный и региональный (на уровне субъектов федерации).
     Как известно, восхождение В.В. Путина к вершинам власти проходило в условиях системного кризиса, охватившего Россию к концу 1990-х гг. Став президентом РФ (2000 г.), он сформулировал собственное видение пути выхода из этого состояния. Рецепт оказался простым и в чем-то даже традиционным для российской власти: было объявлено о необходимости возрождения сильного государства, но под этим стали понимать восстановление централизованной бюрократической системы управления, функционирующей в рамках унитарного политического пространства.
     Одним из препятствий на пути достижения поставленной цели стали рассматриваться  региональные власти. Для нейтрализации  их политического влияния в течение  нескольких лет был предпринят ряд  конкретных шагов. Например, была введена  неконституционная система федеральных округов, был изменен принцип формирования Совета Федерации, региональное законодательство было приведено в соответствие с федеральными нормами, произошло существенное перераспределение властных полномочий, прежде всего в финансовой сфере, в пользу федерального центра. Эти и многие другие меры способствовали дефедерализации России. И именно в этом контексте следует рассматривать реформу партийной системы.
     Одним из важнейших средств, направленных на политическое подчинение региональных властей федеральным, была унификация регионального избирательного законодательства на основе федеральных норм (2001-2003 гг.). Главной целью унификации регионального избирательного законодательства, несомненно, являлось стремление ослабить возможности контроля региональных властей и, наоборот, усилить возможности контроля федеральных властей над процессом формирования региональных парламентов. Именно в этом контексте следует воспринимать также решение об административном подчинении региональных избирательных комиссий Центральной избирательной комиссии РФ.  

4.3  Реформа партийной системы: этноконфессиональный аспект
     Весьма  неоднозначным является запрет на создание и деятельность политических партий, образованных по признакам национальной (этнической) и религиозной (конфессиональной) принадлежности. В большинстве демократических стран подобных запретов не существует.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.