На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Регион Юго-Восточного Средиземноморья, его структура и основные члены, их внутреннее взаимодействие. Общие итоги экономического развития стран региона в XX в., его конечные результаты. Сопоставление общественно-политических условий развития государств.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 03.04.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Размещено на webkursovik.ru/
Социально-экономическое развитие Юго-Восточного региона Средиземноморья
средиземноморье экономический политический
В регион Юго-Восточного Средиземноморья входят неевропейские, афро-азиатские страны, имеющие выход к Средиземному морю. К этому региону сегодня относятся арабские страны Северной Африки и Восточного Средиземноморья, Израиль, Кипр и Турция.
За истекший XX в. страны региона накопили огромный опыт хозяйственного развития и решения экономических проблем в разных социально-политических системах, в условиях приверженности различным моделям общественного устройства и следования порой полярным идеологическим доктринам. Все это определило совершенно разные экономические результаты их развития к исходу века. Описанию, анализу, сопоставлениям использовавшихся на протяжении этого века методов, подходов и моделей развития, практике их применения посвящены многие сотни книг и тысячи других публикаций.
В данной работе предпринята попытка подведения общих итогов экономического развития стран региона в XX в., выявления его конечных результатов, измеренных в величинах валового внутреннего продукта (ВВП) и душевого дохода или ВВП на душу населения, а также сопоставления общественно-политических условий такого развития, существовавших в начале и конце истекшего столетия в регионе, явившемся много тысячелетий тому назад одним из основных очагов человеческой цивилизации. Данные, цифры и примеры по отдельным странам приводятся лишь в тех случаях, когда это необходимо для иллюстрации общей ситуации в регионе, существовавшей либо в начале века, либо в его конце.
В начале XX в. единственным формально самостоятельным государством региона была Османская империя (Турция), в различной степени зависимости от которой находился ряд средиземноморских арабских стран, в частности Египет, Ливия, Сирия, Ливан, Палестина, а некоторые другие (Алжир, Тунис, Марокко) были протекторатами Франции или Испании. Некогда могущественная Османская империя на этом историческом рубеже быстро слабела. От ее былого величия практически ничего не осталось, но сохранялись претензии на ведущую роль в исламском мире и среди тюркских народов. Султан, бывший главой мусульман всего мира - халифом, был неограниченным монархом, обладавшим правом разрешать и запрещать своим подданным любую деятельность, распоряжаться их имуществом и т.д. Империю потрясали политические и экономические кризисы, катастрофически быстро рос внешний долг. Турецкое правительство было вынуждено давать западному капиталу все большие права и льготы. Поэтому зарождавшийся в империи капитализм был не столько результатом внутренних процессов, сколько следствием внешнего воздействия.
Нарождавшуюся национальную буржуазию душил так называемый режим капитуляций, заключавшийся в предоставлении иностранному капиталу особых привилегий по налогам и сборам, экстерриториальности иностранным подданным и прочих льгот. Поэтому у турок предпринимательство считалось делом непрестижным и бесперспективным, и им занимались преимущественно иноверцы и инородцы, к которым в Османской империи относились армяне, греки, славяне, евреи и пр. Собственно турецкое производство было представлено ремесленниками, иногда объединявшимися в средневековые корпорации - эснафы.
Основной класс империи - крестьянство, составлявшее до 90% ее населения, - был вынужден в результате установленной системы налогов и сборов отдавать до двух третей своих доходов, что препятствовало их аккумуляции и развитию процессов первоначального накопления в турецкой деревне.
Значительный ущерб хозяйственному развитию страны наносило, в частности, табачное управление Османской империи «Режи», получившее монопольное право на заготовку табака, производство и экспорт табачных изделий. В результате значительная часть турецкого крестьянства, выращивавшего табак, и несколько сот табачных фабрик оказались под управлением и во владении французского капитала, быстро обогащавшегося на спекулятивных операциях.
Иностранный капитал в результате упомянутого «режима капитуляций» господствовал в подавляющем большинстве отраслей экономики и сферы обращения, в частности в добывающей промышленности, в железнодорожном строительстве, в коммунальном хозяйстве, в финансовой системе и пр. Это постоянно усиливавшееся засилье иностранного капитала не могло не вызвать все более нараставшего недовольства самых разных слоев турецкого общества, включая армейскую верхушку и мусульманское духовенство, и появления оппозиционных организаций, обществ и течений. В числе их было так называемое младотурецкое движение, сыгравшее весьма важную роль в дальнейшем развитии Турции.
В 1908 г. буржуазная младотурецкая революция привела к свержению деспотического режима султана Абдул-Хамида II и установлению конституционной монархии, но не изменила феодального строя Османской империи. Из-за отсталости страны, сильного влияния феодализма и незрелости общественных отношений младотурки не смогли способствовать утверждению нового буржуазного строя и постепенно превратились в заурядных шовинистов, отдельные группировки которых начали между собой ожесточенную борьбу за власть.
В арабских провинциях Османской империи, в том числе средиземноморских, положение было еще хуже. Преобладающим укладом был феодальный, наряду с которым сохранялись пережитки рабовладельческих и родоплеменных производственных отношений. Появлявшиеся здесь промышленные предприятия были предназначены для первичной обработки сельскохозяйственного сырья, обслуживания турецкой администрации и ее военно-полицейского аппарата. Принадлежали они в подавляющем большинстве случаев иностранному капиталу. Арабская национальная буржуазия и элементы капиталистического уклада только начинали появляться. В немалой степени этому способствовали начавшаяся разработка полезных ископаемых, строительство железных дорог и морских портов.
Все это в полной мере относилось и к Палестине, до 1918 г. входившей в состав Османской империи. Но Палестина имела и некоторые специфические черты, отличавшие ее от других провинций и частей империи. С конца XIX в. сюда стали переселяться евреи из других стран мира, преимущественно из Восточной Европы. С 1882 по 1900 г. еврейская община в Палестине возросла с 24 тыс. до 50 тыс. человек. В целях поощрения иммиграции и оказания помощи прибывающим иммигрантам в обустройстве на новом месте в Палестине учреждаются и образуются различные банковские и коммерческие общества, компании, тресты и фонды. Основными среди них были Еврейский колонизационный банк (1899 г.), Еврейский национальный фонд (1901 г.), Англо-Палестинский банк (1902 г.). Палестинская землеустроительная компания и др.
Тем не менее, до Первой мировой войны иммиграция евреев в Палестину оставалась на низком уровне и составляла в среднем менее 4 тыс. человек в год. При этом 80% прибывавших в тот период, не сумев приспособиться к непривычным для них условиям жизни и климату, покидали Палестину.
В годы Первой мировой войны Юго-Восточное Средиземноморье стало ареной военных действий между Турцией и ее союзниками, с одной стороны, и державами Антанты, планировавшими раздел Османской империи, с другой. Но уже накануне войны средиземноморские провинции Османской империи все больше становились не только зоной активного экономического и политического проникновения европейских держав, но и ареной их ожесточенной борьбы за сферы влияния.
Так, в 1911 г. Италия спровоцировала войну с Турцией, намереваясь быстро захватить последние владения Османской империи в Африке - Триполитанию и Киренанку. Уже в начале 1912 г. турецкая армия фактически прекратила военные действия против итальянских войск, что означало поражение Османской империи. Столкнувшись с равнодушием и предательством турецких властей, ливийцы были вынуждены самостоятельно вести борьбу против итальянцев на протяжении последующих двадцати лет, пока их страна не была окончательно захвачена колонизаторами.
В годы Первой мировой войны Турция фактически превратилась в вассала Германии и вместе с нею потерпела сокрушительное поражение. По окончании войны державы Антанты приступили к разделу не только территории распавшейся Османской империи, но и собственно Турции. В ответ на это в Турции развернулось национально-освободительное движение и произошла буржуазно-националистическая революция под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка), завершившаяся провозглашением в 1923 г. республики.
После завоевания политической независимости в процессе формирования капиталистических отношений стали преобладать в отличие от прошлого внутренние факторы, а именно - осознанная правящими кругами Турции необходимость достижения экономической самостоятельности путем развития производительных сил страны. В последующие годы эти круги своей стратегией общественного развития сделали политику экономического либерализма.
Распад Османской империи не привел к освобождению арабских народов Юго-Восточного Средиземноморья. Место турецких наместников заняли английские и французские верховные комиссары и коменданты. Между двумя мировыми войнами в странах региона стали активно внедряться капиталистические производственные отношения и формироваться «современные» сектора экономики. Однако традиционный феодальный уклад продолжал сохранять прочные позиции. В традиционных секторах, прежде всего сельском хозяйстве, было занято большинство трудоспособного населения арабских стран.
После Второй мировой войны политическая карта Юго-Восточного Средиземноморья принципиально изменилась. На протяжении 40-50-х годов большинство арабских стран региона стало независимыми государствами. В 1948 г. образовалось Государство Израиль. В 1960 г. независимой республикой стал Кипр. В 1962 г. в длительной кровопролитной борьбе свою государственную самостоятельность завоевал народ Алжира.
Все это дает основание считать, что регион Юго-Восточного Средиземноморья, взятый в целом, собственный опыт независимого экономического развития приобрел за последние четыре десятилетия XX в., хотя отдельные входящие в него страны стали накапливать его ранее. За эти четыре десятилетия страны региона в целях решения своих острых социально-экономических проблем использовали самые разные методы, подходы и модели развития, нередко меняя их и чередуя, забегая вперед и возвращаясь к прошлому опыту. Их конечный итог и наглядный результат труда народов входящих в регион стран - абсолютные показатели ВВП и душевого дохода или ВВП на душу населения, измеренные в долларах США, в соответствии с данными международной статистики ООН, а также темпы их роста.
Если расположить страны региона по величинам душевого дохода, то темпы роста их ВВП на протяжении 1960-1995 гг. (новейшие данные, имеющиеся в распоряжении исследователей) представлены в табл. 1.
Таблица 1. Среднегодовые темпы роста ВВП стран Юго-Восточного Средиземноморья в 1960-1995 гг. в %
Страна
1960-1970 гг.
1970-1980 гг.
1980-1990 гг.
1990-1995 гг.
Израиль
8,2
4,8
3,5
6,4
Кипр
6,5
2,1
6,3
4,8
Ливия
24,8
3,0
-4,7
-1,1
Ливан




Сирия
5,7
9,6
1,5
7,4
Турция
6,0
5,6
5,3
3,2
Тунис
4,2
6,9
3,4
3,9
Алжир
1,8
7,0
2,8
0,6
Марокко
3,9
5,6
4,2
1,2
Египет
4,5
8,5
5,0
1,3
Данные табл. 1 отчетливо свидетельствуют, что ни одна из стран исследуемого региона в указанные годы не развивалась равномерно и плавно. Темпы роста ВВП в тех странах, где такой рост был, то повышались, то снижались. В Алжире в первой половине 90-х годов роста вообще не было из-за военно-политического конфликта с исламскими экстремистами и вызванной им приостановки функционирования целых отраслей.
А в Ливии на протяжении полутора десятилетий (1980-1995) шло неуклонное снижение массы ВВП, хотя в течение 1960-1970 гг. именно Ливия продемонстрировала наивысшие во всем регионе темпы его роста. В те годы это объяснялось открытием все новых месторождений нефти, быстрым ростом ее добычи и экспорта.
А в следующем десятилетии темпы роста ВВП Ливии, как видно из табл., снизились более чем в 8 раз. Это уникальный случай, не повторявшийся в дальнейшем ни в одной из стран региона на протяжении XX столетия и требующий поэтому более обстоятельного пояснения.
1 сентября 1969 г. в Ливии победила антимонархическая, антифеодальная и антиимпериалистическая революция, которой руководил М. Каддафи. Он же встал во главе своеобразной военной хунты, взявшей на себя не только исполнительные функции государственного управления, но и законодательную власть.
В дальнейшем по мере появления теоретических разработок М. Каддафи о социальном и государственном устройстве и с первых шагов по претворению их в жизнь в стране «началось применение силы и волюнтаризма, надолго ввергших Ливию в пучину политической и экономической неразберихи».
Эта неразбериха усиливалась по мере формирования концепции М. Каддафи о «прямом народовластии» или «джамахирии». На основании этой концепции в стране стала внедряться невиданная ранее в человеческой истории «джамахирийская» модель развития - волюнтаристская и утопическая по своей сути, не учитывающая объективных, давно открытых и сформулированных законов развития человеческого общества.
Единственным объяснением того, как эта модель могла каким-то образом функционировать в Ливии на протяжении нескольких лет, было наличие огромных, многомиллиардных доходов от экспорта нефти. До начала 80-х годов они делали ливийское государство в его причудливой и нелепой форме независимым от своего народа, отчужденного на деле от нефтяной промышленности и доходов от нее. Эти доходы давали ливийскому руководству возможность считать, что в Ливии существует некое докапиталистическое «социалистическое» общество мелких сельских и городских производителей, накопление капитала и производство прибавочного продукта которыми являются ненужными и излишними, и поддерживать эти утопические настроения в массовом сознании.
Однако начиная с 1982 г. экономическое положение страны стало ухудшаться. Оно было вызвано введенным США в марте эмбарго на закупки нефти у Ливии, к которому присоединились некоторые другие страны. В результате пятилетний план социально-экономического развития страны на 1981-1985 гг. по многим показателям оказался невыполненным. Отсутствие необходимых средств и особенно уверенности в их достаточном поступлении в будущем привело к невозможности составления долгосрочных планов развития. Поэтому начиная с 1986 г. планирование осуществляется только в рамках годовых бюджетных программ. 1986 год ознаменовал собой начало ограниченной либерализации в области экономики - так называемой зеленой перестройки, что на деле представляло собой отход от догматов джамахирийской модели. Признаки «зеленой перестройки» появились после трех шоков 1986 г.: американской бомбардировки Триполи и Бенгази в апреле; почти полного отсутствия поддержки Ливии со стороны арабских стран; поражения ливийских войск в Чаде. Это не замедлило негативно сказаться на деловой активности в стране и, в частности, на ее внутреннем рынке. Начался отток из страны иностранных рабочих, занятых, в частности, в сельском хозяйстве, что сократило предложение на рынке местной сельхозпродукции и, соответственно, вызвало рост цен на нее. При этом следует особо отметить, что многие иностранные специалисты, несмотря на относительно высокую оплату их труда, стали покидать страну из-за тягостной духовной и моральной атмосферы, созданной безудержным культом личности М. Каддафи, тотальной шпиономанией и диким произволом так называемых революционных комитетов, в состав которых входят преимущественно сотрудники ливийских спецслужб.
Неуклонное ухудшение экономического положения страны и вызванное им полное расхождение провозглашенных принципов джамахирии с реальной повседневной действительностью повлекли за собой рост недовольства в различных кругах общества, формирование оппозиции режиму. Уцелевшая после многочисленных потрясений местная буржуазия, сумевшая рассредоточить и припрятать свои капиталы, особенно была недовольна тем, что ее вклады в банки были фактически заморожены. В результате буржуазия была лишена возможности действовать легально и вынуждена довольствоваться операциями на черном рынке, который стал быстро развиваться. Характерно, что, выступая на одном из массовых митингов, М. Каддафи заявил, что процветающий черный рынок «является позитивным свидетельством инициативы народа по удовлетворению своих нужд».
Оппозиция режиму стала нарастать как слева, так и справа. Правую оппозицию представляют, в частности, экстремистские мусульманские организации, связанные с «Братьями-мусульманами» и иранскими фундаменталистами. В своих выступлениях М. Каддафи клеймит фундаменталистов как «раковую опухоль, черную смерть и СПИД». Его нападки на них особенно усилились после известных событий в Алжире, которые явно встревожили ливийского лидера. Он опасается фундаменталистов, ибо видит в них единственную силу, способную отстранить его от власти.
В декабре 1989 г. были сделаны некоторые послабления мелкому частному капиталу под предлогом «повышения роли индивидуальных и кооперативных хозяйств в экономике». В принятых по этому вопросу документах отмечается, что народная власть не будет разрешать частному бизнесу перерастать в компании капиталистического типа, где рабочие получают зарплату и хозяева - прибыль.
После многих лет строгого контроля за всеми видами хозяйственной деятельности, не считая мелкие сельскохозяйственные фермы и мастерские ремесленников, в 1988 г. было разрешено вновь открыть частные магазины и стало поощряться мелкое частное производство в сфере обслуживания и обрабатывающей промышленности. Некоторые государственные предприятия были переданы в собственность трудовых коллективов, функционирующих по волюнтаристской схеме «партнеры, а не наемные работники». «Указанные мероприятия, - как отмечалось в опубликованном документе, - должны рассматриваться как начало постепенного процесса, который будет углубляться и развиваться в свете эволюционирующих обстоятельств». Из табл. 1 видно, что на протяжении 80-х годов ВВП страны не только не рос, а напротив - резко снижался в среднем на 4,7% в год.
Таким образом, налицо - очевидный отход под давлением хозяйственных трудностей от концепции первого периода Джамахирии, попытка примирить непримиримое. Пытаясь спасти уже не модель, полностью обанкротившуюся к началу 90-х годов, а сам режим, ливийское руководство сегодня стремится выйти из состояния международной изоляции, в которое оно привело страну бесчисленными непредсказуемыми акциями в своей внешней политике, в частности своей поддержкой ГКЧП в бывшем СССР. М. Каддафи отказался от политики поддержки терроризма, в том числе от оказания помощи Ирландской республиканской армии (ИРА).
В целях сохранения режима и остатков джамахирийской модели в ее первоначальном виде ливийское руководство пошло в 90-е годы на все новые перетряски и реорганизации политических структур внутри страны. Так, в ноябре 1992 г. на сессии Всеобщего народного конгресса (ВНК) было принято решение о создании в стране новой административной структуры, предполагающей «переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии». Вместо первичных народных собраний (ПНС) как основ Джамахирии, существовавших ранее в районах и муниципалитетах, в стране впредь будут действовать 1455 коммун. Необходимость реорганизации прежней системы М. Каддафи объяснил тем, что она не обеспечила подлинного прямого народовластия в силу своей многоступенчатости, что создавало разрыв между массами и руководством, лишило народ возможности контролировать выполнение принятых решений и законов. Препятствием для реализации идей Джамахирии, по словам М. Каддафи, стала и существующая излишняя централизация.
«В соответствии с указами лидера и в целях укрепления власти народа» - такими словами начинались в первые месяцы 1993 г. сводки новостей триполийского радио и телевидения, в которых сообщалось о «захвате власти коммунами» в различных районах страны. Известное ливийцам с 1978 г. слово «захват» довольно точно передает суть болезненного процесса, затрагивающего социальный статус и благополучие широкого слоя чиновников и торговой буржуазии.
Речь шла о передаче власти от обосновавшихся на местах определенных групп с их имуществом к новым лицам, избранным в ноябре 1992 г. в состав законодательных и исполнительных органов коммун. Обнаружив, что эта кампания не вызвала большого энтузиазма, М. Каддафи провел серию встреч с населением, на которых убеждал соотечественников в «правильности» новой формы правления и призывал их преодолеть сомнения по поводу ее эффективности.
На практике наведение порядка вылилось в организацию так называемой муниципальной гвардией рейдов по «золотым» лавкам, торговым и иным предприятиям, кооперативам, ремесленным мастерским, частным клиникам. Крепкие ребята в черных кожаных куртках проверяли, правильно ли оформлены лицензии, есть ли ценники на товарах, нет ли завышения цен, не нарушается ли главный принцип Джамахирии - «партнеры, а не наемные рабочие».
Созданию новой политической системы была посвящена и состоявшаяся в конце 1992 г. сессия ПНС, на которой «в обстановке демократии и высокого подъема», как отмечала местная пресса, проходили выдвижения кандидатов и выборы руководящего состава этих новых органов власти.
Заключительным этапом реорганизации политической системы стала состоявшаяся 15-18 ноября 1992 г. сессия ВНК. На ней состоялись выборы новых членов Секретариата и других структур ВНК и Высшего народного комитета, т.е. правительства. Работа этой сессии, проходившей уже в новом составе ВНК, была построена таким образом, чтобы создать иллюзию демократического избрания самим народом новых членов органов власти. Процедура выдвижения и голосования шла по заранее врученным делегатам спискам. Благодаря умелой режиссуре председателя «избирались» заранее утвержденные лица. В некоторых случаях эта схема срабатывала.
Несмотря на внешнее спокойствие в городах, нельзя утверждать, что ливийцы с покорностью и безразличием относятся к проводимому на них джамахирийскому эксперименту. В обще и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.