На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ планирования магазина «Хуторок» с учетом факторов среды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
    Характеристика магазина «Хуторок»…………………..…...……………5
    Анализ внешней и внутренней среды магазина «Хуторок»……………10
      Анализ внутренней среды…………………………………………………..10
      Анализ внешней среды ……………………………………………………17
    Анализ и планирование основных экономических показателей магазина
        «Хуторок……………………………………………….……………………23
      Анализ и планирование товарооборота………………….... ……………......23
      Анализ и планирование ресурсного обеспечения………………………….33
      Анализ и планирование товарных запасов …………… …………….……..40
      Анализ и планирование издержек обращения..…………………………..46
      Анализ и планирование валового дохода………………………………...57
      Анализ и планирование прибыли и рентабельности …………………........60
      Анализ финансовых результатов деятельности ………………………..…..65
      Комплексный план развития магазина «Хуторок на 2012 год……………..72
Заключение………………………………………………………………………….77
Список  использованных источников……………………………………………...78 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Анализ  хозяйственной деятельности является основным процессом в любой деятельности любой организации.
     Анализ  представляет собой исследования влияния  внутренних и внешних факторов на результаты работы предприятия. Он проводится при помощи различных методов. Под  действием анализа проводится расчленение  изучаемого объекта и определяется роль каждой его части в общей совокупности. Экономический анализ основан на логическом методе исследований и аналитических способностях человека объективно оценить явления. Данные анализа являются исходными данными для дальнейшей деятельности и от его качества зависит успех предприятия.
     Объектом  исследования является магазин «Хуторок».
     Предметом исследования является анализ и планирование розничной торговли магазина «Хуторок», выявить пути повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
     Цель  исследования – произвести анализ планирования и на его основе разработать направления совершенствования деятельности магазина «Хуторок» с учетом факторов среды.
     Основная  задача при прохождении преддипломной  практики заключалась в следующем:
    провести комплексный анализ магазина «Хуторок»;
    изучить общую характеристику предприятия и системное описание предприятия и его прямое окружение;
    изучить основные технико-экономические показатели и результаты финансово-хозяйственной деятельности;
    провести анализ состояния и эффективности использования основных фондов и оборотных средств;
    анализ товарного обеспечения в целом и по товарным группам;
    анализ валовой прибыли по предприятию и по товарным группам, факторный анализ;
    провести экономический анализ по магазину «Хуторок» и его планирование на 2012 год.
     В ходе анализа необходимо исследовать влияния внутренних и внешних факторов на результаты работы предприятия, выявить причины, повлекшие за собой данную динамику показателей и резервов повышения эффективности производства хозяйствующего субъекта.
     Информационная  база преддипломной практики включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, бухгалтерская отчетность, первичная документация анализируемого магазина.  
 
 
 
 
 
 
 

 

      ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «ХУТОРОК»
 
 
     Объектом  данного анализа является  – индивидуальный предприниматель Екимов А.В. магазин продовольственных товаров «Хуторок». Магазин находится в г. Туринск, ул. Песчаная,31.
     Индивидуальный  предприниматель Екимов А.В. является физическим лицом по законодательству РФ, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в рублях, печать, и другие реквизиты, выступает в суде от своего имени.
     ИП  Екимов А.В. осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности Екимов А.В. учитывает также и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и ycлyг.
     Деятельность  предпринимателя осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются ИП Екимов А.В.
     ИП  Екимов А.В. свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Магазин «Хуторок» реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности осуществляется налоговыми, природоохранными и другими органами, имеющими право контроля.
     ИП  Екимов А.В. начал свою деятельность с марта 2006 года. Основной вид деятельности – розничная торговля продовольственными товарами, специализируется на продаже продуктов питания. Основной целью предпринимателя является осуществление предпринимательской деятельности для удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах и получения на этой основе прибыли.
     Магазин «Хуторок» - это предприятие розничной торговли. Основная услуга, которую оказывает магазин «Хуторок» - это реализация товаров.
     Общая площадь торгового предприятия составляет 52 кв. м. Площадь торгового зала магазина  составляет 40 кв. м.
     Предметом деятельности ИП Екимова А.В. является:
    розничная торговля продовольственными товарами;
    оказание платных услуг населению;
    развитие мелкорозничной торговли;
    организация выставок, выставок-продаж, ярмарок, рекламных мероприятий;
    внешнеэкономическая деятельность.
     Главными  целями ИП Екимова А.В. являются реализация товаров, получение прибыли от реализации, улучшение сервиса без повышения цен на товары.
     В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива индивидуального  предпринимательства Екимов А.В. в процессе своего развития и создания новых основных фондов тридцать процентов прибыли остается в распоряжении предприятия после обязательных платежей бюджету.
     Численность предприятия составляет 12 человек. Оказание торговых услуг осуществляется персоналом, прошедших курсы обучения. Выполнением управленческих функций занято 3 человека. При найме работников магазин учитывает внешние данные и возраст. Эти требования предъявляются к продавцам-консультантам, так как они непосредственно контактируют с клиентами и постоянно находятся на виду. Средний возраст персонала составляет 28 лет.
     На  предприятии применяются в основном две системы оплаты труда: повременная  и сдельная. При повременной оплате труда заработная плата работнику  начисляется в соответствии с  окладом за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. Повременная оплата труда применяется для работников бухгалтерии и руководства. Заработная плата продавцам выплачивается в зависимости от объема товарооборота. Процент от выработки определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от трудоемкости реализуемых товаров. Заработная плата заведующих отделами состоит из фиксированных окладов и суммы, исчисляемой в процентах к товарообороту закрепленных за ними отделов. Такая система оплаты труда является дополнительным стимулом и влияет на качество их работы и деятельности всего магазина. Бухгалтерией ведется учет всех затрат предприятия, и эти данные используются руководством для принятия решения об уменьшении или увеличении некоторых статей расходов.
     Магазин реализует крупы, хлебобулочные, мясные, кисломолочные продукты, а также свежие фрукты и овощи и др. Поставки осуществляются с периодичностью 2 раза в неделю, что позволяет сохранить свежесть продуктов. Предприятие ориентировано на людей, ведущих здоровый образ жизни, и людей, заботящихся о своем здоровье.
     Краткая экономическая характеристика деятельности магазина представлена в таблице 1. 

Таблица 1 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Хуторок» за 2010 – 2011  г.г., в тыс. руб. 

Показатели 2010 г. 2011 г. Отклонение 2011г. от 2010 г. Темп роста 2011 к 2010, %
Товарооборот  в действующих ценах, тыс.руб.  
5129,40
 
5923,30
 
793,90
 
115,48
Индекс  цен, % - 118,0 - 118,0
Товарооборот  в сопоставимых ценах, тыс.руб.
 
5129,40
 
5019,75
 
-109,65
 
97,86
Валовой доход от реализации, тыс.руб.  
2036,60
 
2554,04
 
517,44
 
120,40
Уровень валового дохода, в % к товарообороту  
39,70
 
43,12
 
3,42
 
108,61
Издержки  обращения, тыс.руб. 1486,60 1700,32 213,72 114,38
Уровень издержек обращения, % к товарообороту 28,98 
28,71 
-0,27 
99,07 
Прибыль от реализации, тыс.руб. 550,0 853,72 303,72 128,93
Рентабельность  продаж, % 10,7 14,4 3,7 134,58
Среднесписочная численность работников, 12 
12 
- 
100,00 
в том числе торгово-оперативных  работников
 
9
 
9
 
-
 
100,00
Торговая  площадь, кв.м. 40 40 - 100,0
Товарооборот  на 1 среднесписочного работника, тыс.руб.  
427,45
 
493,61
 
66,16
 
115,48
Товарооборот  на 1 торгово-оперативного работника, тыс.р. 569,93 
658,14 
88,21 
88,21 
Товарооборот  на 1 кв.м. торговой площади 128,24 148,08 19,84 115,47
 
     Проведенный анализ основных показателей хозяйственной  деятельности магазина «Хуторок» показал, что товарооборот организации за 2011 год составил в действующих ценах 5923,30 тыс. руб., что на 793,90 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период 2010 г., что составляет 115,48 %.
     Отмечается  рост среди анализируемых показателей  за 2011 год по прибыли от реализации - 28,93 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
     Рост  товарооборота привел к увеличению товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. торговой площади: за 2011 год. Этот показатель составил 19,84 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (128,24 тыс. руб.) на 15,5%.
     Таким образом, в магазине «Хуторок», за анализируемый период наблюдается рост основных экономических показателей деятельности организации, поэтому можно сказать, что магазина «Хуторок» является динамично развивающейся организацией розничной торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАГАЗИНА «ХУТОРОК» 
 

2.1  АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 
 

          Анализ внутренней среды предполагает определение тех возможностей и того потенциала, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
     Под потенциалом понимается совокупность возможностей предприятия по оказанию услуг населению. Данные возможности определяют количество и качество ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
     Большое значение в анализе внутренней среды имеет изучение организационной структуры, ценовой и ассортиментной политики.
     Задачи  ИП Екимова А.В. определяются его интересами, размерами капитала и средой.
     Важнейшими  задачами предпринимателя являются:
    получение дохода;
    обеспечение потребителей товаром магазина;
    обеспечение персонала магазина заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
    создание рабочих мест для населения;
    охрана окружающей среды;
    недопущения сбоев в работе.
     Рассмотрим систему управления персонала ИП Екимова А.В.
     На  конец 2010 года в целом по магазину «Хуторок» среднесписочная численность работников составила 12  человек, из них 7 – торгово-оперативные работники. Средняя заработная плата достигла уровня  6,7 тысяч рублей.
     Оказание  торговых услуг осуществляется персоналом, прошедших курсы обучения. Выполнением управленческих функций занято 3 человека. При найме работников магазин учитывает внешние данные и возраст. Эти требования предъявляются к продавцам-консультантам, так как они непосредственно контактируют с клиентами и постоянно находятся на виду. Средний возраст персонала составляет 28 лет.
     Руководством предоставляется обширная система мотивации работников, включающая в себя предоставление социальных гарантий (оплата больничных листов, в т.ч. по беременности и родам, оплата отпусков и т.п.), а также  систему премий.
     Процесс управления персоналом независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Исследуя магазин как социально- экономическую систему необходимо рассмотреть в определенном экономическом пространстве внутренней и внешней среды. Задачи предпринимателя определяются внешней и внутренней средой.
     Внутренняя  среда предпринимателя - это люди, средства производства, информация и деньги. К числу внутренних ситуационных факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих у предпринимателя. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду.
     Рассмотрим  основные показатели, характеризующие использование на предприятиях исследуемой торговой организации трудовых ресурсов и фонда заработной платы (таблица 2).
     При анализе обеспеченности торговой организации  трудовыми ресурсами используются данные о списочной и среднесписочной численности, структуре рабочей силы. 

Таблица 2 - Списочная численность списочного состава по категориям магазина «Хуторок» за 2010 – 2011 г.г. 

Категория персонала Среднесписочная численность, человек (в целых  единицах)
Отклонение  отчетного периода, человек Отчетный  период, %
2010 г. План На 2011 г
2011 г. От плана 2011г От 2010г. К плану 2011г К 2010 г.
Всего 12 11 12 1 0 109% 100%
в т.ч:              
основной  вид деятельности из них:
9 10 10 0 1 100% 111%
Руководители 2 2 3 1 1 150% 150%
Специалисты 3 2 2 0 -1 100% 67%
продавцы 2 4 2 -2 0 50% 100%
рабочие 2 2 3 1 1 150% 150%
не  основная деятельность 3 1 2 1 -1 200% 67%
 
     Списочная численность работников в целом  по предприятию составила 12 человек. По плану численность предусмотрена в составе 11 человек. За счет этого происходит отклонение от плана на 1 чел. В процентном выражении отклонение от плана составляет 9%. В отчетном периоде по основному виду деятельности отклонений от плана нет, но, однако, в сопоставлении с предыдущим годом произошло увеличение списочного состава на 11%. В категории работников основного вида деятельности удельный вес руководителей вырос на 50% как по отношению к плану, так и по отношению к предыдущему году. Это отрицательная тенденция. Произошло это за счет введения новой незапланированной должности «Начальник службы охраны» в связи с появлением необходимости более тщательного ведения охранной деятельности в магазине. По категории «Специалисты» отклонений от плана нет, но происходит снижение по сравнению с предыдущим годом на 33%. Удельный вес категории «Продавцы» в сравнении с базисным годом не изменился, тем не менее, существует отклонение от плана на 50%. Это отрицательное явление в деятельности торгового предприятия. Так как именно продавцы находятся в непосредственном контакте с клиентами предприятия, и именно от них зависит товарооборот предприятия. Удельный вес работников вырос на 50% как по сравнению с планом, так и по сравнению с базисным годом. Связано это с введением нового рабочего места «Фасовщица». По не основной деятельности план не выполнен ни в отчетном, ни в базисном году. Объясняется это введением должности «Начальник службы охраны», кандидатура которого была отобрана из внутренних кадров, т. е. за счет повышения в должности охранника. Вместе с тем превышение численности охранников объясняется необходимостью наличия надежной охранной системы. В будущем в связи с этим необходимо ввести в план большее количество рабочих мест охранника. 

Таблица 3 - Структура среднесписочной численности списочного состава работников магазина «Хуторок» за 2010г-2011г 

Категории работников 2010 г План  на 2011 г 2011 г Изменение удельного веса по сравнению, %
Человек % Человек % Человек % с планом с предыдущим периодом
Всего 12 100 11 100 12 100 х х
в т.ч.:                
Основной  вид деятельности из них: 9 75,00 10 90,91 10 83,33 -7,58 8,33
Не основной вид деятельности 3 25,00 1 9,09 2 16,67 7,58 -8,33
 
     Структура среднесписочной численности по основному виду деятельности в отчетном году составила 83,33 % от общей численности работников магазина. За год структура работников магазина, задействованных в основном виде деятельности, увеличилась на 8,33 % , что является положительной тенденцией в деятельности организации. Но все же численность персонала основного вида деятельности не достигает плановой величины. Это связано с низкой оснащенностью специалистами. Это негативный фактор в деятельности магазина, так как именно от них зависят многие аспекты деятельности организации. Удельный вес руководителей увеличился на 8,33 % по сравнению с предыдущим годом и превысил плановые показатели на 6,82 %. Это связано с введением новой должности «Начальник службы охраны». Численность продавцов не изменилась за год. Это можно считать положительным моментом в функционировании магазина, так как товарооборот вырос, а численность осталась неизменной. Значит, производительность труда продавцов увеличилась. Произошло снижение за год удельного веса работников по не основному виду деятельности, связанное с повышением в должности одного охранника. За счет этого выросла численность руководителей предприятия.
          Огромное значение для формирования  эффективной системы управления  персоналом имеет организационная  структура магазина. Типовая организационная структура для магазина «Хуторок» представлена на рисунке 1. 

 

     
     
     
     
       
 

           Рисунок 1 – Организационная структура магазина «Хуторок» 

     Такая организационная структура управления позволяет рационально распределить функции управления между руководителями, обеспечивает минимальность звеньев структуры управления, что в свою очередь позволяет ускорить принятие и исполнение принимаемых управленческих решений отделами магазина.
     В магазине «Хуторок» присутствует твердая ассортиментная политика, ассортиментный перечень удовлетворяет спрос различных слоев населения.
       В магазине представлен широкий  ассортимент  продовольственных  товаров.
     Магазин характеризуются устойчивым стабильным ассортиментом, товар поставляется в срок и в необходимом количестве, вовремя выкладывается в торговом зале.
     Согласно общепринятой классификации ассортимент делится на группы по особенностям химического строения, производства и потребительским свойствам, представленных в магазине «Хуторок»:
      Алкогольная продукция;
      Безалкогольные напитки;
      Детское питание;
      Колбасные изделия;
      Кондитерские изделия;
      Консервация;
      Кофе, какао, чай;
      Крупы;
      Майонез;
      Макаронные изделия;
      Масло;
      Молочные продукты;
      Овощи, фрукты;
      Пиво;
      Полуфабрикаты;
      Рыба;
      Табачные изделия;
      Хлебобулочные изделия;
      Яйцо.
       Ассортимент товаров в магазине «Хуторок» постоянно обновляется и расширяется, способствуя тем самым увеличению числа постоянных клиентов. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
     Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
     В магазине «Хуторок» разработана  система формирования ассортимента, которая включает следующие основные моменты:
     1. Определение текущих и перспективных  потребностей покупателей, анализ  способов продажи продовольственных товаров и особенностей покупательского поведения на продовольственном рынке.
     2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
     3. Решение вопросов, какие товары следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности.
     4. Изучение возможностей продажи новых товаров, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
     5. Разработка специальных рекомендаций для реализации товаров относительно качества, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик товаров или предопределивших необходимость их изменения.
     6. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
     Планирование  и управление ассортиментом —  неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта  и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
     Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия.
     Еще один важный элемент ассортимента и  в целом товарной политики — изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
     Кроме того, важным направлением анализа  внутренней среды является анализ показателей эффективности деятельности магазина «Хуторок». В данном случае происходит увеличение по таким показателям, как:
    рентабельность продаж;
    товарооборот на одного среднесписочного работника торговой организации, товарооборот на одного торгово-оперативного работника;
    товарооборот на 1 кв.м. торговой площади.
     Это свидетельствует об эффективности  деятельности магазина «Хуторок» и, в сочетании с факторами, определяющими его потенциал, позволяет реализовать дальнейшее развитие деятельности предпринимателя. 

2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 

          Внешняя среда магазина - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население. Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения оного фактора воздействует на другие факторы. Внешняя среда магазина включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы,  культура, демография.
     Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.
     Для общей количественной оценки конкурентной силы предприятий используем метод  взвешенных оценок, при котором  каждому показателю конкурентной силы присваивается определенный удельный вес, что позволяет учесть относительную важность показателей конкурентной силы.
     Оценим  магазин «Хуторок» и ее конкурентов по каждому показателю, используя шкалу от 1 до 10 (1 – очень плохо; 10 – очень хорошо), и сделаем выводы о степени конкурентного преимущества или недостатка исследуемой сети; определим области, где позиции магазина «Хуторок» сильнее или слабее (таблица 4). 

Таблица 4 – Взвешенная оценка конкурентной силы предприятий Туринского района
Ключевые  факторы успеха Вес «Хуторок» «Уралочка» «Монетка» «Космос» «Маяк» «Магнит»
Качество  товаров 0,2 8 / 1,8 8 / 1,6 8 / 1,6 8 / 1,6 9 / 1,8 9 / 1,8
Уровень квалификации персонала 0,05 7 / 0,35 7 / 0,35 8 / 0,4 9 / 0,45 8 / 0,4 8 / 0,4
Обслуживание  покупателей 0,15 9 / 1,35 8 / 1,2 7 / 1,05 10 / 0,5 9 / 1,35 8 / 1,2
Маркетинг (реклама) 0,1 5 / 0,5 9 / 0,9 9 / 0,9 7 / 0,35 9 / 0,9 7 / 0,7
Широта  ассортимента 0,15 9 / 1,35 9 / 1,35 10 / 1,5 8 / 1,2 10 / 1,5 9 / 1,35
Уровень цен 0,25 10 / 2,5 9 / 2,25 10 / 2,5 9 / 0,9 9 / 2,25 10 / 2,5
Общая оценка 1,0 8,25 8,6 8,9 8,6 9,1 8,8
     По  результатам проведенных расчетов, магазин «Хуторок» занимает несколько отстающее конкурентное положение. Причина тому – отдаленность поставщиков и производителей, что не обеспечивает  равномерность поставки товаров  и своевременное пополнение ассортимента в торговом зале магазина, способствующие бесперебойной работе и удовлетворению спроса покупателей, отсутствие эффективной системы продвижения (в частности, рекламы), способствующей формированию соответствующего имиджа и привлечению большего числа покупателей.
     Ассортимент магазина «Хуторок», включающий товары разных ценовых категорий, рассчитан на все группы покупателей города Туринска. Магазином предлагается достаточно обширная система ценностей для покупателей, способствующая формированию их лояльности и привлечению новых клиентов к совершению покупок в магазинах данной сети.
     Определим сильные и слабые стороны деятельности продуктового магазина «Хуторок», выявим основные возможности и угрозы со стороны внешней среды и составим матрицу SWOT-анализа (таблица 5). 

Таблица 5 – Матрица SWOT-анализа магазина «Хуторок» 

Внутренняя  среда   Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. Налаженные  связи с поставщиками  (прямые закупки, скидки) 2. Широкий ассортимент представленных товаров
3. Финансовая  устойчивость 
1. Позднее вхождение  на рынок продуктов питания  по сравнению с основными конкурентами  2.  Менее   известный  бренд на рынке  продуктов питания 
3.  Дефицит  квалифицированных кадров
Внешняя среда  Возможности (О) Угрозы (Т)
  1. Рост  спроса  населения  при росте  доходов  2. Увеличение  темпов строительства коммерческой  недвижимости  (можно открывать  новые центры)
1 Рост конкуренции  со  стороны региональных, федеральных  и мировых сетей   2. Неблагоприятные изменения в законодательстве (запрет на поставку товаров из ряда стран)
 
     Данные  матрицы показывают, что у магазина «Хуторок» есть ряд конкурентных преимуществ:  налаженные связи с поставщиками и прямые поставки товаров от производителей,   финансовая устойчивость.  Однако есть и слабые стороны, которые не позволили пока магазину занять лидирующее положение. Во-первых, магазин вышел на продуктовый рынок позже своих основных   конкурентов,  так как основной акцент бы сделан на развитии рынка молочных продуктов. Как и у большинства торговых организаций, остро стоит кадровая проблема.  Внешняя среда в целом является достаточно благоприятной, так как   темпы роста розничной торговли достаточно высоки. Однако  ежегодно усиливается конкуренция за счет открытия новых магазинов, в том числе таких известный международных марок  как «Монетка» и «Магнит».
       Стратегической целью магазина «Хуторок» является увеличение рыночной доли. Для завоевания новых групп покупателей следует обратить особое внимание на разработку и проведение эффективной рекламной компании.
     Возраст и социальный статус потребителей продукции  имеют очень широкий диапазон.
     Продаваемые товары магазина не являются сезонными, однако существуют определенные колебания в реализации. Снижение покупательской способности наблюдается с конца мая до начала ноября, а в период с начала ноября и до апреля спрос на водку и мясо, это связано с различными праздниками в это время. По этому, планирование объемов реализации осуществляется по периодам года.
     При проведении анализа непосредственного окружения магазина «Хуторок»» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика ассортимента магазина такова, что магазин «Хуторок» является продавцом товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей - это физические лица (более 90% рынка). При анализе посредников необходимо обратить внимание на ценовую составляющую. Магазину для сокращения издержек необходимо выбирать посредников с наиболее благоприятной для предприятия ценовой политикой. На рассматриваемое торговую организацию эта компонента не оказывает влияния, т.к. оно не действует через посредников.
     Если  же говорить о поставщиках, то можно  с уверенностью сказать, что поставщики, как оборудования, так и товаров - отечественные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данная торговая организация вовремя получает качественные товары для осуществления своей деятельности, что хорошо сказывается на потребителях магазина «Хуторок»», но с другой стороны - это прямая зависимость от поставщика. Это говорит о том, что наш район не может обеспечить свои торговые организации в полной мере необходимыми товарами и приводит к зависимости от иногородних поставщиков. И если по какой - то причине эти поставщики откажутся поставлять нам эти товары, то магазин не сможет обеспечить продажу товаров, что грозит серьезными последствиями и даже кризисом.
     Работа  с поставщиками основана на заключенных  договорах, где указаны сроки поставок, условия платежа и т.д. Поэтому сбоев в поставке товаров практически не бывает. Основными поставщиками являются российские производители, т.е. такие как: ИП Горбунова Н.Н., ИП Исламов Р.Р., ИП Гаврилова Н.П., ООО «Макс», Универсальная торговая база, и т.д. С ними предприниматель работает уже более 2 лет. В то же время ИП Екимов А.В. использует такие виды приобретения товара, как приобретение в оптовых компаниях.
     Основными конкурентами для магазина «Хуторок» являются другие продовольственные магазины г. Туриснка, находящиеся в зоне ближнего торгового охвата от рассматриваемого нами магазина. Анализ конкурентов был проведен по следующим показателям:
     - близость местоположения
     - аналогичность оказываемых услуг
     - похожесть проводимой ценовой политики.
     Наибольший  интерес в плане конкуренции  представляют собой следующие магазины: «Магнит», «Монетка», «Уралочка», «Космос», «Кооператор»  осуществляющие свою торговую деятельность в г. Туринске.
     ИП  Екимов А.В. заключает договора с поставщиками на поставку товаров на год. Имея договора, получают товар на реализацию и в течение 14 банковских дней обязуются оплатить за полученный товар.
     Основными конкурентом на рынке для нашего предприятия является магазин «Монетка». Они реализуют в три раза больше товара, имеет более низкие издержки, более высокий имидж. Магазин «Магнит» был выбран ввиду того, что открыт он был сравнительно недавно, а значит, имеет более современно оснащенную техническую базу. К тому же магазин «Магнит» широко используют рекламу в средствах массовой информации и пользуются большим спросом у клиентов. 

     
 

     Рисунок 1- Доля рынка магазина «Хуторок» 

     Магазин «Хуторок» имеет возможности привлечения долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам не имеет.
     Проведем  ранжирование факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность магазина и перечислим основные угрозы и возможности магазина «Хуторок» (таблица 4). 
 
 
 
 
 

Таблица 4 – Список основных угроз и возможностей магазина «Хуторок» 

Угроза Возможность Последствия для  фирмы
  Появление новых  клиентов Наличие доли постоянных крупных клиентов
Дополнительный  рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств
Слабая  конкурентная позиция Наличие на рынке лидера (Магнит, Монетка)
  Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка
  Привлечение новых  поставщиков с новыми видами товаров Выбор между  поставщиками, наиболее приемлемых условий  для заключения контрактов
Удаленность крупных-лидеров продуктовых товаров   Повышение стоимости  товара
 
     Вывод: практически любая угроза ведет  за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации магазина. И наоборот, любая возможность дает магазину «Хуторок» шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
     Как правило, угрозы для магазина «Хуторок» состоят из внешних факторов, но нельзя забывать и о внутренних угрозах, которые можно предотвратить в первую очередь.  

 

      3. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАГАЗИНА «ХУТОРОК»  
 

3. 1 АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА  
 

     Товарооборот  предприятия существенно различается в разрезе временных периодов, а также по группам товаров (в разрезе ассортимента). Поэтому необходимо исследовать состав и структуру товарооборота с целью выявления основных тенденций.
     Розничный товарооборот является конечной стадией  движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления.
     Оборот  розничной торговли представляет собой  стоимость проданных населению  потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.
     В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению  за наличный расчет, также включает стоимость:
     а) проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;
     б) товаров, проданных в кредит в  объеме полной стоимости товара;
     в) товаров, проданных в порядке  комиссионной торговли;
     г) товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных  средств, топлива), в полном объеме.
     Оборот  розничной торговли приводится в  розничных ценах – фактических  продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость  и налог с продаж.
     В зависимости от цели анализа определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются; прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская финансовая и статистическая отчетность (ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг). Также используются: книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому торговому подразделению ежедневно и нарастающим итогом за месяц; первичные документы (товарные, кассовые отчеты). 

Таблица 6 - Анализ выполнения плана по факту ООО «Хуторок» на 2011 год 

Группа  товаров V ТП (в сопоставимых ценах) абсолютное  изменение Относительное изменение
плановый Фактический   % выполнения плана по факту % прироста
Мясо 327,50 389,85 62,35 119,04 19,04
Колбасные изделия 371,50 415,75 44,25 111,91 11,91
Масло растительное 83,50 79,70 -3,8 95,45 -4,55
Молочные  продукты 99,50 112,92 13,42 113,49 13,49
Хлеб 16,00 20,48 4,48 128,00 28,00
Рыба 88,00 115,57 27,57 131,33 31,33
Консервы  мясные 171,00 195,90 24,9 114,56 14,56
Консервы  рыбные 77,00 77,14 0,14 100,18 0,18
Консервы  овощные 122,00 139,96 17,96 114,72 14,72
Консервы  фруктовые 225,00 240,41 15,405 106,85 6,85
Яйца (10 шт) 65,00 82,60 17,6 127,08 27,08
Чай 210,00 260,42 50,42 124,01 24,01
Соль 27,00 29,49 2,49 109,22 9,22
Майонез 85,00 83,13 -1,87 97,80 -2,20
Овощи 238,00 259,56 21,56 109,06 9,06
Плоды, фрукты 510,00 544,66 34,655 106,80 6,80
Вафли диетические 270,00 279,20 9,2 103,41 3,41
Джемы диетические 196,00 188,19 -7,81 96,02 -3,98
Конфеты на основе фруктозы, кг 756,00 684,57 -71,435 90,55 -9,45
Вино 480,00 470,39 -9,61 98,00 -2,00
Безалкогольные  напитки 227,00 253,31 26,312 111,59 11,59
     Окончание таблицы 6.
Группа товаров V ТП (в сопоставимых ценах) абсолютное  изменение Относительное изменение
плановый Фактический   % выполнения  плана по факту % прироста
Прочие  продтовары 302,00 356,70 54,7 118,11 18,11
Итого по продтоварам: 4947 5279,89 332,89 106,73 6,73
Парфюмерно-косметические  товары. 346,80 439,36 92,56 126,69 26,69
Товары  бытовой химии 104,50 116,86 12,359 111,83 11,83
Прочие  непродовольственные товары 67,00 87,19 20,19 130,13 30,13
Итого по непродовольственным товарам: 518,3 643,409 125,11 124,14 24,14
Итого: 5465,3 5923,3 458 108,38 8,38
 
     По  продовольственным товарам план перевыполнен на 6,73 %, а по непродовольственным  товарам – 24,14 %. Причем по группам  товаров «Хлеб», «Рыба», «Яйца», «Чай»  план перевыполнен более чем на 20% , что говорит о большом спросе на эти группы товаров. План недовыполнен по группам товаров «Масло растительное», «Майонез», «Джемы диетические», «Конфеты на основе фруктозы», «Вино», что повлияло на снижение выполнения плана по продовольственным товарам на 4.44 %. Среди непродовольственных товаров по группам товаров «Парфюмерно-косметические товары» и «Прочие непродовольственные товары» план перевыполнен более чем на 25%, что положительно сказалось на увеличение реализации продукции. В целом по предприятию план перевыполнен на 8,38%. 

Таблица 7 - Выполнение плана по ассортименту магазина «Хуторок» за 2011 год 

Группа  товаров Относительное изменение V тп, засчитываемый  по ассортименту Выполнение  плана по ассортименту
% выполнения плана по факту % прироста
Мясо 119,04 19,04 327,5 100,00%
Колбасные изделия 111,91 11,91 371,5 100,00%
Масло растительное 95,45 -4,55 79,7 95,45%
Молочные  продукты 113,49 13,49 99,5 100,00%
     Окончание таблицы 7.
Группа  товаров Относительное изменение V тп, засчитываемый  по ассортименту Выполнение плана по ассортименту
% выполнения плана по факту % прироста
Хлеб 128,00 28,00 16 100,00%
Рыба 131,33 31,33 88 100,00%
Консервы  мясные 114,56 14,56 171 100,00%
Консервы  рыбные 100,18 0,18 77 100,00%
Консервы  овощные 114,72 14,72 122 100,00%
Консервы фруктовые 106,85 6,85 225 100,00%
Яйца (10 шт) 127,08 27,08 65 100,00%
Чай 124,01 24,01 210 100,00%
Соль 109,22 9,22 27 100,00%
Майонез 97,80 -2,20 83,13 97,80%
Овощи 109,06 9,06 238 100,00%
Плоды, фрукты 106,80 6,80 510 100,00%
Вафли диетические 103,41 3,41 270 100,00%
Джемы диетические 96,02 -3,98 188,19 96,02%
Конфеты на основе фруктозы, кг 90,55 -9,45 684,565 90,55%
Вино 98,00 -2,00 470,39 98,00%
Безалкогольные  напитки 111,59 11,59 227 100,00%
Прочие  продтовары 118,11 18,11 302 100,00%
Итого по продтоварам: 106,73 6,73 4947 98,99%
Парфюмерно-косметические  товары. 126,69 26,69 346,8 100,00%
Товары  бытовой химии 111,83 11,83 104,5 100,00%
Прочие  непродовольственные товары 130,13 30,13 67 100,00%
Итого по непродовольственным товарам: 124,14 24,14 518,3 100,00%
Итого: 108,38 8,38 5465,3 99,18%
 
     План  по ассортименту недовыполнен на 0,82%. Недовыполнение произошло за счет недовыполнения плана  по группам товаров «Масло растительное», «Майонез», «Джемы диетические», «Конфеты на основе фруктозы», «Вино». Связано это с уменьшением потребительского спроса на товары, способные негативно оказывать влияние на здоровье. По продовольственным товарам план недовыполнен на 1,01%, а по непродовольственным товарам план выполнен на 100%.
     Удельный  вес продовольственных товаров в целом увеличился на 0,01%, в т.ч. увеличился за счет групп товаров: «Молоко и молочные продукты» на 0,69%, «Хлеб» на 1,08%, «Консервы мясные» - 0,43%, «Консервы рыбные» - 0,35%, «Яйца» - 0,75%, «Майонез» - 0,55%, «Безалкогольные напитки» - 0,75%. Произошло уменьшение удельного веса продовольственных товаров за счет групп товаров «Мясо» на 0,6%, «Колбасные изделия» - 0,82%, «Фрукты» - 0,38%, «Вали диетические» - 0,51%, «Конфеты на основе фруктозы» - 1,74%, «Вино» - 2,63%. Удельный вес непродовольственных товаров уменьшился на 0,1%. Это произошло за счет снижения удельного веса группы товаров «Парфюмерно-косметические товары» на 1,28%. В целом по предприятию план по структуре выполнен. Значит, фактическая реализация совпала с запланированными объемами реализации продукции.
     Объем товарооборота – один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной  деятельности. Он оказывает влияние  на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций. 
 
 
 

Таблица 9 - Объем товарооборота за 2011 г по магазину «Хуторок», в тыс. руб. 

Месяц Товарооборот Выполнение, %
Прогноз Фактический  
Январь 325,5 301,2 92,53%
Февраль 426,1 513,4 120,49%
Март 420 439,4 104,62%
1 квартал 1171,6 1254 107,03%
Апрель 427,6 472,5 110,50%
Май 442,16 491,2 111,09%
Июнь 429,36 486,3 113,26%
2 квартал 1299,1 1450 111,61%
Июль 429,9 475,1 110,51%
Август 498,6 476,2 95,51%
Сентябрь 459,5 474,996 103,37%
3 квартал 1388 1426,296 102,76%
Октябрь 526,5 547,3 103,95%
Ноябрь 485 524,2 108,08%
Декабрь 595,08 721,5 121,24%
4 квартал 1606,6 1793 111,60%
Год 5465,3 5923,296 108,38%
 
     Фактический уровень товарооборота превышает  прогнозный объем в целом за год  на 8,38%, в т.ч. в 1 квартале на 7,03%; в 2 квартале – 11,61%; в 3 квартале – 2,76%; в 4 квартале – 11,6%. В абсолютном размере перевыполнение прогнозных показателей продажи  товаров в целом за год составило 457,996 тыс. руб., в т.ч. за счет перевыполнения в 1 квартале на 82,4 тыс. руб.; в 2-м квартале – 150,9 тыс. руб.; в 3-м квартале – 38,296 тыс. руб.; в 4-м квартале – 186,4 тыс. руб. Недовыполнение объема товарооборота наблюдается в январе и августе. Связано это с уменьшением спроса на продовольственные товары. В январе объем товарооборота снижается за счет увеличения расходов в предыдущем месяце и с рождественскими каникулами, когда большинству населения не выплачивается заработная плата. В августе происходит снижение товарооборота за счет увеличения расходов трудоспособного населения на подготовку детей к учебному году. Наибольший удельный вес товарооборота наблюдается в конце года, что связано с увеличением спроса населения на продовольственные товары в связи с празднованием Нового года. 

Таблица 11 - Расчет внутригодовых колебаний продажи товаров за 2 года магазина «Хуторок» 

Месяцы Среднемесячный  товарооборот из расчета 2 лет, тыс. руб. К среднемесячному  товарообороту за 2 года, % (Їy) Отклонение  помесячных средних от общей средней, % (Їy-100) Квадрат отклонений ( Їy-100)2
Январь 359,4 84,34% -15,66% 243,6
Февраль 430,4 101,00% 1,00% 39,06
Март 406,7 95,44% -4,56% 1,02
Апрель 430,1 100,93% 0,93% 40,19
Май 390,8 91,71% -8,29% 34,45
Июнь 430,8 101,09% 1,09% 1,3225
Июль 400,5 93,98% -6,02% 1,36
Август 408,6 95,88% -4,12% 16,48
Сентябрь 350,6 82,27% -17,73% 166,66
Октябрь 385,6 90,49% -9,51% 54,31
Ноябрь 510,0 119,68% 19,68% 487,08
Декабрь 610,2 143,19% 43,19% 3977,8
Средний за 24 мес. 426,1 100,00%    
 
     Среднемесячный  товарооборот за 2 года составил 426,1 тыс. руб. Наибольшее отклонение от среднего товарооборота в сторону уменьшения наблюдается в январе (-15,66%) и в сентябре (-17,73%). Связано это с уменьшением спроса на продовольственные товары. В декабре объем товарооборота снижается за счет увеличения расходов на празднование Нового года и с рождественскими каникулами, когда большинству населения не выплачивается заработная плата. В августе происходит уменьшение товарооборота за счет увеличения расходов трудоспособного населения на подготовку детей к учебному году. Отклонение в сторону роста товарооборота (43,19%) наблюдается в декабре, что связано с повышением спроса населения на продовольственные товары в связи с празднованием Нового года. Наименьшее отклонение отмечается в феврале (1%), апреле (0,93%) и в июне (1,09%). В данных месяцах доходы населения стабилизируются, поэтому не отмечается больших отклонений от средней величины, а небольшое увеличение связано с ростом цен на продукты питания по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

Таблица 12 - Товарооборот, численность работников и производительность их труда в магазине «Хуторок» 

Показатели Единица измерения Годы Отклонение (+, -) Отчетный  год к предшествующему, %
2010 г 2011 г
Товарооборот тыс. руб. 5129,4 5923,3 793,9 115,48%
Среднесписочная численность работников чел. 12 12 0 100,00%
Товарооборот  на одного работника тыс. руб. 427,45 493,61 66,158 115,48%
 
     Товарооборот  в отчетном году по сравнению с  предшествующим увеличился на 793,9 тыс. руб. и составил 5923,3 тыс. руб. В процентном соотношении товарооборот вырос  на 15,48%. Это обусловлено повышением спроса на продукты питания, не приносящие вред здоровью, а также ростом уровня цен на потребительские товары. Среднесписочная численность работников предприятия за 2 года не изменилась и составила 12 человек. Товарооборот на одного работника вырос на 66,158 тыс. руб., т.к. в предшествующем году товарооборот на одного работника составил 427,45 тыс. руб. в год и 493,61 тыс. руб. в отчетном году соответственно. Это положительное явление, поскольку производительность одного работника увеличивается. Связано это с тем, что численность работников стабильна. 

Таблица 13 - Процент выполнения квартальных прогнозных сумм розничного товарооборота магазина «Хуторок» за 2011 год 

Кварталы 2011 г.
Процент выполнения (Х-Х?) (Х-Х?)2
1 107,03% -1,22% 1,49%
2 111,61% 3,36% 11,30%
3 102,76% -5,49% 30,18%
4 111,60% 3,35% 11,23%
Итого за год 108,25%   54,19%
 
     Прогнозные  суммы розничного товарооборота  по всем кварталам 2011 г. выполнены. Так, наибольший процент выполнения характерен для 2-го и 4-го кварталов, когда процент по выполнению превышает плановую величину более чем на 11%. Например, в 4-м квартале это обусловлено повышением расходов на продукты питания в связи с празднованием Нового года. Наименьший процент выполнения плана отмечается в 1-м, 3-м кварталах и составил 107,03% , 102,76% соответственно. В 3-м квартале (июль, август и сентябрь) потребность в свежих овощах, в джемах и консервах резко снижается. Это объясняется наличием у большинства потребителей продукции собственного огорода, где они могут вырастить свои овощи. Поэтому это отрицательно влияет на спрос населения и, соответственно, на товарооборот. 

     Планирование  товарооборота 

     Целью планирования товарооборота является определение его объема в стоимостном  выражении, обеспечивающего дальнейшую успешную деятельность магазина «Хуторок».
     Рассчитаем  плановый показатель товарооборота  на основе метода экстраполяции, при  котором плановый товарооборот рассчитывается умножением товарооборота последнего периода на средний темп роста  товарооборота.
     Плановый  показатель товарооборота на 2012 год составит: 

     Оп = (5923,3 * 115,5) / 100 = 6841,00 тыс. руб. 

     Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового  предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд  лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (таблица 14). 

Таблица 14 – Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота магазина «Хуторок» за 2010  - 2011 г.г. 

Год Фактический товарооборот Среднегодовой темп роста (К)
2010 5129,4 100,00
2011    5923,3       115,48
 
     g =
=
* 100 = 107,5%

     Т.е. в среднем каждый год товарооборот увеличивается на 7,5 %.
     Т/т  план. =
=
= 6367,55 тыс.руб.

         Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиваться в действующих ценах на 444,25 тыс. руб.
          Планирование показателя  товарооборота должно быть обязательно увязано с планированием других основных показателей магазина, поэтому далее рассмотрим эти показатели и запланируем их величину на 2012 год.
 

      3.2 АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ   
 

     Процессы  производства и воспроизводства  требуют, чтобы известная масса  товаров, средств производства постоянно находилась на рынке и, следовательно, составляла запас. Никакое товарное обращение невозможно без материального запаса в виде средств производства и предметов потребления.
     Необходимость образования запасов объясняется  условиями транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас. Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В торговых организациях важно добиваться постоянного наличия таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота. Нормализация товарных запасов, их эффективное управление – одно из важнейших направлений совершенствования работы торговли.
     Одним из показателей, характеризующих эффективность  использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время  обращения товаров. Время обращения  товаров показывает продолжительность  их пребывания в сфере обращения (до перехода в руки потребителя). Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу товарооборачиваемости и товарных запасов отводится значительное место при анализе хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций. Исходя из вышеизложенного анализ товарных запасов, оптимизация их величины и структуры имеет большое значение для повышения экономической эффективности торговых организаций. Его задачи в данной области таковы:
    оценка состояния запасов по общему объему, товарной номенклатуре и их соответствие оптимальному размеру;
    изучение динамики товарных запасов и товарооборачиваемости;
    вскрытие недостатков в работе торговых организаций в этой области и выявление пути их устранения.
     Анализ  товарных запасов осуществляется на основе финансовой бухгалтерской, оперативной  и статистической отчетности, материалов текущего бухгалтерского учета, отчетов  материально ответственных лиц, данных инвентаризаций, выборочных обследований.
     Источниками анализа товарных запасов являются:
    бухгалтерский баланс по основной хозяйственной деятельности торговой организации, в котором отражается общая сумма товаров по покупной стоимости;
    отчеты материально ответственных лиц, по которым рассчитывается и анализируется размещение товарных запасов по структурным подразделениям;
    статистический отчет (ф. № П-1) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
    статистический отчет (ф. № П-3) «Сведения о финансовом состоянии организации» в третьем разделе которого «Оборотные активы» по строке 25 «Товары для перепродажи» показывается стоимость товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей свою деятельность в торговле и общественном питании.
     Произведем  расчет прогноза товарных запасов магазина «Хуторок» за 2009 – 2011 гг 
 
 
 

Таблица 20 - Расчет прогноза товарных запасов Магазина «Хуторок» за 2009 – 2011 гг 

Годы Условные обозначения Удельный вес  товарных запасов в объеме товарооборота, % Скользящие  средние
1 2 3 42=(К1+К2+К3)/3
2009 К4 29,70 29,36
2010 К5 30,03 29,53
2011 К6 28,86 -
 
     По  данным аналитической таблицы находим  среднегодовое значение по формуле 

     ?? = (К?n - К?1)/n-1, 

     где К?n - завершающий показатель в ряду выровненных средних;
     К?1 – первый показатель в ряду выровненных средних;
     n – количество показателей выровненного ряда.
     Отсюда  получим: ?? = (29,53-27,28)/5=2,25/5=0,45.
     Следовательно, удельный вес товарных запасов (К7 ) на 2012г. находим, продолжая выровненный ряд на два шага вперед: К7 = 29,53+2*0,45=30,43%. Исходя из удельного веса запасов в общем объеме товарооборота определяется прогнозируемый товарный запас в сумме, которые равны N
     пр = (Nрпр *30,43)/100=(6500*30,43)/100=1977,95 тыс. руб., если величина товарооборота составит в 2012г. 6500 тыс. руб.
     Немаловажным  показателем для анализа товарных запасов и товарооборота является их сезонность, так как анализ закономерности изменения товарных запасов и  товарооборота необходим для  принятия управленческих решений. Анализ сезонных волн дает возможность установить сроки наступления и продолжительность сезонных периодов, а в связи с этим обеспечить равномерное снабжение населения путем создания запасов товаров.
     На  основе составленных моментных рядов  динамики можно определить внутригодовые колебания товарных запасов. Для характеристики динамики товарных запасов приводятся данные о средних товарных запасах за месяц, которые определяются как средние из моментного ряда динамики товарных запасов на каждое первое число месяца. 

Таблица 21 - Расчет внутригодовых колебаний волн товарных запасов и товарооборота магазина «Хуторок» 

      Месяцы Средний товарооборот, тыс. руб. К среднему товарообороту  за 3 года, % Средний товарный запас, тыс. руб. К среднему товарному  запасу за 3 года, %
Январь 384,60 84,19% 148,90 76,28%
Февраль 442,20 96,80% 198,40 101,64%
Март 496,40 108,67% 182,70 93,60%
Апрель 472,50 103,44% 195,40 100,10%
Май 473,50 103,66% 173,50 88,88%
Июнь 486,80 106,57% 179,38 91,90%
Июль 471,20 103,15% 189,70 97,18%
Август 487,50 106,72% 162,50 83,25%
Сентябрь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.