Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и сборы и их роль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ  АКАДЕМИЯ
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  курсу
«Финансовое право» 

на  тему:
«Понятие, виды и роль налогов и сборов в  Российской Федерации. Система налогов  и сборов» 
 

                        Выполнила:
студентка очного отделения
юридического  факультета ВГНА
группы  ЮО-308 К.А. Покровская 

Научный руководитель:
Яговкина В.А. 
 
 

Москва    2011
План
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
      Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5
1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10
Глава 2. Система налогов и сборов
2.1 Общая характеристика  системы налогов и сборов………………………15
2.2 Роль налогов  и сборов в Российской Федерации…………….………….27
Заключение…………………………………………………..………………….31
Список литературы……………………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В экономической и юридической  литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
     Начало  налоговой системы Российской Федерации  как самостоятельного суверенного  государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.
     В  Конституции  Российской  Федерации   определено,  что  каждый обязан   законно   платить    установленные   налоги   и   сборы.
     В совместном ведении  Российской  Федерации   и  субъектов  Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов  в Российской Федерации.
     Основным  законодательным документом сейчас по налогам и сборам  в  Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
     Существует  также  целый  перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый  кодекс Российской  Федерации.  К  таким  документам  можно  отнести   Постановление Правительства  Российской  Федерации  касающееся  вопросов  налогообложения, инструкции, методические рекомендации Министерства Российской  Федерации  по налогам и сборам и другие документы.
     Любому  государству для осуществления  его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При  формировании бюджета государство  использует различные источники  доходов, однако на сегодняшний день более эффективный способ собирания денежных средств налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
     Цель  работы состоит в определение понятия налогов и сборов, их классификация, а так же определение их роли в государстве.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    раскрытие понятие налогов и сборов;
    классификация налогов и сборов;
    характеристика системы налогов и сборов;
    определение роли налогов и сборов в государстве.
     Теоретической основой работы стало изучение научной и правовой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и классификация  налогов и сборов Российской Федерации.
      Понятие налогов и сборов и их значения.
     Законодательное определение налога и сбора дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).
     Налог носит обязательный характер, так как каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
     Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые  обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
     Налоги  взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
     Так как налог представляет собой  одностороннее движение средств  и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение. 

     Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать взносы и  платежи, обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
     В определении понятия «налог»  законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности3.
     3  Постановление КС РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.
     В настоящее время НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог»  и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые  сформировались в процессе правоприменительной деятельности. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     Основным  условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
     Анализ  законодательства о налогах и  сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика  каким-либо естественным правом, имеющим  в силу закона ограниченный режим  обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным  законом в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.
     Положения названной конституционной нормы  применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство  может использовать определенные ограничения  прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:
     1) установления государственной монополии  на производство определенных  видов товаров, выполнение работ,  оказание услуг и, следовательно,  исключения свободного доступа  иных субъектов в эти сферы деятельности;
     2) предоставления на возмездной  основе отдельным частным субъектам  права заниматься деятельностью,  отнесенной к монополии государства.
     Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью  частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак  характеризует сборы и пошлины  как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным  правом. Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству  за пользование государственным  имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к  судебному рассмотрению, регистрация  актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).
     Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.
     Таким образом, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.
     К общим признакам относятся:
     1. обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
     2. адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
     3. изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;
     4. возможность принудительного способа изъятия;
     5. осуществление контроля единой системой налоговых органов.
     В то же время, несмотря на некоторые  одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга  по следующим юридическим характеристикам:
     1. По значению. Налоговые платежи  в современных условиях являются  основным источником образования  бюджетных доходов. Остальные  виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
     2. По цели. Цель налогов — удовлетворение  публичных потребностей государства  или муниципальных образований;  цель сборов — удовлетворение  только определенных потребностей  или затрат государственных (муниципальных)  учреждений. 
     3. По обстоятельствам. Налоги представляют  собой безусловные платежи; сборы  уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным  (муниципальным) учреждением, которое  реализует государственно-властные полномочия. 
     4. По характеру обязанности. Уплата  налога является четко установленной  Конституцией РФ обязанностью  плательщика; сбор характеризуется  определенной добровольностью и  часто не имеет государственного императива.
     5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
     6. По способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. 
     Таким образом, в отличие от налогов  сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
     Сопоставление юридических признаков налогов  и сборов, образующих налоговую систему  современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государственных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и  зарубежными финансистами. Согласно названной теории, сборы и пошлины  являются своеобразной формой обязательных платежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства  более приемлемо использовать налоговые  методы, поскольку «в современном  видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных  прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую  экономическую возможность». Подобно  тому, как домены перешли в регалии, а последние — в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Классификация налогов и сборов.
     Многообразие  налоговых платежей создает объективные  предпосылки для их классификации, то есть обособления в отдельные  группы со сходными признаками. В научной  литературе налоги группируются по самым  различным основаниям, а именно по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и  уплаты, по налоговому бремени, целевой  направленности и т.д.
     Закон же предусматривает лишь одну классификацию  налогов и сборов, придавая ей нормативный  характер: согласно ст. 13 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным налогам.
     К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    государственная пошлина.
     Региональные  налоги включают в себя:
    налог на имущество организаций;
    налог на игорный бизнес;
    транспортный налог.
     Местные налоги включают в себя:
    земельный налог;
    налог на имущество физических лиц.
     В зависимости от категории  налогоплательщиков все налоги можно разграничить:
     налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог  на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
     налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);
     смешанные налоги, уплачиваемые как физическими  лицами, так и организациями (НДС, акцизы, государственные пошлины, земельный налог и др.).
     Наиболее  многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.
     По  объекту обложения  налоги можно выделить:
     а) налоги на имущество;
     б) налоги на доходы (прибыль);
     в) налоги на определенные виды деятельности.
     В налоговой системе России существует несколько поимущественных налоговых платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество. Согласно ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В отличие от дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. Налоги на доходы нередко подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (обще подоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. Значительными особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды, материальная выгода, различного рода выигрыши и призы, доходы, полученные в натуральной форме и др. В некоторых случаях объектами налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами.
     Актуальна классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает лицо, фактически несущее налоговое бремя по уплате налога. Для прямых налогов таким лицом является непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком, и «схема» по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты косвенных налогов.
     Прямые  налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.
     По  масштабам применения косвенные  налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Специальными косвенными налогами (например, акцизами) подлежит обложению лишь узкий, ограниченный перечень товаров. Так, к подакцизным товарам законодатель относит этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобильный бензин и дизельное топливо.
     По  порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами (налогоплательщиками или налоговыми агентами), относятся к неокладным.
     Налоги  можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). По общему правилу налоги должны носить нецелевой характер, вытекающий из закрепленного в ст. 35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов. Суть этого принципа состоит в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов. Таким образом, налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
     а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации  мероприятий или затрат, на которые  они расходуются. Таковыми является большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
     б) целевые налоги — зачисляемые  в целевые внебюджетные фонды  или выделяемые в бюджете отдельной  строкой и предназначенные для  финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).
     В зависимости от периодичности  взимания:
     а) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного  периода при совершении конкретных действий;
     б) регулярные — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
     В зависимости от канала поступления:
     а) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
     б) местные - налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
     в) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
     г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
     По  источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
     а) налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
     б) налоги, относимые на затраты (налог на имущество организаций, земельный налог и др.);
     в) налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль организаций;
     г) налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
     По  степени обложения выделяют три группы налогов:
     а) прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог;
     б) пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
     в) регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, налог на игорный бизнес).
     Известна  классификация налогов  на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо чрезвычайных обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы. В отличие от ординарных налогов, действующих в течение неопределенного промежутка времени, чрезвычайные налоги всегда вводятся на определенный срок.   
     Перечисленные критерии классификации налогов  не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической  характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной  литературе налоги группируются и иными  способами, что позволяет более  точно выявить сущность каждого  обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система налогов и сборов
2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов.
     Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».
     Налоговая система — это совокупность установленных  в государстве существенных условий налогообложения.
     Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:
     — принципы налогообложения;
     — порядок установления и введения налогов;
     — система налогов;
     — порядок распределения налоговых  поступлений между бюджетами различных уровней;
     — права и обязанности участников налоговых отношений;
     — формы и методы налогового контроля;
     — ответственность участников налоговых  отношений;
     — способы защиты прав и интересов  участников налоговых отношений.
     Понятие «налоговая система» характеризует  налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.
     Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
     Система налогов — это совокупность отдельных  налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.
     Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.
     Подобно тому, как в законодательном акте определение налога дается с целью  ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России могут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп. 

     Специфика налоговой системы заключается  в особенностях каждого из составляющих ее элементов — налогов и сборов, а также в характере взаимосвязи  между ними. Система налогов РФ имеет трехуровневое построение со следующим элементным составом: верхний уровень — федеральные  налоги и сборы; средний — региональные налоги и сборы; нижний — местные  налоги и сборы.
     Для России как федеративного государства  наиболее важны взаимосвязи налогов  и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система  призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной  властей посредством наделения  их налоговой компетенцией.
     Иерархическая трехуровневая система налогов  и сборов должна предусматривать  четкое разделение компетенции органов  власти каждого уровня в налоговых  отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов  и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию налогов и сборов на своей территории между Федерацией и ее субъектами.
     Существует  три принципиально различных  подхода к разделению налоговых  поступлений (компетенций) между уровнями. При первом подходе каждый уровень  — федеральный, региональный и местный  — имеет собственные («непересекающиеся») налоги, которые вводятся соответствующими органами власти и полностью поступают  в соответствующие бюджеты. Второй подход предусматривает соединение в одном налоге ставок, устанавливаемых  органами власти и управления различных  уровней (как правило, при введении вышестоящими органами определенных предельных ставок). При третьем подходе поступления  от одних и тех же общегосударственных  налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной  системы. В мировой практике, как  правило, в чистом виде ни один из вариантов  не применяется, а используются комбинации нескольких форм.
     В соответствии с гл. 2 НК РФ система  налогов и сборов в РФ состоит  из 13 налогов и сборов и 4 специальных  налоговых режимов.
     Структуру системы налогов и сборов в  Российской Федерации определяют ст. 13—15 НК РФ.
     Федеральные налоги и сборы (ст. 13):
       налог на добавленную стоимость;
       акцизы;
       налог на доходы физических  лиц;
       налог на добычу полезных ископаемых;
       налог на прибыль организаций;
       государственная пошлина;
       сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;   
        водный налог.
     Региональные  налоги и сборы (ст. 14):
        налог на имущество организаций; 
        налог на игорный бизнес;
        транспортный налог.
     Местные налоги и сборы (ст.15):
        налог на имущество физических  лиц;
        земельный налог;
     Специальные налоговые режимы устанавливаются ст. 18 НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. К специальным налоговым режимам относятся:
     1)система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог);
     2)упрощенная  система налогообложения;
     3)система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;
     4)система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.
     Универсальным показателем налоговой системы государства, являются принципы, на которых строится система налогов и сборов в государстве.
     В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы РФ. Способность системы налогов и сборов в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.
     Принципы  построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют принципы и для правоприменительной  практики, поскольку все нормы  законодательства о налогах и  сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных  налогово-правовыми принципами.
     Принцип построения системы налогов и  сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой  системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права  и формирующее различные подходы  к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
     Налоговый кодекс РФ (часть первая) использует неоднозначный подход к определению  категории «принципы», что проявляется  в применении разных терминов для  ее обозначения, а также в их различном  содержании. В п. 2 ст. 1 НК РФ сформулировано положение о том, что НК РФ «устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц». Таким образом, к общим принципам налогообложения в НК РФ отнесены практически вся совокупность основных институтов налогового законодательства, все содержание его части первой.
     Статья 3 НК РФ именуется «Основные начала законодательства о налогах и  сборах», однако содержащиеся в ней  положения, по сути, формулируют основные принципы построения системы налогов  и сборов в Российской Федерации.
     Таким образом, несмотря на терминологические  различия, НК РФ содержит принципы построения системы налогов и сборов, рассматривая их как идеи, исходные положения, основные начала налогово-правового регулирования. В силу своего содержания (направленность на регулирование налоговых отношений  в государстве) и закрепления  в нормах налогового права они, в  сущности, являются принципами налогового права.
     Каждый принцип налоговой системы выступает частью всей совокупности принципов, каждый принцип системы налогов и сборов самостоятелен, но не автономен, нарушение какого-либо одного из принципов затрагивает всю систему принципов в целом.
     Специфика принципов построения налоговой  системы вытекает из неравенства  субъектов налоговых правоотношений, поскольку, с одной стороны, государство  устанавливает принципы посредством  односторонне-властного волеизъявления, а с другой стороны, принципы построения налоговой системы выступают  как определенная совокупность требований общества, предъявляемых к государству.  
     Принципы  построения налоговой системы подразделяются на две группы в зависимости от их нормативного закрепления:
     1) принципы построения системы  налогов и сборов, непосредственно  закрепленные законодательством  о налогах и сборах. НК РФ  не содержит специальных терминов  и соответствующих формулировок, определяющих принципы построения налоговой системы, поэтому их выведение осуществляется путем толкования норм налогового права;
     2) принципы построения системы  налогов и сборов, не имеющие  своего непосредственного закрепления  в законодательстве о налогах  и сборах. Данная группа принципов  формируется на основании теоретических  выводов науки и выявляется  в результате практической налоговой  деятельности. Однако применение  научных принципов, не зафиксированных  в нормативных актах, не должно  искажать сущность основополагающих  идей построения налоговой системы.
     Среди принципов построения налоговой  системы, входящих в первую группу, следует выделить следующие.
     Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Конституция (ст. 74) устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).
     Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации  получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
     Конституционный Суд РФ, подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации  налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может  прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов1.
     Единство  системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых  органов, в соответствии с чем  налоговые органы, относящиеся к  федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции  РФ), а налоговые органы в субъектах  РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78), а не органами субъектов РФ2.
     Таким образом, в соответствии с принципом  единства система налогов и сборов должна быть в своих главных характеристиках  единой на территории всей Российской Федерации, а налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам  государственной власти и органам  местного самоуправления, не должны приводить  к разрушению единого налогового пространства государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.