На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Безнадзорность детей как признак семейного неблагополучия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Безнадзорность  детей как признак  семейного неблагополучия
     Оглавление 

    Введение………………………………………………………………………..3
    Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения……………………………………………………………………..5
    Причины и последствия семейного неблагополучия……………..9
    Направления и формы работы с неблагополучной семьей ……..14
    Заключение…………………………………………………………………...18
    Литература…………………………………………………………………...19
 


     Введение
                “Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”
                - А. С. Макаренко. 

     Многообразие  социальных проблем, сопутствующих  развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.
     Множество проблем современной семьи порождает  ситуацию, когда дети оказываются  оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей.
     Наиболее  часто упоминающимися причинами  увеличения безнадзорности являются: продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.
     К дополнительным факторам детской безнадзорности относится также нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.
     Не  умаляя значения данных причин, ответственных  за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.
     Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.
     Учитывая  все вышесказанное, можно поставить  следующую цель нашего реферата – рассмотреть безнадзорность детей как последствие семейного неблагополучия.
     Объект: неблагополучные семьи и безнадзорные дети.
     Задачи:
     – раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
     – рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения;
     – рассмотреть причины и последствия семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей;
     – изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними.
 

     
    Детская беспризорность и  безнадзорность в  России: проблемы и пути решения
 
     Безнадзорность  можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц [8].
     В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.
     Безнадзорность  может являться конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.
     Практики  социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.
     Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.
     В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [5].
     Категории детей, которые к ним относят:
     – живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);
     – живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.
     – те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать.
     По  данным МВД в 2010 году, число беспризорников составляло 2,17% от общего числа детей, около 608 тысяч, таким образом, 2 из 100 детей в России - беспризорники.
     Ежегодно  появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 (детей) ежедневно отбирается у  нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее  время находятся в интернатных  заведениях разного вида [14].
     Важнейшей задачей государства является решение  проблемы безнадзорности и беспризорности детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни общества.
     В качестве приоритетного для федерального уровня направления работы рассматривается совершенствование законодательного и методического обеспечения деятельности по защите прав и интересов детей.
     Нельзя  не отметить ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году, который имеет  немаловажное значение. Он регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Дает характеристику органов опеки и попечительства, которые также занимаются вопросами безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [4].
     С целью организационно-правового  обеспечения реализации комплекса  мер 26 марта 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Указ №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Указ направлен на создание названного фонда в целях реализации комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Осуществление полномочий учредителя фонда от имени Российской Федерации возложено на Министерство здравоохранения и социального развития России [7].
     Основной  целью деятельности фонда является содействие разработке и практической реализации мер по поддержке семей  с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в соответствии со стратегическими целями и основными направлениями демографической и семейной политики Российской Федерации.
     В этой связи фондом поддерживаются практические меры по реализации стратегий Российской Федерации в области демографической и семейной политики, осуществляемые в регионах. Так, с целью поддержки субъектов Российской Федерации, проводящих эффективную социальную политику, выделяются финансовые средства на частное возмещение расходов на реализацию региональных и муниципальных программ по приоритетным направлениям деятельности фонда: программ профилактики отказов от детей («Отказные дети» и т.п.), программ толерантного отношения к детям – инвалидам, их интеграции в общество («Дети с неограниченными возможностями» и т.п.), программ поддержки детей, проживающих в сельской местности («Дети наших сел» и т.п.), программ экстренной помощи детям («Помощь в беде» и т.п.) и др.
     Ведущими  принципами поддержки региональных и муниципальных программ являются инновационность, межведомственность, софинансирование со стороны всех участников проекта, эффективность, возможность продления программы после окончания софинансирования ее фондом.
     Реализация  государственной программы по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации, предполагает сосредоточить  усилия на следующих приоритетных направлениях:
     – совершенствование законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
     – профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства;
     – деинституционализация, развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
     – социальная интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     – защита прав и законных интересов детей;
     – организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     – информационное и научно-методическое обеспечение мероприятий по государственной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     – мониторинг положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в  семье. Данное право закреплено в  основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов  детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Это право, без сомнения, распространяется и на детей, в силу различных причин лишившихся родительской опеки. Согласно Семейному кодексу, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. Лишь при отсутствии такой возможности они могут быть устроены в соответствующие детские учреждения [2].
     В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и  Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  органами управления образованием субъектов  Российской Федерации обеспечивается контроль над получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях [6].
     Продолжается  развитие дифференцированной сети образовательных  учреждений, в том числе реабилитационного  профиля, для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа, общеобразовательные школы-интернаты, кадетские школы и кадетские школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и другие).
     Проблема  профилактики негативных явлений среди  несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми остается одной из острых социальных проблем, решение которой невозможно без консолидации усилий на федеральном уровне.
     Таким образом, безусловно, рост семейного  неблагополучия создает слой хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями.  

     
    Причины и последствия  семейного неблагополучия
 
     Весьма  разнообразные причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:
    кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
    причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
    биологического характера (физически или психически больные родители, наследственность, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
     Среди объективных социально-экономических  причин наиболее важны:
    падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
    сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
    нерешенная жилищная проблема;
    дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
    резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
    усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде [13; 28-30].
     Усугубляют  семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между  родителями и ребенком наблюдается  эмоциональное отторжение.
     Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании.
       Аффективность - избыток родительского  раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям  создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством.
     Авторитарность  воспитания - стремление подчинить  ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
     С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
     Нарушение психологической связи между  ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
     Ослабление  или даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями также вызывают:
     -    сверхзанятость родителей;
     -    конфликтная ситуация в семье;
     -    пьянство родителей;
     -    случаи жестокого обращения с  детьми (физического, психического, сексуального насилия);
     -    отсутствие в семье благоприятной  эмоциональной атмосферы;
     -    ошибки родителей в воспитании  детей;
     -    особенности подросткового возраста  и др.
     Отсутствие  или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к  состоянию психической депривации.
     А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья, можно разделить по длительности и силе их действия.
    сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов семьи, потеря социального статуса, болезнь близкого человека и т.п.
    длительные (хронические раздражители): физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.
     Источниками возникновения конфликтов могут быть причины, связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком; ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи  приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).
     Самое главное последствие всех этих нарушений - неблагоприятное влияние на психическое  здоровье индивидов, которое в последствии  только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.
     Постороннему  человеку, вступающему в контакт  с неблагополучной семьёй, может  показаться, что семья погрязла в  трясине страданий. Но для самой  семьи череда этих трагедий может  быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
     Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими  являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.  

     
    Направления и формы работы с неблагополучной  семьей
 
     Специалисту при работе с неблагополучной семье, прежде всего, следует знать:
     1 . Материально-бытовые условия;
     2. Эмоционально-нравственный климат;
     3. Режим дня ребенка в семье;
     4. Методы и приемы воздействия  взрослых на детей;
     5. Семейный досуг;
     6. Уровень педагогической культуры родителей.
     Направления и формы работы с неблагополучной семьей.
Направления работы с неблагополучной семьей  
Формы работы с неблагополучной семьей
    Диагностика семейного неблагополучия.  
    наблюдения  специалистов;
    анкетирование детей и родителей;
    опросники;
    тесты;
    интервью узких специалистов;
    мини-консилиумы;
    тренинги;
    анализ документов;
    сбор списков неблагополучных семей;
    заявки семьи на оказание помощи;
    анализ состояния здоровья детей;
    анализ развития, успеваемости.
    Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
    советы  по преодолению сложных жизненных  ситуаций;
    консультации специалистов;
    семейная терапия;
    индивидуальные беседы;
    психотерапия;
    родительские собрания на дому.
    Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
    группы риска;
    спортивные группы;
    тренинговые группы;
    консультирование;
    семейные вечера.
    Профилактика семейного неблагополучия.  
    ознакомление  с психолого-педагогической литературой;
    обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
    семинары для учителей и родителей;
    лектории для подростков;
    устройство на работу;
    летний лагерь;
    Помощь общества неблагополучным семьям.  
    институт  приемной семьи;
    институт молодой семьи;
    детские приюты;
    акции милосердия;
    материальная поддержка;
    привлечение спонсорской помощи;
    лишение родительских прав.
           .  

     Система принципов семейного воспитания.
    Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
    Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
    Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
    Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
    Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
    Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
    Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
     Можно выделить следующие советы при работе с неблагополучной семьей:
    Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
    Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
    Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
    Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
    Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
    Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
    Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
    Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
    Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
     Специалист должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
 


     Заключение 

     Детская беспризорность и безнадзорность и их решения – явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества.
     Ухудшение отношений между родителями и  детьми может быть вызвано следующими причинами: сверхзанятость родителей, когда они уделяют ребенку слишком мало времени для воспитания, конфликтная ситуация в семье, например, при разводе, пьянство родителей, случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия) и др.
     Основными причинами, вызывающими семейное неблагополучие, и как следствие беспризорность и безнадзорность детей, являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Главнейшим фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.  

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.