Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинг рынка транспортных услуг России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
Введение
    Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
      Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристика
      Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности
    Особенности рынка транспортных услуг России
      Рынок транспортных услуг России: общая характеристика
      Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
      Исследование конкуренции на рынке
    Проект по развитию рынка транспортных услуг
      Рекомендации по изменению структуры транспортной системы
      Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг
Заключение
Список используемой литературы 
 

 


    Введение
    Тема  данной курсовой работы: «Маркетинг рынка  транспортных услуг России». Выбранная  тема очень актуальна, поскольку  транспортные услуги - это наиболее востребованные услуги в настоящее время. Ни для кого не секрет что в любой деятельности задействованы транспортные услуги. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую систему.
    Данная  тема достаточно широко освещена в  литературе, однако вопросы практического  применения, на мой взгляд, остались не достаточно рассмотрены, что и определило цель моей курсовой работы.
    Целью данной работы является:
      Изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга
      изучение теоретических основ транспортных услуг
      рассмотрение особенностей рынка транспортных услуг России
      анализ тенденций и исследование конкуренции рынке транспортных услуг
      разработка проекта развития рынка транспортных услуг России, который включает в себя рекомендации по изменению структуры рынка и мероприятия по развитию конкуренции на нем.
    При изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга основной целью  ставится анализ различных теорий маркетинга услуг, по итогам которого мы должны сформировать наиболее полное понятие услуги.
    При изучении транспортной услуги как вида коммерческой деятельности в первую очередь необходимо понять, что из себя представляет транспортная услуга и что она включает в себя.
    В ходе рассмотрения особенностей рынка  транспортных услуг в России, будет  проведено исследование путей сообщения, располагаемого транспорта, грузооборота и объема перевозок грузов. По итогам данного исследования будут сделаны выводы относительно каждого вида транспорта.
    При проведении анализа тенденций на рынке будет рассмотрена целевая  программа Минтранса. Будут изучены  основные цели, а так же сформулированы основные направления для их достижения и результаты, к которым они приведут.
    В ходе исследования конкуренции на рынке  транспортных услуг будет составлена сравнительная характеристика видов  транспорта. По итогам ее составления  будут расписаны  преимущества и  недостатки каждого вида.
    Третья  глава будет посвящена составлению проекта по развитию рынка транспортных услуг. Будут даны рекомендации по изменению структуры транспортных услуг, а так же разработаны мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг в России.
    Задачи написания курсовой работы можно свести к следующим:
      приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
      обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
      выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
      приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.
    Предметом данной работы является транспортная услуга, объектом – рынок транспортных услуг в России.
      Работа содержит теоретические основы маркетинга транспортных услуг, подробно рассмотрен рынок транспортных услуг в России, сделаны соответствующие выводы, разработаны рекомендации.
    В ходе исследовательской работы применялись  методы анализа, синтеза, метод аналогий, дедукции, индукции, метод сравнения и др.
    Курсовая  работа написана 14 шрифтом формата Times New Roman на 67  страницах. В работе содержится 7 таблиц, 1 диаграмма. 
 
 

    1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг.
    1.1 Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристики.
    Активное  развитие сферы услуг стало важной характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики  вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего  стран «золотого миллиарда». В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).
    Зарубежные  и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50—60-х годах прошлого столетия. Исследования в области маркетинга услуг появились в начале 70-х, и в этой области зарубежные экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. За рубежом на сегодня существует около 70 научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения маркетинга услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей.
    Несмотря  на повышенное внимание экономической  науки к сфере услуг, до сих  пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг. По определению, маркетинг  — это концепция производства, в основе которой лежит ориентация производителя товара на потребности пользователя. Цель маркетинга — обеспечить стабильную прибыль и развитие бизнеса — может быть достигнута с помощью системы прикладных знаний, формализующей поступательный процесс взаимодействия производителя товара и покупателя. В этой системе имеют большое значение такие процессы, как обмен информацией между производителем и потребителем, оценка макро- и микросреды, в которой действует фирма, оценка возможностей самой фирмы. Х. Ворачек утверждает, что завершенной теории маркетинга услуг в настоящее время пока не существует и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти скорее о ряде теоретических положений, которые освещают маркетинг услуг с различных точек зрения [4, с. 99].
    Часть экономистов придерживаются мнения, что маркетинг услуг не должен чем-либо отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий. Так, М. Кляйнальтенкамп считает, что разделение маркетинга вещей и маркетинга услуг нецелесообразно по следующим причинам: 1) различение проводится по исключительно спорному критерию (материальность продукции); 2) большая часть реализуемых на практике сбытовых процессов заранее сориентирована на услуги или характеризуется «типичными» признаками маркетинга услуг, что выражается, например, в сбыте намечаемой к производству, а не готовой продукции, а также в процессах интеграции внешних, то есть предоставляемых клиентом, факторов производства [9, с. 106].
    Дж. Бэйтсон считает, что департамент  маркетинга играет более важную роль в компаниях, занимающихся производством  и продажей материальных продуктов, чем в тех, которые предлагают своим клиентам услуги. В последних решения, которые касаются создания новых продуктов, ценообразования и продвижения, может принимать персонал других департаментов, утверждает он. Бэйтсон выделяет две задачи, с решением которых сервисной фирме может помочь департамент маркетинга, — это создание корпоративной культуры и увеличение доли рынка [15, с. 18].
    Другая  часть исследователей убеждены, что  специфика услуг, например их процессный характер, неосязаемость, невозможность  хранения и транспортировки, находит  свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятие сферы обслуживания.
    Такой позиции придерживаются В. Зейтхамл и М. Битнер. Они считают, что главная  причина создания особого комплекса  маркетинговых коммуникаций в сервисных  фирмах — необходимость демонстрировать заказчику высочайшее качество той услуги, которую он собирается приобрести [15, с. 22].
    Признанный  лидер Северной школы маркетинга услуг К. Гренроос также придерживается этого мнения. Он приводит и другие причины создания особой системы маркетинга в сервисной фирме. Прежде всего, покупатель присутствует (участвует) в процессе оказания услуги, и процесс оказания услуги для него настолько же важен, как и результат. Это обусловливает особые требования к персоналу и системе контроля качества. Невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятий в сфере услуг [15, с. 47, 48].
    Таким образом, мы можем отметить существование  противоречивых суждений о теории маркетинга услуг.
    Задачи  данного пункта — показать причины появления различных мнений и предложить подход, помогающий развить существующие теории маркетинга услуг.
    При написании этой главы были взяты на вооружение подходы позитивной экономической теории, которая принимает экономические результаты такими, какие они есть. При сравнении определений услуги и анализе моделей маркетинга услуг использовались сложившиеся на данный момент международные и российские перечни тех действий, которые считаются услугами.
    Теория  и практика экономики сферы услуг  сегодня существуют отдельно друг от друга. Прежде всего это заметит тот, кто попытается выделить общее в тех видах деятельности, которые в соответствии с различными классификациями относятся к услугам. Например, услугами считаются управление финансовыми активами заказчика, шитье индивидуальной модели платья, подключение стиральной машины и обучение. Объекты и результаты в приведенных случаях существенно различаются. Тем не менее они с полным правом могут называться услугами в соответствии со сложившейся практикой. К. Гренроос так описывает процесс появления официальной статистики в сфере услуг: «что не было включено в промышленный или аграрный секторы, было названо услугами» [15, с. 10]. До сегодняшнего дня расчет вклада сферы услуг в национальное хозяйство продолжает вестись подобным образом, который К. Гренроос справедливо называет устаревшим. Наиболее распространенные классификации услуг приведены в таблице 1 на стр. 10
    Основные  выводы, которые можно сделать  из данной таблицы, — это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.
    Например, Общероссийский классификатор услуг  населению содержит 13 высших классификационных  группировок услуг, только одна из них  — «бытовые услуги» — включает около 800 наименований. Эти услуги очень  разнообразны: ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких как аудиторские, трастовые, хеджирования и прочие [21, с. 41].
    Действия, которые сегодня согласно статистике относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Они направлены на разные объекты, имеют различную целевую  аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других — от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу, и т.п. Существующие классификации фиксируют услуги по мере их появления, но не предлагают возможности разделения их по типам. Например, одним из таких критериев могло бы стать наличие элементов процесса производства при выполнении услуг. Такая типологизация была бы важна при разработке маркетинговой стратегии.
 

    Таблица 1
    Наиболее  распространенные зарубежные и отечественные  классификации услуг
Классификация Всемирной торговой ассоциации Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) Классификация Организации экономического сотрудничества 
и развития
Общероссийский классификатор услуг 
ОК-002
      Бытовые
Деловые   Посредничество  
Связь Связь   Связь
Строительство и инжиниринг      
Распределение Склады, торговля, рестораны, гостиницы Поставка, планирование поставок Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения
Образование     Образование
Финансовые   Банки, недвижимость, страхование, создание капитала Банки, финансовое посредничество, страхование
Здравоохранение и социальные Общественные, 
индивидуальные, социальные
  Медицинские
Туризм  и путешествия     Туристские
Отдых, культура, спорт     Культура, физкультура  и спорт
Транспортные Транспорт Перевозки Транспортные
Экология      
Другие     Другие
 
    Услуги  как вид экономической деятельности существуют давно. В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. [2, с. 166]. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые. К. Гренроос полагает, что только в 90-х экономисты неохотно остановились на одном из определений услуги [15, с. 46]. Х. Ворачек уверен, что ни одна из попыток дать определение услуге не увенчалась успехом [4, с. 99].
    До  сих пор в экономической литературе можно найти различные определения  услуги; ниже приведены некоторые, самые типичные. Сопоставление их с теми экономическими благами, которые на сегодня считаются услугами, дает интересный материал для размышлений.
    Услугами  иногда называют деятельность, не создающую  самостоятельного продукта, материального  объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.
    Довольно  часто можно встретить определение  услуги как полезного действия, дел, поступков или же действий вообще. Очевидно, что это определение чересчур общо.
    Интересно определение Р. Малери: «Услуги —  нематериальные активы, производимые для целей сбыта» [4, с. 99]. По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) — это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга — это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие действия полезны только для того, кто их производит (например, зарядка по утрам), то вряд ли они могут считаться услугой.
    По  мнению К. Гренрооса, услуга — процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых  действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги [15, с. 46]. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми (это свойство будет описано ниже).
    Интересно, что некоторые исследователи (например, К. Гренроос и Дж. Бэйтсон) полагают, что описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести определение.
    Часто исследователи этой сферы сравнивают ее свойства со свойствами материально-вещественного  товара. При этом ученые приходят к  одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь  возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они представляют собой действие или процесс, они нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг» [21, с. 107]:
    услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
    услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и нематериальные;
    во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
    во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
    оказание и потребление услуги может быть одновременным;
    как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления;
    в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;
    исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги;
    услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер;
    услуги могут быть несохраняемы.
    Этот  список небезоговорочен и далек  от исчерпывающего, однако он хорошо демонстрирует  необходимость оговорок при описании свойств услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые  свойства сопровождаются замечаниями  «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
    Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько.
    Одна  из основных причин заключается в  том, что действия, которые можно  назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
    Следующая причина состоит в том, что официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
    Третья  причина сложности поиска определения  «услуги» заключается в том, что  исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой. «Машина, любой физический продукт может быть превращен в сервис, если продавец делает попытки сделать особое решение с учетом потребностей данного клиента», справедливо утверждает К. Гренроос [15, с. 45]. Дж. Бэйтсон также подчеркивал, что граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем и как материальный товар, и как услуга .
    Наличие однозначного исчерпывающего определения  требуется для создания теоретической конструкции, описывающей процесс взаимодействия производителя и покупателя на рынке услуг. Именно определение лежит в основании концептуальных теоретических исследований. Однако даже определение услуги не всегда может помочь решить практические задачи, которые встают перед предприятием, работающим в сфере услуг. На основании уже приведенных определений и классификаций можно дать следующее определение: услуга — это экономическое благо в форме деятельности; это действие (или последовательность действий), цель которого — повышение потребительской полезности объекта, на который направлено данное действие, а задача — воздействие на этот объект.
    Может ли это определение помочь предприятию, решающему практические задачи, например, задачу разработки и внедрения эффективной маркетинговой стратегии? Безусловно, однако, как мы уже говорили, услуги разнообразны. С точки зрения маркетинга одними из ключевых критериев будут объект услуги, связанность услуги с материально-вещественным продуктом, задействованность персонала и использование технологии при оказании услуги. Те процессы, которые относятся к услугам и подходят под данное определение, имеют различные показатели по данным критериям. Так, объектом услуги может быть человек, его материальные и нематериальные активы, его близкие, домашние животные, материальные и нематериальные активы юридических лиц, а также информация, энергия и другое. Данное определение в равной степени справедливо по отношению к услугам, при оказании которых, с одной стороны, основную добавленную стоимость создает персонал, с другой — технология или механизмы. Кроме того, определение объединяет услуги, которые можно назвать чистыми, то есть полностью соответствующими определению, и услуги, которые сопровождают материальный товар.
    Таким образом, эти важнейшие для маркетинга критерии не находят отражения в  определении, выделяющем суть услуг. Процесс  определения ключевых факторов с  точки зрения маркетинга противоположен процессу выделения общего, который  лежит в основе определения услуги. Это процесс поиска специфики того или иного класса услуг, необходимый для создания и реализации маркетинговой стратегии.
    Транспортная  услуга - это наиболее востребованная услуга в настоящее время. Поэтому далее, как мне кажется, целесообразно рассмотреть данную услугу более подробно. 
 

1.2 Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности. 

    До конца ХХ в. понятие «транспортная услуга» не применялось при организации и управлении транспортом. Под транспортной услугой понималась непосредственно перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем погрузки и выгрузки, грузооборот и т. п. Однако такой способ оценки учитывал лишь количественный аспект работы транспорта. В условиях рыночной экономики в понятие «услуга» помимо объемов выполнения необходимо включать и уровень качества и сервиса, сопровождающего осуществление услуги.
    В принципе услуга – это не создающая материальных благ деятельность
по удовлетворению потребностей отдельных лиц и общества в целом. Международный стандарт ISO 8402-86 дает следующее определение: услуга – это результат деятельности или процессов (услуга как нематериальная продукция); деятельность или процесс включает предоставление услуги. Таким образом, услуга – это деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности за некоторый материальный продукт.
    Транспортная  услуга, как таковая, относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транспорт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конечным процессом материального производства и одновременно начальным этапом производственного или конечного потребления.
    В настоящее время под услугой понимается непосредственно перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.
    Таким образом, основной вид транспортной услуги – это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.
    В зависимости от стратегии и задач фирмы компании производят выбор
транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в табл. 2 на стр. 17 
 
 

Таблица 2
Преимущества  и недостатки различных  видов транспорта 

Вид транспорта Особенности транспорта
достоинства недостатки
1. Железно-дорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла
2. Морской Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически Неограниченную пропускную способность
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства
3. Речной Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки
4. Автомо-бильный Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния
Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожных сетей
5.Воздушный Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования Высокая себестоимость перевозки
 
    К основным транспортным услугам относятся:
    ?перевозка грузов, почты;
    ?погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и
    т. д.);
    ?хранение грузов;
    ?подготовка транспортных средств к перевозке грузов;
    ? предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;
        ?транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др., по обслуживанию предприятий, организаций, населения;
    ?перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.
    Все виды материальных услуг могут выполняться только при обеспечении нематериальных услуг, которые сопутствуют физическому распределению. К ним можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные услуги, услуги страхования и др. Большое число факторов, влияющих на вид и специализацию транспортной услуги, позволяет систематизировать услуги в три большие группы:
    1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий различают:
    ?перевозочные услуги;
    ?неперевозочные услуги;
    2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:
    ?внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и организациям;
    ?внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и организациям транспортных отраслей;
    3) по характеру услуги:
    ?технологические;
    ?коммерческие;
    ?информационные и др.
    В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства,
не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей:
    1. транспортная услуга является продолжением процесса производства в
сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;
    2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит,
    нельзя сформировать запасы услуги;
    3. предоставление услуги – это продажа процесса труда, а значит, качество услуги – это качество ее выполнения, т. е. качество труда;
    4. потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении
временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;
    5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса. [18, с 21]
    Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уровнем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого потребителям различными видами транспортных предприятий и организаций.
    Выделяют два основных направления организации транспортных услуг:
1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к конкретным специфическим условиям перевозки товара грузовладельцев;
2) активное формирование потребности, а значит, и спроса на транспортную услугу. [18, с 21]
       Проблема эффективности распределения товаров и повышения уровня качества транспортного обслуживания в условиях рыночной экономики связана с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания помогает транспортным предприятиям занять и удержать экономическую нишу на рынке транспортных услуг. При этом высокий уровень сервиса и эффективности обслуживания должен сопровождаться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, а именно: развитой системой складских и контейнерных терминалов, современной погрузочно-разгрузочной техникой, электронными средствами информации и управления.
    При обеспечении высокого качества транспортных услуг возникает следующая проблемная ситуация. Транспортные предприятия и организации пытаются достичь высокого качества перевозки путем предоставления заказчикам как можно большего количества сопутствующих транспортных услуг. Однако такое комплексное обслуживание с более широким ассортиментом, чем это необходимо потребителю, существенно повышает стоимость транспортной услуги, что может значительно повысить цену перевозимого груза.
    Поэтому при выборе того или иного комплекса транспортных услуг следует учитывать целесообразность и выгодность их использования.
    И в качестве заключения можно сказать следующее. Транспорт является важнейшей отраслью хозяйства, играя роль кровеносной системы государства. Именно поэтому транспортные услуги с каждым днем приобретают все большую значимость для всей жизни страны. Сегодняшние транспортные услуги захватывают все области жизни общества. И чем качественнее и эффективнее будут транспортные услуги, тем интенсивнее будет развиваться все государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Особенности рынка транспортных услуг России.
    2.1 Рынок транспортных услуг России: общая характеристика.
    Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят
железнодорожный, морской, речной, автомобильной, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
    Элементами  транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения. [33]
    Органическими частями транспортной сети являются железные дороги,
морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. (См. Табл. 3, стр. 22)
      Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят: станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д. (См. Табл. 4, стр. 23)
    Основными количественными показателями, характеризующими распределение объема перевозочной работы по видам транспорта, являются объем перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). Грузооборот является интегрированным показателем, который учитывает не только количество перевезенных грузов, но и расстояние перевозки. (См. Табл. 5, стр. 24, Табл. 6, стр. 25) 

 

Таблица 3
    Протяженность путей сообщения (на конец года; тысяч  километров):
    Вид транспорта 2000 год 2005 год 2008 год
    Железнодорожные пути общего пользования 86  85 86
    Автомобильные дороги – всего 898  858 940
в том числе с твердым покрытием 752  724  754
Трамвайные  пути 3,0 2,8  2,7
Троллейбусные линии 4,8  4,9 4,9
Пути  метрополитена 405  436 461
Магистральные трубопроводы 213 223 228
Внутренние  водные судоходные пути 85  102  102
 
    [32] 
 
 
 
 

    Таблица 4
    Наличие подвижного состава (на конец года; тысяч  штук) 

    Вид транспорта 2000 год 2005 год 2008 год
Железнодорожный транспорт общего пользования:            
    рабочий парк грузовых вагонов (в среднем в сутки) 464 499 507
        рабочий парк пассажирских вагонов 20,7  23,1 24,5
Автомобильный транспорт организаций всех видов  деятельности:      
         грузовые автомобили 4122  4564  5349
         автобусы 624  778  894
         легковые автомобили 20247  25461 32021
Морской транспорт:            
          морские суда торгового флота 3,9  3,6  3,1
Внутренний  водный транспорт:      
           речные и озерные суда 33,7 33,3  31,5
Городской электрический транспорт:      
           трамвайные вагоны 12,1  10,3 9,4
           троллейбусы 12,2  11,4  11,2
           вагоны метрополитена 5,8 6,1  6,3
Гражданские воздушные суда 6,5  5,5  5,9
 
    [28] 
 

 

     Таблица 5
    Перевозки грузов по видам транспорта (миллионов  тонн)
Вид транспорта 2000 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Транспорт - всего 7907  9167  9300 9450  9451
в том числе:          
железнодорожный 1047  1273 1312 1345  1304
   автомобильный 5878  6685 6753  6861  6893
магистральный трубопроводный 829  1048  1070  1062  1067
морской 35  26  25  28  35
внутренний  водный 117  134  139  153  151
воздушный 0,8  0,8  0,9  1,0  1,0 
 
    [31] 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6 

Грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров) 
 

Вид транспорта 2000 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Транспорт - всего 3638  4276  4401  4515  4548
в том числе:          
железнодорожный 1373  1858  1951  2090  2116
   автомобильный 153  194  199  206  216
магистральный трубопроводный 1916  2074 2099  2065  2064
морской 122  60  62  65  84
внутренний  водный 71  87  87  86  64
воздушный 2,5  2,8  2,9  3,4  3,7
 
[27] 

     Как видно из табл. 5 и 6 ведущее место по грузообороту в России занимает железнодорожный транспорт. Такая ситуация связана с тем, что именно этот вид транспорта обеспечивает перемещение больших объемов груза на дальние расстояния. По объему перевозок железнодорожный транспорт стоит на втором месте. Первое место по объему перевезенных грузов занимает автомобильный транспорт, тогда как по грузообороту его позиции средние – четвертое место в ранге. Это объясняется тем, что среднесетевая дальность перевозки на железнодорожном транспорте составляет 1200 км, тогда как на автомобильном – только 21 км.
    Второе место по грузообороту занимает трубопроводный транспорт. Данный вид транспорта является экономически важным для России, так как он наиболее качественно и недорого обеспечивает транспортировку нефти и газа.
    В настоящее время наблюдается повышение дальности перевозок. Причина этого – увеличение объема внешнеторговых операций, которые требуют транспортировки в мировых масштабах. Такие перевозки в большинстве обеспечиваются морским торговым флотом. Как правило, это экспорт лесных и некоторых строительных и промышленных грузов.
    Воздушный транспорт имеет самую низкую долю объема перевозок и
грузооборота. Это связано с небольшой вместительностью подвижного состава, а значит, и с ограниченностью номенклатуры грузов, принимаемых к перевозке. Если в США, Западной Европе и Японии ежегодно на значительные расстояния перевозится около 20 млн. т, и в основном в перечень грузов входят ценные предметы (компьютерная техника, драгоценности и др.), то в России эта цифра составляет в среднем 2 млн. т, а в номенклатуру грузов входит в большинстве своем почта. [18, с. 38]
    В настоящее время на российском рынке работает около четырех тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых три тысячи перевозчиков и одна тысяча экспедиторов [33].
    Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе более 20% - в Москве), 28% - в Приволжском федеральном округе, 18% - в Уральском федеральном округе и 10% - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге (см. рисунок 1, стр.27). [30]
Рисунок 1
    
    Распределение транспортно-логистических компаний по территории РФ, %
    Среди компаний-грузоперевозчиков выделяются:
    DPD в России (Москва)
    Группа  компаний "РЛС" (Москва)
    Группа  компаний "Совтрансавто" (Москва)
    Группа  компаний "Совфрахт-Совмортранс" (Москва)
    Компании  группы "ФМ Ложистик" (Московская область)
    Компания "Кинетика" (Екатеринбург)
    "Логистическая  компания "Веста" (Москва)
    Международная холдинговая компания ATL (Санкт-Петербург)
    Национальная  Логистическая Компания (Московская область)
    Фирма ЦВ "Протек" (Москва) [33]
         Современный рынок логистических услуг можно разделить на три основных сектора:
      перевозки и экспедирование грузов различными видами транспорта;
      складские услуги;
      услуги по интеграции и управлению цепями поставок.
    Российский  рынок логистических услуг еще  молод, но он активно развивается. Если сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, то сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности 3PL-провайдеров) представлено на рынке в основном ведущими международными компаниями.
    3PL-провайдеры - это компании, управляющие грузопотоками,  запасами в сети распределения  и в цепочках поставок от  имени клиента, то есть на аутсорсинге. Деятельность таких компаний базируется на модели управления качеством услуг (ISO 9000). Большое значение имеет наличие мощной информационной системы, поддерживающей взаимоотношения с клиентами. Такая система позволяет предлагать клиентам «OPEN BOOK» (прозрачные издержки) и участвовать в международных тендерах. 3PL-провайдеры работают с большими и концентрированными грузопотоками, для чего используют сеть кросс-докинговых платформ на обслуживаемой территории.
    Однако  следует отметить, что на российском рынке логистических провайдеров третьего уровня в полном смысле этого слова практически нет. Даже международные компании, присутствующие здесь, пока не предоставляют полный комплекс логистических услуг, соответствующий уровню 3PL-провайдеров. 

2.2 Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
    Анализ  тенденций на рынке транспортных услуг определяется целевой программой, которая является основой транспортной стратегии. На данный момент Министерство транспорта выделяет следующие стратегические цели:
    Цель 1. Формирование единого  транспортного пространства России на базе сбалансированного  развития эффективной  транспортной инфраструктуры. [34]
    На  мой взгляд, достижение этой цели позволит обеспечить динамичный рост экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
    Единое  транспортное пространство России должно объединить единую сбалансированную систему  транспортных коммуникаций, интегрированную  систему товаротранспортной технологической  инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единые стандарты технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующие их взаимодействие, единые стандарты технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.
    Таким образом, в рамках данной цели развитие транспортной инфраструктуры относится  не только к развитию транспортных коммуникаций и узлов. Предполагается качественно новый уровень системного развития в рамках Единого транспортного пространства в комплексе с товаротранспортной технологической инфраструктурой, транспортной инфраструктурой грузовладельцев, стандартами технической совместимости, а также информационной средой взаимодействия различных видов транспорта.
    В рамках данной цели на первом этапе  реализации транспортной стратегии  предусматривается строительство  и реконструкция основных направлений  автомобильных и железных дорог, инфраструктуры морских и речных портов, внутренних водных путей и  аэропортов, ликвидация наиболее существенных разрывов и «узких мест» транспортной сети, в том числе, в азиатской части России. Будет обеспечено развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, обеспечено их комплексное развитие на основных направлениях перевозок. Будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
    На  последующем этапе реализации транспортной стратегии в рамках данной цели будет  обеспечен переход к формированию Единого транспортного пространства России. На базе дифференцированного  развития путей сообщения всех видов  транспорта будет обеспечено создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны. Пропускная способность и скоростные параметры транспортной инфраструктуры будут подняты до уровня лучших мировых достижений, увеличена доля высокоскоростных путей сообщения. С целью формирования современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, на территории страны будет создана взаимоувязанная интегрированная система товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированная система логистических парков, а также единая информационная среда технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса. В ходе развития транспортной системы будут освоены инновационные технологии строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.
    Цель 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности  транспортных услуг  по критериям качества для грузовладельцев  на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. [34]
    Достижение  данной цели, как мне кажется, позволит полностью удовлетворить потребности населения и хозяйствующих субъектов в качественных транспортных услугах за счет внедрения передовых транспортных технологий и развития парков пассажирского и грузового подвижного состава, а также обеспечить предоставление транспортных услуг, имеющих социальную и народнохозяйственную значимость, с должным качеством и по приемлемым ценам.
    Достижение  данной цели предполагает, прежде всего, разработку и ввод в действие модели рынка транспортных услуг для потребностей всех секторов экономики. Эта модель является инновационной для отечественной транспортной системы. Она должна определить параметры качества транспортных услуг, рамочную структуру стандартов их качества для различных категорий грузов и секторов экономики, требования к нормативно-правовой базе рынка транспортных услуг и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг. [34]
    Для формирования конкурентного рынка  конкурентоспособных транспортных услуг необходимо создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над спросом, а также запуск механизма «цена – качество», который обеспечит формирование конкурентной среды и рост конкурентоспособности.
    В рамках модели рынка транспортных услуг должны быть выработаны и введены в действие механизмы мотивации структурной модернизации существующих транспортных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг, приводящих, в частности, к созданию национальных и интернациональных транспортных компаний, конкурентоспособных с мировыми компаниями.
    Реализация  данной цели предполагает достижение коммерческой скорости движения товаров  и ритмичности их доставки «от  двери до двери» до уровня лучших мировых  достижений. За счет этого в экономике страны ожидается снижение издержек обращения товаров, выражающихся в больших объемах оборотных фондов, а также значительных суммах кредитования товаров в пути и на складе. В морских портах и пунктах пропуска через государственную границу, а также во всей терминальной сети будет обеспечено снижение времени обработки партий грузов до уровня лучших мировых достижений.
    Для этого предстоит ввести в действие механизмы мотивации использования  эффективных инновационных логистических  товаротранспортных технологий, в том числе, с использованием логистических парков, развитие системы сопутствующих услуг, парков грузового подвижного состава, обеспечивающих заданные критерии объема и качества транспортных услуг на уровне, необходимом для реализации стратегии. Предстоит разработка и экспериментальная отработка высокоэффективных товаротранспортных технологий, обеспечивающих качественные критерии всего спектра транспортных услуг и повышение производительности транспортной системы. Важную роль будет играть расширение использования технологий контейнерных перевозок, в том числе для региональных и межрегиональных перевозок, малого и среднего бизнеса. Обеспечение качества транспортных услуг для грузоотправителей потребует также разработки и использования современных инфотелекоммуникационных технологий.
    Цель 3. Обеспечение доступности  и качества транспортных услуг для населения  в соответствии с  социальными стандартами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.