На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Права несовершеннолетних детей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Права несовершеннолетних детей. 

    Реализация  в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего  в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
  Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и  в п. 1 ст. 54 СК. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ГК (ст. 21, 26—28) и соответствующими статьями СК. Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК, эмансипация — ст. 27 ГК) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка, за исключением случаев, указанных в законе (см., напр., п. 2 ст. 120 СК). Следует заметить, что применяемые в СК и ГК термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» тождественны.
  В СК права несовершеннолетних детей  подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные  права. 

    2.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.
    К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
    право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
      право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);
      право на защиту (ст. 56 С К);
      право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
      право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).
    Право ребенка жить и воспитываться в семье — одно из самых важных его прав. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой.
    Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому  воспрепятствовать: ни государственные  органы, ни частные лица. Нормы СК о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производится на основании их свидетельства о рождении1. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК).
    Несовершеннолетний  гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно  с одним из родителей. Если же несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из Российской Федерации. В случае если срок выезда превышает три месяца, такое согласие должно быть также заверено органом опеки и попечительства. В случае если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке2.
    Право ребенка жить и воспитываться  в семье не может быть реализовано  лишь в исключительных случаях, когда  совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
    Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, включает такие права ребенка, как право знать своих родителей, право на заботу родителей, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов и всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства.
    Право ребенка знать, насколько это  возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей (ст. 47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).
    Право ребенка знать своих родителей  и право на их заботу неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим  наиболее благоприятные условия  для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего  воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (т. е. в обеспечении разнообразных интересов детей).
    Создание  родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка (т. е. осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе), его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.
    В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в других случаях, предусмотренных ст. 121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл. 18 СК) порядке. При этом согласно ст. 123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.
    Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в России издревле воспитывалось уважение у детей к кровным узам родства. Каждая степень ближайшего родства имела свое специальное наименование. В XVIII—XIX вв. была достаточно широко распространена практика передачи детей на воспитание близким родственникам, особенно бабушкам, на несколько месяцев или даже лет.
    Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку  и дедушку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в ст. 55 СК, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя), племянник (племянница), двоюродные братья (сестры) и т. д.3 Линия родства может быть прямой (восходящей и нисходящей) и боковой4.
    В конкретных жизненных ситуациях  вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. Определяющим обстоятельством здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.
    В СК особо подчеркивается, что право  ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:
      расторжения брака родителей;
      признания брака родителей недействительным;
      раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.
    Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее. На практике встречаются случаи игнорирования данного требования, когда родитель — гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем — гражданином РФ увозит ребенка в другое государство. Решение же вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.
    Лишение родителей права на общение с ребенком, что, в свою очередь, может лишить ребенка права на общение с родителями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71, 74 СК), а также в административном порядке — при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК).
    Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п. 2 ст. 55 СК. Содержание п. 2 ст. 55 СК согласуется и с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей зашиты.
    Понятие экстремальной ситуации законом  не дается и может охватывать различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т. д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, природные и техногенные катастрофы и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно5.
    Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная  с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что в подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители, как законные представители, осуществляют защиту прав и законных интересов своего несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Они обязательно должны быть уведомлены об административном задержании несовершеннолетнего (п. 4 ст. 27.3 КоАП6). На основании постановления следователя, прокурора, дознавателя к участию в качестве законных представителей по уголовным делам в отношении своих несовершеннолетних детей с момента их первого допроса, в качестве подозреваемого или обвиняемого обязательно привлекаются родители. Они также незамедлительно извещаются о задержании или заключении под стражу их несовершеннолетних детей (ст. 48, 423, 426 УПК7). По определению суда или постановлению судьи один из близких родственников несовершеннолетнего обвиняемого может быть допущен в качестве защитника по уголовному делу (п. 2 ст. 49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в Российской Федерации каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ), но и может являться дополнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия. Участие родителей как законных представителей предусмотрено в целях оказания помощи несовершеннолетнему подсудимому и в судебном следствии (ст. 428 УПК). При допросе несовершеннолетних в качестве свидетелей или потерпевших (что для ребенка, как правило, является экстремальной ситуацией) вправе присутствовать их законные представители (т. е. родители, усыновители, опекуны, попечители) или их близкие родственники (ст. 191 УПК).
    Приведенные в качестве примера формы общения  ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации не носят исчерпывающего характера. Они могут быть различны и по-разному реализовываться на практике (например, посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях общего или усиленного режима или в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.). Главным требованием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.
    Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или  усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью четыре часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Количество свиданий и их продолжительность зависят от условия содержания. Кроме того, несовершеннолетние осужденные имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей продолжительностью до восьми часов (ст. 89, 92, 133, 134, 135 УИК).
    СК  не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст. 56 СК.
    В международном праве предусматривается  необходимость защиты прав ребенка  от следующих угроз и посягательств:
      произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
      всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
      экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
      незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
      всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
      бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
      всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка8.
    Меры  защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры9.
    В Российской Федерации государственные  мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов10. С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»11 законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также поддержку общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
    В настоящее время выдвигаются  обоснованные предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации12. В отдельных субъектах Российской Федерации в целях создания дополнительного механизма защиты прав ребенка и его действенного функционирования уже введены должности Уполномоченного по правам ребенка13.
    СК (п. 1 ст. 56) установлено, что непосредственная зашита прав и законных интересов  ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК).
    Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с  законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. В качестве обязательных условий эмансипации закон устанавливает достижение несовершеннолетним шестнадцати лет и работу по трудовому договору, в том числе по контракту, а равно занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК). Кроме того, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК, п. 2 ст. 13 СК). Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, т. е. своими действиями, приобретать гражданские права и обязанности, их осуществлять (за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз14) и нести гражданско-правовую ответственность.
    В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. При этом несовершеннолетние освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах по заявлениям о защите своих прав (поди. 15 л. 1 ст. ЗЗЗ НК). Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ч. 4 ст. 37 ГПК).
    Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73 СК).
    Реальному осуществлению права ребенка  на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через  школьную программу с их правами, включая информирование детей о  возможности пожаловаться на насилие  в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
    Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК обязанности должностных дни организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и за конных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При по лучении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
    Под должностными лицами могут пониматься лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Для возможности проверки сообщений о нарушении прав ребенка органы опеки и попечительства нале лены правом посещения (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью, с последующим принятием решений в соответствии с законом.
    В дополнение к положениям СК о праве  ребенка на защиту своих прав и законных интересов Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст. 9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями:
      создание в образовательных учреждениях, по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся;
      проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
      обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения;
      проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения своих законных прав и интересов.
    Право ребенка выражать свое мнение. Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законодатель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо касающихся интересов ребенка. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В СК не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве15, при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п. 2 ст. 76 СК) и т. д.
    Если  по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не являет ся ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства16.
    В зависимости от возраста ребенка  его мнению законом придается различное правовое значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста десяти лет, является прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста десяти лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему, по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. Однако после достижения ребенком десятилетнего возраста учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Случаи, когда мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть не принято во внимание, невозможно полностью перечислить, они могут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Например, отказ ребенка от посещения школьных занятий в целях использования высвобождаемого времени на занятия спортом или от поездки совместно с другими членами семьи на лечение в санаторий (по рекомендации врачей) повлечет наступление негативных последствий для воспитания и состояния здоровья ребенка, а потому может быть не принят во внимание родителями, исходя именно из интересов ребенка. В то же время в некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, решение может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда определенными действиями затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст. 59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК); усыновление (ст. 132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п. 4 ст. 134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п. 3 ст. 143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК). Данный перечень случаев, когда орган опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
    Право ребенка на имя, отчество и фамилию. В соответствии со ст. 8 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства1. В соответствии с п. 2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. При этом орган загса не вправе отказать в присвоении ребенку имени, выбранного родителями, на том основании, что данное имя не указано в справочнике личных имен или является сокращенным, ласкательным. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. СК устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с законами субъектов РФ или на основании национальных обычаев. Кроме того, законом субъекта РФ с учетом национальных традиций народов, населяющих его территорию, может быть предусмотрено, что присвоение отчества на данной территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих рождение ребенка. Возможность образования отчества ребенка согласно национальным традициям или неприсвоения отчества вообще по просьбе родителей ранее предусматривалась Инструкцией о регистрации актов гражданского состояния в СССР (п. 2.13).
    Фамилия ребенка определяется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку  присваивается фамилия отца или  фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций) (п. 3 ст. 58 СК).
    При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разрешается органом опеки и попечительства (п. 4 ст. 58 СК). Не вызывает сомнений, что подобные споры должны разрешаться только исходя из интересов ребенка. При этом во внимание могут приниматься самые разнообразные факторы, включая, например, неблагозвучность фамилии одного из родителей, что в последующем может вызвать насмешливое или неуважительное отношение к ребенку со стороны окружающих. Во внимание может быть принято и желание кого-то из родителей присвоить ребенку свою фамилию вследствие ее широкой известности и популярности из-за наличия общепризнанных заслуг самого родителя или его ближайших родственников в области науки, культуры, спорта или иной сферы деятельности.
    Имя, фамилия и отчество ребенка указываются  в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст. 22, 23 Закона об актах гражданского состояния), а в последующем вносятся в паспорт гражданина РФ — основной документ, удостоверяющий его личность.
    Изложенный  порядок присвоения фамилии, имени  и отчества ребенку соблюдается и при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка (по совместному заявлению родителей в орган загса, по заявлению только отца ребенка в орган загса, по решению суда (п. 3 ст. 48, ст. 49 СК).
    В тех случаях, когда отцовство  не установлено, фамилия ребенку в соответствии с п. 5 ст. 58 СК присваивается только по фамилии матери. Что же касается имени и отчества ребенка, то они записываются в таких случаях по указанию матери.
    Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п. 1,3 ст. 19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. В свою очередь, лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка представляются документ об обнаружении ребенка (выдается органом внутренних дел или органом опеки и попечительства) и документ, подтверждающий возраст и пол ребенка (выдается медицинской организацией).
    СК  допускает изменение имени и  фамилии ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 59 СК изменение имени, а также фамилии ребенка на фамилию другого родителя возможно лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указывается, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. В качестве обязательного условия перемены фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, на фамилию другого родителя или имени ребенка выступает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет (п. 4 ст. 59 СК). После достижения несовершеннолетним ребенком возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства (ст. 58—63 Закона об актах гражданского состояния). В частности, согласно п. 3 ст. 58 Закона об актах гражданского состояния перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия.
    Перемена  имени производится органом загса  по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, имя и (или) отчество.
    При раздельном проживании родителей, что в большинстве случаев связано с расторжением их брака, родитель, с которым остался проживать ребенок, вправе просить о присвоении ему своей фамилии (п. 2 ст. 59 СК). Для решения данного вопроса родителю нужно обратиться в орган опеки и попечительства, в компетенцию которого входит выдача разрешения на изменение фамилии ребенка. Перемена фамилии в такой ситуации может быть целесообразна, так как разные фамилии ребенка и родителя в одной семье могут создавать неудобства. С другой стороны, ходатайство о перемене фамилии ребенка может быть обусловлено стремлением одного из родителей досадить подобным образом бывшему супругу или добиться прекращения взаимоотношений между ним и ребенком. По этой причине при разрешении такого ходатайства орган опеки и попечительства должен учитывать интересы ребенка и мнение другого родителя. Не исключено, что если ребенок привык к своей фамилии и продолжает любить отдельно проживающего отца (мать), и он (она) по-прежнему занимается в установленном порядке его воспитанием, то изменение фамилии может противоречить интересам ребенка и родителя. Поэтому орган опеки и попечительства должен оценить доводы каждого из родителей и вынести решение, наиболее отвечающее интересам ребенка. При наличии определенных обстоятельств, прямо перечисленных в законе, разрешение на перемену фамилии ребенка может быть дано органом опеки и попечительства и без учета мнения родителя, проживающего отдельно от ребенка: невозможность установления его места нахождения, лишение его родительских прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка (п. 2 ст. 59 СК).
    На  практике органы опеки и попечительства дают согласие на перемену фамилии  ребенка по просьбе одного из родителей  при вступлении матери (отца) в повторный брак, когда ею (им) выбрана фамилия нового супруга. Однако в таких случаях необходимо выяснять характер сложившихся взаимоотношений между ребенком и отчимом (мачехой), их длительность и устойчивость. При выявлении фактов безразличного отношения нового супруга к ребенку, отсутствия между ними подлинно семейных отношений или непрочного характера брака удовлетворять подобное ходатайство будет нецелесообразно. Если же ребенок счастлив в новой семье и привязан к супругу своей матери (отца), а тот проявляет заботу о его содержании, воспитании и образовании, как настоящий родитель, вопрос может быть решен положительно. Это относится и к случаям, когда ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено. При такой ситуации, исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой (п. 3 ст. 59 СК).
    Решение вопроса о возможности изменения фамилии или имени ребенка входит в компетенцию руководителей органов местного самоуправления (глав администраций муниципальных образований) и осуществляется, как правило, по заключению соответствующих органов управления образованием17.
    Во  всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе  родителей или только по просьбе  одного родителя является обязательным согласие ребенка на изменение его фамилии и имени после достижения им десятилетнего возраста (п. 4 ст. 59 СК), когда он уже может самостоятельно дать оценку последствий подобного решения для себя с учетом взаимоотношений с родителями, со сверстниками и педагогами в школе и в среде своего общения. Введение в закон этой нормы является дополнительной существенной гарантией соблюдения прав несовершеннолетних детей.
    Закон напрямую не предусматривает возможности  перемены отчества ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, по совместной просьбе родителей, так как это  связано с изменением имени отца. Только в случае государственной регистрации перемены имени отцом изменяется отчество его несовершеннолетних детей. При этом их отчество исправляется в записи акта о рождении. Отчество совершеннолетних детей может изменяться только по их заявлению (п. 3 ст. 63 Закона об актах гражданского состояния).
    Что касается государственной регистрации  перемены фамилии и имени ребенка, то она производится органом загса в общем порядке, установленном для перемены фамилий, имен и отчеств. 

    2.2. Имущественные права несовершеннолетних детей. 

    Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат. Создание условий жизни, необходимых для развития ребенка, обеспечивается главным образом родителями, несущими основную финансовую ответственность за его достойное содержание. Ранее нормы об имущественных правах ребенка в КоБС отсутствовали, что создавало определенные сложности в решении вопросов, связанных с защитой имущественных интересов детей. Только с принятием СК устранен этот пробел в семейном законодательстве.
    Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами:
      правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т. е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);
      правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
      правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).
    Порядок и размер предоставления содержания ребенку родителями и другими членами семьи определяются разд. V «Алиментные обязательства членов семьи» СК (ст. 80—84, 86, 93, 94). Что касается различных денежных сумм, причитающихся ребенку, то право собственности на них признается за ребенком. Согласно п. 2 ст. 60 СК эти средства поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), и должны расходоваться ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Это относится как к алиментам, так и к другим выплатам — пенсиям и пособиям. В частности, детям может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности, социальная пенсия в связи со смертью кормильца (ст. 5, 8, 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»18) ребенок может иметь право на ежемесячное пособие. Размер, порядок, условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ19.
    Законом предусмотрены определенные меры по соблюдению имущественных интересов ребенка и предотвращения возможных фактов злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей (использования полученных на ребенка средств в своих или любых других целях). Так, согласно п. 2 ст. 60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о перечислении не более 50% сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Решение об этом может быть принято судом только исходя из интересов детей. В этой связи необходимо учитывать, что если такое требование заявлено родителем, с которого взыскиваются алименты на основании судебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения решения суда20.
    Ребенок может иметь на праве собственности  любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам (ст. 213 ГК). Это не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), полученные им, а также имущество, приобретенное на средства ребенка. Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям. Например, в результате приватизации жилого помещения (бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма). Так, в собственность несовершеннолетних передаются жилые помещения, в которых проживают только они. Для этого требуется заявление родителей (усыновителей) или опекунов, если ребенок не достиг возраста четырнадцати лет, и предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. В случае смерти родителей или утраты родительского попечения по другим причинам, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние дети, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители в течение трех месяцев оформляют договор о передаче жилого помещения в собственность ребенка. Договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, оформляется по заявлению его законного представителя (усыновителя, опекуна) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, оформляют указанный договор самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу21.
    Права ребенка по распоряжению принадлежащим  ему на праве собственности имуществом определяются гражданским законодательством  и зависят от объема его гражданской дееспособности (ст. 26, 28 ГК). Так, малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе, согласно ст. 28 ГК, самостоятельно совершать только следующие сделки:
      мелкие бытовые сделки (в законе понятие такой сделки не дается, поэтому принадлежность сделки к мелкой бытовой определяется в каждом конкретном случае. Как правило, эти сделки направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительны по сумме: покупка продуктов питания, школьных принадлежностей и т. д.);
      сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (принятие в подарок игровой приставки, компьютера, одежды и т. д.);
      сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (т. е. дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды или по целевому назначению. Посторонние лица могут предоставлять ребенку денежные средства только с согласия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов).
    Все другие сделки за малолетних совершают  от их имени только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК) с соблюдением ограничений, установленных законом. Так, например, они не вправе осуществлять дарение (за исключением подарков стоимостью до пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда) от имени и за счет имущества малолетних (п. 1 ст. 575 ГК).
    В случае совершения ребенком в возрасте от шести до четырнадцати лет сделки, с превышением предоставленных ему ст. 28 ГК правомочий она признается законом недействительной (ничтожной) (п. 1 ст. 172 ГК). Однако в интересах ребенка такая сделка может быть по требованию законных представителей (родителей, усыновителей, опекуна) признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК).
    Имущественную ответственность по всем сделкам  малолетнего (включая сделки, совершенные им самостоятельно), несут его родители (усыновители или опекуны), если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают и за вред, причиненный малолетними (п. 2, 3 ст. 28, ст. 1073 ГК).
    Что касается несовершеннолетних детей  в возрасте до шести лет, то ГК не наделяет их гражданской дееспособностью  вообще, а поэтому их права по распоряжению принадлежащим им на праве собственности имуществом полностью осуществляют их родители (усыновители, опекуны) с соблюдением предусмотренных законом ограничений.
    Несовершеннолетние  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет согласно ст. 26 ГК вправе самостоятельно:
      совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, разрешенные малолетним (п. 2 ст. 28 ГК);
      распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Однако суд при наличии достаточных оснований по ходатайству родителей (усыновителей) или попечителей либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме (вступление в брак или эмансипация — п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК);
      осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
      в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
      быть членами кооперативов (по достижении шестнадцати лет).
    Все остальные сделки несовершеннолетними  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей — родителей (усыновителей) или попечителей (п. 1 ст. 26 ГК). В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несовершеннолетним, может быть признана судом недействительной по иску родителей (усыновителей) или попечителя (ст. 175 ГК), за исключением сделок несовершеннолетних, ставших полностью дееспособными.
    В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ст. 26 ГК. Они также могут быть привлечены к имущественной ответственности за причиненный ими вред в порядке, установленном гражданским законодательством (п. 3 ст. 26, ст. 1074 ГК).
    Правомочия  родителей по управлению имуществом ребенка также определяются гражданским  законодательством. В соответствии с его положениями родители малолетних (несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а родители несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет — давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества ребенка (включая обмен, дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог), иных сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества (п. 2 ст. 37 ГК). Например, предварительное разрешение органов опеки и попечительства необходимо для совершения сделок (договоров купли-продажи, мены, дарения и др.) в отношении жилых помещений, собственниками которых являются несовершеннолетние.
    Без разрешения органов опеки и попечительства родители, согласно п. I ст. 37 ГК, вправе производить только необходимые для содержания ребенка расходы (на питание; на приобретение одежды, школьных принадлежностей, книг, игрушек; на лечение, отдых и т. п.) за счет сумм, причитающихся ребенку в качестве дохода, кроме доходов, которыми несовершеннолетние вправе распоряжаться самостоятельно.
    В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних и предупреждения возможных злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) п. 3 ст. 37 ГК предусмотрено, что родители (лица, их заменяющие) не вправе совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование. Это ограничение распространяется и на близких родственников родителей.
  В семейном праве законодательно закреплен  принцип раздельности имущества родителей и детей, означающий, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка (п. 4 ст. 60 СК). Тем не менее, дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
    В случае возникновения права общей собственности родителей и детей (в результате, например, приватизации, наследования) их права по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом определяются гражданским законодательством (п. 5 ст. 60 СК). Общая собственность родителей и детей может быть долевой или совместной. Каждый из видов общей собственности имеет соответствующий правовой режим. Правовой режим общей долевой собственности определен в ст. 244—252 ГК, а совместной собственности — в ст. 253—259 ГК. Так, в общую собственность (долевую) родителей и детей могут передаваться занимаемые ими жилые помещения путем приватизации. Невключение детей в приватизационные документы, в договор передачи жилого помещения в собственность Законом о приватизации жилищного фонда не допускается. Несовершеннолетние, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи, имеют равные с ним права, вытекающие из договора социального найма жилого помещения. Поэтому в случае приватизации занимаемого помещения они, наравне с совершеннолетними членами семьи нанимателя вправе стать участниками общей собственности на это помещение. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются также несовершеннолетние, не проживающие с нанимателем на момент приватизации жилого помещения, но не утратившие права пользования данным жилым помещением22.
    В завершение вопроса об имущественных  правах детей необходимо отметить, что они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, а правовое регулирование осуществляется в большей степени гражданским законодательством, тем не менее наличие таких прав у ребенка позволяет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Исторические предпосылки  правового положения
    ребенка в семье.
 
    Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. Кроме того, с давних пор в неосознанном виде у человека существовала потребность предотвратить кровосмешение, дабы не плодить нездоровых, неполноценных детей. Но по мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью. Это чувство было осмыслено позже, когда уже подвергся анализу опыт древней общественной организации, создания предпосылок появления семьи — основной клеточки общества и всякого прогресса. Правда, это была всего лишь одна из концепций, противостоящая общепринятой, согласно которой во главе угла поступательного развития общества, перехода от одной исторической эпохи к другой находилась эволюция отношений между полами — мужчиной и женщиной.
    По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Продолжая жить в примискуитете (беспорядочном половом сожительстве) и в орде, матери при благоприятных условиях начинают держать детей при себе. Дети узнают свою мать. Дети от неизвестных отцов составляют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее оплотом, защитой и силой. Не случайно поэтому связанностью женщины с ребенком некоторые авторы объясняли происхождение разделения труда. Привычка общения с матерью научила ребенка держаться матери даже тогда, когда он достигал самостоятельности.
    В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от ее воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточно внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды. Нередко они становились жертвой дремучих представлений об источнике жизненной силы матери и ее последующего потомства. Ребенка зарывали в землю только за то, что он вел себя беспокойно и мешал вести кочевой образ жизни. Его начинали как-то признавать лишь с момента, когда он мог самостоятельно заботиться о своем пропитании. До этого он считался частью самой матери. Так обеспечивалось выживание наиболее физически сильных и здоровых, да и самого общества в эпоху матриархата.
    С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это еще было время, когда мужчина был склонен считать своими детьми все свое потомство, от какой бы женщины оно ни произошло. И хотя матери еще свойственно отстаивать интересы собственных детей, принятие их в семью отца уже стало зависеть от его воли. Так медленно и постепенно человечество двигалось к патриархату.
    В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел «право жизни и смерти по отношению к новорожденному» и мог продать его. Ограничение права отца на убийство новорожденного в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право отца на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его. Остается только укоренившееся на века право наказывать своих детей. Все это происходит потому, что настает время, когда охрана интересов детей становится предметом заботы со стороны государства, время, которое совпадает с эпохой развития так называемой индивидуальной семьи.
    Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. Конечно, каждый из исторических этапов эволюции человечества, его потомства в разных государствах имел свои особенности, отражающие специфику государственного устройства и религии, обычаи, экономические проблемы общества и способы их решения.
    В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи и родителей. Причем главенствовали при этом религиозные, моральные побуждения, ибо помощь беззащитному ребенку рассматривалась, как богоугодная акция. Руку помощи таким детям протягивала и сельская община. Но постепенно в круг нуждающихся в государственной поддержке детей вовлекаются бедные и «страждущие». В семье же ребенок целиком и полностью был подвластен родителям. Правда, в те времена, как свидетельствуют судебник Ивана Грозного, Уложение царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Однако о каких бы то ни было правах детей в семье тогда не могло быть и речи. В Своде законов России, составленном в середине XVII в., было правило, запрещавшее принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей, которые воспитывали их по собственному разумению в духе своего времени.
    По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных канонов в семье в положении ребенка четко обозначились две линии. Первая заключалась в нетерпимом отношении к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых виделась угроза нарушения законных интересов наследника. А отсюда жалкая судьба подавляющего большинства тех детей, которые попали в когорту изгоев общества. Вторая, четко выраженная линия государственной политики по отношению к детям касалась нищенствующих безродных детей, их устройства. Стремясь внести систему в это дело, Петр I попытался подчинить его принципам следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. На место полного «нищелюбия»— своего рода культа в России, служившего исключительно спасению души, он выдвинул новую идею, в основу которой были положены нужды государства и забота о пользе населения. Реализация этой идеи никак не связывалась с защитой прав ребенка и просто превращалась в его закабаление в период нехватки рабочих рук, что было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи.
    В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775 г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Государственное признание сословного принципа сказалось и на положении ребенка в семье, поскольку он целиком и полностью от нее зависел. Но постепенно в России конца XVIII и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889 г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жестокого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию
    Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество спасения падших девушек» и др.) Словом, для конца XIX в. характерны попытки защитить и детей, страдающих из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личностью ребенка, от безразличия к его насущным потребностям. Но здесь еще превалируют соображения, связанные с гуманным отношением к ребенку как к беззащитному существу, на бесправное, же положение его пока что внимание не обращается.
    Грядущее XX столетие принято было называть «веком ребенка». Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбылись. Скорее напротив, и в без того трудной жизни огромной массы детского населения началась эпоха физических и нравственных страданий, вызванных гражданской войной, экономической разрухой, потерей родителей и семьи. Объявив себя «высшим опекуном ребенка», Россия после Октября 1917 г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. Вместе с тем особую остроту приобрели вопросы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения.
    Установка на замену семейного воспитания общественным внедрялась не одно десятилетие. Тем не менее, семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье. Однако внимание государства было сосредоточено на создании и расширении сети детских учреждений, способных заменить семью даже там, где она существовала. Но ст. 53 Конституции СССР провозгласила, что «семья находится под защитой государства». Констатацию этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Однако возврат к прошлому объяснялся не только этим, но и последствиями негативного отношения к семье как к естественной и жизненно необходимой среде обитания ребенка-индивидуума. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращение его в самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»
После ее ратификации в 1990 г. РФ приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате СК посвящает несовершеннолетним детям специальную главу, где содержится перечень личных и имущественных прав ребенка. Обладателями этих прав стали 38,3 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9% общей численности населения России. 
 
 

          2. Личные права несовершеннолетних  детей.
    Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет. Их способность приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Что же касается дееспособности, то она определяется ст. 21 ГК и соответствующими статьями СК. Употребляемые в кодексах термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» тождественны. Они применяются ко всем, кому нет восемнадцати. Говоря о правах ребенка, СК использует терминологию Конвенции ООН «О правах ребенка».
    Используемое в законодательстве понятие «личные права ребенка» относятся к числу собирательных прежде всего потому, что в их перечень включатся права, имеющие разное содержание, преследующие неодинаковые цели. Тем не менее можно выделить в качестве приоритетных и самостоятельных следующие личные права несовершеннолетнего: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на свою защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию.
    Любое из перечисленных прав есть предоставляемая государством каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье, защищать себя и т.д. Закрепив эти права в гл. 11 СК, государство тем самым, во-первых, подчеркивает их значение, во-вторых, создает гарантии их реализации. Но разумеется, всякое личное право несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые отражаются в конкретных статьях кодекса.
    Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Естественно, вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.
    Обеспечению права ребенка на совместное проживание с родителями и лицами, их заменяющими, служит п. 28 Правил о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.23 Здесь говорится о том, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). А регистрация по месту жительства детей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет исполняется на основании свидетельства об их рождении. Регистрационный учет подростка, достигшего шестнадцати лет, производится на основе его паспорта. При этом его право на совместное проживание с родителями сохраняется. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке. Однако в случаях, предусмотренных законом, например при лишении, ограничении родительских прав, отобрании ребенка у родителей в административном порядке, говорить о праве ребенка жить и воспитываться в родительской семье не приходится.
    Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. То же можно сказать о семье лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей). Если же ребенок почему- либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо невозможно.
    Теснейшим образом с правом ребенка жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой — «если это возможно». Отсюда следует, что:
      при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
      ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций так, или иначе занимающихся розыском граждан.
    Еще одной составной частью права ребенка жить и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей. С правовой точки зрения к родителям относятся лица, записанные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.
    Таковы личные права ребенка, предусмотренные ст. 54 СК, которая прямо называет предоставляемые ребенку государством возможности правом. Поэтому ни одну из этих возможностей нельзя считать правомочием, производным от того или иного конкретного права. Что же касается перечня прав ребенка, содержащегося в ч. 2 п. 2 ст. 54 СК (право на воспитание своими родителями, на обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства), то здесь просто раскрывается содержание права ребенка жить и воспитываться в семье.
    Обобщая сказанное о ст. 54 СК, посвященной праву ребенка жить и воспитываться в семье, надо сказать, что по сути дела в ней речь идет о разных аспектах надлежащего семейного воспитания несовершеннолетнего. Еще одним таким аспектом, входящим в сферу правового регулирования, является общение ребенка с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК). Поскольку такое общение, как правило, служит источником воспитательного воздействия на ребенка, способствует удовлетворению интересов не только взрослых, но и детей, постольку оно причисляется к одному из их прав. Причем ст. 55 СК не ограничивается провозглашением данного права, а обращает внимание на ситуации, делающие затруднительным его реализацию в отношениях как с родителями, так и с другими родственниками.
    В соответствии с п. 1 ст. 55 СК на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет: расторжение брака родителей; признание брака родителей недействительным; раздельное проживание родителей; проживание родителей в разных государствах. Что же касается форм общения, то они не имеют никаких ограничений. Сюда входят личные контакты при встрече в доме родителей, родственников ребенка, телефонные переговоры, переписка и проч. Все зависит от конкретных обстоятельств: возраста и состояния здоровья несовершеннолетнего, степени его привязанности к взрослым членам семьи, а также от причин, породивших конфликтную ситуацию, и т.д. Но надо отметить, что ст. 54 СК упоминает не только близких родственников (дедушку, бабушку, братьев, сестер), но и других родственников. Следовательно, степень родства с ребенком при обеспечении его права на общение с ними правового значения не имеет.
    Специально в п. 2 ст. 55 СК выделяются случаи, когда возникает проблема в реализации права на общение ребенка, находящегося в так называемой экстремальной ситуации. К ней СК относит: задержание несовершеннолетнего, его арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении. Данный перечень не является исчерпывающим. Но в любом случае он касается чрезвычайных обстоятельств, связанных с изоляцией несовершеннолетнего от внешнего мира, семьи, родителей, близких. И предоставляемое ему при этом право на общение с ними не только гуманно по своей сути, но и служит средством воспитания, а в случае надобности и перевоспитания. Однако реализуется это право в таких случаях «в порядке, установленном законом», т.е. в соответствии с законами, иными норма- тивно-правовыми актами, регулирующими деятельность воспитательных, медицинских, исправительных и иных учреждений. Так, п. 62 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 4201
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.