На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Безопасность собственная есть высший закон в политике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
              Безопасность  собственная есть высший закон в  политике.
                                 Н.М.Карамзин. История государства  Российского.
    В современном мире среди общесистемных  понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением развития человечества, увеличением числа предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов движения капитала. Эти процессы, способствуя экономическому росту, в то же время повышают значимость фактора риска и расширяют зону опасности не только в бизнесе, но и в функционировании государства. Поэтому не случайно многие страны разрабатывают стратегии национальной безопасности. Среди главных целей национальной безопасности ключевое место занимает экономика.
    Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
    Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами.
    В самом общем виде экономическая  безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения  в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной  деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая  безопасность страны в целом. 

    Становление и развитие рыночных отношений в  России, либерализация внешнеэкономической  деятельности, открытость ее экономики, а также меры по интеграции в мировую  экономическую и финансово-кредитную  системы, существенно обострили  проблему экономической безопасности Российской Федерации. Эта проблема уже долго время остается одной из жизненно важных как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований. С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для России является одной из главных задач.
 


    Глава 1. Определение концепта экономической безопасности государства
    1.1 Понятие и характеристика экономической безопасности государства.
    Экономическая безопасность — это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.
    Экономическая безопасность характеризуется уровнем  развития производительных сил и  экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также  характером интеграции в систему  мировых хозяйственных связей.
    Объектами экономической безопасности являются:
    Экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;
    Природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.
    К субъектам экономической безопасности относят:
      Функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
    Налоговые и таможенные службы;
    Банки, биржи, фонды и страховые компании;
    Производители и продавцы продукции, работ и услуг;
    Общества защиты прав потребителей.
    Сама  экономическая безопасность имеет  достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших  элемента:
    1. Экономическая независимость, которая  в условиях современного мирового  хозяйства не носит абсолютного  характера. Международное разделение  труда делает национальные экономики  взаимозависимыми друг от друга.  В этих условиях экономическая  независимость означает возможность  контроля государства за национальными  ресурсами, достижение такого  уровня производства, эффективности  и качества продукции, который  обеспечивает ее конкурентоспособность  и позволяет на равных участвовать  в мировой торговле, обмене научно-техническими  достижениями;
    2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;
    3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
    Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
    На  законодательном уровне понятие  экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном  законе «О государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень  социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям.
    В связи с переходом на новую  модель государственного устройства с  середины 1994г. под эгидой Совета безопасности велась разработка Концепции экономической  безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная  стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
    Дальнейший  опыт эволюции взглядов на экономическую  безопасность нашел отражение в  новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
 


    1.2 Сущность и виды экономической  безопасности
    Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных  интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства.
    Раньше  считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ  России, — важное звено обеспечения  экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики  должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов  России при проведении экономических  реформ и учете существующих угроз. Среди основных национальных интересов России в области экономических отношений можно отметить следующие:
    1. Развитие системы рыночных отношений  при государственном контроле, противодействие  проявлениям монополизма; прекращение  спада производства и снижения  объема валового национального  дохода;
    2. Структурная перестройка экономики  на основе целевой поддержки  передовых, наукоемких, конкурентоспособных  и жизненно важных для экономического  прогресса отраслей и предприятий; 
    3. Защита российского производства  от иностранной экономической  “интервенции”, активная поддержка  национального российского предпринимательства  с приоритетом обрабатывающих  отраслей и предприятий; 
    4. Конверсия военно-промышленного  комплекса до уровня обеспечения  стратегической оборонной достаточности  при сохранении его кадровых, технологических и организационных  возможностей и их нарастающем  использовании для модернизации  гражданского производства, увеличения  его объемов и коммерческой  выгоды;
    5. Повышение эффективности финансовой  системы на основе поддержания  государственных расходов в соответствии  с имеющимися ресурсами и бюджетными  ассигнованиями при соблюдении  таких приоритетов, как целевое  инвестирование в сферу наукоемкого  и высокотехнологичного производства, усиление сдерживания инфляционных  процессов, противодействие “бегству”  российского капитала за границу,  стимулирование иностранных долгосрочных  капиталовложений в сферу производства;
    6. Укрепление общероссийского рынка,  противодействие развитию регионального  экономического сепаратизма; 
    7. Расширение внешнеэкономических  связей России, оптимизация структуры  экспортно-импортных отношений в  сторону значительного увеличения  в экспорте удельного веса  конечной продукции промышленного  производства (включая продукцию  ВПК), а в импорте — продукции  и технологий, необходимых для  модернизации производственной  базы страны;
    8. Создание правовой основы, обеспечивающей  эффективное формирование и функционирование  системы социально-ориентированного  народнохозяйственного комплекса,  а также правоохранительного  механизма по его защите от  воздействия криминальных процессов  и посягательств. 
    Таким образом, сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность - не абстрактное понятие. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
    Важнейшие виды экономической безопасности.
    Финансовая  безопасность - часть экономической и национальной безопасности. Понятие можно определить как такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.
    Энергетическая  безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма
    Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе оценка составляющих частей оборонной безопасности: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
    Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России.
    Продовольственная безопасность также является составной и важнейшей частью национальной и экономической безопасности, так как обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе.
    Выделяют внешнеэкономическую безопасность, которая проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом.
    Возрастающую  роль в современной экономике  играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.
    Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, которая становится все более актуальной в последнее время благодаря особой роли информации и информационных технологий в организации современных рынков и бизнеса.
 


    ГЛАВА 2. Критерии и параметры экономической безопасности государства
    В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.
    В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой  политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные  расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти  параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой  политики - с ограничением правительственных  расходов, уровнем налогообложения.
    Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя  общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это  исходные параметры, на основе которых  с различной степенью детализации  и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно  развернуть достаточно представительную систему показателей.
    Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших  балансов (госбюджета, торгового, платежного), величину внутреннего госдолга, внешнюю  задолженность.
    На  основе перечисленных критериев  формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической  безопасности, по которым можно отслеживать  ее состояние и динамику, оказывать  управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени  отражают следующие позиции:
    - динамику и структуру валового  внутреннего продукта, объемы и  темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру  хозяйства и динамику отдельных  отраслей, капитальные вложения  и т. д.;
    - состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;
    - способность хозяйственного механизма  адаптироваться к меняющимся  внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного  бюджета, воздействие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной  валюты, внутренняя и внешняя  задолженность и т. п.);
    - степень развития финансово-бюджетной  и кредитной систем;
    - качество жизни населения (валовой  внутренний продукт на душу  населения), уровень безработицы  и дифференциации доходов, обеспеченность  основных групп населения материальными  благами и услугами, состояние  окружающей среды и т. п.
    Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить  уровень обеспечения экономической  безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.
    Из  более чем тысячи индикаторов  экономической безопасности, которые используются для анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности, по мнению академика РАЕН В. К. Сенчагова, целесообразно использовать 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Важное свойство «19» - это достаточно тесная взаимосвязь между ними, она намного выше, чем в совокупности упомянутой тысячи индикаторов. С учетом указанных свойств 19 индикаторов разработана система их пороговых значений, которые представляют предельные либо абсолютные, либо относительные их значения, отклонение от которых сигнализирует об опасности перерастания угроз в системный кризис, дестабилизацию экономики и политической жизни общества. Перечень этих индикаторов приведен В. К. Сенчаговым в его работе «Экономическая безопасность России»:
    1. Объем валового внутреннего продукта, млрд руб. 
    2. Валовый сбор зерна, млн т 
    3. Доля в ВВП инвестиций в  основной капитал, %
    4. Доля в ВВП расходов на оборону, %
    5. Доля затрат на гражданскую  науку в ВВП, %
    6. Доля инновационной продукции  в общем объеме промышленной  продукции, %
    7. Доля машиностроения и металлообработки  в промышленном производстве, %
    8. Доля во всем населении лиц  с денежными доходами ниже  прожиточного минимума, %
    9. Отношение доходов 10% наиболее  обеспеченного к доходам 10% наименее  обеспеченного населения, раз 
    10. Уровень безработицы, %
    11. Уровень монетизации, % ВВП 
    12. Внешний долг, % ВВП 
    13. Внутренний долг, % ВВП 
    14. Доля расходов на обслуживание  госдолга, % общего объема расходов  федерального бюджета 
    15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП 
    16. Уровень инфляции, %
    17. Объем золотовалютных резервов, млрд долл.
    18. Отношение выплат по внешнему  долгу к объему годового экспорта, %
    19. Доля продовольствия, поступившего  по импорту, в общем объеме  продовольственных ресурсов, %
    Для анализа и прогнозирования экономической безопасности пороговые значения индикаторов сравнивают с фактическим состоянием в определенный период и с индикаторами, которые представлены в кратко- и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития РФ, а также в федеральном и консолидированном бюджетах.
    На  основе такого анализа дается оценка и определяются стратегические ориентиры развития России на долгосрочную перспективу.
 


    ГЛАВА 3. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их нейтрализации
    Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.
    Угрозу  безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.
    Внутренние  угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества, низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста, техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров, криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции.
    Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами, стимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны, торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание российского рынка и вытеснение с него российских предпринимателей, контрабанда стратегических материалов и сырья. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан
    Выявление возможных угроз экономической  безопасности и выработка мер  по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации.
    Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности Российской Федерации  в соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности РФ являются:
    1. Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия;
    2. Деформированность структуры российской  экономики;
    3. Возрастание неравномерности социально-экономического  развития регионов;
    4. Криминализация общества и хозяйственной  деятельности.
    Необходимо  конкретитизировать и расширить  этот список: К угрозам экономической  безопасности страны относятся:
    1.Ослабление  научно-технического  и технологического  потенциала страны.
    Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Сокращение финансирования НИОКР и связанный с этим отток лучших умов за рубеж, деградация научных школ, разрушение связи между наукой и производством  обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.
    2. Потеря экономической  независимости. 
    В настоящее время степень экономической  зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии  пресечь незаконный массированный  вывоз капитала. Страна вынуждена  подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.
    3. Низкий уровень инвестиций.
    Эта тенденция была отнесена в Концепции  национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных  угроз экономической безопасности России. Действительно, низкий уровень иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способен ускорить процесс отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание деятельности в жизненно важных отраслях промышленности.
 


     4. Потеря Россией продовольственной независимости.
    Проблема продовольственной безопасности России, несмотря на кажущееся относительное благополучие, стоит достаточно остро. Ухудшить ситуацию может присоединение к ВТО. Приход дешевого импортного продовольствия на внутренний рынок может ослабить позиции российских производителей, а затем вызвать рост цен на продовольствие, что неблагоприятно скажется на доходах населения и ухудшит ситуацию с экономической доступностью продовольствия. Необходима эффективная государственная политика по смягчению возможных негативных последствий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.