На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизмы взаимодействия в области НИР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание
 

Введение

    Научно  техническое развитие - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
    Государственная научно-техническая политика - составная  часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
    Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
    Научно-техническая  продукция - научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации [1].
    Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных  знаний и технологий, при этом сфера  исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную  по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же (и это отмечают все современные учебники по экономике) рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый "провал рынка" (market failure). Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально приемлемый уровень научных расходов, в последние 40 лет является главным при обосновании необходимости государственного регулирования сферы научных ИР. Цель государственной научно-технической политики - разработка и реализация мер для компенсации "рыночного провала", уменьшения риска, связанного с проведением ИР и другими фактами инновационного процесса [2].

Макроэкономические  модели рынка нововведений и научно-технической  продукции

Оборонно-ориентированная  модель

    Оборонно-ориентированная  модель рынка нововведений предполагает существование широкой сети государственных структур, которые являются заказчиками (от имени государства) научно-технической продукции оборонного профиля. Причем эта модель может быть представлена двумя разновидностями — замкнутой и ступенчатой.
    Замкнутая оборонно-ориентированная модель предполагает проведение научно исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) преимущественно специализированными научно-техническими организациями оборонного профиля соответствующей ведомственной подчиненности. Эта модель является условно-рыночной, так как указанные военные организации являются в основном государственными (хотя и не всегда), находящимися на бюджетном финансировании. Такая модель широко использовалась в СССР.
    Ступенчатая оборонно-ориентированная модель предполагает существование развернутой, эшелонированной системы разработчиков — от специализированных государственных научно-технических организаций до частных гражданских предприятий и организаций.
    Обычно  такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством НИР в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники) [3].
    Приоритетно-ориентированная модель
    Модель  государственного сегмента рынка научно-технической продукции предполагает финансирование со стороны государства НИОКР по широкой системе государственных приоритетов и программ (невоенных). Эта модель также имеет две разновидности:
    •  бюджетную;
    •  смешанно-долевую.
    Бюджетная приоритетно-ориентированная  модель характерна для почти стопроцентного финансирования НИОКР по государственным научно-техническим приоритетам и программам за счет средств государственного бюджета. Участниками работ здесь являются научно-технические организации различных форм собственности. В качестве примера тут можно привести развитие нанотехнологий в нашей стране, которые активно поддерживаются и финансируются государством.
    Смешанно-долевая  приоритетно-ориентированная  модель. В этом случае государство принимает участие в финансировании НИОКР совместно с частными (коммерческими и некоммерческими) научными организациями. Владельцами научно-технической продукции выступают здесь смешанные государственно-частные организационные структуры. Они же могут быть как ее потребителями, так и ее продавцами.
    В данном случае осуществляется предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в основном в университетах). Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация полученных результатов, т.е. отказ от особых прав на полученное знание. Предоставляются налоговые льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в НИР.
    Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий.
    На  этом рынке можно выделить:
    •   контрактную модель;
    •   монопсоническую модель (модель одного заказчика);
    •   полипсоническую модель;
    •   модель монополии разработчика;
    •   конкурентную модель.
    Контрактная модель характеризуется наличием разработчиков  НИОКР, не обладающих четкой специализацией. Эти разработчики не имеют постоянных заказчиков. Заключаемые ими контракты нередко носят случайный характер.
    Монопсоническая модель (модель одного заказчика) характеризует ситуацию, когда разработчик научно-технической продукции работает в основном на одного потребителя. Такая ситуация характерна для узкоспециализированных научно-технических организаций, работающих в отрасли, состоящей из одного предприятия (или объединения предприятий). При этом предприятие-заказчик может получать научно-техническую продукцию от других разработчиков. Такая модель была характерна для СССР: единственным заказчиком выступало государство.
    Полипсоническая модель формируется тогда, когда  один разработчик связан с несколькими предприятиями-потребителями. Такой рынок может иметь место среди прочего в двух ситуациях — в случае наличия в отрасли нескольких однотипных самостоятельных предприятий и в случае диверсифицированности разработчика.
    Модель  монополии разработчика возникает  в условиях ориентации потребителя на одного разработчика научно-технической продукции. В этом случае разработчик диктует свои условия производителю, имеет место его низкая заинтересованность в удовлетворении существующих потребностей производителя. Данная модель является преобладающей в ряде отраслей российской промышленности. Во многом к такой ситуации привела многолетняя борьба против дублирования работ. Напротив, конкурентная модель предполагает наличие выбора потребителем разработчиков научно-технической продукции. В этом случае разработчики конкурируют между собой за рынки сбыта продукции и за потребителя [3].

Бюджетное финансирование и направления НИР в развитых странах

    Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов, при этом для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от половины до 2/3. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок "большой науки" (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).
    Доля  затрат на науку в общей сумме  бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии. Финансирование оборонных НИР поглощает большую часть государственных научных бюджетов США (55,3% в 1994 г.)1, Великобритании (44,5%), Франции (33,5%). Фундаментальные исследования необоронного характера стоят на первом месте в Японии (51,2%), Германии (51,4%), Канаде (35%) и Италии (46,4%) [2].
    Основными получателями бюджетных средств  могут быть не только государственные  лаборатории или университеты, что  характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США, для которых характерны приоритетно-ориентированная модель рынка. Снижение доли частного сектора в бюджетном финансировании ИР после 1985 г. (когда она достигла 48,6%) связано с некоторым сокращением масштабов оборонного заказа промышленности после свертывания программы стратегической оборонной инициативы.
    Повышение эффективности использования бюджетных  средств идет по разным направлениям. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.
    Считается доказанным, что наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на ИР является мелкий наукоемкий бизнес. Однако мелкое инновационное предпринимательство - очень рискованная сфера с традиционно высоким уровнем банкротств и хронической нехваткой средств. В этих условиях помощь государства во многих случаях является единственным источником выживания мелких инновационных компаний.

США

    В уровне государственной поддержки  частного сектора США существуют большие отраслевые различия. В аэрокосмической промышленности 3/4 научных расходов обеспечивается федеральным бюджетом и лишь 1/4 - за счет собственных средств компании отрасли. В то же время в других отраслях - автомобилестроении, химической и нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой - это соотношение носит принципиально иной характер, и доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%.

Япония

    В Японии частный сектор практически  не получает прямой государственной  поддержки. Доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет здесь всего 1,2% (в США - 34%, Франции - 22,4, Великобритании - 16,5%). Главная причина - низкая доля оборонного компонента в японской экономике в целом и в НИР в частности. Непосредственно из бюджета финансируются НИР в университетах и некоторых государственных компаниях. Частный сектор получает поддержку преимущественно в виде налоговых льгот. НИР могут проводится как в государственных научных центрах и лабораториях, так и в частных.

Германия

    В Германии непосредственная финансовая поддержка проектов из федерального бюджета осуществляется в рамках целевых программ федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии.
    Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровня достижения отечественной науки и техники в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим больших затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.
    Базовыми  принципами программно-целевого финансирования НИОКР в Германии являются:
    – содержание программы должно быть точно  определено;
    – финансовая поддержка оказывается  однократно;
    – результаты должны иметь открытый характер.
    Финансовую  поддержку в течение периода 1996–2000 годов получили 20 специальных программ. Средства выделялись из бюджетаминистерства. В качестве примера здесь можно указать программу «Лазер 2000».

Франция

    Во  Франции в полной мере сохраняется целевой подход к распределению средств между различными направлениями науки и техники.
    Начиная с 2000 года было принято решение, согласованное  со всеми участниками процесса научно-технического развития страны, сократить число направлений, пользующихся статусом национальных приоритетов. Главным приоритетным направлением теперь считаются «науки о живом» (в более широком смысле, чем «биология»), включая исследования геномов, технологии, рассчитанные на применение в медицине, нейрофизиология и средства борьбы с инфекционными заболеваниями.
    К остальным приоритетным направлениям относятся:
    – информационные и коммуникационные технологии;
    – гуманитарные и социальные науки;
    – энергетика, включая возвращение к работам по возобновляемым источникам, продолжение исследований в области ядерного цикла и переработки отходов, а также в области топливных гальванических батарей;
    – транспорт и жизненное пространство, включая перспективы
    развития авиации и создание сети технологий городского гражданского строительства;
    – науки о планете и окружающей среде.
    Приоритетность  крупных технологических программ сохраняется.
    В отношении космической программы следует отметить, что Франция выделяется среди других европейских стран тем, что наряду с участием в работах Европейского космического агентства она развивает также национальную программу космических исследований. 

    В таблице приведены данные по  государственному финансированию и  исполнению НИР в % [5].  

    Страна Финансирование     Исполнение
    США     47,1     10,0
    Япония     19,6     10,0
    Германия     37,1     15,2
    Франция     45,7     20,2
    Великобритания     52,1     13,8
    Италия     42,6     21,5
    Канада     42,6     18,1
 
 
 

    

Механизмы взаимодействия в  области НИР

    Взаимодействие  частного и государственного секторов ИР, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ, - контракты и проекты.

Развитие  высшего образования

    Большую роль в развитии НИР играют университеты. Университеты занимают значительное место в государственном научно-техническом секторе. Роль университетских исследований имеет несколько аспектов. В первую очередь они являются неотъемлемой составной частью процесса подготовки научных кадров и при этом важнейшим фактором поддержания профессионального уровня преподавательского состава. Далее, университетские лаборатории являются в большинстве стран – в Австрии, Бельгии, Великобритании, и частично в Нидерлан дах – основной базой для проведения фундаментальных исследова ний. Одновременно в Бельгии, Великобритании, Германии и Фран ции университеты играют значительную роль в технологическом развитии своих стран. Там проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры, пользующиеся соответствующими правами. В последнее время подобные структуры создаются и в Австрии. Наконец, имеются примеры, когда университет становится полюсом притяжения в свой регион предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен в Бельгии, Кембридж в Великобритании) или, когда обеспеченность региона высококвалифицированными инженерными кадрами является мощным фактором его привлекательности для иностранных фирм, выпускающих продукцию высокой технологии (Уэльс). Указанные примеры подтверждают значимость высших учебных заведений, как фактора экономического развития региона на инновационной основе. Естественно, формы организации и порядок финансирования университетских исследований в разных странах различные [4].

Налоговое стимулирование

    Этот  вид государственной поддержки  ИР используется относительно недавно. Впервые в 1966 г. налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 г. В 80-е - начале 90-х годов налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых и новых индустриальных стран.
    Налоговое стимулирование ИР в рыночной экономике  имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, поскольку оно:
    • сохраняет автономность частного сектора  и его экономическую ответственность  за выбор направлений ИР и их реализацию;
    • не создает искусственно поддерживаемого  государством рынка знаний и нововведений, далеко не всегда экономически целесообразных;
    • требует меньшей бюрократической  работы на всех уровнях государственной  власти, не привязано к ежегодному бюджетному процессу с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств и принятия законодательных решений;
    • поощряет компании различных отраслей на основе равного принципа достигнутой  эффективности, соответствующей целям  и компании, и экономики в целом;
    • имеет психологические преимущества как с точки зрения получения льгот самими компаниями в результате их собственных усилий, так и с политической точки зрения (обычно налоговые льготы общего характера вызывают меньшее общественное сопротивление, чем субсидии избранным компаниям).
    Существуют  два основных вида налоговых скидок (tax credit) - объемный и приростной. Объемный принцип действия скидки дает льготу пропорционально размерам затрат. В данном случае при установленной законом скидке, например в 25%, компания получит возможность вычесть из общей суммы налогооблагаемого дохода 25 долл. из каждых 100 долл., затраченных на ИР. Наиболее высокую ставку этой скидки используют Австралия (150%) и Сингапур (200%). В Нидерландах объемную скидку применяют не ко всем затратам на ИР, а только к трудовому компоненту, т.е. к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых в этой сфере.
    Приростная  скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на ИР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. В этом случае при ставке скидки в размере 25% сумма налоговых платежей компании будет уменьшена на 25 долл. из каждых 100 долл. прироста затрат на ИР  в данном году. Максимальная приростная ставка - 50% - имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20% [2].
    Некоторые страны используют одновременно оба  принципа, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая  приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных  исследований.
    Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на ИР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних японских компаний - 15%). В Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостный предел налоговой скидки. В США используется оригинальный подход - компания не может удваивать затраты на ИР в течение года и средняя наукоемкость (отношение затрат на ИР к стоимости продаж) не может превышать 16%. Эти ограничения имеют по крайней мере две взаимосвязанные причины: не допустить резких колебаний в суммах налоговых платежей частного сектора и исключить возможность манипуляции с корпоративной отчетностью для получения неоправданно высоких льгот.
    Специалисты большинства стран, где были введены  налоговые льготы, сходятся на положительной  оценке их результатов, так как они  в основном обеспечивают достижение целей, ради которых вводились. Косвенное  подтверждение этому - продление действия льгот, вводившихся обычно в качестве временно действующих мер.
    Сравнить  масштабы и значение налоговых льгот  в развитии сферы ИР разных стран  достаточно сложно из-за больших расхождений   в налоговых системах и структурах финансирования. По имеющимся оценкам, коэффициент покрытия затрат на ИР налоговой льготой в большинстве стран очень мал. В США, Японии, Италии и Дании он составляет менее 1%, во Франции и Нидерландах - 4-6% и лишь в Австралии и Канаде достигает значительно большей величины (соответственно 11 и 19% в 1991 г.).
    Если  же сравнивать данную льготу с объемом  государственного финансирования, получится  несколько иная картина. Так, в Японии сумма льгот достигает 2/3 бюджетного финансирования, в Нидерландах и  Канаде почти равна ему, а в Австралии превосходит в 4 раза. Это свидетельствует о том, что высокие и действующие продолжительное время налоговые льготы становятся не просто стимулом к инновационной деятельности частного сектора, а важной составляющей научной политики. В странах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования налоговые льготы могут обеспечивать финансовые потоки в сферу ИР, превышающие бюджетные ассигнования. 

    Рассмотрим  взаимодействия в области НИР на примере конкретных стран.

США

    Контракты и проекты являются частью федеральной контрактной системы (ФКС), обеспечивающей размещение любых федеральных заказов и управление ими.
    Функционирование  ФКС затрагивает все уровни федерального правительства, начиная от президента, Конгресса и федеральных министерств и кончая региональными и штатными подразделениями этих органов власти, а также представителями государства на фирмах - исполнителях заказов.
    В США в 1982 г. началась программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research - SBIR), в соответствии с которой 11 федеральных ведомств, финансирующих науку, должны были целевым порядком финансировать SBIR в объеме 0,2% своего научного бюджета. В 1989 г. этот “налог” вырос до 1,25%, а с 1992 г. ежегодно увеличивался. С 1 октября 1996 г. его ставка подскочила с 2 до 2,5%. В результате скромная 50-миллионная программа 1983 г. выросла в бюджете 1997 г. до 1 млрд долл. Поскольку это произошло на фоне сокращения большинства других статей научного бюджета, программа SBIR привлекла пристальное внимание политиков, научной общественности и экономистов-аналитиков [2].
    Крупные штатские университеты в Соединенных  Штатах это университеты, расположенные  в штатах и получающие от них разную поддержку. Эти университеты представляют собой волнующие, динамичные и пользующиеся очень высокой репутацией центры высшего образования с уникальными традициями и глубокими связями с населением штата. Но эти университеты также привлекают в свои ряды таланты со всей страны и со всего мира.
    Степень интенсивности научной работы в  штатских университетах разная. Как  правило, гранты и контракты, присуждаемые на проведение научных исследований самым престижным штатским университетам, ежегодно составляют сотни миллионов долларов. Объем помощи, получаемой от штатов, разный. Университеты штата с большими бюджетами на проведение научных исследований обычно получают от 10 до 30 процентов своих бюджетов от штата, в котором они расположены. Остальная часть их бюджета поступает в форме платы за обучение и других платежей, грантов/контрактов и даров [6].

Германия

    Исполнительными органами правительства в сфере науки и технологического развития на уровне федерации являются Министерство образования, науки, исследований и технологии и Министерство экономики. В сфере создания и поддержки инфраструктуры инновационной деятельности действуют оба этих министерства, причем имеют место примеры совместного участия в отдельных формах финансовой поддержки.
    Диапазон  деятельности федерального министерства, отвечающего за вопросы научно-технического развития, намного шире, чем в любой другой стране, включая Францию. В порядке разработки предложений, касающихся научно-технической политики государства, министерство организует и финансирует прогностические исследования – анализ тенденций мирового развития, а также – подготовку ежегодного обзора "Конкурентоспособность Германии на мировом рынке технологий". В отличие от Великобритании, где основу научно-технической политики составляют рекомендации, выработанные по результатам прогноза ("форсайт"), федеральное правительство Германии руководствуется оценками текущего состояния в части конкурентоспособности своей страны.
    В сфере компетенции данного министерства находится преобладающая часть  государственного научно-технического потенциала – научные общества, институты и исследовательские  центры. В отличие от остальных стран в Германии университетский исследовательский потенциал в компетенцию центрального правительства не входит.
    Министерство  осуществляет отбор и финансирование приоритетных программ технологического развития.
    Научные учреждения университетов и высших технических школ находятся на втором месте по объему работ в финансовом измерении и по численности занятых. На их долю приходится 16,8% от суммарного объема ассигнований по стране, а численность научно-исследовательского персонала (100,6 тыс. чел.) составляет 21,9%. Научно-технический потенциал германских высших учебных заведений в значительной степени является предметом внимания руководства земель и проводимой на этом уровне политики социальноэкономического развития, ввиду большей ответственности региональных властей за данный сектор и больших возможностей для оказания влияния. Университеты и высшие профессиональные училища (Fach Hochschuhlen) выступают важным субъектом развития региона в более широком аспекте, нежели только научно-технический.
    Деятельность  университетов и высших технических училищ, связанная с учебным процессом, полностью финансируется из бюджетных средств земель по месту их нахождения. Их научная деятельность в значительной мере финансируется из бюджета земель в рамках локальных программ научно-технического развития, а также из 26 фондов Немецкого исследовательского общества. Последнее практикует преимущественно выделение персональных грантов зарекомендовавшим себя ученым. Федерация участвует на долевых началах с землями в оснащении университетов дорогостоящими исследовательскими установками. Это обязательство закреплено Актом о развитии системы высшего образования [4].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.