Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и виды ответственности руководителей за реализуемые управленческие решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
    Высокая значимость управленческих решений, их многоаспектность и широкая представленность обусловливают то, что проблема принятия решений занимает значительное место  в работах специалистов различных  направлений, как теоретического, так  и прикладного характера.
    Решение как процесс в его расширенном  понимании охватывает их исполнение, а также контроль и анализ результатов  их реализации. Такой подход в некоторой  степени противоречит логическому  представлению о том, что конечным результатом процесса принятия решений является решение. При анализе узкого понимания необходимо учесть то, что варианты решений не возникают сами по себе. В процесс принятия решений включается не только выбор, но и подготовка к нему, определение необходимых элементов для его осуществления. В некоторых случаях комплексного рассмотрения процесса принятия управленческих решений он отождествляется с процессом прогнозирования.
    Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных, а иногда и далеких по своему предмету областей науки. Это вполне естественно, так как управленческое решение – комплексное явление.
    Процесс принятия решения является результатом тонкой и высококвалифицированной работы принимающих его людей. Решению должна предшествовать стадия “предрешения”, которая определяет, какие обстоятельства должны быть учтены при принятии решения, из какого набора нужно выбирать ту или иную линию деятельности, которая окажется наиболее эффективной, и какие необходимо рассматривать альтернативы.
    В современном управлении проблема эффективной  организации процесса принятия управленческого  решения приобретает особую актуальность.
    Реализация  на практике личностных возможностей каждого члена коллектива в процессе принятия управленческого решения становится ключевым фактором, а эффективное использование индивидуального и коллективного потенциала участников процесса принятия управленческого решения, разработка конкретных программ совершенствования процесса принятия управленческого решения и поиска организационных резервов, повышающих его эффективность, становится одной из главных научно-практических задач управления.
Целью курсовой работы является исследование ответственности руководителей за управленческое решение.
 

    Глава 1. Управленческое решение.

      1.1.Понятие управленческого решения и его процесс.

 
    Управленческие  решения – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы  выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
    Важнейшие требования к УР: реализуемость; эффективность, иногда – оптимальность. Основные признаки УР: наличие альтернатив; существование цели (иногда формализованной в виде критерия); волевой акт.
    Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении  множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
    УР  имеют ряд специфических особенностей, как правило их разработка и, тем  более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок; каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; ответственность за принимаемые решения очень высока.
    В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие: давление сроков; быстрая смена условий  и возникающих проблем и задач; недостаток квалификации лица принимающего решение (ЛПР), вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;  нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество; ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации; необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР; засилье рутины и др.
    Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.
    Все управленческие решения в организации могут быть разделены на: жёстко обусловленные (детерминированные); слабо зависящие от субъекта решения. К первым так называемое стандартизированное решение (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации.
    Другой  тип решений – инициативные решения, где качества руководителя накладывают  серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий.
    Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (таблица 1). 
 
 
 

Таблица 1 

Содержание  основных фаз принятия и реализации решения 

    Фаза     Содержание  фазы
1. Сбор  информации о возможных проблемах 1.1. Наблюдение  за внутренней средой фирмы 
1.2. Наблюдение за внешней средой
2. Выявление  и определение причин возникновения  проблемы 2.1. Описание  проблемной ситуации 
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 
2.3. Формулировка проблемы 
2.4. Оценка ее важности 
2.5. Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование  целей решения проблемы 3.1. Определение  целей фирмы 
3.2. Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы 4.1. Детальное  описание объекта 
4.2. Определение области изменения переменных факторов 
4.3. Определение требований к решению 
4.4. Определение критериев эффективности решения 
4.5. Определение ограничений
5. Разработка  вариантов решения 5.1. Расчленение  задачи на подзадачи 
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 
5.3. Построение моделей и проведение расчетов 
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор  лучшего варианта 6.1. Анализ эффективности  вариантов решения 
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка  и согласование решения 7.1. Проработка  решения с исполнителями 
7.2. Согласование решения с функционально-взаимодействующими службами 
7.3. Утверждение решения
8. Реализация  решения 8.1. Подготовка  рабочего плана реализации 
8.2. Его реализация 
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения
 
    Наиболее  часто встречаются следующие  случаи вмешательства менеджеров: априорное определение лица, принимающего решение к исполнению; определение круга лиц, участвующих в решении; участие ЛПР в его исполнении; определение момента решения и его места; определение методики и калькуляции решения; задание целей и их относительной важности; ограничение числа альтернатив; привлечение лиц определенной компетентности; контроль хода решения; предоставление или ограничение информации; ссылки на аналогичные решения; моральное и материальное воздействие; расширение свободы в решениях; возложение ответственности за решения.
    Само  по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.
    Часто бывает необходимо несколько поступиться  одной из характеристик (например, надежностью), с тем, чтобы получить выигрыш в другой (например, в затратах). Задачей лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов. В некоторых случаях оптимальный компромисс можно найти, обращаясь к научным методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности.
    В других случаях принятие решений  является исключительно сложным  вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно.
    В настоящее время в этой области  интенсивно внедряются количественные методы. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений.
    Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
 
 
Глава 2. Сущность и виды ответственности руководителей за реализуемые управленческие решения.
2.1. Общие положения об ответственности за принятие решений
В соответствии с действующим в Российской Федерации  законодательством, регулирующим деятельность предприятий  независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также от функционирования различных видов договорных отношений (договоров, контрактов, сделок) предприятия и должностные лица несут различные формы (виды) ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из законов Российской Федерации, нормативных актов и заключенных договоров.
    В ст. 307 первой части Гражданского кодекса  Российской Федерации  говорится, что  в силу обстоятельств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого  лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право потребовать от должника выполнения его обязанности. В п.2 ст. 307 первой части ГК Российской Федерации  установлено, что обстоятельства возникают из договора, вследствие причинения вреда и других оснований, предусмотренных данным Кодексом. Таким образом,  наиболее общим основанием для возникновения обязательств предприятий и их ответственности является договор, под которым понимается соглашение 2-х или нескольких  лиц (физических или юридических) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (ст. 420, п.1 ГК Российской Федерации), которые возникают: 
    · из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
    · из актов  государственных органов и органов  местного самоуправления, которые предусмотрены  законом в качестве основания  гражданских прав и обязанностей;
    · из судебного  решения, установившего гражданские  права и обязанности;
    · в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
    · в результате создания произведений науки, искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной собственности;
    · вследствие причинения вреда другому лицу;
    · вследствие неосновательного обогащения;
    · вследствие иных действий граждан и юридических  лиц;
    · вследствие событий, с которыми закон или  иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
      Руководители предприятий и должностные  лица должны руководствоваться  положением ст. 10 ГК Российской  Федерации, в соответствии с  которой не допускаются действия  граждан и юридических лиц,  осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
    Ответственность предприятий за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с законами и другими  нормативными актами и договорами регулируется первой частью ГК Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации, а также Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, постановлением ВС Российской Федерации от 14 июля 1992 г. “ О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы” и от 3 марта 1993 г. “ О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации”, которые применяются постольку, поскольку не противоречат части первой ГК Российской Федерации.
    В соответствии с гражданским законодательством  исполнение обязательств предприятием (ответственность) обеспечивается посредством  экономических санкций, залогом, удержанием имущества предприятия-должника, поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом предприятие, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
    Неисполнение  обязательства в соответствии с законом и договором вызывает необходимость применения экономических санкций в форме неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую предприятие-должник обязано уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка осуществляется в двух формах: в виде штрафа и пени.
    В ст. 331 ГК Российской Федерации говорится, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства; если это положение не соблюдено, то соглашение о неустойке будет считаться недействительным.
    Прекращение обязательств предприятия осуществляется следующим способами:
    · надлежащим исполнением обязательства;
    · предоставлением  взамен исполнения отступного, размер сроки и порядок которого устанавливаются  сторонами;
    · полным или  частичным зачетом встречного однородного  требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или не определен  моментом востребования;
    · совпадением  должника и кредитора в одном  лице;
    · соглашением  сторон о замене первоначального  обязательства существующего между  ними, другим обязательством между  теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация);
    · освобождением  кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества  кредитора;
    · невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает;
    · на основании акта государственного органа;
    · ликвидацией  юридического лица.
    Не  допускается прекращение обязательства  в зачет требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о пожизненном содержании, а также  в иных случаях, предусмотренных  законом или договором. 

    2.2.Воздействие личности руководителя  на процесс разработки управленческих решений. Ответственность при принятии УР.
Руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое решение характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д.
    При разработке и принятии УР руководитель должен, прежде всего, реализовывать цели фирмы. В силу того, что их много и их реализация требует одних и тех же объективно лимитированных ресурсов, неизбежность конфликта между ними очевидна. Кроме того, разные группы на предприятии имеют не совсем совпадающие интересы. Таким образом, индивидуальность руководителя проявляется, прежде всего, в том, каковы его приоритеты по различным направлениям целей, а также, насколько он управляем и влияем. Нельзя забывать и о существовании собственных интересов руководителя.
    При реализации большинства решений неизбежно их столкновение с интересами различных контрагентов. Первым принципиальным моментом в этом плане становится то, насколько менеджер способен понять систему их целей. Это во многом определяет возможные методы согласования интересов. Так, если он видит у противника лишь одну цель, то может искать компромисс только в смысле "дележки". Основными стратегиями являются максимизация своего выигрыша или минимизация проигрыша (стратегии максимина и минимакса).
    Если  же лицо принимающее решение (ЛПР) воспринимает систему целей контрагентов во всем ее многообразии, а иногда даже более детально и точно, чем они сами ее для себя сформулировали, у него появляются большие возможности для маневра. Важным моментом оказывается и готовность руководителя идти на компромисс, а также сама техника согласования интересов.
    Методы  формирования идей решений в порядке  возрастания степени их новизны  можно разбить на:
    1) заимствование;
    2)заимствование с адаптацией, т.е. готовое решение несколько корректируется с целью его большего соответствия ситуации. Важным является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке;
    3) аналогий, когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области; качественно новые решения.
    Одним из важнейших моментов, на которые  сильно влияет личность руководителя при принятии решения, является то, каким образом проводится анализ ситуации в целом для последующего определения адекватности разрабатываемых мер. Кроме того, только от руководителя при принятии УР зависит, сколько вариантов решений он сформирует, что во многом определит качество окончательного варианта. Несомненно, что личностной чертой является и выбор степени проработанности проектов, в частности, состава и объема необходимых ресурсов, а также учет возможного проявления риска и готовность к нему.
    Каждый  руководитель, встречаясь с необходимость  разработки УР, должен определить, в  какой мере он выполняет сам, а в какой – перекладывает на подчиненных. Однако, как и в предыдущем случае, говорить о том, какой вариант предпочтительнее в конкретной ситуации, нельзя. На итоговый результат сильное влияние окажут не только пристрастие руководителя к централизации или делегированию, но и компетентность, причем как его собственная, так и всего коллектива.
    Компетентность  руководителя здесь понимается в широком смысле, т.е. не только как знания и умения в соответствующей области, но и как умение грамотно делегировать решения, определяя цели, задачи, права и обязанности, методы и формы контроля, учитывая при этом реальные возможности исполнителей. Кроме того, огромное значение оказывает и способность руководителя при принятии решения адекватно и быстро реагировать на отклонения процесса реализации решения от запланированного хода.
    Итак, руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.
    Главными  условиями, определяющими степень  достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и  порядочность руководителя. И чем  выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и  ответственность за их решение.
    Так как ответственность в принятии управленческого решения лежит в большей мере на руководителе, то последний должен обладать рядом личных качеств, которые помогают ему справится с данными проблемами.  
Принято различать руководителей с внутренней стратегией и руководителя с внешней стратегией при принятии решений.

    Первые  считают, что правильность выбранного решения, достижение его целей зависит, прежде всего, от собственных профессиональных качеств, интеллекта, творчества. Руководители второго типа считают, что результаты от принятых решений зависят от внешних условий, на которые невозможно оказать влияние.
    Выделяют  несколько типов принятия решений  в зависимости от сочетания психологических  качеств: продуктивности мышления и  критичности. Первое качество представляет собой разработку новых предложений, гипотез, инноваций. Второе качество включает в себя тщательную проверку, проработку различных предложений, гипотез.
    1. Импульсивное решение. Явное преобладание  продуктивности решения над критичностью.
    2. Рискованное решение.
    3. Уравновешенное решение. 
    4. Осторожное решение. 
    5. Инертное решение. Преобладание  критичности мышления над продуктивностью. 
    Немаловажное  значение в принятии решения имеет  место такое качество руководителя, как решительность, то есть способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность.  
Руководитель стремится к тому, чтобы выбранное им решение было максимально эффективным. Для этого учитываются факторы, влияющие на принятие решения: информационный фактор; мотивационный фактор; характерологические факторы; технологические факторы.

    При принятии решения человек всегда на кого-то или на что-то ориентируется: на дело, на окружающих людей, на вышестоящего руководителя, на себя.
    Для того, чтобы решение было более  действенным, следует подвести к необходимости принятия данного решения подчинённого. Так как в этом случае решение не будет казаться навязанным и угнетающим.  
Для принятия каждого решения необходим свой определённый момент. Поэтому важно не упустить его, так как в противном случае ожидаемый результат не будет столь эффективным или вообще не будет эффективен.

    2.3. Управленческие ошибки руководителей.

 
    Кто из нас никогда не ошибался? С  уверенностью можно сказать – никто. Но если ты руководитель, то твоя ошибка – это недополученная прибыль фирмы, это личная обида твоего подчинённого, это... Одним словом ошибку, руководителя чаше всего можно выразить в довольно кругленькой сумме денежных знаков, и чем выше должность, тем более эта цифра "кругла". Так какие же ошибки чаще всего совершают руководители? Их можно условно разделить на несколько групп.
    1. Естественные (неизбежные) ошибки – это ошибки в:
    а) прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.д.;
    б) оценках ситуации в организации, качества продукции, способностей работников и т.п;
    в) непредвиденные, но, в принципе, предвидимые события, последствия собственных действий и т.п.
    2. Ошибки предубеждения – это:
    неприятие перехода от модели управления "приказ-исполнение" к модели управления "согласование интересов";
    б) стремление все решения согласовывать до получения "идеального" решения или максимальной удовлетворенности всех ключевых сотрудников;
    в) неприязнь к поведенческим технологиям, например, к использованию правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной работы, разрешения конфликтов и т.п.;
    г) предубеждение против качественных методов стимулирования, оценки работников ("ерунда то, что нельзя посчитать");
    д) отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному;
    е) заниженная оценка реального потенциала работников;
    ж) боязнь делегировать ответственность своим подчиненным.
    3. Ошибки незнания – к ним относятся:
    а) незнание закономерностей смены стадий развития организаций;
    б) методов формулирования должностных функций;
    в) современных мотивационных систем;
    г) методов анализа ситуации;
    д) управленческих технологий.
    4. Ошибка неумения это неумение  руководителя:
    а) формулировать цели своей фирмы;
    б) доводить общефирменные цели до целей подразделений и работников;
    в) просчитывать свои решения на реализуемость;
    г) плакировать многовариантно;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.