На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития малого предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.
1.1 Сущность  и значение малого предпринимательства  в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране................................................................................................................12
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
2.1 Динамика  развития малого предпринимательства  в экономике России…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России.
3.1 Проблемы  и перспективы развития………………………………………26
3.2 Пути  решения проблем предпринимательства…………………………..28
Заключение…………………………………………………………………......32
Список  литературы………………………………………………………….....35 
 
 
 

Введение
Актуальность  курсовой работы. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому проблема поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малое предпринимательство необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Цель  курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная  цель предопределила решение в работе следующих задач:
Исследование  сущности малого предпринимательства.
Рассмотрение  критерий выделения малых предприятий.
Выявление проблем развития малого предпринимательства  в стране и определение путей  их решения.
Объектом  исследования является современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации.
Предмет исследования – противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России, а также анализ развития малого предпринимательства.
При выполнение курсовой работы были использованы различные методы исследования, среди которых можно выделить: исторический, сравнения, аналитический, табличный, исследования экономической статистики. Источниками информации послужили: литература современных российских авторов, изучающих развитие предпринимательства в России, статьи из периодических изданий, отражающие проблемы предпринимательства: журнал "ЭКО", "Финансы и кредит", "Финансы" и другие, сайты Интернет.  

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.
1.1 Сущность и значение  малого предпринимательства  в экономике страны.
Изучая  сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой  степени благодаря его способности  изобретать новые товары и создавать  новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все  чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого  этапа (1985 – 1987гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время  второго этапа (1987 - 1988гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий  этап (1989 - 1990гг.) связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так  называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения  в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов  предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность  к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.1
Предпринимательство — это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей — результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание  нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.2
Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна  товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень  универсальности товара;
• внешний  вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность  воспользоваться услугами послепродажного  сервиса;
• соответствие общепринятым или государственным  стандартам;
• престижность и привлекательность рекламы  товара и т. д.
Партнерские связи играют весьма важную роль в  предпринимательстве. Каждый предприниматель  при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно  учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно. Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.
Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи  можно классифицировать следующим  образом.
1. Долговременные (или постоянные).
2. Кратковременные  (или на определенный срок).
3. Случайные. 
Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы  взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.3
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако  получение прибыли свойственно  не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство  государственное;
б) предпринимательство  частное.
Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие);
б) органами местного самоуправления (муниципальное  предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
По мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Все малые  предприятия довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые  предприятия специализируются и  на выпуске конечной продукции, ориентировано в основном на местные рынки сбыта.4
1.2 Характеристика малого  предпринимательства  и необходимость  его развития в  стране.
Критерии  выделения малого предпринимательства. Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической  литературе отсутствуют научные  принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:
- объективность;
- дифференциацию  величины критериев в зависимости  от специфики и отраслевой  принадлежности предприятия;
- простоту  в понимании и использовании;
- количество  критериев;
- стабильность  критериев.
Все мелкие и средние предприятия можно  условно разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо  или косвенно связанные с крупным  бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие  с предприятиями крупного бизнеса  и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.
Роль  и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.
С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса  можно определить с помощью следующих  показателей, как доля:
- валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе;
- мелких  предприятий в общем количестве  промышленных предприятий;
- трудоспособность  населения, занятого в мелком  бизнесе;
- малого  бизнеса в экспорте продукции;
- налогов,  поступающих от малого бизнеса  в их общей величине;
- основного  капитала, функционирующего в малом  бизнесе;
- отдельных  видов продукции или услуг,  производимых малым бизнесом  в их общем объеме.
С увеличением  этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
- в снижении  уровня безработицы;
- в более  полном удовлетворении потребностей  граждан в продукции и услугах;
- в улучшение  качества обслуживания;
- в более  высокой удовлетворенности людей,  особенно высокообразованной рабочей  силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как  средство самовыражения;
- в формировании  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- в формировании  многочисленного класса мелких  собственников, которые в наибольшей  степени заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;
- в снижении  забастовок и социальной напряженности в обществе.5
Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность  персонала;
- размер  уставного капитала;
- величина  активов;
- объем  оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам  малого предпринимательства определялось согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров.
Законом № 209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.
Независимо  от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно, 100 человек включительно -малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек).Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период , как было ранее. В Законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.
Добавился новый критерии по назначению выручки  от реализации товаров без учета  НДС или балансовой стоимости  активов. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июня 2008г. №556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год: 

- микропредприятия- 60.млн. рублей;
- малые  предприятия- 400 млн. рублей;
- средние  предприятия- 1 млрд. рублей.
С установлением  новых критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства торговли их круг расширился. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. порог по критерию « средняя численность работников» в оптовой торговле и общественном питании малых предприятии и января 2008г. круг малых предприятий торговли пополнился организациями со средней численностью работников от 31 (51) до 100 человек. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства наравне с коммерческими организациями отнесены предприятия потребительской коопераций, которые ранее, являясь некоммерческими организациями, к малым предприятиям не относились.6
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества.  

 

Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в экономике России.
Структура распределения МП по Федеральным округам России представлена в таблице 1.
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации. 7
Федеральные округа Кол-во зарегистрированных МП на 01.10. 2008г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Кол-во зарегистрированных МП на 01.10. 2009г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Кол-во зарегистрированных МП на 01.10. 2010г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. Населения
за период
01.10.2008- 01.10.2009
Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения
за период
01.10.2009- 01.10.2010
РФ 198,4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.