На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Несостоятельность предприятий и их оздоровление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 

     Кафедра АУ 

     РЕФЕРАТ
     По дисциплине: Теория антикризисного управления
     Тема:
     «Несостоятельность предприятий и их оздоровление» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила: Студентка 3 курса,
     Специальность «Менеджмент организаций»,
     Группа - ЗММ 302, Захарова Е.Н.
     Проверил: Веснин В.Р. 
 
 
 
 

     Москва 2010
 


Содержание: 

Введение 2
1. Понятие несостоятельности (банкротства) 3
2. Причины банкротства 5
3. Основные пути финансового оздоровления предприятия 7
Заключение 17
Список литературы 18 

 

Введение

    Проблема несостоятельности  многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Сегодня  предприятия имеют достаточно высокую себестоимость продукции, которая, в свою очередь, уменьшает и делает практически невозможной ее реализацию. В числе причин, вызывающих удорожание продукции, можно назвать такие, как отсутствие оборотных средств на предприятиях, а, следовательно, отсутствие или плохое состояние договорной дисциплины, кризис неплатежей, т.е. рост дебиторской и кредиторской задолженностей, штрафы, пени и т.д., таким образом, получается, что это ничто иное, как основные признаки банкротства предприятия. В связи с этим возникает необходимость проводить систематический финансовый анализ предприятия. Финансовый анализ позволяет не только выяснить, в чем заключается конкретная болезнь экономики предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации. Процесс антикризисного финансового управления предприятием базируется на определённом механизме. Механизм антикризисного финансового управления предприятием представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений по его финансовому оздоровлению. Финансовое оздоровление требует использования комплекса мероприятий и предполагает разработку соответствующих программ и планов на основе избранных с этой целью методов. Для выбора методов финансового оздоровления необходимы четкие критериальные оценки. Основанием для их выбора является стадия финансового кризиса, на которой находится предприятие (организация).  

1. Понятие несостоятельности (банкротства)

     Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет  собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.
     Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.
     26 октября 2002 г. вступил в силу новый (третий по счету) Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».1
     Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
     Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
    неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;
    неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
    состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.
     В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
     - размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
     - размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
     При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
     В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

2. Причины банкротства

     Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.
     Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).
     К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.
     Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
     К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:
     - неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;
     - снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;
     - снижение объемов производства;
     - снижение качества и цены продукции;
     - неоправданно высокие затраты;
     - низкая рентабельность продукции;
     - слишком большой цикл производства;
     - большие долги, взаимные неплатежи;
     - слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;
     - разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.
     В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.
      
  3.Основные пути финансового оздоровления предприятия
    Механизм финансового оздоровления представляет собой систему инструментов и методов оптимизации хозяйственных обязательств и требований данного предприятия до состояния баланса входящего и исходящего финансовых потоков, что в итоге обеспечивает его удовлетворительную платежеспособность и финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе.
    Финансовое оздоровление требует использования комплекса мероприятий и предполагает разработку соответствующих программ и планов на основе избранных с этой целью методов.
    Для выбора методов финансового оздоровления необходимы четкие критериальные оценки2. Основанием для их выбора является стадия финансового кризиса, на которой находится предприятие (организация). Это либо стадия финансовой нестабильности, скрытая стадия банкротства, стадия неплатежеспособности (реального банкротства), стадия официального признания банкротства, постсудебная стадия.
    Важнейший критерий при выборе методов финансового оздоровления - затратность предлагаемых вариантов выхода из кризисной ситуации, достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
    Выбор метода оздоровления зависит и от желаемого результата: реструктуризации имущества предприятия, реализации возможностей увеличения уставного капитала, ликвидации задолженности по заработной плате, переподготовки персонала и т.д.
    Необходимо учитывать и причины финансовой нестабильности. Разные причины кризиса требуют разных методов оздоровления. Так, если основной причиной неплатежеспособности стал резкий рост просроченной дебиторской задолженности, то восстановлению финансового равновесия будут способствовать: цессия, факторинг, использование векселей и т.д.3
    Следует принимать во внимание также характер возникшей проблемы. Методы должны быть адекватны возникшим проблемам и решать именно эти проблемы. Так, при выпуске большого объема бракованной продукции проблему в зависимости от ее масштаба можно решать путем ужесточения технологической и трудовой дисциплины, дополнительного контроля качества продукции и технического состояния оборудования, увеличения штата ремонтных рабочих и путем приобретения нового оборудования на основе заключения лизингового договора с лизинговой фирмой и т.п.
    На выбор метода финансового оздоровления оказывает влияние и региональная специфика: особенности местного законодательства, прежде всего налогового, возможности получения дополнительной финансовой поддержки со стороны местных властей. При наличии в регионе благоприятных условий для привлечения инвестиций, законодательно предусмотренных льгот, предприятие может позволить себе использовать более затратные методы оздоровления.
    При выборе методов и механизма финансового оздоровления необходимо иметь в виду также отраслевую специфику. Процесс финансового оздоровления торговой фирмы требует меньше финансовых ресурсов, чем процесс на аналогичном по масштабам промышленном предприятии.
    Важно учитывать и размер предприятия. Большие масштабы предприятия затрудняют организационные изменения, но преимуществом таких предприятий является более значительная ресурсная база. Небольшая компания может осознать необходимость изменений быстрее, чем крупная корпорация, но оказаться не в состоянии осуществить их из-за отсутствия ресурсов.
    При критериальных оценках методов имеет значение и возраст предприятия. Инерция у старых предприятий сильнее, чем у молодых, а соответственно, глубокие изменения у них менее вероятны. В то же время старые предприятия осуществляют структурные преобразования быстрее, чем молодые, так как изменения в их структуре часто оказываются единственно возможным способом выживания.
    Необходимый критерий - продолжительность реализации программы финансового оздоровления и реальный резерв времени. Так, на осуществление реабилитационных процедур банкротства законодательством отводится 2 года (совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года4), соответственно, в течение данного срока необходимо реализовать программу финансовой стабилизации и восстановить платежеспособность.

     Первичное финансовое оздоровление

     Для первичного финансового оздоровления предприятий необходимо провести реструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать: во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга, которую можно осуществить различными методами.
     Рассмотрим, в частности, один из них. На определенный момент времени вся сумма задолженности предприятий по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды переводится на специальные счета. Дальнейшую реструктуризацию задолженности можно провести в следующих формах:
     - заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету. В данном случае продукция может быть использована на государственные нужды, для поставок государственным и государственно-частным лизинговым компаниям и промышленным предприятиям или для выполнения межгосударственных соглашений;
     - оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой;
     - проведение в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.
     Государственные органы должны подходить индивидуально к каждому из своих должников, определяя формы эффективного взаимодействия. Эта работа потребует нескольких месяцев и должна вестись как на федеральном (примерно 200 наиболее крупных и важных для экономики страны предприятий-должников), так и на региональном уровне.
     Перечисленные мероприятия по первичному финансовому оздоровлению предприятий не могут решить всех вопросов перехода к экономическому росту. Это обусловлено целым рядом причин более общего характера. Первая из них связана с недостатками проведенной приватизации, в результате которой на большинстве предприятий так и не появились эффективные собственники. Выход из кризиса в данной сфере лежит в области организационной и институциональной реструктуризации предприятий.
     Второй причиной является низкая эффективность отечественной промышленности, неумение многих предприятий производить и сбывать свои товары при устраивающем покупателей соотношении "качество/цена", чрезмерно медленная внутренняя перестройка деятельности предприятий.
     Совершенствование механизма обеспечения интересов собственников и устранение бесконтрольности менеджеров
     Проведение первого этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности. Соответствующими критериями можно считать следующие:
     - готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;
     - наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;
     - возможность участия в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции. Именно такие группы формируются сегодня, например, в оборонной промышленности, и данная модель ("группового спасения") представляется нам чрезвычайно перспективной для российской промышленности в целом.
     Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных требований, должны подпадать под процедуру банкротства. В том случае, если для подобного предприятия не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию при сохранении прежнего профиля или путем полного перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.
     Одним из возможных и в некоторых случаях необходимых шагов для нормализации ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий.
     Одним из путей финансового оздоровления предприятия могла бы стать дополнительная эмиссия акций.
     Такой основой могла бы стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования капитала в будущем. Для этих целей не годятся отчетные бухгалтерские данные предприятий, поскольку они полностью деформированы системой бартерных расчетов и многочисленными механизмами сокрытия прибыли, освоенными менеджерами и финансистами предприятий за последние годы.
     Проведение переоценки в этой ситуации должно быть поручено независимым оценщикам (возможно и создание смешанных комиссий из представителей Госналогслужбы, местных органов власти и частных аудиторских, консалтинговых и оценочных фирм). Естественно, такой дорогостоящий способ нужно применять к наиболее перспективным предприятиям, перечень которых следует определять федеральным или местным органам власти.
     Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться федеральным или местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами. В ряде случаев возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.
     Кроме того, возврат предприятий под контроль федеральных или местных органов власти может быть обеспечен в ходе санации временно неплатежеспособных, но перспективных предприятий, имеющих большую задолженность перед бюджетом. В соответствии с общепринятой практикой при банкротстве хозяйствующих субъектов права кредиторов пропорциональны величине долга перед ними предприятия банкрота.
     В тех случаях, когда местные или федеральные органы власти являются основными кредиторами, они имеют возможность оказывать наибольшее влияние на их судьбу. При переходе предприятия в результате банкротства под контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед местным бюджетом.
     Очевидно, само по себе увеличение доли государства (в лице федеральных или местных органов власти) в структуре капитала приватизированных предприятий не поможет ни пополнить бюджет, ни навести порядок на предприятиях. Однако это создаст законные - и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих подходов [7]:
     - создание государственных или государственно-частных (федеральных или региональных) холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;
     - передача пакетов акций в собственность формируемым интегрированным структурам в обмен на передачу в федеральную (субъектов Федерации) собственность соответствующего количества акций данной группы;
     - использование института представителей государства в АО. В отличие от существующей практики такой представитель должен быть государственным чиновником, не иметь коммерческих интересов, связанных с деятельностью предприятия, и нести персональную ответственность перед органами власти за результаты своей деятельности по управлению пакетами акций;
     - использование договора траста. Названная форма целесообразна в том случае, если закрепление пакета акций в государственной собственности имеет своей целью получение определенных доходов в виде налоговых платежей и (или) дивидендов по данным акциям.
     Увеличение доли местных органов в капитале предприятий, расположенных на их территории, создаст условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг или предоставления гарантий частным инвесторам, обеспеченных имущественными правами. Естественно, это никоим образом не будет лишать федеральные или местные органы власти возможности (в случае, если им это будет выгодно) продать пакеты акций, полученные в результате описанной выше процедуры, то есть продолжить процесс приватизации - но уже на разумных экономических основаниях.

     Внутренняя реструктуризация предприятий и пути ее ускорения

     После того как будет проведено первичное финансовое оздоровление предприятия и возникнут условия для появления собственников, заинтересованных в их эффективном функционировании, станет возможным осуществление реальной перестройки деятельности предприятий, при которой необходимо решить несколько задач.
     Прежде всего следует завершить процесс освобождения предприятия от выполнения функций, не свойственных им как субъектам рыночной экономики. Здесь важнейшими шагами должны быть:
     - введение практики государственного финансирования (возможно, за счет предоставления льгот по налоговым платежам) расходов по содержанию мобилизационных мощностей;
     - передача объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов власти. Эта процедура должна отвечать и интересам местных администраций, которые получают требуемые для обеспечения нормальной жизнедеятельности того или иного региона объекты, а также, возможно, и помощь от федеральных властей на их содержание;
     - снятие ограничений на продажу и (или) перепрофилирование объектов социальной инфраструктуры, остающихся на балансе предприятий5.
     Следующий круг задач связан с внутренней реструктуризацией собственно предприятия. До сих пор на многих предприятиях не проведена работа по:
     - выбору нового ассортимента продукции;
     - разработке детальных маркетинговых программ продвижения новой или ранее освоенной продукции на внутренний или внешний рынок;
     - проведению сертификации (там, где ее отсутствие препятствует расширению продаж);
     - созданию современной системы финансового менеджмента;
     - модернизации бухгалтерского учета и формированию на его основе систем бухгалтерского анализа и управления (прежде всего управления затратами);
     - созданию адекватной сбытовой сети, включающей, в том числе и лизинговые компании, работающие под контролем региональных органов власти. Поставка продукции такими компаниями может засчитываться в уплату налоговых платежей и задолженности бюджету;
     - обучению персонала новым методам работы в условиях рыночной экономики;
     - изменению их организационной структуры, что может быть осуществлено двумя способами:
     а) путем выделения производственных подразделений предприятий в самостоятельные фирмы с последующим их объединением во взаимосвязанный комплекс;
     б) путем формирования крупных производственных комплексов из технологически связанных предприятий - холдингов, ассоциаций, ФПГ.
     До проведения таких (только первоочередных) мероприятий трудно рассчитывать на привлечение внутренних и иностранных инвестиций, равно как и на улучшение результатов и повышение эффективности работы предприятий. Однако, по нашему мнению, именно активная реструктуризация предприятий становится сегодня важнейшей задачей и для самих предприятий, и для государства. Для этого необходимо мобилизовать все возможные ресурсы, включая и те, которые Россия получает в форме технической помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Во всем мире давно и практически всеми признано, что банкротство - обязательный атрибут рыночных отношений, несущий в себе оздоровительное начало и позволяющий осуществлять структурные изменения и перераспределение капитала от нерентабельных производств и не умеющих правильно распорядиться своим имуществом собственников в более эффективные сферы экономики, к более подготовленным к работе в условиях жесткой конкуренции людям.  В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом или стать жертвой «чужого» банкротства. Однако умелая экономическая стратегия, рациональная политика в области финансов, инвестиций, цен и маркетинга позволяют предприятию избежать этого и сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность, и высокую репутацию надежного партнера и производителя качественной продукции или качественных услуг. Таким образом, решение научной задачи по финансовому оздоровлению предприятия на сегодняшний день очень актуальна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.