На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Народы Южного Урала

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение…………………………………………….…………………..…..3
     Глава 1. История Южного Урала………………………….………………4
          Глава 2. Мордва - народ Южного Урала …………………………………7
     Заключение………………………………………………………….…….19
     Список  использованных источников и литературы…………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     История Южного Урала – это история  всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы  отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что  Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком  прошлом осуществлялось "великое  переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически  сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали  и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края.
     Цель  моей работы – рассказать про мордву, населяющую наш край, их язык и культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. История Южного Урала
     Первые  письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному  времени.
     Стоянок древнего человека на Южном Урале  обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в  нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.
     Люди  заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь  вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.
     Приблизительно  в 15—12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские  льды растаяли. Климат стал теплее, флора  и фауна приобрели более или  менее современный облик. Увеличилась  численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках  охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).
     Примерно  в четвертом тысячелетии до нашей  эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые  стал использовать металл. Наличие  самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали  благоприятные условия получения  бронзы. Бронзовые орудия труда, как  более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.
     В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько  племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.
     Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием  "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.
     В лесах в тот период обитали  "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
     На  Южном Урале представление о  времени бронзового века дают курганы  и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый  век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94—151). Эта  культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными  костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
     Развитие  раннежелезного века на Южном Урале  охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы  и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура — это культура периода  разложения первобытно-общинного строя  и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят  о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое  и другие производства. (Сальников  К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения  Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)
     Поздний железный век Урала по времени  совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое  население начинает переходить к  кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта  территория становится местом кочевий  различных племен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Мордва- народ Южного Урала  

Исторический  очерк 

     Мордва  занимает седьмое место по численности  среди других народов России, после  русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории –  от Калининградской области до Дальнего Востока.
     Всего по России проживает 1 117 429 человека (по переписи 1989 года) мордовской национальности.
     Мордва  – крупнейший финноязычный этнос  РФ и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.
     Мордва  этнически неоднородна и состоит  из двух групп: эрзи и мокши.
     Культура  мордвы, как одного из крупнейших народов  России, представляет большой интерес и требует своего изучения.
     Угро-финская  народность, проживающая в бассейнах  рек Мокшы и Суры, а также  в междуречье Волги и Белой. Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих  на близких, но по лингвистической классификации  разных языках. Мордва делится на две  группы: западную группу, живущую в  районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими  группами мордвы считаются терюхане и каратаи.
           Название "мордва" - иранское по  происхождению. Имеет аналогичные  формы в древнеиндийском и  авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва  мордвинами не употребляется.  Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша. Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. 

     2.1. Основная территория расселения
     Мордва  широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около  трети общей численности ее проживало  в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена  в восточных районах европейской  части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии  – 28,9 тыс.чел., в Чувашии – 18, 7 тыс.чел., в Самарской обл. – 116,5 тыс.чел., в  Пензенской обл. – 86, 4 тыс.чел., Оренбургской обл. – 68,9 тыс.чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке - более 80 тыс.чел. 
 

     2.2. Численность
     По  примерным подсчетам, общая численность  мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. - 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. – 1340 тыс., в 1937 г. – 1249 тыс., в 1939 г. – 1456 тыс., в 1959 г. – 1285 тыс., в 1979 г. – 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность  мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители  мордовского этноса проживали в  Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики. 

     2.3. Этнические и этнографические группы
     Мордва  относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих  на близких, но по лингвистической классификации  разных языках. Мордва-мокша проживает  в основном в западных и южных  районах республики, мордва-эрзя –  в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три  этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане. 

     2.4. Язык
     *эрзянский и *мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык. 
 

     2.5. Письменность
     Письменность  языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники  датируются 17-18 вв. 

     2.6. Религия
     Теоним  верховного Бога мордвы
     Своего  дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов инязор — у эрзи и оця-зор — у мокши. Словами инязор (ине «великий», азор «хозяин», владетель»), оця-зор (оцю «большой, великий», азор «хозяин, владетель») она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.
       Некоторая разница в словах  Шкай и Нишке, несмотря на  явную общность их происхождения  и обозначаемого понятия, объясняется  субэтническими различиями между  мордвой-эрзей и мордвой-мокшей. Теоним Нишке образован из  двух слов: ине «великий»; шкай  «создатель, кормилец, воспитатель». В  произведениях мордовского фольклора  встречаются выражения шкамс-трямс  «создать, вскормить; воспитать»; шкинекай-тринекай  «создатель, кормилец, воспитатель».
          Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишке-паз (паз «бог»), Вере-паз (вере «верх, верхний»), а мордва-мокша — Шкай, Вярде Шкай (вярде «верх, верхний»), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Последний теоним состоит из трех слов: оцю-шкай+бас/паз «бог». Одним из первых в письменной форме его зафиксировал в своей дорожной записной книжке во время путешествия по следам Пугачевского восстания А. С. Пушкин: «Оцюш кайбас, бог». Неточность его записи лишь в том, что букву ш следовало бы присоединить не к «Оцю», а к «кайбас».
          К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о создании верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас главным образом в песенной форме.
         С присоединением мордвы к  России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские  верования и обряды не столько  вытеснялись, сколько смешивались,  синкретизировались с христианскими.  Христианский бог получил теоним  Нишке, Шкай, т. е. стал называться  именем мордовского дохристианского  бога. Теоним этот он носит  до сих пор. 
     Таким образом, Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. 

     2.7. Этногенез и этническая история
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.