На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблемы становления рыночной экономики России 90-х гг. Теоретические основы и закономерности возникновения и распространения просроченной задолженности в экономике. Моделирование и краткосрочный прогноз показателя объема неплатежей методами эконометрии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Математика. Добавлен: 21.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Северо-Западная Академия государственной службы
Курсовая работа
по дисциплине Cтатистика
на тему
Статистический анализ платежного кризиса и несостоятельности российских предприятий
Выполнил
Студент курса
группы
отделения
Руководитель
Санкт-Петербург
2007

Содержание

    Введение 3
    Глава 1. Ситуация в России 6
      1.1. Проблемы сбоев в становлении рыночной экономики России. 1992-1998гг 6
      1.2. Стратегии нахождения мер противодействия 11
      1.3. Кризис ликвидности 19
    Глава 2. Анализ тенденции просроченной кредиторской задолженности предприятий 25
    Заключение 44
    Литература 47
    Приложение 49

Введение

Происходящие в России экономические перемены обусловлены ее ориентацией на общие тенденции мирового развития. Осуществляется коренное преобразование механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Вступив на путь реформ, страна столкнулась с множеством проблем, которые свидетельствуют о системном кризисе переходной экономики.

Всеохватывающий кризис платежей - самый острый в череде кризисов, сотрясающих российскую экономику с начала 1992 года. Помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав социальную напряженность в обществе.

Кризис платежей в современной российской экономике является одним из решающих факторов, дестабилизирующих работу всех отраслей народного хозяйства и определяющих темпы снижения объемов производства, тем самым оказывая существенное отрицательное воздействие на общероссийскую экономическую ситуацию.

Переход к рыночной экономике предопределил поиск оптимальных решений по управлению экономическими процессами и необходимость тесной увязки стратегических решений с вопросами совершенствования движения финансовых потоков как одним из основных регуляторов формирования экономической основы хозяйствующего субъекта.

Сегодня нет простого и однозначного решения по преодолению в короткий срок ситуации взаимных неплатежей. В современном сложном производстве каждое предприятие связано финансовыми отношениями с большим количеством поставщиков и потребителей. Следовательно, в условиях отсутствия нормального платежного оборота объемы задолженности предприятий продолжают возрастать, что негативно отражается на процессах снабжения и сбыта, на состоянии производства, потребительского рынка, экономики в целом.

Следует отметить, что на современном этапе развития экономики России платежеспособность, то есть способность рассчитаться по обязательствам, становится одной из важнейших характеристик результативности работы предприятия. Она определяет не только его взаимоотношения с партнерами, банками, бюджетом, но и, в конечном счете, его успешную деятельность или банкротство.

Проблема кризиса платежеспособности предприятий сложна и многогранна, а решения, улучшающие сложившуюся ситуацию - особенно актуальны для экономики России.

Нет платежей - нет средств для функционирования потерпевших ущерб предприятий, - они вынуждены сокращать, а нередко и вовсе прекращать свою деятельность. Поскольку сложный клубок финансовых отношений охватывает многих производителей, следовательно, уменьшается объем ресурсов, используемых для платежей в народном хозяйстве [2].

Актуальность. Процесс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации, ряде стран Восточной Европы и бывшего СССР проходил в условиях острого платежного кризиса. Лавинообразный рост просроченных обязательств охватил практически все сферы экономических отношений. Нет сомнений в том, что лавинообразный рост неплатежей опасен для экономики. Он может парализовать всю систему расчетов между участниками рыночных процессов. Опаснее всего то, что неплатежи противоречат самой цели рыночных реформ, затрудняют переход к рынку, повергая экономику, которая уже не является плановой и еще не является рыночной, в ситуацию, когда уже отключены старые и еще не включены новые рычаги регулирования. Такая ситуация может нести в себе немалые экономические и социально-политические бедствия и опасности.

Задачи работы:

1. Описать состояние платежной системы российских предприятий с 1990-х годов

2. Указать возможные причины и ситуацию с неплатежами сейчас

Цель работы:

Целью исследования является выявление теоретических основ и закономерностей возникновения и распространения просроченной задолженности в экономике и смоделировать показатель объема неплатежей методами эконометрики и дать краткосрочный прогноз.

Глава 1. Ситуация в России

1.1. Проблемы сбоев в становлении рыночной экономики России.

1992-1998гг

Проанализируем основные факторы, обуславливающие неплатежеспособность предприятий в нынешних условиях, иными словами причины острой нехватки средств в наиболее ликвидной форме для погашения просроченных долгов. Корни данной проблемы - в слабой проработке вопросов развития микроэкономики (на уровне предприятий) в переходный к рыночным отношениям период, особенно финансовых и ценовых аспектов перехода, порядка учета затрат на производство, системы налогообложения, а также организации и планирования коммерческо-финансовой деятельности предприятий различного типа, форм и методов ее регулирования со стороны государства.

Зачастую этот феномен пытаются объяснить периферийными производственными причинами задержка банковских расчетов, неразвитость платежных инструментов, несвоевременность бюджетных выплат, отвлечение средств на торгово-посреднические и валютные операции и т.п.. Между тем кризис платежей как системное, общеэкономическое явление наблюдался во всех странах Восточной Европы, переходящих к рынку, но не имел место в рыночных экономиках государств Латинской Америки и Азии, несмотря на присутствие в них всех вышесказанных проблем и на неразвитость инфраструктуры. Логично, таким образом, предположить: перечисленные проблемы для объяснения кризиса недостаточны [11].

В основе кризиса платежей, согласно предложенному подходу, лежит государственное финансирование производства при свободных ценах. Всеобъемлющее государственное финансирование включает кредитную эмиссию Центробанка коммерческим банкам для кредитов предприятиям, бюджетные инвестиции, льготы и т.д., а главное, означает пассивное покрытие государством производственных затрат предприятий. Госфинансирование обуславливает процесс постоянного вменения государству расходов предприятий, прежде всего через механизм взаимных кредитов и долгов предприятий, создающий перманентный кризис платежей. Вот почему свободные цены сущностно несовместимы с государственным финансированием.

Либерализация цен с 1 января 1992 года на большинство видов товаров и услуг привела к многократному их повышению, что в свою очередь при монополизме государственной собственности стимулировало невиданные темпы инфляции, принявшей форму инфляции издержек, которая характеризуется ожиданиями увеличения предстоящих затрат товаропроизводителями в условиях спада производства. Но при этом не были сделаны коррективы амортизирующего характера (с учетом инфляции) в порядок учета затрат на производство продукции.

Подведем небольшой итог из вышесказанного: после скачка цен в первом квартале 1992 года была вынужденно осуществлена дополнительная эмиссия платежных средств, в результате чего денежная масса выросла на 30%. В дальнейшем правительство и Центральный банк стремились проводить политику жесткого ограничения эмиссии. Сдерживание роста безналичной и наличной денежной массы стало одним из центральных моментов финансовой политики. Принятые меры дали определенный результат по значительному снижению роста инфляции в стране, однако одновременно породили кризис платежеспособности многих до той поры финансово устойчивых предприятий и организаций с последующим перерастанием в цепочку взаимных неплатежей.

В целом же не оправдался расчет на то, что освобождение цен и жесткие финансовые ограничения дадут возможность создать конкурентную хозяйственную среду и изменить мотивацию поведения государственных предприятий, что в конечном итоге и привело к кризису платежей.

Среди ведущих факторов, постоянно генерирующих кризис неплатежей, следует прежде всего назвать сложившуюся в условиях господства затратного механизма искаженную структуру затрат на производство. Высокий уровень материальных затрат вызывает у предприятий завышенные потребности в оборотных средствах для приобретения сырья, материалов, комплектующих изделий и энергии [8].

С другой стороны относительно низкий уровень заработной платы ограничивает покупательную способность, определяя уровень конечного потребления населением товаров и услуг. Диспропорция между возможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами по всей цепочке отраслей, порождающая инфляцию издержек, тоже создает условия для постоянного углубления кризиса платежей.

Другой, не менее важный фактор связан непосредственно с особенностями деятельности предприятий в условиях переходного периода. Монополизм, значительные отклонения в ценах у разных производителей, разбалансированность в объемах производства товаров и услуг в разных отраслях, отсутствие или недостаточное развитие информационной инфраструктуры, неразвитость других рыночных механизмов приводят к излишним необоснованным затратам. Это также завышает потребности предприятий в оборотных средствах, в результате чего запускается механизм, который приводит либо к нарастанию неплатежей, либо к сокращению производства. В процессе взаимодействия множества предприятий друг с другом названные проблемы накладываются одна на другую.

Можно утверждать, что нарастание волны неплатежей непосредственно связано с продолжающимся функционированием на рынке низкорентабельных и убыточных предприятий. Как правило на них материальные затраты особенно высоки. Эти предприятия либо сами становятся началом цепочки неплатежей, из-за отсутствия средств не расплачиваясь с поставщиками, либо становятся, подняв цены, причиной дополнительного роста материальных затрат у потребителей. В последнем случае причиной возникновения неплатежей вновь будет несоответствие цен, обусловленных завышенными затратами производителей и платежеспособным спросом. В нормальных рыночных условиях предприятие должно разориться и, таким образом, прекратить в дальнейшем возникновение неплатежей [7].

Условием возникновения постоянно прогрессирующей задолженности стало отсутствие реального механизма банкротства предприятий, что позволяет им задерживать платежи без каких-либо серьезных последствий. Пользуясь такой возможностью, отдельные производители видят в неплатежах своеобразный «щит» от условий рыночной экономики.

При изменяющихся чуть ли не ежедневно ценах и задержки платежей возникает временное положение, когда деньги за отгруженную продукцию еще не поступили, а предприятию необходимо иметь денежные средства, чтобы оплачивать сырье и материалы для следующего производственного цикла.

Чем больше этот временной лаг, тем сильнее потенциальная возможность срыва платежных обязательств предприятий. В нормальных условиях при незначительной инфляции, эффективность использования материальных ресурсов и нормальной рентабельности предприятия решает проблему с помощью привлечения кредитов под оборотные средства, либо пополняет их за счет прибыли. В нынешних сложившихся условиях большинство предприятий не может использовать данные методы. Низкорентабельные, а тем более убыточные предприятия не имеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит. Таким образом, потребность в кредитных ресурсах превышает, как правило, возможности предприятий по их оплате.

Нередко в начале цепочки неплатежей стоит государство, которое не сбалансировав доходы и расходы, задерживает оплату. Но государство, как самостоятельный сектор экономики, является не столько источником сколько такой же «жертвой» как и предприятия нефинансового сектора [4].

Таким образом, в стране идет постоянное увеличение несоответствия между реально обращающейся денежной массой и потребностью в оборотных средствах для обеспечения нормальной деятельности предприятий, начиная с закупки товара, сырья, комплектующих изделий и заканчивая продажей готовой продукции и своевременным возвратом банковских ссуд. Постоянно растут долги государства организациям и учреждениям бюджетной сферы. Оправдывается это недопоступлением платежей в бюджет, что во многом вызывается также кризисом платежей.

Из сказанного выше следует, что нет простого и однозначного решения, снимающего в короткие сроки проблему взаимных неплатежей с повестки дня. Она следствие многолетнего действия затратного механизма и неотъемлемая черта, характерная для периода адаптации затратной экономики к рыночным условиям. Полностью ее можно будет решить только с началом подъема экономики в условиях действия цивилизованного рынка, когда конкурентные условия заставят предприятия осуществлять ресурсосберегающую политику, а финансовая стабилизация приведет к существенному снижению уровня инфляции.

Преодоление платежного кризиса, демонтаж «пирамиды» просроченных задолженностей, прекращение тенденции бартеризации сделок остается одной из важнейших задач антикризисной политики. Переход к новой системе регулирования экономики создает возможности для ее решения [5].

Основные технологии преодоления кризиса неплатежей включают проведение взаимозачетов, рефинансирование коммерческих банков под учет векселей производственных предприятий, контроль за их обращением, организация эмиссии и обращения складских свидетельств и других разрешенных законом платежных инструментов. Кроме того, учитывая масштаб проблемы неплатежей и бартерных операций, а также тенденции регионализации рынка, целесообразно принять специальные меры по централизованной поддержке взаиморасчетов между предприятиями, испытывающими острый недостаток оборотных средств и информации о потребителях своей продукции. Эти меры могли бы включать осуществление секьюритизации просроченной задолженности и создание специальной инфраструктуры обращения долговых обязательств и поддержки расчетов между предприятиями. При этом важно совместить решение проблемы неплатежей с расширением предложения отечественных товаров и активизацией спроса на них.

1.2. Стратегии нахождения мер противодействия

Потрясения, обусловленные массовыми неплатежами, прочно вышли на первое место в ряду острейших проблем российской экономики. Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных оборотных средств предприятий, а также их амортизационных фондов.

Предлагаемые меры по преодолению платежного кризиса можно разделить на:

1) неотложные, которые могут быть реализованы сравнительно быстро и смягчить нынешнюю ситуацию с неплатежами;

2) стратегические, способные оздоровить положение российской экономики в целом.

К первой группе мер относятся следующие.

1. Проведение всеобщего зачета платежей и применение к должникам процедур, исключающих их пребывание на товарном рынке как низкорентабельных и убыточных.

2. Вексельное обращение (включая учет и переучет векселей предприятий банками) которое в состоянии смягчить дефицит платежных средств и частично заменить деньги средствами ограниченной ликвидности.

3. Создание постоянно действующего механизма проведения взаимозачетов предприятий в виде зачетных палат, в том числе использование процедур клирингового зачета на региональном и межрегиональном уровнях.

Предлагаемые меры призваны смягчить нынешнюю ситуацию в экономике России.

Стратегические же направления оздоровления денежно-финансовой ситуации в российской экономике видятся так.

1. Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, которые сделают финансирование реального сектора экономики не более рискованным и не менее выгодным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций и игра на валютно-финансовых рынках.

2. Жестко контролируемое отнесение основной массы эмиссии Центробанка на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений - на инвестиции и государственную поддержку ценовых паритетов.

3. Совершенствование законодательства о предприятиях и акционерных обществах, обеспечивающее эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны наблюдательного совета (совета директоров) с учетом соответствующего опыта развитых стран.

4. Достижение в России инвестиционного оживления - важнейшего фактора преодоления кризиса и прекращения спада производства. Один из принципиальных аспектов реализации такой цели - удержание капитала в стране, пресечение его по сути бесконтрольного вывоза за границу. При инвестиционном голоде в нашей стране мощный поток капиталов сейчас устремляется за ее пределы. В данной связи требуется активное государственное вмешательство, причем свободное от упований на всемогущество процентных ставок: если удерживать капитал только с их помощью, они станут настолько высоки, что вызовут не рост, а полный крах инвестирования.

5. Необходимость введения в действие неиспользованных крупных финансовых резервов государства и национального дохода. Речь идет о том, чтобы устранить чистые национальные потери в размерах более 10% валового внутреннего продукта, приходящиеся на положительное сальдо внешнеторгового баланса - утечку капитала и утечку природных ресурсов

6. Окончательное решение проблем финансирования предприятий после ликвидации системы взаимных кредитов и списания взаимных долгов достижимо на основе создания частных кредитных рынков, базируемых на восстановлении сбережений населения и возобновления их текущего потока.

Следовательно, главным направлением деятельности при преодолении кризиса платежей должны стать меры макроэкономического характера, направленные на расширение емкости внутреннего рынка, создание практически новой сбытовой системы, позволяющей промышленным предприятиям, а не торгово-посредническим организациям получать большую часть доходов от реализации продукции на создание условий для сдерживания роста издержек производства и пополнения оборотных средств.

Возникновение системы взаимных неплатежей, охватившей многие отрасли промышленности, предприятия, банки и другие субъекты экономической деятельности, является характерной особенностью современного состояния экономики России. Основное содержание различных систем взаимных неплатежей составляют просроченные дебиторские задолженности. Сложность проблемы заключается в том, что ее пространственно-временная сущность не позволяет использовать широко известные традиционные экономико-математические модели для анализа и решения. Многие известные макро- и микроэкономические модели ориентированы, как правило, на стабильно протекающие финансово-экономические процессы.

Решение проблемы неплатежей состоит из двух взаимосвязанных этапов:

1. выбор характерной структуры взаимных неплатежей, обеспечивающей экономически эффективный способ их погашения;

2. формирование наиболее эффективного способа погашения взаимных задолженностей.

Рассмотрим механизм клиринговых расчетов на примере вертикально интегрированной компании ОАО «Газпром», позволяющий рационализировать ее взаиморасчеты с предприятиями, связанными с газовой промышленностью.

Современные взаимоотношения между предприятиями ОАО «Газпром», предприятиями реального сектора и связанными с ними финансовыми структурами очень разветвленные, деньги зачастую должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает до нескольких месяцев, и все это время деньги находятся не в производственной сфере, а в банковской системе \.

Это происходит по той причине, что у предприятий, как правило, нет оборотных средств, достаточных для оплаты своего долга. Чтобы произвести платеж предприятие должно дождаться, когда какой-либо из его должников оплатит свой долг.

В свою очередь такие финансовые переплетения в несколько раз увеличивают время прохождения платежей и ведут к еще большему увеличению кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий, так как в результате свободные оборотные средства предприятий быстро исчерпаются и предприятия не смогут более выплачивать свои долги.

Очевидно, чем быстрее проходят платежи, тем меньше опасность кризиса платежей. Следовательно, хорошее решение проблемы взаимозачета долгов, причем качественно отличное от имевших место ранее, является первоочередной задачей, позволяющей перераспределять финансовые средства предприятий от обслуживания долга - на производство продукции.

При реализации даже небольшого зачета требуется масса отдельных договоров, согласований и прочих документов. При этом разработанные схемы зачетов далеко не всегда являются эффективными. Причина в отсутствии полной информации и большом количестве фирм-посредников, участвующих в зачетных схемах.

Решением этой проблемы должно стать создание Клирингового центра ОАО «Газпром», основными задачами которого будут являться:

1. ускорение и оптимизация расчетов за поставленный газ с дебиторами ОАО «Газпром»;

2. увеличение оборачиваемости собственных средств предприятий ОАО «Газпром»;

3. рационализация использования временно свободных ресурсов банков, способствующих проведению клиринговых расчетов, в том числе на кредитование оборотных средств предприятий;

4. сокращение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ОАО «Газпром».

Решению задачи будет способствовать межбанковский клиринг, как система безналичных расчетов, основанная на зачете встречных требований и обязательств участников расчетов, которые в результате зачета погашаются и завершаются платежами на разницу между суммой обязательств и (или) требований.

Любой вертикально интегрированной компании, в том числе ОАО «Газпром», необходим постоянный мониторинг финансовой деятельности своих предприятий, а также иных подконтрольных предприятий, в частности мониторинг осуществляемых ими платежей.

Мониторинг платежей в режиме реального времени, управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий ОАО «Газпром» должно осуществляться Клиринговым центром ОАО «Газпром».

Клиринговый центр должен осуществлять следующие информационно-управляющие и финансовые функции:

1. сбор, обработку и оперативное представление информации о движении финансовых потоков;

2. взаимозачет платежей участников расчетов на клиринговой основе и оптимизацию налоговых отчислений;

3. консолидацию финансовых ресурсов и контроль за их целевым использованием;

4. оперативный контроль за денежными оборотами подведомственных предприятий;

5. управление дебиторской и кредиторской задолженностью подведомственных предприятий;

Клиринговый центр ОАО «Газпром» должен осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, участвующих в зачетных схемах с предприятиями ОАО «Газпром». При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности будут выявлены предприятия - потенциальные банкроты в связи с большим объемом дебиторской задолженности, а, следовательно, и с возрастающим уровнем кредиторской задолженности. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности показывает, что трудности предприятия связаны с единственным фактором - неплатежами дебиторов данного предприятия, то в этом случае предприятие может быть прокредитовано КБ «Газпромбанк», либо другим банком в залог акций (или иной доли участия в деятельности предприятия). При этом если дебиторы предприятия участвуют в клиринговых расчетах, проводимых Клиринговым центром ОАО «Газпром», то задолженность предприятия может быть погашена и предприятие превращается из потенциального банкрота в финансово-устойчивое предприятие. При многократном проведении расчетов предприятие может быть выведено в инвестиционно привлекательное для ОАО «Газпром». Если такая ситуация будет выявлена при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то вопрос о кредитовании может быть заменен на вопрос о покупке акций (или иной доли участия в деятельности предприятия).

Схемы кредитования или приобретения доли участия в деятельности предприятий определяются Клиринговым центром ОАО «Газпром» в ходе осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Описанная технология работы Клирингового центра ОАО «Газпром» выгодна всем перечисленным ниже участникам расчетов:

1. Администрации ОАО «Газпром», так как кроме указанных выше преимуществ она получает возможность:

· снизить управленческие затраты на сбор и обработку данных о движении финансовых потоков в компании;

· оперативно получать аналитические формы и формы отчетности, необходимые для проведения управленческого учета, планирования и прогнозирования движения финансовых потоков в компании;

2. упорядочить оборот денежных средств в компании и уменьшить за счет этого текущие расходы.

3. Предприятиям ОАО «Газпром», так как позволяет им уменьшить задолженность и ускорить получение денежных средств (им выгодно предоставлять в Клиринговый центр ОАО «Газпром» информацию обо всех платежах, в том числе планируемых, поскольку в системе клиринга они могут пройти даже при отсутствии средств на счете из-за наличия встречных платежей).

4. Банкам, участвующих в клиринговых расчетах, в том числе КБ «Газпромбанк», поскольку они получают возможность:

· ускорить прохождение платежей своих клиентов;

· создать центр межфилиальных расчетов.

Таким образом, для организации проведения указанных выше процедур необходимо, чтобы все предприятия ОАО «Газпром» и предприятия реального сектора, участвующие в поставках продукции предприятиям ОАО «Газпром», стали участниками Клирингового центра ОАО «Газпром», а также у всех предприятий должны быть открыты счета в КБ «Газпромбанк», который выступит в качестве оператора проведения предлагаемых зачетных схем.

Пока очень немногие российские промышленные предприятия умеют обеспечить финансирование своих активов по приемлемым ценам, большинство же финансируют деятельность тем, что попадется под руку, не задумываясь о возможных последствиях. А все в условиях рынка имеет цену и задержка выплаты налогов (самое дорогое финансирование), и кредиты поставщиков (поставки с отсрочкой платежа), и собственный капитал. и. тем более, банковские кредиты. Даже задержка выплаты зарплаты. И это далеко не самое дешевое финансирование, хотя как бы и бесплатное. Ведь задержка зарплаты - это потеря самого квалифицированного персонала. Но, к сожалению. далеко не все руководители российских предприятий согласны с тем. что квалифицированный персонал - это самый ценный и самый дорогой ресурс в предпринимательстве. Незаменимых людей нет (!) - говорят они и быстро теряют производственную и технологическую культуру, а вместе с ней и конкурентоспособность Культура в данном контексте - это не чистота в цехе, а система ценностей, общепринятых принципов и правил поведения, преемственности опыта, навыков и умений.

.

Вторая особенность российских условий в том, что сегодня большинство руководителей промышленных предприятий воспринимают инвестиции со стороны как бесплатные или дешевые деньги для насущных нужд и немного по целевому назначению. Переход к рыночному распределению ресурсов с использованием для этого, главным образом, нерегулируемых цен при высоко концентрированном производстве привел к закономерной инфляции. Структурные изменения в потреблении сделали ненужными почти 50% производственных мощностей. А борьба с инфляцией исключительно монетарными методами сделала проблему платежей для многих предприятий почти неразрешимой. Просто нет платежных средств. Следствием этого явилась почти полная потеря промышленными предприятиями собственных оборотных средств. Это стало главной проблемой. Практически все руководители пытаются решать эту проблему известными им старыми способами: поиском денег, где угодно и независимо от их цены и условий привлечения. Очень немногие из них рассматривают возможность радикального пересмотра способов ведения бизнеса, целенаправленного снижения затрат и увеличения продаж [9]. Следовательно, инвестиции со стороны воспринимаются как способ профинансировать то, что есть, а по существу, они нужны для содержания огромного излишнего производственного аппарата и крайне неэффективной социальной сферы. Собственные скудные инвестиционные ресурсы почти полностью уже направлены на эти цели. Никто из руководителей серьезно не задумывается над проблемой возврата денег, а следовательно, по поводу эффективности их использования или возможности получения дохода от капиталовложений. Риски инвестирования в этих условиях многократно возрастают, но почти непреодолимыми их делает специфическая структура распределения акционерной собственности на промышленных предприятиях, полученная в наследство от принятых схем приватизации.

1.3. Кризис ликвидности

Структурная перестройка экономики четко обозначила еще одну проблему, которая влияет на привлечение промышленными предприятиями финансовых источников на фондовом рынке, а именно, проблему неплатежей российских предприятий. Одним из методов преодоления проблемы взаимных неплатежей стал метод формирования займовых операций, характеризующий документарное оформление неплатежей в виде долговых и корпоративных ценных бумаг [1].

Существует три аспекта негативного воздействия неплатежей на процесс формирования заемного капитала предприятий с резко упавшей рентабельностью:

1. уменьшение «степени свободы» коммерческих организаций из-за прямого сокращения ликвидных финансовых ресурсов;

2. ухудшение финансового состояния коммерческих организаций и -- как следствие -- уменьшение возможностей привлечения внешних кредитов и инвестиций;

3. уменьшение налогооблагаемой базы и сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

В этих условиях увеличение задолженности стало основным средством поддержания падающего уровня добавленной стоимости и заемных средств коммерческих организаций (переуступка долгов). Предприятия увеличивают кредиторскую задолженность быстрее дебиторской [12]; образующееся при этом сальдо можно интерпретировать как дополнительные «доходы», которые компенсируют реальное падение добавленной стоимости.

Проблема взаимных неплатежей предприятий в настоящее время более локализована и структурирована. Она стала носить, скорее, качественный характер и затрагивает отде и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.