На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История благотворительности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 


Введение

 
     Актуальность. Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.
       Осуществление благотворительности – частное  и добровольное дело конкретного  человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.
       Альтруизм и сострадание – необходимые  условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.
       В общем случае благотворительность  представляет собой помощь другим лицам  за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.  

     Благотворительность, как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Сострадательное отношение  к бедным и увечным, различные  простейшие формы благотворительности  входили в обычаи восточных славян еще в VII-VIII вв. Среди основных направлений социальной помощи в Киевской Руси в IX в. значительное место принадлежало княжеской благотворительности. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей как раздача милостыни, кормление нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек. Это определяет актуальность изучения  княжеской  благотворительности на Руси. Многие князья  вносили свой вклад в становление благотворительности не только будучи частными благотворителями, но и устанавливая законодательно различные благотворительные порядки.
     В целях упорядочения благотворительности  в 996 году Великий князь Владимир Святой издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под  покровительство церкви.
     Необходимо отметить, что, несмотря на дальнейшее развитие благотворительности в Росси, расцвет её пришелся на времена Киевской Руси и Великого князя Владимира Святого, которого за его многочисленные благие дела канонизировала православная церковь. 
       С 2005 года третий сектор России увеличился по оценкам различных экспертов в 6-8 раз. Сегодня в России  по данным Госкомстата на 01.01.2009 действует около 480  тысяч некоммерческих организаций, около 22%  из них занимаются социально ориентированной деятельностью, 5 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около 2% трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов. Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений около 15 млрд. рублей из внебюджетных источников. Для огромного числа граждан нашей страны благотворительные организации являются местом, где они находят безвозмездную помощь, поддержку и финансово доступные услуги [6, c.39].
       Государство, будучи заинтересованным в поддержании  устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления и решения социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.
       В условиях реформирования экономики и развития различных форм собственности требуют серьезной реорганизации управленческие структуры социальной сферы, системы социальных учреждений и служб. Научные исследования, международные и российские научно-практические конференции, сессии, которые проводят различные ассоциации (менеджеров России, социальных работников и др.), профессиональные союзы и объединения, свидетельствуют о том, что ученые и практики ведут огромную работу по изучению опыта российской благотворительности и социальной ответственности бизнеса.
       Создаются формальные и неформальные объединения  различных фондов и организаций, способных оказывать значительную помощь в решении социально значимых проблем: Союз благотворительных организаций  России, Национальная ассоциация благотворительных организаций и многие другие.
       Однако  для активного развития благотворительной  деятельности и ее эффективного участия  в социальной политике государства  существует несколько серьезных  препятствий. Главные из них - неблагоприятная  для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная государственная позиция по отношению к благотворительности, негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за длительный советский период утратило представление о милосердии как неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества. Преодоление этого противоречия возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.
     Изучение  основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.
                                                                                                                         Степень научно - теоретической разработанности проблемы.
     Изучение  данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Они считают, что размаху благотворительной деятельности способствовали не только "накопление капитала, что создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности, но и поощрительное законодательство". Однако, на наш взгляд, и В.А.Сущенко, и Л.В. Бадя очень сильно идеализируют деятельность отечественных предпринимателей. "Являясь в большинстве своем капиталистами и по рождению, и по роду занятий, они сумели подняться над узкоклассовыми интересами определенных социальных групп и сознательно действовали для достижения общих целей. 

       Об истории становления социальной  работы в России писали Фирсов  М.В. (серия исследований по истории  социальной работы в России), В.И.  Курбатов учебник «Социальная  работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева.  Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов [8, c.41].
     Правовую  базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают  следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.
     Основы  организации социальной защиты населения  рассматриваются в трудах таких  авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.
     Основные  направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.
       Теоретическую и методологическую  основу курсовой работы составили  работы отечественных авторов  Дурасановой и Годунского.  В  работе использовался исторический  подход. А так же были  проанализированы интернет источники// kapital-rus.ruarticles/article/174076 // и др. . Нельзя необратить внимание на следующие противоречия.
        Противоречие между:
-с  одной стороны, необходимостью создания более эффективной системы социальной защиты и развития социальной благотворительности.   
--с  другой стороны недостаточным вниманием, которое уделяется изучению и использованию исторического опыта российской благотворительности отечественных традиций благотворительной деятельности.
 Исходя  из данного противоречия можно  выделить проблему.
     Проблема. Заключается в недостатке изученности благотворительности в современной России.
     Объект  исследования: Возникновение российской благотворительности сходство и различия.
     Предмет исследования: Благотворительность в современной России.
     Цель: Изучение истории и современности  благотворительности в России.
     Задачи  работы:
     1. Изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
     2. Рассмотреть историю развития благотворительности в России;
     3. Изучить современное состояние благотворительности
     4.Проанализировать влияние благотворительности на социальную работу.
 

1. История  благотворительности  в России

1.1. История развития княжеской благотворительности

 
       Осуществлять  благотворительность значит “творить благо”. Понятие “творить благо” всегда будет оставаться непостоянным и  неоднозначным. Даже в одном социуме  официальная трактовка “благотворительности” в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.
       Общепринятое  определение благотворительности  формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом как правило не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.
       Осуществление благотворительности – частное  и добровольное дело конкретного  человека, поскольку это связано  с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.
       Альтруизм и сострадание – необходимые  условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени  присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.
       В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом [6, c.35].
       На  Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.
       В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились  здания XVII в., в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную  помощь.
       Первая  гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки. Больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей, в том числе и здание ртищевской больницы.
       Москва  исстари была не только городом с  “сорока сороками” церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми  улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. В Москве, принимавшем тысячи нищих со всей России, в прошлом веке не было голодных смертей, что большинство бездомных находило себе ночлег в приютах, богадельнях, ночлежках. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния, другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия.
       Христианство, призывавшее людей к любви  и милосердию, упав на благодатную  почву, стало государственной религией [12, c.48].
       Распространение в большинстве стран Европы христианской религии определило существенное изменение  социального отношения к нетипичным людям в эпоху Средневековья, феодализма. Наблюдалось появление  двух специфических моделей восприятия человека с ограниченными возможностями, прогнозирования его жизненного сценария. В рамках первой модели любое отклонение в индивидуальном развитии расценивалось как проявление воли Всевышнего, который наказал людей за их грехи или за грехи предков. Во втором случае психически и физически нетипичные люди считались «детьми Бога», на которых снизошла его благодать. В этом случае они причислялись к лику святых и окружающие с благоговением прислушивалась к их часто бессмысленному лепету, бормотанию, речам как к пророческим. Данное отношение сохранилось в ряде стран до наших дней. Например, в Израиле ребенок с синдромом Дауна воспринимается как посланник Бога. Церковь поддерживала данные модели социального отношения, предписывала безропотно относиться к инаковости, юродству, неполноценности и не пытаться исправить божью волю. Все попытки преодолеть дефективность, или начать изучать этиологию и специфику нарушений развития, преследовались священниками. Поэтому жалость к нетипичным людям не шла дальше привлечения пожертвований на их призрение.
       Если обратиться к истории государства российского, то, начиная с Х в., социальная помощь власть предержащих стала  расширяться. Так, князь Киевский Владимир призывал к своему двору всех нищих  и убогих, чтобы они могли взять  для себя «всяку потребу, питие и ядение», а своим приближенным наказывал развозить на телегах хлеб, мясо, рыбу, мед, квас по местам, где жили больные и нищие, не могущие ходить. Кроме того, ему приписывается учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей; богаделен, больниц, странноприимных домов. Данная традиция была продолжена не только многими последующими русскими правителями (Александр Невский, Глеб Ростовский, Димитрий Донской, Иоанн Данилович (по прозванию Калита), Константин Мудрый, Михаил Ярославович), но и священнослужителями (Антоний, Ефрем, Преподобный Феодосий Печерский).
       Законом общественного призрения считается  духовная заповедь Владимира Мономаха своим детям (1114 г.), где он завещает им три деяния: покаяние, слезы и милостыня. Именно благодаря милостыням, пожертвованиям почти при всех церквях на Руси существовали богадельни, приюты; в городах устраивались убогие дома, Божьи дома, скудельницы. Каждый приход имел свой «Комитет по социальной защите» прихожан в виде попечительства. Попечительства ставили своей задачей не только оказание материальной помощи малоимущим семьям прихода, призрение подкидышей, детей-сирот, убогих, инвалидов, но и создание сети церковно-приходских школ. Сам факт крещения Руси, принятие ею христианства, выступило своеобразным фундаментом системы образования как фактора социальной интеграции. Началось строительство монастырей, церквей, которые представляли собой очаги грамотности, так как монахи занимались переписыванием священных книг и составлением летописных сводов [19, c.51].
       В целом, Киевская Русь, не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, получила и приняла фактически готовую византийскую систему монастырской благотворительности. Христианство дополнило и усилило достижения духовной жизни славян, заменив языческую форму их выражения более цивилизованной и культурной. Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное отношение к инвалидам, обогащенное христианскими идеалами милосердия и добродеяния, в дальнейшем оформилось в устойчивую национальную традицию. Отрицательным моментом являлось то, что княжеская благотворительность в Древней Руси носила частный характер и во многом зависела от личностных качеств мецената. Отличительной чертой благотворительности выступала ее безадресность, «слепое» пожертвование.
       По  свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого  периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное».
       В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как  отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо» [2, c.46].
       Святослав Киевский (1194—1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал  и нищих. Обычай достохвальный: тогда  не было праздника для богатых  без милости для бедных».
       Владимир  Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».
       Иван  Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».
       Таким образом мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцею и душою».

1.2.  Благотворительность правящих князей в императорской России

 
       Древнейшими формами благотворительности в  России были милостыня и призрение  нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность святого равноапостольного князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. Уставом 996 г. кн. Владимир поручал общественное призрение духовенству, этим же уставом просветитель Руси определил десятину на содержание монастырей, храмов, богаделен и больниц. Вел. кн. Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей. Нишелюбие было характерно также и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался кн. Иоанн Данилович Калита, в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. О необходимости быть нищелюбивым и сострадательным к бедным записано в «Домострое» — сборнике XVI в., содержащем предписания в отношении бытовой жизни рус. народа.
       В XVI в. начала складываться система государственной  благотворительности Стоглавый  Собор 1551 г. постановил в каждом городе создать муж. и жен. богадельни «для прокаженных и престарившихся», а работоспособных нищих — заставлять трудиться. В 1670 г. был учрежден приказ для строения богаделен, отнесенных к ведомству Патриаршего дома. По мере того как русское правительство знакомилось с порядками в Западной Европе, оно задавалось мыслью об устройстве в России благотворительных учреждений по образцу европейских. Царь Феодор Алексеевич в своем указе перечисляет всевозможные благотворительные учреждения «еуропских стран» и ввиду этого предписывает, отобрав в Москве «увечных людей от притворных нищих», первых поместить в двух «шпитальных», а «здоровым лентяям дать работу» [12, c.42].
       Попытку организации государственной благотворительности  предпринял Петр I. С одной стороны, он принимал строгие меры против «ленивых прошаков», приказывал их бить батогами, водворять на место жительства, возвращавшихся к своему промыслу ссылать на каторгу, запрещал подаяние милости под угрозой денежного штрафа. С др. стороны, Петр требовал повсеместного устройства по губерниям «гошпиталей», т. е. приютов для всякого рода призреваемых, заботился о размещении инвалидов по монастырям и приказывал строить в городах, на церковных дворах, приюты для «зазорных» детей. План Петра о повсеместном устройстве благотворительных учреждений был до известной степени осуществлен императрицей Екатериной II. В 1763 г. указом императрицы в Москве был создан Воспитательный дом, который должен был существовать на частные пожертвования. Сразу же после опубликования манифеста о создании приюта Святейший Синод объявил о сборе средств. Императрица внесла 100 тыс. р., самым крупным вкладчиком в строительство и содержание Воспитательного дома стал П. А. Демидов, на средства которого были основаны коммерческое училище при Воспитательном доме и пансион при Московском ун-те.
       Дальнейшие  усилия императрицы Екатерины по «пристройству безумных» и созданию в каждой из 26 епархий Русской Церкви по 1 богадельне являются подготовительными мерами для систематической организации общественного призрения, основание которой было положено указом 7 ноября 1775 г. об «учреждениях для управления губерниями». В состав новых губернских правлений должен был входить приказ общественного призрения, на который возлагалась забота об устройстве народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов. В основе деятельности приказов общественного призрения лежали 3 принципа: самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения и обеспечение их денежными средствами. Каждому приказу было отпущено 15 тыс. р. с правом отдавать эти деньги под залог имений. В 1840 г. капитал приказов общественного призрения равнялся 25 млн р., в их ведении состояли 793 благотворительных учреждения с более чем 150 тыс. призреваемых. Ко времени правления имп. Екатерины II восходит первая попытка организации открытого общественного призрения (вне закрытых благотворительных заведений). Указ 1781 г. вменил в обязанность городскому магистрату С.-Петербурга определить «городового маклера», которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки приказа общественного призрения и деньги раздавать «бедным, не могущим собрать работою себе пропитание» [4, c.65].
       Параллельно и независимо от Ведомства учреждений имп. Марии действовала еще одна крупная благотворительная организация, имевшая филиалы во многих городах России, — Человеколюбивое общество, созданное в 1802 г. по инициативе имп. Александра I для оказания помощи бедным и нуждающимся. Первым попечителем общества стал кн. А. Н. Голицын, обер-прокурор Святейшего Синода, с 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения, при содействии которого в 1819 г. возникло Попечительное о тюрьмах благотворительное общество. Человеколюбивое общество существовало на частные средства. Крупные пожертвования на содержание домов призрения делал президент Московского попечительного комитета общества кн. С. М. Голицын. Кн. П. И. Одоевский передал обществу имение в с. Болшеве с 1130 крестьянами; там были открыты богадельня, училище для крестьянских детей, исправительный приют для девочек. Об-ву жертвовали земли и крестьян вице-президент Попечительного комитета А. Н. Бахметев, кнг. О. М. Кольцова-Мосальская, М. Ф. Чихачёв и др. В составе Человеколюбивого общества действовало Общество поощрения трудолюбия, созданное по инициативе княгине А. Н. Стрекаловой в 1863 г. для оказания помощи женщинам.
       Важным  направлением благотворительности в России было призрение раненых, больных и престарелых воинов и их семей. Имп. Екатерина II учредила в С.-Петербурге Инвалидный дом на 50 чел. В 1813 г. были заложены основы инвалидного капитала, который состоял гл. обр. из пожертвований имп. Марии Феодоровны и частных лиц, в 1814 г. он был передан созданному имп. Александром I «Комитету, Высочайше учрежденному на 18-й день августа 1814 г.» (с 1877 Александровский комитет) - прообразу Красного Креста. В кон. XIX в. инвалидный капитал составлял ок. 22 млн р.

1.3 Благотворительность в XIX- начале XX вв.

 
     XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.
     В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие  крупные пожертвования. Примерно в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей [7, c.18].
     В августе 1814 года общество было преобразовано  в «Императорское человеколюбивое  общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Впоследствии, при Николае II, в состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества» были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения. Многим деятелям Общества Александр I присваивал государственные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества носили именные знаки с девизом: «Возлюби ближнего как самого себя». Согласно статистике самого общества, за 100 лет его помощью воспользовались более 5 миллионов человек.
     В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское. В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский, к которому вслед за князем присоединились многие представители высшей аристократии. В 1897 году Николай II издал указ об отказе «принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные» [17, c.114].
     Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для  развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали  новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.
     В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности  было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах  к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).
     Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».
     К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и  уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства [23, c.78].
     Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета – таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.
     42 года отдал благотворительности  принц Петр Ольденбургский, основавший  в Петербурге первый ночной  детский приют. В течение жизни  объем его пожертвований превысил 1 миллион рублей [1, c.52].
     «Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись  практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».
     К концу XIX века благотворительность  в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей [4, c.118]]
     В конце века в среде состоятельных  промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные  галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
     Таким образом видим, что простые виды благотворительности, заключавшиеся почти исключительно в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Как свидетельствуют наши летописи, практиковались они отдельными “нищелюбцами”, из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли.
       Находясь  под влиянием только что воспринятого христианского вероучения, они охотно поучались религиозным великим  заповедям, главные из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как  самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть одного “единого из малых сих” и вообще, так или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не так вспомогательным средством общественного устройства, как необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.
       В последствии важную роль в развитии благотворительности играли Князья. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т.е. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.
       Новые и на этот раз несомненные признаки сосредоточения дела призрения в центральных государственных учреждениях обнаруживаются не ранее воцарения дома Романовых. Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит уже Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и основные вопросы призрения.
       Ко  второму десятилетию XX века достаточно развитое публичное призрение в России, в сущности, представляло собой ряд совершенно независимых и не соподчиненных учреждений и ведомств.
       26 апреля 1918 года был подписан декрет Совета Народных Комиссаров "О переименовании Народного Комиссариата государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения" Именно эта дата считается датой основания системы социального обеспечения в России.
       Говоря  об истории становления и развития социального обеспечения в России в после октябрьский период и  социальной защиты в наши дни, нельзя забывать о том, что в России параллельно с системой общественного призрения, переросшей позже в систему социального обеспечения, развивалось обязательное социальное страхование.
 

2 Благотворительность и социальная работа.

2.1. Основные функции благотворительности в современном российском обществе

 
       Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:
    экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
    социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
    рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
    общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
    политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
    маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе [14, c.58].
       Цель  благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.
         Эта стратегическая цель благотворительной  деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:
    социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
    содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
    содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;
    содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
    деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
    содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
       На  основе обобщения, систематизации и  анализа зарубежного и российского  опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.
       Прежде  всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.
       Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.
       Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.
       Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.
       Устойчивость  благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников.
       Гибкость  благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий  оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.
       Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций.
       Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.
       Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является  доступность  предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции [6, c.51].
       С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов.

2.2 Проблемы развития благотворительности  в России

 
     В новых экономических условиях идет процесс формирования многоукладной  системы социальной защиты, в которой  должно быть место различным ее организационно-правовым формам, позволяющим эффективно решать современные проблемы социальной сферы. Термин "социальное обеспечение", так же как в свое время и термин "общественное призрение", выходит из обихода. Он больше не используется в названии учреждений социальной защиты, и роль социального обеспечения как непосредственно государственной формы социальной защиты в ее общем объеме снижается. В то же время возрастает значение таких организационно-правовых форм социальной защиты, как социальное страхование, адресная социальная помощь и различных организационно-правовых форм социальной защиты частного характера. Вместе с тем понятие "социальное обеспечение" является родным и близким для работников современных учреждений социальной защиты не только как исторический символ, характеризовавший определенный этап в развитии системы социальной защиты в нашей стране, но и как одна из важных организационно-правовых форм развивающейся многоукладной системы социальной защиты [4, c.91].
     Возрождаемая  сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Художественная и научная общественность с чувством какой-то ностальгии призывает "новых русских" равняться на Мамонтовых и Третьяковых, хотя, кажется, сама мало верит в то, что они действительно (если не сегодня, то уж завтра точно) придут и выступят не в роли разыгрывающих свою карту спонсоров, а в роли подлинных благотворителей. Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.
     Сегодня в любом поступке большинство  ищет некий тайный смысл, подтекст. «Бедным помогаешь? Значит, в депутаты собрался. Театр спонсируешь? Не иначе  как актрису- любовницу завел», причина этому – нестабильность экономики, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» деньгами[6, c.91].
     Так, препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая  в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений. Поэтому всегда нужно иметь резерв, чтобы покрыть убытки. Это означает, что предпринимателю для благотворительности может просто не доставать оборотных средств.
     Еще одной проблемой является несовершенство законодательства, если бы в законодательном порядке было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в затраты предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований было бы гораздо больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели. Но из-за высоких налогов она практически не работает. Так, вместо того, чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия. Дело в том, что имущественные пожертвования облагаются налогом, и если, например, коммерческая структура хочет передать школе списанные компьютеры, то придется заплатить государству за свой порыв к милосердию.
     Также отрицательное влияние оказывает  такой фактор, как недоверие к  общественным организациям. Так как  все отчетливо помнят смутное  время перестройки, когда создавалось  огромное количество мошеннических предприятий. Сегодня благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи хотят быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, хотят видеть, кому они помогают.
     Немаловажную  роль в решении сделать пожертвования играют рекомендации родственников, знакомых, а также информация из объединений собственно предпринимателей (например, Ротари-клуб). Небольшое число предприятий имеет относительно устоявшиеся контакты с заведениями (главным образом, связанные с государственной опекой), которым оказывают регулярную помощь.
     Очень часто жертвователи предпочитают сами приобретать на свои деньги то, что  считают необходимым для нуждающихся. Так они обретают уверенность  в том, что выделенные на благотворительность  деньги никуда не пойдут на сторону. Некоторые предприятия оказывают не финансовую помощь, а бесплатно предоставляют свои услуги, имеющиеся в их распоряжении материальные ценности, товары, например: ставят школам рекламу бесплатно, передают в школу мебель, предоставляют церквям и монастырям саженцы, обеспечивают бесплатную охрану городских мероприятий (День города, 1, 9 мая)[7, c.48].
     Так, реальная ситуация мало способствует развитию благотворительной деятельности. И, наверное, из-за этого спонсорство  и меценатство сегодня в немалой степени определяются рациональными (или рационально формулируемыми) мотивами. Это - стремление вкладывать деньги непосредственно, минуя государственные институты, в те или иные непроизводственные сферы. Цели таких вложений могут быть различными - от реализации личных интересов или даже чудачеств, до создания дополнительной рекламы, снижения налогов, развития определенных областей науки или подготовки специалистов определенного профиля и качества. Даже если это и носит характер выполнения морального долга перед обществом, то в достаточно небольшой степени. Свое моральное обязательство удачливый бизнесмен как бы выполняет тем, что создает дополнительные рабочие места и платит налоги, перераспределяющие, таким образом, доходы в пользу общества в целом. Спонсорская деятельность предполагает определенную программу и обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.д. В некотором роде это финансирование либо с отдаленной выгодой, либо с заведомо рискованным результатом. Но все же - это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие.
     Но, тем не менее, несмотря на наличие  негативных факторов, у русских предпринимателей желание помочь есть и останется, поскольку это движение души русского человека.
     Одновременно, благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Феномен благотворительности касается таких основных смысложизненных общественных ценностей, как "общественная справедливость", "добро" и "зло". Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары [8, c.123].
     Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью благотворительности  в духе особо деликатного по форме  и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма и толерантности.
     "Я  должен помочь этим неимущим: построить для их детей здание школы, больницу, чтоб мои рабочие и их дети могли бесплатно лечиться в ней", - размышляет современный российский предприниматель. "Конечно, он наживается на нашем труде, обирает и грабит нас, не доплачивает нам за наш труд, - рассуждает рабочий, занятый на современной фабрике.- Но ведь я отлично помню, - продолжает размышлять он, - что до тех пор, пока он приобрел наше предприятие, нам месяцами не выплачивали зарплату, а если и делали это, то не деньгами, а продукцией фабрики. А теперь мы не только регулярно получаем зарплату, фабрика расширяется, мы и наши дети могут бесплатно лечиться в больнице, построенной нашим предпринимателем. Как же нам не благодарить его за это. Мы знаем, сколько безработных еще существует в городе". Такие и аналогичные суждения в отношении многочисленных фактов благотворительности и тех, кто их совершает, широко распространены в разных городах Российской Федерации.
     Так, благотворительность вносит весомый  вклад в решение проблемы социальной справедливости. Дело здесь заключается не только в том, что многомиллионные благотворительные акции существенно выравнивают уровни доходов, по крайней мере, в тенденции благотворителей, простых рабочих и служащих, но и, прежде всего в том, что они способствуют установлению в обществе принципов социальной справедливости.
     Подводя итог, можно сделать вывод, что  нынешний опыт благотворительных пожертвований  со стороны предпринимателей является преимущественно адресный. Они хотят  видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям свои услуги и материальные ценности.
     Ограниченное  участие в благотворительных  акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.
     Тем не менее, очень важно, что представители  коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса [5, c.197].
     Сама  деятельность общественных организаций  должна выглядеть для жертвователей  прозрачной.
     То  есть, несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно, современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества, и я считаю, что государство должно всячески стимулировать подобного рода деятельность[14, c.96].
     Что касается перспектив развития благотворительности  в России, то они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом  смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.
     Подъем  экономики, начавшийся в последние  годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.
     Кроме того, рано или поздно и перед  предпринимателями встанет вопрос "вечной жизни", что также должно позитивно сказаться на перспективах развития российской благотворительности. Также мне хочется заметить, что дети современных российских предпринимателей получают образование в лучших учебных заведениях мира, а культура, как известно, одно из престижных условий, заставляющих предпринимателей заниматься этой гуманной, подлинно человечной деятельностью.

2.3 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики

 
     В последние десятилетие XX века в связи  с произошедшими кардинальными  экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
     Появилась возможность создания российских благотворительных  фондов, которые специализируются в  различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.